Философия и медицина сделали человека самым мудрым из животных, гадание и астрология — самым полоумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
В двадцать первый век совершенно немало новых научный открытий, технических изобретений. Прогресс не стоит на месте. И казалось бы, что в это время человека уже нелегко чем-либо удивить. В общем подмечено следующее, что не зависимо от общественного положения, звания, достатка люди продолжают веровать в мистику, в том числе связанную с числами.
Для европейского человека познание примет и суеверий и вовсе не имеет особого практического значения, но в РФ все наоборот. Русский человек довольно суеверен и это наследство досталось нам от наших языческих праотцов. Почему человек склонен веровать в это?
Обоснование проблемы: Числа сопровождают нас всю жизнь. В волшебные свойства чисел люди веровали еще с древности. Вот и меня заинтриговал вопрос о том, какова роль числа в жизни? Надобно ли бояться чисел? Воздействуют ли они на судьбу человека?
Актуальность проблемы: повышение числа молодежи, верящих в магию чисел.
Цель проекта: показать, что в век научно-технического прогресса, когда благополучно развивается наука, например математика и информатика, для числовых суеверий и мистики остается меньше места, но тем не менее она все же не теряет популярности.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1. Изучить литературу с целью получения информации о возникновении числовых суеверий;
2. Убедить сверстников в том, что вера в числовые суеверия - это отголоски древних представлений о мистической силе чисел;
3. Провести исследование отношения людей различных возрастов к суевериям связанных с числами;
4. Найти ответ на вопрос: что делать, чтобы избежать негативного влияния числовых суеверий.
Гипотеза: в случае если человек верует в неблагоприятное воздействие чисел, тогда вполне возможно дает прогноз себе на несчастье, неудачу.
Методы исследования: Анализ литературы, опрос учителей и учеников школы, выборочный опрос случайных прохожих, обработка приобретенных данных, анализ, сопоставление и обобщение приобретенных результатов.
Область исследования: числа и цифры: магия и суеверия, связанные с числами.
Объект: числовые приметы и суеверия.
Предмет: исследование воздействия числовых суеверий и предрассудков на жизнь прогрессивного человека.
При работе над темой мы воспользовались Интернет ресурсами, телевидением, словарями, литературой по избранному вопросу.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как на уроках истории мировой художественной культуры, обществознания, литературы, так и на уроках математики, в качестве исторической справки.
Следует отметить, что вопрос не только числовых суеверий и примет, но и примет и суеверий в целом, считается не до конца изученным. В нашем исследовании мы опирались на мнения находящихся вокруг нас людей, а так же на данные использованной нами литературы.
Глава I. Приметы и суеверия – часть жизни человека
Определение понятий народных примет и суеверий.
Понятия: народные приметы и суеверие чрезвычайно тесно соединены друг с другом. Но не стоит забывать, что они имеют различное значение.
Суеверия - ошибочное, ложное верование во что-либо; вера в причину и следствие, где никакой взаимосвязи нет (по словарю В. Даля). И данные ложные верования в магию крепко зашли в ежедневную жизнь людей.
Слово «суеверие» образовано при помощи наречия «суе», либо «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе – «противоположное постоянному благу нашему, жизни духовной». О человеке мы говорим «суетный», о жизни – «сплошная суета».
Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещания будущего и воздействия на него при помощи применения каких-то потусторонних сил. Суеверие проявляет себя на поведенческом уровне в обрядовых формах: применении талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особенное место занимают приметы.
Народные приметы, это специфические подсказки – предупреждения, которые подмечали осмотрительные люди, фиксировали в своём сознании и передавали из поколения в поколение. Это и наблюдение за поведением животных перед «внезапной стихией», и определённые, повторяющиеся перемены в природе, что предопределяли, к примеру, какой будет зима.
В данный момент этими вопросами занимается наука метеорология. В древности о такой науке ничего не знали. Потому повышенное внимание к природным явлениям могло помочь выжить и не допустить голодных смертей в результате засухи, потопа и пр. Таким образом, в народных приметах нет ничего мистического.
Такой подход к определению понятий примет и суеверий вполне возможно назвать научным, но каковы предпосылки появления этих явлений?
История происхождения суеверий
История зарождения суеверий своими корнями уходит к моменту появления цивилизации. Изучив литературу по этому вопросу, вполне возможно заявить, что практически невозможно пояснить, как конкретно они появлялись. Основная масса суеверий порождена ужасом. Считается что, первопричина скрывается в явлениях природы. Непосредственно они устрашали людей с глубокой древности своей непознанностью. В качестве еще одной причины, вполне возможно выделить действия, скорей всего неизученные, которые страшили, а значит их наступление нужно избежать. Поэтому при помощи каких-либо мистических свойств явления, люди начинают веровать, что готовы при помощи некой последовательности деяний контролировать их наступление.
В течении длительного времени особенными фантастическими качествами были наделены небесные тела. Особую опасение вызывали кометы, как некие загадочные пришельцы. Луна также наделена загадочными качествами. В древности верили, что в случае, если длительное время смотреть на нее вполне возможно лишится рассудка.
Помимо небесных тел, древние люди не имели возможности разъяснить поведение животных. Потому и появились такие суеверия как, черная кошка, перешедшая дорогу (беда), вопль совы (извести о быстрой кончине) и т.д.
Но жизнь людей неразрывна связана с числами. В следствии этого встает потребность наделить их некими фантастическими качествами. Отсюда появление «счастливых» чисел и тех, что навевают беду.
Все суеверия, окружающие прогрессивного человека – это предрассудки наших старинных праотцов о необычной мощи чисел. Тогда то, что не поддавалось счету, было, за пределами человеческого разума, следовательно было загадочным, священным. Потому вдохновителями всех без исключения суеверий считаются служители различных религий.
Западный исследователь Курт Хазел выдвигает следующую версию причин:
Главное – это незнание законов природы и явлений.
Стремление держать любую обстановку под контролем.
Страх перед будущим.
Одиночество.
Стремление получить ответы на практически все вопросы, что считаются жизненно важными и не дают покоя.
Простое любопытство от «нечего делать».
Основная масса суеверий связанных с числами привязаны к гаданиям по числам. Суеверия и приметы, в основе своей, могут иметь разное происхождение, но все они для начала порождены невежеством и страхом.
Число - талисман
Каждый человек имеет любимые и нелюбимые числа. Одни навевают успех, а иные – опасность.
Как оказалось, любой человек, согласно нумерологии, имеет число – талисман. Каким образом его рассчитать? Берут дату рождения человека, дату рождения его мамы и папы. К примеру, вы появились 15 января 1990 года. Ваша мать родилась 23 марта 1970 года, а папа родился 12 июля 1965 года. Сейчас нужно сложить все числа, что есть в ваших днях рождения. Тогда имеем:1+5+1+1+9+9+2+3+3+1+9+7+1+2+7+1+9+6+5=82. Ноли не берем, месяцам присваиваем порядковый номер. Полученное от сложения число делим на 3: 82:3=27,3. Получили не целое число. По правилам округления, получаем 27. Значит, число - талисман будет равно 27. То есть, где бы человек не увидел это число, его непременно будет ожидать успех.
Это число-талисман не может принести несчастье. Обнаружив его на пути, будьте убеждены, что день пройдет превосходно. Каждое 27 число каждого месяца помимо прочего будет счастливым. В случае, если вы решите сыграть свадьбу 27-го числа, тогда будете непременно счастливы в браке. Важно, чтоб ваше число талисман не оказалось числом врагом вашей половинки. Существуют и такие числа.
Таким образом любое событие, происходящее с вами в счастливый день будет постоянно удачным. Для того, чтоб усилить действие числа-талисмана важно, чтоб оно всегда было при вас. Самый незатейливый способ – записать его и носить при себе. Студенты, которые знают свое число талисман, нередко пишут его на зачетке. И замечено, что потом у них просто не случается не сданных экзаменов. Все постоянно сдается с легкостью и исключительно на отличные отметки.
Число – враг
У каждого числа талисмана присутствует число враг. Оно способно попортить жизнь собственному владельцу. Когда думаешь о том, что все-таки это за число враг, тогда 1-ая ассоциация это число 13. Но это не так. Для некоторых это счастливое число.
Для определение такого числа, нужно написать собственную фамилию, отчество и имя. Под каждой гласной буквой поставить число 1, под согласной - 2. К примеру, вы Сидоров Валерий Дмитриевич. Проставляем числа и находим их сумму: 2+1+2+1+2+1+2+2+1+2+1+2+1+2+2+2+1+2+2+1+1+2+1+2=38. Наконец, число враг для Валерия Дмитриевича - 38.
Как же такое число может напакостить в жизни? В случае если вы собираетесь в настоящее время сделать что-то важное и по пути встретили свое число враг, тогда будьте убеждены, что в настоящее время ничего не выйдет.
От такого числа, никуда не денешься, оно есть у каждого, но чем оно выше, тем гораздо лучше. Каждый год, который приходится на это число, для человека становится несчастным. В нашем случае, Сидорову нужно будет быть особо осмотрительным, когда ему исполнится 38 и 76. Но отмечено, что в такие «несчастливые» годы люди сплошь и рядом ломают ноги и руки, теряют работу и длительное время не имеют возможности найти новую. Самое надежное решение, в случае если вы желаете не получать удары судьбы, и встретили свое несчастливое число - перенесите все главные дела на другой день, носите с собой, написанное, даже на бумаге, свое число талисман и вовсе не вступайте ни в какие инциденты.
Нумерология существует очень давно. Очень мудрые философы занимались подобными расчетами всю жизнь. Они наблюдали за судьбами иных людей, реагировали на то, как число может влиять на жизнь человека. И эти все мудрецы не сомневались в том, что числа играют чрезвычайно великую роль в нашей жизни. И, как правило, те люди, что наблюдают за собственными благоприятными и неблагоприятными числами и прислушиваются к ним, живут значительно спокойнее и счастливее. И вам решать, как к данному относиться.
Глава II. Практическая часть
2.1. Половицы и поговорки, связанные с числами
Мне стало любопытно обнаружить как можно больше пословиц, поговорок и крылатых выражений, связанных с цифрами и числами.
Пословицы - короткие народные изречения с наставительным содержанием, народные афоризмы.
Поговорки - короткие устойчивые выражения, предпочтительно образные, не составляющие, в отличие от пословиц, завершенных высказываний.
Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, попавшие в общее употребление.
Присутствует огромное количество пословиц и поговорок. Тяжело сказать, с каких времен начали ходить пословицы и поговорки. Эти небольшие умные изречения создавались и накапливались на протяжении многолетней истории. Они отображают жизнь народа, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней постоянно есть вывод, который полезно держать в голове каждому.
В. Даль, в своем Толковом словаре, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная правда". Михаил Шолохов нарек пословицу "сгустками разума", "крылатой мудростью".
В собственной речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: попавшие в нашу речь из литературных источников короткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.
Пословиц, поговорок и крылатых выражений бесчисленное множество, рассмотрим исключительно те, в каких есть числа. (см. Приложение 1)
2.2. Какое место занимает вера и суеверия в нашей жизни
Ответ на этот вопрос можно получить, изучив результаты социологического опроса общественного мнения в ж/д ст. Кудринская (опрос проводился на улице у прохожих).
Цель опроса: узнать, как к числовым суевериям относятся окружающие люди.
Была составлена анкета, состоящая из 4-х вопросов. (см. Приложение 2)
В анкетировании приняли участие 108 человек:
прохожие ж/д ст. Кудринская ;
учащиеся 5-11 классов школы;
учителя школы;
администрация школы
Опрос проводился анонимно.
Возраст |
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
|||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
||
До 18 лет |
18% |
7% |
15% |
11% |
15% |
13% |
15% |
15% |
|
18 - 30 лет |
13% |
11% |
18% |
5% |
10% |
19% |
15% |
10% |
|
30 - 60 лет |
25% |
14% |
25% |
17% |
15% |
11% |
14% |
11% |
|
Старше 60 лет |
6% |
6% |
7% |
2% |
6% |
11% |
10% |
10% |
|
Итого |
62% |
38% |
65% |
35% |
46% |
54% |
54% |
46% |
По результатам проведенного опроса можно сделать следующие выводы: почти 60% опрошенных нами в той или иной степени суеверны. (см. Приложение 3)
Кроме того мы взяли интервью.
Цель:Узнать, как к числовым суевериям относятся окружающие люди.
Было опрошено 20 взрослых:
родители;
учителя;
администрация школы.
Вывод: не все они верят в числовые приметы, считая, что человек сам творец своей судьбы. А если все-таки приметы сбываются, то это связано с тем, что люди подсознательно настраивают себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суеверия пришли к нам из древности, считаются пережитками языческого мира, осуждаются и наукой и православной церковью. В основном это составляющие обрядов, что в свое время сопровождали земледельческие, общинные, домашние праздничные дни и горестные события.
Числовые приметы и суеверия были замечены много тысячелетий назад. Древние люди пробовали объяснить мир так, каким видели. Это послужило основанием появления множественных суеверий и верований. И, невзирая на то, что основная масса из них фактически не содержат правды, люди продолжают им верить. Человек не имеет возможности знать всего, а значит, он будет продолжать строить предположения и выдвигать гипотезы о том, как устроен мир. Все мы чуть-чуть суеверны. Это заложено в нас природой.
Наше нежелание вникнуть в математическую сторону действа числовых суеверий, готовность поддаться гипнотической мощи числа выдаёт нашу математическую неграмотность. Рвение рассчитать какое-то судьбоносное число (конец света, например) было распространено в далекие времена, и на данный момент «кормит» астрологию и нумерологию. Особое значение придается тайне дня рождения и тайне имени, где любой букве имени и дню рождения соответствует конкретное число.
Мы считаем, что почти все действия, происходящие в нашей жизни, и которые мы связываем с «хорошими» и «плохими» числами - это просто случайность. Мы пришли к выводу, что ни гороскопы, ни тайны дня рождения и имени, ни злосчастные числа не имеют возможности оказать воздействия на судьбу, нрав и работу человека, верящего в собственные возможности. В одном случае они добавляют ему энергии и силы, дают немалую уверенность в достижении поставленной цели, навевают какую-либо удовлетворенность, ну а в ином - уничтожают волю, вызывают чувство испуга, робости, неуверенности и бесполезности борьбы с жизненными невзгодами. Широкая реклама астрологических прогнозов, услуг всяческих волшебников, чародеев, гадалок позволяет создать благодатную почву для «выращивания» суеверий. Но мы - прогрессивная молодежь обязаны быть уверены в себе и вовсе не поддаваться на гипнотические уловки числовых суеверий.
Проведенное исследование достигло цели: мы проверили отношение к числовым суевериям окружающих и учащихся нашей школы.
Как не быть рабом суеверий? Единственное лекарство против суеверия — это познание. А значит, надобно исследовать законы природы и явлений. Советы тем, кто суеверен: изучайте законы и явлений природы, веруйте в собственные силы и свое ясное будущее, наполняйте собственную душу нужными и незапятнанными помыслами, но не пустующими никчемными глупостями. Потому будьте безмятежны и не забывайте фразу южноамериканского киноактера Гручо Маркса: «13 человек за столом может быть несчастливым числом исключительно в тех случаях, когда вы приготовили лишь 12 котлет».
ЛИТЕРАТУРА
Дорохов А. О правде и выдумках. Детская литература. Москва, 1977
Журнал «Математика в школе» №2 1999г. Москва
Степанова М.Г. Числовые суеверия. Самара, 1978
Ганчев И. и др. Математический фольклор. Москва, 1987
Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983
Депман, И. Из истории математики. Москва,1960
Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. Педагогика,
1984
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Москва. Просвещение, 1989
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва. Просвещение, 1986
Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки. Москва. Просвещение, 1987
http://portfolio.1september.ru/work.php?id=562414
http://www.700mb.ru/14/10/2005/magija/magicheskoe_chislo_13.htm
http://sueveriya.ru/archives/790#more-790&hcq=9ttitDp
Приложение 1
Пословицы и поговорки связанные с числами.
Число 1.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине. Одна пчела немного меду натаскает. Одно дерево срубишь - десять посади. Одной рукой в ладоши не хлопнешь. Одна правда на свете живет. Один раз не в счет. Один в поле не воин. Один в море - не рыбак. Одна рука узла не вяжет. Одна голова на плечах. Одна нога тут, другая - там. Одна мудрая голова ста голов стоит. Одна пчела лучше, чем рой мух. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На одном месте и камень мхом зарастает. Одно сегодня лучше двух завтра. Одной рукой и узла не завяжешь. От одного слова да навек ссора. У ежа одна сила - колючки. Одному ехать - и дорога длинна. Раз солгал - навек лгуном стал. Руки поборют одного, знанье - тысячу. Трус умирает сто раз, а герой - один раз. Один битый двух небитых стоит. Один блин и то пополам ломай. Один в бороне, а все в стороне. Один в грехе, а все в ответе. Один в деле — один и в извороте. Один в море не рыбак, а без артели не моряк. Один в Москве, другой в Вологде, а оба голодны. Один воин тысячу водит. Один волк гоняет овец полк. Один волк, да и тот в кусту голодный воет. Один вор всему миру разорение. Один глаз на нас, а другой в Арзамас. Один говорит про горох, а другой про стручья. Один говорит про Тараса, а другой: чертей полтораста. Один горюет, а артель воюет. Один другому не указ. Один — дурак, а другой не разумен. Один дурак бросит в воду камень — десять умных не достанут. Один дурак сказал, другой послушал (...повторил). Один ершок ухи горшок. Один — за всех, все — за одного. Один и у каши загинешь. Один, как месяц в небе. Один как пень, а другой как колода. Один на стенку не пойдешь. Один носит, другой просит, третий очереди ждет. Один палец не кулак. Один пашет, а семеро руками машут. Один пирога не съешь, одному и у каши не споро. Один про Фому, другой про Ерему. Один пьет — семерым мошну рвет. Один раз свеча, другой раз свеча, пожалуй, и шуба с плеча. Один раз соврешь — другой не поверят. Один рот и тот дерет. Один рубит, а другой в дудку трубит. Один рубль — один ум, два рубля — два ума. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Один сапог краденый, другой воровской. Один сбирает, другой зевает. Один слепнет от голода, другой — от золота. Один со страху помер, другой ожил. Один сын не сын, два сына — полсына, три сына — сын. Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны. Один у Мирона сын, да и тот Миронович. Один ум хорошо, а два — лучше. Один умный десять безумных водит. Один хлеб приедлив. Один ходит в сукне да в шелке, а у другого зубы на полке.
Один гусь поле не вытопчет. Одинока мучка, да не одиноки ручки. Одинокий лег — свернулся, встал — встрепенулся. Одинокому везде дом. Одинокому где хлеб, там и угол. Одна беда идет, другую ведет. Одна беда катит, другая в подворотню глядит. Одна беда не беда, только б больше не пришло. Одна беда не угасла, другая загорелась. Одна беда не ходит: беда беду родит. Одна голова не бедна, а и бедна, так одна. Одна голова хорошо, а две лучше. Одна головешка и в печи не горит, а две — и в поле разгораются. Одна головня и в печи гаснет, а две — и в поле курятся. Одна дверь на замок, а другая настежь. Одна женщина — баба, две бабы — базар, а три -ярмарка. Одна копейка — и та ребром. Одна ласточка не делает весны. Одна лиса семь волков проведет. Одна ложка дегтя портит бочку меда. Одна майская роса коням лучше овса. Одна муха не проест и брюха. Одна мучка, да не одни ручки пекли. Одна нога в лапте, другая в сапоге. Одна нога обута, другая разута, а если бы третья была — не знаю, как бы пошла. Одна одежда — и в мир, и в пир, и по задворью. Одна одежонка — и в голь, и в моль, и в добрый пир. Одна паршивая овца все стадо испортит. Одна рубаха — и та перемываха. Одна рука в меду, другая в патоке. Одна сторона всегда не права. Одна у журавля дорога — на теплые воды. Одна удача идет, другую ведет.
Одна правда на свете живет. Одна голова на плечах. Одна нога тут, другая - там. Одна мудрая голова ста голов сто. Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине. Одна мудрая голова ста голов стоит. Одни ворота: что во двор, что со двора. Одни глаза и плачут, и смеются. Одни плачут, а другие скачут. Одним выстрелом двух зайцев убить. Одним глазом спи, а другим стереги. Одним камнем много горшков перебьешь. Одним конем всего поля не изъездишь. Одним махом всего пути не перескочишь. Одним махом поля не объедешь. Один раз не в счет. Один в море - не рыбак. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Одно вече, да разные речи. Одно горе не горе, как бы с два не было. Одно дело делай, а другого не порть.
Одно дерево срубишь - десять посади. Одно зерно горсть дает. Одно зерно пуды приносит. Одно нынче лучше двух завтра. Одно око, да видит далеко. Одно слово кость ломит, другое — сращивает. Одно сегодня лучше двух завтра
Одно ухо — и то глухо. Одного бьют, а другому наветки дают. Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь. Одного поля ягода. Одного рака смерть красит. Одного храбреца и тысяча трусов не заменит. Одной ласточке не радуйся. Одной рукой жни, а другой — сей. Одной рукой и узла не завяжешь. Одному глазом мигни, другого дубинкой подтолкни. Одному ехать — и дорога долга. Одному ехать не рука: дорога далека. Одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна. Одному и топиться идти скучно. Одному и у каши не споро. Одному кивнул, другому моргнул, а третий сам догадается. Одному началу не два конца. Одному не страшно, а двоим веселей. Одному покориться, другому поступиться. Одному потеха, другому не до смеха. Одному с женою горе, другому вдвое. Одному с женою радость, другому — горе. Одному сбылось, а другому не удалось.
Одному с женою горе, другому вдвое. Одному началу не два конца. Одно горе не горе, как бы с два не было. Одним выстрелом двух зайцев убить. Одна женщина — баба, две бабы — базар, а три -ярмарка. Одна голова хорошо, а две лучше. Один ум хорошо, а два — лучше. Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны. Один сын не сын, два сына — полсына, три сына — сын. Один рубль — один ум, два рубля — два ума. Один битый двух небитых стоит.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать. Двое в поле воюют, а один и дома горюет. Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Один в поле не воин.
Тысяча дней болтовни не стоят одного подвига.
Душа одна, а желаний тысяча.
Что для одного еда, то для другого яд. На одном месте и камень мхом зарастает. От одного слова да навек ссора. У ежа одна сила - колючки. Раз солгал - навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье - тысячу. Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
Число 2
Две пары сандалий сразу не наденешь. Двух правд не бывает. Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости. Два сапога - пара. Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался. Как две капли воды. Кто скоро помог, тот дважды помог. Лентяй дважды работает. Между двух огней. На два слова. На два фронта. Не может связать двух слов. Ни два, ни полтора. Одна голова - хорошо, а две - лучше. Палка о двух концах. Сидеть меж двух стульев. Скупой платит дважды. Убить двух зайцев. Уплетать за обе щеки. Хромать на обе ноги. Дай дураку волю, а он две возьмет. Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель. Два века не жить, а век — не тужить. Два века не изживешь, две молодости не перейдешь. Два горя вместе, третье пополам. Два гроша — куча хороша. Два Демида, а оба не видят. Два друга — мороз да вьюга. Два дурака, да у каждого по два кулака. Два дурака об одном уме. Два кота в одном мешке не улежатся. Два медведя в одной берлоге не живут. Два одному — рать. Два раза не умирать. Два сапога пара, и оба на левую ногу. Два фонаря на пустой каланче (красивые глаза, да пустая голова). Два черта не живут в болоте. Два чирёнка — тот же утенок. Дважды в год лето не бывает. Дважды молоду не бывать. Две бараньи головы в один котел не лезут. Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет. Две маленькие собаки большую едят. Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате. Две собаки дерутся — третья не приставай. Две ярочки — та же овца. Двое в поле воюют, а один и дома горюет. Двое дерутся третий не суйся. Двое пашут, а семеро руками машут. Двое плешивых за гребень дерутся. Двум — любо, третий не суйся. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости. Два сапога - пара. Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался. Как две капли воды. Кто скоро помог, тот дважды помог. Лентяй дважды работает. Между двух огней. На два слова. На два фронта. Не может связать двух слов. Ни два, ни полтора. Одна голова - хорошо, а две - лучше. От горшка два вершка. Сидеть меж двух стульев. Скупой платит дважды.
Бабушка надвое сказала. Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.
Второе дыхание. Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и - о чудо! - спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.
Двуликий Янус. В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло это выражение в значении "двуличный человек".
Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.
Из двух зол выбрать меньшее. Это выражение, ставшее крылатым, принадлежит древнегреческому философу Аристотелю. Встречается у Цицерона, многих известных философов, писателей древности и современности.
Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
Ум хорошо, а два лучше. Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе.
Число 3
Хвастуну цена - три копейки.
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня. Три деньги в день — куда хочешь, туда и день. Три дни молол, а в полтора дни съел. Три жены имел, а от всех терпел. Три раза прости, а в четвертый прихворости. Три сына, а сам в силе. Трижды поп поет, а в четвертый аминь отдает. Двум — любо, третий не суйся. Двое дерутся — третий не суйся. Две собаки дерутся — третья не приставай. Два горя вместе, третье пополам. Одна нога обута, другая разута, а если бы третья была — не знаю, как бы пошла. Одна женщина — баба, две бабы — базар, а три - ярмарка. Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны. Один сын не сын, два сына — полсына, три сына — сын. Один носит, другой просит, третий очереди ждет.
Три человека знают - узнают все тридцать.
Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.
Из третьих уст, из третьих рук. Через посредников, не от очевидцев, не непосредственно (узнавать, получить, услышать).
От горшка три вершка. Очень низкий, низкого роста, маленький.
С три короба. Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).
Третьего дня. Позавчера.
Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.
Плакать в три ручья. То есть очень горько плакать.
Три грации. У древних римлян - три богини, олицетворяющие молодость, прелесть, веселье. Изображаются в виде трех прекрасных женщин. Иногда употребляется с иронией.
Три кита. Раньше древние полагали, что Земля стоит на трех китах. Выражение употребляется в значении основы основ.
Три года скачи - ни до какого государства не доскачешь. Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Говорится о глухом, забытом, заброшенном месте.
Число 4
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Три раза прости, а в четвертый прихворости. Челом — четырем, а пятому — помогай бог. Четыре полы, а бока голы.
На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).
Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.
Число 5
Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.
Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.
Число 7
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь пятниц на неделе. Лук от семи недуг. За семью морями. Одним махом семерых убивахом. Сам не дерусь, семерых не боюсь. Семеро капралов, да один рядовой. Семеро не один, в обиду не дадим. Семеро одну соломинку подымают. Семеро по зайцам, а шкурки нет. Семеро с ложкой, а один с сошкой. Семь бед — один ответ. Семь верст до небес, и все лесом. Семь верст не крюк (...не околица). Семь дел в одни руки не берут. Семь деревень, а лошадка одна. Семь лет мак не родил, а голода не было. Семь лет молчал, на восьмой вскричал. Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего. Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком. Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему. Семь рек осушила, холста не смочила. Семь топоров вместе лежат, а две прялки — врозь. Семь четвергов, и все в пятницу. Одна лиса семь волков проведет. Один пьет — семерым мошну рвет. Один пашет, а семеро руками машут.
Семь пятниц на неделе. Семи смертям - не бывать, а одной не миновать. Семеро по лавкам. Семь вёрст до небес и все лесом. У семи нянек дитё без глазу. Семь раз поели, а за столом не сидели. Семеро ворот и все в огород. За семью печатями. Семь мудрецов дешевле одного опытного человека. Семь футов под килем. У одной овечки семь пастухов. Лук - от семи недуг. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Седьмая вода на киселе. Семь пядей во лбу. Семь без четырех да три улетело. Рос нос на семерых - а одному достался. Для любимого дружка семь вёрст не околица. Тайна за семью печатями. Не велик городок, да семь воевод. Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников. Макару поклон, а Макар на семь сторон. Семь потов сошло. А ты, седьмой, у ворот постой. За семь верст киселя хлебать. У одной овечки семь пастухов. Семеро одного не ждут. Не велик городок, да семь воевод. Для бешеной собаки семь вёрст не круг. Три бабы - базар, а семь - ярмарка
До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.
На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.
Семь смертных грехов. Библейское выражение. Со временем получило значение каких-либо плохих, непростительных проступков.
Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.
Семь бед - один ответ. Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. Перед тем сделать что- нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.
У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.
Семь чудес света. В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. В образной (разговорной) речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное.
Число 8
Восьми гривен до рубля не хватает. Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять, что ровно делит. Весна да осень - на дню погод восемь. Друзей два, врагов восемь. Не сосчитав, не говори "восемь".
Число 9
Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит. Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять, что ровно делит. Девять мышей вместе потянули - крышку с кадушки стянули. Девять человек - все равно что десяток. Из десяти монахинь девять - блудницы, а одна не в своем уме. У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять - ловкость. Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
Число 10
Десять - человек - десять оттенков.
Десятая вода на киселе. Десять раз смеряй, один раз отрежь. Одно дерево срубишь - десять посади. Один умный десять безумных водит. Один дурак бросит в воду камень — десять умных не достанут.
Избавишься от одного порока - вырастут десять добродетелей. Один говорит - десять слушают. Один умный десять безумных водит. Пока до начальника доберешься, раз десять споткнешься. Девять человек - все равно что десяток. Десять знающих не стоят одного, который дело делает. Дорогой - пять, а прямо десять. На одного стрелка по десятку загонщиков. Один год десять лет заел. Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников. Умный услышит раз, а догадается десять раз. Чего не сделаешь один, сделают десятеро. У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять - ловкость. Из десяти монахинь девять - блудницы, а одна не в своем уме.
Приложение 2
Анкета «Верите ли вы?»
Да |
Нет |
|
Веришь ли ты в приметы? |
||
Влияет ли вера в приметы на твою жизнь? |
||
Помогает или мешает тебе вера в приметы? |
||
Стоит ли обращать внимание на приметы? |
Приложение 3
Диаграмма «Результаты социологического опроса»