ВВЕДЕНИЕ
БИОНИКА – направление в биологии и кибернетике; изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем и совершенствования существующих.
Человек часто учится от природы, создавая инструменты и приборы, которыми природа пользуется на протяжении многих лет, оттачивая свое мастерство в процессе эволюции. Мы часто пользуемся такими инструментами как клещи, молотки, расчески, щетки и многое другое и не задумываемся, как они появились. Первоначально этим создателем была природа. Это она имеет множество инструментов, только они сделаны еще лучше, качественней и являются наиболее точными, чем инструменты техники. Они изготовлены не из металла, а например, из хитина, как у насекомых. Изучая науку – Бионику – возникали вопросы. А многие ли знают про эту науку? А какими приборами и инструментами созданными природой, мы пользуемся дома? Может ли человек обойтись без этих инструментов?
Гипотеза:Мы предположили, что человек часто использует в своей повседневной жизни инструменты, созданные природой, и не может без них обойтись.
Цель работы: Изучение инструментов находящихся в квартире средней статистической семьи.
Задачи исследования:
Объект исследования:инструменты используемые человеком.
Предмет исследования: знания о природе, используемые человеком, при создании инструментов.
Методы исследования: социологический опрос, исследованиеинструментов используемых человеком, создание брошюры.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Наука - БИОНИКА – сформировалась во второй половине 20-го века. Бионика – «БИОлогия» и «техНИКА», что означает «учиться у природы технике завтрашнего дня», которая принесет большую пользу человеку и природе, чем техника существующая сегодня.(интернет ресурс)
У бионики есть символ: скрещенные скальпель, паяльник и знак интеграла.
БИОНИКА – наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организма
С развитием авиации совершенствовались и летательные аппараты. Однако, длительное время страшным бичом скоростной авиации был флаттер – внезапно возникающие на определённой скорости вибрации крыльев, которые приводили к тому, что самолёты самых прочных конструкций разваливались в воздухе за несколько секунд. После многочисленных аварий конструкторы научились бороться с этим бедствием: крылья стали делать с утолщением на конце. И уже потом нашли точно такие же хитиновые утолщения на концах крыльев бабочек.
Наблюдая за ракообразными и за тем, как они хватают клешнями, учёные придумали удобные медицинские зажимы, которыми пользуются и сейчас.
Моделирование органа медузы, улавливающего инфразвуки, позволило создать техническое устройство, предупреждающее за много часов о наступления шторма и указывающее направление, откуда он придёт.
Обтекаемая форма акулы и её внешнее строение стало прототипом современных подводных лодок. Кальмар, забирая в себя воду, с силой её выталкивает. Это помогает ему двигаться с большой скоростью. Данный принцип человек применил для создания реактивного двигателя [ 2 ].
Летучая мышь во время полёта ориентируется по отражению непрерывно создаваемых ею звуковых волн. Локационный аппарат мышей обладает большей точностью, чем созданные человеком радио- и гидролокаторы.
Густав Эйфель в 1889 году построил чертёж Эйфелевой башни. Это сооружение считается одним из самых ранних очевидных примеров использования бионики в инженерии. Херман фон Мейер исследовал костную структуру головки бедренной кости в том месте, где она изгибается и под углом входит в сустав.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Объект исследования:наука - БИОНИКА.
2.1Проведение социологического опроса
Для проведения школьного социологического опроса были составлены 8 вопросов с выбором ответа (Приложение 1.).
Опрос проводился среди обучающихся с 5-го по 9-й класс. Всего 126 респондента. Результаты опроса таблица №1 (Приложение 2.)
Первый вопрос раскрывал представление о самой науке – бионике. По формулировке вопроса почти все обучающиеся сориентировались верно, ответив на него – 95.5%. Хотя многие утверждали, что не представляют, что изучает данная наука. Мы раскрыли понятие – БИОНИКА, а затем продолжили отвечать на вопросы. Хуже всех справились пятиклассники – 63.8%, а лучше всех ответили 9 –е классы – 93%. Это говорит, о большом багаже знаний полученных за 9 лет обучения в школе. Но по ответам (приложение 2. таблица №2) можно проследить и увидеть, что для всех самый легкий вопрос был №5, почти все ответили правильно. И так же самым затруднительным вопросом оказался №8. Только 9 – ки многие смогли на него правильно ответить, так как изучили анатомию человека в полном объеме.
2.2 Изучение инструментов используемых человеком.
2.2.1 Инструмент: Комбинированные клещи(Приложение 3. табл. №1)
Природный объект: Клещи муравьиного льва – муравьиный лев питается личинками насекомых. Он разрывает воронки в песке, если в эту ловушку попадает муравей, то муравьиный лев бросает ему вслед песок, тем самым мешает выбраться обратно. При этом он использует свои клещи в качестве совка для песка. Когда он высасывает содержимое своей жертвы, он выбрасывает пустую оболочку из воронки. Клещи муравьиного льва могут сыпать песок, хватать добычу и впиваться в нее; они действуют как шприц, маленький всасывающий насос или инструмент для броска. Таким образом, они представляют вид комбинированных клещей, обладающий шестью функциями.[ 1 ]
Использование инструмента: Чаще всего при работе используют клещи, способные выполнять четыре функции. Их захватывающие концы имеют рифленые контактные поверхности и поэтому, например, могут удерживать лист жести. В выемке этих клещей имеются зубчики, которые позволяют вращать трубку. С боков изгибы инструмента пересекаются, и это делает возможным перекусывание проволоки. Так же ими можно забивать гвозди.
Вывод:Комбинированные клещи удобны в применении, так как заменяют несколько инструментов.
2.2.2 Инструмент: Пинцет(Приложение 3. табл. №2)
Природный объект: Веретенники – крупный кулик из семейства бекасовых с очень длинным клювом и длинными ногами. Своим длинным 15-сантиметровым клювом они ощупывают землю, втыкая его в мягкую почву. При этом кончик клюва птица в нужный момент открывает и закрывает. Таким образом, ей легко хватать маленьких червяков и другую добычу.
Клюв – это комбинированный инструмент. До захвата пищи клюв сжат и служит в качестве ковыряющего и ищущего инструмента. Только глубоко в земле он открывается, словно две створки пинцета, выполняя в этом случае функцию точно работающего хватающего механизма.[ 1 ]
Использование инструмента: Острые концы пинцета легко проникают под верхний слой предметов. Сжав пальцами обе половинки пинцета, можно захватить даже самые мелкие предметы. Если отпустить их, пинцет разожмется и выпустит предмет.
Вывод: Пинцет необходим для работы с мелкими предметами, так как пальцы человека не могут производить точные манипуляции с такими предметами.
2.2.3 Инструмент: Складной нож(Приложение 2. табл. №3)
Природный объект: Навозный жук живет в мягкой земле и навозе. Для своего продвижения он использует специальные лопатки, которые находятся на его голени. Когда они не нужны жуку, он может, поместить свою ножку в желобке голени и затем голень вложить в нишу бедра. Таким образом, его инструменты размещаются, экономя место.[ 1 ]
Использование инструмента: Складной нож состоит из множества отдельных частей: большого и малого лезвий, ножниц , штопора, ножа для открывания бутылок, отвертки, зубочистки и т.д. все эти элементы размещены в небольшом пространстве. Такой нож можно положить в карман брюк,и не поранившись им. Таким образом, человек разработал целую систему, экономящую пространство, как это сделал маленький навозный жук со своими копающими лопатками.
Вывод:Складной нож вмещает в себя несколько разных инструментов, при этом очень компактен и занимает мало места.
2.2.4Инструмент:Дрели(Приложение 3. табл. №4)
Природный объект:Оса рогохвоста хвойного. Яйцеклад осы рогохвоста хвойного большого, когда готовиться отложить яйца, она ползет по ветке до самого ствола дерева,
поворачивает к нему заднюю часть своего туловища, выпускает из него яйцеклад и удобно устанавливает его. Насекомое «просверливает» в дереве мельчайшие дырочки примерно на глубину двух сантиметров. Если дерево хвойное, ему потребуется около 20 минут. Когда дырка готова, оса через свой длинный полый яйцеклад, подобный сверлу, помещает туда яйца.[ 1 ]
Использование инструмента:Для того чтобы высверлить дырки под дюбели, болты и винты, используют сверла, которые по виду и принципу действия похожи на яйцеклад осы рогохвоста хвойного большого. В отличии от яйцеклада осы рогохвоста хвойного большого, технические сверла выполняют только одну функцию - они могут лишь сверлить.
Вывод:Дрель необходима и очень удобна для просверливания отверстий в различных строительных материалах ( дерево, бетон, металл).
2.2.5Инструмент:Застежка липучка(Приложение 3. табл. №5)
Природный объект:Репейник. Плоды репейника показывают, как необходимы, бывают крючки. У плодов репейника существует множество способов распространения семян самими растениями. Его плоды, которые имеют более 200 крючков, прикрепляются к шерсти животных. Животные уносят их с собой и затем стряхивают.[ 1 ]
Использование инструмента:С их помощью можно, например, застегивать спортивные ботинки; в этом случаи шнурки уже не нужны. Кроме этого, длину можно легко регулировать - в этом одно из его преимуществ.
Вывод:Липучка очень удобна. Экономит время для застегивания обуви и одежды т.д. Даже малыш может надеть обувь без помощи взрослого.
2.2.6Инструмент:Технические присоски(Приложение 3. табл. №6)
Природный объект:Осьминог изобрел изощренный метод охоты на свою жертву: он охватывает ее щупальцами и присасывается сотнями присосок, целые ряды которых находятся на щупальцах. Также они помогают ему передвигаться по скользким поверхностям, не съезжая вниз.[ 1 ]
Использование инструмента:Там, где есть гладкие поверхности, часто используют присоски. В быту их используют, прежде всего, на кухне и в ванной. Когда крючок с присоской прижимают к кафельной плитке ванной комнаты, создается вакуумное пространство.
Вывод:Технические присоски очень удобны в быту, без применения гвоздей и клея, могут держать различные предметы (крючки для полотенец , мыльница, коврики в ванную и т.д.).
2.2.7Инструмент:Батарейка(Приложение 3. табл. №7)
Природный объект:Электрический угорь может испускать электрические разряды до 700 вольт, с помощью которых он может оглушать или убивать врагов и свою добычу. Электрический орган, который генерирует напряжение, состоит из особой мускулатуры. Напряжение, как и в батарее, создается потоком ионов и разряжается серией ударов, быстро следующих одним за другим.[ 1 ]
Использование инструмента В каждом доме есть огромное количество приборов, которые работают на батарейках (часы, карманный фонарик).
Вывод:Батарейка незаменима для многих электрических бытовых приборов, даже если отключили электричество – нас спасет батарейка!
2.2.8 Инструмент: Игла для инъекций(Приложение 3. табл. №8)
Природный объект: Оса. Осиное жало. Длина жала осы не превышает 3 мм, а толщины 0,001 мм. Если осе угрожает опасность, она применяет его для защиты. Жало с легкостью впитывается в кожу человека, превращаясь в крошечный кинжал. Одновременно оно является инъекционным шприцом.[ 1 ]
Использование инструмента:Внутривенные и внутримышечные инъекции.
Вывод:У многих в домашней аптечке хранятся инъекционные шприцы для экстренной помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были опрошены обучающиеся на представление о науке –Бионике. Как выяснилось, многие не знают эту науку, но по подсказке в выборе ответа, могут представить, чем она занимается.
Так же были исследованы инструменты, которые находятся в квартире и используются по назначению. Эти инструменты и приспособления создал человек, используя знания о природе.
Так в основе изобретения комбинированных клещей лежит принцип работы клещей муравьиного льва. Этот инструмент многофункциональный, и удобен при ремонте квартиры. Пинцет повторяет клюв веретенника, очень удобен при работе с мелкими предметами. Складной нож имитирует ножку с лопатками навозного жука – компактен и многофункционален. Он не заменим в походе, поездке и в хранении и переносе, соблюдается техника безопасности. Дрель,подобно яйцекладуосы рогохвоста хвойного, необходима и очень удобна для просверливания отверстий в различных строительных материалах ( дерево, бетон, металл) при строительстве и ремонте. Застежки липучки такие же липкие как плоды репейника. Очень удобны для застегивания сумок, обуви и одежды. А особенно они экономят время мам маленьких детей, ведь малышу легче справиться с липучкой на обуви, чем со шнурками. В красивом кафеле всегда жаль делать отверстие сверлом, выход из положения технические присоски. Они незаменимы в ванной, так как прочно прикрепляют крючки, мыльницы, полочки без клея и гвоздей, как присоски осьминога. Невозможно представить любую квартиру, дом без батареек, их используют в часах, телефонах, фонариках, да мало ли где! А принцип работы батарейки повторяет электрический орган электрического угря. У многих в домашней аптечке хранятся инъекционные шприцы для экстренной помощи. Не техника, а природа создает самые эффективные и тончайшие инъекционные шприцы, как жало осы. К сожалению, техника не создала еще игл, подобных жалу, которые не гнутся и не ломаются. Если бы удалось создать такие инъекционные шприцы, то прививки, например, стали бы почти безболезненными.
Изучив, как человек применяет свои знания о природе, создавая инструменты. И исследуя инструменты в квартире, как их использует человек. Мы подтвердили свою гипотезу, действительно, человек часто использует в своей повседневной жизни инструменты, созданные природой, и не может без них обойтись.
По итогам работы была создана брошюра, которую можно использовать на уроках окружающего мира. И дать представление обучающимся о науке – БИОНИКЕ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Интернет – сайт:
3.https://www.google.ru/search?q=символ+бионики
Приложение 1.
Вопросы социологического опроса:
а) конструирование; б) планирование; в) бионика +
а) физику; б) кораблестроение; в) механизм полета птиц и условия, позволяющие им свободно парить в воздухе +
а) насекомые +; б) рептилии; в) листья деревьев
а) модели приборов-локаторов для слепых +;
б) радары; в) другая техника
а) рыбы +; б) мыши; в) кроты
а) создание медикаментов; б) строительство медицинских учреждений;
в) создание искусственных органов, способных функционировать в симбиозе с организмом человека +
а) стеблей злаков +; б) травы; в) кустов
а) принцип строения стебля растений;
б) принцип строения человеческих костей +;
в) принцип строения скелета насекомых
Приложение 2.
Результаты социологического опроса
таблица №1
Вопрос |
Ответ |
1. Как называется наука, цель которой – использовать биологические знания для решения инженерных задач и развития техники? а) конструирование; б) планирование; в) бионика + |
5 кл. – 82% 7 кл. – 100% 8 кл. – 100% 9 кл. – 100% Общее – 95.5% |
2. Что изучал основоположник аэродинамики Н.Е. Жуковский? На основании его исследований и появилась авиация. а) физику; б) кораблестроение; в) механизм полета птиц и условия, позволяющие им свободно парить в воздухе + |
5 кл. – 68% 7 кл. – 89% 8 кл. – 92% 9 кл. – 96% Общее – 86% |
3. Более совершенным летательным аппаратом в природе обладают… а) насекомые +; б) рептилии; в) листья деревьев
|
5 кл. – 74% 7 кл. – 89% 8 кл. – 92% 9 кл. – 100% Общее – 88.7% |
4. По аналогии с принципом, лежащим в основе с эхолокации у летучих мышей, конструируются… а) модели приборов-локаторов для слепых +; б) радары; в) другая техника |
5 кл. – 55% 7 кл. – 37% 8 кл. – 32% 9 кл. – 92% Общее – 54% |
5. Какие животные обладают электрической активностью? а) рыбы +; б) мыши; в) кроты |
5 кл. – 95% 7 кл. – 84% 8 кл. – 100% 9 кл. – 100% Общее – 94.7% |
6. Применение бионики в медицине это… а) создание медикаментов; б) строительство медицинских учреждений; в) создание искусственных органов, способных функционировать в симбиозе с организмом человека + |
5 кл. – 78% 7 кл. – 79% 8 кл. – 84% 9 кл. – 92% Общее – 83% |
7. Какое строение копируют современные многоэтажные дома, в которых проживают люди? а) стеблей злаков +; б) травы; в) кустов |
5 кл. – 32% 7 кл. – 89% 8 кл. – 80% 9 кл. – 92% Общее – 73% |
8. Какой принцип стоит в основе строения Эйфелевой башни? а) принцип строения стебля растений; б) принцип строения человеческих костей +; в) принцип строения скелета насекомых |
5 кл. – 26% 7 кл. – 26% 8 кл. – 36% 9 кл. – 72% Общее – 40% |
Сравнительная таблица результатов социологического опроса
таблица №2
5 класс ( 38 человек) |
7 класс ( 35 человек) |
8 класс ( 25 человек) |
9 класс ( 28 человек) |
1. вопрос - 82% 2. вопрос – 68% 3. вопрос – 74% 4. вопрос – 55% 5. вопрос – 95% 6. вопрос – 78% 7. вопрос – 32% 8. вопрос – 26% Итог – 63.8% |
1. вопрос - 100% 2. вопрос – 89% 3. вопрос – 89% 4. вопрос – 37% 5. вопрос – 84% 6. вопрос – 79% 7. вопрос – 89% 8. вопрос – 26% Итог – 74% |
1. вопрос - 100% 2. вопрос – 92% 3. вопрос – 92% 4. вопрос – 32% 5. вопрос – 100% 6. вопрос – 84% 7. вопрос – 80% 8. вопрос – 36% Итог – 77% |
1. вопрос - 100% 2. вопрос – 96% 3. вопрос – 100% 4. вопрос – 92% 5. вопрос – 100% 6. вопрос – 92% 7. вопрос – 92% 8. вопрос – 72% Итог – 93% |
Приложение 3 .
Фото №1. |
. Фото№2 |
Фото №3 |
Фото №4 |
Фото №5
|
Фото №6 |
Фото №7 |
Фото №8 |
14