Всё это свидетельствует о важном государственном предназначении налоговой службы, высокой ответственности всех её органов, каждого сотрудника за точное квалифицированное осуществление налогового контроля. Актуальность и значимость этих вопросов возрастает многократно в условиях постоянного расширения правоприменительной практики в сфере налогообложения. Налоговый контроль является элементом управления налогообложением и необходимым условием существования эффективной налоговой системы. Он обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти. Налоговый контроль по своей сути - это завершённая фаза управления налогообложением и один из элементов методики планирования поступлений налоговых доходов в бюджет. От чёткой и грамотной организации налоговой службы, функционирования эффективной системы налогового контроля, в конечном итоге, зависит успех нынешних реформ не только в становлении рыночной экономики. Поэтому исследование вопросов организации налогового контроля, рассмотрение приоритетных направлений его совершенствования весьма актуально и представляет особый научный и практический интерес. Особенно это важно в условиях переходного периода формирования национальной экономики и установления правовых отношений между налогоплательщиками и контролирующими органами государства.
Целью работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка контрольной деятельности налоговых органов, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов, применению эффективных форм и методов осуществления налогового контроля.
В соответствии с названной целью предусмотрено решение следующих задач:
исследовать и обобщить исторический опыт становления и развития федеральной налоговой службы России;
проанализировать организационную структуру налоговых органов Российской Федерации и Республики Дагестан (РД) на современном этапе;
методические основы налогового контроля в свете требований действующего Налогового Кодекса РФ;
провести анализ динамики и структуры налоговых поступлений, выявить факторы влияющие на их изменение;
проанализировать контрольную работу ФНС России;
рассмотреть механизм внутриведомственного контроля, в том числе подробно изучить так называемый дистанционный контроль;
сформулировать методологические принципы и обосновать направления совершенствования форм и методов налогового контроля;
определить конкретные пути модернизации и информатизации деятельности налоговых органов в региональном аспекте;
исследовать зарубежный опыт организации налогового контроля и сформулировать основные положения для использования в российской практике. Предметом исследования выступают теоретические, методические и организационные проблемы деятельности налоговых органов при реализации ими контрольных функций по соблюдению налоговой дисциплины. Объектом исследования является организационная структура налоговых органов ФНС России, территориальных органов, в том числе ФНС России по Республике Дагестан, деятельность этих органов по реализации контрольных функций.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. Необходимым условием повышения эффективности системыналогового контроля является максимальная концентрация усилий налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений у которых представляется наиболее реальной. Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях частых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития РФ, в условиях трансформационных преобразований.
2. В процессе исследования выяснено, что большинство выездныхпроверок, проводимых налоговыми органами р. Дагестан проводятсяслучайно, без глубокого предпроверочного анализа, что снижает ихэффективность.
На основе анализа внутренних источников массива информации, имеющегося в распоряжении налоговых органов, на наш взгляд необходимо выделить следующие приоритетные для проведения выездных налоговых проверок группы организаций: организации, допустившие значительные изменения финансово-хозяйственных показателей, отрицательно повлиявшие на конечный финансовый результат; налогоплательщики, допускающие убытки от финансовой деятельности более 2 лет; налогоплательщики, у которых выявлены нарушения налогового законодательства по результатам предыдущей проверки, повлекшие начисление налоговых санкций и пени; налогоплательщики, уклоняющиеся от представления отчетности; организации, пользующиеся налоговыми освобождениями по бюджетам различных уровней; организации, имеющие несколько расчетных, текущих, валютных и других счетов и т. п.
3. Проведенный в работе анализ опыта зарубежных стран в областиорганизации налогового контроля убедительно свидетельствует, что наличиеэффективной процедуры отбора налогоплательщиков может обеспечить вусловиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органовмаксимальную результативность проверок. В этой связи практически во всехрассмотренных нами странах уделяется значительное вниманиесовершенствованию процедур выбора объектов для осуществленияналогового контроля. Для проведения налоговых проверок в развитыхстранах производится сочетание методов случайного и специального отбораналогоплательщиков (с преобладанием последнего).
4. Изучение прогрессивного опыта стран с развитой рыночнойэкономикой в области осуществления налогового контроля позволяетвыделить помимо технических средств и саму концепцию, на которой онипостроены. Основное содержание этой концепции заключается в том, чтоплатить налоги должно быть выгодно. Налогоплательщики должны знать, начто расходуются их средства, т.е. необходимо обеспечить прозрачностьналоговой системы. Проанализированный нами опыт стран с развитойэкономикой показывает, что для стимулирования полной и своевременнойуплаты налогов необходимо создать условия, при которых уклонение отуплаты налогов станет экономически невыгодным, т.е. издержки налоговыхправонарушений должны значительно превышать возможную прибыль отнеуплаты налогов и сборов.
5. Проведенное исследование показало, что значительные резервыулучшения контрольной деятельности налоговых органов кроются вметодических аспектах организации камеральных налоговых проверок.Результаты анализа контрольной деятельности налоговых органов свидетельствуют о низкой результативности камеральных проверок по сравнению с выездными проверками.
6. Одним фактором, сдерживающим возможности углубленногокамерального контроля, является необходимость ручного ввода в базуданных значительного количества показателей налоговой и бухгалтерскойотчетности налогоплательщика, что влечет огромные трудозатратыработников в ущерб выполнению ими аналитических функций.
Следует отметить, что действующее программное обеспечение камеральных проверок имеет ряд существенных недостатков:
-преимущественно запросный режим отбора налогоплательщиков длявыездных проверок, когда критерии выбора вводятся налоговымиинспекторами самостоятельно, что не исключает влияния на процесс отборасубъективного фактора;
-не учитывает отраслевую специфику налогоплательщиков и несориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей,содержащихся в отчетности с предельными значениями этих показателей длясоответствующей отрасли.
В связи с этим необходимо провести работу по подготовке автоматизированной процедуры отбора на основе построения экономико-математической модели налогоплательщика с целью определения потенциальной суммы его налоговых обязательств.
7. В действующем современном налоговом законодательстве предусмотрены весьма жесткие сроки проведения проверок. НК РФ сократил их сроки и тем самым ухудшил условия работы налоговых органов. На нашвзгляд, в течение трех месяцев невозможно провести углубленнуюкамеральную проверку документов, в течение двух месяцев - полнуювсестороннюю выездную проверку хозяйствующего субъекта. Кроме того, внастоящее время налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три
последний налоговых периода.
8. Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.
Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, бальный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Но в конце надо отметить, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.
9. Одной из важнейших проблем повышения эффективности налогового контроля является отсутствие культуры уплаты налогов. Одной из основных задач налоговой политики должно быть целенаправленное воспитание у населения налоговой культуры, формирование общественного мнения на изменение менталитета налогоплательщика. С учетом зарубежного опыта должна создаваться не только государственная, но и частная информационно-консультативная структура. Недостаточный уровень правовой грамотности, несоблюдение законодательства наносят ощутимый ущерб и самому населению, в том числе и материальный. Поэтому, необходимо использовать все возможные средства (телевидения и радиовещания, периодической печати и т.д.) для постоянного и повсеместного разъяснения гражданам положений налоговой политики государства, убедить их в необходимости и выгодности добровольного и сознательного соблюдения налогового законодательства.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 г. № 195-ФЗ
Налоговый кодекс Российской Федерации
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ
Приказ МВД России от 16.03.2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.07.1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»
Налоговая преступность. Социально-психологическая и криминологическая характеристики / Платонова Л.В. – М.: Норма, 2005 год.
Александров И.В. Теоретические и практические проблемы расследования налоговых преступлений: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003 год.
Королев М.В. Обналичивающие организации. М., 2007 год.
Кучеров И.И. Налоги и криминал. М.: 2012 год.