Введение
Растворы играют очень важную роль в природе, науке и технике. Вода, столь широко распространенная в природе всегда содержит растворённые вещества. В пресной воде рек и озёр их мало, в то время как в морской воде содержится около 3,5 % растворённых солей.
В первичном океане (во время появления жизни на Земле) массовая доля солей, по предположениям, была низка, около 1%.
«Именно в этом растворе впервые развились живые организмы, и из этого раствора они получили ионы и молекулы, необходимые для их роста и жизни…. С течением времени живые организмы развивались и изменялись, что позволило им покинуть водную среду и перейти на сушу и затем подняться в воздух. Они приобрели эту способность, сохранив в своих организмах водный раствор в виде жидкостей, содержащих необходимый запас ионов и молекул» - вот так оценивает роль водных растворов в возникновении и развитии жизни на Земле известный американский химик, лауреат Нобелевской премии Лайнус Полинг.
Внутри нас, в каждой нашей клеточке – воспоминание о первичном океане, в котором зародилась жизнь, - водном растворе, обеспечивающем саму жизнь.
В каждом живом организме бесконечно течёт по сосудам – артериям, венам и капиллярам – волшебный раствор, составляющий основу крови, массовая доля солей в нём такая же, как в первичном океане, - 0,9%. Сложные физико-химические процессы, происходящие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор. Природные водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами. Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получения соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах. Изучение свойств растворов занимает очень важное место в современной науке. [1]
Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства. Мы взрослеем и прекращаем верить в чудеса, в то что они действительно существуют. Перед нами уже повзрослевшими возникает вопрос: А правда ли это? Поэтому мы решили проверить и решили в этом разобраться с научной точки зрения. Итак, мы можем сформулировать проблему исследования: «Существует ли на самом деле живая и мёртвая вода?».
Мы можем предположить, т.е. выдвинуть гипотезу, что для роста и развития живых организмов действительно необходима вода и она обладает живыми физико-химическими свойствами.
Целью представленной нами исследовательской работы является рассмотрение свойств воды и влияния её на рост и развитие живых организмов.
Задачи исследования:
- собрать информацию о воде, её свойствах;
- выяснить какая вода будет считаться для организмов живой, а какая мёртвой;
- на практике установить, как влияет живая и мёртвая вода на развитие живых организмов;
- хорошо подумать и осмыслить собранный материал.
Теоретическая часть.
Физические показатели воды
Вода (оксид водорода) – бинарное неорганическое соединение с химической формулой Н2О. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью.
При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеющую цвета (при малой толщине слоя), запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом (кристаллы льда могут образовывать снег или иней), а в газообразном – водяным паром. Вода также может существовать в виде жидких кристаллов. Составляет приблизительно около 0,05 % массы Земли.[1]
Живая и мёртвая вода.
Живая вода, или католит, является щелочным раствором и обладает сильными качествами биостимулятора. Эта вода и на вкус слабощелочная, но такая же бесцветная, как и анолит. Кислотность живой воды колеблется в пределах от 8,5 до 10,5 5 мВ. Поскольку живая вода — это природный биостимулятор, то она прекрасно восстанавливает иммунную систему организма, обеспечивает антиоксидантную защиту организма, особенно в сочетании с применением витаминов, является источником жизненной энергии.
Мертвая вода, или анолит, является кислотным раствором и имеет сильные бактерицидные свойства. На вид это бесцветная жидкость с запахом кислоты, а на вкус — кислая и немного вяжущая жидкость. Ее кислотность составляет от 3,5 до 6,8. Поскольку мертвая вода обладает бактерицидными свойствами, она является прекрасным дезинфектором.[7]
1.3 Живая и мёртвая вода в русских сказках
Русские сказки донесли до нас историю о живой и мертвой воде. Название «живая вода» говорит само за себя, но и мертвая вода, оказывается, обладает целительной силой. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Добыть такую воду нелегко. Героям приходится отправляться на ее поиски за тридевять земель. Иногда она течет с рук и ног девицы-богатырки, которую нельзя победить, но можно обхитрить и добыть драгоценную влагу. Иногда ее источник бьет из земли в чудесном саду на краю света, где растут яблони с молодильными плодами. Иногда ее приносит вещий ворон. Иногда героя приводит к источнику Баба-яга.[4],[5]
1.4 Где встречается мёртвая и живая вода
В природе живая и мертвая вода встречается в различных водоемах. Живая вода, это вода в горных реках, дождевая вода, вода в водопадах. Источниками мертвой воды могут быть водоемы со стоячей водой, болота, заброшенные колодцы. [7]
Применение живой и мёртвой воды в хозяйстве
Чтобы избавиться от вредителей, нужно обрызгать растения и землю мертвой водой, в доме нужно также обрызгать шерстяные изделия, в том числе и коры. Показатель кислотности мертвой воды для такой обработки должен быть в пределах 1,6 - 2,0 рН.
Чтобы стимулировать рост растений, нужно поливать их живой водой, чередуя с обычной водой. Схема поливов должно быть следующей:
Два - три полива обычной водой.
Один полив живой водой.
Чтобы птенцы домашней птицы быстрее росли и были здоровыми, нужно давать им пить в течение двух дней только живую воду, а потом давать ее раз в неделю. От поноса им поможет мертвая вода.
Перед посадкой семена десять - пятнадцать минут подержать в мертвой воде. Перед высадкой в грунт семена замочить на сутки в живой воде с коэффициентом 11,0 рН. Семена, обработанные мертвой и живой водой, хорошо прорастают и дают устойчивые всходы.[2]
Мясо, рыбу, колбасу, масло и другие скоропортящиеся продукты перед тем, как поместить в холодильник, можно подержать несколько минут в мертвой воде с показателем 1,2 - 1,7 рН, а овощи промыть и подержать в мертвой воде 10 минут.[10]
Вода, как инструмент.
Вода используется как инструмент для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов. Она используется в добывающей промышленности, горном деле и в производстве. Достаточно распространены установки по резке водой различных материалов: от резины до стали. Вода, выходящая под давлением несколько тысяч атмосфер способна разрезать стальную пластину толщиной несколько миллиметров, или более при добавлении абразивных частиц.[1]
Биостимуляторы роста. Народные рецепты.
Прибегая к использованию препаратов для улучшения развития растений, многие дачники стараются выбрать именно то средство, которое в своем составе имело бы как можно меньше штучных компонентов. Почему это так важно? Часто стимуляторы роста домашних растений могут влиять на естественное качество плодов. Покупая на рынке продукты, многие интересуются о натуральности того или иного овоща или фрукта. Часто задают вопрос о том, выращены они в домашних условиях или на полях агропредприятий. Каждый человек желает вкушать спелые, наливные, красивые плоды, но при этом они должны быть натуральными.[8]
Частные огородники и дачники о заводских удобрениях и стимуляторах роста растений и слышать не хотят. Многие применяют их редко или же не применяют вообще. Во-первых, на их приобретение необходимо тратить значительные средства. Во-вторых, качество готовых препаратов сомнительное. Поэтому люди используют народные стимуляторы роста растений, которые готовят самостоятельно.
Все, что необходимо для создания натурального средства, есть под рукой у многих дачников. Стоит только хорошенько осмотреться и можно найти множество пригодного сырья, чтобы воплотить в жизнь давно проверенные рецептурные комбинации. Дачники прибегают к использованию некоторых средств как растительного, (банановая кожура, ивовые ветки, луковая шелуха, картофельные очистки, крапива, дрожжи, одуванчик, сушеные грибы, чайный гриб, яичный белок и т.д…) так и нерастительного характера. Речь идет о перекиси водорода, дрожжах, мёде и янтарной кислоте, серебре. Все эти ингредиенты являются основой для приготовления натуральных стимуляторов роста растений. Народными средствами, как отмечают опытные дачники, лучше всего осуществлять подпитку собственно выращиваемых культур. Так появляется гарантия, как они считают безупречного качества урожая.[9]
Практическая часть
Эксперимент – исследование.
Для эксперимента мы решили приготовить пробы воды различного состава (с добавками и без добавок). (Приложение 1)
«Солнышко»
Кукурузная
Солёная
Водопроводная
Отстоенная
Ацетисалициловая
Банановая
Акваминеральная
Аквариумная
10)Дистиллированная
11) Аспириновая
12) Серебренная
13) Баржоми
14) Овсяннная
15) Кипячённая с добавлением пищевой соды
16) Талая
17) Рисовая
18) Холодная водопроводная вода с добавлением пищевой соды
19) Вода с добавлением азотных удобрений
20) Электролизная
В качестве живого объекта для исследования, мы выбрали семена пшеницы.
Оборудование, которое мы применяли в ходе нашего исследования: штатив с пробирками, пластиковые тарелки, стаканчики, бумажные салфетки, рН шкала, универсальная индикаторная бумага, таблица для оценки интенсивности запаха, маркер, фотоаппарат. (Приложение 1)
Методы, которые мы использовали в ходе нашего исследования:
Определение интенсивности запаха воды.
В стеклянную пробирку с пробкой наливали исследуемую воду каждой пробы до 2/3 объёма и сильно встряхивали в закрытом состоянии. Затем открывали пробирку и отмечали характер и интенсивность запаха, пользуясь таблицей. (Приложение 2)
Определение рН, и среды водного раствора
Универсальную индикаторную бумагу поочередно окунули в исследуемые пробы, отметили изменения окраски индикатора, сравнили с рН шкалой, определили среду раствора.
Определение всхожести семян пшеницы
В ёмкость с водой поместили семена пшеницы, отобрали семена, которые всплыли на поверхность (семена с мёртвым зародышем), распределили оставшиеся на дне семена (с живым зародышем) по пластиковым тарелкам.
Влияние водного раствора на развитие семян пшеницы.
Вели наблюдения в течение нескольких недель за развитием зародыша семян в той или иной воде. Определили какая из проб воды оказалась для семян живой, а какfя мёртвой.
2.2 Результаты исследования (Приложение 3)
Анализ результатов
Проанализировав результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что пшеница весьма чувствительна к рН среде водного раствора и отдаёт предпочтение воде, близкой к нейтральной оптимальное значение которой рН=6,0-6,5, а также хорошо отзывается на щелочную среду воды. Повышение кислотности воды до рН=4,5-4,8 снижает урожайность этой культуры в 1,5-2 раза.
Отметили, что, большинство появившиеся ростки пшеницы в тарелочках с щелочной или нейтральной водой (живой) со временем покрываются мучнистом налётом. Узнали, что это означает. На ростках поселился гриб паразит.
Семена, которые находились в тарелочках с кислотной водой (мёртвой водой), оставались чистыми, с блестящей поверхностью, здесь паразиты обезврежены.
Значит живая и мёртвая вода может благотворно влиять на рост и развитие живых организмов.
Заключение
Поработав с литературой и различными источниками информации, а также проведя эксперимент, мы выяснили для себя, что живая вода – это щелочной раствор, обладающий мощными биостимулирующими свойствами. Она ускоряет метаболические процессы в организме, способствует повышению защитных сил организма, снижает воздействие неблагоприятных факторов на организм и способствует его восстановлению.
Мёртвая вода – это кислотный раствор, замедляет обменные процессы в организме и
обладает антисептическими, антиаллергическими, подсушивающими,
противоглистными, противозудными и противовоспалительными свойствами.
Важно знать! Живая и мертвая вода взаимодействуют между собой, и при смешивании происходит взаимная нейтрализация и полученная вода теряет свою активность.
Список использованных источников и литературы
Габриелян О.С.Химия. 8 класс: Учеб.для общеобразовательных учреждений.-7-е издю, стереотип.-М.:Дрофа, 2003.-208с.: ил.
Демьянков Е.Н. Биология растений. 6 кл.-М.:изд. Центр Владос, 2007.-160с.:ил.
Меликян А. П., Николаева М. Г., Комар Г. А. Жизнь растений / - М.: Просвещение, 1990.
Сборник сказок « Любимые сказки».- ЗАО « Славянский дом книги», Москва 2002.
Сборник сказок « Русские народные сказки». – ЗАО « Фирма СТД», 1999.
Удалова Р. А., В мире растений - Л.: «Наука», 1997.
Интернет ресурсы:
http://www.activestudy.info/
https://agronomu.com/
https://www.glavnaya-dacha.ru/
http://darkbook.ru/
Приложение 1.
Подготовка к проведению эксперимента
Приложение 2
Проведение эксперимента
Таблицы1
определению запаха воды
Таблица 2
Разновидность воды |
Характеристика запаха |
Интенсивность запаха |
1.Серебро |
Запах легко обнаруживается |
3 |
2. Аспирин |
Неприятный, сильный запах |
5 |
3. Баржоми |
Слабый, если на него обратить внимание |
2 |
4. Овсянка |
Слабый запах - обнаруживается |
2 |
5. Сода кипичённая |
Запах ощущается |
3 |
6. Талая |
Запах легко обнаруживается |
3 |
7. Рис |
Очень сильный |
5 |
8. Сода + холодная вода |
Очень сильный запах |
1 |
9. Минеральные удобрения |
Слабый, обнаруживается если обратить внимание |
2 |
10. Аквариумная |
Не ощущается |
0 |
11. Аква минеральная |
Очень сильный запах |
1 |
12. Банановая |
Очень сильный запах |
5 |
13. Отстоенная |
Нет запаха |
0 |
14. Водопроводная |
Слабый, обнаруживается |
2 |
15. Солёная |
Очень слабый |
1 |
16. Кукурузная |
Отчётливый запах, неприятный |
4 |
17. «Солнышко» |
Отчётливый запах, неприятный |
3 |
Приложение 3
Результаты эксперимента
Таблица 3
«Определение РН среды»
Разновидность воды |
Показания РН |
Среда раствора |
1.«Солнышко» |
7 |
Нетральная |
2. Кукурузная |
7 |
Нетральная |
3. Солёная |
6 |
Кислотная |
4. Водопроводная |
7 |
Нетральная |
5. Отстоенная |
7 |
Нетральная |
6. Ацетисалицил |
5 |
Кислотная |
7. Банановая |
6 |
Кислотная |
8. Аква минеральная |
7 |
Нетральная |
9. Аквариумная |
7 |
Нетральная |
10. Дистиллированная |
7 |
Нетральная |
11. Аспириновая |
6 |
Кислотная |
12. Серебро |
7 |
Нетральная |
13. Баржоми |
9 |
Сильно щелочная |
14. Овсянка |
6 |
Кислотная |
15. Сода кипячёная |
10 |
Сильно щелочная |
16. Талая |
8 |
Средне щелочная |
17. Рисовая |
7 |
Нетральная |
18. Сода + холодная |
10 |
Сильно щелочная |
19. Минеральные удобрения |
6 |
Кислотная |
20. Электролизная |
5 |
Кислотная |
Таблица 4
Влияние среды водного раствора на развитие и рост зародыша
1.«Солнышко» |
Нетральная |
Взошли |
2. Кукурузная |
Нетральная |
Взошли |
3. Солёная |
Кислотная |
Не взошли |
4. Водопроводная |
Нетральная |
Взошли |
5. Отстоенная |
Нетральная |
Взошли |
6. Ацетисалицил |
Кислотная |
Не взошли |
7. Банановая |
Кислотная |
Не взошли |
8. Аква минеральная |
Нетральная |
Взошли, заметен интенсивный рост. |
9. Аквариумная |
Нетральная |
Взошли, но ростки имеют блеклый мучнистый цвет. |
10. Дистиллированная |
Нетральная |
Взошли |
11. Аспириновая |
Кислотная |
Не взошли отметили, что семена покрылись блестящей корочкой, стали чистыми и не покрылись мучнистой росой. |
12. Серебро |
Нетральная |
Взошли, заметен интенсивный рост |
13. Баржоми |
Щелочная |
Взошли |
14. Овсянка |
Щелочная |
Взошли |
15. Сода кипячёная |
Щелочная |
Не взошли |
16. Талая |
Щелочная |
Взошли |
17. Рисовая |
Нетральная |
Взошли |
18. Сода + холодная |
Щелочная |
Взошли частично |
19. Минеральные удобрения |
Кислотная |
Проклюнулись частично, отметили, что семена покрылись блестящей корочкой, стали чистыми и не покрылись мучнистой росой. |