Введение
Музыка – особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. По мнению учёных, мелодию слышат оба полушария головного мозга, причём правое воспринимает тембр (особую окраску звука, которая для каждого инструмента и голоса разная), а левое – ритм (соотношение длительности звучания звуков). Наибольшее воздействие на организм оказывает ритм. Тело человека начинает подстраиваться под прослушиваемую мелодию. Ритм с частотой колебаний 2-4 в секунду очень близок к сердцебиению и дыханию, поэтому такие мелодии способны действовать успокаивающе. Прослушивание музыкальных произведений способно активизировать мозговую деятельность, повысить настроение и работоспособность человека. Эта информация кажется нам очень важной и особенно актуальной в наше время, так как выполнение интеллектуальных заданий многие современные подростки осуществляют под музыку различных современных направлений. Гипотеза: прослушивание музыки различных жанров оказывает влияние на работоспособность школьников.
Цель работы: исследование влияния музыки различных жанров на работоспособность подростков с последующей разработкой рекомендаций для повышения работоспособности школьников при выполнении домашнего задания.
Объект исследования: работоспособность школьников.
Предмет исследования: влияние музыки различных жанров на работоспособность школьников.
Задачи:
1. На основе теоретического изучения научной и медицинской литературы определить, что такое работоспособность организма, выявить влияниемузыки на здоровье и работоспособность человека.
2.Социологический опрос подростков и анализ полученных результатов.
3.Исследование работоспособности школьников с помощью методики непрерывного счета немецкого психолога Эмиля Крепелина и теста «Кольца Ландольта» в тишине и при прослушивании музыки различных жанров.
4. Установление взаимосвязи между успешностью в обучении и занятиями в музыкальной школе.
Методы исследования: универсальные методы (анализ, синтез, обобщение); эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, анкетирование).
Результаты исследований в области влияния музыки на умственную деятельность детей и на функции мозга отражены в работах таких ученых, как В.Б. Полякова (1965-1969), А.Л. Готсдинер (1975), Т.К. Метельницкая (1977), Л.П. Трегубова (1977), В.Ф. Коновалов, Н.А. Отмахова (1983), А.В. Торопова (1995), О.В. Лаврова (1996) и др. В работах Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватовой (1993-1996 г.г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а так же повышает показатели вербального и невербального интеллекта.
Глава 1. Литературный обзор
Работоспособность организма
С физиологической точки зрения работоспособность организма – это способность к действию, т.е. к преобразованию одного вида энергии в другой, которое совершает та или иная функциональная единица (нервная клетка, мышца) (Алишев, 1985).В «Словаре физиологических терминов» (1987) дана следующая формулировка: «Работоспособность – потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы» (Словарь физиологических терминов, 1987, с. 304).Для оценки уровня работоспособности используется ряд показателей. Прямые (профессиональные) показатели характеризуют эффективность и надежность выполнения трудовых задач (отдельных действий, операций) в реальной деятельности или при решении «рабочих тестов» - стандартизированных по объему, времени и условиям выполнения заданий, моделирующих элементы трудовой деятельности. Косвенные (функциональные) показатели отражают текущее функциональное состояние организма, его резервные возможности и уровень активации профессионально значимых психических функций. Их оценка производится путем объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических (телесных) функций(Солодков, Сологуб, 2000; Бодров, 2009).
Умственная деятельность, связанная с обучением, относится к самой трудной деятельности детей. При длительной учебной работе у школьников развивается утомление, а иногда и переутомление. Чем быстрее развивается утомление, тем сильнее уменьшается умственная работоспособность (Сысоев, 1996).
Из истории музыкотерапии
Слово «музыка» происходит от греческого корня «мюзе». Специалисты по мифологии утверждают, что девять муз - небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти. Следовательно, музыка - это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначальносвязаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья (Платонов, 1997).
Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активацией областей за пределами слуховой коры. Звуки бывают разными: высокими и низкими, громкими и тихими. Очень важное свойство звука – это громкость, то есть сила звука. Если сила звука будет меньше, чем нужно для барабанной перепонки, мы просто не услышим сам звук. А если сила звука будет больше – мы будем испытывать боль в ушах. У каждого музыкального звука имеется своя высота, она-то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте. Звуки различаются по высоте. Очень высокий звук, не воспринимаемый человеческим ухом, применяется в медицине с лечебной целью. Очень низкий звук, не воспринимаемый человеческим ухом, вызывает чувство усталости, страха, повышенную раздражимость (Родионова, 1987).
О влиянии определенных мелодий на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Пифагор применял музыку во время занятий математикой, так как считал, что она благотворно влияет на интеллект. Аристотель считал музыку средством не только лечения, но и очищения души. Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. В 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр, где лечили музыкой от тоски и душевных переживаний. А.Б. Леонова пишет, что о благотворном влиянии музыки на состояние человека известно с давних пор, упоминание об этом есть в древнегреческой и средневековой арабской медицине (Леонова, 1999). Началом двадцатого века отмечены первые попытки применения музыки в производственной деятельности.
В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии и с 1999 года ведется регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов. В настоящее время достаточно широко распространено понятие функциональной музыки - музыки, способствующей повышению работоспособности.
Влияние музыки на работоспособность
Экспериментальные факты свидетельствуют: в случаях решения той или иной познавательной задачи изменяется содержание эмоционального состояния интеллектуального процесса. По данным И.М. Трахтенберга и С.М. Рашмана, положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%. Трахтенберг, воздействуя с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося, устранял напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость и т.д. (Трахтенберг, Рашман, 1973).
Проигрывание классических мелодий – сочинения Баха, Генделя, Вивальди - помогло установить, что классическая музыка позитивно влияет на способность людей к пространственному мышлению, концентрацию внимания и аналитические возможности мозга. Костас Карагеоргис, спортивный психолог Брунельского университета Великобритании, попытался подобрать идеальную мелодию, которая бы позволяла получить от работы максимальную отдачу. Согласно его исследованию, эффект зависит от четырех факторов: ритма, музыкальности, культурного влияния и ассоциаций. При этом, если синхронизировать рабочий ритм с музыкальным, то эффективность труда значительно увеличивается (Эксперт- центр, 2009).
В 90-е годы в исследовании В.Б. Поляковой было показано положительное влияние музыки на процесс сосредоточения и умственную деятельность. Обнаружено, что прослушивание фортепьянных сонат В.А. Моцарта способствовало лучшему развитию пространственно-временных суждений у студентов колледжа, так в обиход вошел термин "Моцарт-эффект", который заключается в том, что кратковременное прослушивание музыки Моцарта повышает показатели интеллекта (Кэмпбелл, 1999).
Обнаружилось значимое положительное влияние "приятной" музыки на запоминание. Однако на скорость и качество счета или выполнения логических умозаключений музыкальное сопровождение не влияет, испытуемые отмечали трудности сосредоточения. Группой других ученых было показано, что для положительного влияния музыки на работоспособность необходима адаптация к музыкальному фону (Практическая психология…, 1998).
В работах Г.Ю.Маляренко, М.В. Хватовой (1993-1996 г.г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а так же повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность (Шадриков В.Д., 1990).
А как будет действовать на работоспособность отсутствие всяких звуковых раздражителей? Может, чем тише, тем лучше выполняется сложная умственная работа? В литературе встречается такое понятие как «белый шум». Это естественный фоновый шум, который сопровождает жизнь человека, человек к нему привыкает, не замечает его. Когда привычный шум отсутствует, человек испытывает дискомфорт, у него могут возникнуть галлюцинации, головная боль, приступы страха, и другие неблагоприятные явления. Таким образом, шум в разумных пределах необходим (Гвоздев, Мельников, 2000).
Глава 2. Практическая часть.
2.1.Социологический опрос. В анкетировании приняли участия подростки 7-х классов, в количестве 123человек. Обучающимся были предложены вопросы:
Как часто ты слушаешь музыку? Какой музыкальный стиль ты предпочитаешь?
Есть ли у тебя любимое произведение, какое? Музыка помогает или мешает тебе заниматься делами? Слушаете ли музыку при выполнении домашнего задания? Как ты считаешь, наш организм реагирует на музыку? Результаты анкетирования отражены в диаграммах 1, 2, 3.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3.
По результатам анкетирования можно сделать выводы:
- учащиеся предпочитают рок, рэп, популярную музыку. Теоретическое изучение литературы по данной проблеме говорит, что эта музыка снижает работоспособность, умственную деятельность организма, следствием этого, у таких респондентов, возможно, наблюдается низкая успеваемость;
- большинство респондентов (49% - 60 чел.) постоянно или иногда (20% - 25 чел.) при выполнении домашнего задания слушают музыку;
- 77% (94 чел.), считают, что музыка влияет на организм.
2.2.Методика непрерывного счета немецкого психолога Эмиля Крепелина (Приложение 1). В исследовании приняли участие обучающиеся 7 «Г» класса, в количестве 19 человек. Эксперимент был проведён в октябре 2017 года в течение недели (с 10 по13 октября) в кабинете биологии. Опыт заключался в отсчитывании от 300 все время одного и того же числа (7). Опыт состояла из трех серий по 3 минуты:
1) серия: испытуемые работали в тишине;
2) серия: во время выполнения задания звучала классическая музыка (Л. Бетховен «Лунная соната»);
3) серия: испытуемым предлагалась современная, динамичная поп-музыка (Imagine Dragons. Believer).
Работа испытуемых в каждой серии оценивалась по двум критериям: продуктивность - количество правильно выполненных вычислений и точность - количество допущенных ошибок (Приложение 2). По результатам нашего исследования самой продуктивной оказалась первая серия -25 правильных вычислений, самой низко продуктивной - третья серия: 20,7 вычисления. Продуктивность второй серии – 24,6 правильных вычислений.
Диаграмма 1.
Методика непрерывного счета по Э. Крепелину
Таким образом, прослушивание современной динамической поп-музыки снижает продуктивность умственной работы.
Анализ результатов по второму критерию - точности работы выявил, что в первой серии было сделано в среднем 1,2 ошибки, во второй –1,3 и в третьей –2,6 ошибки, т.е. прослушивание современной динамической музыки, негативно влияет на точность выполнения работы. Продуктивность и точность при работе в момент прослушивания классической музыки высокие и более стабильные на 3 - 4 минутах серии, это значит, что необходима адаптация к музыкальному фону.
Диаграмма 2.
Методика непрерывного счета по Э. Крепелину
Вывод: громкая динамичная музыка (рэп, поп-, рок-музыка) влияет негативно на работоспособность школьников, а именно на продуктивность и точность выполнения вычислительных операций.
2.3.Методика «Кольца Ландольта». Данная методика позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность и точность умственной работоспособности, темп и объем переработки мозгом зрительной информации. Материал представляет собой изображения колец с разрывами, которые соответствуют определенному времени на циферблате часов: 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12 (Приложение 3).
Учащимся предлагалось вычеркнуть те или иные кольца определенной по направлению чертой. Расчет показателей умственной работоспособности после проведенного тестирования учащихся по корректурным таблицам «Кольца Ландольта» производился по А.А. Гуминскому (1992 год) в модификации В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. Оценка выполненного задания осуществлялась по количественным и качественным показателям.
Максимально высокий показатель умственной работоспособности показали ребята, работая в тишине – 351 бит. В тишине и при прослушивании классической музыки объем зрительной информации у испытуемых примерно одинаков и несколько выше, чем при прослушивании динамичной музыки (Приложение 4).
Скорость зрительной информации выше при работе в тишине (0,89 с), чуть ниже при прослушивании классической музыки (0,78 с) и еще ниже при прослушивании динамичной музыки (0,56 с).
Таблица 1.
Тест «Кольца Ландольта»
№ серии |
Коэффициент умственной продуктивности, Р |
Объем зрительной информации, Q |
Скорость зрительной информации, S1 |
1.тишина |
351 |
278,7 |
0,89 |
2. классическая музыка |
330 |
273,8 |
0,78 |
3. современная динамичная музыка |
303 |
246 |
0,56 |
Таким образом, тест «Кольца Ландольта» позволил оценить общую работоспособность подростков при дополнительных факторах воздействия на них – классической и динамичной поп-музыки. Благоприятным фактором для работоспособности служит прослушивание классических композиций. Прослушивание рэп и поп-музыки снижает продуктивность и точность работоспособности.
2.4. Для выявления влияния музыки на успешность учебной деятельности обучающихся, был проведен анализ успеваемости обучающихся 7-х классов, определено из них количество детей занимающихся в музыкальной школе.
Вывод: из 113 респондентов, 19 школьников обучаются в музыкальной школе, из них 15 человек (79%) успевают на «4» и «5».
Мы не можем утверждать, что успешность учебной деятельности напрямую вызвана занятиями музыкой. Занятие музыкой в музыкальной школе является одним из факторов, влияющих на повышение умственной работоспособности, способность мозга к обучению. Это подтверждают научные исследования ученых разных стран.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1.Учащиеся предпочитают рок, рэп, популярную музыку; большинство респондентов (69%) постоянно при выполнении домашнего задания слушают музыку;
2.Прослушивание музыки различного жанра влияет на работоспособность при выполнении умственной работы:
- современная динамическая поп-музыка снижает продуктивность умственной работы и точность выполнения вычислительных операций;
- объем и скорость зрительной информации при выполнении работы выше в тишине и при прослушивании классической музыки;
- продуктивность и точность при работе в момент прослушивания музыки высокие и более стабильные на 3-4 минутах серии, это значит, что необходима адаптация к музыкальному фону.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Полученные результаты помогли подготовить рекомендации для учащихся нашей школы по использованию музыки для повышения их работоспособности:
1.Классическая музыка может повысить работоспособность при выполнении домашнего задания. Учись ее слушать и понимать;
2.Чтобы подобрать для себя оптимальные мелодии, необходимо:
- прослушать ряд композиций, которые, по вашему мнению, наиболее вам близки или принадлежат вашим любимым исполнителям;
-выбрать ту мелодию, которая заставляет вас ощущать наибольший душевный комфорт, подъем;
- слушать эти композиции во время выполнения любого вида работы, если вы переживаете стресс, упадок сил, испытываете отрицательные эмоции. Вы очень скоро ощутите позитивный эффект;
-помните, только гармоничная звуковая аура способна сделать мир прекрасным, а человека – совершенным.
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на разных уроках, во внеклассной работе. Выводы и рекомендации, представленные в результате выполненной работы, могут быть полезны всем людям, которые заботятся о своём здоровье, школьникам для повышения работоспособности и успеваемости.
Литература
1. Алишев, Н.В. К понятию «работоспособность человека» / Алишев Н.В., Егоров А.С. // Теория и практика физической культуры. - 1985. - №5. - С. 45-47.
2. Бодров В.А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы: И. «Институт психологии РАН», Москва, 2009.
3.Гигиена умственного труда студентов / И.М. Трахтенберг, С.М. Рашман - Киев: Здоров'я, 1973.
4. Гвоздев Е., Мельников А. Гипотеза о причинах различия высокочастотных границ звуковосприятия человека и животных. - Наука и жизнь, 2000, № 1
5. Кэмпбелл Д. Дж. К98 Эффект Моцарта / Пер. с англ. Л. М. Щукин; Худ. обл. М. В. Драко.— Мн.: ООО «Попурри», 1999.— 320 с.
6. Леонова А. Б. Психологическая диагностика и регуляция функциональных состояний учащихся. В: Учителям и родителям о психологии подростка./ Под редакцией Г. Г. Аракелова. – М.: Высшая школа, 1990.-304с.
7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
8. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
9. Правильная музыка улучшает работоспособность и выносливость. Интернет газета «Эксперт – центр», 2009 (http://expert.org.ua/obshchestvo/2009/pravilnaya-muzyka-uluchshaet-rabotosposobnost-i-vynoslivost)
10. Платонов К. И. Популярная медицинская энциклопедия [Текст] / К. И. Платонов. – М.: Альянс-В, 1997.
11. Родионова Е. А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе [Текст] / Е. А. Родионова. – М.: Наука, 1987.
13.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учебное пособие. – СПб.:СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 216 с.
Приложение 1.
Методика непрерывного счета немецкого психолога Эмиля Крепелина
Отсчитывание. Методика была предложена Е. Kraepelin. При исследовании ею обнаруживаются возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания. Опыт заключается в отсчитывании от 100, 200 и т.д. все время одного и того же числа. Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между числами исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж). Можно фиксировать длительность пауз секундомером. Запись опыта приобретает следующий вид:
(100—7) ..93…86…79…72…65…58.51 ..44..37.30.23.16.2.
При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два вида ошибок. Первый — ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток—свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:
(100—7)..93… 85…. 78..71….64….58 и т. д.
Второй — ошибки в десятках — характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием. Например:
93…86…69..62.. 55…38ит.д.
При выраженном слабоумии с недостаточностью критики (например, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведется вопреки инструкции и вместо 7 вычитается 10, вместо 17—20. Причем эти ошибки не всегда удается корригировать. При ошибочном выполнении задания можно либо указать больному на допущенную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его сначала.
Обработка. Результаты опыта оценивают по скорости выполнения задания и по числу допущенных ошибок, как за исследуемые интервалы времени, так и за весь эксперимент.
Приложение 2.
Результаты исследования работоспособности по методике Крепелина
№ испытуемого |
Тишина |
Классическая музыка |
Поп-музыка (динамическая) |
|||||
Кол-во правильных ответов |
Кол-во ошибок |
Кол-во правильных ответов |
Кол-во ошибок |
Кол-во правильных ответов |
Кол-во ошибок |
|||
1 |
33 |
0 |
27 |
1 |
28 |
2 |
||
2 |
42 |
0 |
33 |
0 |
28 |
2 |
||
3 |
17 |
0 |
5 |
1 |
9 |
1 |
||
4 |
10 |
4 |
13 |
2 |
24 |
2 |
||
5 |
33 |
0 |
28 |
0 |
28 |
0 |
||
6 |
18 |
4 |
7 |
1 |
9 |
4 |
||
7 |
6 |
0 |
13 |
6 |
24 |
7 |
||
8 |
18 |
3 |
18 |
0 |
18 |
1 |
||
9 |
26 |
0 |
28 |
2 |
28 |
1 |
||
10 |
42 |
1 |
33 |
0 |
27 |
2 |
||
11 |
37 |
0 |
42 |
1 |
28 |
3 |
||
12 |
11 |
1 |
18 |
2 |
14 |
4 |
||
13 |
37 |
1 |
28 |
4 |
26 |
7 |
||
14 |
31 |
1 |
34 |
1 |
23 |
2 |
||
15 |
42 |
0 |
41 |
0 |
28 |
0 |
||
16 |
8 |
2 |
13 |
2 |
3 |
5 |
||
17 |
17 |
4 |
10 |
1 |
9 |
2 |
||
18 |
12 |
2 |
16 |
0 |
12 |
4 |
||
19 |
42 |
0 |
42 |
0 |
28 |
0 |
||
Итого |
24,5 |
1,2 |
23,4 |
1,3 |
21,6 |
2,6 |
Приложение 3.
Матрица Ландольта
Фамилия, имя класс серия
Приложение 4.
Кольца Ландольта. Серия I - Работа в тишине
№ ученика |
М – количество вычеркнутых букв |
N – общее количество знаков, которое необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте. |
А – коэффициент точности выполнения задания |
Р – коэффициент умственной продуктивности |
S – общее количество просмотренных знаков. |
n – количество допущенных ошибок |
t – время затраченное на выполнение, сек. |
Q – объем зрительной информации |
S1- скорость зрительной информации |
1 |
67 |
101 |
0,66 |
276 |
416 |
34 |
300 |
250 |
0,80 |
2 |
73 |
81 |
0,90 |
317 |
352 |
8 |
300 |
211 |
0,69 |
3 |
93 |
125 |
0,74 |
377 |
508 |
32 |
300 |
304 |
0,98 |
4 |
82 |
103 |
0,80 |
358 |
448 |
21 |
300 |
269 |
0,88 |
5 |
52 |
67 |
0,78 |
225 |
288 |
15 |
300 |
173 |
0,56 |
6 |
50 |
53 |
0,94 |
210 |
224 |
3 |
300 |
134 |
0,44 |
7 |
97 |
138 |
0,70 |
406 |
581 |
41 |
300 |
348 |
1,1 |
8 |
85 |
90 |
0,94 |
362 |
384 |
5 |
300 |
230 |
0,76 |
9 |
102 |
115 |
0,89 |
415 |
466 |
13 |
300 |
280 |
0,92 |
10 |
91 |
146 |
0,62 |
396 |
640 |
55 |
300 |
384 |
1,22 |
11 |
100 |
101 |
099 |
411 |
416 |
7 |
300 |
249 |
0,82 |
12 |
82 |
109 |
0,75 |
336 |
448 |
27 |
300 |
269 |
0,86 |
13 |
93 |
110 |
0,85 |
383 |
454 |
17 |
300 |
272 |
0,89 |
14 |
71 |
114 |
0,62 |
286 |
462 |
43 |
300 |
277 |
0,88 |
15 |
111 |
136 |
0,81 |
468 |
578 |
25 |
300 |
346 |
1,13 |
16 |
64 |
164 |
0,39 |
271 |
696 |
100 |
300 |
417 |
1,2 |
17 |
70 |
84 |
0,83 |
299 |
360 |
14 |
300 |
216 |
0,70 |
18 |
95 |
117 |
0,81 |
383 |
473 |
22 |
300 |
284 |
0,92 |
19 |
113 |
146 |
0,77 |
492 |
640 |
33 |
300 |
384 |
1,24 |
Итог |
84 |
110 |
0,78 |
351 |
465 |
27,6 |
300 |
278,7 |
0,89 |
Кольца Ландольта. Серия II - Работа при прослушивании классической музыки
№ ученика |
М – количество вычеркнутых букв |
N – общее количество знаков, которое необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте. |
А – коэффициент точности выполнения задания |
Р – коэффициент умственной продуктивности |
S – общее количество просмотренных знаков. |
n – количество допущенных ошибок |
t – время затраченное на выполнение, сек. |
Q – объем зрительной информации |
S1- скорость зрительной информации |
1 |
78 |
98 |
0,79 |
303,36 |
384 |
20 |
300 |
230,4 |
0,58 |
2 |
76 |
92 |
0,82 |
266,5 |
325 |
16 |
300 |
195 |
0,50 |
3 |
116 |
124 |
0,93 |
446,4 |
480 |
2 |
300 |
288 |
1,28 |
4 |
95 |
124 |
0,76 |
364,8 |
480 |
29 |
300 |
288 |
0,72 |
5 |
84 |
106 |
0,79 |
328,64 |
416 |
22 |
300 |
249,6 |
0,62 |
6 |
39 |
42 |
0,92 |
127,88 |
139 |
3 |
300 |
83,4 |
0,21 |
7 |
72 |
150 |
0,48 |
291,84 |
608 |
78 |
300 |
364,8 |
0,48 |
8 |
90 |
98 |
0,91 |
349,44 |
384 |
8 |
300 |
230,4 |
0,76 |
9 |
116 |
124 |
0,93 |
446,4 |
480 |
8 |
300 |
288 |
0,88 |
10 |
82 |
130 |
0,63 |
322,56 |
512 |
48 |
300 |
307,2 |
0,58 |
11 |
99 |
98 |
1,01 |
387,84 |
384 |
1 |
300 |
230,4 |
1,18 |
12 |
92 |
107 |
0,85 |
353,6 |
416 |
15 |
300 |
249,6 |
0,69 |
13 |
96 |
124 |
0,77 |
369,6 |
480 |
28 |
300 |
288 |
0,68 |
14 |
38 |
99 |
0,38 |
135,66 |
357 |
61 |
300 |
214,2 |
0,14 |
15 |
127 |
160 |
0,79 |
530,88 |
672 |
33 |
300 |
403,2 |
1,23 |
16 |
63 |
145 |
0,43 |
247,68 |
576 |
82 |
300 |
345,6 |
0,38 |
17 |
72 |
99 |
0,72 |
257,04 |
357 |
27 |
300 |
214,2 |
0,46 |
18 |
101 |
188 |
0,53 |
276,66 |
522 |
87 |
300 |
313,2 |
0,33 |
19 |
115 |
172 |
0,66 |
464,64 |
704 |
57 |
300 |
422,4 |
1,35 |
Итог |
86,8 |
120 |
0,74 |
330 |
456,6 |
33,21 |
300 |
273,8 |
0,78 |
Кольца Ландольта. Серия III - Работа при прослушивании динамичной поп- музыки
М – количество вычеркнутых букв |
N – общее количество знаков, которое необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте. |
А – коэффициент точности выполнения задания |
Р – коэффициент умственной продуктивности |
S – общее количество просмотренных знаков. |
n – количество допущенных ошибок |
t – время затраченное на выполнение, сек. |
Q – объем зрительной информации |
S1- скорость зрительной информации |
|
1 |
79 |
107 |
0,73 |
303,68 |
416 |
28 |
300 |
249,6 |
0,57 |
2 |
72 |
98 |
0,73 |
280,32 |
384 |
26 |
300 |
230,4 |
0,53 |
3 |
70 |
75 |
0,93 |
267,84 |
288 |
5 |
300 |
172,8 |
0,53 |
4 |
84 |
98 |
0,85 |
326,4 |
384 |
14 |
500 |
230,4 |
0,64 |
5 |
47 |
90 |
0,52 |
172,64 |
332 |
43 |
300 |
199,2 |
0,26 |
6 |
55 |
54 |
1,01 |
193,92 |
192 |
3 |
300 |
115,2 |
0,37 |
7 |
68 |
124 |
0,54 |
247,32 |
458 |
56 |
300 |
274,8 |
0,39 |
8 |
65 |
69 |
0,94 |
240,64 |
256 |
4 |
300 |
153,6 |
0,47 |
9 |
102 |
124 |
0,82 |
375,56 |
458 |
22 |
300 |
274,8 |
0,69 |
10 |
100 |
124 |
0,80 |
384 |
480 |
24 |
300 |
288 |
0,74 |
11 |
79 |
98 |
0,80 |
307,2 |
384 |
19 |
300 |
230,4 |
0,59 |
12 |
93 |
107 |
0,86 |
357,76 |
416 |
14 |
300 |
249,6 |
0,70 |
13 |
88 |
115 |
0,76 |
340,48 |
448 |
27 |
300 |
268,8 |
0,64 |
14 |
60 |
82 |
0,73 |
233,6 |
320 |
22 |
300 |
192 |
0,43 |
15 |
117 |
150 |
0,78 |
474,24 |
608 |
33 |
300 |
364,8 |
0,90 |
16 |
79 |
130 |
0,60 |
307,2 |
512 |
51 |
300 |
307,2 |
0,55 |
17 |
62 |
75 |
0,82 |
236,16 |
288 |
13 |
300 |
172,8 |
0,45 |
18 |
74 |
124 |
0,59 |
283,2 |
480 |
50 |
300 |
288 |
0,49 |
19 |
105 |
172 |
0,61 |
429,44 |
704 |
67 |
300 |
422,4 |
0,78 |
Итог |
78,8 |
106,10 |
0,75 |
303 |
410 |
27,4 |
300 |
246 |
0,56 |