«Математика ум в порядок приводит» – эти слова принадлежат великому математику М.В. Ломоносову.
Изучение математики, решение математических задач развивают, помимо воображения, и способность догадываться, угадывать заранее результат, способность разумно искать правильный путь в самых запутанных условиях.
Прочтя задачу и ещё не произведя никаких действий, вы должны стремиться к тому, чтобы научиться сразу видеть, что тот или иной способ непригоден для её решения, а вот какой-то другой способ может быть использован. Такое умение вырабатывается в процессе решения одной и той же задачи разными способами. Появилась гипотеза: часто полезнее решить одну задачу несколькими различными способами, чем решить три – четыре различные задачи.
Цель исследования: понять специфику того или иного метода решения задачи, его преимущество и недостатки в зависимости от содержания задачи.
Задачи исследования:
1). Решить задачу №26 ОГЭ 2017 Математика, И.В. Ященко. 36 вариантов: «В треугольнике ABC биссектриса BE и медиана AD перпендикулярны и имеют одинаковую длину, равную 292. Найдите сторону ВС треугольника ABC» различными способами.2). Выявить те свойства, которые использовались при каждом решении.
3). Убедиться в том, что решая одну задачу несколькими различными способами, повторяешь множество свойств планиметрии, что полезно при подготовке к ОГЭ или к ЕГЭ, а также для проверки верности полученного ответа.
4). Привлечь к решению данной задачи различными способами старшеклассников, например, при проведении «Математического боя», при необходимости, указывая первый, второй и т.д. шаг того или другого решения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Задача 1. (Вариант 5. Задание 26. ОГЭ 2017 Математика, И.В. Ященко. 36 вариантов). В треугольнике ABC биссектриса BE и медиана AD перпендикулярны и имеют одинаковую длину, равную 292. Найдите сторону ВС треугольника ABC.1способ.
По условию задачи биссектриса BE и медиана AD пересекаются под прямым углом. Следовательно, в треугольнике ABD BO – медиана, и треугольник ABD равнобедренный с основанием AD.
Треугольник ABD равнобедренный, тогда AO=OD=146.
Если медиана с биссектрисой пересекаются под 90 градусов, то в точке пересечения биссектриса делится в отношении 3:1, считая от вершины, следовательно,
.
Рассмотрим прямоугольный треугольник AOB, в котором известны два катета AO и BO. По теореме Пифагора найдем гипотенузу AB:
Ответ:
2 способ. Воспользуемся дополнительным построением: достроим данный треугольник AВС до параллелограмма ABFC(Рис. 4):
Рис. 4
равнобедренный, так как биссектриса ВО является и высотой. Значит,
По свойству биссектрисы треугольника АВС:
По свойству сторон параллелограмма
значит, подобен .
Из подобия и получаем:
Значит,
Для по теореме Пифагора:
Ответ:
ГЛАВА II. ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Решение. 3 способ. Составим чертёж к решению задачи: Рис. 1
Рис. 1
Используем формулу вычисления площади треугольника:
Используем свойство площади: площадь фигуры равна сумме площадей фигур, из которых она состоит:
Применим свойство медианы треугольника: медиана разбивает треугольник на два равновеликих треугольника:
Составим систему двух равенств:
Вычтем из второго равенства первое и поделим обе части полученного равенства на 2:
Введём вспомогательные переменные: Тогда
Применим теорему Пифагора к
Ответ:
4 способ. Решим задачу, пользуясь данными Рис. 2, достроив данный треугольник АВС до параллелограмма ABFC:
Рис. 2
Используем свойства параллельных прямых BF, AC и секущую BC, BE, CGи секущую BC, а также определение биссектрисы углов ABC, BCF, и свойство диагоналей параллелограммов
Составим систему двух уравнений с двумя неизвестными и решим её с помощью подстановки:
3. Итак,
Ответ:
5 способ. Воспользуемся данными Рис. 3: выполним дополнительное построение проведём прямую EFпараллельно прямой AD.
Рис. 3
По свойству биссектрисы треугольника АВС:
По теореме Фалеса:
По теореме Фалеса:
Введем вспомогательную переменную х. Тогда
Составим теорему Пифагора к
Ответ:
6 способ. Воспользуемся данными Рис. 4:
Пусть
По определению медианы
По свойству биссектрисы
Рис. 4
По теореме Менелая в
Составим теорему Пифагора для:
Ответ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, поставленную выше задачу удалось решить самостоятельно 4 способами, с использованием решений на сайте self-edu.ru›oge 2017 получилось 6 способов.
При этом повторили 20 свойств геометрии, а также прибегли к решению систем и уравнений.
1 способ |
|
2 способ. |
|
3 способ. |
|
4 способ. |
|
5 способ. |
|
6 способ |
|
Во время проведения элективного курса в 10 классе вышеуказанную задачу решили 4 способами, причем, 4 и 5 способ самостоятельно одолели 50% учащихся (24 респондента, возраст 15-16 лет), 3 способ решения применили 30% с двукратными подсказками: применение формулы и составление системы. Остальные учащиеся работали с автором работы. Этот урок показал заинтересованность в различных способах решения, нацелил ребят на поиск других подходов к данной задаче. На занятии появился дух соревновательности: кто быстрее решит поставленную задачу и каким способом. Оказалось - 5 способом, однако для тех, кто был знаком с теоремой Менелая – 6 способом. Выяснилось, что задача из второй части экзаменационной работы оказалась по силам почти половине учащихся.
В ходе исследования имеющегося способа решения доказано свойство медианы и биссектрисы треугольника, пересекающихся под прямым углом.
В работе применялись общенаучные методы исследования, а также метод эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, анализ. Организация работы в группах явилось эффективным методом качественного исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
И.В. Ященко ОГЭ 2017 Математика, 36 вариантов. Вариант 5. Задание 26. ОГЭ 2017.Режим доступа:self-edu.ru›oge2017_36.php?id=5_26 (дата обращения 15.05.2017)