Актуальность работы. Проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, их положение в обществе, отношение этого общества и государства к так называемому меньшинству, является сегодня актуальной и серьёзной темой.
О детях с ограниченными возможностями здоровья мы слышим не первый раз. Часто на уроках и классных часах мы говорим о добре, о толерантности, о проблемах особых детей. О детях с ограниченными возможностями мы знаем немного, хотя сейчас часто о них рассказывают по телевизору. В настоящее время многие учатся рядом с нами в школе. А что знаем о них мы? Как живут такие дети и как жили в другие времена? Как общество и государство относится к таким детям и как относилось, например, в прошлом веке…. Данная проблема и определила направление нашего исследования.
Предлагаемая Вашему вниманию исследовательская работа посвящена изучению взглядов общества и государства на проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья в истории нашей страны.
Цель работы: рассмотреть, как изменяется с течением времени отношение государства и общества к проблемам детей с ОВЗ.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
1. изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
2. привлечь внимание школьников к теме исследования;
3. провести интервью с учителем истории;
4. провести классный час на тему: «Дети с ОВЗ в истории нашего государства»
5. провести анкетирование среди обучающихся МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области;
5. обработать анкетные данные и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: Дети с ОВЗ на страницах истории.
Предмет исследования: Изучение взглядов государства и общества на проблемы детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования. Предположим, что в разные времена общество и государство по-разному относились к детям с ОВЗ.
Новизна работы заключается в том, что автор рассмотрел проблему детей с ОВЗ в различных исторических периодах. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся данной темой. Настоящее исследование впервые проводится в нашем городе. Материалы работы могут быть использованы учителями на уроках и классных часах.
Методы исследования: анализ информационных источников СМИ и Интернета, обобщение, работа с документами, интервьюирование, наблюдение, поиск, анализ статистики.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что проведенное исследование повысит интерес школьников ЗАТО Александровск к проблемам детей с ОВЗ. Полученные выводы могут стать материалом для дальнейших исследований о детях с ОВЗ не только в истории нашей страны, но и в истории других стран.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Судьба детей с ограниченными возможностями здоровья в истории
Дети с ограниченными возможностями - это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь.
По отношению к таким детям могут применяться следующие выражения: «нетипичные дети», «дети с особыми нуждами», «дети с проблемами», «аномальные дети», «исключительные дети», «дети с трудностями в обучении». С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития. Однако таким детям необходимо в специальное обучение и воспитание.
Дети с ограниченными возможностями были всегда. Мы часто их встречаем в нашей жизни. В наше время для них создают:
новые законы, о которых часто говорят по телевизору,
благоприятные условия для их развития и образования.
Было ли это в другие исторические времена?..
Мир детей с ограниченными возможностями здоровья для ученых до 19 века оставался закрытым. У таких детей не было таких прав и возможностей, как в настоящее время. Задача историков усложнялась еще и тем, что в Средние века детство не считалось периодом особой заботы о ребенке, его здоровье и развитии. Материальная помощь детям с ОВЗ в средние века не оказывалась. В зависимости от исторических условий смертность и заболеваемость постоянно менялись. Еды не хватало, а в городах вспыхивали эпидемии, которые уносили жизни большинства людей.
Раньше возраст детей считался не так, как сейчас. Ребёнок под защиту законов церкви и государства попадал с 10-11 лет, с 14 лет считался полностью взрослым, но работать мог начать с 7-8 лет, а то раньше. Почти все дети с ОВЗ выживали только за счет церковного подаяния. Но заботы церкви на всех не хватало. Других государственных учреждений, способных взять на себя заботу о бедных и больных, не было.
Таким образом, в древние времена в других странах и в России детей с ограниченными возможностями считали обузой, не приносящей пользу. Их уделом было нищенское существование и вымирание. Они занимали самую низшую социальную ступень среди населения. Однако с улучшением жизненных условий отношение к детям с ОВЗ менялось в положительную сторону.
1.2.Основные исторические периоды, в которых произошли
изменения взглядов общества и государства
В следующем пункте мы рассмотрим периоды, в которых произошли положительные изменения взглядов людей, общества и государства на проблемы детей с ОВЗ.
История развития детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую связана с устройством государства. Проходило всё в несколько этапов, которые соотносились с конкретным периодом развития государства и общества, от полного безразличия к ним до признания и осознания необходимости закрепления в законах и правах. В России никогда не было ярко выраженного отрицательного отношения к убогим детям. Люди относились к ним с жалостью, как к «божьим людям», «блаженным». В последствии церковная культура способствовала развитию в сознании людей милосердия, сострадания, терпимости.
Первым в истории князь Владимир Святославович утвердил Устав о православной церкви (996г.), по которому попечение инвалидов было предоставлено церкви. Под её защитой находились, в частности, слепые и хромые.
Создателем светской системы ухода за детьми в России был Пётр I. В конце XVIII века в России открылось несколько специальных школ для детей-инвалидов, но, к сожалению, этот опыт не получил широкого распространения.
Во второй половине XIX века началось открытие образовательных учреждений для детей с отклонениями. Сначала были школы для глухих и слепых, затем для умственно-отсталых. Начинаются исследования детей, отстающих в обучении.
Можно сделать вывод, что изначально развивается общественное движение за воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, однако правовое обеспечение системы специального обучения пока отсутствует.
В России в начале XX века в крупных городах для детей, отчисленных за неуспеваемостью из начальных школ, создаются вспомогательные школы и классы для малоспособных детей. Так какотсутствовал отдельный государственный стандарт,образовательный уровень для детей с ограниченными возможностями был высок, поэтому многие дети были исключены, как необучаемые, поскольку имели сложные дефекты или глубокие нарушения интеллекта. Система специального образования была закрытой для средств массовой информации и не была ориентирована на диалог родителей учащихся с обществом.
1.3.Законодательство в отношении детей
с ограниченными возможностями здоровья
Важным аспектом государственной политики в сфере образования является реализация права на образование инвалидов - лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Российской Федерации нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья составляют документы нескольких уровней:
международные;
федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования);
региональные (правительственные и ведомственные).
Международные документы
Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых международных актов, осветивших вопрос соблюдения прав личности (в том числе и право на образование) является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для многих международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Эта декларация закрепила как политические и гражданские права, так и социальные, экономические и культурные права.
Основным международным документом в области защиты прав людей с ограниченными возможностями здоровья является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится, что все государства-участники признают право инвалидов на образование, и обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и в течение всей жизни.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства развивать инклюзивное образование инвалидов.
Федеральные документы
Сравнительно-правовой анализ показал, что принципиальных противоречий между положениями Конвенции о правах инвалидов и нормами российского законодательства нет. Наше государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и ведущие за собой необходимость получения образования при создания специальных условий (доступной среды).
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с ОВЗ.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) сформулировала основной принцип инклюзивного образования
Значимую роль в решении проблем инвалидов в Российской Федерации играют программа «Социальная поддержка инвалидов», программа «Дети-инвалиды» (в рамках комплексной программы «Дети России») и др.). Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.
В рамках программы «Доступная среда» идет создание максимально комфортных условий для жизни инвалидов. Также в рамках данной программы предусмотрены меры по формированию толерантного отношения в обществе к детям-инвалидам.
1.4.Образование детей ОВЗ в истории России, данные статистики
1. Специальное образование: для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России оно имеет почти 200-летнюю историю.
Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в г. Риге в 1854 г.
14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей.
К концу 19 века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя в систему специализированных государственных школ. С 1908 г. в связи с правительственным решением о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. Во всех этих учреждениях для умственно отсталых детей воспитывалось около 2000 детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях). Но специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г.: создаются школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых.
Таким образом, сегодня в Российской Федерации система специального образования состоит из 8 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ:
С 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения - в школах «надомного» обучения.
По сведениям Минздрава России, в стране 4,5% или более 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии и посещают специализированные учебные заведения.
По статистическим данным, в Российской Федерации проживает около 11 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15% из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, превышающую 60%.
По численности обучающихся инвалидов лидируют:
единственный в мире специализированный вуз - Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (251 человек),
Институт социального развития Новосибирского государственного технического университета (230 человек),
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (170 человек),
Челябинский государственный университет (150 человек),
Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена Санкт-Петербурга (146 человек)
Московский педагогический государственный университет (110 человек),
Красноярский государственный торгово-эконический институт (108 человек).
Количество специальных образовательных учреждений и число обучающихся в них детей с отклонениями в развитии представлено нами в Приложении №4.
2. Школьное образование. Мы часто слышим об «инклюзивном образовании». Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования (учатся вместе). Этот образовательный процесс способствует внедрению разнообразных методов и приемов, все дети представляют собой единое пространство, они уважают друг друга.
По данным Министерства образования и науки РФ, инклюзивное образование внедряется в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
Таким образом, создание доступных школ и совместное обучение способствует социальной адаптации инвалидов, а самое главное - формирует в обществ отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1. Этапы проведения исследования
Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):
Таблица 1.
Этап |
Задачи |
Используемые методы |
Сроки |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы |
- изучить и проанализировать познавательную и научную литературу |
- самостоятельное размышление; - изучение информационных источников; - поиск необходимой литературы |
сентябрь 2016 – январь 2017 |
2 этап. Практическое исследование проблемы |
провести: - анкетирование обучающихся 2 классов ООШ №269; - интервью; - классный час |
- наблюдение; - анализ; - сравнение; - анкетирование; - интервью. |
январь 2017 – февраль 2017 |
3 этап. Практическое использование результатов |
- обобщить изученную информацию; - разработать предложения по развитию внимательного и положительного отношения общества и государства к проблемам детей с ОВЗ; - оформить буклет по теме исследования. |
- систематизация; - отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов, фотографий) |
февраль 2017– март 2017. |
2.2. Первичное анкетирование школьников 2 классов МБОУ ООШ №269,
выводы по результатам анкетирования
На первоначальном этапе мы ставили задачу узнать, что современные школьники знают об этапах исторического изменения отношения общества к детям с ОВЗ. С этой целью проводилось анкетирование, которое включало вопросы:
Знаешь ли ты об изменении отношения общества и школы за последние 30 лет к детям с ограниченными возможностями здоровья?
Как изменилось отношение педагогов школы к детям с ОВЗ за последние 30 лет?
Какие специальные мероприятия, детали дизайна школьных помещений появились для детей с ОВЗ за последние 30 лет?
Как ты думаешь, различается ли отношение твоей бабушки и дедушки, мамы и папы к детям с ОВЗ?
Анкетирование проведено на выборке 2-классников (35 человек).
В результате исследования выяснилось, что часть детей затрудняется даже в определении «дети с ОВЗ». Об этом можно было заключить по дополнительным вопросам учителю – «Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?» У ряда таких школьников знания о детях с ОВЗ отсутствуют полностью (4 человека); другие затруднялись лишь в определении отдельных групп детей с ОВЗ (например, относятся ли к детям с ОВЗ дети, которые носят очки) – таких было намного больше (22 человека). Наконец, часть школьников слышала о детях с ОВЗ, однако их представления отрывочны.
При ответе на второй вопрос лишь некоторые из детей отметили, что современная школа обучает детей с ОВЗ (8 человек), что для них разрабатываются специальные программы и им требуется повышенное внимание педагогов (6 человек).
При ответе на третий вопрос также упоминались специальные программы и индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ (6 человек), а также в случае, когда учитель помогал детям, специальное оборудование в виде пандусов (5 человек).
Наконец, на последний вопрос ответили лишь часть детей (11 человек). Большинство ответов сводятся к тому, что старшее поколение более «сочувственно» относится к детям с ОВЗ, чем наши современники.
Таким образом, общий вывод по итогам исследования – у школьников не сформировано понятие «дети с ОВЗ», нет представления о работе с ними.
2.3. Проведение классного часа на тему: «Дети с ОВЗ в истории нашего государства»
Классный час мы провели для того, чтобы рассказать учащимся о проблемах особых детей. Материал для классного часа мы взяли из теоретической части исследования. Мы рассказали о жизни детей с ОВЗ в разные исторические периоды. После рассказа нами была предложена вторичная анкета. Так как дети уже имеют представление о детях с ограниченными возможностями здоровья и знают о проблемах, нам было важно их мнение.
2.4. Вторичное анкетирование школьников 2 классов МБОУ ООШ №269, выводы по результатам анкетирования
Вторичное анкетирование преследовало цель – выявить перемены в сознании 2-классников, произошедшие по отношению к детям с ОВЗ в результате классного часа.
Детям были заданы вопросы:
Кто такие дети с ОВЗ?
Каким было отношение к детям с ОВЗ во времена Петра I, в чем его особенность по сравнению с современным обществом?
Как изменилось отношение школы к детям с ОВЗ?
Как изменилось отношение старших к детям с ОВЗ?
Как можно выяснить из ответов, дети правильно давали определение понятию «дети с ограниченными возможностями здоровья». 3 из них при этом отметили, что сталкивались с такими детьми в своей практике.
На второй вопрос анкеты дети в большинстве ответили правильно (26 человек). Они верно указали, что во времена Петра I общество лишь признавало факт, что дети с ОВЗ нуждаются в призрении, а современное общество переходит к активному включению этих детей в свою жизнь. Примером является инклюзивное образование.
При ответе на третий вопрос большинство детей упомянули инклюзивное образование (33 человека). Вместе с тем дети затруднялись в том, чтобы раскрыть в деталях, по каким направлениям осуществляется такое образование, что в себя включает. Наиболее популярный ответ – «это когда дети без ОВЗ и дети с ОВЗ обучаются вместе». При этом условия и особенности такого обучения чаще всего не назывались или упоминались поверхностно (9 человек).
При ответе на четвертый вопрос дети правильно указали, что в современном обществе культурным отношением к детям с ОВЗ считается избегание отношения к ним как к неполноценным детям. Вместе с тем раскрыть особенности отношения воспитателей к детям с ОВЗ большинство опрошенных не смогли.
Таким образом, несмотря на недочеты, классный час оказался результативным, т. к. способствовал начальному формированию представлений и отношения 2-классников к детям с ОВЗ.
2.5. Интервью с учителем истории МБОУ СОШ №269
- Добрый день. Сегодня слова «дети с ОВЗ», «инклюзивное образование» все более прочно входят в повседневный лексикон. Можно ли сказать то же самое о лексиконе педагога рядовой школы? Поднимается ли вопрос образования детей с ОВЗ в педагогическом дискурсе либо замалчивается?
- Здравствуйте. Знаете, трудно сказать однозначно. С одной стороны, ответ очевиден – в последние годы внимание педагогической общественности приковано к проблемам интеграции детей с ОВЗ в общество, к проблемам инклюзивного образования. С другой стороны, как стало уже повсеместной номой, обсуждение и практической внедрение вопросов инклюзивного образования во многом носит директивный характер, т. е. практически переложено на плечи учителей-энтузиастов. В условиях нехватки свободного времени и финансовых ресурсов это не всегда приводит к позитивным результатам.
- Что бы Вы пожелали изменить в сложившейся практике?
- Необходимо более углубленное обсуждение проблем детей с ОВЗ. Необходимы конкретные программы, методические рекомендации по работе с той или иной категорией детей. Наконец, необходимо выделение дополнительного времени для педагогов, в классах которых реализуется инклюзивное образование. Это имеет место на практике и сейчас, однако в совершенно недостаточных масштабах.
- Создается ли в Вашей практике инфраструктура работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
- Сейчас эти процессы только начинаются. А между тем передовые педагоги на протяжении уже многих лет не перестают писать об этой проблеме. Ведь ребенок с ОВЗ – это, по сути, трудноадаптируемый ребенок. Необходима сеть детских лагерей, специальные туристические программы, созданный под таких детей. К сожалению, в современной школе данные процессы идут очень медленно.
- Считаете ли Вы, что работа с детьми с ОВЗ должна дополнительно оплачиваться или, иными словами, что все «упирается в деньги»?
- Я считаю, что для работы с детьми с ОВЗ в первую очередь необходимы дополнительные квалифицированные педагогические кадры, определенный педагогический опыт и наличие свободного времени.
- Спасибо за Ваши ответы.
2.6. Предложения по развитию внимательного и положительного отношения общества и государства к проблемам детей ОВЗ
Таким образом, на современном этапе истории, на наш взгляд, работа по облегчению участи детей в ОВЗ должна включать 3 момента.
Во-первых, необходимо продолжать практику инклюзивного образования, которую нужно проводить, опираясь на учебники, пособия, мероприятия со стороны педагогов, способствующие более глубокой проработке этой темы. Недостаточно просто ограничиваться сообщением школьникам о том, что рядом с ними живут и учатся дети с ОВЗ и они требуют повышенного внимания.
Во-вторых, нужно изменять отношение детей с ОВЗ к самим себе. Необходимо воспитывать их так же, как других детей, но в то же время напоминая, что их здоровье имеет особенности, накладывающие определенные ограничения на ряд видов деятельности либо требующие определенных приспособлений для их выполнения. В этом проявляется их «особость».
Наконец, школе трудно что-то сделать в одиночку для облегчения участи детей с ОВЗ. Для полноценной работы в этом направлении необходимо объединение усилий на уровни сети школ, на уровне области и ее руководителей. Это объясняется тем, что техническое оснащение и переподготовка учителей требуют немалых средств, которые возможно изыскать лишь при масштабной общественной поддержке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в России одной из важнейших социальных проблем является проблема детской инвалидности. Инвалиды вообще составляют особую категорию населения. Инвалидность связана со стойким расстройством здоровья, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты. Статистические данные свидетельствуют о том, что численность детей-инвалидов возрастает с каждым годом.
Законы, охраняющие семью с ребенком-инвалидом и защищающие его права, есть. Законодательство направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь ребенку-инвалиду и его семье, но в РФ они существуют формально и не претворяются в жизнь. Также эта категория семей остается одной из самых малообеспеченных: пособия, получаемые на ребенка-инвалида, не могут обеспечить ему и его семье достойную жизнь.
Таким образом, в нашей стране не созданы условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, для их успешной интеграции в общество.
В ходе нашего исследования мы столкнулись с тем, что в большинстве исторических источников очень мало сказано о детях-инвалидах, упоминания о них в летописях носят фрагментарный характер. Поэтому о жизни таких детей в исторические периоды до 19 века мы можем судить только приблизительно, опираясь на минимум фактов. Тем более мало исторических данных о педагогических аспектах воспитания таких детей, а имеющиеся указывают на очень малую заинтересованность взрослых проблемой обучения детей с ОВЗ в более ранние периоды истории, вплоть до 18-19 веков. Такие дети не были нужны обществу, где выживали и процветали здоровые и сильные люди. И мы порадовались, что сегодня, в нашем современном обществе, отношение к таким детям иное – как к равноправным личностям, достойным внимания общества и государства. Мы все, современные дети, – равны, только некоторым нужно чуть больше заботы и внимания взрослых в силу особенностей здоровья. И мы надеемся, что наш век войдет в историю как век равных возможностей и доступного инклюзивного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Божков И.А. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации: достоинства, недостатки, пути совершенствования / И.А. Божков, В.А. Бронников, М.А. Севастьянов // Пенсионное право. - 2013. - № 2. - С. 25-30.
Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПБ.: «Норинт», 2007. - 1456 с.
Волкова Г.Н. Конвенция ООН «О правах инвалидов» и эволюция российского законодательства / Г.Н. Волкова // Народонаселение. - 2014. - № 1. - С. 19-30.
Ильинская О.И. Международно-правовые аспекты защиты инвалидов / О.И. Ильинская // Журнал российского права. - 2013. - № 10. - С. 97-106.
Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 412-415.
Ларикова И.В. Интеграция детей с Ограниченными возможностями здоровья в России законодательство, реальная ситуация, пути перемен. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://аupаm.nаrоd.ru/pаges/deti/integrасiyа_deteyj_invаlidоv_rоssii/оglаvlenie.html (дата обращения: 03.09.2014).
Ларионов Р.В. Что изменилось с нового года для инвалидов: законодательный аспект / Р.В. Ларионов // Информационное общество. – 2010. - № 1. – С. 29-30.
Международные аспекты гармонизации российского законодательства о правах инвалидов на труд и занятость / В.П. Шестаков [и др.] // Российская юстиция. - 2015. - № 3. - С. 54-56.
Меленчук С.Г. Дети-инвалиды в современной России. // Научное сообщество XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. школьной науч.-практ. конф. № 10(24).
Паспорт Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015гг.
Президентская программа «Дети России» на 1996-1997гг.
Совершенствование законодательства Российской Федерации о правах инвалидов на образование / В.П. Шестаков [и др.] // История и право. - 2016. - № 1. - С. 25-30.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Вопросы для проведения интервью с учителем истории
Сегодня слова «дети с ОВЗ», «инклюзивное образование» все более прочно входят в повседневный лексикон. Можно ли сказать то же самое о лексиконе педагога рядовой школы? Поднимается ли вопрос образования детей с ОВЗ в педагогическом дискурсе либо замалчивается?
Что бы Вы пожелали изменить в сложившейся практике?
Создается ли в Вашей практике инфраструктура работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Считаете ли Вы, что работа с детьми с ОВЗ должна дополнительно оплачиваться или, иными словами, что все «упирается в деньги»?
Спасибо за Ваши ответы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Первичная анкета для учащихся 2 классов МБОУ ООШ №269:
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Знаешь ли ты об изменении отношения общества и школы за последние 30 лет к детям с ограниченными возможностями здоровья? |
|
2 |
Как изменилось отношение педагогов школы к детям с ОВЗ за последние 30 лет? |
|
3 |
Какие специальные мероприятия, детали дизайна школьных помещений появились для детей с ОВЗ за последние 30 лет? |
|
4 |
Как ты думаешь, различается ли отношение твоей бабушки и дедушки, мамы и папы к детям с ОВЗ? |
Вторичная анкета для учащихся 2 классов МБОУ ООШ №269:
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Кто такие дети с ОВЗ? |
|
2 |
Каким было отношение к детям с ОВЗ во времена Петра I, в чем его особенность по сравнению с современным обществом? |
|
3 |
Как изменилось отношение школы к детям с ОВЗ? |
|
4 |
Как изменилось отношение старших к детям с ОВЗ? |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Диаграммы по результатам анкетирования учащихся
Первичное анкетирование:
В результате исследования выяснилось, что часть детей затрудняется даже в определении «дети с ОВЗ»:
- у ряда таких школьников знания о детях с ОВЗ отсутствуют полностью (4 человека);
- другие затруднялись лишь в определении отдельных групп детей с ОВЗ (например, относятся ли к детям с ОВЗ дети, которые носят очки) – таких было намного больше (22 человека);
- остальная часть школьников слышала о детях с ОВЗ, однако их представления отрывочны.
При ответе на второй вопрос лишь некоторые из детей отметили, что современная школа обучает детей с ОВЗ (8 человек), что для них разрабатываются специальные программы и им требуется повышенное внимание педагогов (6 человек).
При ответе на третий вопрос также упоминались специальные программы и индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ (6 человек), а также в случае, когда учитель помогал детям, специальное оборудование в виде пандусов (5 человек).
На 4 вопрос ответили лишь часть детей (11 человек). Большинство ответов сводятся к тому, что старшее поколение более «сочувственно» относится к детям с ОВЗ, чем наши современники.
Вторичное анкетирование (после классного часа):
Как можно выяснить из ответов, все дети правильно дали определение понятию «дети с ограниченными возможностями здоровья». 3 из них при этом отметили, что сталкивались с такими детьми в своей практике.
На второй вопрос анкеты дети в большинстве ответили правильно (26 человек). Они верно указали, что во времена Петра I общество лишь признавало факт, что дети с ОВЗ нуждаются в призрении, а современное общество переходит к активному включению этих детей в свою жизнь. Примером является инклюзивное образование.
При ответе на третий вопрос большинство детей упомянули инклюзивное образование (33 человека). Вместе с тем дети затруднялись в том, чтобы раскрыть в деталях, по каким направлениям осуществляется такое образование, что в себя включает. Наиболее популярный ответ – «это когда дети без ОВЗ и дети с ОВЗ обучаются вместе». При этом условия и особенности такого обучения чаще всего не назывались или упоминались поверхностно (9 человек).
При ответе на четвертый вопрос все дети правильно указали, что в современном обществе культурным отношением к детям с ОВЗ считается избегание отношения к ним как к неполноценным детям. Вместе с тем раскрыть особенности отношения воспитателей к детям с ОВЗ большинство опрошенных не смогли.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4.
Количество специальных образовательных учреждений
и число обучающихся в них детей с отклонениями в развитии
Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школ и школ-интернатов) |
1990 год (число школ / число учащихся) |
1995 год (число школ / число учащихся) |
1998 год (число школ / число учащихся) |
2000 год (число школ / число учащихся) |
2004 год (число школ / число учащихся) |
Школы для неслышащих детей |
80 (12702) |
84 (11413) |
86 (11039) |
82 (10843) |
90 (9850) |
Школы для слабослышащих или позднооглохших детей |
69 (11369) |
75 (11035) |
83 (11412) |
84 (10542) |
87 (10350) |
Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи |
60 (10972) |
60 (11362) |
60 (11994) |
64 (11321) |
63 (10592) |
Школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
34 (6152) |
43 (5869) |
65 (8260) |
67 (8531) |
74 (8499) |