Вторая жизнь бумаги

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вторая жизнь бумаги

Николаева С.Р. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Калуги
Мельниченко С.И. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

Трудно представить, что когда-то люди обходились без бумаги. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Каждый день мы читаем газеты, журналы, книги. В школе учимся по учебникам, пишем в тетрадях, используем бумагу для творчества. Она используется для производства упаковки, одноразовой посуды, поздравительных открыток, обоев и денежных банкнот. Бумага напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке и так далее. Как ни крути, а замены ей нет!

А, что происходит с использованной бумажной продукцией? Есть ли вторая жизнь у бумаги? Можно ли самому в домашних условиях изготовить ее из использованной бумаги? На эти вопросы я вместе с моими родителями хочу найти ответы.

Цель работы: научиться делать бумагу своими руками в домашних условиях.

Задачи:

Провести социологический опрос среди учащихся первых классов.

Оценить результаты опроса.

Узнать, что такое макулатура и как она защищает природу.

Изготовить бумагу своими руками из макулатуры.

Изготовить цветную бумагу своими руками из макулатуры.

Показать практическое применение полученной бумаги.

Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.

Объект: макулатура.

Гипотеза исследования: возможно ли использование макулатуры для получения бумаги в домашних условиях.

Актуальность: тему исследования считаю актуальной, так как существует угроза окружающей среде.

Практическая значимость: рассказать учащимся младших классов о вторичном использовании бумаги и как при помощи макулатуры мы может спасти окружающую среду.

Методы исследования:

Работа с информационным источником;

Социальный опрос;

Составление аналитических диаграмм;

Проведение исследований (эксперимента);

Изучение литературы.

Работа основывается на данных, полученных из специальной литературы, посвященной раскрытию темы и экспериментах.

2. Социологический опрос на тему «Что вы знаете о макулатуре?»

В начале работы был проведен социологический опрос первоклассников (100 человек) и выявлено, что большинство ребят - 88% не знают, что такое макулатура и для чего она используется. Поэтому на вопрос о необходимости сбора макулатуры 50% ребят затрудняются ответить. 99 человек выбрасывают старые газеты, журналы, исписанные тетради. Результаты отображены с помощью диаграмм. (Приложение 1).

3. Макулатура и ее роль в защите природы

Так что же такое макулатура? В большом энциклопедическом словаре записано, что макулатура (нем. Makulatur – от лат. maculo - пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и так далее, используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках [1] (Приложение 2).

Ежегодно в мире производится более 300 млн тонн бумаги. Это огромное количество. Ежедневно мы используем бумажную продукцию, после чего избавляемся от нее, выбрасывая на свалки или сжигая. А тем временем вырубают леса, чтобы обеспечить целлюлозно-бумажную отрасль необходимым сырьем. Так почему бы не сдать все ненужные бумажные отходы на переработку, так как 1 тонна макулатуры заменяет около 4 м³ древесины [7]. Совершенно безответственно отправлять ценный вторичный ресурс гнить на свалки. В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии.

При переработке макулатуры для производства новой бумажной продукции тратится меньше природных ресурсов: срубается меньше деревьев и экономится вода. Волокна в перерабатываемой бумаге уже достаточно мягкие, и их не надо размягчать дополнительно. А это значит, что на производстве бумаги из вторсырья используется меньше химикатов, загрязняющих окружающую среду. Это огромная польза для нашей природы.

Знаете ли Вы, что переработка 1 тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек.

Если бы каждый читатель отправлял на переработку хотя бы 1 из 10 приобретенных им газет и журналов, это помогло бы сохранять 25млн деревьев ежегодно.

Из переработанной макулатуры изготавливают гигиеническую продукцию, бумагу разных сортов, картон для коробок из-под обуви и других целей, ее используют при производстве строительных материалов. Таким образом, бумага получает вторую жизнь.

Хотя бумагу нельзя перерабатывать бесконечно. С каждой новой переработкой волокна бумаги становятся все слабее и короче. Обычно бумага выдерживает не более 7 переработок [5] (Приложение 2).

Интересные факты:

Бумага, произведенная из тряпок, прочнее и долговечнее бумаги из древесины [4];

Для производства разных сортов бумаги идут волокна разных пород деревьев. Так, из мягкой древесины (ель, сосна) изготавливают бумагу для газет, салфеток и одноразовых носовых платков. Из твердой древесины (береза) производят качественную писчую бумагу [5];

Макулатура составляет по весу примерно 40 % всех твёрдых отходов [6];

115 млрд. страниц офисной бумаги, в среднем, ежегодно переводится в макулатуру пользователями персональных компьютеров во всём мире [7];

10 тыс. деревьев вырубается ежегодно в Китае для производства поздравительных открыток [6];

54 кг газетной бумаги, сданной в переработку, позволяют сохранить 1 дерево [4];

Крупнейшим экспортёром макулатуры в мире является США, а крупнейшим потребителем — Китай, ежегодно закупающим её в объеме не менее 25 млн. тонн, что составляет более половины всего мирового торгового потока макулатуры [6].

4. Практическая часть

Бумага ручного литья не только необыкновенно красива; эта технология даёт вторую жизнь макулатуре.

4.1. Изготовление бумаги.

Цель: научится делать бумагу в домашних условиях, используя старые газеты и использованную писчую бумагу.

Оборудование: таз для замачивания бумаги, кухонный блендер-стакан, большой таз, в который будем опускать для рамки, рамка для бумаги, салфетки, на которых можно сушить бумагу, скалка (Приложение 3).

Технология изготовления:

Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз теплой воды и оставить на ночь.

Вымоченную бумагу размолоть блендером, добавив большое количество воды. Таким образом, мы получаем пульпу.

Наполнить таз пульпой и погрузить в него рамку.

Аккуратно поднять рамку из таза, держа ее горизонтально и подождать, чтобы стекла вода. Главное не дотрагивайтесь до нее и не капайте на нее водой!

Положить рамку на салфетку, сверху накрыть еще одной салфеткой и аккуратно прокатать скалкой, отжимая оставшуюся воду.

Осторожно снять салфетки и повесить рамку сушить.

После полного высыхания листа, аккуратно отделить его от рамки [3] (Приложение 3).

Вывод: в результате из старых газет получилась бумага серого цвета, мягкая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд (салфетки, как обёрточный материал).

Из писчей бумаги получилась более нежная и голубоватого цвета бумага. Такую бумагу можно использовать для творческих работ (Приложение 3).

4.2. Изготовление цветной бумаги.

Цель: научится делать цветную бумагу в домашних условиях.

Оборудование: используем тоже оборудование, которое необходимо для изготовления бумаги и гуашь желтого, красного, зеленого цвета.

Технология изготовления: процесс изготовления цветной бумаги такой же, что и при изготовлении обычной бумаги, отличие заключается в том, что в пульпу мы будем добавлять гуашь разных цветов.

Вывод: из старых газет цветная бумага нужного цвета не получается, она имеет темный оттенок, а из писчей бумаги получается бумага ярких цветов (Приложение 3).

4.3. Мастер-класс из бумаги ручной работы.

В классе я поделилась своими знаниями о бумаге ручной работы с одноклассниками. Вместе с ребятами мы нашли применение данной бумаги. Бумага хорошо подходила в качестве материала для изготовления открыток к 8 Марта. Из бумаги приготовленной мною мы вырезали цифру восемь, делали цветы, использовали бумагу для фона открытки. Выполненные работы принесли радость не только мне, но и всем ребятам.

Вывод: бумага ручной работы пригодна для творчества (Приложение 3).

Заключение

Я научилась делать бумагу в домашних условиях. Мне удалось получить бумагу разного качества, а при помощи краски я смогла получить цветную бумагу. Это достаточно увлекательный и познавательный процесс, который позволяет понять, как можно сохранять деревья.

Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях из макулатуры. Полученную бумагу можно использовать для детского творчества.

В результате социологического опроса, проведённого среди учащихся первых классов нашей школы, выяснилось, что ребята не осознают какой вклад, они могут сделать в сохранение лесных богатств и не готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.

Поэтому мы предлагаем:

шире вести разъяснительную работу среди учащихся по сбору и сдаче макулатуры;

организовать в нашей школе сбор макулатуры, а на полученные деньги озеленить школьный двор или купить новые учебники;

присоединиться к всероссийскому экологическому марафону «Сдай макулатуру - спаси дерево».

Таким образом, мы внесем вклад в развитие вторичной переработки.

Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать-природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.

Для того чтобы все знали о значимости макулатуры, мы сделали буклеты с полной информацией: что такое макулатура, где ее принимают, как подготовить ее к сдаче (Приложение 4).

Библиография

1. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с. – ISBN 5-85270-160-2: 312.00.

2. Грицак Е. Н., Ткач М. И. «История вещей от древности до наших дней», - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 600 с.

3. Неволина Е. А., Шапурова Е. А. «Необыкновенная история обыкновенных вещей», - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 192 с.: ил.

4. Прудовская С. Н. «История книги своими руками», - 2-е изд., испр. – М.: КомпасГид, 2012. – 60 с.: ил.

5. Справочное издание Discovery Education «Все о бумаге», перевод: Аракелов А., - М.: МАХАОН, 2014. – 32 с., ил

6. https://ru.wikipedia.org

7. http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь.

Приложение

Приложение 1

 
 
 
 

Приложение 2

Макулатура

Круговорот переработки бумаги

Приложение 3

     
     
     
     

Таблица сравнений бумаги

Качества

Бумага, полученная из старых газет

Бумага, полученная из писчей бумаги

 

Цвет

серый

бело-голубоватый

Плотность

мягкая

жесткая

Таблица сравнений цветной бумаги

Цвет гуаши

Цвет бумаги из старых газет

Цвет бумаги из использованной писчей бумаги

Желтый

серый

светло-желтый

Красный

красно-коричневый

розовый

Оранжевый

коричневый

нежно-оранжевый

Зеленый

болотный

зеленый

     

Цветная бумага из старых газет

Цветная бумага из использованной писчей бумаги

Мастер-класс

 
   
 

Приложение 4

Просмотров работы: 475