ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ильясов И.Э. 1
1Дагестанский государственный университет
Сайбулаева С.А. 1
1Дагестанский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Гносеология – наука о познании. В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.

Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.

Познание мира

Познаваем ли мир? Если да, то как мы его познаем? Исчерпывающе, абсолютно или человеческое познание имеет свои пределы? Что такое истина? Эти и другие вопросы волновали людей издавна и впоследствии стали классическими вопросами религии, философии и науки

Познание – получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения

Познание нельзя представлять как отношение одинокого, маленького, бессильного человека, обратившего свои взоры вдаль бесконечной Вселенной. Познание осуществляет не отдельный человек и даже не целое поколение, а человечество в целом – только при таком подходе можно понять основные его закономерности и суть. Познание коллективно, социально, оно вплетено во все другие общественные феномены человека. Познание исторично, его роль в обществе и возможности зависят от уровня развития человечества наоборот. И если первобытному человеку знание о том, что металл прочнее камня, чрезвычайно важно было для решения насущных, скажем, экологических проблем. Практика, материальная , производственная деятельность являются основой, целью и средством познания. Будучи противоположными человеческими способностями, практика и познание неразрывны и невозможны друг без друга.

Если человек и общество в целом это субъект познания, то его объектом является весь мир . Разумеется, в каждый конкретный исторический период в зависимости от теоретических и технических возможностей человек способен обратить познавательное внимание лишь на часть Вселенной и самого общества, что и составляет предмет познания многих наук. Бесконечность объекта и ограниченность возможностей субъекта познания, качественная противоположность познаваемого и знания, частые ошибки и заблуждения познания породили устойчивое неверие, скептицизм у некоторой части философов в возможность адекватного познания мира. Это направление в истории философии называется агностицизмом

Чувственное и рациональное познание.

Познание состоит из двух качественно отличных друг от друга основных ступеней – чувственной и рациональной. Исторически и, как правило, логически познание начинается с форм чувственного познания – ощущений, восприятий, представлений, доставляемых человеку органами чувств. Их ц человека много, но в познании основными выступают зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Ощущение- отражение отдельной стороны познаваемого явления. Человек ежедневно фиксирует холодное, твердое, сладкое, шум, запах и так далее. Восприятие – целостный образ вещи, совокупность ощущений, более высокая форма чувственного познания. Для взрослого человека оно более распространенный способ отражения мира, поскольку благодаря практике и повседневному опыту за многими ощущениями он учится усиливать и воспринимать вещь целиком. Сигнал проезжающего мимо дома транспорта не просто звуковое ощущение, а целый образ со многими подробностями. Так, по звуку человек может определить, что это, скажем не трактор, и не грузовик, а легковой автомобиль, а автолюбители даже угадывают марку и так далее. Представление - это то же восприятие, сохранившееся в сознании благодаря памяти, когда предмет отражения отсутствует.

Рациональное или логическое познание – постижение мира мышлением, отвлеченным и понятийным отражением вещей и процессов. Человек разумный отличается от предков использованием понятий, в которых схватывается суть вещей. Понятие – первая форма рациональной степени познания. Логическая связь нескольких понятий дает ее вторую форму – суждение, утверждение или отрицание чего-то : «сейчас идет дождь», «зонт защищает от дождя» и т.п. Умозаключение – более высокая форма рациональной ступени познавательного процесса. Это вывод, заключение на основе двух или нескольких суждений по законам логики «Выходя на улицу, надо взять зонт»

Благодаря опыту опыту и практике человек зачастую так же опускает отдельные посылки и рассуждения, иногда целые логические звенья- тогда мы говорим об интуиции. Интуиция – «свернутое» логическое, в котором отдельные неосознаваемые элементы иногда вовсе не поддаются расшифровке, они иррациональны.

В реальном познании чувственное, рациональное, иррациональное сложно переплетены и в такой последовательности, с выделением их границ, как мы описали, конечно же, не всегда фиксируемы. Поэтому в теории познания всегда существовали сенсуалисты, рационалисты и интуитивисты, которые преувеличивали роль отдельных форм, ступеней и этапов познания и умаляли значимость других. Чтобы избежать этого, важно не попасть в плен односторонности, установить подлинную значимость каждого и оптимальные соотношения между ними в сложном познавательном процессе.

Истина и их заблуждение

Если стратегической целью познания является практика, то его ближайшей целью оказывается истина – верное, адекватное человеческое представление о познаваемом предмете. Истина может быть чувством, восприятием, суждением, теорией и тому подобным духовным феноменом, для получения которого как результата познания человек порой прилагает немалые усилия. При этом главной задачей познающего субъекта оказывается достижение объективности истины – получение такого ее содержания, которое зависит от самого объекта, отражает разные его свойства и элементы. Таким образом, будучи человеческим, субъективным феноменом, истина в тоже время всегда объективна.

Но истина, тем более, если она сложна и система, всегда содержит элементы заблуждения – непреднамеренных ошибок, неточностей, а порой и натяжек, пристрастий, неопределяемых обстоятельств. Заблуждение – неизбежный результат бесконечного процесса познания. Поэтому живая, развивающаяся истина состоит из абсолютного – точного, раз и навсегда установленного, незыблемого, завершенного знания, что позволяет говорить об абсолютности истины. Но наличие в ней заблуждений, приблизительного, уточняемого и так далее – свидетельство относительности истины. Учение Чарлза Дарвина о происхождении человека от обезьяны содержит как неопровержимые факты анатомического сходства, значения борьбы за существование для развития видов и так далее, так и уточняемые – география антропосоцио-генеза, его длительности, конкретные условия и много е другое.

Познание движется между этими полюсами от относительной истины и абсолютной, подчиняясь требованиям конкретности истины. Важнейшее требование – учет всех обстоятельств предмета познания в познавательном образе, является недостижимой задачей. На деле человек вынужден ограничиться фиксированием в познании важнейших, по его мнению, сторон и отношений предмета, сознательно.

Все эти характеристики применимы, как уже отмечалось, для сложной-системной, теоретической, научной истины, тогда как в обыденном сознании и познании перечисленные свойства истины не фиксируемы. Скажем, в простом суждении «Ася была в магазине» трудно выявить абсолютное и относительное, оно или истина, или ложь, в нем нет диалектических переплетений истины и заблуждения.

Критерии истины

Определяя истину как представление, соответствующее действительному предмету познания,гносеология, теория познания в своей многовековой истории предложила различные способы восстановления и мерила этого соответствует. Их поиск производился в широком диапазоне - от идеальных феноменов до практических действий человека. Ясность отчетливость, запятая, логично интуитивно очевидность истины, по мнению специалистов, являются убедительными критериями истины. Наоборот сенсуалисты и эмпирики считают чувства или опыт подлинными гарантами истинности результатов познания. Диалектико-материалистическая философия настаивает на общественной практике как единственном критерии истины. Неопозитивисты ведущее место в системе критериев истины знания отводят принцип верификации-сложной гипотетико-дедуктивной системе сопоставления узловых элементов гипотезы с данными опыта или эксперимента. По мнению Карла Поппера. самым эффективным способом испытания знания является фальсификация, позволяющая установить ошибочность знания. В естествознании и математике широко пользуются доказательством, принципами простоты и красоты и так далее.

В сложном познании трудно подобрать оптимальный критерий истины для каждого знания, многих представлений и гипотез. Его зачастую просто не существует в силу исторической ограниченности человеческих возможностей. Особенно нелегка проверка практикой, экспериментом - наиболее эффективными мерилами истинности знаний. Поэтому имеет смысл в каждом конкретном случае прибегать к доступному критерии, хотя и уступающему названным достоверности.

Познание и творчество.

Творчество - это только человеческая способность, но оно может быть как материальным. так и духовным. Произведения Уильяма Шекспира и Сальвадора дали, Петра Чайковского и Федерико Феллини - это высочайшие творения человеческого духа. Но достижения Исаака Ньютона и Иммануила Канта, Альберта Эйнштейна и Норберта Винера привели к коренным преобразованиям в экономической, технической, социальной жизни людей. Научно-техническое новшество непосредственно и масштабно влияет на развитие общества. Изобретение письма.Бумаги, печатания, стекла. Электричества, компьютера и так далее по своим последствиям не могут быть превзойдены. поскольку в них сконцентрированы предельные достижения человеческого разума. В чистом виде, как создание принципиально нового, человеческое творчество максимально проявляет себя в познавательной деятельности.

Только осознанию свойственно опережаюющее отражение действительности, создание образов того, чего еще нет. Но творчество это не иллюзорное и фантасмагорическое сознание, его творения ценны, гуманны, перспективны. Именно в организованном познании, в исследовании, проводимом с применением тех или иных средств и методов, творческая мощь человека достигает наивысших показателей. В таком процессе субъекту познания удается максимально постичь, открыть самые таинственные закономерности природы и сокровенные тенденции человеческого духа.

Многие спорят: чего больше в творчестве - сознательного или бессознательного? Вряд ли возможен однозначный ответ. Сознательное и умелое применение определенной методики и методологии, конечно, не гарантирует высокого творчества. Но оно необходимо. хотя и не достаточно. Воображение, интуиция, озарение и другие элементы не рационального и иррационального дополняет испытанные познавательные операции и процедуры для полнокровного творчества

Знание и вера

Итоговым результатом познания является знание. Познание, решая задачу открытие истины, ее обоснования- превращения истинны в знание, однако, не сводится к этим двум основным этапам - открытия и обоснования. Ошибки и заблуждения, пристрастия предрассудки,гносеологически неопределенное и заведомо ложное и многое другое сопровождают познание на всем ее длительном историческом и логическом пути.

Чрезвычайно интересным феноменом познания предстает вера. Вера может быть понята как принятие суждения в качестве истинного без специального обоснования. Начальной формой бездоказательного суждения является мнение, у которого, как говорил Кант, нет оснований, достаточных как субъективной, так и с объективной стороны. В отличие от мнения у веры есть субъективные основания – скажем, индивидуальный опыт, логические выкладки человека, авторитет старшего, священные книги и так далее. Но веры нет непредвзятого, экспериментального или иного объективного обоснования - иначе она бы была знанием.

Вера разнообразна - говорят о практической вере, рациональной, религиозной, даже о научной вере. Религиозная вера - наиболее распространенный вид вер ,и исторически, и иногда логически она предшествует знанию. Мифологические представления. религиозная вера. а зачем обыденное и научное знание - таков вектор развития человеческого познания. Поэтому даже религиозную веру нельзя считать аномалией, отклонением от нормального познания.

В отличие от знания религиозных вера субъективна - у каждого своя вера. если даже предмет веры один. Все, кто верит в ангелов, верит по-своему. по своему их представляет. Религиозная вера эмоциональна, парадоксальна и иррациональна, она плод не столько умствования, размышлений, сколько чувств, впечатляющих культовых образов, экстатических озарений.Религиозная вера авторитарна,зиждется на безусловном преклонении поклонении обожествленного.

Заключение

Итак, познание – это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д. Бруно, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна – к Истине.

У познания две цели: а) прямая, непосредственная – получение знания, достижение истины, б) косвенная, опосредованная – использование полученных знаний в практической деятельности. Понятно, что вторая цель (практическая) базируется на первой (теоретической).

Список используемой литературы

  1. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие – М.,1999

  2. Культурология: Учебное пособие/ Отв. ред. А.А. Радугин. М.,1998

  3. Момджян К.Х. Ведение в социальную философию.-М., 1997

  4. Сорокин П. Человек Цивилизация. Общество.-М., 1992

Просмотров работы: 3373