Люди с ограниченными возможностями здоровья есть практически в каждом уголке земного шара. То отношение, которое государство и общество проявляет к ним, характеризует страну и нацию в целом. Лица с ограниченными возможностями здоровья – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения.
В России численность людей с ОВЗ на 1.01.2017г. составила 12,2млн.человек, из них 587тыс. это молодые люди от 18 до 30 лет.
Цель данной работы – изучение отношения подростков к людям с ограниченными возможностями работы. Для достижения это цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть цели и задачи государственной политики в отношении лиц с ОВЗ;
изучить основные законы и программы в отношении лиц с ОВЗ;
провести анкетирование среди подростков об их отношении к людям с ОВЗ;
проанализировать полученные результаты.
Государственная политика в отношении лиц с ОВЗ представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной их социализации.
Наиболее актуальные цели и задачи, стоящие перед государственной политикой при реализации работы по данному направлению:
воспитание гуманизма, готовности в любой момент прийти на помощь нуждающемуся в ней человеку;
расширение круга общения людей с инвалидностью за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе;
включение людей с ограниченными возможностями в иную, новую для них социальную среду, способствующую овладению комплексом социальных ролей, форм и правил поведения;
создание благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении со сверстниками;
включение людей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей;
оздоровление, приобщение к активному образу жизни, физической культуре, спорту;
воспитание целеустремленности, способности преодолевать трудности.
Государственная политика основывается не только на целях и задачах, но и на основных принципах в сфере обслуживания людей с ОВЗ:
соблюдение прав человека и гражданина;
предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
преемственность всех видов социального обслуживания;
ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов.
Права людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, а также гарантируются нормами гражданского, административного, уголовного и международного права.
Первым нормативным документом является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1].
Другим немаловажным нормативным документом в отношении людей с ограниченными возможностями является Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17 июля1999 г. № 178-ФЗ. В настоящем Федеральном законе определяются и гарантируются льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения, а также по транспортному обслуживанию [2]. Таким образом, данный нормативно-правовой акт регламентирует работу по поддержке людей с ограниченными возможностями в области социально-бытовой сферы.
Для решения проблем инвалидов осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ. Первой из них была Президентская программа «Дети России на 1996-1997 гг.», в состав которой вошла Федеральная целевая программа «Дети инвалиды». Программа «Дети-инвалиды» была направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для их полноценной жизни [4].
Продолжением этой программы стала Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы, которая также включала в себя подпрограмму «Дети-инвалиды». Целью подпрограммы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.
Следующей Федеральной целевой программой является «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». Целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. Программа является продолжением федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", в ходе реализации которой были заложены основы систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, развития реабилитационной индустрии. В результате реализации указанной программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности [5].
В 2011 году была разработана и принята Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Однако было решено продлить срок реализации программных мероприятий до 2020 года. Так, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 года №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011−2020 годы.
В госпрограмму включены три подпрограммы:
«Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
«Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов»;
«Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».
Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Основные задачи:
формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации инвалидов;
совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов, а также системы медико-социальной экспертизы.
Реализация госпрограммы будет проходить в два этапа: 2016–2018 годы и 2019–2020 годы [6].
Глава II. Исследование отношения подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Организация и методы исследованияЛюди с ограниченными возможностями здоровья встречают множество проблем на своем пути, одна из которых, пренебрежительное отношение общества к ним. Для того чтобы вести полноценный образ жизни им необходима поддержка и понимание окружающих. Но, к сожалению, многие дети даже не знают о существовании людей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим нами было проведено исследование, направленное на изучение отношения подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья (на примере обучающихся Дворца творчества детей и молодежи г.о. Нальчик). В анкетном опросе приняли участие 60 человек, в возрасте от 10 до 15 лет. Анкета состоит из 12 закрытых вопросов.
2.2. Результаты исследования.На первый вопрос «Как часто в своей повседневной жизни Вы встречаете людей с ОВЗ?» ответы распределились следующим образом: 10 человек – довольно часто, 23 – иногда, 25 – редко и 2 – ни разу не встречал. Это свидетельствуют о том, что подростки редко контактируют с людьми с ОВЗ.
На вопрос о том, какие чувства испытывают подростки к лицам с ограниченными возможностями здоровья, большинство подростков отметили жалость (35) и сочувствие(21).
На следующий вопрос анкеты «Как Вы считаете – как относятся люди с ОВЗ к здоровым людям?» 25 подростков ответили, что доброжелательно, а 15 опрошенных считают, что с обидой и 16 – настороженно. Это говорит о том, что подростки не имеют четкого представления о людях с ОВЗ.
Далее, мы попытались выяснить, как подростки отнесутся к тому, что с ними будут учиться люди с ограниченными возможностями здоровья. Большинство опрошенных, ответили, что воспримут это вполне нормально и постараются с ними подружиться.
На следующий вопрос анкеты «Если человек с ограниченными возможностями здоровья попросит у Вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможете ему?» почти все опрошенные ответили, что конечно помогут, лишь 5 подростков указали, что сперва подумают, а 3 затруднились ответить.
На вопрос о том, как Вы поступите, если вашим соседом в поезде окажется человек в инвалидной коляске, 36 респондентов ответили, что помогут при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи; 18 подростков указали, что помогут, если только он попросит об этом; 4 - поменяют свое место; 2 опрошенных постараются не замечать его трудностей, так как это их не касается.
К сожалению, почти у всех опрошенных нет друзей с ограниченными возможностями здоровья.
Далее мы попытались выяснить, как подростки оценивают степень возникновения у них дружеских отношений с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ответы на этот вопрос нас приятно удивили: 53 опрошенных заявили, что вполне вероятно, все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья; 7 респондентов считают, что, скорее всего, у них не возникнет дружеских чувств в отношении человека с ограниченными возможностями здоровья. Стоит отметить, что ни один из подростков не ответил, что совершенно определенно не сможет испытать дружеские чувства к лицу, имеющему ограниченными возможности здоровья.
На следующий вопрос «Знаете ли Вы о жизни людей с ОВЗ?» ответы распределились следующим образом: 37 подростков имеют смутное представление об их жизни и о том, что им нужно; 14 опрошенных заявили, что знают, как им приходится нелегко, а 9 человек вообще ничего не знают об их жизни.
На вопрос «Как Вы относитесь к защите прав людей с ОВЗ?» 57 респондентов ответили, что положительно, их права надо защищать. Лишь 3 подростков указали, что безразлично.
Затем мы попросили подростков указать, что можно сделать в интересах людей с ОВЗ. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 20 подростков полагают, что необходимо пересмотреть свое отношение к ним, 21 опрошенных не знают как им помочь, а 19 респондентов считают, что помощь людям с ОВЗ – это забота государства.
На последний вопрос нашей анкеты «Какой из ниже перечисленных позиций, касающихся отношения общества к людям с ОВЗ, Вы придерживаетесь?» ответы распределились следующим образом:
Людям с ОВЗ лучше придерживаться специально созданных для них стационаров (Дома-интернаты, спец.предприятия для инвалидов и др.). |
2 |
Людям с ОВЗ следует предоставить возможность самим решать, интегрироваться ли в общество или вести замкнутый образ жизни. |
10 |
Людям с ОВЗ нужно предоставить возможность наравне со всем здоровым большинством участвовать в общественной жизни. |
48 |
Тот факт, что большинство подростков придерживаются позиции о предоставлении инвалидам возможности наравне со всем здоровым большинством участвовать в общественной жизни, свидетельствуют об их толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.
ЗаключениеИзучив государственную политику в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что государство защищает их права посредством законов и федеральных программ. Планируется к 2020 году завершить программу «Доступная среда», которая должна обеспечить всем людям с ОВЗ беспрепятственное участие в общественной жизни. Мы очень надеемся, что все задачи и цели этой программы воплотятся в жизнь. Но как много законов государство бы не издавало, еще одним немаловажным фактором является отношение и готовность общества к принятию людей с ОВЗ. Поэтому мы провели опрос об отношении подростков к людям с ОВЗ.
Анализ результатов анкетного опроса позволил нам сформулировать следующие выводы:
подростки довольно редко видят людей с ОВЗ и имеют достаточно смутное представление об их жизни;
большая часть опрошенных не испытывает к людям с ограниченными возможностями здоровья неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации;
почти все подростки отмечают готовность обучаться вместе с молодыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
к сожалению, у большинства подростков нет друзей с ОВЗ, но отмечается готовность к дружбе с ними, большая часть опрошенных полагают, что все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья;
почти все респонденты считают, что нужно защищать права людей с ОВЗ;
большинство подростков не знают, как помочь людям с ОВЗ, поэтому многие полагают, что этим должно заниматься государство.
тот факт, что большинство подростков придерживаются позиции о предоставлении инвалидам возможности наравне со всем здоровым большинством участвовать в общественной жизни, свидетельствуют об их толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Полученные результаты говорят о том, что подростки очень мало знают о людях с ОВЗ. Поэтому мы считаем, что необходимо проводить классные часы с приглашением людей с ОВЗ, устраивать совместные конкурсы и праздники, проводить литературные вечера с их участием. Все это будет способствовать возникновению дружеских отношений.
Список использованной литературыФедеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04.01.99 №5-ФЗ)//Российская газета [Электронный ресурс] URL: http:// www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html.
Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html.
Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ г. Москва "О государственной социальной помощи" (в последней редакции от 12.03.2014 г.) // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http:// www.rg.ru/1999/07/23/socpomosch-dok.html (дата обращения: 2.05.2014).
Указ Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 «О президентской программе «Дети России» // Информационно-правовой портал BestPravo [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-akty/ c6w.htm (дата обращения: 12.05.2014).
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 832 «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/901964132.
Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 (ред. от 11.09.2012) «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» // КонсультантПлюс.
Уважаемые ребята!
Мы проводим опрос, цель которого — выявить отношение подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья. Ценность нашего исследования во многом будет зависеть от степени искренности Ваших ответов. Пожалуйста, отметьте галочкой выбранный Вами вариант ответа. Все данные опроса будут использованы в обобщенном виде в научных целях.
Как часто в своей повседневной жизни Вы встречаете людей с ОВЗ? Довольно часто Иногда Редко Ни разу не встречал Свой вариант Какие чувства Вы испытываете к людям с ограниченными возможностями здоровья? Сочувствие. Жалость Безразличие Раздражение Возмущение Другое (укажите, что именно)_________________________________ Как Вы считаете - как относятся люди с ОВЗ к здоровым людям? С неприязнью, с обидой Безразлично Настороженно Доброжелательно Свой вариант |
Как бы Вы отнеслись, если бы с вами учились люди с ограниченными возможностями? Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться Настороженно, надо будет присмотреться Отрицательно Свой вариант Если инвалид попросит у Вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможете ему? Да, конечно Сперва подумаю Нет Затрудняюсь ответить Свой вариант Как Вы поступите, если вашим соседом в поезде окажется человек в инвалидной коляске? Постараюсь поменять своё место Постараюсь не замечать его трудностей, ведь меня это не касается Буду помогать ему, если только он попросит меня об этом Буду помогать ему при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи Свой вариант У Вас есть друзья с ограниченными возможностями? Да Нет |
Оцените степень вероятности для Вас возникновения дружеских отношений с лицом с ограниченными возможностями здоровья. Вполне вероятно, все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья. Скорее всего, у меня не возникнет дружеских чувств в отношении человека с ограниченными возможностями здоровья. Совершенно определенно, что дружеское чувство к лицу, имеющему инвалидность, я испытать не смогу. Буду агрессивно протестовать. Знаете ли вы о жизни людей с ОВЗ? Да, знаю, что им приходится нелегко Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно Ничего не знаю об их жизни и не интересуюсь этой темой Свой вариант Как Вы относитесь к защите прав людей с ОВЗ? Положительно, их права надо защищать Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт Отрицательно, пускай сами себя защищают Свой вариант Что можно сделать в интересах людей с ОВЗ? Главное, пересмотреть своё отношение к ним Даже не знаю, чем мы можем им помочь Помощь людям с ОВЗ – забота государства Свой вариант |
Какой из ниже перечисленных позиций, касающихся отношения общества к людям с ОВЗ, Вы придерживаетесь? Людям с ОВЗ лучше придерживаться специально созданных для них стационаров (Дома-интернаты, спец. предприятия для инвалидов и др.). Людям с ОВЗ следует предоставить возможность самим решать, интегрироваться ли в общество или вести замкнутый образ жизни. Людям с ОВЗ нужно предоставить возможность наравне со всем здоровым большинством участвовать в общественной жизни. Ваш пол? Мужской Женский Ваш возраст? 10-12 13-15 |