Под словами «нестандартные задачи» мы понимаем такие задачи, которые хотя и сформулированы с использованием только обычных понятий элементарной математики, тем не менее, не могут быть решены описанными ранее стандартными приёмами. Порой такие задачи трудно отличить от стандартных задач, опираясь только на их формулировку, и «нестандартность» задачи выявляется только в ходе её решения. Так, например, задачу № 8.52 из задачника для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровнь) 10 класса под редакцией А.Г. Мордковича можно отнести к «нестандартной». А порой стандартные задачи могут быть решены нестандартными приёмами. Появилась гипотеза: существуют «нестандартные» задачи и «нестандартные» методы решения задач.
Цель исследования: выявить «нестандартные задачи» на основе решения их методом «мини-максов».
Задачи исследования:
1). Ознакомить с методом «мини-максов».
2). Применять метод «мини-максов» (метод сравнения, метод мажоранта, использование ограниченности функций) при решении уравнений.
3). Составить банк уравнений, решаемых с помощью метода «мини-максов». Решить их, по возможности, альтернативным способом и сравнить полученные решения по рациональности.
4). Распростанить опыт решения уравнений методом «мини-максов» среди старшеклассников лицея.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1). Метод «мини-максов», применяется по простейшей схеме:
Если необходимо решить уравнение = (1) и на общей области определения E функций и выполняются неравенства:
и , то уравнение (1) равносильно системе уравнений:
Число А называют мажорантой функции.
Для применения метода «мини-максов» необходимо уметь оценивать левую и правую части уравнения или неравенства. Приведём перечень часто используемых для оценки базовых неравенств.
Неравенство Коши. (Неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим двух неотрицательных чисел).
Равенство достигается в этом неравенстве при a = b. Если же , то .
, где , при условии последнее неравенство равносильно неравенству Коши.
, равенство достигается при a = b.
Замечу также, что неравенство (3) выражает выпуклость функции на всей числовой оси .
Оценка суммы двух взаимообратных чисел.
, если A > 0, равенство достигается только при A = 1.
Эта неравенство вытекает из (1).
Неравенство Коши для n переменных.
.
Равенство выполняется только при
Оценка однородного линейного тригонометрического многочлена.
.
Оценка квадратного трёхчлена:
если a > 0, то ; равенство достигается при .
если a < 0, то ; равенство достигается при .
, если a > 1
, если 0 < a < 1.
Пример 1. Решить уравнение .
Решение. Из неравенств и , которые верны для всех , следует оценка . Итак, в данном случае A = 1. Уравнение равносильно системе:
Решения системы соответствуют случаю равенства
Так как и – целые числа, то число 6n должно делится на простое число 5, а это равносильно равенству n = 5l, . Тогда k=6l и 4l.
Ответ:
Конечно, при использовании метода «мини-максов», кроме неравенств 1-9 могут использоваться и другие, более специальные неравенства.
Замечание к методу «мини-максов»:
1). Часто внешним признаком, побуждающим использовать метод «мини-максов» является наличие в одном уравнении или неравенстве функций различной природы: алгебраических, тригонометрических, показательных или логарифмических и т.п., что затрудняет или делает невозможным использование стандартных методов.
2). Иногда оценка одной из частей уравнения (неравенства) может быть сделана, исходя из очевидных соображений, или диктуется непосредственно видом этой части; тогда следует попытаться получить противоположную оценку для другой части уравнения (неравенства) используя, например, неравенства 1-9 или другие соображения.
ГЛАВА II. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ
РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ
Пример 1. Уравнение примера 1, рассмотренного выше, не является «нестандартным», но его можно решить не только методом «мини-максов», но и стандартным способом, используя формулу :
Отберём решение системы, используя числовую окружность (Рис. 1):
Рис. 1
Ответ: (Самостоятельное решение)
Пример 2. Решить уравнение
Решение. 1 способ. Метод «мини-максов».
Поэтому
Ответ: . (Самостоятельное решение)
2 способ. Графический метод. Построим графики функций и (Рис. 2). Пересечение параболы с осью ОУ – (0;4).
Рис. 2
Ответ: . (Самостоятельное решение)
Пример 3. (Тест 134, №13 2017 А.А. Ларина) Решить уравнение .
Решение. Метод «мини-максов». Из системы неравенств верно для всех . Итак, в данном случае A = 1. Уравнение равносильно системе:
Ответ: . (Самостоятельное решение)
Пример 4. (Тест 26, №13 2017 А.А. Ларина) Решить уравнение
Решение.
Ответ: .(Самостоятельное решение)
Пример 5. Решить уравнение .
Решение. 1 способ. Метод «мини-максов».
Ответ: (Самостоятельное решение)
2 способ. Графический метод. Посторим гарфики функций и (Рис. 3):
Рис. 3
Ответ: (Самостоятельное решение)
Пример 6. Решить уравнение .
Решение. 1 способ. Метод «мини-максов».
Ответ: (Самостоятельное решение)
2 способ. Графический метод.
Посторим гарфики функций и (Рис. 4):
Рис. 4
Ответ: (Самостоятельное решение)
Пример 7. Решить уравнение .
Решение. Метод «мини-максов».
Ответ: (Самостоятельное решение)
Пример 8. Решить уравнение
Решение. Метод «мини-максов».
Ответ: . (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
Пример 9. Решить уравнение
Решение. Метод «мини-максов».
Ответ: . (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
Пример 10. Решить уравнение
Решение. Метод «мини-максов».
Ответ: . (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
Пример 11. Решить уравнение
Решение. Метод «мини-максов». При решении воспользуемся оценкой суммы двух взаимообратных чисел: .
Ответ: . (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
Пример 12. Решить уравнение
Решение. 1 способ. Метод «мини-максов». При решении воспользуемся оценкой суммы двух взаимообратных чисел: .
Ответ: (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
2 способ. Графический метод.
Построим гарафики функций (Рис. 5)
График первой функции построим, пользуясь преобразованиями графика функции на прямоугольной системе координат: растяжение в два раза вдоль оси ординат и сжатие в вдоль оси абсцисс.
График второй функции построим, пользуясь производной.
Определим монотонность и экстремумы функции:
При построении графика учтем нечетность функции и вертикальную () и наклонную асимптоты ():
Рис. 5
Ответ: (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
Пример 13. Решить уравнение
Решение. Метод «мини-максов».
Ответ: (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
Пример 14. Решить уравнение
Решение. 1 способ. Метод «мини-максов».
значит, уравнение не имеет решений.
Ответ: нет решений.
2 способ. Графический метод.
Построим графики функций и (Рис. 5).
Рис. 5
Ответ: нет решений. (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
Пример 15. Решить уравнение
Решение. Метод «мини-максов».
Ответ: . (Самостоятельно составленное и решенное уравнение)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из 15 решенных уравнений только пять (33,(3)%) были решены альтернативным методу «мини-максов» методом: одно из них решилось с помощью формулы тригонометрии, четыре –графическим методом, причем, в последнем построение графика осуществлялось с помощью производной и нахождением асимптот графика. Это указывает на то, что если уравнение относится к типу уравнений, решаемых с помощью изученного метода, то эффективно применять именно этот метод, он более рационален в большинстве случаев.
Изучение способов решения задач развивает догадливость. Решая ту или иную задачу, необходимо найти её место в системе резличных способов решения задач, тогда из класса «сложных» они перейдут в класс «простых». После презентации результатов исследования во время проведения элективного курса по алгебре в 10 классе профильного уровня учащимся, распределенным в группы по 4 человека, было предложено составить и решить два уравнения: одно из которых решалось бы только методом «мини-максов», втрое – и указанным методом и альтернативным. С этой работой справились 4 группы из пяти, отметив, что метод «мини-максов» значительно упрощает решение уравнения.
При изучении рассмотренной мной темы сделан вывод о том, что алгебра, математический анализ и другие разделы математики нельзя разобщать, т.к. они связаны, например, при решении уравнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нараленков М.И. Вступительный экзамен по математике. Алгебра. Как решать задачи: учебно-практическое пособие- М.: Экзамен, 2003. 306-307 с.
ЕГЭ и ГИА 2017 Математика Материалы для подготовки к экзаменам - Режим доступа:http://alexlarin.net/ege17/html (дата обращения 15.07.2017)