ИГРАТЬ ИЛИ НЕ ИГРАТЬ? СОВРЕМЕННЫЕ ИГРУШКИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИГРАТЬ ИЛИ НЕ ИГРАТЬ? СОВРЕМЕННЫЕ ИГРУШКИ

Родионова А.Д. 1
1
Закутнева С.В. 1Медведева Ю.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Игрушка помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества, но все ли игрушки действуют на ребенка должным образом, нужно ли ограничивать ребенка от некоторых игрушек, чтобы они не принесли ему вред? Чтобы ответить на этот вопрос, надо попытаться как можно больше изучить историю игрушки.

Объект исследования: Игрушка.

Предмет исследования: Игрушки в разные времена, их вред и польза.

Цель: Выяснить, какие игрушки предпочитают современные дети; определить, есть ли опасные игрушки.

Задачи:

- провести опрос учеников и узнать, как они относятся к разным видам игрушек.

- выяснить, как влияют разные игрушки на ребенка, на его развитие, моральные ценности;

-дать рекомендации родителям и детям по поводу некоторых игрушек, от которых следует отказаться, а также посоветовать наиболее развивающие и не портящие психику игрушки.

Методы и приемы исследования:

- изучение истории возникновения игрушек;

-выявление полезных и вредных игрушек;

-анкетирование учащихся 4,5,6,10 классов школы № 121;

- беседа с психологом Осиповой Марией.

Изучая материалы книг по истории, я открыла для себя удивительный мир игрушки. Мне было очень интересно узнать какие игрушки существовали в старину и какие игрушки есть сейчас.

В ходе исследования я взяла провела анкетирование среди учащихся школы и по результатам выяснила, что сейчас пришла эра компьютерных игр, которые уводят детей от реального контакта со сверстниками. Родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру. Чем позже ребенок научится пользоваться компьютерной мышкой – тем лучше. Взрослым необходимо помнить, что пользы от компьютерных игр, даже развивающих, гораздо меньше, нежели вреда. Также удивляет, что предпочтение дети отдают игрушкам-монстрам.

Родителям следует осознано подходить к выбору игрушки. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.

1. История возникновения игрушек Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней. Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это "Крокодил" и "Тигр" Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто

Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. "Месильщик теста" - это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку "Кузнецы". И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка "Троянский конь", которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою. Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего.

Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки.

2.История игрушек в России

На первых ступенях развития все народы земного шара давали детям то, что забавляет их самих – изображения птиц, животных или существ в которые они верят. Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры, отражающее национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки – это жизнь в миниатюре, можно сказать фундамент на котором формируется мироощущение ребенка, по этому, именно от них во многом зависит формирование личности. Люди с древних веков понимали это и давали своим детям именно то, что было близко им самим: мечи, фигурки животных , нарядных кукол и т.д. Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы. Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. Мало того, игрушки несли в себе не только воспитательный элемент, но порой и обожествлялись, участвуя во многочисленных обрядах или выступая оберегами. История русских игрушек интересна с первых страниц. Конечно же, далекое прошлое связано с бесконечными войнами. Мальчики с ранних лет представляли себя сидящими на коне, а в их руке вместо палки должен был сиять меч. Подобные игрушки много веков не выходили из моды. Первые экспонаты музеев игрушек датированы 12-13 веками, хотя можно с уверенностью сказать, что подобные игрушки были и раньше. Девочки же в основном играли фигурками изображающими людей и животных, отражающих быт сословия к которому относилась семья. Подобная традиция сохранилась до сих пор, только выглядеть они стали иначе. Как уже упоминалось ранее, куклы в давние времена далеко не всегда были лишь забавой, порой им отводилась весьма значительная роль. Например, по верованию наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил, но сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках людям виделось присутствие злых сил, терзающих роженицу и младенца. Мужчине, в этом процессе отводилась активная роль, он всегда присутствовал при рождении и должен был обеспечить защиту от нечистой силы, совершая различные обряды. Эти обряды назывались «кувада». В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами, на которое мужчина садился, делая вид, что высиживает их. При этом отец должен был так же неистово кричать, подражая роженице, чем выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые духи не вернулись, мужчине подкладывались специальные обрядовые куклы - Кувады, которых пеленали и держали как младенца. Считалось, что именно в них вселяются злые духи, спутав их с настоящим ребенком, и по этому Кувад после родов сжигали во время специального обряда очищения.

К концу 19 века люди забыли истоки древнего обряда, а куклы остались и приобрели новую мистическую направленность. Теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от козней злых духов. После эти куклы служили оберегами для детей и дома, пока родители уходили работать. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, что помогало развитию зрения младенца. Если вы заметили, игрушки до сих пор развешивают вокруг колыбели, только уже не приписывая им мистических свойств.

Большое распространение в те времена получили так же куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, по этому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок на молодежных гуляниях.

По свидетельству этнографов начала 20 века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек. В давнее время игрушки практически не менялись, но к концу 19, началу 20 века в этой сфере произошел невиданный скачек, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя. С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности. Опять-таки во многом особенности игрушек завесили от того, для какого сословия они были изготовлены. Одновременно с такими вот незамысловатыми коньками, существовали уже и фарфоровые куклы в дорогих нарядах идентичных настоящим, в руках у которых могли быть столь же настоящие веера или зонтики.

В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки. В пятидесятые годы 20 века в моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки. В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин В семидесятые-восьмидесятые годы игрушечная промышленность достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам. Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка.

Девяностые годы можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и вечно умирающим Тамагочи.

И все таки все эти игрушки несомненно были сделаны для чего-то и почему-то: чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. Детство много веков проходило в движении и погружении в собственную фантазию. Будь то это тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром – суть игры не менялась. Ребенок создавал свой мир, свои истории, учился дружить, любить, ссориться и мириться, а главное все это было неразрывно с настоящими бытовыми тонкостями. Куклы ели, спали, ходили в школу и на работу и ребенок был готов к тому что когда-то игра в дочки матери станет реальностью, мало того, он этого хотел и своим желанием гордился.

3.Современные игрушки.

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент товаров на любой возраст, вкус и кошелек. В отличие от не столь далекого прошлого, в нашей стране сейчас нет жестких ограничений и нормативов на продажу детских товаров, поэтому производители стараются продать все, что имеет какой-либо спрос, а иногда – и искусственно этот спрос «подогреть». Так среди детских игрушек появляются и «антиигрушки» - этакие уродцы, вызывающие у адекватного взрослого человека брезгливое отвращение, но привлекающие детей новизной и грамотной рекламой

Многие помнят те времена, когда в магазинах детских товаров царило унылое однообразие. Надо сказать, что при этом детские игрушки были милыми и забавными. Пухлые куклы-пупсы с улыбающимися лицами, мягкие плюшевые собачки и медведи, музыкальные неваляшки, издающие мелодичный звон…

Выбор современных игрушек поистине огромен. Появились куклы-младенцы, которых сложно отличить от живого ребенка, плюшевые животные, настолько мягкие и приятные на ощупь, что их невозможно не обнять и не «потискать», модели техники, тонко воспроизводящие детали настоящих машин и самолетов.

А также – куклы-трупики, виртуальные игры, в которых нужно расстреливать людей или сбивать их на автомобиле, плюшевые фекалии… Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это «антиигрушки», которые не способствуют развитию ребенка, а, наоборот, ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.

Почему же подобные экземпляры так часто встречаются среди современных игрушек? Все просто – потому что их покупают. Доброта, нежность, забота – вечные ценности сложно «продавать» - слишком древний это товар, и слишком большая конкуренция. Выпустив же жуткого уродца и проведя масштабную рекламную компанию, производитель привлекает внимание к своему товару, заставляет спорить и обсуждать, и у многих возникает желание увидеть воочию, приобрести то, о чем все говорят.

Виды антиигрушек и их вред для ребенка

1. Страшные игрушки. Далеко не все страшные игрушки плохи. Ведь даже в самых добрых народных сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки – научить малыша преодолевать свой страх. Этот страх должен быть условен и предсказуем, как и сама игрушка. Например, герои русских сказок или современных мультфильмов знакомы ребенку с детства, он знает, как с ними бороться, знает их слабости и особенности. Такая игрушка должна быть условна, без лишних деталей – ребенок придумает их самостоятельно, в меру собственного воображения и психической устойчивости.

Но современные страшные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.

Еще одна проблема современных игрушек и популярных героев – в том, что их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «суперзлодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом.

Вред от страшных игрушек особенно велик, если ребенок начинает играть «на их стороне», позволяет им в играх творить зло безнаказанно. В этом случае следует уделить больше внимания нравственному воспитанию ребенка, больше общаться с ним, читать добрые детские книги, ограничить просмотр жестоких фильмов и телепередач.

2. Чрезмерно детализированные игрушки. Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.

Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.

3. Смещение общепринятых ценностей. Чтобы заинтересовать потребителей, производители современных игрушек выпускают самые необычные товары, которые не укладываются в нормы традиционной морали. Среди реальных примеров: кукла-трансвестит, куклы-мертвецы, и многое другое.Очевидно, что ребенок, психика которого еще не сформировалась окончательно, не может адекватно оценить игрушки, которые подчас шокируют и взрослого человека.

Еще раз о кукле Барби.

Казалось бы, что может быть вредного в куклах Барби? Среди массы современных игрушек они выглядят вполне безобидно. Барби не уродливы, не призывают к жестокости, не противоречат нормам общепринятой морали. И все-таки многие психологи предостерегают родителей от покупки своим детям этой все еще модной игрушки.

Почему? Во-первых, в игре в куклы, особенно для маленьких детей, главное – это проявление заботы, нежности. Такие игры являются самой ранней подготовкой девочек к материнству. Кукла Барби не похожа на ребенка и не вызывает желания понянчиться и позаботиться о ней, не развивает в девочках материнского инстинкта.

Кроме того, эти куклы очень реалистичны, но при этом пропорции их лица и тела искажены: чрезмерно большие глаза, слишком длинные ноги, слишком тонкая талия. Так как современное общество признает подобный тип внешности чуть ли не эталоном, к которому нужно стремиться, у большинства девочек игры с такими куклами порождают недовольство собственной внешностью.

Конечно, не все современные игрушки плохи. Но современная идеология «продай все, что покупается» способствует наводнению рынка детских игрушек огромным количеством самого настоящего мусора. И, если Вы не считаете подобные товары полезными для своего ребенка, лучший вариант – смастерить для него игрушки самостоятельно. И пусть у деревянной машинки не будет лобового стекла и даже колес, а ниточные волосы у куклы не слишком похожи на настоящую шевелюру. Такие игрушки развивают фантазию малыша и дают ему понять: даже в современном мире не все ценное покупается за деньги.

4.Опрос учащихся МБОУ СОШ №121

Мы провели анкетирование в МБОУ СОШ №121. Были опрошены 138 учащихся 5-7 классов. Ребятам было предложено ответить на три вопроса:

1.Была ли у Вас в детстве любимая игрушка?

2.Какие игры Вы выберете: интерактивные, настольные, компьютерные?

3.Как вы относитесь к игрушкам, которые связаны со смертью (скелеты, черепа и т.д.)?

После подведения итогов, мы выяснили, что любимую игрушку детства помнят 92% учащихся.

При ответе на второй вопрос «Какие игры вы выберете?» 35% отдали предпочтение компьютерным играм, 50% - настольным, 15% - интерактивным.

Однако стоит отметить, что в 5 классе и мальчики, и девочки активно играют в настольные игры (68%). Но в 6-7 классе у мальчиков происходит смена игрушек: приходят компьютерные «стрелялки» (59%), а вот девочки продолжают предпочитать настольные игры.

Также был задан вопрос про страшные игрушки, связанные с символами смерти. 64% детей относятся к таким игрушкам отрицательно, 23% - положительно, причем они предпочитают этих монстров всем другим игрушкам. 13% относятся нейтрально, так как не обращают на них никакого внимания.

5.Беседа с детским психологом

Я провела беседу с психологом детской поликлиники Осиповой Марией и задала ряд вопросов, касающихся игрушек.

Какие нарушения возможны у детей из за неправильных игрушек?

Игра нужна для обучения определенным навыкам. Кукла учит материнству и отцовству. Ребенок играет с ней, и это формирует определенный стиль родительства. Если эта кукла имеет отношение к смерти и жестокости, чему она может научить? С одной стороны она может научить определенному отношению к смерти, и использоваться в психотерапевтических кабинетах ,если это просто игрушка она учит агрессивности ,насилию, обесцениванию смерти. Есть 2 страха: это страх жизни и страх смерти. Когда страх смерти ,человек начинает активнее жить ,а когда ребенку преподносится такая игрушка, то у него перестает работать этот механизм, в сутках 24 часа и ему надо все успеть сделать за это время соответственно дети, которые будут играть в жестокие игрушки будут нервными, раздраженными, агрессивными. Если игрушка постоянно издает какой- то звуковой фон и перегружает нервную систему ребенка, то происходит нарушение психики ,нарушение сна. Игрушка должна быть безопасна для ребенка! Основные нарушения: агрессивность ,плохой сон, пищевые нарушения и нарушения родительской роли!

В Японии был зафиксирован ряд самоубийств из-за игрушек тамогочей. Как вы можете это прокомментировать с точки зрения психолога?

Проблема не только в тамогоче, ведь если ребенок так переживал потерю питомца, значит родители совсем не принимали участия в его жизни. Ребенок был полностью отдан игрушке, то есть если нет отношений между ребенком и родителем, если родители откупаются игрушками от ребенка, то у него накапливается нервное состояние, и любой раздражитель может вызвать суицидальную попытку так что дело намного глубже, чем просто игрушки, и когда ребенку дарят такую игрушку надо объяснять, что этот питомец когда- нибудь уйдет и появится новый.

Какое количество игрушек должно быть у ребенка?

Чем больше у ребенка игрушек, тем меньше желания играть. Ребенку надо организовать пространство. У нас поле внимания 8-10 единиц. Например в этом ящике конструктор, в этом куклы и т.д. ... Для детей дошкольного возраста система именно такая, самое важное, что родитель учит играть с игрушкой. Очень интересно посмотреть на родителей, которые учат играть куклами монстер хай, ведь игрушка настроена на обучение, а не на то, чтобы выращивать жестоких и агрессивных детей. Самые хорошие игрушки- это игрушки связанные с творчеством и настольные игры, так как это игры с правилами. Они также есть в психотерапевтических кабинетах, если ,например, у ребенка гипер-активность и его невозможно успокоить, и именно эти игры учат выполнять правила. Важно чтобы игрушки были распределены по зонам. Нужно избегать больших емкостей. Когда мы ребенка чему- то учим, ребенок проходит 3 стадии: 1 организация со стороны взрослого, 2 проговаривание того, что ребенок делает и 3 автоматизированное действие.

Как надо выбирать игрушку?

Прежде чем выбирать игрушку надо спросить, чему будет учить данная игрушка, то есть не игрушка ради игрушки, а игрушка ради чего- то.

То есть какой смысл имеет игрушка. Некоторые родители откупаются от детей игрушками, и у ребенка происходит обесценивание игрушки. Игрушку надо ждать и игрушку надо заслужить. Не должны быть товарно- денежного отношения между родителями и детьми!

AngryBirds-что этот образ несет?

Это дань моде. Это говорит о том, что я принадлежу к этой группе, я часть вашей группы. Это новая тема для общения. У наших родителей это был волк с корзиной, который ловил яйца. Никогда не известно, какая игра станет основой группирования детей.

10 -11 классы начали играть mylittlepony как это можно объяснить?

Подросткам свойственно принадлежать какой -то группе, они просто ищут себя, и эти игрушки появились недавно, это восполнение того, что у них не было в 1-4 классах. Это говорит о том, что я не такой как взрослые! Это часть подростковой культуры, им хочется быть частью группы.

Одна единственная игрушка ,которую ребенок не выпускает из рук. Что это за игрушка?

Такая игрушка называется переходный объект. Когда ребенок отделяется от мамы он выбирает любимую игрушку, с ней не так страшно. Самое главное не стирать ее и не потерять, пока она сама не исчезнет из рук ребенка. Эти игрушки обычно очень важны для ребенка, когда мамы недостаточно.

Странная игрушка котопес, стоит ли покупать такие игрушки? Повлияют ли они как-то на мировоззрение ребенка?

Эта игрушка собирательный образ, олицетворяющий борьбу самим с собой.

Потребности всегда борются. Я хочу, но не могу. Очень важно вложить хороший смысл.

Необычное сочетается, чтобы привлечь внимание публики.

6.Современные страшные игрушки. «Школа монстров»

МИНУСЫ

В целом «монстры из высшей школы» позиционируются как куклы для подростков. Но на деле возрастной ценз на них стоит «6+», а покупают их порой и для детей четырех – пяти лет. И это возмутительно. Главная функция игрушки в любом возрасте заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. Дошкольник познает мир через сюжетную игру. В это время наиболее полезны те фигурки и куклы, которые по пропорциям напоминали бы самого ребенка или соответствовали бы адекватным пропорциям тела взрослого человека. Обязательно, чтобы тело не имело повреждений (вроде пришитой наспех ноги). Желательно, чтобы куклы и фигурки не имели характерной мимики (например, прищура или выражения гнева), давая ребенку возможность самостоятельно наполнить игру любым смыслом и эмоциями – ведь именно это и нужно для его развития.

В этом плане Monster High имеют слишком выразительные «лица», к тому же часто отталкивающие и пугающие. Более того, характер каждого персонажа детализирован, «прописан» в мультфильме и на сайте, что не позволяет дошкольнику развивать собственную фантазию. А вот для младших подростков это уже не является препятствием – к этому возрасту у детей есть «остов» характера, и они понимают, что у каждого свои особенности.

Но вернемся к тому, что главная функция игрушки заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. С этой точки зрения Monster High могут быть противопоказаны дошкольникам и младшим школьникам, так как ориентируют ребенка на стиль в одежде (и жизни), не характерный для ребенка этого возраста. Коротенькие юбчонки, топики, открывающие живот, высоченные сапоги и обилие блесток вряд ли привьют даже подростку хороший вкус, а уж ребенка пяти – девяти лет могут и вовсе сбить с толку. Производители утверждают, что персонажи серии одеты по последней моде, и даже позиционируют их как фешн-кукол. Однако костюмы в стиле Monster High были бы уместны лишь во время Хеллоуина, но выглядели бы бесконечно странно и вульгарно в обычный день. «Боевой раскрас» куколок тоже, скорее, имеет отношение к подросткам, которые только начинают эксперименты с косметикой.

ПЛЮСЫ

В общем, куклы Monster High вряд ли полезны для ребенка. Но вопрос о том, несут ли они вред, открыт и неоднозначен. Дело в том, что есть в них и позитивные моменты – но с оговоркой: для детей десяти лет и старше. Несмотря на сомнительную внешность (а отчасти и благодаря ей), они способствуют развитию важных навыков и качеств у подростков:

Преодоление комплексов, связанных с внешностью.

У всех персонажей серии есть явные изъяны: шрамы, ожоги в пол-лица, пятна, некрасивые зубы (торчащие клыки). И все же куклы не лишены очарования. Это помогает младшим подросткам побороть собственные комплексы. Ребенок осознает, что можно иметь дефекты внешности, но при этом быть привлекательным. «Странности становятся достоинствами» – именно так можно перевести первый для этой серии слоган фирмы-производителя.

Развитие навыков общения и преодоление возрастных страхов.

Речь прежде всего о социальных страхах быть отвергнутым, осмеянным, непринятым. Тут уж позитивную роль играют скорее не сами куклы, а мультфильмы про них. В них выявляются «острые углы» каждого персонажа, в которых подросток узнает себя и своих друзей. Сюжеты мультфильма, в общем-то, просты. Все то же самое можно увидеть в сотне других мультиков и фильмов. Но если ребенка чем-то привлекают именно куклы-монстры, то почему бы нет? Главное, чтобы этот путь в познании общения не был единственным.

Воспитание толерантности.

Монстры многообразны, но учатся вместе и неплохо ладят друг с другом. У них разный цвет кожи, статус, благосостояние родителей, внешность, характер, но это не мешает их дружбе.

Психологическая «разрядка».

Персонажи – в первую очередь опять-таки в мультсериале – часто забавны, смешны и полны самоиронии.

Преодоление страха смерти.

Тема смерти очень привлекает младших подростков, чьи тетради традиционно разрисованы привидениями, могилами, скелетами и черепами. Игрушки из «Школы монстров» делают эту тему открытой, свободной – и значит, менее напряженной. В Monster High она подается с иронией, а, как говорится, «если ты над чем-то смеешься, то уже не боишься». Предположение о том, что такие игрушки повышают риск суицида, скорее всего несостоятельно. Ведь ради чистоты эксперимента нужно будет выключить телевизор, а вместе с ним новости, пугающие шоу и жестокие фильмы.

Куклы-монстры очень популярны и хорошо раскупаются. Производитель даже заложил в них «культурную нагрузку» – все эти герои являются детьми известных родителей-монстров: Дракулы, Франкенштейна, Медузы Горгоны, Снежного Человека, Мумии, Оборотня. Но даже в этом случае нет возможности говорить о приобщении ребенка к культурному общемировому пространству. Все это больше похоже на популизм, который процветает уже многие годы, когда дети уверены, что Бетховен – это собака, а Леонардо – одна из Черепашек Ниндзя. Упоминание о чем-то значимом в столь упрощенном варианте не дает стимула для познания.

Как и большинство серийных игрушек, куклы-монстры ориентированы на безудержное потребление. Количество аксессуаров к ним просто зашкаливает, и снова с сомнительным смыслом – черепа и гробы сыплются как из рога изобилия.

Скорее всего, родителям просто нужно не идти на поводу у детей, которых так легко привлечь яркой рекламой, и перед покупкой изучить, для какого возраста и для каких целей подходит та или иная игрушка. Если вы решите, что предполагаемая польза больше вероятного вреда, – покупайте!

Что касается именно Monster High, то они совершенно не подходят детям, и я бы не рекомендовала такие игрушки.

7.Путешествие по магазинам для детей в Снежинске

Пройдя по нашим магазинам, я, к сожалению, увидела очень много странных, а порой даже страшных игрушек. Синий, черный, розовый цвет тела, клыки вместо зубов, длинные ногти… Это не весь перечень «красот» детских игрушек.

Я увидела пазл, коробка которого была сделана в форме гроба. Также нашла конструктор, где было написано, что надо собрать из частей тела куклу.

А вот челюстями с кровавыми подтеками, вынутыми и выпученными глазами уже никого не удивишь!

Игрушки-монстры занимают чуть ли не половину всех стеллажей в отделах. А самое страшное, это то, что я увидела, как эти игрушки покупают детям.

Есть, однако, и всем знакомые плюшевые мишки, котики, зайчики, конструкторы «Сделай сам», много наборов для детского творчества. Это очень хорошая тенденция. Современные дети любят играть, а то, какими они вырастут, зависит от взрослых, в частности, от того, во что ребенок будет играть в детстве, какую модель поведения он выберет, на каких персонажей будет равняться!

8.Заключение

В ходе исследования я пришла к следующим выводам:

- сейчас пришла эра компьютерных игр, которые уводят детей от реального контакта со сверстниками;

- родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру. Чем позже ребенок научится пользоваться компьютерной мышкой – тем лучше. Взрослым необходимо помнить, что пользы от компьютерных игр, даже развивающих, гораздо меньше, нежели вреда;

-необходимо отвлечь детей от игрушек-монстров, найти им альтернативную замену;

- родителям следует осознано подходить к выбору игрушки. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.

В заключение следует отметить, что у каждого времени своя игрушка, и мне хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего не угасал у детей.

Литература

1.Адоньева С. Б. История современной игрушки // Мифология и повседневность: сборник. — СПб.: ИРЛИ РАН, 1999.

2. Интернет ресурс http://russian-gift.com/elochnye-igrushki/?page=23. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции _ М.:2010. 4. Я познаю мир:Дет.энцикл.:Авт.-сост.А.Е.Чижевский. Худож.В.В.Николаев.Под общ. ред.О.Г.Хинин.-М.:ООО «Издательство АСТ».1997

5. Интернет-ресурс www.p-ng.ru/history.html6. Сальникова Алла «История игрушки» М.: Новое литературное обозрение, 2011.

7. Интернет – ресурс

http://every-holiday.ru/b437/Kakaya_elka_luchshe_zhivaya_ili_iskusstvennaya

8.Каталог ёлочных игрушек , 1956.

9. Интернет ресурс http://shkolaprazdnika.ru/

Просмотров работы: 931