ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Черная А.С. 1
1Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Сингатулин Р.А. 1
1Саратовский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На всех стадиях развития общества человека заботила проблема безопасности его собственности: как бы сосед не оттяпал от твоего земельного надела, как бы надежней упрятать в сарае зерно от ворья, как бы соседские мальчишки не тащили яблоки. Эта проблема становится наиболее острой в таком институте как интернет. Такие факторы, как общедоступность, свобода слова и самовыражения, возможность неограниченного получения любой информации, создают в интернете особенно плодотворную почву для развития сетевого мошенничества, воровства и пиратства. Исследование систем авторского права актуально, поскольку на сегодняшний день использование платформ сети интернет для множества людей становится ежедневным занятием. Но, говоря о привлекательности и удобстве работы в интернете, нельзя не упомянуть об опасности, которую несут современные информационные технологии. Поэтому цель данной работы – определить дальнейшие пути развития систем защиты авторского права в сети интернет.

Задачи исследования данного вопроса связаны с:

1. изучением функционирования систем авторского права в интернете;

2. выявлением проблем защиты авторского права на платформах сети интернет;

3. установкой будущего хода развития законодательной поддержки систем авторского права в интернете.

Предметом исследования данной работы являются системы авторского права в сети интернет. Данное исследование призвано проанализировать и осветить некоторые специфические условия функционирования авторского права в интернет-пространстве.

1. Как работает авторское право в Интернете

Сегодня существует множество ресурсов, программ и приложений, позволяющих нам свободно пользоваться информацией, принадлежащей или созданной другим людьми: мы скачиваем музыку, фильмы и книги и, зачастую, совершаем эти операции бесплатно. Где же находится грань, перейдя которую, мы можем наткнуться на проблему преступного нарушения авторского права?

Изучив статьи, блоги, видеоматериалы, посвящённых данной теме, можно прийти к выводу, что в личных целях можно использовать информацию в том случает, если вы не собираетесь с её помощью получить прибыль. Например, снимаете в кинотеатре, чтобы пересмотреть дома или показать друзьям. Звучит просто и довольно понятно, однако грань эта тонка. И поскольку вычислить нарушение авторского права в интернете непросто, зачастую «тормозом» здесь выступает не соответствующее законодательство, а человеческая совесть. Однако поднятая выше тема освещает лишь половину поставленной проблемы, поскольку рассматривает только отношения между объектом информационных правоотношений (то есть самой информацией) и его получателем (интернет-пользователем, имеющим свободный доступ к этой информации). Какова же роль субъекта информационных правоотношений (то есть автора, хозяина и обладателя информации), как он может обезопасить себя?

Согласно законодательству, любая информация, выставленная в интернете, уже является объектом авторского права, поэтому нет необходимости проводить у уполномоченного лица кукую-либо регистрацию вашего произведения. Однако это видимое удобство и кажущаяся простота только усложняют проблему доказательства авторского права. Что же остается автору? Ответ на этот вопрос, на самом деле, до наивности очевиден. – Необходимо научиться правильно указывать своё авторство.

С древнейших времён и до наших дней мы можем наблюдать активное использование такого типа определения принадлежности, как подпись: это и элегантные экслибрисы («ex libris», книжные знаки), и элементарные указания авторства с помощью отпечатков пальцев, фамилий и инициалов, и осовремененная подпись художника, прозванная на зарубежный манер копирайтом. Далее, для определения роли подписи в проблеме авторского права, необходимо более конкретно рассмотреть функции, например, копирайта.

Итак, что же такое копирайт и с чем его едят? Говоря человеческим языком, копирайт – это подпись, которая ставится автором на его собственном рисунке для того, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что этот рисунок принадлежит ему. Поэтому, когда пользователь увидит картинку с копирайтом где-то на просторах интернета, он сможет с лёгкостью определить её автора.

Что делать с копирайтом нельзя? В первую очередь, копирайт – это часть рисунка, поэтому такую подпись нельзя стирать. Также, чужой копирайт нельзя ставить на работе, которую этот человек не рисовал. Копирайт – это личная подпись автора, автор сам ставит свою подпись на чем-то, что он сделал. Далее, все эти «можно» и «нельзя» упираются в систему, о которой пойдёт речь ниже, какое использование общедоступной информации считается законным, а какое нет. Размышление о законности действий, связанных с нарушением авторского права, подводит нас к новой проблеме, которая будет рассмотрена ниже.

2. Проблема пиратства. Законодательство РФ об авторском праве

Компьютерное пиратство – это несанкционированное правообладателем копирование, распространение или использование программного обеспечения (ПО) в личных целях или для решения бизнес-задач. Сегодня мировая экономика несёт огромные потери вследствие развития такого вида мошенничества, как интернет-пиратство. Интернет-пиратство наносит сильнейший удар по всей индустрии ПО. Пиратство для РФ – проблема животрепещущая и актуальная, поэтому рассматривать её стоит в первую очередь со стороны исторических перемен. В период девяностых годов XX в., большая часть ПО (Microsoft Windows Me, Microsoft Office 98, программы от Adobe, архиваторы, антивирусы), которое приходило в нашу страну из-за границы, было нелегальным. Поэтому пиратство, вне сомнения, быстро вошло в нашу жизнь и прочно в ней закрепилось. Сегодня среднестатистический пользователь интернета уже не может представить свою жизнь без такой технологии, как Torrent. Однако Российское законодательство не обделило проблему авторского права должным вниманием. Так, в Гражданском Кодексе РФ указаны такие права, как «Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений» и «Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации», а также, не менее важные статьи, в которых указана форма ответственности за нарушение авторского права, например, «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение» [3]. Действие уголовной ответственности за нарушение авторского права указано в Уголовном Кодексе РФ, как «Нарушение авторских и смежных прав» [5]. Ответственность за преступления различной степени тяжести может наступать как в форме штрафа, так и в форме обязательных (исправительных) принудительных работ и даже в форме лишения свободы. Российские граждане, что не удивительно, активно противостоят государственному законодательству. Особенно активные несогласные объединились в так называемую Пиратскую партию России, которая, все же, уже пять лет как не может обрести официальный статус. Они отстаивают мнение, согласно которому действующее законодательство, касающееся проблемы авторского права, устарело и в пространстве сети-интернет, где вся информация, по сути, является достоянием общественности, совершенно нефункционально. Пиратская партия планирует бороться с несправедливым ущемлением правительством прав интернет-пользователей, что на самом деле звучит привлекательно. Однако установка партии на стремление получить власть, чтобы её ликвидировать, кажется совершенно сказочной и не умной. Поэтому Пиратская партия России кажется сомнительным предприятием, которое, по моему мнению, не сможет в будущем возыметь популярности среди граждан нашей страны и особых успехов в осуществлении своих планов.

3. Как защитить свои авторские права в сети Интернет

Сегодня проблема пиратства и нарушения сайтами авторских прав, безусловно, крайне актуальна. Что же делать рядовому интернет-пользователю? Как отстоять свои права? Очевидным выходом будет обращение в местный орган полиции и оформление соответствующего заявления. Однако проще, быстрее и удобнее будет подать официальную жалобу администрации сайта и владельцу хостинга, где культурным доходчивым языком объясните, что они нарушают ваши авторские права: приложить выдержки из действующего законодательства и живописно расписать им, какую ответственность несут нарушитель этого законодательства по данным статьям. Зачастую, ни администрация, ни владельцы хостинга проблем не ищут, потому с радостью откликнуться на такое письмо: уберут принадлежащую вам информацию с сайта или заблокируют такой сайт, если администрация не захочет идти на диалог. Сложнее ситуация обстоит с зарубежными хостингами и сайтами. Несмотря на то, что технология обращения здесь та же самая, не стоит забывать, что письмо придется писать на иностранном языке, а ссылаться на выдержки из международных законодательств и конвенций об авторском праве.

4. Цензура как злой близнец авторского права

Проблема авторского права в интернете имеет и более нелицеприятные стороны. Касается это уже несколько лет бушующей в российском интернет-пространстве темы цензуры. Крупные интернет-издания поголовно задаются вопросом: кому в России нужна цензура интернета? По этому поводу строятся конспирологические теории, и люди выходят на улицы. Стоит лишь вспомнить митинги, прошедшие 26 августа 2017 г. под эгидой «За свободный интернет!» и раскачавшие несколько крупных городов России (Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Ижевск, Воронеж, Санкт-Петербург и Москву). Помимо очевидных лозунгов («Роскомнадзор! Руки прочь от Tor!»), в интернете популярна позиция, касающаяся мнения о том, что цензура в интернете является лишь инструментом политических элит, с помощью которого им удаётся замалчивать и скрывать воззрения оппозиционеров. Мы можем наблюдать, как масло в огонь подливают ситуации, подобные той, которая недавно коснулась скандального фильма Алексея Навального. После блокировки которого на платформе YouTube один крупный и довольно известный порносайт предложил Алексею разместить его фильм на своём ресурсе. Эта новость всколыхнула интернет и вскоре стала актуальной темой для многих статей и интернет-мемов. Мы видим, что попытки замалчивать информацию в интернете лишь приводят к её популяризации и ещё более бурной реакции интернет-пользователей. Создание в России законопроектов, связанных с наказанием за клевету в интернете, напоминает нам, что интернет-сеть становится все более и более политичным институтом. «Основная масса озабоченности интернетом со стороны российских законодателей – это озабоченность тем, что они не могут скрыть своё тёмное прошлое», - пишет Русская Служба BBC. Но, сколько людей, столько и мнений. Без сомнения можно заявить только, что порожденная проблемой авторского права цензура несет несколько функций, необходимость которых можно равно как оспаривать, так и подтверждать. Цензура призвана как искоренять из интернет-пространства опасные террористические заявления и ресурсы, так и в некоторой степени ограничивать свободу слова и самовыражения, на которых и основывается виртуальная жизнедеятельность человека как пользователя сети интернет.

5. Будущее систем авторского права в сети интернет

Рассуждая над всеми затронутыми выше темами, трудно обойти вопрос, заданный некогда Николаем Гавриловичем Чернышевским: «Что делать?». Действительно, что же ждет в будущем системы авторского права, какое развитие они получат и как будут сформулированы новые проблемные вопросы, связанные с этой темой? Мы живём в то примечательное время, когда каждому, кто мнит себя человеком, полагается не только иметь своё мнение по каждому вопросу, но ещё и зачем-то высказывать его. Не удивительно, что в таких условиях по этому вопросу сформировалось три ярких точки зрения.

Первая из них исходит из мысли о том, что в соблюдении и охране авторских прав в сети интернет нет необходимости. Люди с подобными воззрениями считают, что интернет представляет собой своеобразные «нейтральные воды», в океанском коктейле которых перемешаны свобода слова, мысли, самовыражения и вообще разнообразная вседозволенность. Это можно назвать некоей упаднической рефлексией над фразой: «Если все общее, значит - ничье».

Вторую позицию разделяют люди, считающие, что для регуляции правоотношений в сфере авторского права в интернете необходимо создать специальное законодательство. Сторонники такого мнения полагают, что, опираясь на проблематику действующего законодательства, будет целесообразно сформулировать новый кодекс, отвечающий всем специфическим особенностям работы в интернет-пространстве, а также создать специальный орган власти, который будет в состоянии решить проблему авторского права.

Что же до третьей позиции, то её приверженцы полагают, что достаточно будет лишь внести коррективы в уже существующее законодательство. Однако, будем объективны, что это мнение наивно и, учитывая исторический опыт нашей страны, недейственно.

Сегодня Россия находится в перечне стран, в которых пиратство в сфере IT особенно процветает. Пиратские программы для ЭВМ занимают около 80% от общего объёма продаж на российском рынке. Влияние сети интернет в этом вопросе остается превалирующим: наибольшие объёмы пиратских данных продаются, покупаются и скачиваются в интернете. XXI в. – век интернета. А значит, давая прогноз относительно роли интернет-сетей в развитии общества, нельзя отрицать факт того, что в будущем информация будет играть полноценную роль объекта гражданских прав. Кроме того, XXI в. – это век постиндустриальных обществ, то есть век инновационных экономик, движущим фактором производства которых является информация. Учитывая же немаловажную роль интернета в функционировании мировых экономик, можно с уверенностью заявить, что этот важный информационный ресурс всё чаще приобретает электронный характер, что ведёт к её общедоступности. Информация будет свободно копироваться и предаваться огласке, что приведет к некоторой размытости границ между юрисдикцией экономических рынков и полномочиями государств. Подводя итоги, можно сформулировать некоторые особенные черты, характерные обществу будущего с функционированием в нём систем авторского права. Это прежде всего:

1. Усиление роли информации в экономической сфере, перевод её в электронно-цифровую форму, а также приобретение статуса объекта гражданских прав.

2. Невозможность контролировать распространение такой информации.

3. Увеличение вовлеченности людей в сферы умственного, информационного труда.

4. Развитие и создание законодательств и законопроектов, связанных с защитой авторского права.

5. Быстрое устаревание информации, потеря ею актуальности за счёт постоянного обновления информационных баз данных.

6. Развитие нового типа отношений внутри интернета – сетевых отношений.

Помимо этих важных черт, формирующихся в обществе вокруг систем авторского права, стоит также выделить некоторые положительные аспекты, как например увеличение темпов развития экономики, характерные для постиндустриальных обществ.

Заключение

Невозможно не оценить того, что в Российской Федерации сегодня всё чаще начинают обращать внимание на интернет-сферу, пусть, зачастую, в них говорят всего лишь политические амбиции, а не стремление усовершенствовать существующее законодательство. Сегодня Россия только размышляет над тем, пойти ли привычным путем запретов и реформ или же поддержать развитие информационной экономики. Что же конкретно до проблем авторского права: следует увеличивать информированность граждан по этому вопросу, знакомить их с действующими законодательствами и законопроектами, стремиться обращать внимание людей на работу с информацией в интернете, учить их защищать себя и свою информационную и интеллектуальную собственность. Именно проведение таких мероприятий поможет государству органично проводить новые реформы в сфере авторского права и защиты информации в сети интернет.

Комментируя проделанную работу, хочется сказать, что в данном исследовании подняты злободневные темы и проблемы, которые, несомненно, окажутся актуальными для любого человека, неоднократно использовавшего платформы сети интернета для разнообразных целей. Их изучение позволит открыть много нового и получить полезную информацию, которую возможно использовать в практической сфере, при работе в интернете.

Список использованной литературы

1. Аверкин, А.Е. Нарушения авторских, смежных, изобретательских и патентных прав: науч.-практ. пособие / А.Е. Аверкин, И.А. Близнец, А.А. Власов, М.В. Вощинский, и др.; Под общ. ред. И.А. Близнеца. – М.: Книга сервис: ПРИОР, 2002. – 512 с.

2. Батищев П.С. Основы Интернет: электронный учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://psbatishev.narod.ru/internet/index.htm (дата обращения 28.11.17).

3. Гражданский Кодекс РФ. Часть четвертая. От 18.12.2006. № 230-ФЗ, ред. от 01.07.2017.

4. Макарова М. Авторское право и интернет // Журнал «Наука и жизнь». - 2017. - № 4. - С. 34.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. От 13.06.1996. № 63-ФЗ, ред. от 29.07.2017.

Просмотров работы: 142