ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Шешукова А.Д. 1
1МБУ ДО "Центр образования "Перспектива"
Матвейчук Н.Н. 1
1МБУ ДО "Центр образования "Перспектива"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Задачи подготовки конкурентоспособного гражданина для конкурентоспособной экономики легли в основу государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013−2020 годы. В документе отмечается «недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике». Одним из элементов системы, обеспечивающей формирование таких компетенций, является реализация общеобразовательных программ повышенного уровня, которые приобретают осмысленный характер формирования человеческого потенциала для решения стратегических задач развития региона.

При этом программы повышенного уровня реализуются, как правило, в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня – лицеях и гимназиях.

Актуальность

Исследования, проведенные Приволжским филиалом ФГАУ «Федеральный институт развития образования», показывают, что статус образовательного учреждения зачастую не влияет на результаты обучения. При этом введение программ общего образования повышенного уровня и специальный бюджет их реализации оправданы, если повышенные компетенции выпускников этих программ смогут найти применение (или даже дать импульс) в инновационном социально-экономическом и культурном развитии региона. [15] Общеобразовательные программы школ повышенного уровня ориентированы на получение обучающимися дополнительных образовательных результатов по сравнению с обучающимися общеобразовательных школ. Какие мотивы при этом преобладают у учеников? Как изменяется мотивация обучающихся с течением времени? Получается, что для того, чтобы стать прекрасно образованными выпускниками школ с повышенным содержанием программ, обучающиеся должны быть замотивированы на продуктивную учебную мотивацию. Чтобы ответить на эти вопросы, мы считаем актуальным отследить динамику учебной мотивации обучающихся образовательных учреждений повышенного уровня, опираясь на исследования, проведенные в образовательных учреждениях различного уровня.

Данное исследование стало продолжением проведенного в прошлом учебном году исследования мотивов, преобладающих в учебной деятельности мальчиков и девочек различных образовательных учреждений. Перед нами стояла цель: выявить мотивы, преобладающие в учебной деятельности шестиклассников, обучающихся школ повышенного уровня, и шестиклассников, обучающихся общеобразовательных школ. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что мотивационная сфера обучающихся школ повышенного уровня (как у мальчиков, так и у девочек) представлена более сформированными мотивами, в отличие от обучающихся общеобразовательных школ. В результате проведенного исследования мы выявили, что девочки из школ повышенного уровня отмечают у себя все мотивы кроме мотивов творческой самореализации. У девочек из общеобразовательных школ преобладает только один мотив – творческой самореализации. У мальчиков из гимназии и лицея преобладают мотив благополучия и мотивы учебно-познавательные (и процесс и содержание учения). У мальчиков из общеобразовательных школ преобладает мотив долга и ответственности. Таким образом, гипотеза исследования, проведенного в 2015-2016 учебном году, подтвердилась.

Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество монографий отечественных (В.П. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). В своей работе мы придерживаемся определений А.К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека. Согласно А.К. Марковой, мотив – направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, а мотивация учения – это сложная сфера детерминации поведения школьника [8, с. 15].

Цель исследования:

выявить особенности динамики учебной мотивации обучающихся школ с повышенным уровнем образовательных программ посредством проведения сравнительного анализа результатов двухлетнего исследования.

Задачи:

    рассмотреть понятия «мотив» и «учебная мотивация» в различных источниках;

    обобщить особенности образовательного процесса, организуемого в различных образовательных учреждениях;

    рассмотреть особенности развития мотивов учения подростков;

    провести исследование по заявленной теме, сделать выводы.

Гипотеза: мы предполагаем, что мотивационная сфера обучающихся школ повышенного уровня (как у мальчиков, так и у девочек) остается представленной более сформированными мотивами в отличие от мотивационной сферы обучающихся (мальчиков и девочек) общеобразовательных школ.

Объект исследования: учебная мотивация.Предмет исследования: динамика учебной мотивации семиклассников, обучающихся школ

с повышенным уровнем образовательных программ.

Методы исследования:

теоретические (анализ литературы);

эмпирические (анкетирование).

Теоретическая значимость работы:

полученные данные могут дополнить исследования о личности подростков различных общеобразовательных учреждений.

Практическая значимость работы:

полученные данные могут быть полезны родителям, классным руководителям, психологам, работающим с семиклассниками в различных общеобразовательных учреждениях.

Основная часть. Результаты исследования

В настоящем исследовании приняли участие обучающиеся 7-х классов следующих образовательных учреждений:

• МБОУ СОШ «Средняя школа №161»;

• МБОУ СОШ «Средняя школа №167»;

• МБОУ «Гимназия №164»;

• МБОУ «Лицей №174».

Всего в исследовании приняли участие 152 респондента (эти респонденты принимали участие в исследовании 2015-2016 учебного года).

Все респонденты были разбиты нами на две группы.

Первую группу составили ученики общеобразовательных школ (161+167):

из них мальчиков - 38, девочек – 38.

Вторую группу составили ученики, обучающиеся в лицее и гимназии (164+174):

из них мальчиков – 38, девочек – 38.

Для проведения исследования нами была выбрана «Диагностика учебной мотивации школьников», разработанная Н.Ц.Бадмаевой и М.В.Матюхиной на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации) [3, с. 149].

Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся школ повышенного уровня и общеобразовательных школ 2016-2017 учебный год

Таблица 1

 

Мотивы

Мотив долга и ответственности

Мотив самоопределения самосовершенствования

Мотив благополучия

Мотив аффилиации

Мотив престижа

Мотив избегания неудачи

Мотивы учебно-познавательные (содержание учения)

Мотивы учебно-познавательные (процесс учения)

Мотивы коммуникативные

Мотивы творческой самореализации

Мотивы достижения успеха

1

Девочки (повышенный уровень)

12

30

21

14

7

10

15

1

8

8

26

2

Мальчики (повышенный уровень)

8

14

12

8

2

9

6

3

3

2

14

 

Всего

20

44

33

22

9

19

21

4

11

10

40

3

Девочки (общеобразовательный уровень)

15

17

13

7

1

13

14

9

9

10

25

4

Мальчики (общеобразовательный уровень)

18

25

15

20

7

14

14

4

4

5

21

 

Всего

33

42

28

27

8

27

28

13

13

15

46

Таким образом, если рассматривать учеников каждого из видов школ без деления на мальчиков и девочек, то у семиклассников общеобразовательных школ преобладают практически все рассматриваемые мотивы: мотив долга и ответственности, мотив аффилиации, мотивы учебно-познавательные (содержание и процесс учения), мотивы коммуникативные, мотивы достижения успеха, мотив самореализации и мотив избегания неудачи.

У учеников школ повышенного уровня по отношению к школьникам из общеобразовательных школ преобладают мотивы самоопределения, благополучия и престижа.

Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся школ повышенного уровня и общеобразовательных школ 2015-2016 учебный год

Таблица 2

 

Мотивы

Мотив долга и ответственности

Мотив самоопределения самосовершенствования

Мотив благополучия

Мотив аффилиации

Мотив престижа

Мотив избегания неудачи

Мотивы учебно-познавательные (содержание учения)

Мотивы учебно-познавательные (процесс учения)

Мотивы коммуникативные

Мотивы творческой самореализации

Мотивы достижения успеха

1

Девочки (повышенный уровень)

23

40

26

21

11

19

15

7

10

8

50

3

Мальчики (повышенный уровень)

20

34

27

17

9

17

15

8

7

4

39

 

Всего

43

74

53

38

20

36

30

15

17

12

89

2

Девочки (общеобразовательный уровень)

15

25

11

18

4

10

11

6

7

15

30

4

Мальчики (общеобразовательный уровень)

23

26

18

9

9

11

6

4

3

5

29

 

Всего

38

51

29

27

13

21

17

10

10

20

59

Сводная таблица результатов диагностики учебной мотивации обучающихся школ повышенного уровня и общеобразовательных школ

2016/17 и 2015/16 учебный год

Таблица 3

 

Мотивы

Мотив долга и ответственности

Мотив самоопределения самосовершенствования

Мотив благополучия

Мотив аффилиации

Мотив престижа

Мотив избегания неудачи

Мотивы учебно-познавательные (содержание учения)

Мотивы учебно-познавательные (процесс учения)

Мотивы коммуникативные

Мотивы творческой самореализации

Мотивы достижения успеха

1

2016-2017

(повышенный уровень)

20

44

33

22

9

19

21

4

11

10

40

 

2015-2016

(повышенный уровень)

43

74

53

38

20

36

30

15

17

12

89

 

2

2016-2017

(общеобразовательный уровень)

33

42

28

27

8

27

28

13

13

15

46

 

2015-2016

(общеобразовательный уровень)

38

51

29

27

13

21

17

10

10

20

59

Таким образом, по результатам, представленным в Таблице 3, можно делать предварительные выводы о том, что уровень учебной мотивации семиклассников школ повышенного уровня значительно снизился по сравнению с уровнем учебной мотивации, чем у этих же обучающихся в 6-м классе.

При этом в общеобразовательных школах наблюдается менее значительное снижение учебной мотивации у семиклассников, а некоторые мотивы практически не изменили своих значений (аффилиации, благополучия).

Имеет смысл рассмотреть изменения уровня учебной мотивации более детально, обратив внимание на динамику уровня учебной мотивации девочек и мальчиков за два года, а также рассмотрев динамику учебной мотивации обучающихся общеобразовательных школ, принимавших участие в исследовании.

Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся школ повышенного уровня (девочки) 2016/17 и 2015/16 учебный год

Таблица 4

 

Мотивы

долга и ответственности

самоопределения и самосовершенствования

благополучия

аффилиации

престижа

избегания неудачи

учебно-познавательные (содержание учения)

учебно-познавательные (процесс учения)

коммуникативные

творческой самореализации

достижения успеха

1

Девочки, 2016-2017

(повышенный уровень)

12

30

21

14

7

10

15

1

8

8

26

2

Девочки 2015-2016

(повышенный уровень)

23

40

26

21

11

19

15

7

10

8

50

Диаграмма 1. Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся школ повышенного уровня (девочки) 2016/17 и 2015/16 учебный год

По результатам, представленным в Таблице 4 и Диаграмме 1, в 2016-2017 учебном году мы наблюдаем снижение учебной мотивации у девочек в позициях достижения успеха, коммуникации, учебно-познавательных (процесс), избегания неудачи, престижа, аффилиации, благополучия, самоопределения, долга и ответственности.

Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся школ повышенного уровня (мальчики) 2016/17 и 2015/16 учебный год

Таблица 5

 

Мотивы

долга и ответственности

самоопределения и самосовершенствования

благополучия

аффилиации

престижа

избегания неудачи

учебно-познавательные (содержание учения)

учебно-познавательные (процесс учения)

коммуникативные

творческой самореализации

достижения успеха

1

Мальчики 2016-2017

(повышенный уровень)

8

14

12

8

2

9

6

3

3

2

14

2

Мальчики 2015-2016

(повышенный уровень)

20

34

27

17

9

17

15

8

7

4

39

Диаграмма 2. Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся школ повышенного уровня (мальчики) 2016/17 и 2015/16 учебный год

У обучающихся мальчиков (шестиклассников) школ повышенного уровня в 2015-2016 учебном году по сравнению с этими же обучающимися (уже семиклассниками) в 2016-2017 учебном году преобладают все рассматриваемые нами мотивы: достижения успеха, коммуникативные, учебно-познавательные (содержание и процесс), избегания неудачи, престижа, аффилиации, благополучия, самоопределения, долга и ответственности, творческой самореализации. У семиклассников уровень учебной мотивации заметно снижен.

Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся

общеобразовательных школ (девочки) 2016/17 и 2015/16 учебный год

Таблица 6

 

Мотивы

долга и ответственности

самоопределения и самосовершенствования

благополучия

аффилиации

престижа

избегания неудачи

учебно-познавательные (содержание учения)

учебно-познавательные (процесс учения)

коммуникативные

творческой самореализации

достижения успеха

1

Девочки

2016-2017

(общеобразовательный уровень)

15

17

13

7

1

13

14

9

9

10

25

2

Девочки

2015-2016

(общеобразовательный уровень)

15

25

11

18

4

10

11

6

7

15

30

Диаграмма 3. Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся

общеобразовательных школ (девочки) 2016/17 и 2015/16 учебный год

У девочек из общеобразовательных школ в 2015-2016 году по сравнению с 2016-2017 учебным годом преобладают мотивы достижения успеха, творческой самореализации, престижа, аффилиации, самоопределения.

В 2016-2017 учебном году мы видим, что преобладают мотивы коммуникативные, учебно-познавательные (содержание и процесс), избегания неудачи, благополучия.

При этом мотивы долга и ответственности неизменны в течение двух лет.

Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся

общеобразовательных школ (мальчики) 2016/17 и 2015/16 учебный год

Таблица 7

 

Мотивы

долга и ответственности

самоопределения и самосовершенствования

благополучия

аффилиации

престижа

избегания неудачи

учебно-познавательные (содержание учения)

учебно-познавательные (процесс учения)

коммуникативные

творческой самореализации

достижения успеха

1

Мальчики 2016-2017

(общеобразовательный уровень)

18

25

15

20

7

14

14

4

4

5

21

2

Мальчики 2015-2016

(общеобразовательный уровень)

23

26

18

9

9

11

6

4

3

5

29

Диаграмма 4. Результаты диагностики учебной мотивации обучающихся

общеобразовательных школ (мальчики) 2016/17 и 2015/16 учебный год

У мальчиков, обучающихся общеобразовательных школ, в 2015-2016 году по сравнению с 2016-2017 учебным годом преобладают мотивы достижения успеха, престижа, благополучия, самоопределения, долга и ответственности. В 2016-2017 учебном году преобладают мотивы коммуникативные, учебно-познавательные (содержание), аффилиации, избегания неудачи.

При этом мотивы творческой самореализации и учебно-познавательные (процесс) неизменны в течение двух лет.

Заключение

Поскольку наше исследование продолжается в течение двух лет, гипотеза данного исследования состояла в предположении о том, что мотивационная сфера обучающихся школ повышенного уровня (как у мальчиков, так и у девочек) остается представленной более сформированными мотивами в отличие от мотивационной сферы обучающихся (мальчиков и девочек) общеобразовательных школ. Соответственно, целью настоящего исследования явилосьвыявление особенностей динамики учебной мотивации обучающихся школ с повышенным уровнем образовательных программ посредством проведения сравнительного анализа результатов двухлетнего исследования. Исследование проводилось на базе школ повышенного и общеобразовательного уровня. По результатам исследования нами были сделаны следующие выводы.

У мальчиков, обучающихся школ повышенного уровня, учебная мотивация снизилась по всем рассматриваемым параметрам (достижения успеха, коммуникативные, учебно-познавательные (содержание и процесс), избегания неудачи, престижа, аффилиации, благополучия, самоопределения, долга и ответственности, творческой самореализации).

У девочек, обучающихся школ повышенного уровня, учебная мотивация снизилась по меньшему количеству параметров, чем у мальчиков (достижения успеха, коммуникативные, учебно-познавательных (процесс), избегания неудачи, престижа, аффилиации, благополучия, самоопределения, долга и ответственности.

У мальчиков, обучающихся общеобразовательных школ, в 2016-2017 учебном году преобладают мотивы коммуникативные, учебно-познавательные (содержание), аффилиации, избегания неудачи. При этом мотивы творческой самореализации и учебно-познавательные (процесс) неизменны в течение двух лет.

У девочек, обучающихся общеобразовательных школ в 2016-2017 учебном году преобладают мотивы коммуникативные, учебно-познавательные (содержание и процесс), избегания неудачи, благополучия. При этом мотивы долга и ответственности неизменны в течение двух лет.

Таким образом, нами выявлено, что учебная мотивация обучающихся школ повышенного уровня (семиклассники) заметно снизилась по сравнению с прошлым учебным годом (шестиклассники). Преобладающих мотивов по сравнению с 2015-16 учебным годом не выявлено в отличие от обучающихся общеобразовательных школ, у которых многие мотивы получили свое развитие или остались стабильны выраженными.

Наша гипотеза не нашла своего подтверждения.

Список литературы

    Аверин В.А. Психологическая структура личности [Электронный ресурс] / Аверин В.А. // Психология личности: учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. Режим доступа: http://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-24-13-38-54/32-2010-08-30-11-31-52/1126-2011-02-09-14-53-37 - (Дата обращения 12.01.17)

    Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г.Асеев.-М.: Мысль. 1976. – 158 с.

    Бадмаева Н.Ц., Матюхина М.В. / Методика для диагностики учебной мотивации школьников // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Улан-Удэ, 2004, С.149-150.

    Божович Л.И. О мотивации учения / Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений – 4­е изд. М. : AcademiA, 2007. ­ С.110-112.

    Вартанова И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельности. / Психологическая наука и образование В.В. Рубцов, А. А. Марголис. – 2003. – №1. – С.8-15.

    Ломов Б.Ф Педагогическая психология [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/aismontas/6.html

    Майкл Мескон, Альберт Майкл, Хедоури Франклин / Основы менеджмента / Москва: Издательство "Дело", 1997. - 704 с.

    Маркова А.К. / Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться // А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов // Педагогическая психология / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006 – С.57-62.

    Обмачевская С.В. //Особенности учебной мотивации школьников 5–6-х классов / [Электронный ресурс] // Ментор: науч.-метод. журн. – 2009. – №1. - Режим доступа: http://iem.adm.nov.ru/mentor/0109_obmanchevskaya.html

    Устав МБОУ «Гимназия №164» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gym.zelenogorsk.ru

    Устав МБОУ «Лицей №174» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lyc.zelenogorsk.ru/17/index.php

    Устав МБОУ «СОШ №161» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sch161.eduzgr.ru

    Устав МБОУ «СОШ №167» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sch-167.ru

    Хеккаузен Х. //Мотивация и деятельность /. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003., стр. 40

    Школы повышенного уровня: управление эффективностью [Электронный ресурс]/ С.Ю. Алашеев, Е.Я. Коган, Т.Г. Кутейницына, В.А. Прудникова //Журнал руководителя управления образованием. 2015, - №6 (49). Режим доступа: http://obr.direktor.ru/archive/2015/6/Shkoly_povyshennogo_urovnya_upravlenie_effektivnos

17

Просмотров работы: 519