Сравнительная характеристика тревожности подростков и способы её преодоления

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительная характеристика тревожности подростков и способы её преодоления

Ступников  И.А. 1
1БОУ «Тарногская средняя школа»
Каторина  Н.П. 1Вячеславова  Т.И. 1
1БОУ «Тарногская средняя школа»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время в России, как на государственном уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья.

Одним же из важнейших критериев здоровья детей и подростков является нормальный характер развития, в том числе развития нервно – психической сферы.

Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у школьников. Эмоциональные стрессы являются нормальной защитной реакцией организма, позволяющей мобилизовать физиологические трудности на преодоление трудных жизненных ситуаций, более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Когда уровень тревожности превышает оптимальный предел или становится очень низким, то ломаются и нарушаются физиологические механизмы защиты. Все эти факторы оказывают отрицательное влияние на формирование личности.

Особенно тревожность ярко выражена в старшем подростковом возрасте, так как в этот период происходят серьезные изменения личности. Наиболее яркая характеристика данного периода – личностная нестабильность, неустойчивость. Она проявляется в тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки, что обуславливает низкую стрессоустойчивость. Для того чтобы противостоять стрессовым ситуациям, обучающимся в старших классах нужно научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную стабильность.

Закрепление тревожности как черты личности способно провоцировать и другие особенности подростка. Так, А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, И.Д. Хломов отмечают, что у подростков формируется особое отношение к организации собственной жизни, а именно присутствуют ощущение настоящего как независящего от них, сложности и противоречия в оценке своего будущего. Рост тревоги современных школьников и ее проекция на будущие события усугубляется тем, что стратегии преодоления трудных ситуаций у них еще только формируются, а наличных ресурсов может оказаться недостаточно.

У юношей и девушек проявляются различия в способах поведенческого реагирования и стилей преодоления возникающих трудностей. Поэтому актуальное значение приобретает исследование уровней тревожности и формирующихся стратегий преодоления стрессовых ситуаций в гендерном аспекте.

Цель работы заключается в изучении уровня школьной тревожности и стратегий преодоления стрессогенных ситуаций подростками старшего школьного возраста.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.Изучить современные представления о тревожности в психологической науке.

2.Определить уровень школьной тревожности и факторы, ее вызывающие.

3.Выявить приоритетные стратегии преодоления стрессовых ситуаций у школьников.

4.Оценить индекс конструктивности стратегий преодолевающего поведения.

5.Сравнить уровень школьной тревожности и стратегии преодоления стрессовых ситуаций у подростков в гендерном аспекте.

Проблема исследования заключается в выявлении уровня школьной тревожности и стратегий преодоления стрессогенных ситуаций у подростков старшего школьного возраста.

Объект исследования: подростки в возрасте 16 лет, обучающиеся в БОУ «Тарногская средняя школа».

Предмет исследования: школьная тревожность, стратегии преодоления стрессовых ситуаций.

Гипотезы исследования:

1.У обучающиеся старших классов доминируют такие виды школьной тревожности, как: проверка знаний, необходимость проявления себя и сложности отношений с учителями.

2.У юношей и девушек стратегии преодоления стрессовых ситуаций будут отличаться.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Выявлен уровень школьной тревожности старших подростков.

2. Определены приоритетные стратегии преодоления стрессовых ситуаций у школьников.

3.Проанализированы факторы, вызывающие школьную тревожность и стратегии преодоления стрессовых ситуаций у учащихся в гендерном аспекте.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (тестирование); статистическая обработка данных эмпирического исследования проводилась с помощью стандартных методов математической статистики, F- критерия Фишера.

Данные, полученные в ходе исследования, обрабатывались стандартным приложением Microsoft Office Excel 2010.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, обозначена проблема исследования, определена научно – практическая значимость исследования. В первой главе рассматриваются современные представления о тревожности в психологической науке. Вторая глава посвящена методике и результатам диагностики школьной тревожности и стратегий преодоления стрессовых ситуаций. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования. Список литературы составляет 9 источников.

Глава 1. Современное представление о тревожности в психологической науке

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. По классификации предложенной К.Изардом, в его «теории дифференциации эмоций», выделяются эмоции фундаментальные и производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает комплексное, эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес – возбуждение [2]. Авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию. Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. В.В.Суворова, в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психофизиологическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта.[8].

А.М. Прихожан рассматривает тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. До подросткового возраста тревожность является производной широкого круга семейных нарушений. В подростковом возрасте обсуждаемый конструкт приобретает форму устойчивого личностного образования, опосредуясь при этом особенностями «Я – концепции», отношения к себе. Механизм закрепления и усиления тревожности представляется как «замкнутый психологический круг», ведущий к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности [5]

Тревожность – это субъективное проявление личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Следовательно, тревожность – это черта личности, предшествующая повышенной наклонности, готовности к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. «Страх–это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биоло- гическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» [2]. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Когда страх достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой (нарушение настроения, возникновение аффектов).

Тревога – эмоциональное состояние острого мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего- либо важного, значительного для человека в условиях неопределенности, иначе, тревога – это вероятностное переживание неудачи [3].

Е.П. Ильин, ссылаясь на данные ряда исследователей, отмечает, что причинами тревоги у школьников являются: 1) проверка знаний во время контрольных и других письменных работ; 2) ответ учащегося перед классом и боязнь ошибки, которая может вызвать критику учителя и смех одноклассников; 3) получение плохой отметки («плохой» может быть и тройка, и четверка – в зависимости от притязаний школьника и его родителей); 4) неудовлетворенность родителей успеваемостью ребенка; 5) личностно значимое общение[3].

Анализ причин школьной тревожности, проведенный И.Г. Крохиной и К.Р. Сидоровым в лицее 41 г. Ижевска, показал следующие факторы ее нагнетания: 1) большие учебные нагрузки (количество уроков, большой объем домашних заданий); 2) сложность изучаемого материала; 3) контрольные, экзаменационные и иные формы проверки знаний. Особенно стрессогенным оказался последний фактор.

Повышенная тревога учащихся требует и различных способов ее коррекции. В случае реальной неуспешности школьника усилия должны быть направлены на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность. В другом случае – на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Параллельно необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Тревога, закрепившись, становится устойчивым образованием, переходит в свойство личности – тревожность. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося и результативность его деятельности. Тревожность тесно связана с такими нейродинамическими и темпераментальными свойствами, как слабая нервная система, неуравновешенность нервных процессов , сенситивность и эмоциональная возбудимость [7].

С понятием тревожности, с точки зрения физиологии близко связан термин «стресс» (напряжение). В настоящее время под стрессом понимается состояние, вызванное чрезмерно сильным воздействием на организм, которое принято называть стрессором. Г.Селье, выделил три стадии общего адаптационного синдрома (синдрома, вызываемого разными повреждающими агентами) последовательно разворачивающиеся во времени после появления стрессора. Первая стадия –реакция тревоги, или алармреакция (alarm – тревога, англ.) – обнаруживается в мобилизации защитных сил организма, в результате чего происходит процесс перестройки вегетативной и гормональной регуляции. Вторая стадия стресса называется стадией резистентности (невосприимчивости). Она наступает, если действие стрессора не превышает компенсаторных возможностей организма, отмечается повышение его сопротивляемости внешнему экстремальному воздействию. После длительного действия сильного раздражителя компенсаторные возможности центральных и периферических механизмов стрессовой реакции могут исчерпаться, и организм перейдет в последнюю, третью стадию – стадию истощения, в которой вновь возникают элементы стадии тревоги, однако происходящие изменения носят необратимый характер. Если стрессор чрезмерен и продолжает действовать, то вслед за этой стадией возможна гибель организма[6].

Глава 2. Методика и результаты диагностики школьной тревожности и стратегий преодоления стрессовых ситуаций

2.1. Методика диагностического исследования

Провели тестирование, адекватное возрастным особенностям опрашиваемых.Методики, используемые в работе: 1) методика определения уровня школьной тревожности (тест- опросник Филлипса) [4]; 2) тест – опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)» С.Хобфолл (русскоязычная версия Н.Водопьяновой, Е.Старченковой) [9].

Тест Филлипса представляет собой 58 общих вопросов, которые подразумевают однозначные ответы: «да» или «нет».Тестирование проводилось в письменном виде: обучающимся было предложено заполнить специальный бланк с проставленными номерами (от 1 до 58), в котором при ответе на вопросы нужно поставить «+» (при положительном ответе) или «–» (при отрицательном ответе) в соответствующей каждому вопросу графе.

Филлипсом выделены следующие виды тревожности:

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние учащегося, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние учащегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Оценка результатов по выявлению тревожности и каждому вышеперечисленному фактору подсчитали по трем уровням: менее 50%-уровень в пределах нормы, более 50%-повышенный уровень и более 75%- высокий уровень.

Тест- опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)» С.Хобфолл.

Способ интерпретации индивидуальных данных основывается на анализе индивидуального «портрета» моделей преодолевающего поведения.

Опросник состоит из 54 утверждений, на которые респондент отвечает по 5-балльной системе. В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов по каждой строке, которая отражает степень предпочтения той или иной модели поведения в сложной (стрессогенной) ситуации.

Опросник содержит 9 моделей преодолевающего поведения: 1) ассертивные действия; 2) вступление в социальный контакт; 3) поиск социальной поддержки; 4) осторожные действия; 5) импульсивные действия; 6) избегание; 7) манипулятивные (непрямые) действия; 8) асоциальные действия; 9) агрессивные действия.

В исследовании приняли участие обучающиеся 10 классов БОУ «Тарногская средняя школа» в возрасте 16 лет, общая численность выборки составила 21 человек, в том числе 9 юношей и 13 девушек.

2.2.Результаты диагностического исследования и их анализ

Определили уровень тревожности подростков в школе и источники ее возникновения.

Результаты диагностики общего уровня тревожности подростков представлены на рис. 1.

Рис. 1

Общий уровень школьной тревожности у юношей и девушек (%)

Результаты исследования показали, что все данные преимущественно локализуются в областях средних (69,2% девушек и 100%юношей) и низких (30,8% девушек) значений. Обучающихся с высоким уровнем тревожности не выявлено.

Дальнейшая конкретизация результатов, а именно, соотношение их между собой по шкалам, позволила не только установить основные сферы проявления тревожных переживаний, но и дифференцировать их в зависимости от пола (таблица 1).

Таблица 1

Уровень школьной тревожности юношей и девушек и сферы её возникновения

(частота встречаемости,%)

Сферы(факторы)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

д

ю

д

ю

д

ю

1

Переживание социального стресса

0

33,3

38,5

66,7

61,5

0

2

Фрустация потребности в достижении успеха

0

33,3

38,5

66,7

61,5

0

3

Страх самовыражения

7,7

22,2

53,8

66,7

38,5

11,1

4

Страх ситуации проверки знаний

30,8

0

30,8

33,3

38,5

66,7

5

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

69,2

22,2

7,7

33,3

23,1

44,4

6

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

38,5

33,3

15,4

33,3

46,2

33,3

7

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

15,4

11,1

46,2

11,1

38,5

77,8

8

Общая тревожность в школе

30,8

0

69,2

100

0

0

Статистически достоверные отличия есть по шкале «Переживание социального стресса» (Fэмп = 3,32 при p≤ 0,05): 61,5 % девушек имеют высокий уровень по данной шкале, в то время, как ни один юноша не попал в эту категорию. Аналогична ситуация и при оценке показателей по шкале «Фрустация потребности в достижении успеха» (Fэмп = 3,33 при p≤ 0,05). По шкале «Страх самовыражения»: 38,5% девушек и 11,1% юношей (Fэмп = 3,1 при p≤ 0,05) имеют высокий уровень тревожности, т.е. девочки-подростки больше, чем мальчики, подвержены негативным эмоциональным переживаниям в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, самопрезентации, демонстрации своих возможностей. Юноши в большей степени в отличие от девушек испытывают чувство тревоги по шкале «Страх ситуации проверки знаний» (66,7% и 38,5% соответственно)(Fэмп = 3,12 при p≤ 0,05).Девушки по своей натуре более ответственны, реже испытывают негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях публичной проверки возможностей. Проблемы и страхи в отношениях с учителями выше у юношей (77,8%), чем у девушек(38,5%).

Таким образом, уровень тревожности подростков неоднороден: есть группы, имеющие как высокие, так и низкие показатели. Несмотря на присутствие последних, все же большая часть учащихся попадает в группу риска по эмоциональному неблагополучию. В целом, наиболее выраженными факторами школьной тревожности подростков выступают: проверка знаний, необходимость проявления себя и сложности отношений с учителями.

В ходе проведенного исследования выявили предпочитаемые стратегии преодоления затруднительных (стрессогенных) ситуаций подростками (рис2).

Рис 2

Оценка общего индекса конструктивности стратегий преодолевающего поведения (ИК)

Для большинства подростков характерно использование «здоровой» стратегии преодолевающего поведения, которая обеспечивает повышенную стрессоустойчивость человека.

Стратегии преодоления в группах девушек и юношей представлены на рис.3 и рис.4.

Рис.3

Рис.4

Данные свидетельствуют о различиях в предпочтениях копинг – стратегий юношами и девушками: среди юношей более популярны ассертивные действия, непрямые и асоциальные действия, агрессивные действия; девушки чаще склонны к избеганию, агрессивным и импульсивным действиям и поиску социальной поддержки.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о достижении поставленной цели и позволяют сформулировать следующие основные выводы:

1.Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия.

2. 81,8% подростков имеют средний уровень и 18,2% -низкий уровень школьной тревожности. Обучающихся с высоким уровнем тревожности не выявлено

3. Девушки более тревожны в ситуациях, связанных с социальным взаимодействием, в которых существует потенциальная (и реальная) оценка со стороны других (ситуации социального стресса, самовыражения). При этом они имеют в основном среднюю, меньшую тревожность в отношении учителей и проверки знаний, чем юноши.

4.В качестве стратегий преодоления девушки выбирают: избегание, агрессивные и импульсивные действия и поиск социальной поддержки; для юношей более характерны ассертивные, непрямые, асоциальные и агрессивные действия.

Получили подтверждение выдвинутые гипотезы исследования: доминирующими факторами школьной тревожности подростков выступают: проверка знаний, необходимость проявления себя и сложности отношений с учителями; у юношей и девушек стратегии преодоления стрессовых ситуаций отличаются

Литература

1.Бочавер А. А., Хломов К. Д., Али-заде А. С., Хломов И. Д. Будущее как источник стресса у современных подростков // Психология стресса и совладающего поведения: ресур- сы, здоровье, развитие : материалы IVМеждунар. науч. конф. / отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т. 1. – С.286–288.

2. Изард К. Психология эмоций//Пер. с англ..-СПб.: «Питер»,2000.-С102-110

3.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005. 412с

4.Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2001. – 688с.

5.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С.11-17

6.Селье Г. Стресс без дистресса.-М.: Прогресс, 1979.-С.25-55;

7.Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 10.03.2018).

8.Суворова В.В Психофизиология стресса .М.: 1975. –с.10-36;

9.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002

Просмотров работы: 797