По оценкам Всемирной организации здравоохранения более миллиарда человек, или около 15 % населения мира, живут с какой-либо формой инвалидности, при этом их количество неуклонно возрастает в связи с ростом численности населения и процессом старения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность постоянного населения в России на 01.01.2017 год составляет 146.804.372 чел., а количество инвалидов в Российской Федерации - 12.924.000 чел., т.е. примерно 8,8 % от общего числа постоянного населения, из них: совершеннолетних инвалидов 3 группы – 4.492.000 чел., 2 группы – 6.472.000 чел., 1 группы – 1.355.000 чел.1.
Обеспечение избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями на сегодняшний день является важной и актуальной, социально значимой, сложной юридической проблемой, обусловленной большим количество лиц с ограниченными физическими возможностями и обязанностью РФ обеспечивать реализацию на практике конституционных принципов всеобщности и равного избирательного права.
Рассматриваемая тема исследования является на протяжении многих лет предметом «жарких» споров как отечественных и зарубежных ученых, так и видных политических деятелей. К числу ученых, активно занимавшихся изучением возможностей реализации в рамках российского законодательства международно-правовых норм избирательного характера, можно отнести А.С. Автономова, И.Б. Борисова, Ю.Л. Веденеева, А.В. Ишиченко, Е.Ш. Лысенко, А.Е. Постникова. Также рассматриваемой проблематике уделяли внимание видные ученые-конституционалисты С.А. Авакьян, М.В. Баглай, О.Е. Кутафий, Б.А. Страшун.
Цель данного исследования – выявить проблемы законодательного регулирования общественных отношений в сфере реализации активного избирательного права лиц с ограниченными возможностями, т.е. в обеспечении предусмотренных Конституцией Российской Федерации и гарантированных со стороны государства прав каждого гражданина Российской Федерации участвовать в управлении государством и реализовать свое активное избирательное право без каких-либо препятствий и дискриминации, а также предложить пути совершенствования механизма регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. изучить нормативно-правовую базу по теме исследования;
2. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
3. выявить актуальные проблемы и предложить пути совершенствования механизма регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.
Предметом законодательного регулирования выступают общественные отношения в сфере обеспечения реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями.
В качестве метода правового регулирования рассматриваемой проблемы предполагается императивный метод, закрепляющий возложение соответствующими нормами права прямой юридической обязанности обеспечить реализацию активного избирательного права граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями под угрозой привлечения, соответственно, к административной либо уголовной ответственности.
Методологическую основу исследования составили современные общенаучные методы познания: диалектический метод, индукция, дедукция, обобщение, анализ, синтез, а также специально-юридические: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, метод анализа документов.
Предлагаемые в ходе данного исследования необходимые изменения в действующем российском законодательстве не предполагают дополнительных затрат из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
РАЗДЕЛ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В действующем российском законодательстве определение «лица с ограниченными физическими возможностями» отсутствует. В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Согласно Декларации, выражение «инвалид» означает «любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей». В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 4576-II ГД «О проекте Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» содержится определение понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья»: лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования». Постановление ЦИК России от 29 июня 2011 года № 18/194-6 «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» вводит понятие «граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами». Под ними, по смыслу нормативного акта, понимаются пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, иные маломобильные группы населения и другие лица, испытывающие трудности при осуществлении своих прав.
Исходя из ограничительного толкования по аналогии, можно сделать вывод об идентичности понятий «инвалид», «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и «лицо с ограниченными физическими возможностями» в части нарушения физических функций организма. Далее по тексту понятия применяются как синонимичные в той части, в которой не противоречат друг другу и смыслу данного исследования. Понятие «граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами» составляет отдельную категорию лиц, однако подразумевается автором в том смысле, в котором это не противоречит смыслу исследования.
На международном уровне правовой статус инвалидов закреплен Конвенцией о правах инвалидов (далее – Конвенция), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившей в силу 3 мая 2008 года. Данная Конвенция, к которой в 2012 году присоединилась и Российская Федерация, ориентирована на обеспечение полноценного участия лиц с ограниченными физическими возможностями в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов. С принятием Конвенции общеупотребимым стало следующее определение: «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными ограничениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
В соответствии с положениям статей 1 и 2 Конституция Российской Федерации Россия является демократическим и правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. Согласно части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации основной закон нашей страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Положения частей 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закрепляют право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно положениям части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные основным законом страны.
На сегодняшний день, помимо Конституции Российской Федерации, сферу избирательных правоотношений в России регулируют следующие федеральные законы: от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Следует отметить, что до 2011 года в федеральном законодательстве фактически не устанавливалась градация гарантий между избирателями в зависимости от их физических возможностей. И только в статье 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержалось упоминание об инвалидах следующего характера: «Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования».
Кроме того, еще одним важным нормативным актом, обеспечивающим реализацию активного избирательного права лицами с ограниченными возможностями посредством регламентации максимально удобных условий голосования, является Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 18/194-6 «О рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» (далее – Постановление ЦИК РФ). Данные рекомендации ориентированы на подготовку и проведение выборов применительно к таким группам инвалидов, как слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, граждане с нарушением опорно-двигательного аппарата. В постановлении предусмотрены рекомендуемые меры по обеспечению удобства и комфортности, например, помещения для голосования должны находиться на первых этажах, обязательно установление поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей.
РАЗДЕЛ 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ВСЕОБЩНОСТИ И РАВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Анализ существующей в России нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере позволяет утверждать, что она не содержат в полной мере информации о необходимости оснащения избирательных участков конструкциями, обеспечивающими доступ к голосованию гражданам с ограниченными физическими возможностями всех категорий. Согласно положениям статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; статьи 81 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; статьи 69 Федерального закона от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», избирательные участки, в случае необходимости, могут быть выборочно оснащены материалами, напечатанными более крупным шрифтом либо с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля. Однако, условий по оснащению избирательных участков конструкциями для голосования избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нормативно-правовые акты не предусматривают. Таким образом, можно судить о дискриминационном подходе законодателя как к толкованию понятия «лицо с ограниченными физическими возможностями», так и к оснащению избирательных участков в соответствии с этим толкованием.
На сегодняшний день ведется работа по преодолению существующих барьеров для голосования лиц с ограниченными возможностями. Стоит особо отметить проекты, реализуемые по инициативе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. В сборнике «Рекомендации избирательным комиссиям по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами. Опыт правоприменительной практики», выпущенном Центральной избирательной комиссией РФ в 2011 году, было определено 4 приоритетных направления деятельности.
Первое направление – совместная работа избирательных комиссий с Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации по составлению списка избирателей, являющихся инвалидами. Данный вид взаимодействия предусмотрен положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Постановление ЦИК России от 29.06.2011 № 18/194-6 «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации».
Суть взаимодействия заключается в составлении и уточнении списков избирателей с ограниченными возможностями; выяснении желания избирателей, являющихся инвалидами, проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка, а также выявлении необходимости организационного содействия в предоставлении специального автотранспорта.
Второе направление – создание условий для голосования лиц с различными ограничениями физических возможностей (нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения функций опорно-двигательного аппарата).
На сегодняшний день одним из наиболее перспективных проектов Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации представляется проект по техническому оснащению избирательных участков Комплексами электронного голосования (далее – КЭГ).
Третье направление – информирование рассматриваемой категории избирателей, адаптированное к потребностям лиц, с различными категориями инвалидности.
Функции по информированию избирателей, являющихся инвалидами, о ходе избирательного процесса, способах голосования, правилах заполнения избирательного бюллетеня и результатах проведения выборов, согласно Постановлению ЦИК России «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами», осуществляют избирательные комиссии, в том числе через общественные организации инвалидов.
Четвертое направление – осуществление проекта «Дорога на избирательный участок».
Органами социальной защиты населения, общественными организациями инвалидов совместно с избирательными комиссиями проводится работа по составлению «паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок».
Вышеуказанный проект, запущенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации прошел период первой апробации на выборах в период с 2011 по 2012 год. Анализ материалов по реализации пилотного проекта «Дорога на избирательный участок» показал, что на данном этапе существует достаточно большое количество общих проблем. В основном они связаны с отсутствием необходимых конструкций, позволяющих беспрепятственно осуществлять передвижение лицам, являющимся инвалидами, как в местах проживания, так и на избирательных участках.
Для целей данного исследования волонтерами со всей России были добровольно предоставлены фотографии зданий, в которых проводятся голосования при проведении выборов и референдумов на территории их родных городских или сельских населенных пунктов (Приложение 1).
Анализ предоставленных фотоматериалов позволяет сделать вывод о том, что проблема реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями носит системный и масштабный характер и распространен повсеместно в городских и сельских населенных пунктах нашей страны.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 утвержден «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», закрепляющий требования к помещениям и их элементам для маломобильных групп населения (далее – МГН): в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации (пункт 5); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, а при ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 5.1.2) Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4х2,0 м или 1,5х1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2х2,2 м (пункт 5.1.3).
Приведенные в приложении 1 фотоматериалы свидетельствуют о возможных многочисленных нарушениях активного избирательного права лиц с ограниченными физическими возможностями в будущем, если не будут приняты необходимые меры по устранению нарушений либо выборы и референдумы не будут проводиться в соответствующих требованиям зданиях.
ЗАКЛЮЧНИЕ
Исходя из анализа существующей нормативно-правовой базы, регулирующей основные аспекты реализации избирательных прав лицами с ограниченными возможностями, хотелось бы акцентировать внимание на следующем.
1. В Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо выделить отдельной главой нормы, регулирующие порядок организации и проведения голосования отдельных категорий граждан, достаточно точно обозначить требования по обеспечению беспрепятственной реализации их активного избирательного права.
2. Исходя из существующей положительной международной практики система дистанционных электронных выборов существенно снижает себестоимость проведения выборов и референдумов на любом уровне, обеспечивать реальную возможность открытого участия в политической жизни страны граждан, решает проблемы с многочисленными нарушениями, например, «сбросом бюллетеней». Для поэтапного введения вышеуказанной системы дистанционных электронных выборов в главу IX. «Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума и их опубликовании» Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует включить статью, регламентирующую особенности и порядок участия в электронном голосовании на выборах и референдумах в рамках системы электронных выборов с указанием о введении в действие с 01.01.2018 года.
3. Следует усилить механизм общественного контроля за соблюдением прав и свобод рассматриваемой категории граждан Российской Федерации. Так, согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями, поэтому предлагаем в статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепить следующее: «При проведении выборов или референдумов общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, вправе назначать наблюдателей». Кроме того, следует активно привлекать представителей правозащитных общественных структур в рабочие группы при избирательных комиссиях разного уровня, а также обеспечивать их доступ на места для голосования в целях оценки соблюдения требований действующего законодательства и иных правовых актов, направленных на создание комфортных условий реализации избирательных прав лиц с ограниченными возможностями.
4. Следует существенно усилить прокурорский надзор за исполнением требований законов на всех стадиях избирательной кампании. В целях оперативного получения полной и достоверной информации о состоянии законности на поднадзорной территории в соответствии с Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 08 сентября 2011 года № 287/7 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации» на городских, районных, межрайонных и приравненных к ним прокуроров возложена обязанность по принятию мер по обеспечению взаимодействия с избирательными комиссиями, в том числе путем закрепления за территориальными и участковыми избирательными комиссиями работников прокуратур для оказания необходимой правовой помощи и осуществления надзора за исполнением законодательства о выборах. Между тем, в связи с многочисленными жалобами граждан и выявляемыми нарушениями законодательства о выборах, можно констатировать о неполном исполнении указания Генерального прокурора Российской Федерации. Кроме того, указание касается только законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. В этой связи особенно важно и актуально принятие отдельного приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации» в котором отдельно следует акцентировать внимание работников органов прокуратуры на своевременную профилактику и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными возможностями при проведении выборов или референдумов на федеральном, региональном или местном уровнях.
Таким образом, обеспечение активного избирательного права граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями как реализация конституционных принципов всеобщности и равного избирательного права является важной и актуальной социально значимой проблемой, решение которого возможно только путем системного подхода с участием как представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и общественных правозащитных организаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 06.06.2012. от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. - № 31. - 04.08.2014. - ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.03.1997. -№ 9. - ст. 1011.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Российская газета. - №113. - 18.06.1996.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 07.03.2017) // Российская газета. - № 229. - 25.11.1995.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2017) // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (ред. от 04.06.2014) // Российская газета. - № 232. - 04.12.1996.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 01.05.2016) // Российская газета. - № 100. - 05.06.2002.
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 28.02.2016) // Российская газета. - № 106. - 15.06.2002.
Федеральный закон от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. - № 6. - 16.01.2003.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - № 202. - 08.10.2003.
Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - № 45. - 26.02.2014.
Федеральный закон от 14.06.2011 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан» (ред. от 22.02.2014) // Российская газета. - № 129. - 17.06.2011.
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28.05.2009 № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» // Вестник Центризбиркома РФ. - № 5. - 2009.
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.12.2009 № 186/1309-5 «О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами» // Вестник Центризбиркома РФ. - № 12. - 2009.
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)» // Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. - № 2. – 2012.
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.05.2015 №283/1668-6 «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. - № 5. - 2015.
II. Специальная литература
Бердникова Е.В., Титовская А.В. Конституционно-правовые гарантии реализации избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями // Вестник СГЮА. – 2014. – №3 (98). – С. 197-201.
Васильев В.И. Муниципальное право России. - М.: Юстицинформ, 2012. - 464 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2014. - 607 с.
Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор. - М.: Юрайт, 2015. - 418 с.
Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юрайт, 2014. - 464 c.
Головин А.Г. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2016. - 256 с.
Захарова И.В., Коткова А.Н. Избирательное право Российской Федерации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.: Юрайт, 2016. - 322 с.
Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Норма, 2013. - 1040 с.
Ковалев Э., Малышев В.Т. Вдохновители и исполнители. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 224 c.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2016. - 588 с.
Кони А.Ф. Закон и справедливость. Судебные речи и статьи. - М.: Эксмо, 2013. - 640 c.
Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2016. - 652 с.
Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. - М.: Городец, 2013. - 208 с.
Морозова О.С. Государственная политика по обеспечению избирательных прав лиц с ограниченными возможностями // Выборы: теория и практика. – 2016. – №1. – С. 20-25.
Некрасов Н.И. Конституционное право: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2015. - 176 с.
Рекомендации избирательным комиссиям по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами. Опыт правоприменительной практики / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. - Москва, 2011. - 184 с.
Рождествина А.А. Право социального обеспечения. - М.: Дана. 2013. - 487с.
Стрекозов В.Г. Конституционное право. - М.: Юрайт. 2016. - 316 с.
Шайхатдина В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2012. - 351 с.
III. Интернет-ресурсы
Материалы к выступлению Председателя ЦИК России В.Е. Чурова «Дистанционное электронное голосование – перспективы использования для расширения возможностей голосования граждан Российской Федерации за рубежом». [Электронный ресурс]. URL: http://cikrf.ru/about/board/int/churov/int_churov_dist.html (дата обращения: 12.11.2017).
Доклад Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чурова «Виды, способы и методы электронного голосования в современных условиях: Российский подход к электронному голосованию». [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/international/materials/churov_doc_vena.html (дата обращения: 12.11.2017).
Всемирная организация здравоохранения: Всемирный доклад об инвалидности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/summary_ru.pdf (дата обращения: 12.11.2017).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Фотографии зданий, в которых проводятся выборы и референдумы на территории Российской Федерации
МАОУ СОШ №26 г. Благовещенск, Амурская область
МБОУ СОШ № 21 г. Калуга, Калужская область
МБОУ СОШ № 96 имени Павла Петровича Мочалова г. Самара, Самарская область
МАОУ «Лицей №3» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
МБОУ СОШ № 3 г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
МБОУ СОШ № 6 г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
МБОУ СОШ № 7 г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Транспортное предприятие ПАО Газпром г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ
ООО «УК «ЖИЛКОМСЕРВИС» г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ
МБОУ «Лицей №68» г. Уфа, Республика Башкортостан
1 Всемирная организация здравоохранения: Всемирный доклад об инвалидности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/summary_ru.pdf (дата обращения: 12.11.2017).