Влияние разных жанров музыки на прорастание семян и рост растений

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние разных жанров музыки на прорастание семян и рост растений

Ненашева  А.С. 1
1МБОУ ЕСОШ №11
Романова  С.Р. 1
1МБОУ ЕСОШ №11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в средствах массовой информации постоянно сообщают интересные факты, в которые сложно поверить. Один из таких фактов, который меня очень заинтересовал, и который захотелось проверить, было влияние музыки на растения. Я никогда не подозревала, что растения могут реагировать на что-то кроме света, тепла, воды, минеральных веществ в почве. Я решила поподробнее изучить вопрос влияния музыки на растения, провести свои исследования.

Цель исследовательской работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений.

В соответствии с целью появились следующие задачи:

1) На основе анализа литературы выяснить, кто из учёных занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;

2) провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на рост и развитие растений.

3) сделать самостоятельные выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.

4) Составить рекомендации по использованию музыки при выращивании растений с целью стимулирования их роста и развития.

Практическая значимость работы.

Наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на растения, как не погубить их. Результаты этой работы пригодятся в сельском хозяйстве (для лучшей урожайности и скорости роста), в промышленности и во всех случаях, где используются растения.

Возможность использования полученных результатов на уроках биологии, в теплицах школы, при озеленении кабинетов.

Гипотеза: Классическая музыка положительно влияет на рост и развитие растений, а рок-музыка - отрицательно (или не влияет на рост и развитие).

Объект исследования - семена пшеницы и гороха.

Предмет исследования - зависимость роста и развития растений от жанра музыкального сопровождения.

Оборудование и материалы: посадочный материал - семена пшеницы и гороха, одноразовые стаканчики с грунтом, компьютер, сборники различной музыки.

Обзор литературы: Поэты и писатели гораздо раньше ученых подметили связь между птичьим пением и развитием растений. В сти­хотворении И. А. Бунина «Весеннее» читаем:

Налетят лесные птицы.

Зашумят грачи, а с ними —

Зацветут, зазеленеют.

Оживут леса и рощи.

Поэт Николай Рыленков в стихотворении «Шумлив напор весенних вод» высказался по этому поводу еще более опре­деленно:

Чтоб зацвести, земля должна

Услышать голос соловьиный.

Первые научные опыты по влиянию звуков музыкальных инструментов на рост растений были поставлены в 1917 году индийским учёным Д. Босом. Он установил, что проигры­вание скрипичной музыки вы­зывает у растений довольно чётко выраженную реакцию

Американские исследовате­ли проводили опыты с кукуру­зой и соей. При круглосуточ­ном воздействии музыкой эти культуры дали всходы на несколько дней раньше

Масштабные исследования в области музыкального растениеводства провела в 70-е годы прошлого столетия Дороти Ретеллек. В ходе серии наблюдений она выяснила, как именно влияет на растения продолжительность и тип прослушиваемой музыки.

В 1979 году американский исследователь Дан Карлсон разработал методику стимуля­ции роста растений, назван­ную им «Озвученный цветок». Она включала озвучивание растений и семян Следуя этой методике, уда­лось получить растение тома­та высотой 4,5 метра, на котором можно было насчи­тать 835 плодов, утроить уро­жаи дынного дерева (па­пайи), манго и цитрусовых.

    1.  

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА РОСТ РАСТЕНИЙ

То, что на растения оказывает влияние музыка, которую мы слушаем, известно давно. Уже проведено много исследований о влиянии музыки на рост и развитие растений, и на основании результатов составлены рекомендации, как с помощью музыки стимулировать рост растений и прорастание семян.

Первыми выявили влияние музыки на рост растений индийский ученый, профессор ботаники Т. Ц. Сингх, а также ботаник и агроном Джордж Е. Смит. Они провели опыты, которые показали, что различные звуки и музыка действуют на растения, и их развитие и рост зависят от звуковых частот. Опытным путем установлено, что растения реагируют на звуковые волны определённой частоты.

Для опытов взяли черенки традесканции и семена тыквы, разделили их на несколько групп и каждый день по 2 часа включали музыку, но разным группам разного вида (стиля) и частоты. В эксперименте использовали классическую музыку и рок-музыку.

Опыты показали, что классическая музыка оказывает положительное влияние на растения, способствует их активному росту и развитию. Там, где включали классическую музыку, корневая система была больше.

Классическая музыка (частота от 3 до 5 килогерц) хорошо воздействует на растения, а рок-музыка (свыше 8 килогерц) – угнетает.

Отсюда следует, что если вы любите слушать музыку или смотреть видеоклипы, то растения тоже с удовольствием будут слушать классическую музыку. А от прослушивания рок-музыки учёные рекомендуют лучше воздержаться.

1.2 ВЫБОР МУЗЫКИ ДЛЯ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основываясь на наблюдениях и выводах разных учёных, пришло время выбрать ту музыку, с которой мне предстояло работать.

В первую очередь, моё внимание привлёк Моцарт. Из всех авторов классических музыкальных произведений только о его музыке говорили, что она имеет сильнейший эффект. Музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. «Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы». В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – «эффект Моцарта». Было интересно, окажет ли подобное влияние Вольфганг Амадей на мой "домашний огород". К нему я добавила ещё произведения Антонио Вивальди "Времена года".

Из негативно влияющей музыки я выбрала песни в исполнении рок групп Deep Purple, Nazareth, Uriah Heep. Было любопытно, окажут ли на рост моих растений песни этих исполнителей такое же негативное влияние, какое впечатление они произвели на меня.

1.3 ВЫБОР РАСТЕНИЙ ДЛЯ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Осталось выбрать растительный материал для моих наблюдений. Для проведения эксперимента я выбрала доступный мне материал. Это зерна пшеницы и гороха.

    1.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ЭКСПЕРИМЕНТ-ИССЛЕДОВАНИЕ

Итак, можно было приступать к долгожданному исследованию. В магазине я купила пачку семян гороха "РАННИЙ", зерна пшеницы я попросила у знакомых соседей. Ещё понадобились одноразовые стаканчики, грунт для рассады, скотч, ручка и фотоаппарат – всё это было дома.

После того как я проверила семена на всхожесть я отобрала 30 зерен пшеницы и 15 – гороха. Затем разделила их на три группы.

Первая группа ("РОК") – 10 зерен пшеницы и 5 гороха, подписала стаканчики "1п" и "1г". Они будут "слушать" тяжёлую рок музыку.

Вторая группа ("КЛАССИКА") – 10 зерен пшеницы и 5 гороха, подписала стаканчики "2п" и "2г". Они будут "слушать" классическую музыку.

Третья группа ("КОНТРОЛЬНАЯ") – 10 зерен пшеницы и 5 гороха, подписала стаканчики "3п" и "3г". Они будут расти "молча" для сравнения с первыми двумя группами.

Стаканчики наполнила водой на 15 мм и поместила в них семена для проращивания.

Для прослушивания музыки каждая группа по очереди помещалась в отдельную комнату.

Первая группа ежедневно с 08.00 до 09.00 подвергалась воздействию рок музыки.

Вторая группа ежедневно с 09.00 до 10.00 "слушала" классическую музыку.

Третья группа – контрольная, "ожидала" их на своём месте.

Через 7 дней, после того как зерна проросли, я поместила их в стаканчики с грунтом на глубину 7 мм.

В течение 37 дней я ухаживала за посаженными растениями одинаково, создавая одинаковые условия, соблюдая все агротехнические приёмы выращивания.

2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

День эксперимента

1 группа

(рок)

2 группа

(классика)

3 группа

(контрольная)

1

Поместила семена в воду

4

Семена проросли

6

ростки размером 3-6мм

7

пересадила проросшие семена в стаканчики с грунтом

на глубину 5-7 мм

14

показались ростки пшеницы

17

Пшеница – 8 мм

Пшеница – 12 мм

Пшеница – 10 мм

21

Пшеница – 20 мм

Горох - пророс

Пшеница – 8 см

Горох - пророс

Пшеница – 5 см

Горох - пророс

26

Ростки погибли

Пшеница – 16см

Горох – 8 мм

Пшеница – 6 см

Горох – 5 мм

32

-

Пшеница – 24 см

Горох – 3 см

Пшеница – 8 см

Горох – 2 см

34

-

Пшеница – 26 см

Горох – 5 см

Пшеница – 13 см

Горох – 5 см

37

-

Пшеница – 28 см

Горох – 8 см

Пшеница – 18 см

Горох - 13

2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Проанализировав результаты эксперимента, я пришла к выводу, что жанр музыки не является обязательным условием для прорастания семян. Семена пшеницы гороха прорастают при наличии воды, воздуха и определённой температуры, и если жив зародыш. Видно, что проросли растения и взошли практически в одно время.

Начиная с седьмого дня после прорастания растения "слушающие" классическую музыку опережали в росте "контрольную" и "рок" группы. К окончанию эксперимента разрыв в росте пшеницы составил 10 см.

Растения "слушавшие" рок-музыку очень сильно отставали в развитии и на 26 день погибли.

Самая широкая листовая пластинка у контрольных растений, а самая большая площадь листовой пластинки у растений находящихся под воздействием звуков классики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Влияние звуков классической музыки:

-увеличивает рост растений;

-растение не наклоняется в сторону источника звука, а тянется к солнцу.

Влияние звуков рок-музыки на растения:

-отстаёт в росте;

-может погибнуть.

Таким образом, на основе полученных мною данных можно утверждать, что воздействием звуков музыки на культурные растения можно ускорить рост, а следовательно и развитие растения. Считаю, что действием музыки можно ускорить сроки плодоношения, которое приведёт к увеличению урожайности.

Хотела бы рекомендовать использовать классические мелодии для выращивания культурных растений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Я познаю мир: детская энцикл.: Музыка Сост. А.С.Кленов; Под ред. О.Г.Хинн. - М. : АСТ, 1999. - 456с..

 

Филинкова В. Влияние музыки на живые организмы - 25 с

 

Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцaртa Пер. с aнгл. Л. М. Щукин."Попурри", 1999г - 320с.

 

Ситникова Н. От песни до симфонии или Давайте слушать музыку О мордовской музыке - Саранск Мордовское книжное издательство, 1989г.- 224с

 

(Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Просмотров работы: 1506