Актуальность исследования. Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Тренеры по баскетболу нередко признают, что в некоторых аспектах тренировочного процесса недостаточно уже имеющихся знаний. Не всегда тренер в полной мере представляет себе как правильно и оптимально организовать тренировочный процесс. Из-за этого происходит нерациональная трата времени, потеря драгоценного физиологически ограниченного энергетического потенциала, а уровень физической подготовки далек от ожидаемого. Для правильного определения направленности учебно–тренировочного процесса разрабатываются контрольные тесты, являющиеся показателями физической и технической подготовленности юных спортсменов.
Перед любым начинающим тренеромпо баскетболувстает проблема в создании таких тестов, которые наиболее информативны и дают ясную и четкую оценку физической и технической подготовленности юных баскетболистов.
Для оценки результатов педагогического воздействия широко используются методы количественного и качественного анализа. В последние годы происходит интенсивный процесс внедрения количественных методов, основанных на использовании математического аппарата. Однако незнание основ методики использования статистических методов в педагогических исследованиях может привести к некорректному, формальному использованию математического аппарата, не даст сформулировать правильные выводы, снизит качество обоснованности и достоверности полученных результатов.[1] В связи с этим мы предприняли попытку провести математико - статистическую обработку результатов контрольных тестов, разработанных начинающим тренером по баскетболу.
Объект исследования – физическая и техническая подготовка юных баскетболистов.
Предмет исследования – контрольные тесты для оценивания подготовки юных баскетболистов.
Цель исследования – оценка информативности контрольных тестов, разработанных начинающим тренером по баскетболу, с помощью t – критерия Стьюдента.
Гипотеза исследования – статистическая обработка по t – критерию Стьюдента результатов контрольных тестов позволит определить те из них, которые являются наиболее информативными и дают ясную и четкую оценку физической и технической подготовленности юных баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Изучение литературных источников по данной теме.
2. Оценка информативности контрольных тестов, разработанных начинающим тренером по баскетболу, на основе t – критерия Стьюдента.
3. Определение набора контрольных тестов для оценивания основных параметров тренировочного процесса по баскетболу.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников;
- математическая обработка данных;
- анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы. Статистическая обработка по t – критерию Стьюдента результатов контрольных тестов позволит определить те из них, которые могут быть применены начинающим тренером с целью оценивания основных параметров тренировочного процесса по баскетболу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Определение достоверности различий по t – критерию Стьюдента
В большинстве случаев в педагогических исследованиях могут решаться задачи на выявление эффективности той или иной методики обучения, воспитания и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. [5] Решение этих задач обычно осуществляется путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп, результаты которых в теории статистики принято называть независимыми (несвязанными). В случае, когда мы имеем дело с результатами, полученными в начале и в конце или на разных этапах проведения эксперимента в одной и той же группе, эти результаты считаются зависимыми (связанными). Исследователю, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: оказалась ли эффективной применяемая экспериментальная методика? С этой целью рассчитывается достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп (независимые результаты) или результатами, полученными в одной и той же группе, но в разное время (зависимые результаты). В педагогических исследованиях результаты считаются достоверными при 5% - ном уровне значимости, т.е. утверждая то или иное положение, допускается ошибка не более чем в 5 случаях из 100. [2,3]
В практике расчет достоверности различий чаще всего проводят по t – критерию Стьюдента, который относится к параметрическим, следовательно, его использование возможно только в том случае, когда результаты эксперимента представлены в виде измерений по двум шкалам - интервальной и отношений, и они имеют нормальное распределение. [6]
Порядок вычислений.
1. Составить таблицу и внести туда данные результатов, полученных конкретными испытуемыми в начале эксперимента (хi) и в конце (yi).
2. Для каждого испытуемого получить разности (yi - хi), при этом в отдельных случаях значения разностей могут иметь и отрицательный знак, когда, например, результаты ухудшаются.
3. Подсчитать сумму разностей .
4. Определить среднюю разность (среднее значение разностей в сопряженных парах): , т.е. сумму разностей () разделить на число испытуемых (n).
5. Получить квадраты разностей di2.
6. Подсчитать сумму квадратов разностей.
7. Рассчитать стандартное отклонение разностей (Sd) по следующей формуле:
.
8. Определить значение критерия tp по формуле: .
9. По специальной таблице (таблица 1) определить достоверность различий. Для этого полученное значение (tp) сравнивается с табличным при 5%-ном уровне значимости (t0.05) при числе степеней свободы f = n- 1, где n – количество человек, принявших участие в эксперименте.
Таблица 1. Значения t- критерия (Стьюдента)
для 5%- и 1%-ного уровня значимости в зависимости от числа степеней свободы
Степень свободы |
Границы значения |
Степень свободы |
Границы значения |
||
p=0,05 |
p=0,01 |
p=0,05 |
p=0,01 |
||
1 |
12,71 |
63,60 |
21 |
2,08 |
2,82 |
2 |
4,30 |
9,93 |
22 |
2,07 |
2,82 |
3 |
3,18 |
5,84 |
23 |
2,07 |
2,81 |
4 |
2,78 |
4,60 |
24 |
2,06 |
2,80 |
5 |
2,57 |
4,03 |
25 |
2,06 |
2,79 |
6 |
2,45 |
3,71 |
26 |
2,06 |
2,78 |
7 |
2,37 |
3,50 |
27 |
2,05 |
2,77 |
8 |
2,31 |
3,36 |
28 |
2,05 |
2,76 |
9 |
2,26 |
3,25 |
29 |
2,04 |
2,76 |
10 |
2,23 |
3,17 |
30 |
2,04 |
2,75 |
11 |
2,20 |
3,11 |
40 |
2,02 |
2,70 |
12 |
2,18 |
3,06 |
50 |
2,01 |
2,68 |
13 |
2,16 |
3,01 |
60 |
2,00 |
2,66 |
14 |
2,15 |
2,98 |
80 |
1,99 |
2,64 |
15 |
2,13 |
2,95 |
100 |
1,98 |
2,63 |
16 |
2,12 |
2,92 |
120 |
1,98 |
2,62 |
17 |
2,11 |
2,90 |
200 |
1,97 |
2,60 |
18 |
2,10 |
2,88 |
500 |
1,96 |
2,59 |
ВЫВОДЫ: Если окажется, что полученное в эксперименте tp больше табличного значения t0,05, то различия между полученными результатами статистически достоверны при p