С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются все дальше и дальше во времени, становясь для молодых поколений обычной историей. Сегодняшнему поколению все равно, что Отечественная война 1812 года, что Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов, потому что почти не осталось живых свидетелей, и в первую очередь ветеранов войны, для кого Великая Отечественная была частью их жизни и кто мог бы рассказать о великих сражениях Второй мировой войны из первых рук. Прошли годы, десятилетия, и Великая Отечественная война стала частью нашей общей истории. Память о тех событиях и людях, участвовавших в них, - вот все, что у нас, живущих в XXI веке, остается. Память великого народа о своих великих героях. Мы не ставим перед собой цели рассказать всю историю Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Мы лишь хотим бережно сохранить некоторые страницы истории Великой Отечественной, которые вписаны буквально кровью.
Уже в первые месяцы начавшейся Великой Отечественной войны, коллектив крупного московского завода №203 имени Орджоникидзе оказался в самом центре военных действий. Почувствовав на себе весь ужас и масштаб надвигающейся трагедии, он на долгих четыре года подчинил свое производство постоянно меняющейся ситуации на фронте.
Я выбрала данную тему для того, чтобы познакомить жителей города с его героями. Я хочу рассказать о тех героических поступках, которые совершили люди, действуя в тылу. Город должен знать своих героев.
Объект исследования: ОАО «Сарапульский радиозавод».
Гипотеза: «Действительно ли завод им. Орджоникидзе способствовал победе в Великой Отечественной войне?».
Цель: Исследование истории развития предприятия ОАО «Сарапульский радиозавод» в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Изучить литературу по предмету исследования.
2. Проанализировать историю возникновения радиозавода в г. Сарапуле. во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
3. Определить достижения работников Сарапульского радиозавода.
4. Выявить роль предприятия в участии в Великой Отечественной войне.
Свою славную биографию радиозавод начал в 1900 году в городе Санкт-Петербурге, буквально через пять лет после знаменитого изобретения Александра Степановича Попова. Основанный немецким подданным Отто Вельгельмовичем Треплиным, завод «К. Лоренц» успешно занимался производством телеграфно-телефонного оборудования. В 1914 году в связи с началом 1-ой мировой войны он был переведен в подчинение Главного Военно-Технического управления. Затянувшаяся 1-я мировая война заставила предприятие значительно увеличить свои производственные мощности. В этот период завод занимается производством телеграфных аппаратов типа «Морзе», форпостных телефонов и ремонтом огромного количества военной техники связи, поступающей непрерывным потоком с фронта.
Долгое время коллектив предприятия занимался изготовлением первых в стране автомобильных приемников «АИ-656» для лимузинов представительского класса. Его радиооборудование безотказно работало на Северном полюсе у знаменитых «папанинцев» и при рекордном перелете В.П. Чкалова и М.М. Громова из Москвы в Соединенные Штаты Америки.
В 1931 году за выдающиеся заслуги коллектива и успешное завершение первого пятилетнего плана в рекордные 2,5 года, «Московский электромеханический завод» был награжден орденом Ленина за №10.
Свою сарапульскую биографию московский завод № 203 начинает уже в первые месяцы Великой Отечественной войны. В условиях необыкновенно тяжелой ситуации, которая складывалась на фронте осенью 1941 года, Народный Комиссариат Электропромышленности СССР принимает важное решение, в котором говорилось: «Установить местонахождение Государственного Союзного ордена Ленина завода № 203
им. Г.К. Орджоникидже в г. Сарапуле.» Новым директором завода в Прикамье был назначен Николай Иванович Воронцов, работавший тогда начальником Главрадиопрома НКЭП1 СССР.
В обстановке идущих кровопролитных боёв за Москву, когда ее защитники, покидая столицу, маршировали в знаменитом параде по Красной площади, первые эшелоны завода № 203 прибывали в далекий Сарапул. За короткий период октябрь – декабрь 1941 года было вывезено практически все оборудование крупнейшего государственного предприятия. 120 тяжелогруженных вагонов, преодолевая ожесточенные налеты немецкой авиации, доставили в наш город более 900 единиц высококлассной производственной техники. Около полутора тысяч квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров Москвы составили основу нового предприятия.
Полная переброска столичного гиганта потребовала от местных властей коренной перестройки всей хозяйственной сети Сарапула. Выстроенная еще до революции электростанция была не в состоянии обеспечить новое производство, даже при условиях ее полного переключения только на нужды завода № 203. Отсутствие водоснабжения и канализации не давало возможности запуска целого ряда важных цехов, таких как гальванический и лакокрасочный. К моменту полной эвакуации завода планируемые для него здания оказались заняты прибывшими в город многочисленными госпиталями.
Первоочередной задачей, требующей немедленного решения, стало предоставление в срочном порядке необходимых помещений. Они были разбросаны практически по всему городу на внушительном расстоянии - от полутора до трёх километров. В общей сложности цеха эвакуированного завода занимали в городе примерно десять тысяч квадратных метров, и это против тридцати трёх тысяч имевшихся у него в столице. Многие были полностью непригодны для организации рабочего процесса: совсем не отапливаемые дощатые павильоны колхозного рынка; полусгоревшие, без крыши здания артели «14 лет Октября»; ветхие и пропитанные солями помещения кожкомбината, служившие раньше для хранения кож чумных животных. От радиозавода потребовался колоссальный объем непредвиденных ремонтно-строительных работ, которые они были вынуждены вести самостоятельно в очень короткие сроки, при отсутствии транспорта, строительных материалов, инструментов, квалифицированных рабочих и в условиях небывало холодной зимы 1941-1942 годов. Осознавая всю сложность трагических неудач советских войск на фронте, коллектив единственного в стране завода по производству танковой радиоаппаратуры, а также навигационных и радиопередающих устройств для истребительной авиации чувствовал необыкновенную ответственность за исход сражений на фронтах Великой Отечественной. В неимоверно тяжелых условиях уже в конце 1941 года эвакуированный в Сарапул завод № 203 смог выдать первую партию танковых радиостанций, собранных из комплектующих деталей и узлов, привезенных с собой из столицы.
И уже в феврале 1942 года, при недостатке тепла и остром дефиците электроэнергии, когда две трети его состава были новые неквалифицированные рабочие, предприятие начало массовое производство первой партии радиостанций к одному из символов будущей Победы – танку Т-34.
2. Достижения радиозавода.Уже в первые месяцы работы на земле Сарапула у «орджоникидзовцев» достаточно остро встал вопрос с подбором кадров. На завод в большом количестве пришли местные жители и люди, эвакуированные в город из западных областей страны. В основном это были женщины, не знающие производство, и подростки, многие из которых не доставали даже до рукояток токарных станков.
Требовала решения и другая проблема. Для полноценного выпуска продукции стало недостаточно электроэнергии существующей в городе электростанции.
Несмотря на все имеющиеся у завода трудности, в 1942 году его коллектив включился социалистическое соревнование среди предприятий Наркомата электропромышленности СССР. Месяц за месяцем, набирая темпы, в июне завод № 203 перевыполнил программу месяца на 109%, завоевав свою первую награду времен Великой Отечественной войны: 3-е место во Всесоюзном соцсоревновании.2 Это обстоятельство, несомненно, воодушевило коллектив. Программа июля, а впоследствии и августа была выполнена на 110%, и заводу было присвоено уже 2-е место.
Фактически живя на производстве, заводчане трудились под знаменитым лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Газета «Красное Прикамье» 5 сентября 1942 года писала: «Комсомолец тов. Ванюханов является одним из лучших производственников завода, выполняя нормы на 400-500 процентов; бывают периоды, когда он сутками не выходит из цеха и дает по 8-9 норм за рабочий день».3 В сложных условиях работы в 1942 году завод № 203 им. Орджоникидзе дал фронту свыше 24993 единиц своих изделий. ИТР внесли 189 рационализаторских предложений, от внедрения которых коллектив получил экономию в сумме 6,5 миллиона рублей.
Лучшие работники за годы войны дважды награждались орденами и медалями СССР: в 1944 году – награждены 30 человек, в 1945 году – 80 человек. Ордена Ленина удостоены 5 человек, ордена Трудового Красного Знамени – 16 человек, Ордена Красной Звезды – 27 человек, ордена Знак Почета – 41 человек.
3. Вклад Сарапульского радиозавода в победу в Великой Отечественной войне.1942 год для эвакуированного в Сарапул завода № 203 стал годом восстановления производства, основной технической задачей которого явилось достижение довоенного количественного уровня выпускаемых изделий. В течение этого периода радиозаводчанам удалось не только наладить производство, но и усовершенствовать ряд существующих изделий.
Учитывая, что завод № 203 являлся уникальным предприятием по производству навигационной, танковой радиоаппаратуры и радиопередающих устройств для истребительной и штурмовой авиации, Государственный Комитет Обороны страны поставил перед коллективом задачу восстановления производств именно этих объектов: передатчика «Орел» (РСИ), радиостанции «Тапир» (9Р), радиополукомпасов «Чаёнок» (РПК-2), а также авиационного радиоприемника «УС»
Первая эксплуатация заводской аппаратуры на фронтах Великой Отечественной войны выявила в ней новые тактические требования. В свете поставленных задач отдел главного конструктора завода №203, возглавляемый С.А. Смирновым, прежде всего ориентировался на усовершенствование и упрощение серийной аппаратуры с минимальным количеством вновь изготовленного инструмента.
На протяжении всего года они напряженно трудятся по умощнению авиационного передатчика «Орел». Подвергнув его коренной переработке, опытную партию в количестве 25 штук завод выпустит лишь в сентябре 1943 года. Зато за текущий период 1942 года заводчанам удается разработать два совершенно новых образца радиополукомпасов-отметчиков «Пчела» и «Москит». Последний уже в январе 1943 года проходил летные испытания в действующих частях Советской армии.
В самый разгар апреля 1942 года на завод № 203 пришло радостное сообщение: «За разработку радиополукомпасов для ночного самолётовождения «Чайка» и «Чаёнок» начальник лаборатории Владимир Флорианович Волков4 был удостоен правительственной награды – звания лауреата Государственной Сталинской премии». С 1943 года являлся начальником лаборатории по созданию радиоизделий боевой авиации (до конца войны было разработано 7 новых и модернизированных конструкций). В ноябре 1945 года переведен в Москву в технический отдел Наркомата электропромышленности СССР и назначен ведущим инженером по электро- и радиооборудованию самолета В-4. Волков стал первым и единственным обладателем столь высокой награды в нашем городе.
По этому поводу директор завода Н.И. Воронцов5 собрал срочный митинг. Учитывая напряженность производственного графика, на нем присутствовали лишь инженерно-технические работники, главным образом административного корпуса, и рабочие цеха №8, те, кто непосредственно был занят выпуском радионавигационной аппаратуры. И практически сразу после этого знаменательного мероприятия В. Волков и монтажер завода А. Иноземцев были направлены в срочную командировку. По заданию ГК НИИ ВВС им предстояла поездка в действующее подразделение штурмовой авиации Западного фронта, где впервые планировалась отработка применения радиополукомпасов «Чаёнок» на штурмовиках ИЛ-2 и ИЛ-10.
Оказавшись в самом центре военных действий по защите Москвы, в районе города Козельска, заводчане на себе почувствовали весь ужас и масштаб идущих боев. Буквально под артиллерийским обстрелом и постоянными налетами немецкой авиации, когда в небо поднималось до 60 вражеских самолетов, они проводили установку своего изделия. Прямо во фронтовой землянке занимались обучением летного и технического состава боевой части.
Учитывая, что первая партия новой аппаратуры состояла всего из 20 комплексов, ее устанавливали лишь на самолеты командного звена, да и то по одной на три машины. «Интерес летчиков к навигационному прибору, особенно после его опробования по местной приводной радиостанции, был огромен. В них появилась уверенность в правильном самолетовождении, какая-то молодецкая удаль, и они уже не мыслили своих дальнейших боевых вылетов без нашего «Чаёнка», - с гордостью вспоминал позже Владимир Флорианович. Командные части, весь летный состав, имевший на своих машинах РПК-10, подготовили ВВС положительный отзыв, и на завод В. Волков уезжал с теплым чувством выполненного долга, осознания личного вклада в разгром немецких захватчиков.
По дороге домой он заехал в Москву, где наконец получил свою Государственную премию, которую ему лично вручил министр образования СССР С.В. Кафтанов. Из указанной ему суммы 7000 рублей Владимир Волков сразу же перечислил в Фонд обороны страны. Оставшиеся 1500 рублей, по мнение лауреата, для него уже не имели большого значения, так как пуд картошки на сарапульском рынке стоил тогда 600 рублей. Важна была оценка проделанной работы и результат, что за годы Великой Отечественной войны спас не одну солдатскую жизнь.
В те военные годы, пожалуй, и зародился тот особый характер, что всегда отличал работников уже Сарапульского радиозавода имена Орджоникидзе: стремление не просто механически выполнить задание, но и проявлять при этом творчество, изобретательность. Ставший ведущим предприятием в области танковой, авиационной и навигационной радиоаппаратуры, завод за годы войны не только не утратил свой творческий потенциал, а, напротив, в провинциальном городе создал новое поколение творческих работников, лидеров производства, технологов, конструкторов. При этом столичная заводская школа удачно совпала со стремлением бывшего уездного центра, каким был Сарапул до революции, со стремлением к формированию собственной культурной среды.
В ходе исследовательской работы я достаточно изучила, чтобы понять какую роль играл Сарапульский радиозавод в Великой отечественной войне. Без той аппаратуры, которую выпускал завод, не было бы связи внутри армии. Работники завода старались не только восстановить довоенное производство, но и усовершенствовать ряд существующих изделий.
Те, кто использовал аппаратуру Сарапульского радиозавода, оставляли только положительные отзывы и тем самым завод чувствовал осознанный вклад в разгром немецких захватчиков.
И сегодня без преувеличения можно сказать, что самоотверженный труд нескольких тысяч работников знаменитого ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени радиозавода стал примером настоящего подвига и несгибаемой воли в борьбе за свое Отечество.
Сегодня ОАО «Сарапульский радиозавод» - предприятие, имеющее все необходимые инженерно-технические и производственные структуры, где активно внедряется новая техника, передовые технологии и современное оборудование. Его коллектив по-настоящему гордится славной историей родного предприятия и дорожит высокой заводской маркой своих изделий.
Уходя своими корнями в сложную перипетию сменяющихся столетий, коллектив Сарапульского радиозавода продолжает и сегодня жить прочностью и силой своих многочисленных трудовых традиций. Каждый новый год его насыщенной жизни вписывает в трудовую летопись предприятия немало больших и малых событий, фактов, без сомнения заслуживающих внимания различного поколения работников завода.
Яркие производственные юбилеи всегда есть и будут важным поводом вспомнить, а главное сохранить многочисленные имена людей, трудом и умением которых создавалась знаменитая биография Сарапульского радиозавода.
1. Газета «Ваши 7 вечеров» в Сарапуле.
2. Газета «Искра».
3. «Сарапул» А. Шепталин.
5. http://srzudm.ru
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сарапульский_радиозавод
7. Материалы музея Сарапульского Радиозавода.
1 Народный Комиссариат электропромышленности СССР – центральный орган управления, осуществляющий руководство электротехнической промышленностью в СССР в период с 17 апреля 1940 года по 15 марта 1946 года.
2 НКЭП проводил Всесоюзное соцсоревнование по отрасли с вручением вымпелов предприятиям-победителям и значков отличникам соревнования.
3 «Ваши семь вечеров» в Сарапуле.
4 Волков Владимир Флорианович – радиоинженер, начальник лаборатории радиозавода им. Орджоникидзе.
5 Н.И. Воронцов – директор завода с сентября 1941 по январь 1943.