Введение.
«Подходящий момент не выбирают, не предполагают и не определяют: он заложен в вас, в ваших генах и работает от момента пробуждения до погружения в сон, а также каждую секунду между ними»
Майкл Бреус
Человек - часть природы. Как и любому живому существу, ему необходимо для жизни питаться, дышать, двигаться. Природное окружение человека даёт ему необходимые вещества для жизни, для нормального самочувствия, ощущения здоровья.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Здоровье - условие активности, успешности, полноценной жизни человека. Здоровье и самочувствие человека, как правило, зависит от условий окружающей среды. Человек объективно включён в мир природы. Изменения климата, перемена погоды, природные аномалии порой вызывают у человека недомогание, плохое настроение, депрессию.
Одним из признаков живых организмов является ритмичность. Факторы окружающей среды имеют сигнальное значение, благодаря им развиваются опережающие реакции приспособления, вырабатываются адаптивные суточные. сезонные, годовые ритмы. Все в организме (каждый орган, клетка, состав крови, температура тела, частота сердечных сокращений, давление крови и т.д.) имеет свой собственный ритм, измеряющийся в секундах, часах, днях, неделях.1
Каким же образом можно улучшить своё самочувствие, а самое главное, как повысить работоспособность, используя знания о собственных биоритмах.
Как влияют природные ритмы на самочувствие человека? Как себя вести при снижении работоспособности? Почему иногда ощущается упадок сил, нет настроения, а иногда хочется радоваться жизни, всё удаётся и получается. Эти вопросы заинтересовали меня, поскольку хочется очень многое успеть, запомнить необходимую информацию.
Цель работы: Изучить особенности индивидуальных биоритмов и выяснить, как они связаны с в природными ритмами (лунными, суточными) .Задачи:
1. Изучить информацию по теме работы, кратко изложить сведения о природных и физиологических ритмах.
2. Выяснить, какие ритмические процессы происходят в организме человека.
3. Провести исследование индивидуальных биоритмов в соответствии с методикой в течение месяца, выяснить какие фазы лунного цикла оказывают влияние на состояние организма.
4. Составить рекомендации в соответствии с полученными данными.
Основная гипотеза:
Природные ритмы оказывают влияние на индивидуальные биоритмы человека, а значит влияют на работоспособность, настроение, активность.
Данная работа состоит из теоретической части, в которой кратко излагаются сведения о природных ритмах и исследовательской, где приводятся методика и результаты исследования индивидуальных биоритмов автора.
Основная часть.
Глава 1. Ритмы планеты и ритмы жизни.
Свою работу я решила начать с характеристики природных ритмов.
Данная тема довольно подробно освещена во многих научно-популярных статьях, также достаточно много информации имеется на тематических сайтах Интернета. Всем хорошо известно о природных ритмах и о ритмичности процессов в живой природе. Человек - обитатель планеты Земля. Поселившись во всех природных зонах, он научился жить с комфортом в любых условиях. Тёплая одежда, уютный дом, водопровод, освещение - это далеко неполный перечень изобретений человека. Но всё же человек - часть природы, и природные явления влияют на состояние человека. Вся история человечества, быт, культура - отражение природных ритмов.
Какие же природные ритмы известны всем?
1. Вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси определяет смену дня и ночи и смену времён года.
2. Дважды в сутки изменяется на Земле сила тяжести.
3.Под действием притяжения Луны земная поверхность ежедневно опускается и поднимается под нашими ногами до 50 см. Возникающие при этом приливы у берегов океана достигают высоты 18 м - высота шестиэтажного дома. Происходят приток и отток воздушных масс в атмосфере.
4. Солнце посылает огромные потоки энергии. Продолжительность цикла солнечной активности составляет 11,2 года. Период роста активности равен 4,2 года, спада активности - 7 годам.
У всего на Земле есть периоды подъёма(активизации) и спада (сна, упадка сил). Они чередуются в строго определённом порядке, полностью согласуясь с ритмами Космоса. Эти периоды называются Биологическими ритмами (биоритмами). Их различают по времени и источнику возникновения.
Суточный биоритм. Связан со сменой дня и ночи. Живые организмы полностью ему подчинены: в течение суток обязательно происходит смена деятельности и отдыха.
Сезонный биоритм связан со сменой времён года и проявляется в сбрасывании листвы деревьями, перелёте птиц, зимней спячке. Колебания температуры, влажности, атмосферного давления, характера пищи - всё это влияет на образ жизни и процессы жизнедеятельности живых организмов.
Лунные биоритмы. Лунный цикл составляет приблизительно 29,5 суток. Лунные циклы влияют на активность и покой растений, поведение животных, настроение и поведение людей. От фаз луны зависит атмосферная ионизация и земной магнетизм.
Ритмы солнечной активности. Ритмы солнечной активности образуют 11-летний цикл. По датам стихийных бедствий, вспышек эпидемий, войн, революций и других потрясений живой и неживой природы А.Л. Чижевский установил, что все они происходили в годы повышенной солнечной активности. "Наше Солнце приходит в неистовство 9 раз в столетие. Каждый раз в течение 2-3 лет, все без исключения явления на Земле - синхронно, в мёртвом и живом царстве, приступами - приходят в конвульсивное содрогание.... Число мутаций резко увеличивается у растений. Микробы и вирусы также испытывают бешенство солнечных корпускул и радиации. Им не уступает и нервная система - тончайший прибор всех живых существ, начиная от беспозвоночных и кончая человеком..."2
Выводы по итогам главы 1.
В соответствии с этой информацией, можно сделать вывод о том, что всё живое население нашей планеты находится в зависимости от природных ритмов. Поведение, образ жизни, перемещения. процессы размножения практически у всех животных связаны с циклическими явлениями природы.
Глава 2. Биологические ритмы человека.
Человек является биологическим существом, то есть все физиологические процессы человека протекают, так же, как и у всех живых организмов. Ритмы Луны, Солнца и космических излучений в той или иной степени воздействуют на него.
С давних времён люди заметили связь своей жизни не только со сменой дня и ночи и сменой времён года, но и с циклами Солнца, Луны и других планет. Тысячи лет назад люди знали, что у многих природных процессов есть суточный ритм активности. Если человек настраивается на этот ритм, сливается с ним, то прекрасно себя чувствует. И наоборот, если он идёт против природного ритма, то в его организме происходит дисбаланс, который приводит к болезням.
В древних календарях разных народов предписывалось в определённые дни заниматься тем или иным видом деятельности, принимать ту или иную пищу. В них чётко отмечены дни, когда рекомендуется полный покой.
Не признаваемая научным сообществом и опровергнутая экспериментально, гипотеза «трех ритмов» предполагает наличие многодневных ритмов, не зависящих как от внешних факторов, так и от возрастных изменений самого организма. Пусковым механизмом этих ритмов является только момент рождения человека, при котором возникают ритмы с периодом в 23, 28 и 33 суток, определяющие уровень его физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.
23-дневный ритм — это физический ритм, он определяет здоровье, силу и выносливость человека;
28-дневный ритм — это эмоциональный ритм, он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.;
33-дневный ритм — это интеллектуальный ритм. Он определяет творческие способности личности. В неблагоприятные дни происходит творческий спад. Каждый из трех долговременных ритмических циклов начинается с рождения человека. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусоиду (график). Чем выше поднимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Многочисленные экспериментальные проверки 70-80х годов полностью опровергли эту «теорию» как несостоятельную, поэтому подробно её описывать не имеет смысла.
Различают биоритмы человека высокой частоты (до 0,5 часа), средней частоты (от 0,5 часа до 6 дней) и низкой частоты (недельные, лунные, годичные и более длительные). Среди ритмов имеются главенствующие — водители и подчиненные — ведомые.
Многие биоритмы человека (суточные, лунные, приливные и годовые) сформировались в ходе эволюции как целесообразное приспособление процессов жизнедеятельности организма к окружающей среде. В процессе эволюции выгодные для организма биоритмы человека закрепились генетически. Более того, в организме развились специальные структуры, ответственные за регуляцию ритмов, как их еще называют — эндогенные часы. У человека внутренним (эндогенным) водителем биоритма человека (биологические часы) является гипоталамус — отдел промежуточного мозга, ответственный за сохранение постоянства внутренней среды организма, тесно связанный с другими отделами головного мозга и прежде всего с гипофизом. Сердечный цикл, вдох-выдох, ритмы мозга, перистальтика кишечника - все эти процессы совершаются в определённом ритме и связаны с внешними факторами. См. Приложение 2.
Выводы по итогам главы 2.
Изучая теоретический материал по этой теме, можно отметить
1. Человек как живой организм не может жить и развиваться вне среды обитания, все процессы жизнедеятельности связаны с природными ритмами
2.Практически все физиологические процессы в организме человека носят ритмический характер.
Глава 3. Исследование индивидуальных биоритмов.
Для изучения особенностей индивидуальных биоритмов, я использовала биоритмотест.3 Каждый день регулярно по вечерам отвечала в течение месяца на вопросы биоритмотеста. Вопросы отражают наиболее типичные состояния организма в течение суток: ночью, утром, днём, вечером. Ниже привожу перечень вопросов.
1. Продолжительность сна(достаточная,недостаточная)
2. Качество сна(хорошее,плохое)
3. Скорость включения в работу(Быстро,медленно)
4. Тонус(Бодрость, вялость).
5. Настроение(жизнерадостное,пониженное)
6. Тонус (возбуждённость,сонливость)
7. Работоспособность (высокая,низкая)
8. Потребность в сне(есть, нет)
9. Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое)
Критерии оценивались по семибальной шкале (+3,+2,+1,0,-1,-2,-3) и в клеточку, обозначающую день месяца, вносилось соответствующее число красных кружков (1,2,3), либо чёрных кружков. если оценки со знаком минус. Ежедневно баллы суммировались, подводился итог. Затем по результатам строится график. Общий вид таблицы с данными, куда заносилась информация см. Приложение 1.
Такой же биоритмотест составила для всей семьи. По итогам наблюдений в течение месяца я построила графики, кривая которых показывала общее состояние организма.
График 1.
График 2
График 3
График 4
Поскольку целью моей работы было выяснить, как связаны процессы жизнедеятельности человека с природными лунными ритмами, я сравнила показатели с лунным календарём за февраль. Календарь лунных фаз на февраль 2018 года показан в виде таблицы с указанием новолуния, растущей и убывающей Луны по дням. Стоит отметить, что полнолуния в феврале не было.
Таблица 1 Лунный календарь на февраль 2018г.
Дата |
Лунный день |
Фазы Луны |
1 февраля |
17 |
Убывающая Луна |
2 февраля |
18 |
Убывающая Луна |
3 февраля |
19 |
Убывающая Луна |
4 февраля |
20 |
Убывающая Луна |
5 февраля |
21 |
Убывающая Луна |
6 февраля |
21 |
Убывающая Луна |
7 февраля |
22 |
Последняя четверть |
8 февраля |
23 |
Убывающая Луна |
9 февраля |
24 |
Убывающая Луна |
10 февраля |
25 |
Убывающая Луна |
11 февраля |
26 |
Убывающая Луна |
12 февраля |
27 |
Убывающая Луна |
13 февраля |
28 |
Убывающая Луна |
14 февраля |
29 |
Убывающая Луна |
15 февраля |
30 |
Убывающая Луна |
16 февраля |
1/2 |
Новолуние |
17 февраля |
3 |
Растущая Луна |
18 февраля |
4 |
Растущая Луна |
19 февраля |
5 |
Растущая Луна |
20 февраля |
6 |
Растущая Луна |
21февраля |
7 |
Растущая Луна |
22февраля |
8 |
Растущая Луна |
23февраля |
9 |
Первая четверть |
24февраля |
10 |
Растущая Луна |
25февраля |
11 |
Растущая Луна |
26февраля |
12 |
Растущая Луна |
27февраля |
13 |
Растущая Луна |
28февраля |
14 |
Растущая Луна |
Сравнивая периоды повышения работоспособности в баллах, я отметила, что самый высокий показатель общего состояния моего организма наблюдался в такие фазы Луны как растущая луна, особенно после новолуния, а спады происходили в новолуние, и на убывающей Луне, а также перед полнолунием. Я сравнила фазы лунного цикла с периодами спада. Оказалось, что большинство периодов снижения работоспособности совпадает с определёнными фазами Луны. Например, 2 февраля – 23 лунный день, убывающая Луна, в период до новолуния и после новолуния, за 2-3 дня до полнолуния – все эти дни кривая показывает спад работоспособности и настроения.
Я ещё раз обратилась к описанию лунного цикла, чтобы понять причину этих явлений. Месячный, лунный цикл обусловлен силой притяжения Луны и Солнца в момент, когда они близки к совпадению: в новолуние отмечаются резкие суточные изменения силы тяжести, состояния атмосферы (температуры, давления, влажности) и электромагнитных полей. В полнолуние Луна пересекает магнитосферный шлейф Земли, меняется сила гравитации, возмущается магнитное поле Земли, а это сказывается на живых организмах. Вероятно, эти изменения влияют на состояние организма человека, вызывая изменение общего состояния, самочувствия.
Каждый из нас особенный. Большинство людей предпочитают для работы определённое время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, другие – днём, а некоторые ночью. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем, как они реагируют на окружающее и как болеют. Всё это позволяет считать и ритм работоспособности не результатом привычки к определённому режиму труда, а внутренне присущим человеку качеством.
Выделяют три группы людей, имеющие три типа суточных биоритмов: 1 )«Жаворонки» - это люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна.
2) «Голуби» - это люди дневного типа
3) «Совы» - это люди, у которых наблюдается отставание фазы сна.
Мне стало интересно, кто в нашей семье является «жаворонком», «голубем» и «совой». Я провела тест на определение типа работоспособности.4 Результаты такие: Моя мама – Никуленкова Татьяна Борисовна – является «голубем»
Мой папа – Никуленков Сергей Анатольевич – является «совой»
Я – Никуленкова Александра Сергеевна – являюсь «голубем»
В ходе сбора информации и анализа графиков, я узнала, что тип работоспособности влияет на результат биоритмотеста. У людей дневного типа (голуби) на графике больше спадов и повышений, чем у людей, у которых наблюдается отставание фазы сна (совы). У таких людей нет резких подъёмов и спадов.
Заключение. Выводы.
Организм не может жить и развиваться вне среды обитания, вне факторов, на него влияющих. Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и факторами неживой природы. Есть единая внутренняя среда организма и внешняя закономерно пульсирующая среда.
В течение месяца я отмечала состояние своего организма, оценивая его в баллах для того, чтобы выяснить характер изменений в самочувствии. Такие же исследования я проводила и для своих родителей. Изучая построенные графики, можно отметить, что на протяжении всего месяца у всех изменялось многое: были показатели низкой работоспособности, высокой, средней. Конечно, причин таких изменений может быть много. Не последнюю роль здесь играют природные ритмы. Я сравнила фазы лунного цикла с периодами спада. Оказалось, что большинство периодов снижения работоспособности совпадает с определёнными фазами Луны. Например, 2 февраля – 23 лунный день, убывающая Луна, в период до новолуния и после новолуния, за 2-3 дня до полнолуния – все эти дни кривая показывает спад работоспособности и настроения.
В ходе сбора информации я узнала, что тип работоспособности влияет на результат биоритмотеста. У людей дневного типа (голуби) на графике больше спадов и повышений, чем у людей, у которых наблюдается отставание фазы сна (совы). У таких людей нет резких подъёмов и спадов.
В приложении моей работы я привожу краткие рекомендации и советы по оздоровлению своего организма в соответствии с природными ритмами. Работая над этой темой, я ещё раз убедилась в том, как важно жить и работать в соответствии с законами природы и жизни. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха, сна, учитывать влияние Солнца и Луны на свой организм. Даже посещение врача, стрижка волос, поездка могут стать более удачными, если учитывать индивидуальные биоритмы.
Список литературы.
Агаджанян Н. А. Ритмы космоса стучат в нашем сердце / Н. А. Агаджанян. – Тула : Приокское кн. изд–во , 1989.
Зверев А.Т.Экология: Учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева.М.:ООО"Издательский дом "Оникс 21 век,2002гМансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс.-М.:"5 за знания";СПб.:ООО Виктория плюс",2006
Прохорова Е.Б.Урок по теме "Ритм природы - основа жизни организмов"/Биология в школе/№3 2001г
Ужегов Г. Н. Биоритмы / Г. Н. Ужегов. – Смоленск : Русич , 1997.
Интернет-ресурсы
www.knigikratko.ru
stanzdorovei.ru
StudFiles.net›preview/1837336/page:4/
Приложение.
Приложение 1.
Таблица 1.Биоритмотест 1.
Таблица 2. Биоритмотест 2.
Таблица 3. Биоритмотест 3.
Приложение 2. Ритмические процессы в организме человека.
Приложение 3 Некоторые советы и рекомендации.
Несогласованность с биологическим временем разрушительна для физического и психологического самочувствия и эмоционального равновесия. Этот феномен называется десинхронозом. В последние 15 лет ученые связывают с ним так называемые болезни цивилизации (аффективные расстройства, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, диабет и ожирение). Десинхроноз, который проявляется бессонницей и депривацией сна, приводит к депрессии, тревожности, переутомлению, несчастным случаям, сказывается на отношениях, карьере и здоровье. Если не выключать свет и все устройства в 18.00, вы так или иначе столкнетесь с десинхронозом — станете с трудом просыпаться, чувствовать усталость, наберете вес и не сможете работать в полную силу.
Когда мы вставали с рассветом, пребывали большую часть дня на свежем воздухе и засыпали в полной темноте, как вид мы процветали. Цивилизации, социум и потрясающие успехи в итоге обернулись тем, что тщательно настроенные внутренние часы начали работать против нас, причем очень эффективно.
Просыпайтесь в обычное время. Даже если вы плясали до зари, начните день по расписанию, пусть и придется спать всего один-два часа. Без сомнений, это нелегко, но если будете спать дольше и совершенно выбьетесь из расписания, то вы плохо будете себя чувствовать не один день. Нужно выбрать между одним трудным днем или неделей десинхроноза и утомления, раздражительности и сопровождающей их дырявой, как сыр, памяти.
Дневной сон оптимален приблизительно через семь часов после пробуждения плюс-минус несколько минут.
Ученые убеждены: чем раньше вы ложитесь спать, тем лучше это влияет на работу сердца и индекс массы тела.
Сон нужно считать не часами, а скорее, 90-минутными циклами. Пяти полных циклов (или семи с половиной часов) достаточно для физического и психологического восстановления. Пяти неполных циклов (ровно семи часов) достаточно для поддержания когнитивных функций, контроля аппетита, улучшения памяти и оздоровления.
А если я лежу в кровати без сна с выключенным светом, когда у меня бессонница? В это время тоже нельзя находиться в кровати. Если вы не можете заснуть в течение 20 минут, вылезайте из кровати и посидите на стуле 15 минут, считая вдохи или занимаясь прогрессивной мышечной релаксацией (сначала расслабьте пальцы ног, затем мышцы стоп и т.д., пока не дойдете до лба и кожи головы). Возвращайтесь в кровать и снова постарайтесь заснуть. Повторяйте несколько раз при необходимости, пока наконец не уснете.
Приложение 4 Суточные ритмы человека.
РАННЕЕ УТРО
4-5 часов (по реальному, географическому времени, как и для акупунктурных точек) — организм готовится к пробуждению.
К 5 часам утра начинает снижаться продукция мелатонина, растёт температура тела.
Незадолго до пробуждения, около 5:00 часов утра по географическому, реальному местному времени, в организме начинается подготовка к предстоящему бодрствованию: нарастает продукция «гормонов активности» — кортизола, адреналина. В крови увеличивается содержание гемоглобина и сахара, учащается пульс, повышается артериальное давление (АД), углубляется дыхание. Начинает повышаться температура тела, увеличивается частота фаз быстрого сна, растет тонус симпатической нервной системы. Все эти явления усиливаются под действием света, тепла и шума.
УТРО
К 7-8 часам у «сов» — пик выброса в кровь кортизола (основного гормона надпочечников). У «жаворонков» — раньше, в 4-5 ч, у остальных хронотипов — около 5-6 ч.
С 7 до 9 утра — подъём, физкультура, завтрак.
9 часов — высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память.
С утра — усвоение новой информации, на свежую голову.
Через два-три часа после пробуждения — поберечь сердце.
9-10 ч — время строить планы, «шевелить мозгами». «Утро вечера мудренее»
9-11 ч — повышается иммунитет.
Эффективны лекарства, усиливающие сопротивляемость организма болезням.
ДЕНЬ
До 11 часов — организм в отличной форме.
12 — уменьшить физические нагрузки.
Активность головного мозга снижается. Кровь приливает к органам пищеварения. Постепенно начинает снижаться артериальное давление, пульс и мышечный тонус, соответственно, но температура тела растёт и дальше.
13 ± 1 час — обеденный перерыв
13-15 — полуденный и послеобеденный отдых (обед, «тихий час», сиеста)
После 14 часов — минимальна болевая чувствительность, наиболее эффективно и продолжительно действие обезболивающих препаратов.
15 — работает долговременная память. Время — вспомнить и хорошо запомнить нужное.
После 16 — подъём работоспособности.
15-18 ч — самое время заняться спортом. Жажду, в это время, обильно и часто утолять чистой кипяченой водой, горячей или тёплой — в зимнее время (для профилактики простуд, желудочно-кишечных заболеваний и болезней почек). Летом можно и холодную минералку.
16-19 — высокий уровень интеллектуальной активности. Домашние дела
ВЕЧЕР
19 ± 1 час — ужин.
Углеводная пища (натуральная — мёд и т.п.) способствует выработке особого гормона — серотонина, который благоприятствует хорошему ночному сну. Мозг активен.
После 19 часов — хорошая реакция
После 20 часов психическое состояние стабилизируется, улучшается память. После 21 часа почти в 2 раза возрастает количество белых кровяных телец
1 Зверев А.Т.Экология: Учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева.М.:ООО"Издательский дом "Оникс 21 век,2002г
2 Зверев А.Т.Экология: Учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева.М.:ООО"Издательский дом "Оникс 21 век,2002г
3 Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс.-М.:"5 за знания";СПб.:ООО Виктория плюс",2006
4 Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс.-М.:"5 за знания";СПб.:ООО Виктория плюс",2006
23