Политика - это то, без чего трудно представить себе наш современный мир. Политические события, политические отношения, политические лидеры, партии неотъемлемая часть жизни человека сегодня. Наша страна отличается активной политикой, вовлеченностью в мировые политические процессы, вокруг России часто кипят политические страсти. Российская Федерация - демократическое государство, где гражданин имеет право участвовать в выборах различного уровня, осуществлять свои политические права на пребывании в партии или объединении. Все вышеперечисленное предполагает, что каждый гражданин России для полноценного осуществления своих прав и обязанностей должен обладать хотя бы минимальной политической грамотностью.
Когнитивный компонент политической грамотности (осведомленности) формируется на уроках обществознания. Но, обладать только знаниями недостаточно. Политика – явление очень изменчивое, следовательно, помимо знаний нужно иметь политический интерес. Политический интерес - настроенность на восприятие политической информации, он побуждает человека следить за политическими событиями. Именно политический интерес побуждает учащихся получать политические знания, выступает мотивом для всей политической деятельности.
Для выявления уровня политического интереса и источников политической информации было проведено анкетирование учащихся 8-11 классов МБОУ «Кыласовская СОШ». В анкетировании приняли участие 54 человека. Результаты анкетирования показали следующее: только 48% процентов опрошенных проявляют интерес к политике. Наименьший интерес к политике у учащихся 8 класса – 29 %. Итак, данные анкетирования позволяют сделать вывод: старшеклассники кыласовской школы демонстрируют достаточно низкий уровень интереса к политике.
Гипотеза: формированию политического интереса может служить внеурочная деятельность в виде небольшой еженедельной политинформации с участием самих старшеклассников в ее подготовке.
Актуальность: формирование политического интереса у старшеклассников поможет формированию политической компетенции, необходимой в современном мире.
Цель: с помощью реализации учебного проекта «Политинформация» способствовать повышению политического интереса старшеклассников.
Задачи:
изучить теоретические основы темы, выяснить содержание понятия «политический интерес», изучить способы повышения политического интереса;
с помощью анкетирования старшеклассников школы определить уровень политического интереса на начало учебного года;
участвовать в разработке и реализации проекта «Политинформация»;
с помощью опроса активных участников проекта определить изменение уровня политического интереса старшеклассников.
Предмет исследования: реализация проекта «Политинформация» как средство повышения политического интереса старшеклассников.
Объект исследования: влияние «Политинформации» на изменение политического интереса.
Организационная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Кыласовская СОШ».
Практическая значимость исследования: дальнейшая работа проекта «Политинформация», расширение базы участников при условии достижения положительного результата. Возможность реализации проекта в других образовательных организациях.
Глава 1. Реализация учебного проекта «Политинформация»Цель проекта: повышение политического интереса старшеклассников.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Конечный продукт: форма внеурочного занятия для старшеклассников, способствующая повышению политического интереса.
Возраст участников: учащиеся 8-11 классов МБОУ «Кыласовская СОШ»
План работы по реализации проекта
Совместно с руководителем проекта определить оптимальную форму работы со старшеклассниками по формированию политического интереса – сентябрь 2016 год.
Найти информацию по теме «Политический интерес» - понятие, важность, способы формирования.
Определить уровень развития политического интереса старшеклассников с помощью анкетирования. Выявить основные источники политической информации участников.
Совместно с руководителем проекта создать команду по реализации проекта. Найти единомышленников и энтузиастов, распределить обязанности.
Проанализировать возможные формы работы по формированию политического интереса учащихся, выявить их достоинства и недостатки, выбрать (придумать) оптимальный вариант.
Апробировать выбранную форму работы в МБОУ «Кыласовская СОШ» - октябрь 2016 год – апрель 2017 год.
Определить изменение политического интереса старшеклассников – участников проекта – апрель 2017 год (промежуточный замер февраль 2017 год).
Что такое политический интерес?
Понятие “интерес” (лат. interest – иметь значение) “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому (чему)- нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым.1
Политический интерес – это избирательное отношение субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности.2
Политический интерес – это тот источник поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.
Политические интересы принято классифицировать по следующим основаниям3:
по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные;)
по степени осознанности (стихийные или осознанные);
по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);
по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);
по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые);
по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
Роль политических интересов заключается в том, что4:
в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества;
именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов;
осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.
Формирование политического интереса является основой когнитивного (знания, представления) компонента политических установок личности5:
Политическая установка – внутренняя готовность субъекта совершать именно те действия, которые адекватны данной социальной обстановке. В сфере политической деятельности именно установка является фактором, регулирующим поведение индивида или сообщества и моделирующим позитивное или негативное их восприятие власти, правительства, государства и политики в целом.
В структуре установки выделяют три уровня: когнитивный, эмоциональный и поведенческий6.
Когнитивный элемент политической установки отражает предварительные знания индивида, интерес к политике.
Эмоциональный компонент политических установок играет существенную роль в формировании политических предрассудков, расовых стереотипов, религиозной, национальной и других видов нетерпимости. Поведенческий элемент установки представляет непосредственную готовность к политическому действию.
Таким образом, политический интерес как отношение к миру политики, как основа потребности в получении политической информации, ее осмыслении становится важной частью политических установок, а в дальнейшем политического поведения личности. Политическая компетентность старшеклассника во многом зависит от политического интереса.
Определение уровня политического интереса старшеклассников МБОУ «Кыласовская СОШ»
Для выявления уровня политического интереса и источников политической информации было проведено анкетирование учащихся 8-11 классов. В анкетировании приняли участие 54 человека. Анкетирование позволило сделать следующие выводы (Приложение 1):
Только 48% процентов опрошенных проявляют интерес к политике. Наименьший интерес к политике у учащихся 8 класса – 29 %. То есть, политикой интересуется менее половины старшеклассников, наименьший уровень политического интереса у учащихся 8 класса.
Среди источников политической информации учащиеся выделили только два: телевиденье и Интернет.
Только 20% респондентов часто смотрят политические передачи по ТВ. В основном это новости на каналах Россия 24, 1 канал, 2 канал. 71 % учащихся 8 классов, 50% учащихся 9 - 11 классов не знают других политических передач и никогда их не смотрят.
45% опрошенных обращают внимание на краткие новости политики в сети Интернет. При этом, прочитывают полностью интересные новости только 38%.
Итак, данные анкетирования позволяют сделать вывод: старшеклассники кыласовской школы демонстрируют достаточно низкий уровень интереса к политике, получают поверхностную информацию о политических событиях.
Создание команды единомышленников по реализации проекта
Для реализации проекта необходимо сформировать команду единомышленников, которая определит форму работу и будет заниматься реализацией проекта. При формировании команды учитывались следующие требования:
возраст – ученики 8,11 классов;
собственная заинтересованность в работе над проектом;
интерес к миру политики;
желание тратить личное время на реализацию проекта.
Отбор проходил в форме личной беседы руководителя проекта с кандидатами. В результате в состав команды вошли: 4 ученика 8 класса, 3 ученика 9 класса, 2 ученика 11 класса. В основном это оказались учащиеся, отдающие предпочтение учебному предмету «Обществознание».
Выбор оптимальной формы внеурочной работы
Для формирования политического интереса старшеклассников могут быть использованы различные способы, многие из которых уже апробированы в учебных заведениях: организации политических дискуссий, организация ролевых игр (выборы, парламент и т.д.), встречи с политическими деятелями, участие в политических акциях и мероприятиях и др. В нашей школе также проводятся подобные мероприятия. Основным минусом подобных форм является их разовый, временный характер. Для формирования устойчивого политического интереса необходимо постоянное воздействие на ученика.
При обсуждении формы внеурочной работы по повышению политического интереса старшеклассников были определены следующие критерии:
Добровольность. Формирование интереса не может быть достигнуто без ответного желания личности. Принудительное участие в любой форме вызовет внутренний протест ученика, приведет к негативному или безразличному отношению к подаваемой информации. Риск данного критерия – участников может быть очень мало. Преодоление риска – реклама формы, положительные отзывы участников, включение тем – изюминок (интересных всем, очень обсуждаемых и т.п.).
Систематичность. Подача информации должна быть постоянной, достаточно частой. Выбран вариант: 1 раз в неделю на большой перемене после второго урока в кабинете истории и обществознания.
Небольшие временные затраты. Старшеклассники – люди достаточно загруженные, 6-7 уроков каждый день, консультации, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ не позволят тратить много времени на участие в проекте, подготовка и проведение занятия не должны отнимать более получаса в неделю.
Современность. Подача политической информации должна быть яркой, интересной, с использованием современных средств, включать видео и фотоматериалы.
После обсуждения критериев была выбрана форма, получившая название «Политинформация». Эту форму работу сложно назвать новой. Сам термин «Политинформация» пришел к нам из советского времени. В СССР политинформация - вид идеологической и политико-массовой работы в форме обязательных лекций или бесед в трудовых и воинских коллективах, учебных заведениях, партийных, комсомольских и пионерских организациях. Так школьники СССР приходили на «час политинформации» на 1 час раньше начала занятий7.
Регулярное проведение политинформаций имело целью информирование аудитории об актуальных новостях внутренней и международной жизни, их комментирование и формирование определённого, идеологически обусловленного отношения к фактам, явлениям, процессам политической и экономической жизни общества. Проведение политинформаций поручалось штатным политработникам, педагогам и воспитателям, партийным и комсомольским активистам, наиболее активным и грамотным членам коллектива («политинформаторам»). Для политинформаций в основном использовались материалы советской периодики. Посещение занятий было строго обязательным.
Советская политинформация обладала таким критерием, как системность. Мы сделали ее добровольной, краткой и интересной! Политинформация включала в себя еженедельный краткий (15 минут) рассказ о политических событиях на большой перемене (20 минут). Помимо подачи информации предусматривались комментарии экспертов и краткие комментарии всех желающих. Эксперты (из числа активных участников) назначались по одной из тем.
2 Этап. Апробация выбранной формы работы.Группа «Политинформация» начала свою работу с 11 октября 2016 года. Каждый вторник после второго урока в кабинете истории проводился пятнадцатиминутный краткий обзор политических событий с комментариями экспертов.
Отбор материала и обзоры готовят:
октябрь – ноябрь – 11 класс,
декабрь – январь - 9 класс,
февраль – март – 8 класс.
апрель - команда организаторов.
Политинформация проходит еженедельно.
При проведении Политинформаций были выявлены следующие плюсы выбранной формы работы:
постоянство. Все привыкли ко времени проведения и без напоминаний собирались к месту политинформации;
занимает немного времени. Политинформация не превышает 15 минут, при быстром сборе к месту проведения у учащихся оставалась свободной часть перемены;
вызывает интерес учащихся. При соблюдении принципа добровольности, количество слушателей возрастало, было постоянно высоким. Среднее количество посетителей – 25 человек, то есть 50% старшеклассников.
Минусы выбранной формы:
нет возможности подробнее обсудить интересные события;
участники не всегда готовы внимательно слушать экспертов – учеников, качество выступления политинформаторов – учеников может быть не очень высоким.
Для выявления роста политического интереса участников было проведено анкетирование учащихся 8 класса, посещающих проект. Выбор группы «8 класс» был обусловлен наиболее низким уровнем политического интереса по результатам предыдущего опроса.
Анкетирование позволило следующие выводы (Приложение 2):
Проект показался интересным всем учащимся. 100% отметили, что новости вызвали их интерес.
Стали больше интересоваться политическими новостями вне проекта - 88% участников.
Дополнительно просматривали новости, озвученные на проекте, постоянно – 12 %, частично 88% участников.
69% обсуждали с друзьями полученную политическую информацию.
31 % имеет собственную точку зрения по полученным новостям.
Первый вопрос содержит оценку выбранной формы подачи политического материала, ответы показывают, что выбранная форма была удачной. Вопросы 2-5 позволяют определить изменение политического интереса. Виден значительный рост интереса к политическим новостям, желание обсуждать эти новости, формулировать свою позицию. Полученные результаты позволяют сделать вывод о формировании (росте) политического интереса учащихся, участвующих в реализации проекта «Политинформация».
ЗаключениеПодводя итог проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:
Политические интерес - это избирательное отношение субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности. Политические интерес не только определяет отношение субъекта к политике, но и становится важным мотивом политического поведения;
Политический интерес у старшеклассников МБОУ «Кыласовская СОШ» находится на довольно низком уровне. Результаты анкетирования старшеклассников показали, что только 48 % опрошенных проявляют интерес к политике, среди учащихся 8 классов – только 29 %.
Одним из способов повышения политического интереса старшеклассников может служить реализация проекта «Политинформация». Основными характеристиками новой формы работы будут: добровольность, систематичность, участие самих старшеклассников в реализации проекта.
Промежуточное анкетирование по результатам пяти месяцев работы проекта показало существенный рост политического интереса среди учащихся самой аполитичной группы.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: выбранная внеурочная форма работы по повышению политического интереса старшеклассников «Политинформация» помогла решить поставленную задачу. Форма работы может быть в дальнейшем использована в любой образовательной организации для решения подобных задач
Список литературы.Желнина Е.В. Политическая компетентность современной молодежи. /Международный научно-исследовательский журнал «Социологические науки». Январь 2012 гс. тр. 32-34/ http://research-journal.org/social/politicheskaya-kompetentnost-sovreme/
Мягкова А.П. Формирование гражданской компетентности старшеклассников как актуальная задача современной школы/ журнал Среднее профессиональное образование № 11 2014 год http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-kompetentnosti-starsheklassnikov-kak-aktualnaya-zadacha-sovremennoy-shkoly
Политология: учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. – СПб.: Питер, 2005 – 560 с.
Проектная деятельность в школе/ статья электронного ресурса «Учебно-методический кабинет»/ http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/proektnaja-dejatelnost-v-shkole.html
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010 г., https://project.1september.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf)
Формирование гражданских качеств учащихся: Методические материалы участников Всероссийского конкурса. Пермь, 2014 г.
Что такое политинформация? /Жизнь в СССР. Электронное приложение к сетевому журналу Softmixer/ http://ussrlife.blogspot.ru/2013/11/blog-post_21.html
Приложение 1
Интересуетесь ли вы политикой?
Смотрите ли вы политические передачи по ТВ?
Обращаете ли вы внимание на политические новости в Интернете? Прочитываете ли полностью новостные ссылки?
Приложение 2
Были ли интересны для Вас политические новости в рамках проекта?
Стали ли вы больше интересоваться политическими новостями вне проекта?
Дополнительный просмотр и обсуждение новостей проекта вне проекта, наличие собственной позиции
1 Политология: учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. – СПб.: Питер, 2005
2 Политология: учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. – СПб.: Питер, 2005
3 Политология: учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. – СПб.: Питер, 2005
4 Желнина Е.В. Политическая компетентность современной молодежи. /Международный научно-исследовательский журнал «Социологические науки». Январь 2012 гс. тр. 32-34/ http://research-journal.org/social/politicheskaya-kompetentnost-sovreme/
5 Желнина Е.В. Политическая компетентность современной молодежи. /Международный научно-исследовательский журнал «Социологические науки». Январь 2012 гс. тр. 32-34/ http://research-journal.org/social/politicheskaya-kompetentnost-sovreme/
6 Политология: учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. – СПб.: Питер, 2005
7 Что такое политинформация? /Жизнь в СССР. Электронное приложение к сетевому журналу Softmixer/ http://ussrlife.blogspot.ru/2013/11/blog-post_21.html