Влияние химического состава отработанных батареек на рост и развитие комнатных растений

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние химического состава отработанных батареек на рост и развитие комнатных растений

Балаганская А.Н. 1
1МКОУ Тогучинского района "Сурковсая средняя школа"
Шерстобоева С.М. 1
1МКОУ Тогучинского района "Сурковская средняя школа"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Очень часто слышно, что использованные батарейки нельзя выкидывать и закапывать в землю, а надо увозить на переработку. Я спросила почему? И мне сказали, что они отравляют землю и уничтожат растения растущие в ней.

В нашем кабинете биологии есть много микроскопов, которые работают от батареек. И осенью 2016 года микроскопы вышли из строя из за выхода из строя батареек и их решили поменять. В итоге образовалось много использованных пальчиковых батареек. Было решено провести опыты по влиянию отработанных батареек на комнатные растения. Ведь в СМИ постоянно можно слышать о отрицательном воздействии химических веществ, содержащихся в батарейке, на окружающую среду. О правильной утилизации использованных батареек тоже очень часто и говорят и пишут. Было решено испытать действие батареек на комнатные растения.

Цель работы: определить влияние химического состава отработанных батареек на рост и развитие комнатных растений.

Задачи:

Выявить химический состав элементов питания и их влияние на окружающую среду и здоровье человека

Определить количество используемых батареек среди учащихся нашей школы и их родителей методом анкетирования

Исследовать влияние химически активных веществ, находящихся в батареях на рост и развитие комнатных растений.

Гипотеза- комнатные растения, посаженные в почву, содержащую батарейки - развиваться не будут

Обзор литературы.

История открытия батареек

Явление возникновения электрического тока при контакте разных металлов было открыто итальянским физиологом, профессором медицины Болонского университета Луиджи Гальвани в 1786 году. Гальвани описал сокращения мышц задних лапок свежепрепарированной лягушки, закрепленных на медных крючках, при прикосновении стального скальпеля. Наблюдения были истолкованы первооткрывателем как проявление «животного электричества».

Итальянский физик и химик Алеcсандро Вольта, заинтересовавшись опытами Гальвани, увидел совершенно новое явление — создание потока электрических зарядов. Проверяя точку зрения Гальвани, А. Вольта проделал серию опытов и пришел к выводу, что причиной сокращения мышц служит не «животное электричество», а наличие цепи из разных проводников в жидкости. В подтверждение А. Вольта заменил лапку лягушки электрометром и повторил все действия. В 1800 году А. Вольта впервые публично заявляет о своих открытиях на заседании Лондонского королевского общества, что проводник второго класса (жидкий) находится в середине и соприкасается с двумя проводниками первого класса из двух различных металлов... Вследствие этого возникает электрический ток того или иного направления. Русский ученый Петров в 1802 году использовал гальванический элемент для построения электрической дуги [3].

Виды элементов питания

Широкое распространение получили марганцево-цинковые элементы, не содержащие раствора электролита (сухие элементы, батарейки). Так, в солевых элементах Лекланше цинковый электрод служит анодом, электрод из смеси диоксида марганца с графитом служит катодом, графит служит токоотводом. Электролитом является паста из раствора хлорида аммония с добавкой муки или крахмала в качестве загустителя.

Щелочные марганцево-цинковые элементы, в которых в качестве электролита используется паста на основе гидроксида калия, обладают целом рядом преимуществ, в частности существенно большей ёмкостью, лучшей работой при низких температурах и при больших токах нагрузки.

Солевые и щелочные элементы широко применяются для питания радиоаппаратуры и различных электронных устройств.

Также существуют щелочные аккумуляторы. Наибольшее применение получили никель-кадмиевые и никель-металлгидридные аккумуляторы, в которых электролитом служит NiOH.

В различных электронных устройствах (мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки), в основном, применяются литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы, характеризующиеся высокой ёмкостью и отсутствием эффекта памяти[6].

Состав батареек и их действие на здоровье человека и окружающую среду

Минприроды предупреждает о вреде элементов питания (батареек) для окружающей среды и для человека и рекомендует отдавать предпочтение аккумуляторам, а использованные батарейки выбрасывать в специальные контейнеры. Известно, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная на мусорную свалку, загрязняет тяжёлыми металлами землю вокруг себя (по некоторым данным до 20м2), а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей.

В батарейках содержатся: ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, имеющие свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в людях, поэтому даже небольшое их количество опасно и наносит существенный вред здоровью.

Избыток никеля встречается очень часто. Особенно токсичны хлорид и сульфат никеля, так как они растворимы в воде – нерастворимые соединения в десятки раз безопаснее. Карбонильный никель и никелевая пыль – попадая в организм, накапливаются в нём, и действуют на него разрушающе. Если всё время контактировать с никелем, то может развиться такое заболевание, как контактный дерматит – острое воспаление кожи, артриты или астма. Когда в тканях избыток никеля, структура клеток страдает и начинает разрушаться, деятельность ферментов и гормонов замедляется, а клеточный иммунитет ослабевает. Наблюдаются и другие симптомы избытка никеля: витилиго, кератит, изъязвление роговицы, заболевания щитовидной железы и репродуктивных органов, нарушение обмена азота и углеводов, проблемы с пищеварением, нарушения в работе нервной и сердечнососудистой системы, дистрофия почек и печени, ухудшение состава крови. При избытке никеля в организме возникают анемия и тахикардия, отёки мозга и лёгких, аллергические реакции; увеличивается вероятность развития доброкачественных и злокачественных новообразований кожи, почек или лёгких; возбудимость нервной системы повышается; снижается общий иммунитет организма [12].

Если цинка становится чрезмерно много, он из друга превращается во врага. Когда цинка в организме человека содержится количестве 150-600 мг, наступает состояние отравления со всеми признаками интоксикации. То есть появляется тошнота, слабость. Такое количество цинка можно получить, если пить воду, которая продолжительное время стояла в посуде с оцинкованными стенками. Кроме того, такая вода отрицательно подействует на желудок [6].

При больших дозах свинец накапливается в почках, селезёнке и костных тканях. Во время свинцового токсикоза первыми поражаются органы создания крови, почки и нервная система. Свинец способен проникать в грудное молоко у женщин. Свинец нарушает работу сердечно-сосудистой системы. Вызывает нарушение сосудистого тонуса, повреждает стенки сосудов. Приводит к сильным патологическим изменениям в нервной системе, сосудах, крови. Влияет на синтез белка. Препятствует окислению жирных кислот, нарушает белковый, углеводный и липидный обмены. Занимает кальций в костях. [7].

2.Методы и Методика исследований.

Методы: анкетирование, наблюдение, измерение, анализ, фотографирование

Методика взята из ресурсов Интернет

3. Результаты исследований.

3.1.Результаты анкетирования родителей и учащихся школы.

Было опрошено 22 человека, заданы вопросы:

В каких приборах вы применяете батарейки?,

Сколько пальчиковых батареек приблизительно выходят из строя за один год?

Куда вы их утилизируете?

Результаты анкетирования представлены в таблице № 1 и в диаграмме Рис № 1

Таблица № 1 Использование батареек в быту среди родителей и учащихся Сурковской школы

Использование батареек в быту

Использовано батареек

    1.  

Пульт телевизора

96

    1.  

Пульт DVD

20

    1.  

Фотоаппарат цифровой

44

    1.  

Часы

30

    1.  

Детские игрушки

20

    1.  

Элементы декора

14

Итого:

224

Утилизованы в специальные контейнеры (собирают специальные люди)

28 – 13%

Выброшены в мусорный контейнер

181 – 81%

Хранятся дома

15 – 6%

Рис № 1 Утилизация использованный батареек

Как видно из таблицы № 1 и диаграммы 1больше всего батареек используется для пульта телевизора, почти в два раза меньше батарейки применяются для цифрового фотоаппарата и еще меньше для часов. Утилизация же батареек оставляет желать лучшего - 81% опрашиваемых просто выбрасывают их мусор. Сейчас в России никто не перерабатывает батарейки. А, следовательно, и не могут принимать. Если кто-то принял у вас батарейки, то он отдаст их на специальный полигон для соответствующего захоронения – это 13% от утилизации.

3.2.Результаты проведения опытов с комнатными растениями

Использовались батарейки KING RING, которые были извлечены из микроскопов, смотри рис №2

Рис № 2 Фото батареек, используемых для экспериментов

В цветочные горшки одинакового размера положили батарейки, насыпали земли и посадили растения

Испытывали два вида комнатных растений: герань зональная и бегония Клеопатра Посадка проводилась не укоренившимися черенками в цветочные горшки объемом 0,33 литра.

Дата посадки и начала опыта: 16.11.2017.

Дата окончания наблюдений: 04.05.17.

Наблюдения длилось больше 6 месяцев.

Варианты опыта представлены в таблице № 2

Таблица № 2 Варианты опыта

Начало наблюдения - 16.11.2017

Бегония

Пеларгония

№ 1 – без батареек

№ 1 – без батареек

№ 2 – 2 целых батарейки

№ 2 – 2 целых батарейки

3 – 2 мятых батарейки

№ 3 – 2 мятых батарейки

№ 4 - 2 разбитых, когда высыпалось содержимое

№ 4 - 2 разбитых, когда высыпалось содержимое.

Окончание наблюдения – 04.05.2017

Все время опыта вели дневник наблюдений и делали фотографии, который предоставлен в таблице № 3, более подробные фотографии - Приложение № 1

Таблица № 3Дневник наблюдения

Дата

Бегония

Пеларгония

16.11.16

Черенки укореняются

Черенки укореняются

18.11.16

Черенки укореняются

Черенки укореняются

20.11.16

Черенки укореняются

Черенки укореняются

25.11.16

Черенки укореняются

Черенки укореняются

28.11.16

Растения без батареек развивается хорошо, остальные отстают в развитии

Растения растут и развивается. Но растение с батарейками развиваются хуже.

02.12.16

Стебли листьев в почву которых помещены батарейки свешаны в низ, цветы мало привлекательны и нежизнерадостны. Цветок без батареек развивается, стебелёк листа растёт в верх, поэтому он выглядит более жизненный.

Растения растут, с разбитыми батарейками развивается хуже.

15.12.16

Стебли листьев в почву которых помещены батарейки не упруги, цветы мало привлекательны и нежизнерадостны. Цветок без батареек развивается, стебелёк листа растёт вверх, поэтому он выглядит более жизненный.

Растения растут вверх, подтягиваются к солнцу. Различие цветов почва с батарейками только в том, что на них меньше листьев. А на растении, которое сидит в почве без батареек листьев больше.

15.01.17

Ростки зацвели только в горшках с целыми батарейками и без всего. А в горшках вмятыми и разбитыми батарейками листья засыхают, растения вянут.

Все растения развиваются без изменений, только в почве с разбитыми батарейками росток меньших размеров.

17.01.17

 

02.02.17

   

21.02.17

10.03.17

Растения с мятыми и разбитыми батарейками продолжают завивать. В горшках в целыми батарейками и без батареек, но цветоносы засыхают.

Без батареек и с мятыми и целыми батарейками поднялись с парты. Подтянулись к солнцу.

15.03.17

Все растения кроме почвы с целыми батарейками вянут.

В чистой почве растения растут и развивается хорошо, с батарейками растения меньших размеров, но не погибают, а к концу срока наблюдений даже зацвели, причем быстрее растения в вариантах с разбитыми и мятыми батарейками.

04.04.17

Все растения кроме почвы с целыми батарейками вянут.

Растения в вариантах №2, 3,4 погибли

04.05

Растения в вариантах № 2 – 4 погибли

Размеры растений увеличиваются от варианта № 4 к варианту № 1

Из дневника наблюдений можно увидеть, что все черенки прижились хорошо и во всех вариантах. Начальное развитие растений было практически одинаковое во всех цветочных горшках. Затем примерно через месяц в развитии стали отставать растения в вариантах №4 – это почва с высыпанным содержимым батареек. Через два – три месяца наглядно видно отставание в развитии растений и в вариантах под № 3( в почве сильно измятые батарейки) – растения постепенно останавливают рост. Через 5 месяцев погибают растения с бегонией в вариантах № 3,4. Варианты № 1 без изменений. В варианте № 2 растения начинают отставать на 4 - 5 месяц наблюдений и гибнут в 6 месяцу наблюдений. Пеларгония более устойчива. Гибели растений пеларгонии не наблюдали, к маю все растения даже зацвели. Причем быстрее зацвели растения в варианте № 4, затем № 3, а потом уже в № 1,2. Самые крупные растения были в вариантах под № 1, меньше под № 2, еще меньше под № 3, и самое маленькое под № 4

Выводы

Исследуя химический состав элементов питания, было выяснено, что в состав входят такие вещества, как никель, свинец, цинк и др. Даже небольшое их количество опасно и наносит существенный вред здоровью.

Проведено анкетирование среди родителей и учащихся школы. Опрошено 22 человека, которые используют примерно 224 батарейки в год, причем 13% из них вроде бы правильно утилизируют использованные данные элементы питания

На рост и развитие комнатных растений химический состав батареек влияет выборочно. Бегония погибает с разной скоростью во всех вариантах с наличием батареек – целая, мятая, разбитая. Пеларгония жива, только в почве с батарейками размеры меньше пропорционально химическому веществу батареек, но зацвела быстрее.

Наша гипотеза частично подтвердилась. Комнатные растения бегонии, посаженные в почву, содержащую химические вещества, находящиеся в батарейках и сами батарейки - долго не растут, а герань устойчива, только уменьшается в размерах

Во всём мире отработанные батарейки собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора. Нам же остается собирать их и сдавать для захоронения на специальных полигонах!!! Только не знаем куда?

Список литературы.

1.Аксенович Л. А. Физика в средней школе: Теория. Задания.

2.Экологическая химия: Пер. с нем. / Под ред. Ф. Корте. — М.: Мир, 1996.

— 396 с., ил.

3.Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?:Учебное пособие / Под ред. Проф. В. И. Данилова - Даниляна. — М.: Изд-во

МНЭПУ, 1997. — 332 с.

4.Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т. 1,2.

Пер. с англ.- М.: Мир, 1993. - с., ил.

5. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн. Загрязнения воды и воздуха: Пер с англ. - М.: Мир, 1995. - с., ил.

6.http://www.inflora.ru/directory/vitamins-and-minerals/zinc.html

7.http://svinec-listy.ru/informatsiya/vred_ot_izbitka_svintsa.html

8.http://xn--80aaabwyh9bq.org/

9.http://www.greenpeace.org/russ...

10.http://www.proothody.com/?page...

11.http://www.infoeco.ru/index.ph...

12. http://www.inflora.ru/directory/vitamins-and-minerals/nickel.html

Приложение

Изменения, происходящие с бегонией в почве с батарейками и без за 6 месяцев

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль - Март

Апрель

Изменения , происходящие с растением Пеларгония за 6 месяцев в почве с батарейками и без

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Просмотров работы: 2318