ПОВЫШЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОВЫШЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Стрельникова А.В. 1
1
Крутова М.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

18 сентября 2016 года в Российской Федерации прошел единый день голосования. В Белгородской области жители выбирали депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В этот день свое избирательное право реализовали почти 63% жителей области.

В современной России от решения избирателей зависит общее направление развития всей страны. Отношение граждан к процессу выборов помогает определить уровень отношения населения демократическим ценностям. В настоящее время сложилась ситуация, когда у граждан, принимающих активное участие в политическом процессе, уже оформились предпочтения в выборе конкретной идеологии и партии. В то же время число тех, кто не проявляет политической активности или не сделал еще своего выбора, намного больше. Большую часть этой социальной группы представляет молодежь. Данная возрастная группа наследует степень развития общества, формирует образ будущего и поэтому вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более актуальными на сегодняшний день.

В 2011 году явка на выборах депутатов Госдумы в Белгородской области составляла 75,45 %. В 2016 году она упала до 62,18 %. Из данной статистики мы видим проблему в снижении активности граждан в дни голосования, которую необходимо решать, путем повышения интереса граждан к реализации своего права еще до достижения совершеннолетия через детские органы самоуправления образовательных учреждений.

Практическая значимость работы заключается в обобщении опыта зарубежных стран по повышению активности молодых избирателей, а так же внедрение «детских» выборов в образовательных учреждениях страны, как один из видов работы по повышению гражданской активности будущих избирателей.

Объектом исследования является гражданская позиция будущих избирателей. Предмет исследования «детские» выборы, как один из видов работы по воспитанию в учащихся будущей избирательной активности.

Цель работы -внедрение практики «детских» выборов в образовательные учреждения, как одно из направлений по воспитанию активной гражданской позиции школьников.

Задачи:

1. Изучить основные понятия избирательно права.

2. Сформировать основные векторы работы по повышению электоральной активности будущих избирателей.

3. Рассмотреть основные подходы направленные на повышение участия в выборах молодежи зарубежных стран.

Методы работы: сравнение, обобщение, метод моделирования, анкетирование, опрос, интервью, наблюдение.

1. Избирательное право и его реализация в современном мире.

1.1. Избирательное право и выборы. История выборов.

Избирательное право – это система законов, регулирующих проведение выборов в различного уровня органы власти, а так же право граждан участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата.

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления граждан в отношении назначений руководителя и исполнительной власти страны. Применение процедуры выборов при решении назначений применяется на основании основного закона страны - Конституция РФ, а также Федеральных Законов.

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в Новгородской торговой республике — также проводились выборы (вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4 созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4 раза.

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.

1.2. Привлечение молодежи Старооскольского городского округа к участию в выборах

Повышение общей культуры и воспитание вообще происходит при помощи восприятия информации извне, таким же образом происходит повышение и правовой культуры. Но что же может узнать молодой человек об избирательной системе, если ему никто не расскажет, ведь мало кто будет самостоятельно искать информацию о выборах. И чтобы не сложилось искаженного представления, обучением и воспитанием должны заниматься профессионалы. Для этого необходимо создавать всевозможные юношеские организации, клубы, где рассказывать их участникам о политической системе, системе выборов, проводить встречи с членами избирательных комиссий, политическими лидерами и другими людьми, которые непосредственно связаны с избирательным процессом.

Известно, что основную и ведущую роль в воспитании детей и подростков играют семья и школа. Именно поэтому необходимо широко проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Так, отвечая на вопрос о причинах, побудивших молодых людей прийти на избирательный участок и проголосовать, главным фактором опрошенные назвали «участие в выборах по примеру родителей» (85% голосов), т. е. важным фактором политической социализации молодежи является пример родителей. Если старшее поколение участвует в политической жизни страны, то существует большая вероятность того, что и их дети тоже будут проявлять активную гражданскую позицию и будут участвовать в выборах.

В целях формирования интереса молодого поколения избирателей к политико-правовой сфере жизни общества, повышения гражданской активности в образовательных учреждениях Старооскольского городского округа реализуются ряд различных мероприятий по вопросам избирательного права и процесса: олимпиады, элективные курсы, творческие и научно-исследовательские конкурсы, проводятся единые дни голосования, встречи с представителями различных политических партий. Администрация города организует экскурсии с посещением избирательной комиссии , а так же лекции для школьников В школах созданы клубы будущих избирателей, на базе нашей школы организован клуб «Я гражданин РФ», который основан в 2005 году.

1.3. Обзор зарубежных методик повышения электоральной активности молодежи

Избирательная комиссия Великобритании ищет молодежь в Facebook. С помощью социальной сети проводится официальная регистрация граждан для участия в парламентских выборах. В течение нескольких дней на главных страницах профилей пользователей Facebook в Великобритании демонстрируются сообщения с вопросом о том, зарегистрировался ли пользователь на выборах, чтобы выполнить свой гражданский долг.

В ряде районов Великобритании на выборах в местные органы управления практикуется онлайновое и даже мобильное голосование.

Официальное введение Интернет - голосования в избирательную практику зарубежных стран, как правило, сопровождалось масштабными предварительными социологическими исследованиями, направленными на выяснение готовности различных групп населения использовать Интернет в качестве канала для голосования.

Наиболее показательные результаты были получены в Эстонии в результате социологического исследования, проведенного в ходе муниципальных выборов и выборов в парламент. В Эстонии впервые в мировой практике было разрешено голосовать через Интернет на выборах в национальный парламент. В качестве основного канала для голосования Интернет предпочли 30275 избирателей, что составило 5,4% от общего количества граждан, принявших участие в выборах.

Социологов интересовали мотивы выбора гражданами Интернета в качестве канала для голосования, факторы, определившие данный выбор. Основные результаты исследований были изложены в соответствующих докладах.

Основная масса избирателей, проголосовавших через Интернет, голосовала дома – 68,3% или же на работе (по месту учебы) – 28,4%. Среди опрошенных 94,2% считают Интернет-голосование наиболее удобным по той причине, что нет необходимости ходить на избирательный участок, 95,2% считают голосование через Интернет более простым в сравнении с голосованием при помощи бюллетеня.

Среди причин, которыми избиратели объясняют свой отказ от участия в электронном голосовании, указываются, прежде всего, технические – отсутствие устройств для чтения ID-карт, отсутствие компьютера, отсутствие доступа к сети Интернет. Лишь 13,1% опрошенных сослались на то, что процедура такого голосования слишком сложна для них.

Введение Интернет - голосования способствовало, пусть и незначительно, повышению явки на выборах в представительные органы власти. В Эстонии такой рост составил 7%, в Великобритании явка увеличилась на 4%.

В России также был проведен масштабный всероссийский опрос, который со всей очевидностью подтвердил идентичность отношения российских избирателей к введению Интернет - голосования с преобладающими настроениями в других странах. Так, согласно инициативному опросу, проведенному ВЦИОМ по федеральной выборке, треть россиян (34%) в целом положительно относятся к идее Интернет - голосования (из них 24% – «скорее положительно», 10% – «безусловно положительно»). Половина сограждан (48%) – негативно относятся к такому нововведению: 23% заявляют «скорее нет», 25% – «безусловно, нет». Подобные данные совпадают с результатами опроса, проведенного в Австрии (стране, которая также как и Россия не практиковала электронное голосование). Здесь в ходе опроса 35% респондентов заявили о том, что готовы голосовать по Интернету, а 58%, что не собираются голосовать через Интернет.

Таким образом, данные зарубежных и отечественных социологических опросов позволяют утверждать, что использование Интернет - голосования в качестве дополнительного способа волеизъявления граждан не вызывает резкой негативной реакции граждан. Более того, использование Интернета в качестве дополнительного канала голосования на выборах, даже в режиме эксперимента, способствует росту доверия граждан к выборам и росту электоральной активности.

2. Повышение электоральной активности школьников через органы ученического самоуправления

2.1 Школьное ученическое самоуправление как первая ступень в повышении электоральной активности будущих избирателей.

Одной из основных задач школы является создание условий для социализации учащихся и особенно выпускников школы. Выпускник - особая группа школьников, нуждающаяся в новом воспитательном акценте своей ученической жизнедеятельности. Выпускник стоит на рубеже новой жизни, а за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор будет определять ход его жизни. Основной задачей в данный период жизни выступает формирование жизненной позиции, то есть, общего отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю этой жизни. Педагог содействует интенсивному осознанию юношеством свободного выбора, который производится ими, а не конкретно организованной предметной и общественной деятельности приобщает к реальным шагам по конструированию содержания собственной деятельности.

Выборы школьного самоуправления - серьёзное, долгожданное и ответственное мероприятие для каждого участника образовательного процесса. Ведь школьные выборы захватывают своим накалом всех: учеников, родителей, учителей. Нет людей, кому бы было всё равно, кто возглавит школьную демократическую республику. В борьбу вступают лидеры классов, создаётся избирательная комиссия, группы поддержки, проводятся встречи, предвыборные дискуссии, митинги, выпускаются листовки. Всё это позволяет приблизить выборы к реальным жизненным условиям, формируя гражданскую ответственность и необходимость стать частью будущего страны, а не безразличным её созерцателем.

Осознание учащимися ответственности за право выбора достойного кандидата на пост Председателя ученического самоуправления и формирование школьного совета, которые в дальнейшем и будут реализовывать наставления избирателей, определять путь жизни ребят на целый учебный год, участвовать в решении важных для школы задач, является ценностным содержанием воспитательной работы школы.

Запомниться ли этот учебный год своими яркими событиями, будет ли возможность для самореализации каждого ученика, зависит от активности и гражданской ответственности лидеров школьного самоуправления.

2.2 Школьные выборы

Ученическое самоуправление — форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

В нашей школе ученическое самоуправление как самостоятельное направление реализуется через работу двух объединений:

  1. Детская организация «Росинка. Радуга. Ровесник» (учащиеся 1-8 классов);

  2. Совета учащихся ученического самоуправления «Новое поколение» (учащиеся 9-11 классов);

Руководство данных объединений осуществляется учащимися через систему выборов, которая регулируется Положениями о выборах Председателя Совета учащихся ученического самоуправления «Новое поколение» и выборах Председателя Детской организации «Р.Р.Р.» в МАОУ «СОШ № 24 с углубленным изучением отдельных предметов»

Кандидаты в Председатели Совета учащихся ученического самоуправления «Новое поколение» и детской организации «Р.Р.Р.» выдвигаются от избирательных округов и избирателей. В школе организовано 2 избирательных округа.

Решение о выдвижении кандидатов принимается на Общем сборе избирателей избирательного округа.

Выдвижение независимого кандидата производится путём сбора подписей избирателей в своём избирательном округе в количестве не менее 100 на одного кандидата учащихся среди избирателей 5 - 11 классов.

Сбор подписей производится в следующем порядке: на каждом подписном листе указывается фамилия, имя, класс, подпись кандидата. Избиратель, ставя свою подпись в подписном листе, указывает свою фамилию, имя, класс. Подпись может ставиться в поддержку разных кандидатов, но один раз в поддержку одного и того же кандидата. Подписной лист подписывается кандидатом, проводящим сбор подписей.

Любой избиратель вправе вести предвыборную агитацию. Предвыборная агитация может производиться:

а) в форме предвыборных встреч с избирателями

б) через школьную газету

в) через школьную настенную печать

г) методом выпуска и распространения листовок

д) по школьному радио «Пульс»

Сроки проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается в день регистрации кандидата и заканчивается накануне дня выборов. В день выборов любая предвыборная агитация запрещается.

Избирательная комиссия формируется из учащихся 8 - 11 классов в количестве 7 членов. Утверждение состава избирательной комиссии происходит на заседании Общего сбора. Председатель и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании Совета учащихся из числа членов избирательной комиссии. С избирательной комиссией работают консультанты из числа педагогических работников. Списки избирателей по округам составляются избирательной комиссией.

Каждый избиратель получает один бюллетень для выборов Председателя ученического самоуправления. Избирательный бюллетень содержит фамилии, имена, класс всех зарегистрированных кандидатов на должность выборов Председателя ученического самоуправления.

Порядок для голосования в помещении для голосования. Голосование проводится в единый день выборов с 10.00 часов до 15.00 часов.

При получении избирателями избирательного бюллетеня член избирательной комиссии отмечает в списке избирателей его фамилию, а избиратель ставит свою подпись.

Если избиратель считает, что он совершил ошибку, то он вправе обратиться за новым бюллетенем. Испорченный бюллетень уничтожается избирательной комиссией, о чём составляется акт.

Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик для голосования.

За порядком в помещении следит председатель комиссии или секретарь, его распоряжения обязательны для всех находящихся в помещении для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами избирательной комиссии. По истечении времени голосования председатель избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. Подсчёт голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Перед началом подсчёта голосов председатель избирательной комиссии в присутствии членов избирательной комиссии и наблюдателей погашает неиспользуемые бюллетени, оглашает их число, после чего проверяет целостность печати или пломбы на избирательном ящике и вскрывает его.

Из числа бюллетеней в первую очередь отделятся недействительные бюллетени - такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя. На недействительном бюллетене избирательная комиссия указывает (на его оборотной стороне) причину его недействительности. Этот бюллетень заверяется двумя подписями членов избирательной комиссии. Недействительные бюллетени и бюллетени неустановленной формы упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.

Протокол об итогах голосования. После подсчёта голосов избирателей избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. В протоколе указывается:

а) общее число избирателей, внесённых в список избирателей;

б) число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;

в) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

г) число избирательных бюллетеней, выданных в помещении для голосования;

д) число бюллетеней, содержащихся в избирательном ящике;

е) число действительных избирательных бюллетеней,

к) число недействительных избирательных бюллетеней;

з) число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся в избирательных бюллетенях.

Первый экземпляр протокола избирательной комиссии хранится в избирательной комиссии. Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам комиссии, представителям школьной печати.

Установление результатов выборов возлагается на избирательную комиссию. На основании протокола об итогах голосования избирательная комиссия в течение одного дня после выборов устанавливает результаты выборов.Признание выборов недействительными. Избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты голосования. Признание выборов несостоявшимися. Выборы признаются несостоявшимися в случаях:

а) если по итогам голосования число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов;

б) если в выборах приняло участие менее 25 % зарегистрированных избирателей.

Официальным объявлением результатов выборов является их публикация в специальном выпуске школьной газеты.

Избранный Председатель ученического самоуправления вступает в должность на следующий день после официального объявления результатов выборов. Действующий Председатель ученического самоуправления исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного кандидата.

Заключение

В нашей работе мы обозначили проблему – снижении активности граждан в дни голосования, которую необходимо решать, путем повышения интереса граждан к реализации своего права еще до достижения совершеннолетия через детские органы самоуправления образовательных учреждений. В ходе изучения литературы и статистики мы выяснили условия, влияющие на электоральную активность молодежи, формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах.

Проведенная нами работа помогла убедиться в правильности выдвинутой проблемы и если разработать и реализовать действенную систему работы по повышению гражданской активности можно переломить реальными делами политико-психологическое противостояние власти подавляющей части молодежного электората.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями в качестве работы по реализации своих гражданских позиций и интересов, на уроках, мероприятиях правого значения.

Список литературы

1.Садырова М. Ю. Проблема избирательной активности российской молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 667-669.

2. http://www.bel.ru/news/theme/vgd/

3. http://wciom.ru/

4. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2015.- 104 с.

5. Глотов С.А., Какителашвили М.М., Фомиченко М.П. Избирательное право и избирательный процесс: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н. проф. С.А. Глотова. –М.: Международный юридический институт, 2013. –320 с.

6. Избирательное право Российской Федерации : учебник для магистров / под ред. И. В. Захарова, А. Н. Кокотова. — 3-е изд., перераб.и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 444 с.

Просмотров работы: 278