Введение С раннего детства нам нравились музыка и танцы. Мы были рады тому, что наши родители отдали нас заниматься хореографией. Для нас танец стал, чем-то большим, чем просто танец. Когда танцуешь, забываешь обо всем, ты просто растворяешься в движениях, музыке. В последнее время стало модно танцевать. Многие родители ведут детей на занятия уже с 4 лет. Сегодня танец и его проявления мы можем увидеть повсюду, все чаще танец используют в фильмах, театральных постановках, различных телепередачах, рекламных роликах, где с помощью движения, музыки передается настроение, эмоции. Известно, что чем лучше ребенок владеет мелкими движениями пальцев, тем быстрее и лучше он учится говорить, и его интеллект повышается. Но мало кто задумывался, что свободным и вдохновенным танцем человек может "раскрыть" свою душу, освободить ее от многих тревог, стрессов и других эмоциональных проблем. Мы выбрали эту тему, потому что любим танцевать и всё время быть в движении. Несмотря на то, что занятия танцами являются большой трудной работой, нам они доставляют массу удовольствий, поднимают настроение.
Актуальность данной темы состоит в том, что сегодня современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Этот факт отрицательно сказывается на здоровье детей. Мы же хотим, чтобы дети занимались спортом, вели подвижный образ жизни, приобщились к наследию народной культуры танца.
Нам стало интересно, какое влияние оказывают занятия танцами на других детей. Цель работы: выявление влияния занятий танцами на физическое, эмоциональное и умственное развитие младших школьников, развитие интереса у одноклассников и других ребят к занятиям танцами.
Задачи:
Познакомиться с литературой по данной теме.
Изучить уровень физических качеств, эмоциональности, успеваемости учащихся 3В класса и ребят из хореографической студии.
Обобщить какое влияние оказывают танцы на физическое, эмоциональное и умственное развитие младших школьников, основываясь на данных проведённого исследования.
Гипотеза: предположим, чтосистематические занятия танцами благотворно влияют на физическое, эмоциональное и умственное развитие младших школьников.
Для проверки гипотезы были использованы следующие методы:
Диагностика
Наблюдение
Анализ
Анкетирование
Основная часть
1.Танец и эмоции.
Во время проведения исследования, появились разные вопросы: Зачем человеку танцы? Влияют ли танцы на здоровье человека? Какое значение имеет танец для общего и эстетического развития человека?
Одним из этапов исследования было выяснить, насколько информированы учащиеся по этой теме. Мы провели опрос в котором приняли участие 22 учащихся нашего 3 «В» класса.
В результате выяснили, что школьники считают, что
1) Танец нужен для:
Здоровья – 26 % Веселья – 8 % Гибкости – 65 %
2)Знаете ли вы как танец влияет на здоровье?
Да - 10 Нет -12
3) Вы танцуете?
Да – 8 % Нет – 92 %
4) Хотели бы научиться красиво танцевать?
Да – 43 % Нет – 57 %
На вопрос родителям: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети занимались танцами»?
15 опрошенных родителей однозначно ответили: «Да»
Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Хочешь все время быть молодым – танцуй и укрепляй в танце свое здоровье.
В танце неосознанно отражается личность человека и если внимательно приглядеться, то можно много рассказать о характере танцующего, его привычках, страхах, особенностях взаимодействия с разными людьми и с самим собой, его фантазии, отношение к себе и к миру, и многое другое. Если нам плохо - мы танцуем, хорошо - тоже танцуем. Танец без эмоций многого не раскроет зрителю. Танец – это история, рассказанная с помощью движений тела, и каждый сообщает ему свои собственные эмоции. Эмоции в переводе с греческого «впрыскивание», «выплескивание». Речь идет о способе выражения настроения. Эмоции - психологические состояния, отражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям. К классу эмоций относятся настроения, чувства, страсти, стрессы. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, не пользуясь речью.Танцору очень важно научиться передавать зрителю смысл танца. Главную роль здесь играют не только выученные движения, но и эмоции, чувства и настроения, поэтому на тренировочных занятиях танцами проводятся игры на развитие эмоций, например: «Танец пяти настроений», где ребятам даётся музыкальный фрагмент и предлагается исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. Также проводятся игры и упражнения: "Я и мои эмоции", направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции, "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Играя в такие игры, хорошо ощущаешь различия в эмоциях, обращаешься к собственному опыту, вспоминая, где и когда испытывала подобные чувства.Танцы – вещь полезная и приятная. Оказывается танец, действительно, может сделать человека счастливее: изучая литературу, в одной из книг прочитала, что после занятий танцами всегда приподнятое настроение – это проявление эффекта эндорфинов - «гормонов счастья», которые во время танца вырабатываются гипофизом.
Учиться танцевать – очень увлекательное занятие. Это прекрасный способ провести время с друзьями .
1.2 Влияние занятий танцами на физическое развитиеТанец дарит человеку здоровье. Танец – это прекрасный лекарь. Начинать заниматься танцами можно практически с любого возраста.
Первый эффект, который вы заметите очень быстро – это повышение настроения. Двигаясь под музыку мышцы начинают расслабляться, а в кровь начинают поступать эндорфины – так называемые «гормоны радости». Это позволяет человеку обрести гармонию со своим телом, начиная ощущать легкость и душевный подъем.
Различные движения, вращения, прыжки заставляют напрягаться все мышцы.
В танце задействованы почти все виды мышц. До начала урока танца нужно проделать серию разминочных упражнений. Они служат для того, чтобы придать мышцам эластичность и подготовить их к интенсивной работе. Во время танцев нужно правильно дышать, используя и верхнюю, и нижнюю часть лёгких . Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в твоем организме, придут в норму, улучшится обмен веществ. Ты будешь реже простужаться, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливать.
Учёные считают, что улучшается мозговая деятельность обоих полушариев: одно регулирует работу за образным мышлением, которое активизируется при импровизации, второе отвечает за логику движений. Такое улучшение способствует повышению у танцора координации движений и ловкости. Также происходит улучшение памяти. Ещё занятия танцами полезны при проблемах со зрением, так как необходимо всё время менять фокусировку взгляда. Таким образом укрепляются и глазные мышцы.
Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами.
При выполнении упражнений на растяжение мышц, в них вырабатываются вещества, укрепляющие способность организма противостоять инфекции.
Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой походки. Сбалансированные умеренные нагрузки на все группы мышц постепенно формируют сильный мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении. Даже если есть нарушение осанки или начальная стадия сколиоза, через некоторое время происходит значительное улучшение состояния спины, а при постоянных, настойчивых тренировках печальный диагноз будет забыт.
У танцующих людей присутствует чувство уверенности в себе, они умеют не только красиво двигаться, но и красиво носить наряды, быть в центре внимания.
Танцы воспитывают собранность и организованность. Суметь выполнить все задания, а потом умчаться на тренировку – это под силу только людям с сильной волей.
Танцы – лучшее средство от стресса. Танец берёт на себя заботу о душевном благополучии человека.
Таким образом, танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность до последних дней жизни.
1.3 Влияние танцев на умственное развитие Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всесторонне образование. . Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.Американские ученые проводили исследования, подтвердившие, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в учебе.. . Чем это объясняется? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Для нас было открытием, что каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела, потому что существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, например, при доминировании левого полушария ведущей в большинстве случаев оказывается правая рука. Ясно стало также, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием, другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается. Как же взаимосвязаны между собой занятия танцами и учебная деятельность? В начале занятия всегда выполняется разминка, в которой используется много перекрёстных движений, пересекающих среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения разогревают не только мышцы нашего тела, но и активизируют работу полушарий, дают высокую умственную энергию помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
Исследование «Оценка влияния занятий танцами на эмоциональное, физическое и умственное развитие обучающихся младшего школьного возраста»
Исследование 1. Танец и эмоции
(Физиономический тест Кунина)
Цель: выявление влияния занятий танцами на эмоциональное развитие обучающихся младшего школьного возраста.
Ход исследования: Исследование проводилось со всеми испытуемыми перед началом уроков и перед уходом домой, в те дни, когда у детей занимающихся танцами были занятия по хореографии. В течение 3 дней испытуемым предлагалось выбрать одну карточку из шести, на которой изображено лицо одного и того же человека в состоянии, соответствующем их настроению в данный, конкретный момент (Приложение №1).
По итогам исследования были составлены таблицы, в которых отдельно зафиксированы результаты диагностики детей посещающих только школьные занятия и детей, дополнительно занимающихся в хореографическом объединении.
Дети, занимающиеся танцами
№ |
Ф.И |
1 день |
2 день |
3 день |
|||||
настроение |
|||||||||
До начала уроков |
Уходя домой (после танцев) |
До начала уроков |
Уходя домой(после танцев) |
До начала уроков |
Уходя домой (после танцев) |
||||
1 |
Водопьянова |
2 |
6 |
4 |
6 |
5 |
6 |
||
2 |
Балабанова |
2 |
5 |
4 |
5 |
4 |
6 |
||
3 |
Лотков |
2 |
5 |
4 |
6 |
3 |
5 |
||
4 |
Лоткова |
4 |
5 |
6 |
6 |
5 |
5 |
||
5 |
Мащинова |
2 |
6 |
4 |
6 |
3 |
6 |
||
6 |
Шенцева |
3 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
||
Дети, не занимающиеся танцами
№ |
Ф.И. |
1 день |
2 день |
3 день |
|||
настроение |
|||||||
До начала уроков |
Уходя домой |
До начала уроков |
Уходя домой |
До начала уроков |
Уходя домой |
||
1 |
Белугина |
4 |
6 |
3 |
6 |
3 |
4 |
2 |
Зыбцев |
2 |
5 |
6 |
1 |
5 |
1 |
3 |
Дуравкин |
6 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Каща |
4 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
5 |
Косьяненко |
6 |
4 |
3 |
6 |
4 |
3 |
6 |
Махортов |
3 |
6 |
5 |
2 |
4 |
2 |
7 |
Митрошина |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
8 |
Носатов |
4 |
3 |
6 |
4 |
5 |
3 |
9 |
Перелыгина |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
10 |
Песоцкий |
5 |
2 |
3 |
5 |
3 |
5 |
11 |
Приходько |
4 |
1 |
3 |
6 |
5 |
2 |
12 |
Рубан |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
13 |
Романюк |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
14 |
Харькова |
4 |
3 |
6 |
4 |
4 |
4 |
15 |
Устюжанина |
4 |
1 |
3 |
6 |
5 |
2 |
16 |
Шилова |
5 |
2 |
3 |
5 |
3 |
5 |
Для более удобного рассмотрения результатов, мы построили диаграммы (Приложение №2).Анализируя полученные результаты, выявили: у детей, занимающихся танцами, реже бывает плохое настроение, а после занятий хореографией настроение значительно повышается.
Исследование 2. Физические качества
Цель: выявление влияния занятий танцами на физическое развитие обучающихся младшего школьного возраста.
Ход исследования: Для решения поставленной цели мы обратились за помощью к педагогу по физической культуре – Титовской Н.В., попросив оценить физические качества учеников 3 «В» класса. Для решения поставленной цели на уроке физкультуры детям было предложено выполнить различные упражнения. Такие же упражнения выполняли и мы. Уровень развития физических качеств учащихся обработаны и занесены в следующей таблице:
№ |
Физические качества Фамилия, имя |
гибкость |
выносливость |
прыгучесть |
ловкость |
координация |
1 |
Балабанова |
|||||
2 |
Белугина |
|||||
3 |
Водопьянова |
|||||
4 |
Дуравкин |
|||||
5 |
Зыбцев |
|||||
6 |
Каща |
|||||
7 |
Косьяненко |
|||||
8 |
Лотков |
|||||
9 |
Лоткова |
|||||
10 |
Махортов |
|||||
11 |
Мащинова |
|||||
12 |
Митрошина |
|||||
13 |
Носатов |
|||||
14 |
Перелыгина |
|||||
15 |
Песоцкий |
|||||
16 |
Приходько |
|||||
17 |
Романюк |
|||||
18 |
Рубан |
|||||
19 |
Устюжанина |
|||||
20 |
Харькова |
|||||
21 |
Шенцева |
|||||
22 |
Шилова |
- высокий уровень, - средний уровень, - низкий уровень
Данные таблицы обработаны и занесены в диаграммы
(Приложение №3).
Исследование показало, что физические качества, такие как гибкость, выносливость, прыгучесть, ловкость, координация, у детей, занимающихся танцами, развиты сильнее.
Исследование 3. Танец и учебная деятельность
Цель: выявление влияния занятий танцами на учебную деятельность обучающихся младшего школьного возраста.
Ход исследования: для решения поставленной цели мы проанализировали оценки учащихся за четверть и выявили: дети, которые занимаются танцами, учатся успешнее, чем их одноклассники.
Заключение.Как показали исследования, выдвинутая гипотеза о положительном влиянии занятий танцев на обучающихся младшего школьного возраста, подтвердилась.Проведенные исследования показали, что:
у детей, занимающихся танцами, реже бывает плохое настроение, а после занятий хореографией настроение значительно повышается;
физические качества, такие как гибкость, выносливость, прыгучесть, ловкость, быстрота, координация, у детей, занимающихся танцами, развиты сильнее;
дети, которые занимаются танцами, учатся успешнее, чем их одноклассники.
Итак, танцевать - это здорово! Потому что:
танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания);
танец помогает снять напряжение; уменьшить тревожность, агрессивность; высвободить сдерживаемые, подавляемые чувства и эмоции;
танец способствует проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя;
повышается самооценка, появляется уверенность в себе, человек становится более успешным, привлекательным, удовлетворенным. Танцуйте свои радости и страхи, танцуйте везде и при любом настроении, танцуйте в одиночестве и в компании. Включаешь музыку и просто танцуешь. И тогда уходят все грустные мысли, забываются обиды, поднимается настроение. Нам очень понравилось писать эту работу т.к. мы узнали много интересного о танцах и поделилась своими исследованиями с вами. Наше изучение искусства танца не стоит на месте, оно постоянно развивается, обновляясь всё более сложными формами.
Мы ещё не раз с огромной радостью будем выходить на разные сцены, чтобы своими танцевальными достижениями приносить радость людям. И с не меньшим удовольствием будем продолжать более глубокое, исследовательское изучение танцевального искусства.
Практическим продолжением работы является:1. Выпуск буклета, который призывает детей заниматься танцами.(Приложение 4)
Список используемой литературы
Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]/ Т.Барышникова.- М.: «Рольф»,1999.-272с.
Зинченко, В. П. Психологический словарь [Текст] /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.— М.: Педагогика — Пресс, 1997.— 440 с;
Смит Л. Танцы. Начальный курс [Текст]/ Л. Смит. М.: Астрель, 2001.
Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-256с.: ил.Материал из Интернета
Электронная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс]/ www. vikipedia.ru// -2009.- 10 февраля
[email protected]Мультимедиа:
Современная мультимедиа энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007» [Электронный ресурс]/ http://www.km.ru/
Приложение №1
Физиономический тест Кунина
Приложение №2
Диаграмма к таблице исследования №1 «Танец и эмоции»
1 день
До начала уроков
Перед уходом домой (для занимающихся – после танцев)
2 день
До начала уроков
Перед уходом домой (для занимающихся – после танцев)
3 день
До начала уроков
Перед уходом домой
(для занимающихся – после танцев) незанимающихся
Приложение №3
Диаграмма к таблице «Физические качества»
дети, занимающиеся танцами |
незанимающиеся |
гибкость |
|
выносливость |
|
прыгучесть |
|
Ловкость |
|
Координация Приложение 4 Буклет Польза танцев в развитии детей |
Занятие танцами — это не только интересное и приятное времяпрепро-вождение. В танце дети могут выплеснуть весь свой стресс, накопившийся за день. Это крайне важно, так как дети, как и взрослые, испытывают множество негативных эмоций.
Но какое влияние оказывает занятие танцами на физическое и интеллектуальное развитие детей?
Прежде всего, танцы дают правильную нагрузку на сердце. Это настолько не травматичный вид физической нагрузки, что ими можно заниматься с четырех-летнего возраста. Кроме того, танцы хороши для мышц, суставов, сосудов.
Занятие танцами хорошо помогает формированию у человека правильной осанки, корректируют спину, выпрямляет позвоночник. Большинство совре-менных детей имеют сколиоз и другие проблемы со спиной. Но если дети тан-цуют, об этих неприятностях можно забыть. Никакой другой вид спорта так не корректирует спину и не способствует оздоровлению позвоночника.Кроме того, регулярные занятия, формируют правильную и красивую походку, что немаловажно для девочки.
Танцуя, дети учатся понимать музыкальный ритм, слушать музыку, выражать свои чувства и эмоции под музыку. Знаете ли вы, что у танцующих малышей улучшается музыкальный слух?Не все дети ходят в детский сад, но потребность в общении есть у всех, даже у самых маленьких ребят. Когда детки танцуют, им гораздо проще найти общий язык. Сближает красивая ритмичная музыка и сама атмосфера танцевального класса, сближает веселье и грамотная работа педагога. Кроме того, танцы хорошо раскрепощают. Если у вас скромный и стеснительный сынок или дочка – танцы сделают его смелее и раскрепощеннее .Танцующие дети быстро находят общий язык со сверстниками. Танцы снимают все барьеры в общении и не только.Ребенок, занимающийся танцами, становится намного подвижнее и открыт для общения.
Когда дети танцуют, усиливается приток крови к основным органам (сердце и пр.), в том числе и к головному мозгу, поднимается настроение.Многие дети становятся красивее в танце. Если ребенок танцует с раннего возраста, то у него сформируется красивая фигура, появится пластика движений и грация. Если детки танцуют с ранних лет, они будут учиться одеваться элегантно –есть интересная закономерность: дети, которые танцуют, имеют неплохой вкус в одежде. Не верите – попробуйте отдать ребенка на танцы и сами в этом убедитесь.
Родителям нельзя забывать, что любые занятия требуют некоторых финансовых вложений. Необходимо будет покупать тренировочную одежду, костюмы для выступлений, специальную обувь для танцев. Причем на всем этом нельзя сильно экономить, так как от качества этих вещей зависит эмоциональный настрой ребенка и его желание заниматься танцами в дальнейшем.Занятия танцами способствуют гармоничному физическому, эмоциональному и эстетическому развитию ребенка.
Мамы, а вы в какие кружки отдадите своих малышей?