Введение.
Летом я посмотрела научно-популярный фильм «Плесень», и меня очень впечатлило увиденное.
Я захотела сама разобраться: Что же такое плесень? Каковы условия, способствующие возникновению плесени? Каково значение плесени для человека?
Актуальность данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле, и тем, что с каждым годом ее изучения человечество открывает новые свойства и особенности плесневых грибов. Я выбрала именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в нашей жизни плесень и насколько она важна в природе и жизни человека.
Объект исследования:
Плесень.
Предмет исследования: условия для возникновения плесени, значение плесени в жизни человека.
Цель: Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, научится выращивать плесневые грибы на различных продуктах питания.
Гипотеза: Если плесень существует в природе, значит это для чего-то нужно. Плесень появляется только при определенных условиях
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать информацию по теме исследования: что такое плесень, откуда она берется и какая она бывает.
Экспериментальным путем выяснить строение плесени и условия, благоприятствующие ее возникновению.
Определить значение плесени для живых организмов.
Изучить правила борьбы с плесенью.
Методы исследования:
поисковый
эмпирический
опрос, анкетирование
анализ
обобщение
II Теоретическая часть.
2.1. Понятие плесени
Из толкового словаря С.И.Ожегова я узнала: «Плесень - образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром». ( 3, 153 ).
На сегодня описано 100 тысяч видов грибов. Около двух третий из известных относятся к плесневым микроскопическим грибам и дрожжевым.
Плесень – это особый мир. Жители этого параллельного нам мира сходны по своим характеристикам с бактериями, растениями и животными.
Таблица №1. Сходство и различие плесневых грибов с растениями и животными
Растения |
Животные |
Бактерии |
Сходство |
||
Всасывают питательные вещества всей своей поверхностью Неподвижность Верхушечный рост Наличие клеточных стенок |
Употребляют готовые органические вещества Гетеротрофный тип обмена Наличие хитина Образование мочевины |
Разрушает органическую материю. Имеет клеточное строение |
Различия |
||
Могут синтезировать органические молекулы вещества из углекислого газа и минеральных веществ Умеют использовать солнечную энергию и питаться углекислым газом из воздуха |
Плесень сначала выделяет пищеварительные ферменты, разлагает пищу, а уже потом всасывает |
Клетки плесени имеют ядро |
Основой тела плесневых грибов является мицелий (гифы), представляющий собой систему тонких ветвящихся нитей. Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки, превосходя «радужный» спектр.
Оказывается, у плесени имеется интеллект! Невероятно, но – факт. Это доказал своими экспериментами японский учёный Тошуки Накагаки экспериментами с плесневыми грибами Physarum polycephalum и лабиринтом.
2.2.Размножение плесени.
Основной способ размножения плесневых грибов – при помощи спор - мельчайших «семян» грибов, невидимых для человеческого глаза. На открытом пространстве и в воздухе помещений постоянно присутствует плесень и ее споры.
Ветер, вода, насекомые-вредители, многое-многое другое (буквально всё, что движется), - способствуют их распространению. Легко передвигаясь в любой среде, попадая на благоприятную поверхность, спора, при необходимой температуре и уровне влажности, начинает прорастать.
2.3. Условия появления и развития.
Плесень обожает влагу. К сожалению, все материалы, окружающие нас, в той или иной степени содержат влагу. В фасадах из камня и бетона влага образуется в результате конденсации, то есть оседает на поверхностях стен в виде мелких капелек. Дождь благотворно влияет на произрастание плесени.
Плесень весьма прекрасно чувствует себя при отрицательных температурах. Она, как и деревья зимой, не "живет активной жизнью", но и не умирает. При повышении температуры плесень снова начинает спорообразовывать. Высокие температуры способны убить плесень, однако для уничтожения некоторых видов необходимо воздействие температуры плюс 100 0С в течение 1-2 часов.
2.4. Плесень. Проклятие или благословение?
2.4.1. Влияние плесени на организм человека.
Врач-педиатр в детской поликлинике пояснила, что плесени могут вызывать у человека три группы заболеваний: пищевые отравления, аллергии и непосредственно грибковые заболевания — микозы.
Из литературы и интернета я узнала много интересных фактов влияния плесени на человека:
- смерть археологов после раскопок гробницы в Египте и вскрытия саркофага, «проклятие Тутанхамона».
- малая продолжительность жизни африканского народа из-за употребления в пищу продуктов с плесенью.
- цирроз печени у детей в Индии вследствие употребления в пищу желтого риса, пораженного плесенью - обычное явление.
- внезапная смерть молодой голливудской актрисы Бриттани Мёрфи в 2009 г и ее мужа от пневмонии, вызванной плесневыми грибами.
- одна из серий телесериала «Доктор Хаус» была построена на истории полицейского, страдавшего от немотивированных приступов агрессии. Когда команда докторов попала домой к полисмену, обнаружилось, что вся его квартира заполнена плесенью.
2.4.2. Вред плесени сельскому хозяйству.
Мой дедушка по образованию агроном и когда-то работал в колхозе в Ульяновской области. Он рассказал, что плесневые грибы наносят ощутимый вред сельскому хозяйству,поражаяурожай и вызывая болезни у животных
2.4.2. Разрушение материалов.
Я беседовала со строителями, штукатурами-малярами и они пояснили: развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних.
На сегодняшний день практически нет материалов, не разрушаемых плесенью.
2.4.3. Вездесущность плесени.
В 2003 г под саркофагом 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и развивалась в местах усиленного радиационного излучения
В рамках эксперимента «Биориск», который был направлен на исследования влияния условий открытого космоса на живые организмы, обнаружено, что споры плесневых грибов после полугодового пребывания в открытом космосе не только выжили, но еще и стали более агрессивными и устойчивыми.
О неприятностях, связанных с грибами, сказано немало. А теперь о главном — о невозможности жизни без грибов.
2.4.4. Роль плесени в круговороте веществ.
Педагог-эколог рассказала мне, что если бы в природе не существовало грибов, вся поверхность Земли вскоре оказалась бы покрытой остатками растений. Плесневые грибы замыкают круговорот углерода в природе.
2.4.5. Плесень в пищевой промышленности.
Столетия тому назад люди придумали использовать плесени для приготовления разных пищевых продуктов.
В Европе плесени— микроскопические грибы рода Penicillium, — используют при изготовлении сыров — французских рокфора, камамбера, бри, голубого датского, итальянской горгонцолы, английского стилтона.
Сырокопченые колбасы специально заражают благородными микроорганизмами, и тогда на корочке появляется особый белый налет.
В странах Востока, в Японии плесени рода Aspergillus издавна применяют при производстве соевых соусов, а так же продуктов питания из сои.
А плесневый гриб Aspergillus niger широко применяют в пищевой и фармацевтической промышленности как основной продуцент для производства лимонной кислоты и является основным агентом в ферментации некоторых сортов чая, в частности, чая Пуэр.
В пищевой промышленности фермент плесени Penicillium glabrum пектиназу используют для улучшения качества, осветления фруктовых соков. Амилазу применяют для гидролиза крахмала, белков сои и риса.
2.4.6. Плесень в различных областях промышленности.
Способность представителей многих родов плесневых грибов продуцировать целлюлозолитические ферменты применяют в целлюлозно-бумажной промышленности для получения определённых сортов бумаги и картона из древесных и бумажных отходов.
Набор протеолитических ферментов нескольких видов рода Aspergillus необходим для очистки и размягчения кож в кожевенной, текстильной промышленности.
Изучение грибка красной плесени подтолкнуло ученых к созданию уникальных биотехнологичных электрических аккумуляторов.
Даже в авиастроении нашлось место плесневым грибам — при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке.
2.4.7. Плесень и сельское хозяйство.
В сельском хозяйстве уже несколько десятилетий весьма успешно работает препарат триходермин, изготавливаемый из грибов рода триходерма, для подавления роста паразитарных грибов, патогенных для культурных и декоративных растений.
2.4.8. Плесень- чистильщик.
Основное свойство грибов — разлагать разнообразные органические субстраты — используют при очистке сточных вод.
Исследователи из Китайской Народной Республики выяснили, что Aspergillus tubingensis может расщеплять полиуретановые пластмассы, что может быть использовано для утилизации и промышленной переработки пластика, и в итоге – улучшить экологическую ситуацию.
В последние годы широко применяются порошки с цветными гранулами. В них для удаления пятен содержатся некоторые ферменты, выделеные из плесневых грибов.
2.4.9. Плесень-спасительница.
Мои родители и бабушка – врачи. Из их рассказов я узнала, что еще в Древнем Египте действительно практика лечения гнойных воспалений путём прикладывания к ранам припарок из заплесневелого хлеба. Индейцы майя использовали особую зелёную плесень, специально выращенную на зёрнах кукурузы. Опыт лечения гнойного воспаления с помощью плесени был описан знаменитым философом и врачом Авиценной в «Каноне врачебной науки» в начале XI века.
Считается, что плесень совершила три революции в медицине и первая из них – открытие в сентябре 1928 года британским бактериологом Александром Флемингом первого в мире антибиотика пенициллин из плесневых грибов Penicillium notatum. Из пенициллов был также получен антибиотик гризеофульвин с противогрибковым действием (продуцент Penicillium griseofulvum).
Вторая революция в медицине связана с антибиотиком — циклоспорином, который образуют грибки из рода Tolypocladium. Без этого эффективного антибиотика сейчас не обходится ни одна операция по пересадке органов и тканей.
Из Aspergillus fumigatus выделили антибиотик фумагиллин, помогающий при амёбной дизентерии.
Сегодня одна из наиболее эффективных групп антибиотиков — цефалоспорины. Впервые соединение этого класса выделили из плесневого гриба Cephalosporium.
Наряду с антибиотиками другими важнейшими веществами, получаемыми из плесеней, стали статины, совершившие третью революцию в медицине. Их считают главной группой лекарственных препаратов, используемых для снижения содержания холестерина.
Даже банальный тест на глюкозу, который используют глюкометры, содержит в себе вещество, которое получают из пенициллов.
Вещества, получаемые из плесневых грибов, являются основой для производства тест-систем, которые помогают определять содержание белка в плазме крови пациента.
В настоящее время ведутся разработки по изготовлению лекарственных препаратов из плесневых грибов, для растворения тромбов и лечения инфарктов и инсультов.
Исследования генома хлебной плесени привели и к открытию генов, которые отвечают за биологические часы организма, что в свое время совершило революцию в генетике.
2.4.10. Плесень вдохновляет.
Плесень, несмотря на свой отталкивающий внешний вид, вдохновляет поэтов и художников к творчеству.
Исследователь инфекционных заболеваний Института Дж. Крейга Вентера, расположенного в Роквилле, штат Мэриленд, Стефании Монауд, решила заняться творчеством. А именно, созданием картин из специально выращенных грибков.
Фотограф Клаус Пихлер снял серию фотографий гниющих продуктов питания, под названием One Third (Одна Треть), в которых очень интересным способом сочетал искусство с гнилыми, покрытыми плесенью продуктами. Необычные и чужеземные, но прекрасные пейзажи из плесени создает фотограф Ким Флеминг. Эстонский фотограф Хейкки Лейса (Heikki Leis) создал серию «потусторонних» натюрмортов, главными «героями» которых стали гнилые фрукты и овощи.
3.0. Борьба и защита от плесени
Люди с древних времен задумывались над тем, как защититься от плесени.
Для защиты деревянных деталей снаряжения войск Александр Македонский специальным указом повелел пропитывать их маслом, как и обшивку, и шпангоуты кораблей, опоры мостов.
Библейский Ной смолил Ноев ковчег снаружи и изнутри для защиты не только от воды, но и от плесени. В древнем Китае строительное дерево заранее вымачивали в растворе поваренной соли, чтобы его не съела плесень
С 1864 года для борьбы с вредителями сельского хозяйства применяют смесь медного купороса с известью — бордосскую жидкость.
Изучив материал, я поняла, что основных правил в борьбе с появлением плесени четыре:
- уменьшить влажность внутри жилища (отсутствие неотапливаемых комнат в здании зимой, отсутствие в помещении сушащегося белья, ремонт текущих кранов, меньшее количество комнатных растений),
- обеспечить хорошую вентиляцию (более частое открывание окон, увеличенная вентиляция ванной комнаты)
- ликвидировать очаги плесени.
-хранить продукты правильно, согласно инструкции на упаковке.
III Практическая часть
Мне было интересно узнать, что знают мои одноклассники и окружающие меня взрослые о плесени. С этой целью я провела опрос 20 одноклассников и 10 взрослых.
Анализируя результаты опроса, я сделала выводы:
90% опрошенных одноклассников, в отличие от взрослых, не знают что такое плесень.
80% одноклассников и 40% взрослых считают, что плесень приносит только вред, в то же время 60% взрослых считают, что плесень приносит как вред, так и пользу.
Из отрицательных свойств плесени 40% одноклассников назвали порчу продуктов питания, 10% - нанесение вреда жилищу и 5% - вред здоровью.
Взрослые имеют более широкие знания о вреде плесени.
Мои одноклассник не знакомы с полезными свойствами плесени, но и взрослые отметили только производство пенициллина.
Т.о. как дети, так и взрослые имеют слабое представление о том, какой вред наносит появление плесени, и считают, что кроме как для производства пенициллина плесень может быть полезной.
Мне захотелось самой узнать, какая она, плесень, при каких условиях она появляется и можно ли предотвратить ее появление.
Для этого я провела ряд опытов.
Опыт №1
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом?
Оборудование: кусочек варёной моркови, кастрюля с крышкой.
Описание опыта: Свой опыт я начала 24 сентября 2017 года. Отварив кусочек моркови, я оставила ее в герметичном контейнере в темный шкаф.
Ежедневно я наблюдала за морковью и записывала свои наблюдения в дневник. На третий день, 27 сентября, я увидела, что на моркови появилось маленькое белое пятнышко, затем белый пушок .
В течение четырех дней волосинки становились все больше и больше, распространялись по моркови. На пятый день, 30 сентября, на белых волосинках стали видны чёрные точки, и появилось зеленое пятно .
Из этого мы можем сделать вывод, что плесень растет. Значит – это живой организм.
Она выросла в полной темноте, в темном шкафу, для ее питания не нужен был солнечный свет. Значит, к царству растений плесень не относится.
Плесень питалась за счет кусочка моркови, не откусывая ее, а всасывая всей своей поверхностью, и все время наблюдения оставалась неподвижной. Наблюдая за плесенью, я убедилась, что она постоянно растёт. Значит, плесень не относится к животным.
Я узнала, что бактерии имеют различную форму - шаровидную, палочковидную, спирали и так малы, что не видны невооруженным глазом. А плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек, и ее можно увидеть без микроскопа. Т.е. плесень к бактериям не относится.
Значит, плесень относится к царству грибов: питается готовыми органическими веществами, неподвижна, растет. Опыт прекращен 2 октября 2017 г.
Опыт №2
Цель опыта: узнать строение плесени.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, кусочек плесени.
Описание опыта: с помощью медицинского скальпеля, отделила кусочек плесени, которая образовалась на моркови. Поместила его на предметное стекло и капнула каплю воды. Накрыла вторым предметным стеклом и поместила под микроскоп.
Под десятикратным увеличением я увидела, что плесень состоит, из тоненьких ниточек все они переплетаются, образуя как бы паутину, среди которой встречаются черные шарики. Увиденное я зарисовала в дневнике наблюдения.
Под 40-кратным увеличением я увидела разветвленную сеть гиф, на концах которых имеются споры. Увиденное я так же зарисовала в дневнике наблюдения и сделала макет строения плесени из пластилина.
Опыт №3
Цель: определить условия образования и роста плесени.
Оборудование: 6 кусочков хлеба, 6 герметичных контейнеров, холодильник, вода.
Описание эксперимента:
Я взяла шесть кусочков белого хлеба, три из которых положила на влажные салфетки, остальные оставила сухими, положила в герметичные контейнеры, подписала и поместила в разные условия.
Свой опыт я начала 24 сентября 2017 г. Ежедневно вечером я наблюдала за образцами, фотографировала изменения и заносила результаты наблюдения в дневник.
На второй день опыта, 26 сентября, на образце № 1 (влажность, свет, тепло) появилось белое пятно.
На третий день опыта, 27 сентября, подобное пятно появилось на образце № 5 (влажность, тепло, отсутствие света), а на образце № 1 - белый пушок.
На четвертый день опыта, 28 сентября, на образце № 1 среди белого пуха появились черные точки, а на образце № 5 – тонкие белые волоски и еще белые и зеленые пятна.
С пятого дня опыта, 29 сентября, плесень на образце № 1 стала интенсивно расти и к седьмому дню, 1 октября, заполнила весь контейнер так, что кусочка хлеба не стало видно, черных точек (спор) стало очень много, что плесень приобрела черный цвет.
На образце № 5 плесень росла не так интенсивно, но к седьмому дню (1 октября) так же заняла почти весь кусочек хлеба и распространилась по всему дну контейнера. При рассмотрении были видны множество белых тонких волосков с черными точками, которых было так много, что местами плесень была черного цвета. На остальных образцах к седьмому дню опыта плесени замечено не было.
Опыт прекращен 2 октября 2017 г.
Вывод: т к плесень появилась на образцах №№ 1 и 5 (влажность, тепло), то главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен.
Опыт № 4.
Цель: выявить, какое из растений дольше препятствует образованию плесени
Оборудование: 6 кусочков хлеба, 6 герметичных контейнеров, лимон, лист герани, лист алоэ, чеснок и лук.
Описание опыта: отрезала 6 кусочков от обычного батона, положила рядом с хлебом: лимон, салфетку, смоченную маслом чайного дерева, лук, чеснок, лист герани. Образец № 6 оставила без фитонцидных растений.
Свой опыт я начала 5 октября 2017 г.
7 октября, на второй день опыта, появилась плесень на контрольном образце.
8 октября, на третий день опыта плесень появилась и на образцах №№ 1 (лимон), 3(лук) ,4 (чеснок), 5 (лист герани).
Образец № 2 (чайное дерево) остался без изменений, плесени не замечено.
Опыт закончен 10 октября 2017 г.
Выводы :
Фитонциды сдерживают появление плесени
Лучшим фитонцидом, замедляющим процесс появления плесени, оказалось масло чайного дерева.
Опыт № 5
Цель: выявить, может ли плесень образоваться в жидкой среде
Оборудование: 5 герметичных контейнеров, 5 различных жидкостей.
Описание опыта: кипяченую воду, сок яблочный, компот из сухофруктов, чай с сахаром и чай без сахара налила в отдельные чистые сухие герметичные контейнеры, подписала и поместила в одинаковые условия (комнатная температура +23*С, свет).
Свой опыт я начала 24 октября 2017 г. Ежедневно вечером я наблюдала за образцами, фотографировала изменения и заносила результаты наблюдения в дневник.
На седьмой день опыта, 30 октября, на образце № 2 (яблочный сок) появилось белое пятно диаметром около 5 мм с еле заметным пушком на поверхности.
На 9 день опыта, 2 ноября, плесень приобрела сине-зеленый цвет с белым ободком и достигла размера 1 см в диаметре.
Вывод: плесень может образоваться и расти и на жидких средах.
Опыт № 6.
Цель: определить наличие спор плесени в различных пробах воздуха.
Оборудование: три стерильных чашки Петри с питательной средой
Описание опыта: 23 сентября 2017 г. чашки Петри я оставила на час в различных помещениях – в бане в деревне у бабушки, на балконе, в комнате.
Затем закрыла чашки и оставила в одинаковых условиях.
Через пять дней, 28 сентября, я оценила результат.
Во всех трех чашках Петри выросли колонии плесневых грибов, но в образце № 1, из бани, где постоянная влажность и тепло, колоний было больше (10 колоний).
Вывод: Споры, мельчайшие «семена» плесневых грибов, невидимы для человеческого глаза и некоторое их количество всегда находится в воздухе.
Опыт № 7.
Меня очень заинтересовал опыт профессора Тошуки Накагаки, подтвердившего наличие памяти и интеллекта у плесневых грибов. Поэтому я решила сама проверить, есть ли память у обычной сизой плесени, которая выросла на яблочном соке . Цель: определить наличие памяти у плесени.
Оборудование: образец плесени, холодильник, линейка.
Описание опыта: я взяла сизую плесень и поместила в холодильник на 10 минут. В холодильнике плесень как бы сжалась, уменьшилась в размерах, ворсинки опали. После того как плесень 30 минут постояла в комнате, она согрелась, ворсинки вновь поднялись, плесень вернулась к прежним размерам.
Я повторила все эти действия три раза. На четвертый раз по истечении 30 минут плесень сама уже съёживалась в ожидании холода.
Затем я перестала помещать её в холодильник, но два раза по истечении 30 минут она как бы съёживалась, потом с ней ничего не происходило, т.е. за время опыта у плесени выработался рефлекс сокращаться в ожидании холода, но со временем плесень забывает свой опыт.
На следующий день я снова положила ту же плесень в холодильник, и она снова начала сокращаться уже с первого раза, т.е. стоит ей лишь напомнить о неприятностях, немного понизив температуру, как «память» о холоде снова вернется, и через определенный временной интервал она снова будет уменьшаться в размерах, даже если мы оставим ее в покое.
Вывод: на мой взгляд, обычная сизая плесень тоже имеет зачатки интеллекта — она способна учиться, забывать выученное и восстанавливать в памяти при напоминании.
Опыт № 8.
Из литературных источников я узнала, что ученые изобрели так называемую электромагнитную «пушку», которая позволяет сохранять хлеб без плесени до двух месяцев.
Я решила выяснить, влияет ли электромагнитное СВЧ - излучение на развитие плесневых грибов.
Цель: Определение влияния электромагнитного излучения СВЧ – печи на развитие плесени
Оборудование: два кусочка хлеба, два герметичных контейнера, СВЧ-печь.
Свой опыт я начала 5 октября 2017 г.
Описание опыта: Образец № 1 поместила в микроволновую печь на 20 секунд.
Образец № 2 не подвергался воздействию электромагнитных лучей. Оба образца оставила для наблюдения при комнатной температуре.
На третий день опыта, 7 октября, на образце № 2 появились пятна плесени.
На хлебе, который помещали в СВЧ- печь на 20 сек, развитие плесневых грибов не наблюдалось и на 10-й день исследования.
Вывод: СВЧ - излучение значительно задерживает развитие плесени на хлебе.
Выводы
Практическая часть моей работы очень интересна. Я провела много опытов, в ходе которых узнала строение плесени, условия ее размножения и распространения, способы борьбы и предотвращения ее появления.
Анализируя полученную в ходе исследования информацию, можно сделать следующие выводы:
Плесень относится к царству грибов.
Главным условием появления плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен.
Растения – фитонциды задерживают образование и рост плесени. Лучшим фитонцидом по результатам моего опыта оказалось чайное дерево.
В воздухе помещений постоянно присутствуют споры плесени.
Плесень может образоваться и расти на любых средах.
Электромагнитное излучение в СВЧ-печи значительно задерживает развитие плесени
Обычная сизая плесень тоже имеет зачатки интеллекта — она способна учиться, забывать выученное и восстанавливать в памяти при напоминании
Плесень многолика. Она может причинить вред, став причиной разрушения и болезней, но и несёт благо — формирует почву, даёт нам здоровье и пищу, используется в различных отраслях промышленности.
Большинство людей не знают о том, какую пользу приносит плесень человечеству
Заключение.
Выводы из практической части подтверждают выдвинутую гипотезу.
Наш мир создан совершенным. В нем нет ни одной лишней детали. Все наполнено смыслом и все связано между собой в бесконечно сложную и бесконечно прекрасную картину мироздания, где плесень играет свою особую роль.
Я думаю, что мою исследовательскую работу можно использовать на уроках окружающего мира, биологии, во внеклассной работе в начальной и средней школах. Надеюсь, что она интересна и для учителей.
Список литературы
Ожегов С.И. Толковый словарь живого великорусского языка, М.: Цитадель, 1998.
Большая энциклопедия природы. Грибы (Издательство: ООО «Мир книги», 2005. Том 8).
Исмаилова С. Энциклопедия для детей т.2, Биология, М Аванта+, 1995г.
Журнал "Вокруг света", 1998-2008г.
Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед
Документальный фильм «Плесень»http://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM
Блинкин С.А., Рудницкая Т.В. Фитонциды вокруг нас. М., 1981.- 185 с.
Квасневская П. Третий мир жизни : [роль плесневых грибов в жизни человека] / П. Квасневская, П. Рахманов // Огонек. – 2008. – №48. – С. 42-44.
Марфенина О. Многоликая плесень / О. Марфенина, А. Иванова // Наука и жизнь. – 2009. – № 10. – С.
http://e-news.com.ua/show/258256.html
https://www.gazeta.ru/science/2016/03/21_a_8134235.shtml