НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Митина К. 1Роговская Т. 1
1
Половцева Ж.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Приходит время, когда подростки, начинают сталкиваться с ситуациями, при которых не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью? Чаще подростки обращаются не к родителям, а пытаются самостоятельно решить проблему или слушают друзей, которые дают не всегда правовые советы, а порой и просто преступные. В результате, дети уходят из дома, попадают в сомнительные компании, совершают суициды, начинают ненавидеть близких, теряют с ними эмоциональный контакт. Но почему же так происходит? Сравнивая такие семьи и семьи в которых нет таких проблем, мы поняли, что взрослые часто сами виноваты в этом. И речь идёт не только о родителях-алкоголиках, но и о вполне приличных родителях, которые следят за детьми и желают, чтобы они выросли умными и всесторонне развитыми. В чём же они виноваты? Подростки, с которыми мы общались, жалуются на то, что родители их не слышат и имеют какое-то своё представление о становлении своих детей. Мы тоже сталкивались с такими ситуациями дома и решили исследовать нормативные акты, чтобы понять, имеют ли дети в семье права и как их можно реализовать. Но работая с Семейным кодексом РФ, мы нашли ещё и другие проблемы в законе, напрямую не связанные с конфликтами детей и родителей. Нарушаются права детей и при конфликтах между родителями и в других случаях, поэтому мы расширили область нашего исследования.

Объектная область исследования: право (юриспруденция)

Объект исследования: Семейный кодекс

Предмет исследования: права подростка в семье

Проблема: подросткам сложно реализовать и защитить свои права в семье.

Цель: найти несоответствия правовых статей в Семейном кодексе с потребностями подростков и дать некоторые рекомендации поправок закона.

Задачи:

  • Изучить историю семейного права

  • Провести социологический опрос (о том какие семейные права знают наши знакомые и какие проблемы в их семьях существуют)

  • Найти случаи нарушения семейных прав детей в семье на форумах в Интернете.

  • Провести беседу со специалистом Органа опеки и попечительства Белоярского ГО о проблемах семьи.

  • Изучить статьи Семейного кодекса, касающиеся прав детей и составить рекомендации поправок.

  • Провести классные часы о правах подростка в семье.

Методы исследования:

Сбор и анализ информации

Изучение правовых источников

Сравнение статей законодательных актов с потребностями детей в семье

Анализ статистических данных

Эксперимент. Беседа

Социологический опрос

Систематизация и обобщение полученных данных

Продукт проекта:Предложения поправок к статьям Семейного кодекса.

Классный час о правах детей в семье.

Глава 1. История развития прав детей в семье

Недавно в телепрограмме «Пусть говорят» показывали сюжет о девочке 11 лет, которая оказалась «меж двух огней» после развода родителей. Две семьи (отца и матери) делали всё, чтобы забрать дочь себе (рассказывали ей неприятные истории друг о друге, обманывали, практически воровали её из школы, запирали в доме, заваливали игрушками). В результате довели её до суицида, хорошо, что соседские дети вовремя увидели её на крыше и позвали взрослых. Пока она лежала в больнице с нервным истощением, следователи нашли у неё в портфеле страшный рисунок: мужчина и женщина тянут каждый к себе ребёнка, разрывая его пополам. Но родителей не успокоило даже это, в передаче они кричали друг на друга, пытаясь доказать, что только он (она) выступают в интересах дочери. Дети, сталкиваясь в жизни с различными ситуациями, часто не знают, как поступить, что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью, не знают своих прав. Если проблема возникла вне семьи, то дети ещё могут рассказать родителям, а если в семье, то они чаще всего пытаются решить её самостоятельно или при помощи друзей, советы которых не всегда правильны, а порой и просто преступны. Непонимание, как поступить, переживания, стресс влекут за собой даже психические срывы и серьёзные заболевания. Пример с девочкой – не единичный случай. Множество других, не таких трагичных, мы наблюдаем в среде наших знакомых. Родители часто из добрых (как им кажется) побуждений наносят вред ребёнку, ломают его личность, подрывают здоровье. Родителям хочется, чтобы дети осуществили все их мечты: записывают во множество кружков (с этим столкнулись и мы, поэтому нас заинтересовала эта тема), запрещают видеться с «не теми» (по их мнению) друзьями, жёстко наказывают за проступки или, наоборот, балуют. И считают, что они правы, так как и в Конституции РФ, и в Семейном кодексе РФ есть статьи, которые прямо говорят, что право и обязанность родителей заботиться о благосостоянии и развитии ребёнка.

Повелевание детьми пришло из глубин веков, из «Домостроя»: чада обязаны были слушаться родителей в любом возрасте и по любому вопросу. Например, в Древнеримском праве официально закреплялась абсолютная власть отца. Он даже имел право единолично решить сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет. Он мог даже выбросить его, а более старшего продать в рабство. Постепенно, уже в новой эре, это было запрещено, сыноубийство стало приравниваться к убийству. А ребёнок получил право даже пожаловаться на жестокого отца.

В Древней Руси права «жизни и смерти» в законах не было, но убийство детей не считалось серьезным преступлением. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни. Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально не вмешивалось в семейные отношения. Жаловаться на родителей детям запрещалось. За это их законодательно разрешалось бить кнутом. А вот родители могли пожаловаться на непослушных детей властям. И без всякого разбирательства суд назначал порку кнутом и даже заключение в тюрьму от трёх до четырёх месяцев (это право родителей было отменено только в 1917 году). Хотя в XVIII веке уже появилась ответственность родителей, если они довели своего ребёнка до самоубийства. (http://studbooks.net/) И всё же, у родителей во всех странах всегда была обязанность воспитывать своих детей и заботиться о них. И вот опять встаёт вопрос: а что это значит? Ведь порка кнутом тоже считалась воспитанием. Как определить, что родительские «воспитание и забота» развивают ребёнка в нужном направлении и не наносят ему вред? О физическом воздействии всё понятно: законодатели прямо указывают, что «способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление», а как быть с интересами ребёнка, в чём заключается забота?

Глава 2. Права детей в Семейном кодексе РФ

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы, конечно же, обратились к Семейному кодексу РФ. Но, к сожалению, мы увидели, что статьи закона очень бланкетные: в них нет объяснений терминам, которые нам нужны, и приходится находить их в других источниках, что, наверняка, затрудняет работу и органам опеки, и суду при разрешении конфликтов между родителями и детьми. Возьмём, например, статью 65 «Осуществление родительских прав»: «1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.» И так по всей статье - «в интересах детей», но кто и как определяет эти интересы? Да, мнение десятилетнего ребёнка (и старше) должно учитывается, но разве родители спрашивают это мнение? Они всё равно считают, что их дети ещё недостаточно осознают, что им полезно, а что нет. Вот ещё положение: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. (до 16! лет)» - говорится в статье 63. То есть именно родители решают, в какой школе (а, может быть даже дома) будут учиться их дети. У нас был такой случай в 4 классе: мама одной ученицы поссорилась с классным руководителем (ей казалось, что учитель недостаточно внимания уделяет её ребёнку), и перевела её в другую школу, за 30 км от села. Девочка не хотела уезжать, ей нравилась и учительница, и ребята в классе, она теряла друзей. Но мама настояла, убедила; мнение ребёнка никто не спросил. В той школе она не стала учиться лучше, так зачем же было мучить её?

Танина мама окончила юридический институт, она нам пояснила, что понятие «интересы ребёнка» юридически никак не оформлено, вариантов определения много, в которых учитываются объективные и субъективные факторы. К объективным относится, например, идеология государства (в СССР это был коллективизм: интересы коллектива и государства ставились выше личных (и в соответствие с этим шло воспитание), а сейчас в Конституция РФ, наоборот, - приоритет личности). А к субъективным факторам относятся: возраст ребёнка, осознание им своих желаний и понимание родителями принципов воспитания. Вот и получается опять, что родители имеют право решить, что ребёнок недостаточно осознал свои желания, и поступить по-своему. Идет полный контроль над выбором ребенка, в том числе и дополнительного образования. Родители находят способы убеждения, чтобы добиться согласия ребёнка, а иногда просто приказывают или даже шантажируют его. Вот два простых примера из Форумов в Интернете: «Я занимался плаванием, потому что боялся, что отец заберёт скейт, у него был такой железный аргумент – не хочешь бассейн, не будет и скейта» и «Мои дети совершенно точно пойдут в музыкальную школу вне зависимости от их хотения. Они ж глупые и не понимают многого. Благодарность и понимание придет потом. Кстати, все мои друзья и знакомые, кто учился в музыкальной школе, того же мнения». Такой пример есть в фильме Александра Войтинского "Призрак". Мама мальчика (главного героя) записала его в танцевальную студию, но он не любит танцы, и чтобы ее не расстраивать ходит туда через силу, а маме врёт, что танцы его призвание. (Получается, что родители таким образом воспитывают в детях ещё и ложь.)

В Семейном кодексе есть понятие «злоупотребление родительскими правами», оно встречается в статье 56 «Защита прав ребёнка» и в статье 69, как основание для лишения родительских прав. И здесь мы так же видим бланкетность понятия. "Злоупотребление родительскими правами" сформулировано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, как "использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п." (http://studopedia.ru) Нам кажется странным такой перечень. Разве у родителей есть право решать учиться ребёнку или нет, разрешать ему пить? Злоупотребление ПРАВАМИ. То есть использовать свои права так, что они приносят зло. А как мы уже выяснили из 63 статьи, права у родителей - на воспитание и обучение, на выбор образовательного учреждения и формы обучения. А ещё на защиту прав и интересов своих детей (статья 64). Из этого можно сделать вывод, если родитель вправе выбирать какие-либо занятия, кружки для развития своего ребенка, то он должен считаться с личностью ребенка, и не должен отдавать его во все подряд кружки, секции, лишая его возможности заниматься любимым делом, общаться с друзьями, другими родственниками, отдыхать. Забота о ребёнке, к сожалению, тоже может стать излишней. В литературе много таких описаний. Например, в произведении Гончарова «Обломов» описывается детство главного героя Илюши. Мать настолько опекала его, следила за каждым его шагом, что он вырос безвольным и безответственным человеком, не умеющим самостоятельно принимать решения. И сейчас много таких родителей, которые и друзей выбирают своим чадам, и от домашней работы ограждают. Вот это и является злоупотреблением родительскими правами. (Данный термин необходимо изменить в законе, так как он логически не связан с правами родителей, и мы не считаем, что за такие злоупотребления (о которых мы говорим) надо лишать родительских прав.)

Мы считаем, что интересы ребенка - это то, что желает ребенок сам, и что ему нравится, к чему он тянется. Родители должны учитывать способности ребёнка, его таланты, а не свои неосуществившиеся мечты. Мы согласны, что маленькие дети не могут осознать себя. Но не зря в Семейном кодексе установлен возраст, при котором уже должно учитываться мнение детей, - 10 лет. К этому возрасту и ребёнку, и специалистам стаёт понятно, какие у него таланты есть, а каких нет.

Конечно, существует и другая сторона данной проблемы, когда ребёнок вообще не хочет никуда ходить, а сидит только в социальных сетях. Поэтому и важно чётко определиться в законе и с «правами родителей», и с «интересами детей», чтобы и дети развивались, и родители не перегибали палку.

В той же 65 статье есть ещё один не совсем понятный тезис в пункте 3: «Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое)».

Неясным оказывается то, как суд должен учитывать эти обстоятельства: все враз или выборочно? Ведь дети привязываются к тому родителю, с кем живут. А условия для развития у одного родителя могут быть и лучше, но ребёнок не хочет с ним жить. В деревне Измоденово, где живёт Ксения, есть семья, в которой мать воспитывает своих четверых детей одна. У них маленький дом и они очень бедные, но дружные и всегда всё делают вместе. Говорят, что как-то раз отец приезжал, пытался забрать кого-то из детей к себе, даже суд был. Детей разлучили. Но те, кого отдали отцу, сбежали от него и вернулись к маме. С другой стороны, есть дети, которые пользуются тем, что можно бегать от одного родителя к другому, потому что один более строг, чем другой, зато, например, даёт деньги. Мы не встречали семьи, где супруги живут раздельно (что это за семья?) Но при разводе, у каждого родителя остаётся право воспитывать своего ребёнка, видеться с ним. И в таких случаях, мы знаем подростков, которые преднамеренно пользуются этим. Даже стараются жить там, где не ругают за двойки и не заставляют ничего делать по дому. Вот в этом случае как учитывать мнение ребёнка?

Разбираясь далее в статьях закона, мы увидели ещё один сомнительный момент, касающийся прав детей, и даже их здоровья и безопасности. Лишение прав возможно как обоих родителей, так и одного. Если оба лишены прав, ребёнка забирают от них, а если только один? Например, отец алкоголик. Супруги не разведены, живут вместе. И ребёнок продолжает жить с таким отцом! Когда мы обсуждали этот вопрос в школе, на классном часе, наши одноклассницы удивились – как может жена продолжать жить с тем, кто постоянно пьяный и поднимает руку на ребёнка!? Но, к сожалению, таких случаев много. Просто потому, что им идти не куда. Другого жилья нет ни у кого из них. Данную проблему в рамках Семейного кодекса решить сложно, ведь один из родителей не нарушает права ребёнка. Самое большее, что сейчас могут сделать, посадить дебошира на 15 суток. Но поможет ли это?

В Семейном кодексе записано: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (кстати, что понимается под эксплуатацией детей, тоже нет в СК РФ, некоторые дети простой труд при прополке грядок считают эксплуатацией, но хорошо, что в Конвенции о правах ребёнка подробно расшифровывается этот термин). Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.» Возвращаясь к трагической ситуации, описанной в начале работы и обобщая все остальные примеры, мы подводим итог: чтобы родители действительно могли осуществлять свои права и обязанности, не нарушая прав детей, необходимы более чёткие определения понятий в законе, более ясные представления интересов детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над исследованием о правах детей в семье, мы узнали, что в древности дети были совершенно бесправны, в некоторых странах отец даже имел право решать оставить в живых новорождённого ребёнка или нет. Со временем такие права исчезли, появились обязанности родителей воспитывать детей. Сейчас в цивилизованном мире дети имеют много прав, а родители и права и обязанности по достойному развитию детей. Но некоторые родители или совсем не выполняют свои обязанности, или выполняют их так, что вредят своим детям. Родители считают, что выступают в интересах детей, придумывая для них «план развития», но не учитывают интересы и мнение самих детей, считая, что дети сами не могут знать. что для них лучше. Мы обнаружили, что в статьях Семейного кодекса неправильно (нелогично) даётся понятие «злоупотребление родительскими понятиями», а также увидели, что права детей сложно защитить, если один из родителей лишён родительских прав, но продолжает оставаться в семье, так как ему негде жить. Справедливости ради, мы можем заметить, что и дети сами злоупотребляют своими правами, особенно, когда родители разведены и живут раздельно. Подростки пользуются ссорой родителей и бегают от одного к другому, живут там, где с них ничего не требуют (учиться, помогать по дому), а только балуют. В Семейном кодексе неясно, что понимать под словами «интересы ребёнка» и от этого все проблемы.

В процессе работы над исследованием мы провели опрос среди знакомых подростков и взрослых, побеседовали со специалистом Отдела опеки и попечительства Белоярского ГО, выяснили мнение посетителей детских и родительских форумов по проблемам отношений родителей и детей в семье. О результатах своего исследования мы рассказали на классном часе, в процессе которого возникла непростая дискуссия, которая также помогла нам определить некоторые рекомендации поправок к статьям закона.

Например, необходимо чётко определить, что же включают в себя «интересы ребёнка», изменить смысл понятия «злоупотребление родительскими обязанностями», разработать защитные механизмы для детей, один из родителей которых лишён родительских прав.

Мы очень надеемся, что юристы обратят внимание на эти недостатки в законодательстве и родителям и детям будет легче осуществлять свои права и обязанности без конфликтов в семье. Наше исследование нужно для государства, так как семья – главный институт общества, и без неё государство не может обойтись, не может быть сильным и могучим!

***

Мы любим своих родителей. Даже дети, которых бросили, мечтают вернуться в семью. Без семьи нет счастья. Но нам очень хочется, чтобы родители не забывали, что мы – тоже личности, со своими интересами, талантами, желаниями и мечтами. Вдвойне счастливы те семьи, где ценят друг друга и доверяют друг другу. Где учитывают интересы всех в семье. Наверное, это и есть настоящая любовь! А законы должны помогать укреплять эту любовь.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Конституция РФ 1993 года

  2. Конвенция о правах ребёнка ООН

  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 14.10.2017)

  4. История Российского права (http://studbooks.net/)

  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10 (http://studopedia.ru)

Просмотров работы: 526