КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Омардибирова А.О. 1
1Дагестанский государственный университет
Сайбулаева С.А. 1
1Дагестанский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налоги являются основным источником доходов государства. Переориентация бюджетного процесса на результат стала еще более актуальной в связи с глобальным финансовым и экономическим кризисом, который привел к значительным дефицитом государственного бюджета. В связи с этим возникает необходимость создания системы мониторинга и совершенствование существующих и создание принципиально новых методов оценки эффективности деятельности налоговых органов.

Эффективная деятельность налоговых органов, с одной стороны, должна сформировать льготные условия уплаты налогов для бизнеса, в том числе путем упорядочения налоговых проверок, а с другой стороны, иметь современные аналитические инструменты налогового контроля, позволяющий обнаружение скрытой налоговой базы, а также прекратить практику уклонения от уплаты налогов.

Эффективность деятельности налоговых органов определяется экономическим процветанием и финансовой безопасностью государства. От них зависит стабильный доход в казну государства налогов и других обязательных платежей успешное функционирование всех органов государственной власти, его дальнейшего экономического и социального развития.

Таким образом, необходимость углубления теоретических подходов и недостаточная степень практической разработанности проблем деятельности налоговых органов, неспособность многих методических вопросов, относящихся к его организации и оценки эффективности деятельности, определили актуальность темы.

Цель исследования заключается в анализе и оценке эффективности деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан и разработке практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

  • уточнение принципов организации деятельности налоговых служб в зарубежных странах;

  • определение структуры и содержания деятельности налоговых органов РФ;

  • исследование методических подходов к анализу и оценке эффективности деятельности налоговых органов;

  • анализ организационной деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан;

  • анализ и оценка результативности работы Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан за 2012–2014годы;

  • определение перспектив развития налоговых органов Российской Федерации;

  • разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.

Объектом исследования выступает Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.

Предметом исследования является деятельность налоговых органов в системе государственного управления налоговыми отношениями в Российской Федерации.

Исследование практического опыта организации деятельности налоговых служб в зарубежных странах дает основание утверждать, что для большинства развитых стран характерно следующее:

  • вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат — налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственности;

  • автономность налоговых органов, которая реализуется через осуществление своих определенных функций специально созданного аппарата;

  • налоговые инспекции в развитых странах организованы по территориальному признаку;

  • налоговые органы в той или иной степени подчиняются министерству финансов;

  • в зависимости от размера страны налоговые органы имеют, как правило, два-три уровня (в маленьких странах только два, центральный и местный, а в более крупных три уровня – центральный, региональный и местный).

Принципы построения организационной структуры различных уровней налоговых органов далеко не всегда идентичны:

  • центральный аппарат большинства изученных стран организован на смешанном принципе;

  • региональные налоговые органы чаще строятся по функциональному признаку;

  • местный уровень налоговых органов еще чаще, чем региональный, основан на функциональных началах.

Установлено, что организационная структура налоговых органов, оптимальная для одной страны, может быть неэффективной для другой, с иным политическим устройством и уровнем социально-экономического развития.

Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы. Иными словами, в ее структуру входят ФНС РФ (центральный аппарат) и территориальные органы. К последним относятся управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня. Основная деятельность ФНС РФ связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему России. Прежде всего налоговое дело рассматривает структурно-организационные основы, которые составляют налоговый процесс и налоговое администрирование.

Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, определена совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Для реальной оценки эффективности работы налоговых органов необходимо использовать различные критерии для уровней управлений и местных инспекций с учетом возложенных на них функций. Для контроля за деятельностью инспекций местного уровня рекомендуется использовать мероприятия дистанционного контроля и непосредственного контроля на месте, в конкретном налоговом органе. Итоги проверок инспекций местного уровня в определенной степени могут свидетельствовать о качестве контроля Управления за их деятельностью.

Повышение эффективности налогового администрирования, включает в себя:

  • эффективность взыскания налоговых задолженностей;

  • повышение эффективности контрольной работы;

  • увеличение роли имущественных налогов;

  • открытость информации ФНС;

  • упрощение ряда налоговых процедур.

Установлено, что Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Анализ отчетных данных о деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан позволяет сделать вывод об удовлетворительной работе подразделения. Исходя из проведенного анализа налоговых поступлений и налоговой задолженности в федеральный бюджет РФ по РД, можно сделать заключение, что Управление ФНС России по РД проводит работу по снижению недоимок по налогам и сборам, в целом увеличивая поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ. Однако работу следует признать недостаточно эффективной, так как не задействованы все резервы усиления контроля в части собираемости региональных и местных налогам и сборам. Управлению необходимо активизировать работу по обеспечению поступлений в бюджеты всех уровней, причем внимание должно быть направлено прежде всего на улучшение налогового администрирования.

В качестве перспективных направлений функционирования и развития ФНС России автор определяет:

  • совершенствование налогового администрирования;

  • совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам;

  • совершенствование налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам;

  • совершенствование законодательной базы, регулирующей организацию и осуществление налогового контроля;

  • повышение эффективности и качества проведения камеральных налоговых проверок;

  • совершенствование действующих процедур налогового контроля.

С этих позиций, определены основные принципы совершенствования системы деятельности Управления ФНС России по РД:

  1. повышение эффективности аналитической работы за счет реализации мероприятий:

– создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков;

– разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

– разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности;

– создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.;

  1. создание специального подразделения - отдела предпроверочного анализа, призванного координировать процесс сбора и обработки информации из различных источников, осуществлять всесторонний предпроверочный анализ и обеспечивать оптимальный выбор налогоплательщиков для проведения углубленных камеральных проверок.

  2. совершенствование процедуры выездных налоговых проверок, прежде всего внедрение в практику налоговых органов автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок.

Эффективное внедрение предложенных рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике РД позволят ему с высокой степенью эффективности проводить свою деятельность, что в конечном итоге позволить увеличить объем администрируемых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть от 30 ноября 1994 г. №51 - ФЗ (ред. от 27.07. 2006 г.); часть II от 26 января 1996 г. №14 - ФЗ (ред. от 02.02 2006 г.); часть III от 26 ноября 2001 г. №146 - ФЗ (ред. от 03.06. 2006 г.) // СПС Гарант. - 2011. - №15.

  2. Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2013 год // СПС Гарант - 2013.

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон: [принят Гос. думой 16 июля 1998 г.] / ред. от 04.03.2013 // СПС «Консультант Плюс».

Учебники, научные труды, монографии

  1. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия/Л. И. Абалкин.- М.-Экономика.-1999.- с.1054.

  2. Архипцева, Л. М. Информационное обеспечение планирования налоговых поступлений / Л. М. Архипцева// Налоги и налогообложение. - 2011. - № 4. с. 3-5.

  3. Архипцева, Л. М. Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему / Л. М. Архипцева // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 12. - с. 21-23.

  4. Астапов К.М. Приоритеты налогового контроля в РФ // Экономист.- 2007. - №2. - с. 54-59.

  5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА - М, 2011. - 446 с.

Просмотров работы: 724