ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ (ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ (ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Рулев А.М. 1
1МБОУ"Средняя общеобразовательная школа №2 им. М.Ф. Колонтаева" г. Калуги
Помазков В.В. 1
1МБОУ "СОШ №2 им. М.Ф. Колонтаева" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность исследования. Каждый ученик, обучаясь в школе, когда-нибудь испытывал трудности при решении задачи или уравнения, при написании сочинения или ответах на вопросы параграфа. И учитель, объясняя ошибки, чаще всего говорит, что «не сделал правильно выводы», «не увидел главного», «не заметил ошибки», «не правильно выстроил логику объяснения» и др. А ведь если хорошенько подумать и разобраться, если ученик все учил и что-то не получается, это совсем другая причина его неуспешности. Умения правильно выстраивать логические цепочки, анализировать, выделять главное – это те мыслительные действия, которые помогают любому человеку выполнить определенную деятельность качественно и, самое главное, своевременно решить проблемные ситуации и получить желаемый результат. Вот и получается, чтобы овладеть предметными знаниями в школе и потом быть успешным в жизни необходимы умения решать проблемные задачи, а значит, и уметь думать (анализировать, делать выводы и др.). Важным условием для приобретения подобных умений является самостоятельная активность самого человека. Именно поэтому, учебный материал, к которому ученик старается применить собственную смекалку и собственные усилия, запоминается надолго и лучше. Особое значение имеют уроки физики, которые и так, в силу особенности своего предмета, изучают явления природы, связанные с жизнью, но если эти уроки носят еще более практический характер и ученику предоставляется возможность проявить себя при проведении лабораторной работы-исследования, ролевого представления или деловой игры, то конечно, нам ученикам просто нельзя сидеть и ничего не делать. Просто так придти на урок с выученным параграфом не получиться, здесь хочется проявить себя и выдвинуть свои идеи. Именно в этом случае возникает фактический интерес к предмету и желание идти дальше. Представленная работа содержит не только обзор изучаемой литературы по данному вопросу (Лейтес Н.С, Берулава Г.А., Решетников В.И., Очирова Л.П., Оржековский П. А. и др.), но и позволяет доказать важность использования активных форм обучения предмету для повышения учебной мотивации и качества знаний учащихся, по мнению самих же учащихся.

Цель исследования: изучение изменения уровня познавательной мотивации к предмету и уровень развития мыслительных операций при повышении самостоятельной деятельности учащихся при выполнении проекта или исследовательской работы на уроке.

Объект исследования: познавательная мотивация учащихся к предмету физика и уровень развития мыслительных операций учащихся 7-8 класса.

Предмет исследования: динамика изменения познавательной мотивации и уровня развития мыслительных операций в условиях повышения доли самостоятельности действий в процессе учебной деятельности на уроках физики.

Гипотеза исследования: выполнение проекта или исследовательской деятельности на уроке, увеличивающие долю самостоятельности в действиях учеников на уроке физики, позволят повысить их познавательную мотивацию к предмету и повысят уровень развития их мыслительных операций.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по изучению методов активизации деятельности учащихся на уроке и видов самостоятельной работы школьников, которые могут быть использованы учащимися на уроке при изучении теоретического материала и при выполнении практических работ.

2. Провести включенное наблюдение в период учебной деятельности о разновидностях используемых приемов самостоятельной работы на уроках.

3. Провести анкетирование учащихся о видах приемов, которые, по их мнению, больше всего способствуют лучшему усвоению предметного материала и вызывающие интерес к предмету.

4. Провести исследование: сравнительный анализ (7-8 класса) одной группы учащихся разных лет обучения по уровню мотивации и развития мыслительных операций.

5. Представить результаты исследования и сделать выводы.

Методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, опрос и беседа с учащимися 7-8- ых классов, тестирование и анализ результатов опроса, анализ результатов тестов, учебная деятельность в условиях эксперимента (включенное наблюдение).

Срок исследования: 2016-2017 г.

В исследовании участвовали учащиеся одной группы (7 – ых и 8 – ых классов) разных лет обучения.

Новизна и практическая значимость:

- результаты исследования предоставляют информацию для педагогов об активных методах обучения учащихся на уроке, способствующих, по мнению учеников-участников образовательных отношений, вызывать интерес к учебному предмету и желание самостоятельно продолжать его изучение, развивая свои интеллектуальные способности;

- ученики, являясь участниками включенного наблюдения, получают навыки проектирования и исследовательской деятельности на практике;

- мнения учащихся о формах активного обучения и практические результаты исследования могут быть использованы учителями при планировании уроков.

Основная часть

1. Теоретическое обоснование и краткий обзор литературы

Вопрос повышения интереса, желания заниматься учебной деятельностью волнует не только учителей каждой школы, он волнует и нас, учеников. Нам тоже хочется с удовольствием идти на урок и чувствовать себя полноценной единицей образовательной деятельности в школе, где можно не только учить уроки, но и вносить свои предложения, идеи и анализировать, какие приемы могут привести к желаемому результату. Изучая данный вопрос, мы с руководителем работы обратились, прежде всего, к требованиям государственного образовательного стандарта образования (ФГОС ООО), в котором говорится: «Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность …». А далее: «Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности».

Таким образом, в действительности, самостоятельная работа в условиях проектной и учебно-исследовательской деятельности поможет учащимся почувствовать успех, а учителю – гордость за успех своего ученика.

При подготовке данной работы были изучены работы авторов-ученых, посвященные написанию учащимися проектных и исследовательских работ.

Достаточно большое количество работ о методе проектов и основных составляющих данного метода (понятие проекта циклограмма написания проекта, проектная папка и др.) представлено в работах Полат Е.С. Она выделяет важные свойства проекта, которые позволят ученикам:

- вырабатывать у себя самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией;

- научиться размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

- научиться принимать самостоятельные аргументированные решения;

- овладеть навыками работы в команде, выполняя разные социальные роли и др.

В работе Сергеева И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» подробно представлена структура учебного проекта, классификация проектов и возможные продукты проектной деятельности. Здесь действительно представлено разнообразие практического выхода самостоятельной работы школьников, начиная от аналитической работы (более привычной для учащихся) до создания собственных Web-сайтов, бизнес-планов, собственных публикаций и др.

Вариативность разнообразным приемов и методов, способствующих активизации самостоятельной деятельности учащихся, содержаться в работах Генике А.А., Обухова А.С. и др. Варианты для грамотного оформления проекта, методика написания статьи, эссе, оформление таблиц, графиков и многая полезная информация содержится в работах Леонтовича А.В., Савичева А.С., Слободчикова В.И., Исаева Е.И. и др.

Изучая литературу по созданию проекта или учебно - исследовательской работы можно сделать выводы, что все действия по их созданию связаны с умением решать проблемы и приходить к определенному результату (продукту), который может иметь различные формы представления. Но без основных умственных действий, умений анализировать, делать выводы, выделять главное нельзя решить проблему. А значит, что самостоятельность в приобретении знаний, создание собственного результата автоматически приведет к развитию мышления, умения общаться, умению добывать знания!!!

2. Методика проведения исследования

1. В рамках исследования проводился опрос учащихся 7-8 класса по предпочитаемым методам при изучении учебных предметов классе, которые способствуют, по их мнению, большей заинтересованности в изучении учебного предмета, в меньшей степени вызывают тревогу во время урока, желание выполнять задания и использовать дополнительную литературу при выполнении заданий по данному предмету.

2. Изучение и анализ (самоанализ) ситуации в классе при изучении физики, при увеличении доли приемов самостоятельности действий учеников в процессе обучения и учения (метод включенного наблюдения, когда экспериментатор сам находится в этой же группе участников). Проведена методика изучения направленности мотивации, автор Дубовицкая Т.Д.

3. Проведена методика изменения уровня умственного развития учащихся: Краткий отборочный тест (КОТ) (Тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина). Своеобразие данного теста в том, что он по структуре напоминает опросник, который проверяет мыслительные операции (обобщение, анализ, логику и др).

4. Помощь в подведении результатов работы и проведению сравнительного результата развития метапредметных УУД с 7 по 8 класс оказала администрация школы, предоставив не персонифецированные данные результатов комплексной контрольной работы по изучению уровня развития метапредметных результатов.

3. Результаты работы (выводы)

1. В результате опроса был составлен список приемов, которые используют учителя и которые, по мнению учащихся, способствуют повышению их мотивации к изучению предметов и вызывают желание продолжать изучать данный предмет. Среди представленных методов лидируют:

- работа в группах и выполнение коллективного задания;

- работа в группах при изучении нового материала и возможность общения по теме;

- выполнение проектной работы в группе и индивидуально;

- выполнение сначала практической работы, а потом решение задач;

- самостоятельное выдвижение предположений и возможность их доказать;

- возможность выполнять работу самостоятельно: в удобном темпе и своим способом.

Среди представленных ответов по результатам опроса можно увидеть закономерность: учащиеся готовы к увеличению доли самостоятельности при выполнении заданий и их привлекает, и мотивирует именно такой способ изучения учебного материала.

2. В 8 классе изменилась структура уроков физики (изменение кадрового состава и методики преподавания) и увеличилась доля активных приемов изучения предметного материала: урок-лаборатория, урок фантастических идей, урок-проект, урок – исследование и др. Увеличилось количество приемов, которые позволяют учащимся рассуждать, выдвигать гипотезы, предположения и др. Например: прием «Ковер идей», «Снежный ком», «Кластер» и др., работа в группах взаимопомощи, группах, работающих на одну общую идею или результат и др. Заметно увеличилась мотивация учащихся к данному предмету, результаты подтверждены с помощью проведения методики направленности мотивации, автор методики Дубовицкая Т.Д.(таб. 1).

Таб.1. Изменение направленности мотивации к урокам физики.

3. Результаты краткого отборочного тест (КОТ) (Тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина) показывают положительные изменения в развитии мышления практически всех учащихся.

Анализ результатов теста (таб.2) показывает позитивную динамику уровня сформированности мыслительных операций.

Таб.2 Изменение уровня сформированности мыслительных операций

4. Анализ представленных администрацией документов по результатам контрольной метапредметной работы показывает уровень сформированности метапредметных УУД и навыков проектной деятельности. Результаты свидетельствует о повышении уровня развития мыслительных операций у школьников и навыков проектной и исследовательской деятельности в результате выполнения комплексной метапредметной контрольной работы. Данная работа была проведена администрацией школы и ее можно принять за результаты независимой экспертизы (приложение 1).

Заключение

Представленные результаты исследования подтверждают выдвинутую в работе гипотезу и показывают значимость вариативных форм самостоятельной деятельности учащихся при изучении предметного материала. Результаты работы показывают, что:

- самостоятельная деятельность учащихся повышает мотивацию и интерес к изучению предметов;

- у школьников появляется желание изучать предмет, что приводит к повышению качества знаний учеников и их результатов в учебной деятельности;

- развивая собственную активность, ученики продолжают заниматься в интересующей их области на занятиях внеурочной деятельности и выступлениям на научно-практических конференциях школьников.

Литература

  1. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход.- М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 175 с.

  2. Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классов/ Под.ред.А.В. Леонтовича. – М., ВАКО, 2014.- 160 с.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:Практическе пособие для работниковобщеобразовательных учреждений, -3-е изд., испр. И доп.-М., АРКТИ, 2006.- 80 с.

  4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

  5. ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

  6. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm.

  7. http://metodkabi.net.ru

Приложение 1.

ОБЩАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД

7 класс (2016/20187 уч. год)

8 класс (2017/2018 уч.год)

 

Класс

Уровень сформированности познавательных УУД

Уровень сформированности регулятивных УУД

Уровень сформированности коммуникативных УУД

2016/2017 уч.год

1

7 (ср. показатель по классам)

1.8

1.9

2.1

2017/2018 уч.год

2

8 (ср. показатель по классам)

2.2

2.3

2.3

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЫЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ

 

Класс

Умение ставить цели задачи

Планирование деятельности

Распределение обязанностей между членами группы

Проявление лидерских качеств

Умение проводить самоконтроль и самооценку

Качество продукта деятельности и его презентация

2016/2017 уч.год

1

7 (ср. показатель по классам)

1.9

1.5

1.7

1.6

1.4

1.8

2017/2018 уч.год

2

8 (ср. показатель по классам)

2.3

1.7

2.0

1.9

1.8

2.2.

 

12

 

Просмотров работы: 232