«ПОИГРАЙ СО МНОЙ!» ИЛИ О ПРОБЛЕМЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКУЮ ИГРУ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ПОИГРАЙ СО МНОЙ!» ИЛИ О ПРОБЛЕМЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКУЮ ИГРУ

Зверева Л.А. 1
1
Зверева И.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

«Поиграй со мной!» - как часто родители слышат эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда родители, преодолевая усталость и, отодвигая домашние дела, соглашаются хоть на несколько минут поиграть с ребенком.

В современных семьях чрезмерно занятых родителей дети часто растут не вместе со своими родителями, а просто рядом с ними. Нами было проведено исследование, направленное на изучение того, сколько в среднем времени каждый день родители непосредственно уделяют своему ребенку (разговорам о делах, совместной игре, совместным прогулкам, совместным развлечениям и т.п.). В исследовании приняли участие 80 родителей. Приведем некоторые результаты опроса.

Варианты ответа

Родители старших дошкольников

Родители младших школьников

Родители подростков

Меньше часа

-

17%

84%

В среднем 1 час

66%

43%

10%

От 1 до 2-х часов

25%

31%

6%

Более 2-х часов

9%

9%

-

     

Результаты исследования позволяют выявить некоторые особенности: во-первых, количество времени, которое каждый день родители непосредственно уделяют своему ребенку (совместной игре, прогулкам, развлечениям и т.п.) уменьшается по мере взросления ребенка; во-вторых, общение родителей с детьми практически «сходит на нет» в семьях подростков.

Полученные результаты исследования, с одной стороны, подтвердили наши предположения, а с другой стороны, немного удивили нас. Готовясь к исследованию, мы предполагали, что, скорее всего, меньше всего времени родители проводят именно с подростками, потому что дети в этом возрасте стремятся к общению с друзьями. Но мы были удивлены, когда, получив результаты исследования, узнали, что среднее количество времени, которое родители дошкольников непосредственно проводят вместе со своими детьми ежедневно, равно всего лишь 1 часу. Мы задались вопросом «Как чаще всего проводят совместное время родители дошкольников вместе со своими детьми?» Рейтинг наиболее популярных совместных дел родителей с детьми по результатам опроса родителей дошколят следующий:

1) прогулки на улице (81% опрошенных),

2) просмотр телевизионных передач (76%),

3) поход в гости (58%),

4) совместные игры, поход в театр (41%),

5) беседа (29%).

Что же происходит на самом деле? Неужели все молодые родители не хотят общаться со своими детьми? Конечно, нет. Определение причин непопулярности у родителей дошкольников совместных игр является ярким тому подтверждением. Наиболее распространенным среди опрошенных ответом на этот вопрос был следующий: «не умею, вдруг научу неправильно» (и его варианты: «я же не педагог, не играю, чтоб потом не переучивать», «с шестилетками в «Ку-ку» уже не поиграешь», «не умею, сейчас столько игр, что в них не разобраться, пускай этим занимаются специалисты»).

Таким образом, обилие умных игр и пособий на полках магазинов, развивающих детских центров, разговоры других родителей о том, что их 3-летний малыш уже занимается с педагогом, подсознательно разрушает уверенность родителей в своих воспитательных возможностях, внушает многим родителям мысль, что гораздо целесообразнее доверить воспитание детей специалистам, которые «знают, как надо играть в эти игры». Потому получается так, что родители перестают рисовать со своими детьми, читать им сказки на ночь и даже просто играть. Ребенок же все это время в надежде ждет, что родители вот-вот освободятся и поиграют с ним…

Мы решили помочь таким родителям поверить в свои силы!

Мы предлагаем родителям не только поиграть вместе со своими детьми, но и самим изготовить игровой материал. И все это – вместе со своим ребенком!

«Ведь игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно» [2, с. 23]. С ее помощью можно развивать внимание, мышление, память, воображение ребенка, то есть то, что необходимо для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что «игра должна пропитывать собой всю деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» [5, с. 48]. «Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи» [3, с. 33].

Цель нашей работы – представить разработанный нами комплекс игр с фантиками для детей дошкольного возраста, рекомендовав родителям его для использования во время проведения совместного досуга.

Задачи исследования:

- проанализировать причины непопулярности совместных игр у родителей дошкольников;

- описать о технологию изготовления игр с фантиками,

- представить описание игр с фантиками (включая правила игры),

- описать развивающие возможности игр с фантиками.

Основная часть

  1. История создания игр с фантиками

Идея разработки игры с фантиками пришла мне в голову абсолютно случайно. Когда я училась в 4 классе, на зимних каникулах я заболела ветрянкой. Зудящие прыщики не давали ни сидеть, ни лежать. Мама, видя мои мучения, предложила заняться каким-нибудь делом, которое поможет отвлечься и забыть на некоторое время про назойливую болезнь. Тогда-то я и попробовала найти применение горе фантиков от съеденных конфет из новогодних подарков. Я вырезала из фантиков фигуры разной геометрической формы и пробовала находить одинаковые по цвету, по форме и т.п. Высыпая фантики из коробки перед игрой на стол, я заметила, что из-за легкости они некоторое время парят в воздухе, прежде чем опуститься на стол; могут силой притяжения приклеиться друг к другу – в общем, я ощутила некоторые недостатки придуманной игры. Появившаяся идея с «фантичными героями» - картонными геометрическими фигурами, обернутыми скотчем поверх фантика, помогла усовершенствовать игру, обеспечив ей долгое существование.

Так появилось 2 игры: «Найди пары», «Распредели по группам».

Усовершенствовать игровой комплекс мне помогла моя младшая сестра в этом году. В свои 2,5 года Вера с успехом находит 2-3 карточки с изображением фруктов (в игре «Распредели по группам»), 1-2 пары карточек (в игре «Найди пары»). Данное наблюдение помогло сделать предположение о том, что игры можно начинать использовать для игры с детьми с 2-3 летнего возраста. Усложнить игру помогла идея с т.н. «ловушками», когда при поиске фантичных героев нужно ориентироваться не на одно условие (например, подобрать одинаковые по изображению или одинаковые по форме, как в игре «Найди пары»), а на целый ряд условий (например, парой могут быть такие два «фантичных» квадрата, у которых совпадают изображения и видимых сторон между собой и оборотных, как в игре «Ловушка»). Так, появилось еще 3 игры: «Составь целое из частей», «Ловушка», «Семья». Варианты игр с «ловушками» пока трудны для моей младшей сестры (Вера ориентируется при поиске пар только на одно условие). Эти наблюдения помогли мне предположительно определить возраст детей, на кого будут рассчитаны эти три новые игры. Предположительно потому, что я ограничилась наблюдением только за одним ребенком. Скорее всего, речь идет о возрасте 3,5 лет и старше, но этот вывод требует экспериментальных доказательств.

Описание каждой игры включает название, перечень игрового материала, правила игры и развивающие возможности игры. Перед проведением игры необходимо ознакомиться с ее описанием, убедиться в готовности детей к ней (понимании детьми инструкции). Специфика предлагаемых игр такова, что в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям не надоедает, так как варьируются исходные данные. Поэтому каждое повторение игры включает элементы новизны, и решаемая в процессе игры задача меняется.

  1. Развивающие возможности игр с фантиками

«Дошкольный возраст – это период, когда происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, развитие восприятия, формирование зачатков произвольного внимания» [1, с. 101]. Предложенные игры насыщены развивающим содержанием – они направлены на развитие восприятия, внимания, мышления ребенка.

Восприятие. Одной из главных линий развития восприятияв дошкольном детстве выступает усвоение детьми сенсорных эталонов – выработанных человечеством представлений об основных разновидностях свойств и отношений объектов (А.В. Запорожец). Эти представления характеризуются обобщенностью, т.к. в них закреплены наиболее существенные качества [1, с. 112]. Эталоны образуют определенные системы, например шкала музыкальных звуков. Предложенные игры способствуют усвоению таких систем, образуемых эталонами, как спектр основных цветов, система геометрических форм (игра «Семья»).

Восприятие величины предметов развивается у дошкольника через ее отношение к величине других предметов. Так, одним из вариантов игры «Найди пары» является поиск одинаковых по изображению, но разных по форме карточек.

Внимание. «Хотя дошкольник и начинает овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными» [1, с. 118]. Игры с фантиками являются благодатным материалом для поддержания интереса детей на протяжении достаточно долгого времени. Заметим, что «уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости, времени сосредоточения внимания у разных детей. Это, вероятно, зависит от их физического состояния, условий воспитания и др.» [1, с. 119]. В целях развития произвольного внимания на материале игр с фантиками помогают рассуждения вслух. Первоначально взрослый организует внимание ребенка при помощи словесных инструкций. Позднее ребенок сам начинает словесно обозначать те правила игры, на которые следует обратить внимание.

Мышление. Принципиально важным моментом в развитии мышления дошкольника является освоение им мыслительных операций, в основе которых лежит анализ и синтез. У дошкольника изменяется характер обобщений. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видородовых понятий. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением понятий, расширением представлений об окружающем мире и умением выделять существенные признаки. Так, в предлагаемых играх дети сравнивают объекты, замечая даже незначительные признаки отличия; классифицируют их, относя к определенной группе на основе видородовых понятий (игра «Распредели по группам»).

В каком порядке играть в предлагаемые игры? При первом знакомстве с ними целесообразнее играть в том порядке, в каком эти игры расположены, так как порядок их расположения следует принципу от простого к сложному. В дальнейшем можно возвращаться к любым играм в произвольном порядке, причем, чаще к тем играм, которые вызвали наибольший интерес.

Совместное изготовление с ребенком предложенных мною игр оптимально для старшего дошкольного возраста в целях развития мелкой моторики рук на этапе подготовки руки ребенка к письму.

  1. Описание игр с фантиками

Игра «Найди пары»

Материалом к игре служат картонные квадратики разного размера (большие и маленькие), обернутые красочными разноцветными фантиками.

Правила игры предусматривают составление пар из «фантичных предметов». Задача играющих – составить как можно больше пар.

Показателем успешности выполнения задания является количество найденных правильно пар и скорость выполнения задания.

Модификации игры: В зависимости от цели игры пару могут составлять:

- квадраты одинаковой расцветки (из одинаковых фантиков), но разные по размеру (большой и маленький) (в случае, если целью является развитие представлений о размере предметов),

- квадраты одинаковой расцветки (из одинаковых фантиков) независимо от размера (в случае, если цель – развитие цветовосприятия),

- «родственные» квадраты (принадлежащие к одной семантической группе) (например, «фантичный» квадрат с изображением яблока и «фантичный» квадрат с изображением груши являются «родственными», поскольку изображения на них составляют семантическую группу – фрукты) (в случае, если цель – развитие мышления детей, речи, расширение их представлений об окружающем мире).

Возможны и другие модификации игры: на этапе работы на более высоком уровне трудности возможно сочетание разных вариантов одной игры (например, поиск пары «родственных» квадратов, то есть принадлежащих к одному семантическому полю, но разных по размеру и др.).

Обсуждайте с ребенком, почему он делает тот или иной выбор, стимулируйте ответ ребенка наводящими вопросами, если он затрудняется в выборе пары.

Развивающие возможности игры: игра формирует умение «всматриваться» в объекты, что способствует развитию концентрации, устойчивости внимания; произвольности психических процессов; развитию цветоразличения. Некоторые варианты игры направлены на развитие умения действовать, опираясь на систему условий задачи. Использование данной игры возможно в групповой, индивидуальной развивающей работе с детьми дошкольного (возможно, и младшего школьного) возраста.

Игра «Распредели по группам»

Материалом к игре служат картонные прямоугольники, обернутые красочными разноцветными фантиками. Фантики для прямоугольников подобраны таким образом, что «фантичные герои» являются «членами» различных семантических групп.

Содержание игры:

Задача играющих состоит в поиске из разнородной массы «фантичных героев» «родственников» - «фантичных героев», изображения на которых принадлежат к одной семантической группе (играющим задается название семантической группы, членов которой они должны найти). Объем семантической группы, определяющийся количеством объектов, входящих в нее, может быть различным. По объему семантические группы условно можно разделить на:

- «широкие» (животные, растения, транспорт и др.),

- «средние» (птицы, звери, овощи и др.),

- «узкие» (домашние птицы и др.).

Рис. «Узкая» группа – ягоды Рис. «Широкая» группа - животные

В целях развития речи детей возможен следующий вариант игры, инструкция к которому предполагает выбор ребенком любых 3-4 «фантичных героев» (их количество определяется уровнем речевого развития ребенка) и придумывание с их использованием сказочного сюжета.

Развивающие возможности игры: игра формирует умение «всматриваться» в объекты, что способствует развитию концентрации, устойчивости внимания; произвольности психических процессов; развитию цветоразличения, восприятия. Игра решает задачи, направленные на развитие мышления (операций анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи, а так же способствует развитию кругозора детей, расширению их представлений об окружающем мире и др. Использование данной игры возможно в групповой, индивидуальной развивающей работе с детьми дошкольного (и младшего школьного) возраста.

Игра «Составь целое из частей»

Материалом к игре служат «фантичные герои» - картонные прямоугольники, обернутые половинками фантиков таким образом, что составление двух прямоугольников (частей) дает полную картинку фантика (целое).

Правила игры предусматривают поиск ребенком среди множества «фантичных героев» двух частей одного целого и составление этого целого. В целях развития гибкости мышления части можно собирать в целое по-разному: целое может быть квадратной, прямоугольной формы.

Игра содержит «ловушки» - ложные части целого, составление которых не дает целую картину.

Верно Ловушка

Показателем успешности выполнения задания является число найденных правильно пар, составляющих целое, и скорость выполнения задания.

Развивающие возможности игры: игра формирует умение «всматриваться» в объекты, что способствует развитию концентрации, устойчивости внимания; произвольности психических процессов; развитию цветоразличения, восприятия. Игра решает задачи, направленные на развитие представлений о целом и его частях, о форме предметов, а так же способствует развитию гибкости мышления. Использование данной игры возможно в групповой, индивидуальной развивающей работе с детьми дошкольного (и младшего школьного) возраста.

Игра «Семья»

Материалом к игре служат предметы разной геометрической формы из фантиков (картонные геометрические фигуры /круг, треугольник, квадрат, прямоугольник/, обернутые красочными разноцветными фантиками).

Правила игры предусматривают поиск ребенком среди множества «фантичных предметов» «фантичную семью», члены которой имеют разную геометрическую форму: треугольник – «мама», прямоугольник – «папа», круг – «малыш», квадрат – «дом», в котором живет семья, но одинаковую «одежду» (все они – из одинаковых фантиков).

В качестве инструкции возможно задание игрового сюжета: «Однажды в сказочной Фантичной стране случился большой переполох, и семьи дорогих городу фантичных жителей потерялись. Помоги членам семей найти друг друга и вернуться в свой дом. Обнаружить их легко - члены одной семьи в одинаковой одежде (из одинаковых фантиков) – треугольник – красивая стройная мама, прямоугольник – большой сильный папа, круг – малыш, любимец родителей, квадрат – дом, в котором живет семья».

Показателем успешности выполнения задания является количество найденных правильно семей (необходимо найти всю «семью»: и ее членов, и дом, в котором они живут) и скорость выполнения задания.

В целях развития произвольности психических процессов, развития умения действовать, опираясь на систему условий задачи, возможны следующие варианты игры посредством использования заданий в форме ряда усложняющихся инструкций:

  1. найди «фантичного героя» круглой (квадратной и др.) формы,

  2. найди «фантичного героя», форма которого напоминает солнце, яблоко и др. (в целях развития ассоциативного мышления),

  3. найди «фантичного героя» круглой (квадратной и др.) формы в «одежде» которого присутствует (отсутствует):

- желтый (и др.) или желтый и зеленый (и др.) (то есть указывается один, два или даже три цвета),

4. найди «фантичного героя» не круглой, не квадратной, не треугольной формы (и т.п.),

5. найди «фантичного героя» не круглой, не квадратной, не треугольной формы (и т.п.), в «одежде» которого присутствует (отсутствует) (указывается один, два или три цвета).

В инструкцию можно включать не только поиск «фантичных героев» по заданной форме, цвету, но и по принадлежности к определенной семантической группе (например, поиск героя-птицы и др., а так же по наличию в «названии» героя определенных букв и др.).

Развивающие возможности игры: игра формирует умение «всматриваться» в объекты, что способствует развитию концентрации, устойчивости внимания; произвольности психических процессов; развитию цветоразличения, дифференцированного восприятия; так же игра способствует формированию представлений о геометрической форме предметов. Некоторые варианты игры направлены на развитие умения действовать, опираясь на систему условий задачи. А главное, развитие осуществляется на доступном интересном материале для детей. Игра актуальна своей воспитательной функцией, поскольку затрагивает тему полной семьи.

Использование данной игры возможно в групповой, индивидуальной развивающей работе с детьми дошкольного (и младшего школьного) возраста.

Игра «Ловушка»

Материалом к игре служат «фантичные» квадратики, которые, подобно монете, являются двусторонними, то есть обе стороны квадрата имеют изображение. Изображения на двух сторонах «фантичного» квадрата могут быть одинаковыми (из одинаковых фантиков) или разными (из разных фантиков).

Содержание игры: задача играющих состоит в нахождении пар квадратов. В поиске необходимо ориентироваться на систему условий задачи: парой могут быть такие два «фантичных» квадрата, у которых совпадают изображения и видимых сторон между собой и оборотных. Иначе, если изображения видимых сторон пары совпадают (являются одинаковыми), а изображения на оборотных сторонах различны, игрок попадает в «ловушку» (отсюда и название игры).

Видимая сторона пары Оборотная сторона пары

Это верно!

Видимая сторона пары Оборотная сторона пары

Это – «ловушка»!

Показателем успешности выполнения задания является число правильно найденных пар и скорость выполнения задания.

Развивающие возможности игры: игра формирует умение «всматриваться» в объекты, что способствует развитию концентрации, устойчивости внимания; произвольности психических процессов; развитию цветоразличения, восприятия. Игра решает задачи, направленные на развитие умения действовать, опираясь на систему условий задачи. Использование данной игры возможно в групповой, индивидуальной развивающей работе с детьми дошкольного (и младшего школьного) возраста.

Заключение

Ребенок дошкольного (и младшего школьного) возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать.

Рекомендуемые нами игры насыщены развивающим содержанием. Эти игры не потребуют от взрослого и, разумеется, от детей каких-нибудь особых знаний. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют развитию психических процессов: восприятия, внимания, речи и др., а так же способствуют расширению представлений детей об окружающем мире, развитию кругозора и др. Эти игры помогут детям 5-7 лет в дальнейшем обучении успешно овладеть основами наук. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, решаются развивающие задачи. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей. Необходимо помнить, что игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах. «Обучая» детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Итак, успехов Вам и – больше веры в себя и возможности ребенка.

Литература

  1. Возрастная психология. Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.А. Романенко, Н.П. Ничипоренко. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 200 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 2001.

  3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. – М.: Знание, 1992.

  4. Машин Л., Мадышева Е. Развивающие игры. Загадочные истории: Для занятий с детьми 6-8 лет. – Харьков: Фолио, 2006.

  5. Общая психология: Учеб. пособие для студентов заочного отделения / Е.И. Горбачева, Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин, Е.А. Богомолова. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – 249 с.

Просмотров работы: 129