Часто задачи экзаменов базируются на понятиях и результатах, не входящих в программу по математике. Конечно, задачи формулируются так, чтобы формально они соответствовали программе. Решения, которые публикуются после экзаменов в «официальных» сборниках, также не выходят за рамки этой программы. Однако эти решения часто выглядят искусственно, в то время как введение относительно несложных понятий и методов позволяет дать очень естественное решение, показать взаимосвязь различныхуравнений, повысить математическую культуру. Решая примеры из сборника задач 9 класса, такие как №12.34-12.37 учебного издания Мордковича А.Г. и др., задаёшься вопросом, какова взаимосвязь между указанными функциями. Появилась гипотеза: существуют «нестандартные» уравнения и «нестандартные» методы решения задач.
Цель исследования: выявить уравнения, решаемые с помощью D-метода. Задачи исследования:1).на примере формулы сокращенного умножения (квадрат суммы или разности двух выражений) убедиться, что выделение полного квадрата может являться методом решения некоторых нестандартных задач;2). применять выделение полных квадратов в выражении относительно какой-либо из функций как основу дискриминантного метода;
3).отобрать из тестов, предназначенных для подготовки к ЕГЭ, уравнения, решаемые с помощью D-метода;
4).составить банк уравнений, решить их с помощью D-метода;
5).по возможности решить составленные уравнения альтернативным способом; сопоставить решения;
5).распространить приобретенный опыт и навыки среди учащихся 9-11 классов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
D- метод (дискриминантный метод)
Если уравнение можно привести к виду , причём при всех допустимых значениях переменной, то данное уравнение равносильно системе
Пример 1. (Химический факультет МГУ, 1994 г.)
Решить систему уравнений
Решение.Применим схему D- метода к первому уравнению системы: ,
Поэтому первое уравнение равносильно системе:
Тогда первоначальная система равносильна совокупности двух систем:
Ответ:
Указания к применению D- метода: если D - метод не удаётся применить сразу, то стоит попробовать тождественными преобразованиями добиться, чтобы уравнение или неравенство приобрело вид квадратного трёхчлена относительно какой-либо функции.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Анализируя №13 (С1) тестов Мальцевых Д.А., А.А. Л.И., а также Ященко И.В., не обнаружены уравнения, решаемые с помощью исследуемого метода. В тестах Ларина А.А. 2017 года, выявлено три уравнения: тест № 10, №114 и тест № 162.
Пример 2. (Тест 10, С1 2017 А.А. Ларина) Решить уравнение
Комментарии к решению. Воспользоваться тригонометрическими формулами:
Или решение с помощью D-метода:
Ответ:
Пример 3. (Тест 162, С1 2017 А.А. Ларина) Решить уравнение
Решение. 1 способ. Применим способ введения вспомогательной переменной:Ответ: (Решение самостоятельное).
2 способ. D-метод.
Первое уравнение не имеет корней, так как
Данное уравнение можно было решать как квадратное относительно .
Ответ: (Решение самостоятельное).
Пример 4. (Тест 114, №15 2017 А.А. Ларина) Решить уравнение
Решение.
Применим D-метод. Решим уравнение как квадратное уравнение относительно:
Ответ:
Пример 5. Решить уравнение
Решение. Решим уравнение D-метод относительно :
Можно было решить данное уравнение как квадратное уравнение относительно .
Ответ:
Пример 6. Решить уравнение
Решение.Решим уравнение D-метод относительно:
Первое однородное уравнение 1 степени совокупности решали с помощью универсальной подстановки, второе - используя формулы двойных углов.
Ответ:
Пример 7. Решить уравнение
Решение. ОДЗ:
.
Введем вспомогательную переменную Тогда получим уравнение
Возведём обе части уравнения в квадрат:
Решим полученное квадратное уравнение относительно переменной
Учитывая ОДЗ, получаем
Ответ:
Пример 8. Решить уравнение .
Решение. 1 способ. Приведем данное уравнение к виду:
Учли при решении, что
Ответ: нет корней.
2 способ. Применим D-метод:
Решим уравнение как квадратное относительно :
Для того, чтобы уравнение имело корни
Второе уравнение совокупности не имеет решений, так как правая часть неположительная, а левая положительная.
Решим первое уравнение совокупности графическим способом. Построим, применяя производную, графики функций:и (Рис. 2).
С помощью Рис.1 определим монотонность функции
Рис. 1
Из Рисунка 2 видим, что графики функций не пересеклись, значит, уравнение
не имеет решений.
Ответ: нет корней.
Рис. 2
Разумеется, D-метод оказался более трудоемким и времяёмким. Пришлось решать иррациональные уравнения, решать уравнение графически, применяя производную.
Пример 9. Решим уравнение .
Решение. 1 способ. D-метод:
Решим последнее уравнение как квадратное относительно «5»:
Ответ:.
2 способ. Решим уравнение графически, построив графики функций и .(Рис. 3).
Рис. 3
Как видно, назвать точно решение невозможно, в отличие от решения 1 способом, графический способ в данном случае неэффективен.
Примеры, решаемые с помощью Д-метода:
Примеры, сходственные Примеру 5:
Примеры, сходственные Примеру 6:
Примеры, сходственные Примеру 7:
Примеры, сходственные Примеру 8:
Примеры, сходственные Примеру 9:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таблица 1 содержит информацию о решённых уравнениях, рациональности, единственном способе решения уравнения:
Пример |
Способы, методы, Р – рациональный |
||||
D-метод |
Введение вспомогательной переменной |
Приведение уравнения к квадратному и введение вспомогательной переменной |
Приведение уравнения к специальному виду и сравнение слагаемых с нулём |
Графический способ |
|
Пример 1 |
+ |
||||
Пример 2 |
+ |
||||
Пример 3 |
+ Р |
+ Р |
|||
Пример 4 |
+ Р |
+ |
|||
Пример 5 |
+ |
||||
Пример 6 |
+ |
||||
Пример 7 |
+ |
||||
Пример 8 |
+ |
+ Р |
+ |
||
Пример 9 |
+ Р |
+ |
Замечаем, что не все указанные выше уравнения можно решить альтернативным способом D-методу. Из 9 уравнений лишь 44,44% решаются двумя способами, что даёт возможность проверить верность найденного решения.
D-метод интересен тем, что им решаются уравнения различных видов: уравнение-многочлен, иррациональное, тригонометрическое.
В ходе занятия элективного курса в 10 классе был распространен опыт отбора по виду, составления и решения уравнений, решаемых с помощью D-метода. На предложение составить свое уравнение подобного типа откликнулись 80% (24 респондента, возраст 15-17 лет). Эти уравнения пополнили банк уравнений, составленных автором работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нараленков М.И. Вступительный экзамен по математике. Алгебра. Как решать задачи: учебно-практическое пособие- М.: Экзамен, 2003. 306-307 с.
ЕГЭ и ГИА 2017 Математика Материалы для подготовки к экзаменам - Режим доступа:http://alexlarin.net/ege17/html(дата обращения 25.07.2017)