ВВЕДЕНИЕ.
Человек – это один из видов, существующих в природе и находится в самой тесной взаимосвязи со средой, которая его окружает. Среда обитания – это окружающая человека среда, место его проживания, все то, что его окружает или косвенно влияет на его состояние и жизнедеятельность.
Большую часть своего времени мы, ученики, проводим в школе и часто слышим из разных источников такие выражения как экология, экологические проблемы, защита экологии, влияние экологии, а 2017 год был объявлен годом экологии в нашей стране.
Актуальность - Здоровье школьника – это проблема всех: педагогов, врачей, родителей. Но без участия самих школьников эту проблему не решить, мы должны стать активными участниками решения проблем о состоянии окружающей среды. Поэтому мы считаем, что наша работа является актуальной.
Проблемой является вопрос: что должен сделать каждый человек, чтобы улучшить условия среды вокруг себя и сохранить своё здоровье.
Объект исследования: кабинет начальных классов
Предмет исследования: экологическое состояние кабинета
Гипотеза: самочувствие школьника зависит от экологической среды кабинета
Цель – Выявить внешние факторы, влияющие на улучшение качества среды школьного кабинета.
Задачи:
Ознакомиться, что такое экология кабинета и экологический паспорт
Оценить экологическое состояние школьного кабинета
Составить паспорт кабинета, в котором будут отражены все полученные результаты и общая оценка экологической среды кабинета.
Создать буклет о комнатных растениях и видеоролик с рекомендациями по улучшению экологической среды школьного кабинета
Для этого были проведены исследования:
- изменения температуры и влажности в классе в течение учебного дня;
- определить освещенность и шумовой показатель в кабинете;
- озелененность школьного кабинета.
Продукт: буклет, видеоролик
Теоретическая и практическая значимость: в наше время каждый из нас должен понимать значение экологической среды, но не только понимать, а еще и практическими решениями улучшать среду вокруг себя.
Ожидаемые результаты:
- расширить свои знания о понятии "окружающая среда" и "экологический паспорт кабинета"
- научиться проводить простые научные исследования
Глава 1. Значение экологического паспорта
Задумывался ли кто из нас над следующим вопросом: где мы больше проводим времени - на улице, дома, в школе? Мы провели небольшое исследование: составили распорядок дня ученика начальной школы.
8.00 – 8.20 – приход в школу
8.25 - 9.05 – 1 урок
9.20 – 10.00 – 2 урок
10.15 – 10.55 – 3 урок
11.10 – 11.50 – 4 урок
12.05 – 12.45 – 5 урок
13.00 – 13.40 – 6 урок
14.00 – занятия в системе доп.образования.
И оказалось, большую часть дня мы находимся в школе: от 6,5 до 8 часов в сутки. Является ли окружающая нас в школе обстановка экологически комфортной, безопасной. И задумывался ли кто-нибудь из школьников над этим?
С этой целью был проведен опрос среди школьников начальных классов школы № 17. Было опрошено 70 человек.
Анкета (Приложение № 1) состояла из следующих вопросов:
Влияет ли длительное пребывание учащихся в школьном кабинете на их здоровье?
Считаете ли вы свой классный кабинет комфортным?
Выбери, что из нижеперечисленного улучшит комфорт в кабинете?
Вывод: Результаты показали, что ученики понимают и осознают, что много времени проводят в школе. Поэтому они обращают внимание на уют в кабинетах.
Свою работу мы начали с подготовительного этапа: Изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования.
Паспорт, согласно словарю С.И. Ожегова – это официальный документ, удостоверяющий личность владельца, либо регистрационный документ машины, аппарата, сооружения. В нашем случае экологический паспорт - вид паспорта, целью которого является анализ экологического состояния классного помещения, готовность к обеспечению требований санитарно-гигиенических норм, определение основных направлений работы по ее приведению в соответствие с требованиями.
Термин «экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002 году. Разработка экологического паспорта природопользователя началась в России с 1991 года после принятия ГОСТ 17.0.0.04. -90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения».
На классный час, посвященный году экологии, мы пригласили завхоза нашей школы Фомину Татьяну Анатольевну. В беседе с ней мы узнали, что существуют санитарные правила и нормы (СанПиНы), которые необходимо выполнять чтобы сохранить наше здоровье. (Приложение № 2)
Так как большую часть времени обучающиеся проводят в школе, находясь в классных помещениях, считаем необходимым провести объективное исследование классного помещения на экологическую комфортность и безопасность.
На уроках окружающего мира мы познакомились с модульной системой экспериментов PRolog, изучили памятку о мерах предосторожности при выполнении практических работ. (Приложение № 3). С помощью этой системы мы сможем сделать все необходимые исследования. Об это наша следующая глава.
Глава 2. Экологический паспорт классного кабинета.
Для проведения практических исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:
Экспериментальный – проведение практических исследований и наблюдений.
Обработка полученных данных эксперимента.
Выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.
Таблица 1.
2.1.Оценка визуальной среды.
Элемент интерьера |
Гигиенические рекомендации |
Кабинет №2 |
Цвет стен |
Для южных помещений рекомендуются холодные тона, для северных – теплые тона. Отражающая способность: 50-60% |
Зеленый Отражающая способность – 60% |
Покрытие пола |
Без щелей, дощатое, паркетное или линолеум |
Линолеум |
Потолок |
Белого цвета |
Белого цвета |
Двери и рамы |
Белого цвета |
Дверь белого цвета, рамы белые, пластик |
Мебель |
Цвета натурального дерева или светло-зеленого |
Цвет светлого дерева |
Доска |
Темно-коричневая или зеленая. Рабочая поверхность доски ровная, прочно удерживает мел при написании текста, обеспечивает легкое его стирание |
Зелёная ровная удерживает мел при написании текста обеспечивает лёгкое его стирание. |
Вывод: визуальная среда исследуемого помещения не является агрессивной, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Расстановка мебели и оборудования.
В помещении ученические столы стоят в 3 ряда по 4 парты, 24 стула, 1 учительский стол. Высота парты 64см, длина парты 130 см, ширина парты 50 см. Расстояние между столами в ряду 60 см. Расстояние между рядом столов и внутренней стеной 50 см. Расстояние от первого стола до учебной доски 240 см. Наибольшая удаленность последнего места ученика 4м 30 см. Высота стула 38 см.
Мебель имеет цветовую маркировку в зависимости от ростовой группы.
Таким образом, мебель соответствует санитарно-гигиеническим нормам. (Приложение № 4). Рассаживание учеников проводится с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети сидят дальше от наружной стороны. Обучающиеся с нарушением зрения размещаются на первых партах в первом ряду от окон.
В кабинете есть шкаф, для наглядных пособий, учебного оборудования и литературы, стол.
Оценка освещения
Для чего очень важно знать уровень освещенности? Когда мы читаем, пишем, смотрим телевизор или работаем на компьютере наши глаза устают. Постоянная работа при плохом освещении может привести к ухудшению зрения и развитию серьезных заболеваний глаз. Вот почему нужно хорошо освещать помещение, в котором мы занимаемся.
Узнать уровень освещенности в классе нам помог модуль «Освещенность».
Фото 1. Определение уровня освещенности при помощи модуля
Таблица 2.
Кабинет № 2 |
|
Источники света |
Искусственное и естественное |
Расположение источников света |
Светодиодные лампы – 9 Дополнительное освещение у доски Окна – 3 |
Оформление окон |
Вертикальные жалюзи зеленого цвета |
Коэффициент искусственного освещения (КИО) |
667.4лк |
Коэффициент естественного освещения (КЕО) |
10.02% |
Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.
Величина, характеризующая различную видимость отдельных участков поверхности в зависимости от величины падающего на них светового потока, называется освещенностью и измеряется в лк (люксах).
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах - 300 - 500 лк; на классной доске - 500 лк; в спортивных залах на полу - 200 лк; в рекреациях на полу - 150 лк.
Если уровень освещенности не соответствует санитарным нормам, то количество и качество заболеваний органов зрения возрастает.
Правильная организация освещения позволяет сохранить нормальную работоспособность учащимся и служит профилактикой утомления органов зрения, через которые ученик воспринимает около 80% информации.
Прежде чем приступить к выполнению измерений освещённости от разных источников света сначала необходимо провести инструктаж по технике безопасности.
В ходе измерений получили следующие результаты:
Таблица 3.
Источник света |
Освещенность, лк |
освещение включено |
650 |
освещение выключено |
300 |
У доски (дополнительная лампа включена) |
830 |
У доски (дополнительная лампа выключена) |
650 |
Вывод: Среднее значение освещенности в течение исследуемого времени составило 608 лк. Это соответствует нормам, предусмотренных САНПином. Освещённость исследуемого помещения достаточная. Имеющийся естественный свет и искусственное освещение, не ослепляет глаза обучающихся, не создается блеск на поверхностях столов и доски. Естественный свет падает на рабочие столы обучающихся слева, оконные стекла на момент проверки чистые.
Фото 2. Определение уровня освещенности при помощи модуля
2.4.Температура и относительная влажность воздуха в кабинете.
Температуру воздуха можно измерить разными способами. Мы знакомы с
термометром, который находится у нас в классе, а также мы научились определять температуру при помощи измерительного модуля «Температура»
.
Учебно-техническое обеспечение: прибор наблюдения - термометр (комнатный, водный, медицинский), АРМ учителя, АРМ обучающегося, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебно-лабораторное оборудование:документ-камера, модульная система экспериментов "PROLog".
Фото 3. Модуль «Температура»
Практическая работа. "Измерение температуры воздуха, влажности" с помощью модульной системы экспериментов "PROLog".
Какой же должна быть температура воздуха и влажность, чтобы мы могли чувствовать себя комфортно? Ученые установили, что человек лучше всего себя чувствует при влажности 40-60%. Интересно, какая влажность в нашем классе? Для ответа на этот вопрос мы измерили относительную влажность воздуха в классе с помощью модуля «Относительная влажность»
В ходе проведенных замеров были получены следующие результаты:
Таблица 4.
Температура(февраль 2016г) |
Влажность(февраль 2016г) |
||||||||||
Кабинет №2 |
25ºС |
25ºС |
26ºС |
25ºС |
24ºС |
70% |
70% |
71% |
70% |
77% |
Вывод: На момент проведения замеров температура в исследуемом кабинете соответствовала нормам, чуть превышая их. Относительная влажность воздуха превышала допустимые показатели от 20-30%, что в зимнее время допустимо. В нашем кабинете используется увлажнитель воздуха.
Фото 4. Определение температуры и влажности при помощи модуля
Фото 5. Результаты измерений температуры и влажности при помощи модуля
Фото 6. Определение температуры и влажности при помощи модуля
2.5.Оценка степени проветриваемости кабинета
Воздушная среда в школьных помещениях оказывает постоянное воздействие на организмы учащихся. В ней содержатся различные химические вещества, которые образуются в результате жизнедеятельности учащихся, в результате деструкции синтетических полимерных материалов, а также микроорганизмы.
Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги и форточки.
Кабинет №2: фрамуг нет, открываются створки пластиковых окон.
Вывод: в кабинете №2 проветриваемость достаточная.
График проветривания кабинета №2
1 проветривание
740 - 800
2 проветривание
1055 - 1110
3 проветривание
1340 - 1400
Длительность сквозного проветриваниякабинета №2
в зависимости от температуры наружного воздуха
Таблица 5.
Наружная температура |
Длительность проветривания помещения (мин.) |
|
в малые перемены |
в большую перемену |
|
От +10С до +6С |
4-10 |
25-35 |
От +5С до 0С |
3-7 |
20-30 |
От 0С до -5С |
2-5 |
15-25 |
От -5С до -10С |
1 – 3 |
10 -15 |
Ниже -10С |
1,5 -2 |
5 - 10 |
Учитель организовывает уборку кабинета по окончании занятий в нём.
2.6.Оценка степени озеленения кабинета
Таблица 6.
Кабинет № 2 |
|
Наличие растений (количество) |
20 |
Разнообразие растений (виды) |
12 |
Ухоженность |
высокая |
Размещение |
рациональное |
Наличие фитонцидных растений |
присутствуют |
Наличие растений-биофильтров |
присутствуют |
Степень озеленения |
достаточная |
Вывод: В кабинете № 2 - 20 растений, В кабинете они устанавливаются на окнах, на полу или подвешиваются на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Растения – здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.
2.7.Измерение громкости звука
Мы знаем, что воздух прозрачный и бесцветный. Оказывается, он ещё способен проводить звуки. Звук распространяется в воздухе звуковыми волнами от различных источников. Источники звуков могут быть самые разные, но все они имеют одну общую характеристику – громкость. Звуки измеряются в децибелах (дБ). Чем громче шум, тем негативнее он влияет на нервную систему. Примерный уровень громкости звука мы определяем на слух. Для точного же измерения громкости звука используются специальные приборы. Мы измерили громкость звука в классе с помощью модуля «Звук».
Фото 7. Модуль определения громкости звука
Обычный разговор оценивается в 0-35 дБ, а шепот в 20 дБ. Крики с уровнем звукового давления в 60 дБ могут вызвать чувство дискомфорта, опасность представляют звуки, произносимые с силой в 90 дБ (громкость поезда метро).
Чтобы подтвердить информацию, полученную в интернете, мы измерили громкость звука при спокойном разговоре. Она оказалась в пределах 30-40 дБ. Участники эксперимента чувствовали себя хорошо. Потом мы начали кричать, хлопать в ладоши, топать ногами. Громкость звука выросла до 80дБ, а максимальное значение звука достигло отметки 105 дБ. Шум продолжался только 30 секунд, но некоторые ребята почувствовали недомогание, головную боль, головокружение.
Справочный материал
В следующей таблице(7) приведены некоторые типичные звуки в децибелах.
Звуки |
дБ |
Звуки |
дБ |
Запуск космического ко- |
180 |
Будильник (1 м), фен |
80 |
рабля |
|||
Реактивный двигатель |
140 |
Шум ресторана, бизнес- |
70 |
офиса |
|||
Раскат грома, звуковая си- |
130 |
Кондиционер, разговор- |
60 |
рена 1 метр |
ная речь |
||
Взлет реактивного самоле- |
120 |
Дорога (50 м) |
50 |
та (60 M~ТPOB) |
|||
Рок-концерт, дискотека |
110 |
Жилая комната |
40 |
Фейерверки, поезд |
100 |
Библиотека, тихий шепот |
30 |
(5 м) |
|||
Грузовики (15 м), город- |
90 |
Студия звукозаписи, ше- |
20 |
ской транспорт |
лест листьев |
Фото 8. Диаграмма в шумном классе – дети хлопают в ладоши, разговаривают, смеются
Фото 9. Полная тишина в кабинете.
Вывод: чем тише звук в кабинете (нет посторонних шумов), тем лучше мы себя чувствуем.
По итогам проведенных исследований можем дать следующие рекомендации:
Проводить проветривания классных помещений
Увеличить количество растений
Производить тщательную влажную уборку помещений
Оформить несколько «цветовых пятен» на стенах классных помещений для зрительной разгрузки
Использовать систематически прибор для увлажнения воздуха
Заключение
Работать над данной темой нам было интересно. Мы изучили собранный материал, чтобы составить экологический паспорт кабинета начального класса, овладели разными способами сбора информации: работали с литературой, сетью Интернет, пользоваться модульной системой экспериментов на базе цифровых технологий Prolog.
Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу, что самочувствие школьника зависит от экологической среды кабинета. В нашей работе мы по возможности показали характеристики экологической среды, влияют на наше самочувствие: освещение, температура и влажность воздуха, шум.
Дали рекомендации, каким образом улучшить эти факторы.
Нам стоит ежедневно самим заботиться об экологической среде в классе.
Если мы будем стараться как можно больше положительного сделать для экологической среды, этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.
И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано.
Литература.
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1994.
Экология. Энциклопедия для детей. Том 19. М.: 2001. – 448 с
Интернет ресурсы
http://www.ozhegov.org
http://www.ekt.rt.ru
http://www.vevivi.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Результаты анкетирования:
Влияет ли длительное пребывание учащихся в школьном кабинете на их здоровье?
- да |
57 человек |
- нет |
человек |
2. Считаете ли вы свой классный кабинет комфортным?
- да |
63 человека |
- нет |
человек |
Выбери, что из нижеперечисленного улучшит комфорт в кабинете?
- озеленить 13 человек
- поменять цвет стен 4 человека
- улучшить освещение в классе 3 человека
- использование увлажнители воздуха 24 человека
- проветривание кабинета 20 человек
- затрудняюсь ответить 6 человек
Приложение № 2
Помещения начальных классов1. Санитарно-гигиенические требования к помещениям.
1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СниП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».
1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола
1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30~40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0, 6 м в сторону класса перед доской.
1.6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске – 500 лк.
1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север – в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола-0, 3-0, 5.
1.10. Кабинет должен быть обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.
1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.
1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
1.13. В кабинете должен быть установлен водопроводный кран с водосливной раковиной.
2. Требования к комплекту мебели в учебном классе-кабинете
2.1. В помещении классов-кабинетов начальной школы должна использоваться специализированная мебель для организации рабочих мест обучающихся и учителя, для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования, приспособления для оформления интерьеров учебного помещения.
2.2. Мебель должна соответствовать требованиям ГОСТ 22046-89.
2.3. Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.
2.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одно- или двухместные ученические столы со стульями разных ростовых групп.
2.5. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компануются варианты комбинированных шкафов. Рекомендуются следующие типы секций:
Наименование секций |
кол-во |
Примечание |
Секция остекленная |
3 |
Без цоколя, с полками. Используют в качестве верхней секции |
Секция с ящиками |
1 |
С цоколем. Используют в качестве нижней. Дверки глухие |
Секция с глухими дверками |
1 |
Без цоколя. Используют в качестве верхней |
Секция с глухими дверками |
1 |
С цоколем. Используют в качестве нижней |
Секция для таблиц |
1 |
С цоколем. Используют в качестве нижней |
Секция с лотками |
1 |
С цоколем. Используют в качестве нижней. Дверки глухие |
3. Требования к оснащению классов-кабинетов техническими, устройствами, аппаратурой и приспособлениями
3.1. Использование экранных средств обучения (учебных видеофильмов, диафильмов, диапозитивов-слайдов, транспарантов и т.д.), проецирование опытов на экран требуют оснащения кабинетов проекционной аппаратурой.
3.2. В классе-кабинете должна быть размещена следующая аппаратура: универсальный диапроектор для демонстрации диафильмов и слайдов; графопроектор, эпипроектор, видеомагнитофон или видеоплейер, магнитофон кассетный, проигрыватель для компакт-дисков, телевизор (цветной, с размером экрана по диагонали не менее 61 см).
3.3. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна – у классной доски, другая – на противоположной от доски стене лаборатории, третья – на стене противоположной окнам.
3.4. В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается.
3.5. Экран должен быть укреплен на передней стене. Для работы с графопроектором экран должен быть подвешен наклонно, чтобы не возникали искажения во время проецирования транспарантов. Допускается традиционный вариант крепления экрана параллельно стене, доске, но при этом необходимо установить оптическую ось объектива на графопроекторе перпендикулярно экрану.
3.6. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны ее размещения:
- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);
- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации
- в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).
3.7. Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.
Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания – автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно.
3.8. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7 м, а от последних столов – не более 8, 6 м.
3.9. Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2, 7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3 м.
4. Требования к помещениям кабинетов
4.1. Каждый учебный класс – кабинет начальной школы базового уровня обучения в зданиях нового типа должен иметь площадь 66 кв.м при наполняемости класса 25 человек.
4.2. Количество классов-кабинетов должно определяться в зависимости от условий работы школы (в настоящее время параллельно существуют 3-х летнее (с 7 лет) и 4-х летнее (6 лет) начальное обучение).
4.3. В каждой школе (средней, неполной средней и начальной) должны создаваться отдельные кабинеты художественного труда. Они предназначены для трудового обучения учащихся П-1У классов в соответствии с утвержденным базовым учебным планом. (Требования к кабинету художественного труда изложены в нормативном документе «Технология. Общие нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям»).
4.4. При расстановке мебели должны быть соблюдены сани-тарно-гигиенические нормы. Ученические столы должны быть установлены, как правило, в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.
Расстояние между столами в ряду – 0,6 м, между рядами столов – не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0, 7 м; от первых столов до передней стены 2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски – 8,6 м.
4.5. В зависимости от планировки помещения, количества учащихся, организации их деятельности допускаются иные варианты размещения: в 5-6 рядов, полукругом, группами по 2-6 рабочих мест.
4.6. По задней стене класса-кабинета рекомендуется устанавливать секционные шкафы для учебного оборудования, на передней стене – доску и часть постоянной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, рекомендуется экспонировать сменные стенды.
4.7. Раковину-мойку следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета.
5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием
5.1. Организация учебного помещения начальных классов должна предусматривать его оснащение комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации по каждой образовательной области, входящей в программу начальных классов (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, история, художественный труд).
6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся
6.1. В состав рабочего места учителя входят стол для учителя, классная доска, экран, телевизор, графопроектор, видеомагнитофон.
6.2. Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель и магнитофон, т. К. стенки стола пе-зонируют, и происходит искажение звука.
6.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
6.4. На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным.
6.5. Рациональная организация рабочего места обучающегося требует соблюдения следующих условий:
- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения;
- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной и рабочей позы обучающегося (правильное положение позвоночника, рук, плечей, локтей, грудной клетки относительно крышки стола), что поддерживает нужную работоспособность; - необходимый уровень освещенности (ЗООлк).
6.6. Рабочее место ученика в кабинете начальных классов включает в себя столы ученические одноместные или двухместные в комплекте со стульями. Мебель должна соответствовать росту учащихся. В классе должны быть размещены столы и стулья следующих ростовых групп: 1,2,3,4. Каждая группа имеет свою цветовую маркировку: 1 – оранжевая маркировка – рост ученика до 1150 мм, 2 –фиолетовая маркировка – рост ученика до 1300 мм; 3 – желтая маркировка – рост ученика до 1450 мм; 4 – красная маркировка – рост ученика до 1600 мм.
Промаркированы должны быть и столы, и стулья. В комплект должны входить стол и стул одной цветовой маркировки.
6.7. Количество соответствующей маркировки изменяется от класса к классу.
Ориентировочное распределение двухместных комплектов ученических в начальных классах (из расчета наполняемое класса 25 чел.).
Номер стола и стула |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
№ 1 |
3 |
|||
№ 9 |
10 |
9 |
6 |
|
№ 3 |
4 |
7 |
11 |
|
№ 4 |
2 |
Ориентировочное распределение одноместных комплектов ученических в начальных классах (из расчета наполняемости класса 25 чел.).
Номер стола и стула |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
№ 1 |
6 |
|||
№ 2 |
20 |
18 |
12 |
|
№ 3 |
8 |
14 |
22 |
|
№ 4 |
4 |
6.8. У столов ученических может быть подъемная крышка. Угол наклона 7-12 градусов. Подъем фиксируется специальным зажимом. Поднятая крышка нужна во время письма.
7. Требования к размещению и хранению учебного оборудования
7.1. Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.
7.2. Для каждой образовательной области должен быть выделен секционный шкаф.
7.3. В верхних застекленных секциях шкафов следует хранить: книжный фонд (словари, справочники), альбомы для рисования, раздаточный изобразительный материал, дидактические игры, игрушки.
7.4. В нижних закрытых секциях следует хранить экранно-звуковые средства обучения (ЭЗС) (диафильмы, диапозитивы, транспаранты, магнитные записи, грампластинки, компакт-диски).
Диафильмы следует хранить в специальных укладках с ячейками. Коробки с кинофрагментами и звукозаписями располагают в шкафу.
На нижней полке шкафа, где хранят ЭЗС, полезно 2-3 раза в год ставить банку с водой, закрытую слоем марли – для предохранения пленки от пересыхания
7.5. В закрытых секциях удобно хранить лабораторные приборы, посуду, инструменты для уроков трудового обучения и изобразительного искусства, объемные пособия; в нижней части лоточной секции размещают пособия индивидуального пользования: линейки, краски, карандаши, альбомы для рисования, наборы счетных палочек и т.д.
7.6. Таблицы и картины, наклеенные на картон, размещают в ящиках под доской или в специальных ящиках у стены. Для хранения карт используют хранилище, в котором карты подвешивают вертикально в свернутом виде.
7.7. Рекомендуется систематизировать весь имеющийся фонд средств обучения в специальных карточках. Карточки могут быть двух видов: карточка по видам средств обучения и по классам, темам. Наличие карточек должно способствовать ускорению подготовки к уроку, отслеживанию и пополнению фонда учебного оборудования.
8. Требования к оформлению интерьера кабинета
8.1. На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.
8.2. На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т. Д.
8.3. В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам – русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.
2.4.3. При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов – не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50 – 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50 – 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов – 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;
- от первой парты до учебной доски – 2,4 – 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом – 80 – 90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся II – III ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6 – 7 лет.
Приложение 3.
Модульная система экспериментов Prolog
Данная лаборатория представляет собой модульную систему экспериментов, основанную на автономных цифровых измерительных модулях (ЦИМ), каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельный регистратор данных, который позволяет записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга.
Цифровые модули системы PROLog могут работать в двух режимах:
•Эксперимент в прямом режиме(эксперимент при подключенных модулях, on-line-эксперимент), т.е. при подключении к ПК.
•Эксперимент в автономном режиме(автономный эксперимент, off-line-эксперимент).
Для проведения лабораторной работы с модульной системой ProLog каждый ученик получает учебную тетрадь, в которой прописан алгоритм проведения каждого эксперимента, начиная со слов «Включите компьютер» и, заканчивая «Отключите модуль от компьютера». Кроме инструкции, каждая лабораторная содержит фотографию с изображением собранной модульной установки, краткий теоретический материал по теме лабораторной работы, таблицы данных, скриншоты экранов (изображения), контрольные вопросы, дополнительные задания и другой материал, благодаря чему эксперимент может провести школьник, впервые увидевший ProLog.
Приложение 4.
РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ И ЕЕ МАРКИРОВКА ПО ГОСТам «СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ» И «СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ»
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста (в мм) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) |
Цвет маркировки |
Высота над полом переднего края сидения по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 |
1000-1150 |
460 |
оранжевый |
260 |
2 |
1150-1300 |
520 |
фиолетовый |
300 |
3 |
1300-1450 |
580 |
желтый |
340 |
4 |
1450-1600 |
640 |
красный |
380 |
5 |
1600-1750 |
700 |
зеленый |
420 |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
голубой |
460 |