Актуальность темы. В теории государства и права, по значимости и месту в системе законодательства законы подразделяются на1:
1. Конституцию;
2. Конституционные законы;
3. Обычные (текущие) законы;
4. Обеспечительные (оперативные) законы.
С учётом содержания каждого закона, данная классификация, представлена нам в виде иерархии, выстроенной по юридической силе. Данная иерархия по настоящее время применяется многими государствами для построения устойчивой правой системы. К таким государствам относится и Российская Федерация (далее - РФ).
В РФ классификация законов выглядит следующим образом2:
Конституция;
Федеральные конституционные законы;
Федеральные законы;
Подзаконные акты;
Законы субъектов федерации;
Как мы заметим, классификация идентична классификации приведённой выше. Однако, в законодательстве РФ под конституционным законом (федеральным конституционным законом) понимают нормативно-правовые акты, которые регулируют небольшой круг конституционных отношений, в том числе отношения власти, суверенитета и свободы личности, которые требуют более высокого уровня регулирования, чем просто федеральными законами.
Следовательно, актуальность темы заключается в коллизионном толковании конституционного закона на территории РФ.
Цель исследования: раскрытие общей характеристики конституционного закона и разрешение вопроса о его толковании и применение на территории Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и основные признаки закона как нормативно-правового акта в системе нормативно-правовых актов;
- проанализировать классификацию законов;
- раскрыть понятие и содержание конституционного закона;
- разрешить коллизионные вопросы толкования и применения конституционного закона в РФ.
Говоря о степени разработанности, проблема выбранного исследования является достаточно новой, в связи с этим основной текст сочетает в себе гипотезы и личные мысли автора по разрешению проблемы, исходя из юридических познаний.
В качестве источников применялись учебники по теории государства и права таких авторов как Васильев А.В., Венгеров А.Б. и Малько А.В., а также учебники по Конституционному праву Нудненко Л.А. и Баглая М.В. и конституционному праву зарубежных стран Мишина А.А.
1 Закон как нормативно-правовой акт: признаки, место и роль в системе нормативно-правовых актов
В теории государства и права, под законом следует понимать нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти, регулирующий определённый круг общественных отношений, обеспечивающий возможность применения мер государственного принуждения1.
В качестве признаков закона можно выделить:
1) принимаются специально уполномоченными государством органами — органами законодательной власти или народом на референдуме;
2) принимаются в особом процессуальном порядке;
3) регулируют наиболее важные общественные отношения;
4) общеобязательны;
5) выражает волю народа;
6) обладает высшей юридической силой.
Классификация законов может производиться по различным основаниям2:
По юридической силе:
Конституция;
Федеральный конституционный закон;
Федеральный закон;
Законы субъектов федерации.
По субъектам законотворчества:
принятие в результате референдума;
принятие уполномоченным органом, соответствующей государственной власти.
По сфере действия:
федеральные;
субъектов федерации.
По отраслевой принадлежности:
содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.
По внешней форме выражения:
Конституция;
Кодекс;
Постановление;
Положение и т.п.
По значимости и месту в системе законодательства законы подразделяются на1:
Конституции;
Конституционные законы;
Обычные (текущие) законы;
Обеспечительные (оперативные) законы.
7. По сроку действия:
постоянные;
временные.
8. По кругу лиц:
общие;
специальные.
2 Коллизионные вопросы толкования и применения конституционного закона на территории Российской Федерации
В законодательстве РФ под конституционным законом, или федеральным конституционным законом (далее – ФКЗ) понимают небольшой круг конституционных отношений, в том числе отношений власти, суверенитета и свободы личности, которые требуют более высокого уровня регулирования, чем просто федеральными законами. Этот вид закона имеет особую природу и, даже исходя из своего названия, органически связан с конституцией. Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъекты властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава.
В теоретическом аспекте, под конституционным законом (далее - КЗ) понимают законы, которые вносят изменения или дополнения в действующую конституцию (например, Конституция Молдовы ст. 143 «Парламент вправе принять закон о внесении изменений в Конституцию …»1).
Из выше сказанного заметим, что ФКЗ - это органический закон, так как регулирует отношения, вытекающие из основ Конституции РФ. Следовательно, на территории РФ отсутствует закон, который бы вносил поправки или изменения в Конституцию РФ.
Данным вопросом заинтересовался Конституционный Суд РФ. Так 31 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел на судебном заседании дело о толковании статьи 136 Конституции РФ, где вынес Постановление от 31 октября 1995 г. N 12-П1 о том, что поправки к гл. 3-8 вносятся в форме особого правового акта – закона РФ о поправке к Конституции РФ в порядке, установленном в ст. 108 Конституции РФ.
Однако, все поправки всё также вносятся не особым правовом актом, а ФКЗ, что, анализируя выше сказанное – недопустимо.
Таким образом, видится целесообразным в РФ создать такой вид закона, который бы вносил поправки и/или изменения в Конституцию РФ, и только в Конституцию.
Мы предлагаем следующее, будет уместным, если данный закон будет наименован как «Конституционный закон». Конституционный закон - это правой акт равный по юридической силе Конституции и вносящий корректировки в неё, он не может противоречить ей, вытекать из неё, он – часть, которая заменяет устаревший механизм на новый, для совершенствования и поддержания стабильности.
Анализируя зарубежный опыт, в Конституциях Македонии, Сербии, Словении, Румынии и иных странах содержатся нормы, которые определяют конституционный закон, как нормативно-правовой акт, принимаемый парламентом для введения в действие конституции и установления порядка её изменения и дополнения. Например, в ст. 72 п. 2 Конституции Молдовии есть чёткое определение понятию «конституционный закон»: «Конституционные законы - это законы по пересмотру Конституции»2.
В ст. 9 п. 1 Конституции Чехии 1992 года, сказано, что дополнения и изменение Конституции осуществляется лишь конституционными законами3.
Конституция Румынии пересматривается аналогичным образом, путем принятия конституционного закона.
Ещё пример, в ст. 133 Конституции Македонии записано: «Для проведения в жизнь Конституции будет принят большинством голосов от числа депутатов Собрания (парламента) конституционный закон. Он провозглашается Собранием и вступает в силу одновременно с провозглашением Конституции Республики Македония»1.
Такие же нормы имеются в Основном законе Германии, Португалии, Италии и других странах.
Конституция Азербайджана понимает под конституционными законами понимает лишь законы о дополнении Конституции: «ст. 156. Порядок принятия дополнений в Конституцию Азербайджанской Республики2:
I. Дополнения в Конституцию Азербайджанской Республики принимаются в виде Конституционных законов в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики большинством в 95 голосов.
II. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики ставятся на голосование в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики дважды. Второе голосование проводится через 6 месяцев после первого голосования.
III. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики представляются на подписание Президенту Азербайджанской Республики в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией для законов, как после первого, так и после второго голосования.
IV. Конституционные законы о дополнениях в Конституцию Азербайджанской Республики вступают в силу по подписании их Президентом Азербайджанской Республики после второго голосования.
V. Конституционные законы являются неотъемлемой частью Конституции Азербайджанской Республики и не должны противоречить основному тексту Конституции Азербайджанской Республики.
Говоря о правовом статусе, КЗ обладают высшей юридической силой. Объясняется это тем, что поправки, вносимые в Конституцию, инкорпорируются в её текст или даются в приложении. В этой связи КЗ обладает такой же юридическая силой, как и сами Конституции.
Проанализировав зарубежный опыт и изучив внутригосударственные особенности, процедура принятия КЗ, должна соответствовать гл. 9 Конституции РФ1:
1) в случае пересмотра гл. 1, 2 и 9: инициатива о пересмотре данных глав Конституции должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание вправе принять одно из двух решений: 1) подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции заканчивается; 2) разработать проект новой Конституции РФ. Если Конституционное Собрание разработает новую Конституцию России, то она может быть принята двумя путями: 1) при наличии квалифицированного большинства в 2/3 от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) вынесение проекта на всенародное голосование (референдум). При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
2) в случае внесения поправок в гл. 3-8: Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты Президент РФ; Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Следует принять нормативно-правовой акт (Федеральный конституционный закон), который бы раскрывал сущность, понятие, основные признаки и процедуру принятия КЗ.
Как например, Федеральный конституционный закон «О пересмотре, изменение и внесение поправок Конституции Российской Федерации» который будет раскрывать смысл и значение принятия КЗ: понятие (например, «Конституционный закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый представительными (законодательными) органами государственной власти, главной целью которого является внесение поправок, изменение и дополнение Конституции РФ»), признаки, основные принципы (например, демократизм, законность, гуманизм, равноправие и государственное единство); процедуру принятия и органы, уполномоченные на принятие КЗ, а также возможность участия граждан в принятие КЗ.
В последствии создания КЗ иерархия законодательства в РФ будет выглядеть следующим образом:
1. Конституция;
2. Конституционный закон;
3. Федеральный конституционный закон;
4. Федеральный закон;
5. Подзаконные акты;
6. Законы субъектов.
Заключение
Проанализировав выше сказанное, сделаем вывод, что под законом следует понимать нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти, регулирующий определённый круг общественных отношений, обеспечивающий возможность применения мер государственного принуждения.
По значимости и месту в системе законодательства законы подразделяются на:
Конституции;
Конституционные законы;
Обычные (текущие) законы;
Обеспечительные (оперативные) законы.
Под конституционным законом (далее - КЗ) понимают законы, которые вносят изменения или дополнения в действующую конституцию.
На территории РФ отсутствует закон, который бы вносил поправки или изменения в Конституцию РФ.
Таким образом, рассмотрев зарубежный опыт и изучив внутригосударственные особенности видится целесообразным в РФ создать такой вид закона, который бы вносил поправки и/или изменения в Конституцию РФ, и только в Конституцию. Информацию о таковом законе следует раскрыть в нормативно-правовом акте (Федеральном конституционном законе), который бы раскрывал сущность, понятие, основные признаки и процедуру принятия КЗ.
Как например, Федеральный конституционный закон «О пересмотре, изменение и внесение поправок в Конституцию Российской Федерации» который будет раскрывать смысл и значение принятия КЗ: понятие (например, «Конституционный закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый представительными (законодательными) органами государственной власти, главной целью которого является внесение поправок, изменение и дополнение Конституции РФ»), признаки, основные принципы (например, демократизм, законность, гуманизм, равноправие и государственное единство); процедуру принятия и органы, уполномоченные на принятие КЗ, а также возможность участия граждан в принятие КЗ.
В последствии создания КЗ иерархия законодательства в РФ будет выглядеть следующим образом:
1. Конституция;
2. Конституционный закон;
3. Федеральный конституционный закон;
4. Федеральный закон;
5. Подзаконные акты;
6. Законы субъектов.
Создание Конституционного закона на территории Российской Федерации будет уместным, в связи с упорядочением и совершенствованием законодательства.
Нормативно-правовая база
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. – 1995. - № 45 - ст. 4408.
Список литературы
1. Конституция Республики Молдова (с учетом поправок, внесенных Законами Республики Молдовы о поправках к Конституции ЗП185-XVI от 29.06.06, ЗП344 от 25.07.03, ЗП1471 от 21.11.02, ЗП1470 от 21.11.02, ЗП1469 от 21.11.02, ЗП351 от 12.07.01, ЗП1115-XIV от 05.07.00, ЗП957-XIII от 19.07.96) // Monitorul Oficial Nr. - № 140. – ст. 78.
2. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года № 00 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.08.2003 г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.zakon.kz/ (дата обращения: 25.11.2017 г.)
3. Васильев А.В. Теория права и государства: учебник [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, - 2017. – 441 с.
4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник/А.Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, - 2017. – 669 с.
5. Нудненко Л. А. Конституционное право: учебник для бакалавров/Л. А. Нудненко. – М.: Юрайт, - 2016. – 474 с.
6. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — 5-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. – 240 с.
7. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / А. А. Мишин. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.
1 Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник/А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, - 2017. -С. 325.
2 Нудненко Л. А. Конституционное право: учебник для бакалавров/Л. А. Нудненко. -М.: Юрайт, - 2016. -С. 221.
1 Васильев А.В. Теория права и государства: учебник [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, - 2017. -С. 196.
2 Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — 5-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016. -С. 65.
1 Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник/А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, - 2017. -С. 325.
1 Конституция Республики Молдова (с учетом поправок, внесенных Законами Республики Молдовы о поправках к Конституции ЗП185-XVI от 29.06.06, ЗП344 от 25.07.03, ЗП1471 от 21.11.02, ЗП1470 от 21.11.02, ЗП1469 от 21.11.02, ЗП351 от 12.07.01, ЗП1115-XIV от 05.07.00, ЗП957-XIII от 19.07.96) // Monitorul Oficial Nr. 78 статья № 140.
1 По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. -1995. - № 45 - ст. 4408.
2 Конституция Республики Молдова (с учетом поправок, внесенных Законами Республики Молдовы о поправках к Конституции ЗП185-XVI от 29.06.06, ЗП344 от 25.07.03, ЗП1471 от 21.11.02, ЗП1470 от 21.11.02, ЗП1469 от 21.11.02, ЗП351 от 12.07.01, ЗП1115-XIV от 05.07.00, ЗП957-XIII от 19.07.96) // Monitorul Oficial Nr. 78 статья № 140.
3 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / А. А. Мишин. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. - С. 261.
1 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / А. А. Мишин. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. - С. 265.
2 Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года № 00 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.08.2003 г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.zakon.kz/ (дата обращения: 25.11.2017 г.)
1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.