Метод замены множителей – эффективный способ решения целого класса неравенств, позволяющий преобразовывать их в дробно-рациональные неравенства.
Например,
Гипотеза: существует способ замены неравенства на равносильное ему рациональное неравенство, имеющее упрощенную форму.
Объект исследования - алгебра, предмет исследования – методы решения неравенств.
Цель: убедиться в рациональности метода замены множителей при решении неравенств.
Задачи:
Применять метод замены множителей при решении неравенств.
Сопоставить методу замены множителей альтернативные методы решения неравенств и определить, какие из них являются рациональными.
Составить неравенства и решить их различными способами.
Составить методические рекомендации для решения неравенств.
Распространить приобретенный опыт в решении неравенств среди учащихся старшего звена лицея.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Любое неравенство приводимо к виду где символ «» означает один из четырёх знаков неравенства: . Решая неравенство, определяют знак каждого множителя числителя или знаменателя, а не абсолютное значение дроби. Возможна замена определенного множителя на другой, знакосовпадающий с ним в области определения неравенства (и имеющий в этой области те же корни). Этот факт определяет идею метода замены множителей. Метод применим, если с нулём сравнивается произведение множителей или дробь, числитель и знаменатель которой – произведение множителей.
Монотонность функций.
Основная часть замена обусловлена следующими равносильными утверждениями.
Утверждение 1. Функция есть строго возрастающая тогда и только тогда, когда для любых двух значений и из области определения функции разность совпадает по знаку с разностью , т.е. . Знак «» означает знакосовпадение.
Утверждение 2. Функция есть строго убывающая тогда и только тогда, когда для любых двух значений и из области определения функции разность совпадает по знаку с разностью , т.е. .
Обоснование этих утверждений следует из определения строго монотонной функции. Равносильность утверждений 1 и 2 следует из того факта, что если монотонно возрастающая функция, то есть монотонно убывающая.
Практически только замена знакопостоянных множителей не вытекает из утверждений 1 и 2, поэтому если не меняем знак неравенства, положительные множители убираем, а всюду отрицательные меняем на «-1». Популярный знакопостоянный множитель – квадратный трёхчлен с отрицательным дискриминантом удобно заменять на старший коэффициент (или на свободный член), т.е. при .
Функция и определяемые ею замены.
Поскольку функция является строго возрастающей на множестве неотрицательных чисел, а при нечетном натуральном - на всей числовой оси, то, в силу утверждения 1, равносильны следующие замены:
при (1),
при (2).
Функции и , определенные на множестве неотрицательных чисел, являются взаимнообратными и строго возрастающими, значит,
Поэтому
(3).
, где (4).
Т.к. и , то из утверждения (1) следует
(5).
Пример 1.
Решение.
Данное неравенство имеет вид . Всем множители представлены как , , поэтому согласно утверждению (3) заменяем множителя числителя и знаменателя на знакосовпадающие с ними множители .
Исходное неравенство равносильно следующему:
Так как и , то с учётом неотрицательности подкоренного выражения получаем:
Знакопостоянные квадратные трёхчлены и согласно утверждению (2) заменяем соответственно на «-1» и «1».
Ответ: или.
Удобно пользоваться двумя заменами:
(6),
(7).
Пример 2.
Решение.
Ответ: .
Пример 3.
.
Решение.
Разобъём область допустимых значений на два промежутка: .
Только на втором промежутке каждый множитель есть разность двух неотрицательных чисел, а следовательно, можно воспользоваться методом замены множителей. Итак, имеем:
При решении третьей снизу системы учли, что при .
Ответ: .
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Решим указанные выше неравенства другими способами.
Пример 1.
Решение.
Используем метод интервалов.
1). Введем функцию . Она непрерывна на .
2).
3).
4). Нуль функции разбивает на промежутки, в каждом из которых функция сохраняет знак (Рис. 1):
Рис. 1
Ответ:
Метод замены множителей является более эффективным при решении примера 1, нежели метод интервалов, в котором много времени уходит при определении знака функции на полученных промежутках, долго искать .
Пример 2.
Решение.
1 способ. Применим метод интервалов.
1). функция непрерывная на .
2). , так как .
3).
4). Нули функции разбивают на промежутки, в каждом из которых функция сохраняет знак (Рис. 2):
Рис. 2
Ответ: .
2 способ. Так как произведение двух множителей неотрицательно, а второй множитель является неотрицательным по определению, то первый множитель должен быть также неотрицательным на области определения первого множителя. Данное неравенство равносильно системе неравенств:
Ответ: .
Второй пример решается рациональнее вторым способом, а метод интервалов и метод замены множителей являются по трудоемкости и времяёмкости равными.
Пример 3.
.
Решение.
1 способ. Решим неравенство методом интервалов:
1). непрерывна на .
2). , так как
3).
4). Нули функции разбивают на промежутки, в каждом из которых функция сохраняет знак (Рис. 3):
Рис. 3
Ответ:
2 способ. Используем свойства иррациональных неравенств:
и
Решим первую систему неравенств на ОДЗ.
Первое неравенство:
Второе неравенство
Первая система не имеет решений.
Решим вторую систему неравенств на ОДЗ.
Первое неравенство
Второе неравенство
Решением второй системы является множество , пересекая его с допустимыми значениями переменной , получаем ответ.
Ответ:
В первом решении примера 3 методом интервалов потребовалось много времени для определения знаков функции в полученных промежутках, а во втором способе решения, с использованием свойств иррациональных неравенств, потребовалось много времени на решение полученных системы и совокупности неравенств. Рациональным способом решения примера 3 является метод замены множителей.
Самостоятельно составленные и решенные неравенства
Пример 4.
Решение. 1 способ. Применим метод замены множителей.
ОДЗ: так как
Ответ:
2 способ. Применим метод интервалов.
непрерывна на .
, так как
Уравнение корней не имеет.
4). Исследуем знак функции на (Рис. 4):
Рис. 4
Ответ:
Метод интервалов оказался рациональнее, чем метод замены множителей.
Пример 5.
Решение. 1 способ. Применим метод замены множителей.
ОДЗ: так как
Ответ:
2 способ. Применим метод интервалов.
Применим метод интервалов.
1)непрерывна на .
2), так как
3)
4). Исследуем знак функции на (Рис. 5):
Рис. 5
Ответ:
Методы интервалов оказался рациональнее метода замены множителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представимполученные результаты сравнения способов и методов решения иррациональных неравенств (рациональный «Р», нерациональный «Н») в виде таблицы (Таблица 1):
Способы и методы решения неравенств |
Примеры |
||||
Пример 1 |
Пример 2 |
Пример 3 |
Пример 4 |
Пример 5 |
|
Метод замены множителей |
Р |
Н |
Р |
Н |
Н |
Метод интервалов |
Н |
Н |
Н |
Р |
Р |
Свойства иррациональных неравенств |
Н |
||||
Представление неравенства в виде совокупности систем |
Р |
Таблица 1
Как видно из таблицы 1, метод замены множителей не всегда является рациональным при решении неравенств. Очевидно, что им необходимо пользоваться в тех случаях, когда множители неравенства являются разностью различных сложных функций.
Выбор того или иного подхода к решению неравенств зависит от предпочтения и приобретенных навыков применения способов и методов решения, что и показало внеурочное элективное занятие по математике в 10 классе (в работе принимали участие 24 учащихся). Если выбор стоял между методом интервалов или методом замены множителей, то традиционно предпочитался метод интервалов, как универсальный способ (70% учащихся). Однако решения неравенств, к которым мог быть применим метод замены множителей, были выполнены быстрее, чем альтернативным способом или методом (15 мин/30 мин).
В ходе исследования были составлены методические рекомендации для решения неравенств:
Убедиться, что неравенство представимо в виде произведения/частного множителей, каждый из которых является разностью функций, сравниваемого с нулём.
Найти ОДЗ переменной неравенства.
Заменить любой множитель в числителе или знаменателе на знакосовпадающий с ним и имеющий одни и те же корни, при этом неравенство должно иметь вид где символ «» означает один из четырёх знаков неравенства: .
Использовать наиболее часто встречающиеся замены:
,
,
при ,
при ,
,
.
Методические рекомендации были опробованы на примерах решения неравенств, включающих различные сложные функции указанного выше вида.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Голубев В.И., Тарасов В.А. Эффективные пути решения неравенств. – Львов, Квантор, 1992.
В. И. Голубев. Школа решения нестандартных задач в журнале МАТЕМАТИКА. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете "Первое сентября", № 6, 2005.
Ю.Н. Макарычев Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов – М.: Мнемозина, 2011, 274-275 с.