ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ МБОУ ШКОЛЫ № 129 Г. О. САМАРА)

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ МБОУ ШКОЛЫ № 129 Г. О. САМАРА)

Кукса Е.Д. 1Проскурякова А.С. 1
1МБОУ Школа 129 г.о.Самара
Абрамова М.В. 1Бухарибекова м.м. 2
1МБОУ Школа № 129 г.о.Самара
2МБОУ Школа 129 г.о.Самара
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

V Международный конкурснаучно-исследовательских и творческих работ учащихся

«СТАРТ В НАУКЕ»

СЕКЦИЯ: гуманитарные науки. Обществознание

Профессиональный выбор молодежи в современном обществе

      1. (на примере учащихся МБОУ Школы № 129 г. о.Самара)

са Е. Выполнили: Кукса Екатерина и

Проскурякова Анастасия,

ученицы 10 класса «А»

ученица МБОУ Школы № 129 г.о. Самара

Научные руководители: Бухарибекова М.М.,

учитель истории и обществознания,

Абрамова М.В,, учитель физики

МБОУ Школы № 129 г.о. Самара

Москва, 2017 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

Глава 1 Человек в мире профессий………………………………….4-14

1.1 Соотношение личности и профессии…………………………....4-6

1.2. Профессиональная ориентация…………………………………6-10

1.3. Анализ современных профессий……………………………….10-14

Глава 2 Социологический опрос…………………………………….15-26

2.1 Анализ анкетирования выпускников……………………………15-19

2.2 Анализ анкетирования студентов………………………………..20-24

2.3. Основные выводы по социологическому опросу………………25-26

Заключение……………………………………………………………27-29

Список литературы……………………………………………………30

Приложение 1………………………………………………………… 31-33

Приложение 2………………………………………………………….34

Введение

Актуальность темы. Выбор темы можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, она нам интересна, так как мы только окончили 9 класс, и уже сегодня нас волнует вопрос о профессиональном будущем. Во – вторых, в наше время эта тема весьма актуальна. Многие выпускники общеобразовательных заведений не знают, куда идти дальше, какую профессию выбрать. А это уже социальная проблема. Ведь большинство старшеклассников не знают, куда и зачем они будут поступать. В итоге, такие ребята в будущем не удовлетворены своим выбором и жизнью. Очень часто эти люди просто напросто остаются невостребованными на рынке труда, вследствие чего в стране увеличивается уровень безработицы.

Цель исследования. Выявить значение профессиональной деятельности в современном обществе и основу профессионального выбора молодежи на примере учащихся «Роснефть-классов МБОУ Школы № 129 г.о. Самара .

Задачи исследования:

1) Охарактеризовать понятия «профессия» и «специальность».

2) Описать особенности современных профессий в нашем обществе.

3) Выявить отношение учащихся нашей школы к их будущей профессиональной деятельности.

Степень изученности. Проблемы выбора профессии рассматриваются как в зарубежной, так и отечественной научной литературе. При написании данной работы мы обращались к исследованиям социологов, психологов, философов.

Работы психологов (Дружинин, Климов) помогли найти информацию по проблеме соотношения личности и профессии. В социальных исследованиях Поваренкова, Шадрикова, оказалась полезна для нас информация о стадиях и особенностях профессионализации личности.

Также нами были использованы интернет ресурсы, такие как сайты NGS, работа.ru и другие.

Источник исследования. Социологический опрос учащихся «Роснефть-классов» МБОУ Школы № 129 г.о. Самара, включая будущих выпускников и нынешних студентов САМГТУ (1-й курс).

Глава 1. Человек в мире профессий

    1. Соотношение личности и профессии

Труд – источник существования человека и общества, возможность самореализации творческого потенциала человека. Где же трудиться как не на работе? Для этого нужно получить образование и устроиться на работу, желательно по профессии. Перед выпускниками встает проблема выбора профессии. Эта проблема касается большинства молодежи.

Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений (квалификации) и может служить источником дохода. 1 Всего насчитывается более 6 тысяч названий профессий.2 Такое многообразие, скорее всего только затрудняет выбор.

Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности.

Специальность — это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия — врач, специальность — терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Профессиональный выбор определяется как объективными, так и субъективными причинами. Последний выбор является доминирующим. К таким причинам можно отнести: 1) привлекательность профессии для вас,

2) соответствие ее вашими возможностями,

Проблема профессионального становления личности является отражением более общей проблемы соотношения личности и профессии в целом. В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Помимо этого он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности.3 Такой подход демонстрировал слишком упрощенный взгляд на личность и профессию. Под личностью понимался относительно независимый друг от друга механический комплекс способностей и черт. Аналогичный взгляд существовал и на профессию, которая воспринималась как механическая сумма заданий и трудовых функций. Соотнесение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляло механизм выбора профессии. Если в ходе выполнения деятельности обнаруживалось несоответствие вышеназванных компонентов, человек менял свою профессию.

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.

Выделяют четыре этапа профессионализации:

1) поиск и выбор профессии;

2) освоение профессии;

3) социальная и профессиональная адаптация;

4) выполнение профессиональной деятельности.4

Таким образом, профессиональное развитие — довольно сложный процесс, имеющий циклический характер; человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни.

Выбирая ту или иную профессию, человек должен осознавать, что он должен обладать профессионально важными качествами, то есть такими качествами, которые включены в процесс деятельности и обеспечивают эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.

Так же в человеке должны быть с рождения заложены профессиональные способности. Профессиональные способности — это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции, обеспечивающие эффективность деятельности.5

Все многообразие психики проявляется в трудовой деятельности, но эти проявления носят различный характер в зависимости от профессии. Например, сенсорная деятельность может отличаться по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожный и т.д. Так, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и теле аппаратуры требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией.

Профессиональные особенности внимания осуществляют функцию контроля деятельности. Неотделимо от восприятия, от мышления, внимание обязательно присутствует в любой деятельности. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное внимание на одном или нескольких объектах и периодическая его концентрация. Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и его переключения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на выбор профессии огромное влияние оказывают личные способности и качества человека. Каждый должен реально оценивать свои возможности, выбирая ту или иную деятельность. И оценив свои профессионально важные качества, можно остановится на выборе определенной профессии. Ведь любая работа должна приносить удовольствие человеку и пользу обществу.

1.2 Профессиональная ориентация

На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эта процедура, как правило, требует психологической помощи, консультирования, поддержки. Выбор профессии является, во-первых, более или менее длительным процессом ориентации в мире профессий. Во-вторых, на жизненном пути возможна неоднократная смена профессий, — именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте.

Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация — система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии. Профориентация — это научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личных потребностей самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов.6 Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.

Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

2) профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3) профессиональная адаптация — формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4) самореализация в труде — выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некоторую общую структуру, которая включает: позиции старших членов семьи, сверстников, учителей; личные профессиональные планы; способности, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности; общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха, уровень саморегуляции.

Большую роль для самоопределения личности имеет определение профессиональных способностей и склонностей с последующим сопоставлением их с типологизацией профессий. Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности. Это могут быть люди, техника, информация, художественные образы и произведения, природные объекты. Можно выделить пять типов профессий: 7"Человек-человек", "Человек-техника", "Человек-знак", "Человек - художественный образ", "Человек-природа". В последнее время появился новый тип - шестой - "Человек-бизнес".

Тип профессии «Человек-человек» требует от человека таких качеств, как:

  • Умение устанавливать и поддерживать контакты общения;

  • Умение понимать психофизиологическое состояние людей;

  • Умение оказывать влияние на других людей;

  • Умение проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность;

  • Наличие речевых способностей;

  • Развитие словесно-логического мышления не ниже среднего уровня.

К такому типу относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием: врач, медсестра, санитар. С обучением и воспитанием: учитель, тренер, воспитатель. С бытовым обслуживанием: продавец, проводник, официант.

Тип профессии «Человек-техника» требует от человека таких качеств, как:

  • высокий уровень развития;

  • наглядно-образного мышления;

  • пространственных представлений;

  • технической осведомленности и сообразительности;

  • хороших двигательных навыков, ловкости;

К такому типу относятся профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств: монтажник, сварщик, инженер-конструктор. С эксплуатацией технических средств: водитель, швея. С ремонтом техники: механик, электромонтер, слесарь-ремонтник.

Тип профессии «Человек-знак» требует от работника способности:

  • к отвлеченному мышлению;

  • к оперированию числами, символами к длительному и устойчивому вниманию к усидчивости;

  • развитие математического и словесно-логического мышления;

Тип профессии «Человек - художественный образ» требует от человека:

  • художественный вкус;

  • эстетическую чувствительность;

  • богатое и яркое воображение;

  • образное мышление.

К такому типу относятся профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений: художник, журналист, модельер, композитор. С воспроизведением и изготовлением произведений искусств: ювелир, столяр, закройщик, актер, цветовод-декоратор.

Тип профессии «Человек – природа» включает в себя такие способности от работника, как:

  • наблюдательность;

  • способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов;

  • прогностические способности;

  • умение менять цели в зависимости от условий;

  • выносливость и терпеливость к недостатку комфорта в работе.

К такому типу подходят профессии, связанные с изучением живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик, геолог. С уходом за растениями и животными: лесовод, овощевод, зоотехник. С профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер.

Класс профессии говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса: алгоритмический (исполнительский) и творческий (эвристический).

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ (ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ) КЛАСС:

Профессионалы этого класса связаны:

  • с выполнением решений руководителей;

  • с работой по заданному образцу;

  • с соблюдением правил и нормативов, инструкций (алгоритмов;)

  • со стереотипным (стандартным) решением проблем.

Примеры профессий: агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинистка, оператор, станочник, плотник.

Требования к качествам работника:

  • умение четко выполнять инструкции и указания;

  • умение работать по образцу;

  • дисциплинированность.

Требования к образованию и квалификации:

  • Высшего образования в основном не требуется (не обязательно)

  • Достаточно образования на уровне училища, колледжа, техникума (среднего профессионального)

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ТВОРЧЕСКИЙ) КЛАСС:

Профессии данного класса связаны:

  • с анализом;

  • с исследованиями;

  • с испытаниями;

  • с контролем;

  • с планированием своей деятельности и других людей;

  • с организацией и управлением;

  • с конструированием, проектированием;

  • с разработкой новых образцов;

  • с нестандартным принятием решений.

Примеры профессий: врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик.

Требования к качествам работника:

Наличие:

  • независимого, оригинального мышления;

  • лидерских качеств;

  • умения управлять собой и другими;

  • организаторских способностей;

  • развитие интеллекта выше среднего уровня.

Требования к образованию и квалификации:

-как правило, требуется наличие высшего образования или специальных курсов повышения квалификации (часто - наличие того и другого вместе и постоянного повышения уровня квалификации).

Профессиональная ориентация важна. Но сегодня больше на словах, а не на деле она является неотъемлемой частью непрерывного образования. По информации газетного издательства об этом свидетельствуют некоторые факты. Газета «Аргументы и факты» отмечает:

– высок процент школьников, сохраняющих отрицательное отношение к обучению в межшкольных учебно-производственных комбинатах;

– не все выпускники полной общеобразовательной школы реально связывают свою дальнейшую учебу с профилем, который они изучали в 9 – 11 классах;

– выпускники наших школ имеют более или менее конкретное представление лишь о 10 – 20 профессиях, а во Франции, например, о 200 – 250 профессиях;

– низок престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий.

- многие старшеклассники в настоящее время не имеют профессиональных планов.

С изменением идеологических, социальных и экономических приоритетов общественного развития меняются и требования к образованию, в частности - к трудовой подготовке молодежи, к уровню конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда. Существенное влияние при этом на развитие интереса и мотивов труда (творческого и особенности) оказывают также и друге факторы:

1. Организация труда (конкретная постановка задач; четкое определение видов и объемов труда с учетом особенностей личности; перспектива роста, стимулы).

2. Содержание труда (интеллектуальная насыщенность деятельности; наличие ситуаций затруднения; применение средств, облегчающих трудовую деятельность).

3. Результаты труда (объективная оценка труда; общественная значимость продукта деятельности; количественные и качественные показатели).

1.3 Анализ современных профессий.

Как известно, в мире существует более 6 тысяч профессий и это является главной трудностью при выборе. Не стоит забывать, что все профессии подразделяются на специальности. Так же очень тяжело сделать выбор, не зная ситуации на рынке труда, поэтому выбирая ВУЗ и специальность неплохо было бы ее учитывать. Хотелось бы привести подробный обзор современных профессий, на которые спрос на рынке достаточно велик.

В Самаре проведены исследования рынка труда. Как показывает анализ резюме и вакансий, в 2015 году в области финансов были востребованы в основном рядовые бухгалтеры. Спрос на них был практически в два раза выше, чем в 2013 году. А вот вакансий, в которых требуются главные бухгалтеры и финансовые директора, стало меньше – на каждую имеющуюся вакансию финансового директора претендовали шесть соискателей.

Эту нишу бухгалтера разделяют с менеджерами по продажам, IT-специалистами, региональными менеджерами, директорами филиалов, менеджерами по персоналу, офис - менеджерами и юристами.

Однако специалистов, ищущих работу бухгалтера, не так уж и много. В основном в Самаре соискатели желают видеть себя на позиции регионального представителя, директора филиала, менеджера по продажам, руководителя отдела продаж.

Что касается зарплат, то наиболее высокооплачиваемыми профессиями в Самаре являются директор филиала, региональный менеджер, менеджер по работе с клиентами, юрист и менеджер по продажам (табл. 1). В других крупных городах Приволжского Федерального округа самыми востребованными и высокооплачиваемыми специалистами стали директора филиалов и главные бухгалтеры (табл.2).

При этом руководители компаний готовы платить большие деньги главбухам, имеющим опыт работы на руководящих должностях, свободно ориентирующимся в бух учете и налогообложении, получившим аттестат профессионального бухгалтера и знающим 1С или ERP-систему. Некоторые владельцы бизнеса предпочитают, чтобы главбух владел еще основами управленческого учета и экономического анализа и умел регламентировать бизнес-процессы компании.8

Менеджер по продаже

Умельцы продать, что угодно по нужной цене вновь оказались в верхних строчках рейтингов. Но нужно отметить, что в последнее время требуются не менеджеры по продажам чего угодно, а узкие специалисты, например, по молоку, спорттоварам или энергетическому оборудованию. Тем не менее, специалисты знают себе цену и, что особенно приятно, цену им начинают узнавать и работодатели. В большинстве случаев зарплата напрямую зависит от кандидата. Без опыта работы менеджера по продажам почти никуда не возьмут, отсюда вывод: подрабатывать в студенческие годы. Если требуется продавать медикаменты, нужно иметь высшее медицинское или фармацевтическое образование, а если нужно оптом продавать косметику и парфюмерию - нужно знать рынок этой продукции и иметь большую клиентскую базу. Как ни обидно женщинам, на эту должность предпочитают мужчин. Часто требуется знание иностранного языка. Зарплата - $500-1000.

Переводчик

Профессия, которая не устареет, пока не исчезнут все языки, что в принципе невозможно.. Образование, конечно, требуется высшее, опыт работы не менее пяти лет, самый распространенный язык, с которого (и на который) нужно переводить, разумеется, английский. Хотя популярностью пользуются и все остальные европейские языки - немецкий, французский, итальянский, испанский и пр. Ради экзотики могут потребовать знание чешского или эстонского. Области перевода тоже очень разнообразны - экономика, политика, юриспруденция, финансы, страхование - сферы, приближенные к земле, и оттого гораздо более востребованные. Очень приветствуется опыт работы по специальности в западных компаниях, где приходилось много разговаривать именно на вышеперечисленные темы. В последнее время обнаруживается тенденция на восточные языки, которые начинают опережать по популярности европейские. Так, например, на Дальнем Востоке спрос на китайский и японский языки гораздо больше, нежели на английский. Возможно, это можно объяснить географическим положением, но также Китай и Япония давно вышли на мировой уровень и знание этих языков только плюс их владельцу.

Маркетолог, аналитик

Компаний, создающих собственные маркетинговые отделы, становится все больше. Уже несколько лет назад профессию маркетолога перестали считать данью моде. Маркетолог занимается исследованиями рынка. Проведя изучение товара своей фирмы, он должен составить прогноз спроса на него. Небольшие компании обычно желают иметь в лице маркетолога еще и рекламиста, и бренд-менеджера, поэтому придется и участвовать в разработке корпоративного стиля компании, и изучать конкурирующие организации. Опыт работы не менее одного года, образование - высшее (конечно, экономическое, маркетинговое или техническое), возраст - 25 - 35 лет. Приветствуется знание иностранного языка, стрессоустойчивость, умение создавать и эффективно использовать базы данных.

Менеджер по работе с клиентами

Клиенты бывают разными - корпоративными, ключевыми, сетевыми и прочими. И ко всем нужно иметь подход. Особенно это важно для иностранных компаний, где такая должность существует изначально. Предлагаются следующие должностные обязанности: развитие продаж дистрибьюторам и розничным сетям, эффективное взаимодействие с другими подразделениями компании и клиентами, участие в маркетинговых и продвигающих акциях компании. Нужно иметь опыт успешных продаж от двух лет, знание основ маркетинга, хорошее знание английского языка обязательно.

Производство

Инженеры, специалисты по техническому надзору, инженеры-электрики - квалифицированные технические кадры. Требуются довольно молодые специалисты (обычно 25-45 лет) с минимальным опытом работы. Это значит, что вас с подобной специальностью возьмут даже прямо со студенческой скамьи на довольно серьезный участок работы. Например, разрабатывать средства автоматики и конструкторскую (проектную и сметную) документацию для производства систем защиты, приборов и устройств безопасности для грузоподъемной техники или климатического оборудования. В связи с новой, но уже установившейся модой на установку систем кондиционирования, вентиляции воздуха, отопления и водоснабжения, особенно автоматизированных, специалисты по производству монтажных работ инженерных коммуникаций требуются во всех подобных компаниях. Образование везде необходимо высшее техническое, включающее знание английского, аналоговой и цифровой системной техники, устройств сбора и обработки информации, микроконтроллеров.

Специалисты в области интернет - технологий

К ним можно смело отнести менеджеров электронных проектов, web-дизайнеров, рекламистов. С появлением и развитием в нашей стране "всемирной сети" такие специалисты становятся все более востребованными, а зарплаты их растут. Без работы никто из них не останется. IT-технологии - это то, что, как минимум, не устаревает. Программисты нужны всегда и всем, причем зарплата хотя и зависит от возраста, но не принципиально: могут взять на довольно высокую позицию и 19-летнего студента. Однако часто на специалистов подобного рода возлагают множество дополнительных обязанностей, едва ли не перевешивающих основные: ведение справочников, управление правами пользователей, консультации пользователей, системное администрирование.

Рейтинг востребованных специальностей

  1. Менеджеры по продажам и закупкам

  2. Программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям

  3. Банковские служащие, бухгалтеры

  4. Руководители отделов, управляющие

  5. Рекламисты, маркетологи, бренд - менеджеры

  6. Дизайнеры интерьера, архитекторы

  7. Специалисты по PR, полиграфисты, журналисты

  8. Инженеры, ведущие специалисты

  9. Юристы, адвокаты

  10. Учителя, преподаватели вузов

  11. Переводчики

  12. Артисты, музыканты

Существует некий парадокс. В настоящее время рынок перенасыщен такими специальностями, как юрист, экономист, учитель, адвокат. Но все же эти профессии остаются востребованными, так как многие выпускники ВУЗов имеют недостаточно качественное образование в этих сферах деятельности. Также достаточное количество, из них просто отучившись, решают не работать по этой специальности.

Помимо востребованных профессий есть еще и неперспективные, рост которых увеличивается. Так, например, рост рабочих мест в журналистике в течение ближайших 10 лет составит лишь 5 %. Виной тому – распространение Интернет-ресурсов. Так же произойдет сокращение мест радиоведущих, так как произойдет процесс слияния некоторых станций и будут внедрены новые технологические решения. Так же невыгодной профессией будет считаться турагент, так как им составит конкуренцию распространение интернет – услуг.

Сейчас на рынке труда возрастает рост спроса на диковинные профессии, которые ранее были неизвестны в России. К таким профессиям относятся – коллектор, брокер, коучер, блогер.

Коллектор – человек, содействующий в возврате просроченной задолжности. Также его называют специалистом по розыску неплательщиков. Коллектору необходимо обладать знаниями в области юриспруденции и психологии. Ведь он каждый дело имеет дело с людьми, попавшими в непростую жизненную ситуацию, или с теми, кто не соизмерил свои доходы и расходы.

Ипотечный брокер – человек, помогающий некомпетентному человеку разобраться в многообразии ипотечных продуктов. В функции брокера входит предварительное консультирование клиента, намеренного взять в банке ссуду. Помимо этого он сопровождает заемщика на каждом этапе вплоть до подписания кредитного договора, координирует работу всех участников сделки, помогает получить налоговую льготу.

Шопер

Жители крупных городов, подолгу сидящие на работе и делающие карьеру, часто не имеют возможности пройтись по магазинам и приобрести необходимые предметы гардероба. Это отнимает много времени и сил. В подобных ситуациях на помощь приходят… шоперы. Они начинают с ревизии гардероба заказчика, сопровождают клиента при совершении покупок.

Шопер всегда знает, куда идти: владеть информацией об ассортименте, скидках, новых коллекциях и тому подобном он обязан по долгу службы. Люди данной профессии, как правило, независимы, работают сами на себя. Шоперу необходимо быть в курсе всех модных тенденций и новых дизайнерских разработок. Он должен на высоком уровне разбираться в законах цветовых и тканевых сочетаний, иметь точные сведения о поставках одежды и аксессуаров. И опять же требуется знание психологии, ведь порой очень трудно убедить человека, что «оно вам не идет, примерьте лучше вот это».

Блогер - пользователь, который ведет личный дневник (блог) в Интернете с рассуждениями о жизни, любви, политике и т. п. В отличие от обычного дневника блог предназначен для свободного просмотра. Посетители могут знакомиться с мыслями автора и высказывать свое мнение, вступать в полемику. Задача корпоративного блогера — создавать положительный имидж фирмы. Задача блогера — перевести отношения продавец — покупатель на новый личностный уровень, поскольку это способствует появлению интереса к продукции компании. Пока данная профессия только набирает обороты в России, авторы виртуальных дневников чаще всего имеют отношение к отделам по связям с общественностью.

Коучер - личный тренер, консультант генерального директора фирмы. Его миссия не решить все проблемы за заказчика, а подтолкнуть к ответу, наставить на путь истинный. Причем сделать это таким образом, чтобы впредь клиент мог самостоятельно справиться с аналогичной задачей. Квалифицированный коучер должен быть отличным психологом, ориентироваться в бизнес-процессах и сфере деятельности компании, иметь четкое представление о работе менеджера по персоналу.

Об этих профессиях далеко наслышан не каждый. Это профессии будущего. Еще не до конца изучены задачи работников в этих сферах деятельности и рынок труда не успел перенасытиться специалистами в этих областях.

Глава 2 Социологический опрос.

2.1. Анализ социологического опроса учащихся одиннадцатых класса Школы № 129 г.о. Самара.

Нами было опрошено 44 выпускников .

Анкетирование будущих выпускников было направлено на выявление готовности учащихся к поступлению в ВУЗы и их отношению к профессиональной деятельности.

Большинство опрошенных определились в выборе своей профессии, что составило 85 % от всех респондентов. Остальные 15% до сих пор не могут выбрать для себя будущую специальность (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Выбор профессии.

Из второй диаграммы видно, что 33% из определившихся ознакомлены со своей будущей профессией, 15% как можно больше ищут о ней информации, а остальные (а это большинство – 52%) знают только с теоретической точки зрения.

Диаграмма 2.Информация о профессии.

Многие учащиеся выбрали достаточно востребованные профессии, такие как инженер (50%), экономист (20%), программист (15%), юрист (10%), другие (5%). Среди других профессий были названы такие, как архитектор, космонавт, инженер, биолог, военнослужащий (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Рейтинг профессий.

Указывая основания своего выбора, на первом месте оказалась позиция работа по душе. На втором месте, по мнению выпускников, следует престижность специальности. Многие уверенны, что добьются в выбранном деле успеха, к тому же они уже наслышаны о выбранной профессии.

43% респондентов считают, что им будет легко устроиться на работу после окончания ВУЗа с выбранной профессией. 52%,наоборот, не уверены, что в будущем они с их специальностью будут востребованы на рынке труда (см. диаграмму 4). Получается, что гарантии трудоустройства не волнуют выпускников, что подтверждает значительные позиции свободы профессионального выбора.

Диаграмма 5. Будущее трудоустройство.

На вопрос, пытались ли вы познакомиться с будущей профессией на практике, 50% ответили, что нет, но хотелось бы. Так же 50% опрошенных убедились, что сделали правильный выбор, ознакомившись с профессией.

Диаграмма 6 .Ознакомление с профессией.

Как показывает диаграмма «Стремление к успеху» выбор профессии учащихся в основном связан с возможностями построения в будущем профессиональной карьеры, что составило 50%. Быть успешным в своей профессиональной деятельности – немало важно, 40% будут делать все для того, чтобы этого добиться.

Диаграмма 7 .Стремление к успеху.

Выпускники не столь важное значение отводят материальному поощрению. 39% будут искать работу для души, для 36% работа должна приносить реальную прибыль, остальные будут стараться комбинировать удовлетворенность души и кармана, об этом свидетельствует седьмая диаграмма.

Диаграмма 7. Что важней: работа для души или для денег?

Большинство респондентов хотят организовать свой бизнес –39%, из них 20% стремятся к этому, а 28% рассматривают возможность заняться своим делом. Многие планируют искать творческую работу – 23%, так же молодежь заинтересована в коммуникативной (16%) и интеллектуальной работе (22%).

Вид деятельности. Желание заняться бизнесом.

Исходя из диаграммы 10, для всех опрошенных выбор профессии очень важен, так как влияет на дальнейшую жизнь человека – 78%. Но есть и такие, которым без разницы кем и где работать, они везде чувствуют себя как рыба в воде – 22%.

Диаграмма10. Значение профессии.

С выбором ВУЗов будущие студенты конкретно не определились, так как выбирали по два, а то и три ВУЗа. Из этих ответов можно составить рейтинг Самарских высших учебных заведений:

СНИУ– 25%

СамГТУ – 20%

ПГУТИ– 20%

СГЭУ– 10%

САМГУПС – 8%

САМГМУ – 7%

Диаграмма11. ВУЗы.

На вопрос, почему вы выбрали именно этот ВУЗ, 50% ответили, что он им просто нравится, 14% считают его престижным, а кому – то (11%) удобно до него добираться. Но все 50 % считают, что именно там больше всего перспектив для выбранной профессии (см. диаграмма 11).

Диаграмма 12. Мотивация выбора ВУЗа.

Анализ социологического опроса студентов - первокурсников САМГТУ

Нами было опрошено 57 первокурсников СамГТУ часть из них выпускники нашей школы .

Анкетирование студентов было направлено на изучение правильности выбора профессии и видения перспектив профессиональной деятельности.

Большинство опрошенных студентов уверены в правильности выбора своей профессии – это 63%, некоторые даже и не думали об этом – 8%. 29% до сих пор не могут определиться с оценкой выбора, несмотря на то, что они уже поступили в институт, о чем свидетельствует диаграмма 1:

Диаграмма 1. Определение с профессией.

Среди выбранных профессий лидируют такие как, инженер –60%, программист – 19%. Незначительную долю составили такие профессии, как бизнесмен и эксперт по недвижимости – по 7%, военный и web-дизайнер – по 4%, модель – 3%. Таким образом, студенты оставляют возможность изменить свою профессию.

Диаграмма 2. Выбор профессии.

Исходя из диаграммы 3, причины выбора специальности распределились следующим образом: на первом месте стоит интерес к профессии – 40%, далее следует материальная выгода и стремление к карьере в профессиональной деятельности – по 31 %. Престиж профессии занимает четвертое место – 29%.

Диаграмма 3. Причины выбора.

На вопрос, что вы знаете о будущей профессии, респонденты ответили так: хорошо знаю профессию – 37%, ищу как можно больше информации – 29%, ничего не знаю – 18%, знаю только с теоретической точки зрения – 16%.

Диаграмма 4. Знания о профессии.

Опрос показал, что 60% опрошенных уверены в своем трудоустройстве по профессии после окончания обучения, 32% - не уверены в своем будущем и 8% не задумываются об этом вообще (см. диаграмма 5).

Диаграмма 5. Уверенность в трудоустройстве.

Социологический опрос проводился среди студентов СамГТУ. На вопрос, почему они выбрали именно этот институт, 76% респондентов ответили, что здесь им нравится, 18% - мотивировали это перспективностью профессии, 2% - близостью учебного заведения от места жительства, у 2% - это выбор родителей и оставшиеся 2% не знали куда поступать (см. диаграмма 6).

Диаграмма 6. Мотивация выбора.

Не смотря на то, что студенты поступили в институт и уже выбрали будущую специальность, диаграмма 7 показывает, что большинство из них – 71% не знают специфики своей профессии, но хотели бы ознакомиться с ней на практике, и лишь 29% убеждены, что сделали правильный выбор.

Диаграмма 7. Ознакомление с профессией.

Не успев закончить первый семестр, 24% уже иногда думают, не сменить ли им свой профиль обучения, 16% уверены, что хотят изменить вид деятельности, но все же большинство – 60% ответили, что их все устраивает (см. диаграмма 8).

Диаграмма 8. Хотели бы вы сменить ваш вид деятельности?

13% респондентов уже задумываются о смене института, так же 13% пока что довольны своим обучением, 8% - все равно, где учиться, и большинство студентов – 66% намерены закончить обучение в Университете.

Диаграмма 9. Хотели бы вы сменить ВУЗ?

Диаграмма10 показывает нам, что в своей карьере уверены 76%, 24% будут делать все, чтобы достичь карьерного роста и быть успешными.

Диаграмма 10. Карьера.

Работу для удовлетворения духовных потребностей хотят 42%, только за деньги готовы работать 40% опрошенных, 18% хотят, чтобы заработанные деньги приносили радость их душе (см. диаграмма 11).

Диаграмма 11. Работа: для денег или для души?

35% респондентов хотели бы иметь свой бизнес, 26% - заниматься интеллектуальной работой, 21% согласны проводить все свое время у компьютера и лишь 18% хотели бы заниматься творческой работой, о чем свидетельствует диаграмма 12.

Диаграмма 12. Вид работы.

Исключительно на себя в своем бизнесе хотели бы работать 60% студентов, 27% - только рассматривают такой вариант и 13% опрошенных не стремятся организовать свой бизнес и усложнить свою жизнь лишними проблемами (см. диаграмма 13).

Диаграмма 13. Желание заняться бизнесом.

Исходя из диаграммы 14, 87% опрошенных студентов считают профессиональную деятельность важной составляющей своей будущей жизни, 13% - без разницы, где и кем работать, они везде чувствуют себя комфортно.

Диаграмма 14. Значение профессии.

2.3. Основные выводы по социологическому опросу.

Исходя из результатов социологического опроса, можно сделать выводы о том, что несмотря на незначительные возрастные отличия(1 год) по разному относятся к своей будущей профессиональной деятельности выпускники нашей школы и студенты первого курса СамГТУ При этом хотелось бы отметить. Что студенты первокурсники из числа выпускников МБОУ Школы № 129 г.о. Самара были более уверены в своем профессиональном выборе, что несомненно является следствием многолетнего сотрудничества нашей школы с компанией «Роснефть» и СамГТУ.

Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек. Он не удовлетворен своей жизнью, у него отсутствует самореализация и хорошее материальное положение.

Анкетирование показало, что со своей профессией определился больший процент старшеклассников (85%), чем студентов (63%). Вряд ли это говорит, о том, что выпускники более тщательно относятся к своему профессиональному будущему. Хотя, скорее всего, целенаправленность выпускников гимназии выше, чем выпускников обычных школ. К тому же студенты уже могут сделать предварительные выводы о соответствии своих профессиональных способностей с избранной специальностью. Стараясь, как можно больше узнать о своей будущей специальности, 50% из них уже осведомлены об основных аспектах работы. Можно сделать вывод о том, что подавляющее количество гимназистов имеют достаточно представлений о своей будущей профессии. Как видно, все же подавляющее количество будущих специалистов уже знают, чем будут заниматься. Значит, они принесут обществу колоссальную пользу.

Однако, выбирая те или иные профессии, как юрист, экономист, гимназисты не учитывают ситуацию на рынке труда. Ведь, как известно, рынок перенасыщен специалистами в этой области. И с такой специальностью выпускников ВУЗов редко берут на работу, так как работодатель хочет сразу принять на работу специалиста с опытом. Видимо, знание этого факта не позволяет гимназистам быть уверенными в своем легком будущем трудоустройстве.

Хочется отметить, что среди первокурсников большинство выбрало рабочие специальности, такие как, инженер, программист и т.д. В отличие от выпускников они более уверены в своём будущем трудоустройстве (60%). Студенты считают, что работа должна приносить реальную прибыль, и лишь потом душевное удовлетворение. Выпускники же, еще не столкнувшись с реалиями жизни, думают прежде о своём моральном удовлетворении работой, и только потом о финансах. В стремление к карьерному росту выпускники и студенты не сильно отличаются друг от друга. Причем свою карьеру они видят в построении частного бизнеса.

Творческий характер работы отметили 40% старшеклассников и лишь 18% студентов. Скорее всего, здесь свою роль сыграла инженерная направленность ВУЗа, в то время как подавляющее большинство гимназистов выбрали гуманитарные специальности. Различными также оказались и мотивы выбора профессии. Студенты и выпускники ставят на первое место работу по душе, интерес к содержанию профессии. Но для студентов следующим мотивом стала заработная плата, а для гимназистов – престижность профессии.

В отличие от студентов, выпускники, выбирая профессию также, учитывают свои собственные возможности. Выбор профессии в соответствии со своими способностями является важной причиной выбора.

Странно, что среди причин выбора ни те, ни другие не назвали возможность будущего трудоустройства. Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности.

Не совсем ясными для нас оказались причины выбора ВУЗа. Большая часть студентов и выпускников отметили, что выбрали ВУЗ лишь потому, что он им нравится. А что они вкладывают в понятие «нравится ВУЗ» остается загадкой. Если первокурсники могли иметь в виду процесс преподавания, организацию внеучебной деятельности, контингент студентов, эмоциональную сферу, то выпускники лишены этого знания и, скорей всего, строят свой выбор, основываясь на рассказах друзей и, возможно, на внешний вид здания.

Поступая в высшее учебное заведение, нужно также как и с профессией обдумывать каждый вариант, совмещая плюсы и минусы. Сейчас огромное количество ВУЗов, которые предлагают абитуриентам различные учебные программы. Поэтому с выбором ВУЗа, действительно, очень трудно определиться. Гимназисты не могут определиться с будущим местом обучения. С одной стороны это плохо, а с другой хорошо, ведь всегда будет оставаться запасной вариант, где тебя обучат выбранной специальности.

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. Из этого выбора складывается дальнейшая судьба человека. Если выбранная профессия по душе человеку, то и его работоспособность будет эффективной. Если же все наоборот, то человек будет постоянно испытывать стрессы и неудовлетворенность собой. К счастью, большинство респондентов (как выпускников, так и студентов) понимают это, и согласны, что выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь.

Заключение

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому выпускнику общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможности – реальные и потенциальные – и соотнесет их с требованиями избираемой профессии, а еще лучше – испытает, проверит их в конкретной деятельности, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс. Проблема выбора профессии – серьезная, многогранная, одновременно личная и общественная, педагогическая и медицинская. Нельзя обойти и нравственный аспект выбора профессии – готовить молодежь к труду честному, добросовестному.

В ходе исследования поставленные нами цели и задачи были выполнены следующим образом:

1) С точки зрения науки идет разделение в понятиях «профессия» и «специальность». Профессия — род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Специальность - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

2)Выяснено, что большую роль в выборе профессии играют личностные качества человека.

3) Особую роль выборе профессии играет профориентация. Что и доказывает многолетнее плодотворное сотрудничество с компанией «Роснефть» и СамГТУ, но это скорее исключение из правил. т.к. стоит заметить ее фактическое отсутствие в основной и средней школе. Сегодня нет такого учебного курса в программе, и, может быть важнее, что в последнее время для учеников совсем не проводятся экскурсии на предприятия и организации, не проводятся беседы с представителями современных профессий.

4) Нами был составлен рейтинг самых востребованных профессий на сегодняшний день. К ним относятся такие профессии, как: менеджеры по продажам и закупкам, программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям, банковские служащие, бухгалтеры, руководители отделов, управляющие рекламисты, маркетологи, бренд – менеджеры дизайнеры интерьера, архитекторы, специалисты по PR, журналисты, инженеры, юристы, адвокаты.

5) Охарактеризовали профессии будущего, которые пока что мало известны, но уже приобретают некую популярность. Это коучер, коллектор, блогер и т.д.

6) Были сделаны выводы по проведенному социологическому опросу, главной целью которого было выяснить отношение молодежи к будущей профессиональной деятельности.

Анкетирование с выпускниками школы и студентами показывает, что выбирая профессию, они ориентируется на следующие признаки. Исходя из ответов, мы расположили их в приоритетном порядке.

Первая причина, по которой люди выбирают свою профессию – это интерес к ее содержанию. И это одна из наиболее веских причин профессионального выбора.

Во – вторых, большинство из них хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе. Став представителями такой профессии, они думают, что автоматически становятся уважаемыми людьми. Однако надо знать, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Например, еще совсем недавно 20-25 лет назад, считалось престижным иметь высшее техническое образование. И многие молодые люди, окончив школу, потоками устремлялись в технические вузы. Закончив их, они распределялись по разным конструкторским бюро, проектным институтам, научно-исследовательским институтам, на заводы и фабрики на должности инженеров. И что же произошло? Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению престижности этой профессии. И многие из тех, кто ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами предприятий.

В - третьих, многие хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако они не учитывают или не знают, что оплачивается не профессия, а должность, которую они будут занимать. Оказывается, недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать.

И в заключении, мы бы хотели дать несколько полезных советов для выпускников, как не ошибиться в выборе профессии.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени, то есть с умом подошел к выбору профессии. Ошибки при выборе профессии случаются зачастую потому, что человек не может определиться, что действительно ему нужно.

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру». Чувство группы, ориентация на сверстников – очень частые особенности молодежи. Конечно, они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Но при этом, не нужно слепо подражать, например, своим друзьям, нужно сравнивать и стараться увидеть, чем ты отличаешься от товарищей. Очень часто выбор профессии - пример других людей. Это случается, если вы поступаете учиться за компанию с кем-нибудь. В этом случае вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей и товарищей, а не вашими собственными.

Не стоит увлекаться только внешней стороной профессии. За легкостью, с которой актер играет на сцене, скрывается ежедневный труд. Журналисты, прежде чем подготовить 10-минутное сообщение, перерабатывают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людьми.

При выборе профессии следует грамотно изучить рынок труда и проанализировать вакансии на бирже труда. Так же надо учитывать, какие реальные занятия и профессии скрываются за тем или иным предметом. Существует такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку множество – переводчик, гид, телефонист международной связи и т.д.

То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере ему будет нравиться его работа, зависит, прежде всего, от его склонностей и способностей. Прежде всего, нужно разобраться в себе и понять, с чем вы хотите связать дальнейшую жизнь. Каждый человек индивидуален. Кто-то обладает высокими способностями к обучению, кто – то нет. У кого-то отлично развита память, а кого-то внимание. Очень важно учитывать и состояние здоровья. Есть профессии, которые могут быть противопоказаны, так как могут ухудшить здоровье. К таким профессиям в основном относятся те, где требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем, например, компьютерщик или летчик.

Наиболее удачным при выборе профессии является тот вариант, когда ваши склонности лежат в той же группе профессий, что и способности. В этом случае вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому вы не только можете добиться в своей профессии достаточно высоких результатов, но работа будет вам в радость.

Очень важно уметь совмещать ХОЧУ – МОГУ – НАДО, сделав это, ваш профессиональный выбор будет удачным.

Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

1.Интересна и привлекательна для вас,

2.Соответствует вашим способностям и здоровью,

3. Пользуется спросом на рынке труда.

Список литературы

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Издательство: ПЕР СЭ, 2006 г.

  2. Гладышев Ю.В и Гладышева Н.Г. Саморегуляция профессиональной деятельности психофизиологических аспектов.

  3. Дружинин В.Н. Психологические основы профессиональной деятельности.

  4. Карпов А.В. Психология профессиональной деятельности

  5. Климов Е.А. Климов Е.А. — Введение в психологию труда

Приложение 1. Социологический опрос

  1. Пол

  2. Возраст

  3. Кем вы хотели бы быть в будущем?

  • Еще не определился

  • Не думал об этом

Определился (указать профессию)

  1. Вы выбрали указанную специальность. Почему?

  • Престижно

  • Высокая зарплата в будущем

  • По душе, интересно

  • Чувствую, что добьюсь в этом деле успеха

  • Быстрое трудоустройство в дальнейшем

  • Много слышал об этой профессии

  • Посоветовали родители

  • Посоветовали друзья

  • Что-то другое. Указать.

  1. Что вы знаете о будущей профессии?

  • Ничего

  • Совсем немного

  • Ищу как можно больше информации

  • Знаю только с теоретической точки зрения

  • Хорошо знаю выбранную профессию

  1. Как вы считаете, вы легко устроитесь на работу с вашей профессией?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

  • Не уверен

  • Не думал об этом

  1. В какой ВУЗ вы планируете поступать?

  2. Почему?

  • Это выбор родителей

  • Нравится

  • Больше некуда идти

  • Удобно добираться

  • Подходит с оплатой

  • Туда поступает много моих знакомых

  • Престижно

  • Там больше всего перспектив для моей профессии

  • Что-то другое (укажите, что именно)

  1. Пытались ли вы познакомиться с будущей профессией на практике?

  • Да, но она меня разочаровала

  • Да, убедился, что сделал(а) правильный выбор

  • Нет, мне это не интересно

  • Нет, но хотел(а) бы

  • Думаю, что это не обязательно

10)Хотели бы вы сменить ваш вид деятельности?

  • Да

  • Нет, меня все устраивает

  • Хотелось, но не буду

  • Иногда думаю об этом

11)Хотели бы вы сменить ВУЗ?

  • Да

  • Нет

  • Мне все равно, где я учусь

  • Пока что все устраивает

12)Почему? (если да)

  • Разочаровался в будущей профессии

  • Не нравятся педагоги

  • Тяжело учиться

  • Проблемы с оплатой

  • Решил, что пойду лучше работать

13)Сможете ли вы построить в будущем карьеру?

  • Думаю, что да

  • Скорее нет, чем да

  • По-другому и быть не может

  • Буду делать все для того, чтобы быть успешным.

14) Что важнее: работа для денег или для души? (подчеркнуть)

15) Какая работа вам больше нравится?

  • Творческая

  • У станка

  • За компьютером

  • Свой бизнес

  • Военная служба

  • Коммуникативная

  • Физическая

  • Интеллектуальная

  • Научно-исследовательская

  • Работа чиновника

16)Хотели бы вы быть бизнесменом и работать исключительно на себя?

  • Да, к этому стремлюсь.

  • Нет, так только больше проблем.

  • Возможно, но всерьёз не думал об этом.

17)Что значит профессия в жизни человека (для вас)?

  • Это главное в жизни человека.

  • Очень важно, ведь выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь.

  • Ничего

  • Мне без разницы, кем работать, я везде себя чувствую, как рыба в воде.

  • Я вообще не собираюсь работать.

Приложение 2. Таблицы

Таблица 1.

10 самых востребованных профессий в Самаре

 

Предлагаемый уровень зарплаты ($)

Позиция

Max

Средний

Min

Директор филиала

6000

2020

500

Региональный менеджер

3000

1170

210

Менеджер по работе с клиентами

3000

1050

290

Юрист

3000

760

200

Менеджер по продаже

2500

820

200

Инженер (сфера IT)

1800

740

300

Инженер (строительство)

1230

710

400

Менеджер по персоналу

1800

760

250

Бухгалтер

1100

540

200

Офис-менеджер

1070

450

150

Таблица 2.

Средние заработные платы в Приволжском Федеральном округе

 

Средняя заработная плата в ($)

Позиция

Самара

Нижний Новгород

Казань

 

Директор филиала

2340

1630

1420

 

Главный бухгалтер

970

1090

1125

 

Региональный менеджер

870

1020

нет сведений

 

Торговый представитель

725

нет сведений

620

 

Менеджер по продажам

650

890

770

 

1 С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное.

2 www.jobtoday.com. Справочник профессий.

3 Общетеоретические проблемы социологии / Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р. К. Мертон, Л.Брум., Л. С. Котрелл. Ред. — М.: Прогресс.

4 Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности. МПГУ, 1999 г.

5 Бодров В. А.Издательство: ПЕР СЭ, 2006 г

6 Пряжников Н.С. изд-во ВАКО 2008г.

7 Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

8 www.jobforbuh.ru. Статистика профессий по НСО.

32

Просмотров работы: 1998