Цель: показать значение геометрии в моде и в одежде.
Задачи:
Узнать больше об искусстве М. Эшера.
Узнать про применение геометрии в русской традиционной одежде.
Узнать о применении геометрии в моде, найти примеры.
Результат проекта (продукт) – создание примера одежды.
Этапы проектной работы
№п/п |
Даты |
Основные этапы и краткое содержание проделанной работы |
Результат на каждом этапе. |
1 этап – подготовительный |
|||
1 |
Сентябрь |
Выбор темы. |
Планирование этапов работы и методов исследования. |
2 |
Сентябрь |
Изучение дополнительной литературы. |
Познакомиться с творчеством М. Эшера. Изучение значений рисунков в национальной одежде. |
3 |
Октябрь |
Изучение литературы в Интернете. |
Составление плана работы. |
2 этап – поисковый (исследовательский) |
|||
4 |
Октябрь |
Подготовка к проведению эксперимента |
Подготовка необходимого материала для проведения эксперимента по созданию одежды на бумаге. |
Ноябрь |
Проведение эксперимента по созданию эскиза одежды |
Создание эскиза. |
|
3 этап - аналитический |
|||
5 |
Октябрь |
Поиск примеров с геометрией М. Эшера. |
Изучение ассортимента с орнаментами в одежде. |
6 |
Ноябрь |
Составление презентации. |
Загрузка фото, создание слайдов, подписи к картинкам. |
4 этап – презентация полученного результата (продукта) |
|||
5 |
Ноябрь |
Выступление на школьной научно - практической конференции |
Материально –техническое обеспечение проекта – шаблоны одежды, калька, бумага, карандаши, фломастеры, примеры работ М. Эшера
1.ВВЕДЕНИЕ
Цель проектной работы:
Целью данной работы является показать значение геометрии в одежде и в моде.
Задачи проектной работы:
1. Узнать больше об искусстве М. Эшера.
2. Узнать про применение геометрии в русской традиционной одежде.
3. Узнать о применении геометрии в моде, найти примеры.
Гипотеза проектной работы:
Можно ли изготовить образец одежды, основываясь на работах М. Эшера?
Актуальность проектной работы:
Применение геометрии в искусстве, моде.
Характеристика работы
Изучение применения.
Краткий обзор литературы по данной теме.
Основной литературой по изготовлению примера одежды были журналы, а также Интернет –ресурсы различных сайтов.1
Основная часть
Тема моей проектно–исследовательской работы называется «Геометрия М. Эшера и орнаментальные узоры».
Так кто же такой Мауриц Эшер? (Приложение №1)
Ма́уриц Корне́лис Э́шер, родившийся в 1898 году в Леувардене (город в Нидерландах, столица провинции Фрисландия) создал уникальные и очаровательные работы, в которых использованы или показаны широкий круг математических идей.
2.1.1. Теоретическая часть – Исскусство М. Эшера.
В процессе своей работы М. Эшер черпал идеи из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии. Он был очарован всевозможными парадоксами и в том числе «невозможными фигурами».
Он создавал различные необычные мозаики и иллюзии. (Приложение № 2)
Регулярное разбиение плоскости, называемое «мозаикой» - это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники. Но Эшер интересовался всеми видами мозаик - регулярными и нерегулярными ( нерегулярные мозаики образуют неповоряющиеся узоры) - а также ввел собственный вид, который назвал «метаморфозами», где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость.
Не случайно первыми поклонниками искусства Эшера стали именно математики.
В 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:
«В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней».
С помощью работ Мориса Эшера можно объяснить такие математические понятия и термины, изучаемые в школе, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность
Однако самым интересным с точки зрения математики является замощение плоскости или мозаики. Замощение — это покрытие всей плоскости неперекрывающимися фигурами
Самые выдающиеся его работы: мозаика «день и ночь», паркет «небо и вода» и иллюзия «капля росы». (Приложение № 3)
2.1.2. Теоретическая часть – Применение геометрии в национальных костюмах
Теперь давайте поговорим о русской традиционной одежде.
Раньше различные геометрические фигуры обозначали какие-либо погодные явления, усадьбы и т.п. Одежда раньше считалась не просто какой-то там тряпкой. Она была настоящим оберегом, и символы на ней оберегали её владельца.
Значения символов на русской традиционной одежде (Приложение № 4)
Крест Сварога (Звезда Алатырь) - графическое изображение семи лепестков, символизирующее Вселенную.
Линии - использовались для изображения Воды.
Знак Перуна - изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Очень мощный оберег жилища от гнева древнего бога Перуна.
Символ солнца - изображался по-разному. Служил для солнечной погоды.
Орепей - ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие.
Треугольник - если вершина его стремится вверх, он символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз - это женский символ, который олицетворяет материнскую любовь и защиту.
Берегиня - женский образ, имеет глубокое значение и олицетворяет Природу-мать.
Дерево - могло накормить и обогреть в холодную зиму. Кроме этого, дерево - это символ рода, корни истории и памяти своих предков.
Ладинец - исключительно женский символ. Согласно древним поверьям, изображение такого знака на одежде незамужней девушки помогало найти истинную любовь, обрести счастье с любимым, родить ребенка.
Свадебник - олицетворял слияние двух родов, рождение новой семьи и изображался традиционно на одежде жениха и невесты.
2.1.3. Теоретическая часть - применение геометрии в моде.
Геометрия - это целый мир, который окружает нас с самого рождения
Она не обошла стороной и моду. Вот уже много лет одежда с геометрическими фигурами, рисунками и просто линиями не выходит из моды.
Орнамент одежды может состоять из разных геометрических узоров.
Самые частые узоры, которые мы можем увидеть в магазине, это - полоски и квадраты, круги. Благодаря этим геометрическим фигурам одежда может сделать вас как выше/ниже, так и худее/полнее (Приложение № 4).
Даже в древние времена при создании одежды люди использовали знания геометрических фигур и их свойств, например, русский сарафан (Приложение № 4) – это национальный женский костюм, который носили не только крестьянки, но и женщины из высшего сословия. Особенности выкройки сарафанов заключаются в косых клиньях, которые вставили по бокам двух прямых полотнищ ткани спереди и одного центрального полотнища на спине.
. Практическая часть – изготовление образца одежды с применением техники М. Эшера.
За образец одежды я взяла шаблон одежды (юбка) и попробовала нанести рисунок в технике И. Эшера (Приложение № 5)
В этой технике можно создать очень много интересных рисунков в одежде.
Для ее изготовления мне понадобятся:
Шаблоны одежды
Шаблоны мозаики М. Эшера для примеров
Фломастеры
Карандаш
Калька
Бумага
Немного навыков и терпения
2.2.1. Технология изготовления
Инструкция (Приложение №4):
Выбрать наиболее понравившийся рисунок М. Эшера.
Перевести на бумагу с помощью кальки.
Разрисовать рисунок.
Вырезать из получившегося рисунка шаблон одежды.
По этой инструкции можно изготовить много разнообразных рисунков с последующем их применением, например, для создания модной одежды.
3. Выводы
Изучив работы М. Эшера я узнала много нового о применении геометрии в нашей повседневной жизни.
Используя эти интересные знания, я создала свой орнамент в одежде.
4.Заключение
Мы узнали много нового – от искусства Эшера до геометрии в современной моде.
Оказывается что геометрия очень полезная, красивая и необычная наука, и что геометрические фигуры использовали ещё в глубокой древности.
Вывод – не стоит бояться геометрии, ведь с помощью неё можно создавать шикарные и неповторимые наряды!
Моя работа может быть использована не только на уроках геометрии, но и на уроках технологии.
.
Список используемой литературы
Электронный ресурс:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эшер,_Мауриц_Корнелис
М. Эшер
Электронный ресурс:
http://im-possible.info/russian/articles/escher_math/escher_math.html
М. Эшер, мозаики
Электронный ресурс:
http://geometry-and-art.ru/esher.html
Геометрия и многогранники
Электронный ресурс:
http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post200362509/
Стиль Эшера
Электронный ресурс:
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/ot-fraktala-do-rekursii-kratkiy-kurs-po-miru-mkeshera/
Творчество Эшера
Электронный ресурс:
http://ethnoboho.ru/slavyanskiy/drevnie-sekrety-russkogo-narodnogo-ornamenta.html
Русский орнамент в одежде
Электронный ресурс:
http://rusnardom.ru/oberegi-i-simvolyi-v-russkoy-narodnoy-zhivopisi/
Обереги и символы в русской одежде
Журнал ELLE 04/2017
Рецензия
на работу ученицы 6 класса Супранович Арины Павловны
«Геометрия М. Эшера и орнаментальные узоры»
1. Предмет анализа: проектная работа «Геометрия М. Эшера и орнаментальные узоры».
2. Актуальность темы: интерес к проблеме обусловлен возросшей ролью орнамента в одежде и мозаике в быту. Особую популярность сейчас в моде получили геометрические рисунки, которые украшают одежду многих модниц планеты.
3. Формулировка основного тезиса: изготовление примера орнаментального геометрического рисунка на одежде.
4. Краткое содержание работы: в начале работы поясняется причина выбора данной темы, и указываются объект, цели и задачи исследования. Далее рассматривается история возникновения искусства М. Эшера. Подобран хороший материал: о видах мозаики, об орнаменте в русской традиционной одежде. В работе собрана прекрасная галерея орнаментальных рисунков.
5. Общая оценка: оценивая работу в целом, можно сказать, что тема раскрыта полностью, суммируя результаты отдельных глав, напрашивается вывод о соответствии выбранной темы с её содержанием – каждый блок работы дополняет другой, наблюдается плавный переход от части к части. Таким образом, в рассматриваемой работе автор проявил умение разбираться в терминах, касающихся данной темы, систематизировал материал и обобщил его, благодаря чему углубляются школьные представления об исследуемой теме.
6. Теоретическая и практическая значимость: использование материала на уроках и факультативных занятиях по математике и технологии. С помощью работ Мориса Эшера можно объяснить такие математические понятия и термины, изучаемые в школе, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность.
7. Выводы: проектная работа Супранович А. П. по теме: «Геометрия М. Эшера и орнаментальные узоры» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному проекту и рекомендуется к защите.
РЕЦЕНЗЕНТ ____________ Качурина В.Е.
«______» ноября 2017 года
Приложения
Приложение № 1
М. Эшер
Приложение № 2
Гравитация
Приложение № 3
Капля росы
День и ночь
Небо и вода
Приложение № 4
Значения символов на русской традиционной одежде
Крест сварога
Символы
Геометрия в Моде
Русский сарафан
Приложение № 5
Изготовление образца одежды с применением техники М. Эшера
Переводим рисунок на бумагу
Разукрашиваем рисунок
Вырезаем по выбранному трафарету
Юбка готова!!
1 http://im-possible.info/russian/articles/escher_math/escher_math.htmlhttp://geometry-and-art.ru/esher.html
http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post200362509/
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/ot-fraktala-do-rekursii-kratkiy-kurs-po-miru-mkeshera/