ГЕОМЕТРИЯ М. ЭШЕРА И ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ УЗОРЫ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГЕОМЕТРИЯ М. ЭШЕРА И ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ УЗОРЫ

Супранович А.П. 1
1МБОУ Назарьевская сош
Качурина В.Е. 1
1МБОУ НАЗАРЬЕВСКАЯ СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Цель: показать значение геометрии в моде и в одежде.

Задачи:

Узнать больше об искусстве М. Эшера.

Узнать про применение геометрии в русской традиционной одежде.

Узнать о применении геометрии в моде, найти примеры.

Результат проекта (продукт) – создание примера одежды.

Этапы проектной работы

№п/п

Даты

Основные этапы и краткое содержание проделанной работы

Результат на каждом этапе.

1 этап – подготовительный

1

Сентябрь

Выбор темы.

Планирование этапов работы и методов исследования.

2

Сентябрь

Изучение дополнительной литературы.

Познакомиться с творчеством М. Эшера. Изучение значений рисунков в национальной одежде.

3

Октябрь

Изучение литературы в Интернете.

Составление плана работы.

2 этап – поисковый (исследовательский)

4

Октябрь

Подготовка к проведению эксперимента

Подготовка необходимого материала для проведения эксперимента по созданию одежды на бумаге.

 

Ноябрь

Проведение эксперимента по созданию эскиза одежды

Создание эскиза.

3 этап - аналитический

5

Октябрь

Поиск примеров с геометрией М. Эшера.

Изучение ассортимента с орнаментами в одежде.

6

Ноябрь

Составление презентации.

Загрузка фото, создание слайдов, подписи к картинкам.

4 этап – презентация полученного результата (продукта)

5

Ноябрь

Выступление на школьной научно - практической конференции

 

Материально –техническое обеспечение проекта – шаблоны одежды, калька, бумага, карандаши, фломастеры, примеры работ М. Эшера

1.ВВЕДЕНИЕ

Цель проектной работы:

Целью данной работы является показать значение геометрии в одежде и в моде.

Задачи проектной работы:

1. Узнать больше об искусстве М. Эшера.

2. Узнать про применение геометрии в русской традиционной одежде.

3. Узнать о применении геометрии в моде, найти примеры.

Гипотеза проектной работы:

Можно ли изготовить образец одежды, основываясь на работах М. Эшера?

Актуальность проектной работы:

Применение геометрии в искусстве, моде.

Характеристика работы

Изучение применения.

Краткий обзор литературы по данной теме.

Основной литературой по изготовлению примера одежды были журналы, а также Интернет –ресурсы различных сайтов.1

  1. Основная часть

Тема моей проектно–исследовательской работы называется «Геометрия М. Эшера и орнаментальные узоры».

Так кто же такой Мауриц Эшер? (Приложение №1)

Ма́уриц Корне́лис Э́шер, родившийся в 1898 году в Леувардене (город в Нидерландах, столица провинции Фрисландия) создал уникальные и очаровательные работы, в которых использованы или показаны широкий круг математических идей.

2.1.1. Теоретическая часть – Исскусство М. Эшера.

В процессе своей работы М. Эшер черпал идеи из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии. Он был очарован всевозможными парадоксами и в том числе «невозможными фигурами».

Он создавал различные необычные мозаики и иллюзии. (Приложение № 2)

Регулярное разбиение плоскости, называемое «мозаикой» - это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники. Но Эшер интересовался всеми видами мозаик - регулярными и нерегулярными ( нерегулярные мозаики образуют неповоряющиеся узоры) - а также ввел собственный вид, который назвал «метаморфозами», где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость.

Не случайно первыми поклонниками искусства Эшера стали именно математики.

В 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:

«В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней».

С помощью работ Мориса Эшера можно объяснить такие математические понятия и термины, изучаемые в школе, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность

Однако самым интересным с точки зрения математики является замощение плоскости или мозаики. Замощение — это покрытие всей плоскости неперекрывающимися фигурами

Самые выдающиеся его работы: мозаика «день и ночь», паркет «небо и вода» и иллюзия «капля росы». (Приложение № 3)

2.1.2. Теоретическая часть – Применение геометрии в национальных костюмах

Теперь давайте поговорим о русской традиционной одежде.

Раньше различные геометрические фигуры обозначали какие-либо погодные явления, усадьбы и т.п. Одежда раньше считалась не просто какой-то там тряпкой. Она была настоящим оберегом, и символы на ней оберегали её владельца.

Значения символов на русской традиционной одежде (Приложение № 4)

Крест Сварога (Звезда Алатырь) - графическое изображение семи лепестков, символизирующее Вселенную.

Линии - использовались для изображения Воды.

Знак Перуна - изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Очень мощный оберег жилища от гнева древнего бога Перуна.

Символ солнца - изображался по-разному. Служил для солнечной погоды.

Орепей - ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие.

Треугольник - если вершина его стремится вверх, он символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз - это женский символ, который олицетворяет материнскую любовь и защиту.

Берегиня - женский образ, имеет глубокое значение и олицетворяет Природу-мать.

Дерево - могло накормить и обогреть в холодную зиму. Кроме этого, дерево - это символ рода, корни истории и памяти своих предков.

Ладинец - исключительно женский символ. Согласно древним поверьям, изображение такого знака на одежде незамужней девушки помогало найти истинную любовь, обрести счастье с любимым, родить ребенка.

Свадебник - олицетворял слияние двух родов, рождение новой семьи и изображался традиционно на одежде жениха и невесты.

2.1.3. Теоретическая часть - применение геометрии в моде.

Геометрия - это целый мир, который окружает нас с самого рождения

Она не обошла стороной и моду. Вот уже много лет одежда с геометрическими фигурами, рисунками и просто линиями не выходит из моды.

Орнамент одежды может состоять из разных геометрических узоров.

Самые частые узоры, которые мы можем увидеть в магазине, это - полоски и квадраты, круги. Благодаря этим геометрическим фигурам одежда может сделать вас как выше/ниже, так и худее/полнее (Приложение № 4).

Даже в древние времена при создании одежды люди использовали знания геометрических фигур и их свойств, например, русский сарафан (Приложение № 4) – это национальный женский костюм, который носили не только крестьянки, но и женщины из высшего сословия. Особенности выкройки сарафанов заключаются в косых клиньях, которые вставили по бокам двух прямых полотнищ ткани спереди и одного центрального полотнища на спине.

  1.  
    1. . Практическая часть – изготовление образца одежды с применением техники М. Эшера.

За образец одежды я взяла шаблон одежды (юбка) и попробовала нанести рисунок в технике И. Эшера (Приложение № 5)

В этой технике можно создать очень много интересных рисунков в одежде.

Для ее изготовления мне понадобятся:

  1. Шаблоны одежды

  2. Шаблоны мозаики М. Эшера для примеров

  3. Фломастеры

  4. Карандаш

  5. Калька

  6. Бумага

  7. Немного навыков и терпения

2.2.1. Технология изготовления

Инструкция (Приложение №4):

  1. Выбрать наиболее понравившийся рисунок М. Эшера.

  2. Перевести на бумагу с помощью кальки.

  3. Разрисовать рисунок.

  4. Вырезать из получившегося рисунка шаблон одежды.

По этой инструкции можно изготовить много разнообразных рисунков с последующем их применением, например, для создания модной одежды.

3. Выводы

Изучив работы М. Эшера я узнала много нового о применении геометрии в нашей повседневной жизни.

Используя эти интересные знания, я создала свой орнамент в одежде.

4.Заключение

Мы узнали много нового – от искусства Эшера до геометрии в современной моде.

Оказывается что геометрия очень полезная, красивая и необычная наука, и что геометрические фигуры использовали ещё в глубокой древности.

Вывод – не стоит бояться геометрии, ведь с помощью неё можно создавать шикарные и неповторимые наряды!

Моя работа может быть использована не только на уроках геометрии, но и на уроках технологии.

.

  1. Список используемой литературы

  1. Электронный ресурс:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эшер,_Мауриц_Корнелис

М. Эшер

  1. Электронный ресурс:

http://im-possible.info/russian/articles/escher_math/escher_math.html

М. Эшер, мозаики

  1. Электронный ресурс:

http://geometry-and-art.ru/esher.html

Геометрия и многогранники

  1. Электронный ресурс:

http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post200362509/

Стиль Эшера

  1. Электронный ресурс:

https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/ot-fraktala-do-rekursii-kratkiy-kurs-po-miru-mkeshera/

Творчество Эшера

  1. Электронный ресурс:

http://ethnoboho.ru/slavyanskiy/drevnie-sekrety-russkogo-narodnogo-ornamenta.html

Русский орнамент в одежде

  1. Электронный ресурс:

http://rusnardom.ru/oberegi-i-simvolyi-v-russkoy-narodnoy-zhivopisi/

Обереги и символы в русской одежде

  1. Журнал ELLE 04/2017

Рецензия

на работу ученицы 6 класса Супранович Арины Павловны

«Геометрия М. Эшера и орнаментальные узоры»

1. Предмет анализа: проектная работа «Геометрия М. Эшера и орнаментальные узоры».

2. Актуальность темы: интерес к проблеме обусловлен возросшей ролью орнамента в одежде и мозаике в быту. Особую популярность сейчас в моде получили геометрические рисунки, которые украшают одежду многих модниц планеты.

3. Формулировка основного тезиса: изготовление примера орнаментального геометрического рисунка на одежде.

4. Краткое содержание работы: в начале работы поясняется причина выбора данной темы, и указываются объект, цели и задачи исследования. Далее рассматривается история возникновения искусства М. Эшера. Подобран хороший материал: о видах мозаики, об орнаменте в русской традиционной одежде. В работе собрана прекрасная галерея орнаментальных рисунков.

5. Общая оценка: оценивая работу в целом, можно сказать, что тема раскрыта полностью, суммируя результаты отдельных глав, напрашивается вывод о соответствии выбранной темы с её содержанием – каждый блок работы дополняет другой, наблюдается плавный переход от части к части. Таким образом, в рассматриваемой работе автор проявил умение разбираться в терминах, касающихся данной темы, систематизировал материал и обобщил его, благодаря чему углубляются школьные представления об исследуемой теме.

6. Теоретическая и практическая значимость: использование материала на уроках и факультативных занятиях по математике и технологии. С помощью работ Мориса Эшера можно объяснить такие математические понятия и термины, изучаемые в школе, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность.

7. Выводы: проектная работа Супранович А. П. по теме: «Геометрия М. Эшера и орнаментальные узоры» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному проекту и рекомендуется к защите.

РЕЦЕНЗЕНТ ____________ Качурина В.Е.

«______» ноября 2017 года

Приложения

Приложение № 1

М. Эшер

Приложение № 2

Гравитация

Приложение № 3

  1. Капля росы

  1. День и ночь

  1. Небо и вода

Приложение № 4

Значения символов на русской традиционной одежде

  1. Крест сварога

  1. Символы

  1. Геометрия в Моде

  1. Русский сарафан

Приложение № 5

Изготовление образца одежды с применением техники М. Эшера

  1. Переводим рисунок на бумагу

  1. Разукрашиваем рисунок

  1. Вырезаем по выбранному трафарету

  1. Юбка готова!!

1 http://im-possible.info/russian/articles/escher_math/escher_math.htmlhttp://geometry-and-art.ru/esher.html

http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post200362509/

https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/ot-fraktala-do-rekursii-kratkiy-kurs-po-miru-mkeshera/

 

 

Просмотров работы: 1506