ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В КУЛИНАРИИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В КУЛИНАРИИ

Коровина К.А. 1
1МБОУ Ульяновская СОШ
Гулина Т.А. 1
1МБОУ Ульяновская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность работы

Цели и задачи работы

Гипотеза

Сбор и анализ информации по теме

  • Математика

  • Математика в кулинарии

Шаг 1. Беседа с поваром школьной столовой

Шаг 2. Опрос учеников школы

Шаг 3. Математика в кулинарии

Преобразования

Приведение к единице

Расчет стоимости котлеток

Геометрические фигуры в кулинарии

  • Практическая значимость

Математический задачник с ответами

Приготовление пирога из песочного теста с яблоками и

корицей

Заключение

Информационные ресурсы

Приложение

Актуальность работы:

Кулинария очень популярна в наше время. Ведь все мы любим покушать жареную картошку, котлетки, торты и другие вкусные блюда. А чтобы их приготовить правильно, не переборщив с какими-либо ингредиентами, необходимо знать математику.

Цели и задачи работы:

  • Узнать побольше информации о математике и кулинарии путём исследования литературы и прочих информационных ресурсов;

  • Узнать назначение математики в кулинарии, рассмотрение и изучение роли математики в жизни общества;

  • Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в кулинарии;

  • Привлечь внимание сверстников к более углублённому изучению математики;

  • Применить знания на практике.

Гипотеза:

Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в кулинарии. Математика служит во благо человеку.

Сбор и анализ информациипо теме

Математика

С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика – это страна без границ, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы живем вместе с математикой и поэтому просто не замечаем её. А ведь с математики начинается всё.

Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.

Взрослые ежеминутно прибывают в цифровом мире этой удивительной науки.

Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных специальностях и др.

Убедимся в этом на примере. Мы исследовали, как используются математические знания в кулинарии.

Математика в кулинарии

Математика используется не только в науке, но и в кулинарии, при приготовлении пищи. На самом деле, все этапы приготовления пищи, в том числе покупка продуктов питания, израсходование бюджета требуют некоторые математические знания.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.

Нужно знать и владеть приёмами устных вычислений, уметь составлять план – меню, знать рецептуру блюд.

Шаг 1. Беседа с поваром школьной столовой

Мы обратились к повару школьной столовой Французовой Наталье Григорьевне, чтобы она одобрила нашу тему. Повар рассказала о применении математики в кулинарии, показала нам процесс расчёта, а также предложила нам самим рассчитать продукты и приготовить что-нибудь на уроке технологии или дома.

Шаг 2. Опрос учеников школы

Место проведения: МБОУ Ульяновская СОШ

Время проведения: октябрь 2017

Число опрошенных: 58 человек

Опрашивая учеников, мы задали следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, присутствует ли математика в кулинарии?

  2. Применяете ли вы свои навыки при приготовлении пищи, например, для расчёта стоимости блюда, подсчёта количества ингредиентов и др.?

  3. Легко ли вам даётся это?

(Диаграммы – см. приложение №1)

Вывод: большинство учеников считают, что математика присутствует в кулинарии и что при приготовлении пищи никак нельзя обойтись без математических расчётов. Это говорит о том, что математика и кулинария взаимосвязаны.

Шаг 3. Математика в кулинарии

Преобразования

Как в математике, так и в кулинарии мы используем преобразования. Многие рецепты написаны в имперских единицах. Некоторые новые рецепты и измерительные приборы обозначены в метрических единицах, таких как: миллилитры и др.

Если в рецепте даётся ½ чашки сливочного масла, а в вашем приборе измерение в миллилитрах, то здесь следует использовать преобразование.

Для этого применяем эту формулу перевода: 1 чашка = 237mL.

Это означает, что ½ чашки = 118.5mL.

Приведение к единице

Например, для 12 порций шоколадных маффинов необходимо 1 яйцо, 60 г сахара, 1 ст.л. какао, 50 мл молока, 120 г муки и 70 г сливочного масла. А сколько продуктов понадобится для 24 порций маффинов? (Приложение №2-ингредиенты).

По данной таблице мы видим, сколько нужно ингредиентов для 12 порций маффинов. А мы знаем, что нам необходимо приготовить в 2 раза больше. Поэтому мы данные, приведённые в таблице умножаем на 2 и получаем количество граммов продуктов для приготовления 24 порций маффинов.

Расчёт стоимости котлеток

Также можно рассчитать стоимость котлеток. Для этого узнаём стоимость каждого ингредиента и умножаем на его количество. После складываем всё вместе.

Продукт

Цена

Необходимое количество

Стоимость

Фарш мясной

300 рублей за кг

600 г

300/1000*600=

=180 рублей

Луковица

30 рублей за кг

1 шт

30/1000*90=

=2,7 рублей

Яйцо

47 рублей за десяток

1 шт

47/10=

=4,7 рублей

Молоко

75 рублей за литр

1 стакан(1/5 литра)

75*1/5=

=15 рублей

Батон или белый хлеб

20 рублей

½ от буханки

20*1/2=

=10 рублей

В итоге получаем, что стоимость котлеток равна 212,4 рублей.

Геометрические фигуры в кулинарии

В какой обстановке приятнее поглощать пищу? Когда она красиво подана! «Вот это стол – за ним едят!» - писал С. Маршак в своей пьесе «Кошкин дом». Стол – это горизонтальная плоскость, она символизирует спокойствие. Начинаем с формы стола: это геометрическая фигура: круг, овал, прямоугольник, квадрат. Говоря о форме квадрата в кулинарии, в первую очередь вспоминаем про салфетки - непременный предмет сервировки стола. Салфетки для банкета складываются в форме конверта, трубочки, конуса, паруса, веера, тюльпана и т.д. (и вновь геометрические формы: треугольники, цилиндры, конусы).

Посуда (тарелки) тоже имеют свои геометрические формы – круг, квадрат или прямоугольник (сегодня очень модно иметь в доме тарелки квадратной формы в японском стиле). Бокалы (кружки) имеют форму цилиндра, конуса или усеченного конуса. Стопки для сока по форме напоминают правильные призмы, в основаниях которых находятся шести, восьми, двенадцати, шестнадцати - угольники.

Практическая значимость

Математический задачник с ответами

Мы составили «Математический задачник с ответами» (см. Приложение №3 - задачник). На уроке алгебры мы предложили одноклассникам решить некоторые задачи из сборника. Задачи им показались интересными, и ребята попросили сделать ещё один такой задачник.

Приготовление пирога из песочного теста с яблоками и корицей

Также мы смогли применить свои знания по математике при выпечки пирога.

Заключение

Мы считаем, что наша работа помогла всем понять, что математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Огромную помощь в этом оказывают учебники по математике, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. Учащиеся должны почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для будущей их деятельности, так и для жизни человеческого общества.

Информационные ресурсы

  1. https://eda.ru/recepty/vypechka-deserty/shokoladnie-maffini-s-kusochkami-shokolada-36024

  2. https://eda.ru/recepty/osnovnye-blyuda/mjasnie-kotleti-28283

  3. http://volshebnaya-eda.ru/kollekcia-receptov/myaso/domashnie-kotlety/#ixzz4gbDLwcAr

Приложение

Приложение №1 (диаграммы)

Приложение №2 (ингредиенты)

Шоколадные маффины с кусочками шоколада

Количество порций: 12

Сахар

60 г

Пшеничная мука

120 г

Какао

1 ст.л.

Разрыхлитель

1 ч.л.

Шоколад

100 г

Яйцо куриное

1 шт

Молоко

50 мл

Сливочное масло

70 г

Приложение №3 (задачник)

Просмотров работы: 7074