ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЛОНТЁРОВ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЛОНТЁРОВ

Ступникова А.С. 1
1
Фомина М.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России волонтерское движение зародилось в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Волонтерская деятельность - это добровольная, бескорыстная, социально направленная, некоммерческая деятельность, осуществляемая волонтерами и волонтерскими организациями путем предоставления волонтерской помощи. Волонтер – лицо, осуществляющее какую-либо деятельность добровольно, а также зачастую безвозмездно – не получая за это материального вознаграждения.

Основными направлениями деятельности волонтеров являются следующие:

- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных нуждающихся лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, нахождения в трудной жизненной ситуации, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между нациями (народностями), предотвращению социальных, межнациональных, межэтнических, религиозных конфликтов;

- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействие защите материнства, детства и отцовства;

- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- охрана окружающей природной среды и защита животных;

- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

- патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, допризывная подготовка граждан, проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и не погребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества.

Исходя из специфики волонтерской деятельности, ее регулирование осуществляется с помощью следующих нормативных актов:

- Всеобщая декларация прав человека (1948г.);

- Конвенция о правах ребенка (1989г.);

- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Российские законодатели до последнего времени откликались на проблему волонтерства весьма сдержанно – на уровне отдельных «точечных» рекомендаций, прецедентов и «решений на местах». Однако, в 2013 году последовала и реакция по существу. На обсуждение в нижнюю палату парламента был внесен заново разработанный законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)». Необходимо акцентировать внимание на том, что речь идет о специальном нормативно-правовом акте, который на федеральном уровне мог бы определять основы волонтерской деятельности в РФ. Фактически появление подобного документа стало косвенным (хотя и абсолютно уместным) признанием того факта, что регулирование отдельных вопросов добровольческой деятельности в рамках предшествующих нормативных актов (ФЗ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности», сравнительно недавние поправки в Налоговый кодекс), очевидно, недостаточно. Появление единого закона, направленного на регламентацию конкретных проблем добровольческого движения, видится фактором чрезвычайной степени актуальности.

Единый документ позволял на законодательном уровне закрепить принципы деятельности волонтеров, упорядочить их работу, а также разработать систему мер для стимулирования добровольческой активности. Упомянутый законопроект вызвал в СМИ оживленную дискуссию. Критике подверглись не только отдельные положения документа. Под сомнение была поставлена сама целесообразность его принятия.

По теме правового регулирования волонтерского движения в РФ ежедневный общественно-политический журнал «The New Times» провел интервью для тех, кого этот закон касается напрямую. Директор Союза волонтерских организаций и движений Владимир Хромов: «Мы не против правового регулирования деятельности добровольцев. Но мы считаем, что единый закон в настоящее время несвоевремен и может быть очень вреден. Волонтерство развивается очень интенсивно. Та юридическая база, которая существует, достаточна, проблем никаких не возникает. К тому же ситуация для принятия закона абсолютно неподходящая. Последние два года волонтеры, как активная часть гражданского общества, и государственная власть если и не находятся в прямой конфронтации, то по крайней мере не испытывают друг к другу доверия. Нет практики взаимодействия, нет конструктивного общения. Власть не слышит общества. Закон должен оформлять существующие отношения, они же развиты крайне неудовлетворительно»

«Мы в Ассоциации «Юристы за гражданское общество» по-прежнему уверены, что добровольчество должно в минимальной степени регулироваться государством, и существующих сейчас в законодательстве о благотворительности норм достаточно для того, чтобы добровольцы в социальной сфере могли работать на пользу общества. В нем абсолютно не фигурирует слово «благотворительность», то есть добровольчество пытаются максимально дистанцировать от благотворительности. Много вопросов по поводу добровольческой деятельности за рубежом, требующих тщательной доработки», – говорит юрист ассоциации Василий Романец. Законопроект слишком сильно «заорганизован и зарегулирован», а это только разрушит живое дело. «Надо говорить не о регулировании, а о мерах поддержки волонтерской деятельности»,- заявил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. Также встречаются множество отрицательной критики было сказано в адрес создателей законопроекта от волонтеров. В основном, можно твердо утверждать, что законопроект интересен и актуален, так как многие обсуждают и обмениваются мнениями. Таким образом, из вышеуказанных обсуждений можно прийти к следующему выводу. Мы считаем, что необходимо повторно рассмотреть законопроект о добровольчестве (волонтерстве), и внести изменения в некоторых статьях и пунктах.

Принятие ФЗ «О добровольчестве (волонтёрстве)» на протяжении нескольких лет откладывается и на сегодняшний день также лежит «под сукном», что, безусловно, тормозит эффективное развитие необходимой для общества полезной деятельности. Да, регионы пытаются решать эту проблему, принимая собственные нормативные акты, регламентирующие волонтерскую деятельность. К примеру, «Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи» в Белгородской области, от 02.05 2012 г.; «Концепция развития добровольческого движения в Республике Татарстан на период до 2016 года» и т.д., однако такая важная сфера общественной жизни как волонтёрская (добровольческая) деятельность требует урегулирования на федеральном уровне. Полагаем, что принятие данного закона в скором будущем позволит разрешить существующие проблемы, а предложенные нами поправки сделают его применение более эффективным.

Безусловно, закон, регулирующий и регламентирующий волонтерскую работу, нужен. Он должен опираться на существующую практику волонтерских НКО, для чего в его обсуждении должны принимать участие руководители наиболее известных и авторитетных благотворительных организаций. Авторы законопроектов о волонтерах должны понимать некоторые основные вещи. Во-первых, существует несколько видов волонтерства и очень важно осознавать их природу и особенности. Существует регулярное волонтерство, большая часть которого - социальное добровольчество, но достаточно развиты и помощь животным и забота о природе. «Регулярное» означает большую кропотливую работу ради постоянной (раз в неделю, в месяц) и длительной (три, четыре года) работы с благополучателями. Есть добровольчество при чрезвычайных ситуациях. Это очень мотивированная, порой опасная работа, требующая разовой полной отдачи. Такое добровольчество нередко стихийно и требует авторитетных среди простых волонтеров «центров кристаллизации», распределения обязанностей, организации труда. И, наконец, есть волонтерство акций и разовых мероприятий, которые могут проводиться как ради изменения общественного мнения, привлечения внимания, так и ради пиара и даже в политических целях.

Во-вторых, волонтерство - это не только НКО, но, на сегодня, прежде всего, - самоорганизовавшиеся группы граждан. Существуют целые организации при ВУЗах, при региональных, областных, районных, муниципальных и иных органах власти. В-третьих, необходимо четко понимать мотивацию волонтеров, область их ответственности, понимать, что значит быть волонтером. Добровольцы серьезно работают только там и ради тех, где им лично хочется, на что откликается их сердце. В-четвертых, организация волонтерства - это затраты. Сам волонтерский труд, очевидно материально не вознаграждается, но организация труда, привлечение волонтеров, их обучение, поддержка, организация волонтерских групп, расходные материалы и многое другое - стоит денег - и немалых.

Я думаю, что готовящийся закон должен учитывать, как указанные виды устройства, так и то, что средства, потраченные на волонтеров, на организацию их труда, на расходные материалы, на их обучение и поддержку, сродни благотворительным пожертвованиям - не должны облагаться налогом. За добровольческими организациями необходимо оставить право возлагать часть финансовой ответственности на самих волонтеров, обговаривая это в начале сотрудничества.

А так же проект ФЗ о добровольчестве (волонтерстве) направлен на регулирование общественных отношений, которые возникают в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности. Настоящий проект ФЗ устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).

1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости «снять все барьеры для развития волонтерства» в России и призвал Агентство стратегических инициатив и Общественную палату РФ предметно поддержать соответствующие движения и некоммерческие организации. По итогам послания президент поручил этим организациям разработать план мероприятий по развитию волонтерского движения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

4. Проект Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)». Печатные источники

5. Бодренкова Г., Караваешников С. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни. Методические рекомендации. М., 2011. 88с.

6. Голуб А. Основные этапы развития добровольческой деятельности в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2014. №8-2. С.138-140.

7. Игдырова С.В., Чикляукова Е.В., Мукминов Р.Р. Развитие социальной активности молодежи в системе волонтерской деятельности // Проблемы современной науки. 2013. №7-1. С. 81-87.

8. Кудринская Л. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.

9. Матвеев С., Когут И., Гончаренко Е. Волонтерское движение в спорте: проблемы и перспективы // Наука в олимпийском спорте. 2011. С. 111-121.

10. Мерсиянова И. Вовлеченность россиян в добровольчество // Информационно- аналитический бюллетень Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. 2015. Декабрь. №4. С. 6-10.

11. Моисейчева М. Виды волонтерства // BiZ-Bote. 2011. №4. С. 5 – 8.

12. Паршина Ю. Волонтерское движение и его истоки в России // Известия ВГПУ. 2009. №9. С. 106–109. 43. Рубинштейн С. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

13. Скороходов Ю. Волонтеры на старте // Guide - Сочи2014. Волонтерская программа / Коммерсантъ. 2012. №2. С.3-7.

14. Холина О. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С.71-73.

15. Ассоциация волонтерских центров // [Электронный ресурс]. URL: http://volunteers.com.ru (дата обращения: 27.10.2017).

Просмотров работы: 1623