Актуальность
Уровень духовно-интеллектуальной культуры современного общества требует формирования человека нового типа «homo-cultures», обладающего высоким уровнем знаний, умений, организованности, нравственности и социальной деятельности.
Цель современного образования заключается в создании условий для формирования личности с активной жизненной позицией, мобильной, способной адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным условиям и ситуациям, содействии активному включению молодого поколения в социокультурную среду. Чтобы молодое поколение успешно адаптировалось в обществе, необходимо развивать у школьников культуру общения, Особенно актуальным становится обучение коммуникативным умениям именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Формирование коммуникативных навыков необходимо подростку для установления взаимопонимания, позитивных отношений с людьми.
Кроме того специфика возраста диктует необходимость формирования коммуникативной культуры подростка - часто наблюдается вызывающее поведение, упрямство, негативизм, откровенно примитивные способы привлечения внимания к себе, конфликтность, низкая способность к сопереживанию и пониманию эмоционального состояния других людей. Поэтому формирование навыков цивилизованного - конструктивного - поведения особенно в конфликтной ситуации очень важно именно в подростковом возрасте.
В ходе конфликта происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, разрешаются противоречия. Существуют продуктивные стратегии поведения в конфликтной ситуации, следуя которым подросток может добиться наилучших последствий и для себя, так и для противоположной стороны. Формирование навыков конструктивного взаимодействия - сотрудничества, умения понять суть конфликта, способности использовать разные тактики поведения в конфликтной ситуации - умения подростка адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным условиям и ситуациям для его дальнейшей успешной социализации.
Цель исследования: изучение взаимосвязи уровня самооценки младших подростков с выбором тактики поведения в конфликтной ситуации
Задачи исследования:
Обобщить и систематизировать научную литературу по теме «Конфликты» и «Самооценка», конкретизировать понятийный аппарат по тактикам поведения в конфликте.
Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение соотношения уровня самооценки с предпочтением стиля поведения подростка в конфликте.
Выявить основные тенденции взаимосвязи самооценки и стиля поведения в конфликте у младших подростков, имеющих разный уровень самооценки и выбирающих разную степень предпочтения тактики в конфликте.
Объект исследования: выбор тактики поведения в конфликтной ситуации пятиклассниками на возрастном этапе 11-12 лет.
Предмет исследования: соотношение уровня самооценки младшего подростка с предпочтением тактики поведения в конфликтной ситуации.
Гипотизы:
Выбор тактики в конфликте имеет специфические особенности у учащихся с разным уровнем самооценки;
Взаимосвязь выбора тактики с уровнем самооценки обнаружит неодинаковый характер у групп школьников, имеющих разный уровень самооценки.
Эмпирическая база и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №9 им. К.Э. Циолковского» г. Калуги по согласованию с классными руководителями и в соответствии с задачами школьной психологической службы: содействовать развитию коммуникативных умений пятиклассников. Выборка составила 70 человек. Категория испытуемых: учащиеся 5х классов.
Для выявления основных характеристик испытуемых использовались следующие методики исследования: 1) Методика «Лесенка»; 2) тест «30 пословиц» (Монина Г.Б., Лютова-Роберс Е.К.)
В исследовании использовались методы классификации, сравнения и обобщения полученных данных в таблицы, методы статистического подсчета результатов в процентном отношении.
Глава 1.1. Понятие о психологических стратегиях поведения в конфликте
Конфликт(лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов взаимодействия.
Наблюдения показывают, что 80 процентов конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, фразы, действия (или бездействия), провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.«Провокаторами» конфликтов часто бывают:грубость, ругательства, оскорбительные высказывания; незаслуженные упреки,неуместная ирония, сарказм;негативные обобщения, «навешивание ярлыков»;настойчивые советы как другому следует себя вести;честолюбие, эгоизм;вспыльчивость, усталость, раздражительность;прямолинейность, бесцеремонность; демонстративность;подозрительность, мнительность, негибкость.
Существует также тенденция рассматривать конфликт как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа. Согласно данному философскому направлению конфликт следует рассматривать не только как негативное нежелательное социальное явление, но также еще и позитивное. В ходе конфликта происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, разрешаютсяпротиворечия. Существуют продуктивные стратегии поведения в конфликтной ситуации, следуя которым вы можете добиться наилучших последствий и для себя, так и для противоположной стороны. Главное – прийти к положительному восприятию конфликта, а не уйти от него или подавить его. Конфликт служит способом разрешения противоречия.
Соответственно возникает вопрос о функции конфликта – положительной или отрицательной. Если конфликт разрешается неправильно (или подавляется), мы ощущаем эмоциональные и физические последствия: тревога, страх, бессонница; уход, отрицание, поляризация, одиночество; затаенный гнев, косвенная агрессия (битая посуда); сердечные приступы, стресс, болезнь, вялость, усталость, низкая производительность. Если конфликт разрешается правильно, мы ощущаем: покой, веселье, счастье, открытость, расширение взаимоотношений, мир, облегчение, расслабление, крепкий сон, крепкое здоровье, ощущение сил, кипучая энергия, работоспособность.
По последствиям конфликты бывают конструктивные и деструктивные.
Деструктивные – разрушающие отношения, препятствующие эффективному взаимодействию. Их отличительные признаки - нецивилизованное поведение, когда участники не брезгуют никакими приемами при достижении желаемой цели. Конструктивные - созидающие, способствующие развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений. Их отличительный признак – цивилизованное поведение конфликтующих сторон в решении спорных вопросов. Актуальным является конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
Конфликт имеет динамику – развитие.
Возникновение конфликтной ситуации – это первая стадия конфликта. Конфликтная ситуация- это такое столкновение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами. Противоречие еще не перешло в конфликт. Конфликтная ситуация часто может складываться помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон, а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Главная черта этой ситуации – возникновение предмета конфликта.
Предмет или ядро конфликта- это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Вторая стадия конфликта - собственно конфликтное поведение - обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне.
Третья стадия конфликта – его развертывание или его разрешение- зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от масштабов проблемы, от позиции окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Избегание - уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления и кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого (уступка только одного человека).
Компромисс – выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет (взаимные уступки).
Сотрудничество – выбор альтернативы, максимально отвечающий интересам обеих сторон.
Развернутая характеристика тактик поведения в конфликте:
Соперничество - наиболее часто используемый способ поведения в конфликте, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Эта тактика отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона, несомненно, выходит победителем, а другая – побежденным. Приходилось ли Вам прибегать к позиции: перекричать, оскорбить; применить физическое насилие (драка, рукоприкладство); стремиться доказать, что другой человек не прав; требовать, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений?
Достоинства: Данная тактика оправдана лишь в одном случае, когда кто-то берет контроль в свои руки, чтобы оградить людей от насилия и опрометчивых поступков. Недостатки: отсутствие дальнейших отношений, месть со стороны проигравшего. Совет: Остерегайтесь побежденного! Ведь тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества с вами!
Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого человека. Приходилось ли вам мириться с происходящим? - чтобы не нарушать покой, из сострадания к близкому человеку, из опасения потерять любимого. Достоинства: сохранение взаимоотношений, стремление к кооперации. Недостатки: подавление личных интересов, нереализованность ваших целей, неясность противнику ваших истинных мотивов поведения. Если вы храните молчание, ваш оппонент не знает, что творится у вас в душе. Даже если он и догадывается, что что-то не в порядке, ему трудно узнать, что за этим стоит. Совет: Помните, «мир любой ценой» опасен. Миримся с происходящим, а потом начинаем вынашивать планы мести.
Избегание - уход от конфликтной ситуации, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Причина использования тактики - опасение конфронтации. Формы ухода: молчание, обиженный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика, полный отказ от дружеских и деловых отношений с провинившейся стороной. Достоинства: тактика может быть позитивной, если не затрагивает ваших личных интересов. Неэффективность использования стиля «уход»: подавление негативных эмоций. Вы отнимаете у себя возможность принять участие в дальнейшем развертывании ситуации.
Компромисс - соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то величина, и в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены. Достоинства: поддержание дружеских отношений. Недостатки в том, что одна сторона может раздуть свою позицию, чтобы потом показаться великодушной.
Сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях соперничества, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Преимущества: вы улучшаете взаимоотношения, учитесь вести поиск взаимовыгодных решений Вместо «Я должен выиграть и поэтому я должен помешать выиграть тебе!» - попробуйте, «Я хочу выиграть и хочу, чтобы ты тоже выиграл!» Подход «сотрудничество» делает из оппонентов партнеров.
Глава 1.2. Понятие о самооценке
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний.
Самооценка может бытьоптимальной (адекватной) и неоптимальной (неадекватной). При адекватной самооценке субьект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке своих результатов он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по учебе или работе, друзья, близкие. Иными словами, учитывает мнение окружающих о себе. У человека с адекватной самооценкой нет излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной самооценке относятся "высокий уровень" и "выше среднего уровня" (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также "средний уровень" (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).
Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной, часто выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек игнорирует свои неудачи ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит эмоциональное "отталкивание" всего, что нарушает представление о себе – «слепость к собственным недостаткам». Справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что неуспех - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества.
Самооценка может быть изаниженной – когда субъект оценивает свои возможностиниже реальных возможностей личности, слишком критичен к себе, к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Люди с низким уровнем самооценки чаще имеют мотивацию избегания неудачи - не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных простых задач. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих, и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
В процессе общения лица с завышенной и заниженной самооценкой часто выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое "пиление". Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи выбора тактик поведения в конфликтной ситуации в соотношении с уровнем самооценки подростка.
2.1. Процедура и методы исследования. На этапе подготовки и организации исследования были определены задачи: 1) Определить базу, сроки, выборку эмпирического исследования; 2) Определить диагностический инструментарий, соответствующий целям и задачам исследования; 3) Произвести сбор полученного эмпирический материала; 4) Обобщить эмпирические данные в общую таблицу в статистической форме.
Сроки проведения: 12.01.2018 - 25.01.2018
Выборка составила 70 человек. Категория испытуемых: учащиеся 5х классов. Возраст: 11-12 лет.
Психологический инструментарий исследования (см. приложение 1).
2.2. Анализ эмпирических результатов исследования. Углубленноеизучениесоотношения уровня самооценки со степенью предпочтения определенного стиля поведения в конфликте.
Цель этапа: выявление общих закономерностей и отличительных особенностей выбора тактики учащимися с разным уровнем самооценки.
Для качественного выявления особенностей выбора были определены группы учащихся.
Способ деления - уровень самооценки: низкий, средний, высокий, завышенный (обработку данных смотреть в таблице)
С а м о о ц е н к а |
||||
Уровни |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Завышенный |
Баллы |
2-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
Примечание: столбик «заниженный уровень» не включен в таблицу обработки по причине отсутствия в выборке учащихся с неадекватно заниженной самооценкой.
Также в целях более углубленного изучения особенностей выбора была разграничена степень предпочтения тактики в конфликте:
А) Высокая степень выбора – очень частое предпочтение тактики (6-7 баллов)
Б) Умеренная степень выбора – достаточно частое предпочтение (5 баллов)
В) Средняя степень выбора – периодическое предпочтение тактики ( 3-4 балла)
Г) Низкая степень выбора– редкое предпочтение тактики (1-2 балла).
В процессе исследования осуществлялся анализ соотношений разного уровня самооценки с разной степенью выбора определенной тактики. Методом обобщения полученных данных были составлены статистические таблицы:
Сводная таблица статистических данных уровня самооценки и тактик поведения испытуемых (см. таб.1)
Таблицы данных соотношения самооценки и степени выбора определенной тактики: избегание, соперничество, приспособление. компромисс, сотрудничество (см. таб. 2-6)
Таблицы результатов соотношения степени выбора тактик для группы с определенным уровнем самооценки (см. таб.7-10)
Заключение
Связь уровня самооценки и выбора тактики в конфликте имеет общие и отличительные особенности у разных групп испытуемых. Общие черты выражаются в предпочтении определенных тактик, отличительные – в степени их выбора.
Обнаружены определенные предпочтения у представителей разного уровня самооценки:
Лица с завышенной самооценкой больше других склонны к соперничеству на среднем уровне.
Лица с высокой самооценкой склонны к уходу и приспособлению в конфликте в умеренной степени в отличие от представителей всех других групп. Принцип «Молчание – золото» для них является эффективным.
Лица со средней самооценкой предпочитают в высокой степени приспособление как тактику уступки ради сохранения доброжелательных отношений.
Лица с низкой самооценкой склонны использовать все тактики в конфликте (уход, соперничество, приспособление, компромисс) на среднем уровне. За исключением сотрудничества на высоком уровне.
Обнаружены общие закономерности выбора у учащихся:
1. Высокая степень выбора тактики «сотрудничество» представителями всех групп.
2. Средняя степень выбора тактики «соперничество» представителями всех групп.
3. Выбор тактики «компромисс» в разных степенях - в высокой , умеренной, средней - практически в равных долях у представителей разных групп.
4. Тактики «избегания» и «приспособления» учащиеся предпочитают использовать вариативно - в средней или умеренной степени.
Таким образом, выявлены доминантные и вариативные предпочтения учащимися тактик .
Специфические особенности выбора были выявлены при изучении взаимосвязи уровня самооценки с определенной тактикой.
Выявлены специфические черты выбора в тактике «избегание»:
1). Учащиеся всех уровней самооценки выбирают тактику ухода от конфликта в средней и умеренной степени. В средней степени ей отдают большее предпочтение лица с завышенной самооценкой. В умеренной степени ее используют чаще лица с высокой и низкой самооценкой.
2). Учащиеся с завышенной самооценкой тактику ухода от конфликта на высоком уровне предпочтения не выбирают.
Выявлены специфические черты выбора в тактике «соперничество»:
Общее: представители всех уровней самооценки используют тактику соперничество в средней степени – иногда. Причем предпочитают ее чаще люди с завышенной (77% испытуемых группы) и высокой самооценкой (65% испытуемых группы).
Отличия: Лишь 9% всех испытуемых выбирают соперничество на высоком уровне и 3% эгоцентристов – на умеренном.
Выявлены специфические черты выбора в тактике «приспособление»:
Общее: Учащиеся всех уровней самооценки выбирают тактику приспособления на умеренном уровне, т.е. достаточно часто.
Отличия: Люди с завышенной самооценкой не предпочитают приспособление в высокой степени использования.
Выявлены специфические черты выбора в тактике «компромисс»:
Общее: Компромисс выбирают все категории испытуемых в разных степенях предпочтения.
Отличия: Лица с высокой самооценкой и завышенной выбирают ее в высокой степени, а люди со средней и низкой самооценкой - чаще в средней и умеренной степени.
Выявлены специфические черты выбора в тактике «сотрудничество»:
Общее: Тактику сотрудничество выбирают представители всех уровней самооценки преимущественно в высокой степени предпочтения.
Заключение. Выводы
Подтверждена гипотиза исследования о том, чтосвязь выбора тактики с уровнем самооценки обнаружит неодинаковый характер у групп школьников, имеющих разный уровень самооценки. Методом сравнения и обобщения эмпирических данных выявлено, что выбор тактики в конфликте имеет специфические особенности у учащихся с разным уровнем самооценки;
Выявлена специфика характера взаимосвязи самооценки с выбором тактики в конфликте. Она выражается в разной степени предпочтения стратегии в конфликте.
Учащиеся с завышенной самооценкой больше других склонны к соперничеству на среднем уровне. Учащиеся с высокой самооценкой склонны к уходу и приспособлению в конфликте в умеренной степени в отличие от представителей всех других групп. Лица со средней самооценкой предпочитают в высокой степени приспособление как тактику уступки ради сохранения доброжелательных отношений. Лица с низкой самооценкой склонны использовать все тактики в конфликте на среднем уровне, за исключением сотрудничества на высоком уровне.
Обнаружены доминирующие (сотрудничество, соперничество) и вариативные предпочтения тактик у учащихся (уход, приспособление, компромисс). Пятиклассники предпочитают в качестве ведущей и самой эффективной тактики – сотрудничество в конфликтной ситуации.
Литература:
Бороздина Г.В. Психология делового общения: - М.: ИНФРА-М, 2008.
Грецов А. «Тренинг общения для подростков». – СПб.: Питер, 2005
Рогов Е.И. «Психология общения». – М.: ВЛАДОС, 2007.
Климова Е.К., Помазина О.А. Психология успеха. – СПб.: Речь, 20016.
Ходосова А.П., Егорова Н.А., Гришин Д.В. Переходный возраст. – М.: Мой мир ГмбХ & Ко.КГ», 2007.
Психологические тесты. В 2 т./под ред. А.А.Карелина. – М.: ВЛАДОС. – Т.2
Приложение
Приложение 1. Психологический инструментарий исследования.
Содержание методики «Лесенка».
Цель методики: выявление уровня самооценки ребенка на основе собственного представления о реальных возможностях, а также с учетом мнения близких ему людей. Возрастной диапазон использования: от младшего школьного до младшего подросткового возраста. Инструкция: На какую ступеньку лестницы ты поставишь себя на основании собственного представления «Я-реальный».
Содержание методики «30 пословиц» (Монина Г.Б., Лютова-Роберс Е.К.).
Цель методики: выявление степени выбора или предпочтения более эффективных для испытуемого тактик поведения в конфликтной ситуации. Материал методики содержит 30 утверждений, отражающих житейскую мудрость. Содержание каждой пословицы отражает определенную тактику поведения человека в конфликтной ситуации. Исследователь последовательно зачитывает участникам исследования пословицы. Испытуемый должен подумать, использует ли он ее в жизни.
Инструкция: Если вы действительно согласны с данным утверждением, поставьте знак «плюс» в бланке ответов. Если не согласны или к вам данное поведение не относится - поставьте «минус».
Утверждения:
Худший мир лучше хорошей ссоры.
Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
мягко стелет, да жестко спать.
Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу)
Ум хорошо, а два лучше.
Из двух спорщиков умнее тот, кто промолчит.
Кто сильнее, тот и правее.
Не подмажешь – не поедешь.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Правда то, что мудрые знают, а не то, о чем все болтают.
Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов своей добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
Ты – мне, я - тебе.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
Кто спорит – ни гроша не стоит.
Кто не отступает, тот обращает в бегство.
Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.
Кто дарит – друзей наживает.
Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
Лучший способ решать конфликты – избегать их.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кротость торжествует над гневом.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
Взаимные уступки прекрасно решают дела.
Копай и копай без устали – и докопаешься до истины.
Обработка результатов теста. «Плюс» означает 1 балл. Необходимо подсчитать количество баллов в каждом столбце и определить степень предпочтения каждой тактики по критериям: 6-7 баллов – высокая степень предпочтения «очень частое использование», 5 баллов – умеренная степень предпочтения «частое использование»3-4 балла – средняя степень предпочтения «периодическое использование», 1-2 балла – низкая степень предпочтения «редкое использование»
Бланк фиксации ответов к тесту «30 пословиц»
Тактики |
Тип 1 |
Тип 2 |
Тип 3 |
Тип 4 |
Тип 5 |
Номера утверждений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
|
Общий балл |
Интерпретация результатов:
Тип 1: «Избегание» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижений личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Тип 2: «Соперничество» - силовая стратегия. Цели очень важны,взаимоотношения - нет. Им не важно, любят ли их, они считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип 3: «Приспособление» - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения - важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Тип 4: «Компромисс» - стратегия взаимовыгодных уступок. Одинаково важны и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип 5: «Сотрудничество»» - стратегия совместной деятельности и переговоров. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Таб.1 Сводная таблица статистических данных уровня самооценки и тактик поведения
№ |
Испытуемые |
Тактики поведения в конфликте |
Уровень самооценки |
|||||
Фамилия |
Избегание |
Соперничество |
Приспособление |
Компромисс |
Сотрудничество |
|||
1 |
Бециева А |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
6 - средняя |
|
2 |
Бециева М |
5 |
2 |
5 |
4 |
5 |
6 -среднняя |
|
3 |
Гасилов |
3 |
5 |
5 |
5 |
6 |
9 -завышенная |
|
4 |
Дейкина |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
10 -завышенная |
|
5 |
Демина |
4 |
2 |
4 |
6 |
5 |
6-средяя |
|
6 |
Доценко |
6 |
4 |
5 |
6 |
4 |
8-высокая |
|
7 |
Исаева |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
10- завышенная |
|
8 |
Калюжный |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
5-средняя |
|
9 |
Каныгин |
5 |
4 |
2 |
6 |
4 |
9- завышенная |
|
10 |
Кирсанов |
5 |
2 |
6 |
7 |
5 |
5-средняя |
|
11 |
Кожа |
2 |
0 |
2 |
3 |
3 |
8 -высокая |
|
12 |
Конова |
5 |
4 |
3 |
7 |
6 |
8-высокая |
|
13 |
Кострюков |
5 |
1 |
3 |
5 |
3 |
5-средняя |
|
14 |
Лапшина |
3 |
2 |
5 |
4 |
5 |
3-низкая |
|
15 |
Ловцевич |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5-средняя |
|
16 |
Михаляшкин |
7 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2-никая |
|
17 |
Подлипалина |
4 |
3 |
5 |
7 |
6 |
10- завышенная |
|
18 |
Протопопов |
5 |
6 |
5 |
7 |
7 |
7-высокая |
|
19 |
Самохин |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
4-низкая |
|
20 |
Сафронов |
4 |
4 |
2 |
0 |
4 |
5-средняя |
|
21 |
Ульянова |
4 |
3 |
4 |
3 |
7 |
8-высокая |
|
22 |
Абрамова |
4 |
3 |
3 |
4 |
6 |
3-низкая |
|
23 |
Андрианова |
4 |
3 |
5 |
4 |
6 |
9- завышенная |
|
24 |
Бойко |
3 |
4 |
6 |
6 |
7 |
10- завышенная |
|
25 |
Ващенок |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
2- низкая |
|
26 |
Дулишкович |
5 |
4 |
6 |
7 |
7 |
7-высокая |
|
27 |
Егоров |
4 |
6 |
7 |
6 |
7 |
10-эгоцентризм |
|
28 |
Жаворонков |
5 |
3 |
5 |
5 |
6 |
7-высокая |
|
29 |
Иванина |
4 |
1 |
5 |
6 |
6 |
6-средняя |
|
30 |
Куравский |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
10- завышенная |
|
31 |
Курбацкий |
4 |
2 |
5 |
6 |
6 |
8-высокая |
|
32 |
Максимова |
6 |
1 |
4 |
7 |
7 |
8-высокая |
|
33 |
Моисеев |
7 |
2 |
5 |
3 |
5 |
8-высокая |
|
34 |
Мишин |
6 |
3 |
5 |
5 |
7 |
7-высокая |
|
35 |
Наумова |
4 |
1 |
5 |
5 |
6 |
6-средняя |
|
36 |
Ногих |
5 |
3 |
6 |
3 |
7 |
8-высокая |
|
37 |
Петрова |
5 |
3 |
6 |
3 |
7 |
9- завышенная |
|
38 |
Прохоров |
5 |
3 |
6 |
6 |
7 |
6-средняя |
|
39 |
Потрохов |
4 |
2 |
2 |
1 |
4 |
4-низкая |
|
40 |
Сафронников |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
9- завышенная |
|
41 |
Севастьянов |
4 |
3 |
6 |
7 |
7 |
9- завышенная |
|
42 |
Семин |
6 |
4 |
6 |
7 |
7 |
8-высокая |
|
43 |
Смирнова |
7 |
4 |
7 |
3 |
6 |
5 средняя |
|
44 |
Соколова |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
5-средняя |
|
45 |
Суварев |
6 |
2 |
7 |
3 |
7 |
6-средняя |
|
46 |
Федотов |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
3-низкая |
|
47 |
Царьков |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2-низкая |
|
48 |
Чечулина |
5 |
1 |
5 |
4 |
6 |
3-низкая |
|
49 |
Алмосов |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
7-высокая |
|
50 |
Галицын |
4 |
3 |
6 |
4 |
7 |
8-высокая |
|
51 |
Галицына |
5 |
3 |
5 |
5 |
7 |
7-высокая |
|
52 |
Ермолаева |
4 |
2 |
5 |
2 |
6 |
8-высокая |
|
53 |
Жителев |
4 |
6 |
0 |
3 |
7 |
6-средняя |
|
54 |
Захаров |
5 |
2 |
5 |
5 |
6 |
6-средняя |
|
55 |
Кухто |
4 |
6 |
0 |
3 |
6 |
6-средняя |
|
56 |
Логачева |
3 |
4 |
5 |
2 |
7 |
5-средняя |
|
57 |
Лутченко |
4 |
2 |
4 |
7 |
6 |
8-высокая |
|
58 |
Можегова |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
8-высокая |
|
59 |
Морозова |
5 |
4 |
1 |
3 |
2 |
10- завышенная |
|
60 |
Мукосеева |
4 |
3 |
6 |
4 |
5 |
5-средняя |
|
61 |
Поляков |
2 |
4 |
7 |
3 |
7 |
5-средняя |
|
62 |
Рыжов |
5 |
3 |
4 |
5 |
7 |
4-низкая |
|
63 |
Рыжова |
4 |
3 |
5 |
4 |
6 |
7-высокая |
|
64 |
Савкина |
5 |
2 |
3 |
6 |
7 |
2-низкая |
|
65 |
Тарасова |
4 |
4 |
5 |
3 |
7 |
8-высокая |
|
66 |
Тювин Ю. |
5 |
4 |
7 |
6 |
6 |
8-высокая |
|
67 |
Тювин А. |
2 |
3 |
7 |
5 |
6 |
6-средняя |
|
68 |
Чистякова |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
7-высокая |
|
69 |
Чудакова |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2-низкая |
|
70 |
Жолтикова |
4 |
4 |
5 |
2 |
5 |
4-низкая |
Таб. 2. Взаимосвязь самооценки и выбора тактики «ИЗБЕГАНИЕ» в конфликте
Степень предпочтения тактики |
Самооценка. Уровни |
|||
Низкий 1-4 |
Средний 5-6 |
Высокий 7-8 |
Эгоцентризм 9-10 |
|
Высокая степень выбора Кол-во выборов в % |
Михаляшкин |
Калюжный Смирнова Суварев |
Мишин Доценко Максимова Моисеев Семин |
|
1 |
3 |
5 – 22% |
0 |
|
Умеренная степень выбора Кол-во выборов в % |
Ващенок Савкина Чечулина Федотов Рыжов |
Кирсанов Кострюков Бециева М. Захаров Прохоров |
Галицынна Дулишкович Жаворонков Протопопов Чистякова Конова Можегова Ногих Тювин Ю. |
Каныгин Петрова Дейкина Морозова |
5 – 38% |
5 – 24% |
9- 39% |
4 – 31% |
|
Средняя степень выбора Кол-во выборов в % |
Чудакова Царьков Абрамова Лапшина Желтикова Самохин Потрохов |
Логачева Ловцевич Мукосеева Сафронов Бециева А. Демина Иванина Жителев Кухто Наумова |
Алмосов Рыжова Галицын Ермолаева Курбацкий Лутченко Тарасова Ульянова |
Андрианова Сафронников Севостьянов Бойко Гасилов Егоров Исаева Подлипалина |
7 -54% |
10- 48% |
8 – 35% |
8 – 62% |
|
Низкая степень выбора |
Соколова Поляков Тювин А. |
Кожа |
Куравский |
|
0 |
3 |
1 |
1 |
|
Всего испытуемых |
13 |
21 |
23 |
13 |
Комментарии к таблице:
1). Учащиеся всех уровней самооценки выбирают тактику ухода от конфликта в средней и умеренной степени. В средней степени ей отдают большее предпочтение лица с завышенной самооценкой. В умеренной степени ее используют чаще лица высокой и низкой самооценкой.
2). Учащиеся с завышенной самооценкой тактику ухода от конфликта на высоком уровне предпочтения не выбирают.
Таб. 3 Взаимосвязь самооценки и выбора тактики «СОПЕРНИЧЕСТВО» в конфликте
СТЕПЕНЬ ВЫБОРА ТАКТИКИ |
Уровни самооценки |
|||
Низкий 1-4 |
Средний 5-6 |
Высокий 7-8 |
Эгоцентризм 9-10 |
|
ВЫСОКАЯ степень Кол-во выборов в% |
Федотов |
Жителев Кухто |
Протопопов Чистякова |
Егоров |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
УМЕРЕННАЯ степень Кол-во выборов в % |
Гасилов Сафронников |
|||
0 |
0 |
0 |
2 |
|
СРЕДНЯЯ степень Кол-во выборов в % |
Ващенок Чудакова Царьков Абрамова Желтикова Рыжов Самохин |
Калюжный Ловцевич Логачева Мукосеева Поляков Сафронов Смирнова Бециева А. Прохоров Тювин А. |
Алмосов Галицина Дулишкович Жаворонков Мишин Рыжова Галицын Доценко Конова Можегова Ногих Ульянова Семин Тарасова Тювин Ю. |
Андрианова Каныгин Петрова Севостьянов Бойко Дейкина Исаева Куравский Морозова Подлипалина |
7 - 54% |
10 - 48% |
15 - 65% |
10 - 77% |
|
НИЗКАЯ степень Кол-во выборов в %: |
Савкина 1 Михаляшкин 0 Лапшина 3 Чечулина 3 Потрохов 4 |
Кирсанов 5 Кострюков 5 Соколова 5 Бециева М.6 Захаров 6 Демина 6 Иванина 6 Наумова 6 Суварев 6 |
Ермолаева 8 Кожа 8 Курбацкий 8 Лутченко 8 Максимова 8 Моисеев 8 |
|
5 – 38% |
9- 43% |
6- 26% |
0 |
|
Всего испытуемых |
13 |
21 |
23 |
13 |
Комментарии к таблице:
1). Большинство учащихся всех уровней самооценки используют тактику соперничествов среденй степени – иногда. Причем предпочитают ее чаще люди с завышенной (77% испытуемых группы) и высокой самооценкой (65% испытуемых группы).
2). Данную тактику предпочитают выбирать очень редко. Лишь 9% всех испытуемых выбирают соперничество на высоком уровне и 3% эгоцентристов – на умеренном.
Таб. 4. Взаимосвязь самооценки и выбора тактики «ПРИСПОСОБЛЕНИЕ» в конфликте
Степень предпочтения тактики |
Уровни самооценки |
|||
Низкий 1-4 |
Средний 5-6 |
Высокий 7-8 |
Эгоцентризм 9-10 |
|
Высокая степень выбора Кол-во выборов в - % |
Федотов |
Кирсанов Мукосеева Поляков Смирнова Суварев Прохоров Тювин А. |
Дулишкович Галицын Ногих Семин Тювин ю. |
Севостьянов Бойко Егоров |
1 |
7 – 33% |
5- 22% |
3- 23% |
|
Умеренная степень выбора Кол-во выборов в - % |
Ващенок Лапшина Чечулина Жолтикова Самохин |
Логачева Бециева М. Иванина Наумова Захаров |
Алмосов Галицина Жаворонков 7 Мишин Протопопов Рыжова Чистякова Доценко Ермолаев Курбацкий Моисеев Можегова Тарасова |
Андрианова Гасилов Сафронников Дейкина Исаева Подлипалина |
5- 38% |
5 – 24% |
13 – 57% |
6 – 46% |
|
Средняя степень выбора тактик Кол-во выборов в - % |
Савкина Чудакова Царьков Абрамова Потрохов Рыжов |
Калюжный Кострюков Ловцевич Соколова 5 Бециева А. Демина |
Конова Лутченко Максимова Ульянова |
Петрова |
6 – 46% |
6 – 29% |
4 |
1 |
|
Низкая степень выбора Кол-во выборов в - % |
Михаляшкин |
Сафронов Жителев Кухто |
Кожа |
Каныгин Куравский Морозова |
1 |
3 |
1 |
3 |
|
Всего испытуемых |
13 |
21 |
23 |
13 |
Комментарии к таблице:
1). Учащиеся всех уровней самооценки выбирают тактику приспособления на умеренном уровне, т.е. достаточно часто. 2). Люди с завышенной самооценкой не предпочитают приспособление в высокой степени использования.
Таб. 5. Взаимосвязь самооценки и выбора тактики «КОМПРОМИСС» в конфликте
Степень предпочтения тактики |
Самооценка. Уровни |
|||
Низкий 1-4 |
Средний 5-6 |
Высокий 7-8 |
Эгоцентризм 9-10 |
|
Высокая степень выбора Кол-во выборов в % |
Савкина Федотов |
Калюжный Кирсанов Демина Иванина Прохоров |
Дулишкович Протопопов Доценко Конова Курбацкий Максимова Семин Лутченко Тювин ю. |
Каныгин Севостьянов Бойко Егоров Подлипалина |
2 – 15% |
5 – 24% |
9 – 39% |
5 – 38% |
|
Умеренная степень выбора Кол-во выборов в % |
Чудакова Царькова Самохин Рыжов |
Ловцевич Кострюков Бециева А. Наумова Захаров Тювин а. |
Жаворонков Галицына Мишин Чистякова Можегова |
Гасилов Сафронников Дейкина Исаева |
4 – 31% |
6 – 29% |
5 – 22% |
4- 31% |
|
Средняя степень выбора тактик Кол-во выборов в % |
Ващенок Абрамова Лапшина Чечулина |
Смирнова Соколова Мукосеева Поляков Бециева М. Суварев Жителев Кухто |
Алмосов Рыжова Галицын Кожа Ульянова Моисеев Ногих Тарасова |
Андрианова Петрова Куравский Морозова |
4 – 31% |
8 – 38% |
8 – 35% |
4- 31% |
|
Низкая степень выбора тактики |
Михаляшкин Желтикова Потрохов |
Логачева Сафронов |
Ермолаева |
|
3- 23% |
2 |
1 |
0 |
|
Всего испытуемых |
13 |
21 |
23 |
13 |
Комментарии к таблице:
1). Компромисс выбирают все категории испытуемых в разных степенях предпочтения.
2). Лица с высокой самооценкой и завышенной выбирают ее в высокой степени, а люди со средней и низкой самооценкой - чаще в средней и умеренной степени.
Таб. 6. Взаимосвязь самооценки и выбора тактики «СОТРУДНИЧЕСТВО » в конфликте
Степень предпочтения тактики |
Самооценка. Уровни |
|||
Низкий 1-4 |
Средний 5-6 |
Высокий 7-8 |
Эгоцентризм 9-10 |
|
Высокая степень выбора |
Савкина Царьков Абрамова Федотов Чечулина Самохин Рыжов |
Калюжный Смирнова Соколова Логачева Поляков Иванина Жителев Захаров Кухто Наумова Прохоров Суварев Тювин А. |
Дулишкович Жаворонков Галицына Мишин Протопопов Рыжова Галицын Ермолаева Конова Ногих Курбацкий Лутченко Максимова Можегова Семин Тарасова Тювин Ю. Ульянова |
Андрианова Гасилов Петрова Сафронников Севостьянов Бойко Егоров Исаева Подлипалина |
7 – 54% |
13 – 62% |
17 – 74% |
9- 69% |
|
Умеренная степень выбора |
Чудакова Царькова Самохин Рыжов |
Ловцевич Кострюков Бециева А. Наумова Захаров Тювин а. |
Жаворонков Галицына Мишин Чистякова Можегова |
Гасилов Сафронников Дейкина Исаева |
4 – 31% |
6 – 29% |
5 – 22% |
4 – 31% |
|
Средняя степень выбора тактик |
Потрохов |
Кострюков Ловцевич Сафронов Бециева А. |
Доценко Кожа |
Дейкина Каныгин Куравский |
1 |
4 |
2 |
3 |
|
Низкая степень выбора тактики |
Михаляшкин |
Морозова |
||
1 |
0 |
0 |
1 |
|
Всего испытуемых |
13 |
21 |
23 |
13 |
Комментарии к таблице: тактику сотрудничество выбирают представители всех уровней самооценки преимущественно в высокой степени предпочтения.
Таб.7. Соотношение степени выбора тактик для учащихся с завышенным уровнем самооценки
Степень выбора |
Специфика выбора у группы с завышенной самооценкой |
||||
Степень предпочтения тактики |
Избегание |
Соперничество |
Приспособление |
Компромисс |
Сотрудничество |
Высокая |
0% |
7% |
23% |
38% |
69% |
Умеренная |
31% |
15% |
46% |
31% |
31% |
Средняя |
62% |
77% |
7% |
31% |
23% |
Таб.8. Соотношение степени выбора тактики для учащихся с высоким уровнем самооценки
Степень выбора |
Специфика выбора у группы с высокой самооценкой |
||||
Степень предпочтения тактики |
Избегание |
Соперничество |
Приспособление |
Компромисс |
Сотрудничество |
Высокая |
22% |
9% |
22% |
39% |
74% |
Умеренное |
39% |
0% |
57% |
22% |
22% |
Средняя |
35% |
65% |
17% |
35% |
9% |
Таб.9. Соотношение степени выбора тактик для учащихся со средним уровнем самооценки
Степень выбора |
Специфика выбора у группы со средней самооценкой |
||||
Степень предпочтения тактики |
Избегание |
Соперничество |
Приспособление |
Компромисс |
Сотрудничество |
Высокая |
14% |
9% |
33% |
24% |
62% |
Умеренная |
24% |
0% |
24% |
29% |
29% |
Средняя |
48% |
48% |
29% |
38% |
19% |
Таб.10. Соотношение степени выбора тактик для учащихся с низким уровнем самооценки
Выбор |
Специфика выбора у группы с низкой самооценкой |
||||
Степень предпочтения тактики |
Избегание |
Соперничество |
Приспособление |
Компромисс |
Сотрудничество |
Высокая |
8% |
9% |
8% |
15% |
54% |
Умеренная |
38% |
0% |
38% |
31% |
31% |
Средняя |
54% |
54% |
46% |
31% |
8% |