Развитие экономики регулируется финансовыми методами посредством применения разработанной системы сбора налогов, маневрирования ссудным капиталом и ставками, направления из государственного бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Важнейшую роль в этой совокупности финансово-экономических методов играют налоги.
Система сбора налогов, которая существует в нашей стране, требует дальнейшего усовершенствования основных принципов, заложенных в законодательство о налогах и сборах. Это позволит обеспечить поступательное развитие экономики РФ. В основном это зависит от выбора правильной стратегии и тактики в сфере налогообложения, умения предвидеть даже самые отдаленные социально-экономические и политические последствия, вызывающие какие-либо отклонения, а также от способности быстро реагировать на эти отклонения и корректировать их путем внесения необходимых поправок в предварительные расчеты.
Актуальность исследования заключена в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики.
Целью настоящей работы являетсяисследование места и роли налогов в рыночной системе государства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать экономическую сущность налогов, понятие и структуру налоговой системы;
изучить принципы построения налоговой системы;
определить порядок взимания и исчисления налогов;
выявить особенности налоговой системы Российской Федерации;
исследовать роль налоговой системы в регулировании рынка;
проанализировать поступления налогов в бюджетную систему (на основе деятельности ФНС РФ);
рассмотреть проблемные вопросы исчисления и взимания налогов;
сформулировать предложения по решению проблем;
проанализировать опыт зарубежных стран по исчислению и взиманию налогов.
Объектом дипломной работы выступает налоговая система Российской Федерации.
Предметом дипломной работы является развитие и современное состояние налогообложения в Российской Федерации, и ее влияние на развитие экономики в нашей стране на современном этапе развития.
Информационной базой послужили отчетные данные УФНС РФ по Республике Дагестан, данные аналитической записки Счетной палаты Республики Дагестан, а также аналитические данные Министерства финансов Республики Дагестан.
Системы налогообложения большинства стран мира сформировывались столетиями. На них воздействовала система политических, экономических, а также социальных условий.
Налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом.
В ходе исследования:
рассмотрена экономическая сущность налогов, понятие и структура налоговой системы;
определен порядок взимания и исчисления налогов;
выявлены особенности налоговой системы Российской Федерации;
рассмотрены проблемные вопросы исчисления и взимания налогов;
проанализирован опыт зарубежных стран по исчислению и взиманию налогов.
Необходимо отметить, что система сбора налогов, которая существует в нашей стране, требует дальнейшего усовершенствования основных принципов, заложенных в законодательство о налогах и сборах, что позволит обеспечить поступательное развитие экономики РФ. В основном это зависит от выбора правильной стратегии и тактики в сфере налогообложения, умения предвидеть даже самые отдаленные социально-экономические и политические последствия, вызывающие какие-либо отклонения, а также от способности быстро реагировать на эти отклонения и корректировать их путем внесения необходимых поправок в предварительные расчеты.
Анализ структуры и направлений налоговой политики РФ . свидетельствует о положительной динамике поступления налогов, сборов, иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ.
Установлено, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 22,7%, налога на доходы физических лиц - 22,1%, налога на прибыль организаций - 18,3%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,5%.
Кроме того, при поступлении в консолидированный бюджет Российской Федерации доля федеральных налогов и сборов составила 89,1% от общей суммы налоговых доходов, доля региональных - 6,4%, местных - 1,6%, налогов со специальным налоговым режимом - 2,9%.
Следует признать удовлетворительной работу госорганов в части реализации мер налогового стимулирования по следующим направлениям:
Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.
Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.
Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.
Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Налогообложение добычи полезных ископаемых.
Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы РФ, реализованы по следующим направлениям:
Налогообложение добычи углеводородного сырья.
Акцизное налогообложение.
Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц.
Налогообложение престижного потребления.
Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам.
Совершенствование налога на прибыль организаций.
Совершенствование налогового администрирования.
5. Как показал анализ, к настоящему времени в РФ в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики. Таким образом, необходимо реформирование налоговой системы, выработка принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.
Экономика республики в последние годы демонстрирует высокую динамику, рост составляет – 8-10% по всем показателям. У этих показателей существует потенциал роста до 20-25%. Однако на деле выходит так, что налоговые сборы не только не растут, но и не выполняются плановые назначения. В этом случае страдает бюджет, невозможно в полной мере реализовать социальные обязательства. Причиной является, прежде всего, недостаточно эффективная деятельность налоговых органов, отсутствие реального взаимодействия налоговых органов и других администраторов доходов с органами государственной власти и местного самоуправления.
Необходимо отметить, что кардинальные изменения в налоговом законодательстве стали бы губительны для развития экономики. Необходимой является конкретная последовательность осуществляемых изменений по совершенствованию системы налогообложения, которая сможет привести к поставленным целям без существенных потерь имеющегося опыта и уровня экономического развития. Реформирование налоговой системы всегда было и остается важным вопросом для большинства государств. Однако в течение последних лет, когда мир накрыла волна рецессии, и доходы бюджетов большинства стран резко и значительно снизились, вопрос реформирования налоговой системы стал особенно острым. Антикризисные меры, принимаемые большинством государств в период кризиса, были направлены как на стимулирование выхода экономики из рецессивного состояния – снижение ставок налогов, упрощение налогового законодательства, так и на поддержание уровня государственных доходов – расширение налоговой базы.
Список использованной литературы
Налоговый кодекс РФ / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.:АБАК, 2013.
Аналитическая записка о формировании и исполнении доходной части консолидированного бюджета РД в 2011 году, составленная на основании данных Минфина РД.
Антикризисные налоговые меры: страны европейского союза и России. Н.Н. Тютюрюков, В.Н. Тютюрюков, Г.Б. Тернопольская / Финансы и кредит,№41, 2009.
Гончаров А.И., Землянская И.С. Прямые и косвенные налоги: поиск оптимальной модели для России // Налоги №6, 2007.
Крохина. Ю.А. Налоговое право России. Учебник для Вузов., М.: ИНФРА-М, 2012-с.719.
Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2008- с.509.