В учебнике математики много интересных задач, но ни в одном учебнике вы не найдете исторических сведений об истории родного края, о людях, прославивших малую родину. Мне стало интересно, а можно ли соединить эти два предмета и создать такие задачи, которые и учили бы учащихся математике, и расширяли бы их знания о родном городе.
Я решила составить задачи об одной из улиц нашего города.
Но в городе столько улиц, на какой же из них остановиться?
Расшифровав эту запись, вы узнаете на какую улицу выпал мой выбор.
И |
Й |
В |
Н |
А |
Ш |
Е |
К |
-40 |
-100 |
-10 |
17 |
0 |
100 |
1) - * (-) = 2) 63 – 163 = - 1003) – 3,2 + (- 6,8) = - 104) 81 + (- 81) = 05) - 12+ 88= 1006) 48 + (-88)= - 407) 3 * = 8) -85: 5= 17
Правильно. Я выбрала улицу Б. Швейкина
Вы спросите: «Почему именно ее?»
Мне стало интересно, в честь кого названа улица с моей фамилией.
Проблема:
Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины?
Гипотеза:Составление и решение авторских задач способствует формированию умения решать текстовые задачи.
Актуальность:
Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и использовать навыки устного счета, умение выполнять действия с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при изучении математики большое внимание уделяется работе с числом, формированию вычислительных навыков и умению решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике.
Однако, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем лучше результат. Это правильно. Но, если ученик сам составит задачу на основе интересующего его материала, то у него появится интерес к их решению и решить задачу будет легче. Придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.
Цели:
- Создание сборника задач по математике для учащихся на основе краеведческого материала.
- Демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
Задачи:
- Изучение истории улицы Б. Швейкина
- Поиск материалов для составления задач
- Анализ найденного и формулирование сюжетных задач
- Правила составления текстовых задач
- Проектирование сборника задач по математике с использованием
исторических и географических сведений об улице Швейкина
Основная часть
1. Биография Б. Е. Швейкина
1) Борис Евгеньевич Швейкин родился: -593*(-2)=1186 году
Борис Евгеньевич Швейкин родился 19 июля 1886 года в многодетной семье. Его отец работал в заводоуправлении Верхне- Кыштымского завода. Борис был четвертым из восьмерых детей. Он с отличием окончил начальную школу и 2 класса технического училища. После училища поступил учеником электрика на газогенераторную станцию.
Самостоятельно изучал электротехнику, химию, механику. Любил читать книги Горького, Мамина – Сибиряка, знал наизусть стихи Кольцова, Никитина, Некрасова.
2)238*8=1904 году Борис стал активным членом кыштымской организации социал – демократической группы.
В 1904 году Борис стал активным членом кыштымской организации социал – демократической группы. В группе насчитывалось более 100 человек. Дом Швейкиных стал настоящим штабом, где проходили конспиративные заседания кружка. В 1905 году организация РСДРП, возглавляемая Борисом Швейкиным, впервые добилась повышения заработной платы рабочим.
В 1907 году социал – демократическая организация была объединена в Уфалейско – Кыштымский окружной комитет РСДРП, в состав которого вошел и Б. Е. Швейкин, и первая окружная конференция состоялась в его доме.
Полиция выследила участников конференции и арестовала их. Почти год их продержали в екатеринбургской тюрьме, а затем по приговору суда сослали в Сибирь.
Вернуться в родной город Б. Е. Швейкин смог только после Октябрьской революции. Он стал участником гражданской войны, а после победы над контрреволюцией – бойцом культурного фронта. Он возглавил внешкольный подотдел в Кыштымском отделе народного образования.
3)-5757:(-3)=1919 Борис Швейкин был назначен заведующим городским отделом народного образования.
29 сентября 1919 года Борис Швейкин был назначен заведующим городским отделом народного образования.
1 сентября открылись двери школы первой ступени.
По его инициативе 7 ноября открылась детская библиотека.
В декабре 1919 года на первой партийной конференции Б.Е. Швейкин был избран секретарем райкома РКП(б) Кыштыма и в январе 1920 года отправился на губернаторский съезд в Екатеринбург.
4)5760:3=1920 году Б. Швейкин умер
Из поездки он приехал совсем больным и свалился в тифозной горячке. Организм его был ослаблен борьбой с туберкулезом и не смог сопротивляться болезни. 26 января 1920 года Борис Евгеньевич Швейкин умер.
В городе помнят и чтут память знаменитого земляка. Его именем названа улица, на которой он жил и центральная городская библиотека.
Решив эти примеры вы узнаете факты о жизни Б. Е. Швейкина
1) Борис Евгеньевич Швейкин родился:-593*(-2)=1186 году
2)238*8=1904 году Борис стал активным членом кыштымской организации социал – демократической группы.
3)-5757:(-3)=1919 Борис Швейкин был назначен заведующим городским отделом народного образования.
4)5760:3=1920 году Б. Швейкин умер
Задачи
№1
На улице Швейкина расположено 116 домов. Из них 6 домов - двухэтажных, остальные одноэтажные. Из одноэтажных - 0,3 большие (на 4-5 окон) и 0,7 маленькие (на 1-2 окна). Сколько маленьких домов? Сколько больших домов? Решение: 1) 116-6=110 – одноэтажных домов2) 110 * 0,3 = 33 – большие дома3) 110 * 0,7 = 77 – маленькие домаОтвет: 33 больших дома; 77 маленьких домов.
№ 2Длина улицы Швейкина на карте 1,2 см. Сколько метров протяженность всей улицы, если масштаб карты 1:1000?1) = х = 1,2 * 1000х = 1200 мОтвет: 1200 м протяженность всей улицы.№ 3Протяжённость улицы Швейкина 1200 м. Девочка прошла всю улицу за 15 минут. Мальчик проехал на велосипеде всю улицу за 5 минут. Найдите отношение скорости девочки к скорости мальчика.
1200: 15 = 80 м/мин – скорость девочки
1200: 5 =240 м/мин- скорость велосипедиста
80: 240 = 1/3
Ответ:
№ 4
На улице Швейкина 116 домов. Двухэтажных коттеджей – 6. Сколько процентов от общего количества составляют коттеджи. Округлите ответ до десятых долей.
Х=
Х=5,2%
Ответ=5,2%
№5
Длина самого старого дома на улице Швейкина 6,8 м, а ширина 4,9 м. Найдите площадь нового и старого дома, если длина нового в 1,5 больше старого, а ширина на 1,1 больше ширины старого. На сколько площадь старого дома меньше площади нового дома?
1)6.8*1,5=10,2 м- длина нового дома
2)4,9+1,1=6 м ширина нового дома
3)6,8*4,9=33,32 кв. м. площадь старого дома
4)10,2*6=61,2 кв. м. площадь нового дома
5)61,2-33,32=27,88 м больше
Ответ: 33,32 кв. м. площадь старого дома; 61,2 кв. м. площадь нового дома; на 27,88 м больше
№6
При переписи населения в 2016 году было установлено, что на улице Швейкина проживает в 6 двухэтажных коттеджах по 6 человек, в 33 корпусах по 5 человек и в 77 небольших домах по 2 человека. Какова численность улицы Швейкина на2016 год?
1)6 *6 = 36 человек- проживает в коттеджах
2)5 * 33= 165 человек – проживает в корпусах
3)2 * 77= 184 человека – проживает в небольших домах
4)36 +165 +184=385 человек
Ответ: 385 человек
Заключение
В процессе работы над проектом, я попробовала самостоятельно составить ряд задач. Это позволило мне побыть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой необходимо найти сюжет и содержание, интересные прежде всего самому. Придумывая собственную задачу, удается глубже вникнуть в ее математическую суть, проанализировать и сравнить известные типы задач и пополняет свой математический опыт.
Особый интерес вызвало составление задач на материале краеведения
Изучив краеведческий материал, я познакомилась с истории своего города и узнала много интересного о своем однофамильце - Борисе Швейкине. Теперь я знаю, где находится эта улица и в честь кого названа улица с моей фамилией.
Цели и задачи работы достигнуты полностью.