РОЛЬ НАЛОГОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Дарбишева Х.Г. 1
1Дагестанский государственный университет
Сайбулаева С.А. 1
1Дагестанский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль налогов в современном государстве велика, поскольку составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни. Необходимые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но еще ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения.

Актуальность темы исследования. Повышение роли налогов в финансировании деятельности государства с неизбежностью поднимает вопрос о необходимости выработки таких механизмов, которые обеспечивают своевременность и полноту их уплаты от каждого налогоплательщика, с которого государство хочет взимать налоги.

В праве одним из таких механизмов, который обеспечивает выполнение одним субъектом воли другого субъекта, является институт юридической ответственности.

Формирование налогового права как подотрасли финансового права дало определенный толчок в рассмотрении вопроса об ответственности за налоговые правонарушения в разрезе определения того, какое место занимают нормы об ответственности за налоговые правонарушения в общей системе юридической ответственности, какой спецификой они обладают и каким должен быть метод правового регулирования института ответственности за налоговые правонарушения.

Вместе с тем интересным представляется вопрос о возможных путях дальнейшего развития института ответственности за налоговые правонарушения, выявление тенденций в его развитие, а также в анализе общих и специальных факторов, которые оказывают влияние на это развитие.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения.

Предметом исследования являются налоговые правонарушения, обладающие специфическими чертами и возможностями в условиях современной юридической действительности.

Нормативной базой работы послужили законодательные акты Российской Федерации, отдельные подзаконные акты, как действующие, так и утратившие силу, также использованы постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Целью настоящего исследования является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых пра­воотношений.

Указанная цель достигается решением следующих задач:

  1. Изучить налоговые правонарушения в процессе анализа составов налоговых правонарушений с указанием проблемы их правоприменения.

  2. Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

Рассмотреть налоговую ответственность как разновидность юридической ответственности с перечислением основных принципов привлечения к налоговой ответственности, в том числе и принципа

Рассмотрев состав налоговых правонарушений и характер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, проанализировав общие положения об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующие выводы:

  1. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.

  2. Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.

Так согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.

Данное противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109 Кодекса, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вина его не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.

  1. Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их применении.

Прежде всего, это связано:

- с несоответствием некоторых статей действующему законодательству – ст.126 Налогового Кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи нарушает положение ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом. В связи с эти обстоятельством мы предлагаем санкцию по п.1 ст.126 Кодекса изложить в следующей редакции: «влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за просрочку в предоставлении совокупности документов, если законодательством о налогах и сборах или подзаконными актами налогового органа предусмотрено предоставление сведений и документов в совокупности (в едином файле, под единым реестром), а так же штрафа в размере 50рублей за просрочку в предоставлении каждого документа, если вина лица за просрочку в предоставление документ будет установлена отдельно от вины за просрочку в предоставлении других документов.

- с их неудачным содержанием, которое в свою очередь порождает нарушение основных принципов права – ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данная статья указывает, что штраф должен взыскиваться как за полные, так и не за полные месяцы и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие от п.1 той же статьи, в которой говорится о минимальном размере штрафа, в результате чего нарушаются три вида принципов - дифференциации, индивидуализации, справедливости.

В связи с этим мы предлагаем изменить диспозицию и санкцию ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации-«Непредставление налоговой декларации» и установить ответственность за неподачу за каждый день просрочки, то есть вести учет по дням.

4. Включить в Налоговый Кодекс Российской Федерации определение понятию налоговая ответственность: налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершение налогового правонарушения, претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями данного Кодекса, состоящие в изложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

В связи с эти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм налоговое законодательство Российской Федерации.

5. Более 90% дел в судах общей юрисдикции - о взыскании недоимок, пеней и штрафов на незначительные суммы. Действительно спорных, сложных дел - единицы. Нигде в мире суды не рассматривают дела на незначительные суммы, в которых, по сути, нет спора, потому что это обременительно для государства. Большая часть этих дел будет отсеиваться на стадии обязательного досудебного порядка обжалования решений налоговых органов. Главная задача совершенствования механизмов разрешения налоговых споров - обеспечение доступности правосудия.

6. Благодаря отказу от тотального контроля и ориентации контрольной работы на зоны риска и выявление схем ФНС России удалось добиться эффективных результатов контрольной работы. Выездными проверками в 2014г было охвачено всего 1,3% от общего количества налогоплательщиков. (При последовательном снижении количества выездных проверок за последние годы их эффективность увеличивалась, и в 2014 году поступление на одну проверку составило более 1,7 млн. руб. Отмечу, что хотя в 2013 году проводилось большее количество проверок, но они были малоэффективны для бюджета (поступление на одну проверку составляло 0,349 млн. руб.). Хотя при этом важно не забывать, что контролю теперь все больше подвергаются крупные налогоплательщики. Реакция налогоплательщиков на возможность выбора — показать адекватную налоговую нагрузку и выйти из зоны риска или ждать налоговую проверку — подтвердила ожидания налоговиков. Большинство налогоплательщиков предпочли покинуть зону риска.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации 1-4 части

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ

  6. Алиев Г.Х. Налоговый контроль и оценка его эффективности на современном этапе. Махачкала 2006г

Просмотров работы: 128