РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Аджиева Ю.Р. 1
1Дагестанский государственный университет
Сайбулаева С.А. 1
1Дагестанский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Одной из актуальных тем в настоящее время является роль культуры в жизни человека и общества.

Если под культурой понимать все то, что производится и возделывается человеком , то вся духовная жизнь как идеальное человеческое производство является культурой . Такие идеальные и психические феномены , как галлюцинации и иллюзии, человеконенавистнические замыслы и унижающие достоинство человека формы удовольствий не могут быть практически ценностными продуктами и способами человеческой жизни.

К широкому и неопределенному толкованию культуры мы отнесли бы ее понимание неокантианцем Эрнстом Кассирером в его «Философии символических форм». Он видит символе универсальное выражение духовно-творческой культурной деятельности человека . Символ, по Кассиреру, обозначает нечто чувственное, в котором фиксируются язык, искусство ,миф, религия и т. п. частные выражения культуры . Символическая репрезентация имеет три основные функции. Функция выражения отождествляет знак и обозначает предмет(мир мифического мышления); функция представления – обыденный язык ; функция обозначения, в рамках которой математические и логические знаки относятся лишь к абстрактным отношениям.

Культура и духовная жизнь

Духовная культура – это такая часть духовной жизни людей ,которая, будучи ценностно-значимой , выполняет познавательные , воспитательные , практические , аксиологические и т. п. функции в обществе. Духовная культура слагается из нескольких относительно самостоятельных частей- экономической , и др., приобщение людей к которым является важнейшей задачей гуманитарного образования, в первую очередь , обществознания. Духовная культура взаимодействует с материальной, не просто отражая ,но , чаще всего ,опережая ее в своем развитии и стимулируя ее рост, оставаясь зависимой стороной целостной культуры.

При всей универсальности и всеобщности своих форм и норм культура подвижна , динамична , проявляется конкретно-исторически , постоянно подвергая пересмотру шкалу духовных ценностей. Радикальной критике культуру своего времени подвергает Фридрих Ницще . Он приводит доводы в борьбе против декаданса- кризисных и упадочных явления в конце 19- начале 20 в, особенно в борьбе против религии(христианства) и морали . Ницще изобличает иллюзорность языка , изобретения им второго мира , практические противоречия в морали , христианские нормы , проистекающие из отживших свое античных представлений . Критика Ницще культуры имела весьма прогрессивные последствия для ее развития.

Так, в 60- е годы 20 века на Западе появляется мощное течение молодежной субкультуры - «контркультура». Она была попыткой отрицания традиционных ценностей , протеста против образа жизни отцов и конформизма. «Контркультура» была устремлена на тотальное разрушение европейского рационализма и технократизма , против безудержного потребительства , на предотвращение экологических и иных глобальных катастроф. При этом идеологи новой культуры усматривали ее теоритические истоки в мистицизме , оккультизме , фрейдизме и т. п. « Контркультура» - симптом протестного мироощущения . проявления разочарования и , возможно, очередная волна в историческом развитии духовной культуры.

Кризисные и даже трагические периоды в развитии культуры Георг Зиммель , один из основателей социологии ,рассматривает как закономерные ,сущностные. В процессе обретения индивидом «субъективной культуры» , соприкосновения с «объективной культурой» (наукой ,религией ,правом…), по Зиммелю ,постоянно возникают разрушительные конфликты из-за препятствия объективных форм творческому саморазвитию жизни, навязывания ей чуждых , раз навсегда заданных законов. «Трагедия культуры состоит в том», пишет Зиммель, «что направленные против ее сущности разрушительные силы рождаются как раз из глубочайших слоев этой же самой сущности». Реальными разрушительными силами культуры предстают урбанизация, диктат техники , необъятный поток информации.

Формы и разновидности культуры : народная, массовая и элитарная культуры.

Многообразие духовной культуры обусловлено природно-климатическими , экономическими , историческими , половыми, национальными и т. п . особенностями социальных общностей , обстоятельствами жизни человеческого общества. Культурные реалии зависят от социальной структуры , социума ,скажем, в классовых обществах можно говорить о классовой культуры. Формационные и цивилизационные подходы и периодизации истории позволяют соответствующим образом классифицировать и культуру- говорить о культуре, например, феодального общества , выделяя в ней крестьянскую, рыцарскую, дворянскую др. культуры.

Исторические формы , типы и разновидности культуры во все времена, однако, оставляли народную , массовую и элитарную культуры. Вся культура своими корнями уходит в народное творчество – язык, традиции , обычаи , фольклор- это те его элементы ,на которых зиждется культура. И основная по содержанию и объему часть культуры народная- она есть сопутствующий результат повседневной бытовой и производственной деятельности людей, их непосредственного творчества во время отдыха, праздников , исторических событий. Народная культура аккумулирует знания, обычаи, традиции , идеалы , устремления , героические и трагические сказания и образы. Она служит источником самых абстрактных , формализованных и гениальных творений общества .

Массовая культура есть результат обработки ,аранжировки народной культуры , это творение мастеров культуры средней руки, зачастую посредственностей, продукция на потребу дня. Массовая культура непритязательна , но в то же время она навязчива , заразительна и утомительна. В современном мире массовая культура насыщается коммерческой культурой , развлекательным искусством , экранной культурой , складывающейся на основе синтеза компьютера с видеотехникой и т . п. В современных обществах массовая культура выполняет значительные идеологические функции , ориентируя людей на способы потребления, образцы поведения при помощи рекламы , СМИ, массовых зрелищ, спортивных состязаний и т. п.

Элитарная культура- высокохудожественное творчество – это произведения мастеров с использованием новаторских методов и приемов. Элитарная культура – культура избранных в смысле недоступности произведений культуры как в понятийно- содержательном , формально- методическом плане , так и в ограниченности прямого доступа широких масс к салонам . выставкам , вернисажам. Элитарная культура 20 века исповедована принципы формалистичности , сюрреализма и т. п. , непосредственно примыкая к научным и философским открытиям и новшествам , испытав очень сильное влияние фрейдизма на все свои сферы.

Разнообразие культуры – объективная основа глобализации духовной жизни. Взаимный интерес и стремление людей разных культур к заимствованию способствуют глобализации , происходит формирование т . н . транс- культуры , органического единства всех культур . Оно возникает как результат взаимопроникновения и взаимообогащения культур , хотя в современных обществах есть факторы , тормозящие обмен культурными ценностями и их единение . К таковым , в первую очередь , относится жесткая догмашика религиозных конфессий , противоречия между которыми порой подводят отдельные регионы к политическому противостоянию различных общин и народов.

Наука как часть культуры

Духовная культура закономерно порождает науку как свою наиболее рационализированную и практически эффективную часть. Наука- высшая форма познания , полученная объективных , системно организованных и обоснованных новых достоверных знаний. Наука доводит до совершенства такие функции культуры , как познавательная , практическая и методологическая . Человеческий дух и разум достигают творческих высот, главным образом , в сфере науки .

Исторически первой формой науки явилась математика , позаимствованная у античной философии , широкое распространение получили теоретические приемы доказательства и обоснования новой истины. Наука- законодательница мод в культуре и искусстве , она задает им наиболее полезные по содержанию и эффективные по форме номы и образцы. Взаимодействие науки на религию гораздо значимее , чем это принято считать. Еще предстоит осознать и оценить роль науки в модернистских тенденциях христианства , ислама , других традиционных и нетрадиционных верований . Наука- основа массовости , добротности , доступности произведений культуры.

Религия как феномен культуры

Слово религия знакомо каждому . Но это не значит , что все люди понимают ее сущность и основные признаки . Вопрос о том, что такое религия, издавна вызывал споры и дискуссии .В истории человеческой мысли известно несколько концепций , объясняющих сущность религии.

Теологи рассматривают религию как продукт божественного открытия . Сотворенный Богом человек , по их мнению , наделен непреодолимым стремлением к вере Бога , «слиянию» с ним , к «встрече» со святыми и т. п. Этот тезис о некотором тяготении изначально «сотворенной Богом души» к своему создателю заранее предполагает существование Бога , поэтому богословы выступают против любых попыток объяснить возникновение религии естественными причинами.

Менялись представления теологов и философов и о самом Боге . Период средневековой патристики ознаменовался усилиями отцов церкви разработать христианское учение с помощью античной философии. Юстин ,ссылаясь на дохристианских мудрецов, торцом всего считал Логос ,Слово Божье , благодаря которому возникло все сотворенное и которое стало плотью во Христе. Юстин написал множество работ , основанных на идее тождества истинной философии и христианства : «Христос-Логос и Истина- Логос суть тождественны».

Зигмунд Фрейд утверждал , что религиозные представления – это иллюзии , выступающие как исполнения древнейших , сильнейших , навязчивых желаний человечества: тайна силы заключается в силе этих желаний. Человек ,по мнению Фрейда, живет в мире запретов , с помощью которых общество старается подавить враждебные ему инстинкты человека и прежде всего сексуальный инстинкт – либидо. Эрих Фромм объяснил потребность человека в религии конфликтом между душой и телом. Тело является частью природы , а ум, разум стоят над природой . Человек пытается обрести единство плоти и духа и никогда не может этого сделать . И тогда у него рождается потребность в вере , в религии , которая помогает ему обрести эту гармонию.

В структурном отношении религия- весьма сложное социальное явление. Разнообразия и совершенства по содержанию и форме вероисповедания достигают в мировых религиях – буддизме , христианстве и исламе. Все они носят эгалитарный характер – проповедуют равенство всех людей перед Богом и обращаются ко всем социальным группам и этносам . Во всяком религии есть три основных элемента: религиозное сознание , религиозный культ , религиозные организации . Религиозное сознанияимеет два взаимосвязанных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Другими словами ,религиозное сознание функционирует на идеологическом и социально-психологическом уровнях.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что культура- это развитие духовных и материальных ценностей человека. Она является живым процессом, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Она характеризует своеобразие жизни общества. Это лучшее творение человека.

Список использованной литературы:

  1. Сорокин П. Человек.Цивилизация.Общество-М.,1992

  2. Культурология: Учебное пособие/ Отв. ред. А.А.Радугин,1998

  3. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбов,1996

  4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию.-М.,1997

  5. Франк С. Духовные основы общества.-М.,1992

  6. Арнольдов А.И Человек и мир культуры.- М.,1992

Просмотров работы: 2991