Эффективная деятельность налоговых органов, с одной стороны, должна сформировать льготные условия уплаты налогов для бизнеса, в том числе путем упорядочения налоговых проверок, а с другой стороны, иметь современные аналитические инструменты налогового контроля, позволяющий обнаружение скрытой налоговой базы, а также прекратить практику уклонения от уплаты налогов.
Эффективность деятельности налоговых органов определяется экономическим процветанием и финансовой безопасностью государства. От них зависит стабильный доход в казну государства налогов и других обязательных платежей успешное функционирование всех органов государственной власти, его дальнейшего экономического и социального развития.
Таким образом, необходимость углубления теоретических подходов и недостаточная степень практической разработанности проблем деятельности налоговых органов, неспособность многих методических вопросов, относящихся к его организации и оценки эффективности деятельности, определили актуальность темы.
Цель исследования заключается в анализе и оценке эффективности деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан и разработке практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
уточнение принципов организации деятельности налоговых служб в зарубежных странах;
определение структуры и содержания деятельности налоговых органов РФ;
исследование методических подходов к анализу и оценке эффективности деятельности налоговых органов;
анализ организационной деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан;
анализ и оценка результативности работы Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан за 2012–2014годы;
определение перспектив развития налоговых органов Российской Федерации;
разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.
Объектом исследования выступает Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.
Предметом исследования является деятельность налоговых органов в системе государственного управления налоговыми отношениями в Российской Федерации.
Исследование практического опыта организации деятельности налоговых служб в зарубежных странах дает основание утверждать, что для большинства развитых стран характерно следующее:
вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат — налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственности;
автономность налоговых органов, которая реализуется через осуществление своих определенных функций специально созданного аппарата;
налоговые инспекции в развитых странах организованы по территориальному признаку;
налоговые органы в той или иной степени подчиняются министерству финансов;
в зависимости от размера страны налоговые органы имеют, как правило, два-три уровня (в маленьких странах только два, центральный и местный, а в более крупных три уровня – центральный, региональный и местный).
Принципы построения организационной структуры различных уровней налоговых органов далеко не всегда идентичны:
центральный аппарат большинства изученных стран организован на смешанном принципе;
региональные налоговые органы чаще строятся по функциональному признаку;
местный уровень налоговых органов еще чаще, чем региональный, основан на функциональных началах.
Установлено, что организационная структура налоговых органов, оптимальная для одной страны, может быть неэффективной для другой, с иным политическим устройством и уровнем социально-экономического развития.
Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы. Иными словами, в ее структуру входят ФНС РФ (центральный аппарат) и территориальные органы. К последним относятся управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня. Основная деятельность ФНС РФ связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему России. Прежде всего налоговое дело рассматривает структурно-организационные основы, которые составляют налоговый процесс и налоговое администрирование.
Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, определена совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Для реальной оценки эффективности работы налоговых органов необходимо использовать различные критерии для уровней управлений и местных инспекций с учетом возложенных на них функций. Для контроля за деятельностью инспекций местного уровня рекомендуется использовать мероприятия дистанционного контроля и непосредственного контроля на месте, в конкретном налоговом органе. Итоги проверок инспекций местного уровня в определенной степени могут свидетельствовать о качестве контроля Управления за их деятельностью.
Повышение эффективности налогового администрирования, включает в себя:
эффективность взыскания налоговых задолженностей;
повышение эффективности контрольной работы;
увеличение роли имущественных налогов;
открытость информации ФНС;
упрощение ряда налоговых процедур.
Установлено, что Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
Анализ отчетных данных о деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан позволяет сделать вывод об удовлетворительной работе подразделения. Исходя из проведенного анализа налоговых поступлений и налоговой задолженности в федеральный бюджет РФ по РД, можно сделать заключение, что Управление ФНС России по РД проводит работу по снижению недоимок по налогам и сборам, в целом увеличивая поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ. Однако работу следует признать недостаточно эффективной, так как не задействованы все резервы усиления контроля в части собираемости региональных и местных налогам и сборам. Управлению необходимо активизировать работу по обеспечению поступлений в бюджеты всех уровней, причем внимание должно быть направлено прежде всего на улучшение налогового администрирования.
В качестве перспективных направлений функционирования и развития ФНС России автор определяет:
совершенствование налогового администрирования;
совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам;
совершенствование налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам;
совершенствование законодательной базы, регулирующей организацию и осуществление налогового контроля;
повышение эффективности и качества проведения камеральных налоговых проверок;
совершенствование действующих процедур налогового контроля.
С этих позиций, определены основные принципы совершенствования системы деятельности Управления ФНС России по РД:
повышение эффективности аналитической работы за счет реализации мероприятий:
– создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков;
– разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
– разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности;
– создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.;
создание специального подразделения - отдела предпроверочного анализа, призванного координировать процесс сбора и обработки информации из различных источников, осуществлять всесторонний предпроверочный анализ и обеспечивать оптимальный выбор налогоплательщиков для проведения углубленных камеральных проверок.
совершенствование процедуры выездных налоговых проверок, прежде всего внедрение в практику налоговых органов автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок.
Эффективное внедрение предложенных рекомендаций по совершенствованию деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике РД позволят ему с высокой степенью эффективности проводить свою деятельность, что в конечном итоге позволить увеличить объем администрируемых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Гражданский кодекс Российской Федерации: часть от 30 ноября 1994 г. №51 - ФЗ (ред. от 27.07. 2006 г.); часть II от 26 января 1996 г. №14 - ФЗ (ред. от 02.02 2006 г.); часть III от 26 ноября 2001 г. №146 - ФЗ (ред. от 03.06. 2006 г.) // СПС Гарант. - 2011. - №15.
Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2013 год // СПС Гарант - 2013.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон: [принят Гос. думой 16 июля 1998 г.] / ред. от 04.03.2013 // СПС «Консультант Плюс».
Учебники, научные труды, монографии
Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия/Л. И. Абалкин.- М.-Экономика.-1999.- с.1054.
Архипцева, Л. М. Информационное обеспечение планирования налоговых поступлений / Л. М. Архипцева// Налоги и налогообложение. - 2011. - № 4. с. 3-5.
Архипцева, Л. М. Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему / Л. М. Архипцева // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 12. - с. 21-23.
Астапов К.М. Приоритеты налогового контроля в РФ // Экономист.- 2007. - №2. - с. 54-59.
Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА - М, 2011. - 446 с.