Введение.
Актуальность.
Сон — бальзам природы.
В. Шекспир.
Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя. В древности так и считали, что сон – подобие смерти: каждый вечер человек умирает и каждое утро рождается вновь. В наследство от тех времен нам осталась поговорка «Сон – смерти брат». Да и саму смерть часто называют вечным сном.
Долгое время считалось, что сон и бодрствование, противоположны друг другу. В самом деле, во сне сознание как будто бы «молчит», а при бодрствовании оно активно. Однако исследования психологов показали, что оба состояния имеют много общего. Во сне человек продолжает думать, хотя тип мышления спящего совсем не такой, как у бодрствующего. Мы запоминаем, что нам снилось, и, проснувшись, способны рассказать об этом (отдельные сны остаются в памяти на всю жизнь). Сон не означает абсолютного покоя.
А как же разрушительно на сон действует окружающая среда! Молодое поколение бодрствует практически круглосуточно. Современное общество изобрело столько разнообразных приманок: виртуальное общение, игры в интернете, ночные передачи по телевизору. И в отношениях между собой подростки ценят активность больше, чем сон. Разве устоит не сложившаяся психика подростка от соблазнов?
В данной работе, я попытался выяснить, какую роль сон играет в нашей жизни подростка, как влияет на наше здоровье и работоспособность? Это вопросы, которые меня очень заинтересовали и я начала изучать тему сна более детально.
Цель работы: изучить влияние сна на организм подростка.
Задачи:
1. Выявить результат воздействия продолжительности сна на организм и показать важность сна в жизни подростка.
2.Определить отношение подростков ко сну с помощью анкетирования.
II. Теоретическое обоснование.
Физиологическая природа сна.
Сон. Биологическое значение сна.
Состояние сна хорошо знакомо всем. С самых первых дней своей жизни мы спим. Младенец проводит во сне большую часть суток. Взрослея, он учится проводить больше времени бодрствуя. Однако даже для взрослого человека трудно найти более привычное и приятное занятие, чем сон. Во сне мы проводим треть своей жизни. Еще на заре человеческой цивилизации люди пытались понять, что происходит в царстве сновидений, где нет ничего реального. Но в то же время все ощущения такие реалистичные, что не хочется просыпаться.
Сон - физиологическое состояние, которое характеризуется, прежде всего, с потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон - является одним из ярких проявлений внутренних циркадных (суточных) ритмов организма, отражающие временное соотношение окружающей среды. Эксперименты, в которых на длительное время собак лишали сна, свидетельствуют, что при этом взрослые животные погибают на 10-12-е сутки. У человека при лишении сна (депривации) на 3-и сутки развиваются эмоциональная неустойчивость, состояние депрессии, резко снижаются внимание, память, умственная работоспособность. К концу 7-х суток наблюдаются расстройство сознания, психомоторное возбуждение, эмоциональное равнодушие, исчезает реальное представление об окружающей обстановке подобное.
Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Однако в последнее время биологическое значение сна рассматривается значительно шире. Во-первых, оказалось, что активность мозга во время сна часто выше, чем во время бодрствования. Было установлено, что активность нейронов ряда структур мозга во время сна существенно возрастает. Кроме того, во сне наблюдается активация ряда вегетативных функций. Все это позволило рассматривать сон как активный физиологический процесс, активное состояние жизнедеятельности. За глубину и качество сна отвечает гипогенная система нашего организма. В состоянии реактивности восстанавливаются многие физические и психологические функции, это сложный и отлаженный процесс, в котором задействованы различные участки головного мозга. Психическая деятельность во сне не прекращается, как ранее думали ученые и доктора, а продолжается, и имеет очень большое значение для человека.
Сон у животных.
Сон — явление всеобщее. В нем нуждаются все живые существа. Продолжительность сна животных зависит от многих обстоятельств. Ученые выяснили, что дольше всего спят хищники, а у травоядных сон гораздо короче. Очень много спят домашние животные: ведь они экономят время, которое их дикие собратья тратят на поиски пищи
Сони. В центральных и южных районах европейской части нашей страны живет маленький зверек, ужасный любитель поспать. Его так и называют соней. День он проводит в дупле, погруженный в беззаботный сон, и только с наступлением темноты просыпается на 2 - 3 часа, чтобы немного поразмяться и поесть.
Собакам – вполне хватает десяти часов сна.
Кошкам – для нормального существования им необходимо около 14 часов сна.
Коровам для сна достаточно четыре часа, а лошадям – три.
Летучие мыши спят вверх ногами, так как эта поза – проспать эти крылатые животные могут почти целые сутки!
Ленивцы спят около девяти часов.
У летящих аистов каждые десять минут в середину косяка залетает очередная птица и дремлет, лежа на струе воздуха и едва шевеля крыльями.
Слоны спят стоя в течение медленной фазы, и ложатся на землю во время быстрой фазы сна.
Жирафы могут обходиться без сна в течение нескольких недель, да и, чтобы выспаться, им достаточно пары часов прерывистого сна.
Очень много врагов и у бабуинов, поэтому им приходится спать сидя, забравшись на верхушки деревьев. Для снаобезьянам, как и кроликам, хватает десяти часов.
А вот некоторые виды улиток, например, пустынная улитка, настоящая сонуля животного мира – она может продрыхнуть три года!
Ярким доказательством того, что сон – залог здоровья и долголетия является ящерица гаттерия. Она очень часто впадает в сон, даже во время пережевывания пищи, зато живет до ста лет!
Установить истинную продолжительность сна у животных очень трудно. Было прежде такое правило: чем меньше животное и чем оно подвижнее, тем меньше оно спит. Но этому правилу не подчиняется акула. Думали также, что меньше спят животные, у которых мало отношение веса головного мозга к весу спинного. И это оказалось ошибочным. Одни лишь наблюдения за поведением животных ничего не дают: неподвижные могут бодрствовать, а движущиеся — спать на ходу.
Наблюдения приходится дополнять электрофизиологическими исследованиями. В этом отношении хорошо изучены обезьяны, обладающие, как и мы, монофазическим ночным сном — сном с одним длинным периодом. Макаки-резусы активны в течение суток 12-16 часов, гамадрилы тоже; перед сном они оживляются, кричат и дерутся. Сон у них прерывистый и чуткий: через каждые два часа сна наступает полчаса бодрствования. Гамадрилы спят во всех положениях — сидя, лежа на боку, на спине, на животе. Во время сна повизгивают, вскакивают, переходят с места на место. У многих животных сон полифазический (многоразовый).[9]
Продолжительность сна у животных. Приложение 1.
Факторы, обусловливающие сон.
Можно выделить четыре группы факторов, которые предопределяют периодический суточный сон:
1) эндогенные факторы, связанные с утомлением и гипногенным веществами (серотонин, норадреналин, гамма-оксибутирата, дельта-пептид и др.)
2) действующих эндогенно, ритмично («внутренние часы»)
3) безусловные (темнота, покой, положение тела, сенсорная монотонность, влияние температуры, атмосферного давления)
4) условнорефлекторные (привыкание к определенному времени сна, его продолжительности.).
Пробуждение наступает вследствие снятия торможения в ретикулярной формации со стороны серотонинергических нейронов голубого пятна. Вследствие растормаживания увеличивается возбудимость ретикулярной системы в афферентных импульсах, поступающих сюда, повышается активность коры головного мозга, благодаря чему восстанавливается состояние ЦНС, характерен для периода бодрствования.[6]
Виды сна.
Сон может быть спровоцирован не только физиологической потребностью человека в переключении с бодрствования на отдых. Ввести организм в это состояние могут и другие факторы. Именно по этой причине существует несколько разновидностей сна, каждая из которых имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.
Физиологический сон. Это абсолютно нормальное состояние, при котором организм чередует свои биологические ритмы для правильного и бесперебойного функционирования.
Фармакологический сон. Состояние, которое искусственно вызывают при помощи химических препаратов
Гипнотический сон. Характеризуется торможением нервных центров в мозге, отвечающих исключительно за мышление. При этом речь и двигательные функции не нарушаются, но человек делает все только по команде гипнотизера, так как именно ему полностью подчиняется сознание загипнотизированного.
Патологический сон. Данное состояние вызывается какими-либо физическими или психологическими патологиями и является вредным для здоровья человека. Есть три типа такого сна:
Бессонница. Неспособность человека заснуть, прерывистый или поверхностный сон его полное отсутствие или критическое сокращение называют бессонницей. Вызвать ее могут психологические расстройства
Летаргический сон. Этот феномен не изучен до конца, потому представляет особую опасность для жизни. Во время летаргического сна людей часто принимают за умерших, так как все процессы максимально замедляются, человек может вообще никак не проявлять свою жизнедеятельность, реакция на внешние раздражители у него отсутствует полностью, даже боль не способствует пробуждению, организм не нуждается в пище. Такое состояние могут спровоцировать серьезные заболевания, переутомление, стресс или врожденные особенности нервной системы.
Лунатизм. Нарушение, при котором во сне человек может бессознательно ходить, разговаривать или совершать другие сложные действия. Лунатизм возникает из-за нарушения процесса возбуждения клеток головного мозга, его могут спровоцировать серьезные травмы, различные заболевания, нервные расстройства, переутомление и психологические потрясения.
Фазы сна.
Существует две основные фазы сна – медленная и быстрая. Медленную фазу еще называют глубокой, ортодоксальной или синхронизированной, а быструю – поверхностной, парадоксальной или не синхронизированной. Каждая из них имеет свои отличия, так как влияет по-разному на организм и запускает в мозге определенные механизмы.
За ночь у человека должно проходить четыре полноценных цикла: медленный сон, затем быстрый, и наоборот. По мере приближения к утру время, отведенное для глубокого сна, уменьшается, а для поверхностного – увеличивается. В последнем цикле может и вовсе отсутствовать четвертый этап ортодоксальной фазы.
Познакомимся с периодами сна и их различиями более детально.
1.Ортодоксальная фаза сна.
Когда мы ложимся в постель и начинаем засыпать, в свои права вступает фаза медленного сна. Она разделена на 4 основные этапа, во время которых происходят различные процессы в организме:
Первый этап – дремота, мы только-только начинаем погружаться в сон, можем слышать окружающие звуки. Часто у людей в этот момент появляется ощущение, что они куда-то проваливаются.
Второй этап – легкий сон или сон медленной глубины. В это время наше сознание уже отключается, но в то же время значительно повышается восприимчивость слуховых рецепторов, пробуждение даже от легкого шума на этом этапе наиболее вероятное.
Третий этап – засыпание. Реакция на внешние возбудители снижается, мы крепко засыпаем, сознание отключается.
Четвертый этап – крепкий сон. Разбудить человека на четвертом этапе медленного сна очень сложно, реакция на раздражители минимальная. Именно в это время к нам приходят сновидения, чаще всего нейтральные, но могут сниться и кошмары. Лунатизм и энурез проявляется именно на этой стадии ночного сна.
В организме наблюдаются такие изменения при медленном сне:
падает температура тела, она может достигать от 34,9 до 35,6° С;
ускоряется синтез потраченного за день белка;
происходит активный рост ногтей и волос;
увеличивается потоотделение,
наблюдается сужение зрачков;
замедляется сердцебиение;
снижается артериальное давление;
замедляется циркуляция крови, но в некоторых участках головного мозга она наоборот ускоряется;
уменьшается двигательная активность желудка;
слюнные железы уменьшают продуцирование секрета;
повышается общая температура мозга;
дыхание становится более глубоким и громким.
Вывод: Каждый из этапов медленного сна важен для психологического и физического здоровья, так как именно в это время восстанавливаются силы.
2. Парадоксальная фаза сна.
Быстрая фаза сна- изначально она называлась REM (rapideyesmovements), что в переводе с английского обозначает «активное движение глаз». Такой термин использовался из-за того, что у спящего наблюдается быстрое движение глазных яблок, но веки при этом закрыты. Деятельность мозга в это время значительно возрастает, ее показатели становятся почти такими, как и в период бодрствования.Эта фаза характерна наличием ярких цветных сновидений, которые спящий без труда вспоминает при пробуждении.
Во время парадоксального сна происходит синтез, систематизация и обработка всех данных, которые мозг получил за минувший день, сознание и подсознание обменивается информацией. Активно восстанавливается нервная система именно в период быстрого сна, потому если ее длительность по каким-либо причинам была уменьшена в одну ночь, она будет продолжена следующей ночью.
В организме происходят такие явления:
снижается слезоотделение, расширяются зрачки;
резко слабеет мышечный тонус;
наблюдаются скачки артериального давления и сердечного ритма;
учащается дыхание;
снижается потоотделение во всем теле, ладони не потеют вообще;
температура мозга становится выше, чем днем, кровообращение в нем усиливается.
Продолжительность сна.
Количество времени, проведенного во сне, для каждого человека будет индивидуальным. Кроме того, потребность в ночном отдыхе у нас снижается с возрастом. Младенцы спят по 16-22 часа, в зависимости от особенностей организма. Чередование сна и бодрствования у них полностью зависит от кормления, после приема пищи ребенок может активничать еще один час, а потом снова засыпает до следующей трапезы. К годовалому возрасту для полноценного восстановления сил детям нужно уже всего 14 часов.
По мере взросления продолжительность бодрствования увеличивается. Малышам от 3 до 7 лет нужен ночной сон, также они нуждаются в обеденном сне на протяжении двух часов. Ребятам до 10 лет достаточно 13 часов сна в сутки для нормального восстановления сил, а детям с 10 лет – всего 10 часов. Взрослый человек должен спать в среднем 8 часов, но это не универсальный показатель.[7]
Однако за всю историю было немало исключений, люди могли спать всего по 4-5 часов в сутки, при этом отлично себя чувствовать и вести очень активный образ жизни. Также есть всего 5-10 человек на планете, которые якобы вообще не спят, физическое и психологическое их здоровье при этом пребывает в полной норме.
Для обычного человека лучше всего ложиться спать не позже 22.00, именно в это время организм активно вырабатывает мелатонин (гормон сна).
Существует общее правило. Человек должен спать ровно столько, сколько необходимо для его хорошего самочувствия и полного восстановления сил. Важно, чтобы во время сна отдохнуло и тело, и мозг.
Почему же многие спят ещё и днём? Днем возникает полуденный спад, предусмотренный природой.
Ученые пришли к выводу, что дневной сон улучшает память. Достаточно15-20 мин вздремнуть. У людей, которые регулярно спят днем, риск умереть от инфаркта сокращается на 40%. Приложение 2.
Вывод: Сон - это чередование нескольких физиологических стадий. В стадию «парадоксального» сна человек видит сновидения, которые отражают особенности пережитого человеком за день и работу его внутренних органов ночью. Какого бы содержания не были сновидения, они являются важной частью процесса сна и при правильной интерпретации могут многое сказать человеку о его здоровье. Человек, разбуженный в стадию «парадоксального» сна может чувствовать себя плохо в течение всего дня.
Влияние продолжительности сна на здоровье подростков.
Исследователи установили, что нормой сна для подростков можно считать примерно 9 -8 часов полноценного сна. Менее восьми часов сна уже считается критической нормой, и меньше этого количества времени, отведенного на сон подростка, лучше не допускать. Если подросток уделяет недостаточно времени для сна, это может спровоцировать множество различных нарушений в его развитии — это и физические, и эмоциональные, и психологические отклонения.
Биологические изменения, которые происходят в организме в результате регулярного недосыпания.
Изменение кишечной флоры.
Этот факт может показаться вам странным на первый взгляд, однако ученые из университета Упсала (Швеция) пришли именно к такому выводу. Они провели исследование, которое показало, что регулярное недосыпание уменьшает количество видов кишечных бактерий в кишечнике.
Обратите внимание, что снижение количества кишечных бактерий негативно влияет на обмен веществ. К тому же, изменена кишечная флора, ухудшает способность других внутренних органов выполнять их функции, в частности:
увеличивает инсулинорезистентность организма;
приводит к набору лишних килограммов;
ослабляет иммунную систему;
ухудшает способность организма усваивать питательные вещества из пищи.
Развитие диабета.
Хроническое недосыпание снижает способность организма усваивать глюкозу, в результате чего может развиться диабет.
Развитие заболеваний сердца.
Хроническое недосыпание способствует повышению кровяного давления. Бессонница замедляет обмен веществ и приводит к развитию инсулинорезистентности. Недосыпание часто становится причиной появления воспалительных процессов в организме. В результате сердечные мышцы теряют эластичность и становятся более уязвимыми к стрессовым ситуациям. Ученые пришли к выводу, что регулярное недосыпание существенно снижает возможность сердца выполнять свои функции, как положено.
Влияние недосыпания на память. Хроническое недосыпание приводит к существенному ухудшению памяти, и в этом нет ничего удивительного, ведь любое хроническое заболевание ухудшает качество жизни человека, а также снижает концентрацию, реакцию и внимание.[8]
Влияние недостатка сна на нервную систему.
Быстрое старение. Недостаточный сон провоцирует убыстрение процессов старения в организме. Это связано со сбоями в работе гормональной и нервной систем.
Нарушение мыслительных процессов. Нарушается кровообращение во фронтальной коре головного мозга, логические связи строить становится намного сложнее.
Отравление токсинами.Мозг способен накапливать токсины так же, как и другие органы! Во время сна токсические соединения выводятся из мозга и попадают в печень, мозг очищается.
Низкая сопротивляемость стрессам. Недосыпание — причина раздражительности, агрессии, подавленного состояния и низкой степени концентрации на важных делах.
Недосыпание и социальные проблемы подростков.
Недосыпание подростков связано с возникновением проблем в социальном плане. Прежде всего, недостаток сна отражается на успеваемости подростка, у него также возникают проблемы в общение с окружающими. Стоит отметить, что недосыпание делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжении дня, как к взрослым, так и к ровесникам. Он испытывает отсутствие нормального общения дома и в школе, что, в свою очередь, провоцирует развитие психологических проблем.
Психологические проблемы.
Исследователи пришли к выводу, что недосыпание вызывает у подростков такие психологические проблемы, как депрессия, возникновение мыслей о самоубийстве, а также о возникновении желания наносить вред самому себе. Ученые отмечают, что подобные проблемы возникают у подростков, которые ложились спать после полуночи. Причем, чем меньше времени на сон есть у подростка, тем выше вероятность развития различных психологических заболеваний. Приложение 3
Последствия лишения сна
Трудность запоминания
Мысленно «засыпает» в классе
Невозможность сконцентрироваться
Снижение успеваемости
Повышение травматичности
Прогулы
Капризность и агрессия
Тревога
Рискованное поведение
Депрессия
Снижается иммунитет
Повышен риск инфекционных заболеваний.[11]
Правильный режим сна школьника.
Согласно санитарно-гигиеническим нормам ,подростки должны спать – не меньше 8 часов. При таком режиме головной мозг и центральная нервная система имеет возможность отдохнуть, а весь организм – восстановиться. Если случилось так, что вы ночью спали плохо или недостаточно, - рекомендуется дневной сон.
Компьютер и телевизор должны быть разрешены подросткам не дольше, чем до 20.00. Желательно уделить час перед сном прогулке на свежем воздухе – это расслабляет нервную систему и позволяет ребенку уснуть быстрее. Дети 15-16 лет могут посмотреть телевизор или посидеть за компьютером не дольше 21.00. и снова-таки час нужно посвятить спокойным занятиям: чтению, прогулке, теплому душу.
Ложиться спать с 15 лет – не позже чем в 22.30. перед сном не нужно выходить на пробежку, прыгать, играть в шумные игры и вообще активничать. Возбужденная нервная система нескоро успокоится после такой стимуляции, а значит, ребенок не выспится.
Существует простое, но безотказное правило: чем позже школьник лег спать, тем сложнее ему уснуть и тем неспокойнее будет его сон. Если ребенок лег спать после 00.00, недосыпание гарантировано. Поэтому желательно укладывать его вовремя. В некоторых городах США пошли по иному пути — перенесли начало занятий на час позже, чтобы школьникам не приходись вставать слишком рано. У подростков появился ещё час на сон, причём ложиться раньше им не пришлось. Результат — успеваемость повысилась почти вдвое
Комнату, в которой спит подросток, сделать «убежищем» сна. Убрать компьютер, телефон, громкую музыку, повесить затененные шторы, создать тишину. А утром, наоборот, пустить яркий свет. Исключить за несколько часов до сна: кофеин, шоколад, чай, никотин, алкоголь. Лучше принять теплую ванну и молочный напиток. Освоить технику релаксации. Для сна необходимо расслабление мышц, такая техника позволит снизить уровень тревожности. Отлично гармонизируют засыпание – дыхательные упражнения. Из нефармакологических методов применяют терапию ярким светом. Психотерапию.
Влияют на структуру сна триптофан, серотонин и мелатонин. Мелатонин образуется из триптофана, который является предшественником серотонина. Таким образом, запускается процесс: триптофан – серотонин — мелатонин — СОН. А помогут увеличить поступление триптофана в мозг – сложные углеводы. Поэтому повышение уровня глюкозы в крови улучшит засыпание. Если у вас бессонница, возьмите себе за правило перед сном съедать кусочек белого хлеба и запивать его молоком.
Вывод. Итак, на качество сна более всего влияют следующие причины: время и калорийность последнего ужина, организация места сна, наличие включенных рядом с кроватью электроприборов (и сотового телефона), поза во время сна, смена часовых поясов и многое другое. Нарушение гигиенических норм сна приводит к бессоннице (психологической или вследствие переутомления). Учиться правильно, засыпать и спать по режиму необходимо с детства, вырабатывая хорошую привычку на всю жизнь.
III. Практическая часть.
1. Анкета.
Мы провели мониторинг учащихся 9-11 классов нашей школы по вопросам, связанным с гигиеной сна. Для этого мы использовали вопросы профессионального теста, взятого с сайта «Центр Детского и материнского сна», http://lifesolution.ru/blog/article_post/son-podrostkov. Вопросы для проведения анкетирования. Приложение 5.
Тест «Показатель гигиены сна» Sleep Hygiene Index SHI. Вопросы для проведения анкетирования. Приложение 4.
2. Анализ результатов исследования.
Я проводил анкетирование среди учащихся 9,10, 11 классов. Всего в мониторинге участвовало 80 учащихся: первой опрашиваемой группой стали это обучающиеся из 9 классов в составе -38 человека. Второй опрашиваемой группой были обучающиеся 10 класса в составе 20 человек. Третьей опрашиваемой группой стали выпускники школы- 11 класс, в составе 22 человек. На последней группе мы остановили выбор как на контрольной, с позиции того, что часть ребят уже совершеннолетние, и у большинства из них сформирован определённый режим дня, выработаны привычки, связанные с гигиеной сна. Общая цель сбора информации состояла в том, чтобы выявить группу риска учащихся, которые имеют нарушение гигиены сна и определить причины, которые способствуют нарушению качества сна.
Социологические исследования среди обучающихся 9 классов был использован тест «Показатель гигиены сна» (Sleep Hygiene Index SHI).
Этот тест оценивает разнообразные факторы поведения и окружающей среды, которые могут способствовать и провоцировать плохой сон.
Методика предназначена для оценки гигиены сна.
Каждый пункт опросника оценивается по пятибалльной шкале от 0 (никогда) до 4 (всегда).
Общий балл имеет значения в диапазоне от 0 до 52. Более высокий показатель отражает более плохую гигиену сна.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов тестирования основаны на следующих условных критериях, выраженных в процентах:
20% - низкий показатель (высокий уровень гигиены сна);
21% - 40% пониженный показатель (повышенный уровень гигиены сна);
41% - 60% средний показатель (средний уровень гигиены сна);
61% - 80% повышенный показатель (пониженный уровень гигиены сна);
81% - 100% высокий показатель (низкий уровень гигиены сна).
Опросник состоит из 13 вопросов.
Примерное время тестирования 5 - 10 минут.
10% обучающихся, показали высокий уровень сна.
20% обучающихся, показали повышенный уровень сна.
38% обучающихся, показали средний уровень сна.
18 % обучающихся, показали пониженный уровень сна.
14% обучающихся показали низкий уровень гигиены сна.
Рекомендации при средне уровне сна: хотя всё не так уж и плохо, но вам было бы полезно что-то изменить в своих привычках, связанных со сном. Или в окружающей обстановке. Ещё раз пересмотрите все вопросы из этого теста и подумайте, каким именно образом вы могли бы улучшить качество своего сна.
Рекомендации при пониженном уровне сна: Вам необходимо навести порядок в вашем отношении ко сну: разобраться с вашими привычками и с окружающей обстановкой, ведь качество сна напрямую влияет на здоровье, работоспособность и многое другое.
Рекомендации при низком уровне сна: Вам необходимо навести порядок в вашем отношении ко сну: разобраться с вашими привычками и с окружающей обстановкой, ведь качество сна напрямую влияет на здоровье, работоспособность и многое другое. В некоторых ситуациях очень сложно что-либо изменить, например, если вы ухаживаете за маленькими детьми, которые просыпаются по ночам, но, тем не менее, подумайте, что именно вы по-прежнему в силах исправить.
Далее мы статистически обработали и сделали Анализ анкетирования с сайта «Центр Детского и материнского сна», http://lifesolution.ru/blog/article_post/son-podrostkov. Подробный анализ анкетных данных обучающихся 9- 11 классов. Приложение 6.
Мониторинг ответов показал, что большая часть (94%) опрошенных являются «совами» или «голубями и только 6% являются жаворонками.
39% учащихся не спят свою норму (8ч) сна, при этом именно эти учащиеся говорят о том, что не высыпаются систематически. Надо отметить, что 8 человек из 11 класса спят менее 6часов, а 11 человек отмечают недосыпание и плохое самочувствие утром. 69 % учащихся находят время для дневного отдыха. Только 16% соблюдают свой режим дня постоянно. 40%ужинают менее чем за 2 часа. После чего они сразу ложиться спать. Большинство учащихся 52% отмечают, что нужны комфортные условия для сна: тишина, проветриваемая комната, темнота, и т.д. 61% учащихся пьют за час до сна, так как ночью организм теряет много воды с потом и при дыхании. Ребята отмечают, что ночью не встают 53%, только 47% встают. 26% учащихся лунатили, а 74 % не т лунатили. Нервная система современного ребенка 12-16 лет поддается негативному влиянию внешних факторов, таких как большой информационный поток, высокие учебные нагрузки и другие явления. Эмоциональное перенапряжение на фоне гормональной перестройки вполне может стать катализатором лунатизма. Также ученым удалось выяснить, что некоторые люди имеют генетическую предрасположенность к подобному состоянию. Подростковый лунатизм лечится только в крайних случаях, когда действия, совершаемые ребенком во сне, могут причинить вред ему или его близким. Однако есть причины данного состояния, требующие немедленного устранения. Очень волнует то, что у большинства ребят телефон ночью находится рядом. Мобильный телефон, пусть на данный момент и не пребывает в активном режиме, излучает определенные волны, которые влияют на высшую нервную систему человека. Вследствие этого не удается нормально отдохнуть и чувствовать себя нормально на протяжении всего последующего дня. Возникает бессонница и головная боль. 59% учащихся встают по будильнику и 42 % из них испытывают сердцебиение после звонка будильника, так как они просыпаются в фазу «парадоксального» сна. Ребята, которых будят родители, в основном просыпаются от громких слов 50%. 65% учащихся испытывают во сне страх, 71% снятся кошмары во сне и только 35% говорят об этом родителям. Многие ребята смотрят фильмы ужасов, играют в компьютер перед сном. В отличие от ужасов, кошмары обычно образуются в фазе быстрого сна. При пробуждении люди четко помнят, что увидели во сне, и это часто становится для них травмирующим психику фактором. Истоки данной проблемы хорошо изучены психологами и психиатрами. Причины кошмаров в ночное время специалисты советуют искать в следующих жизненных ситуациях: 1) психологическая травма. Обидное слово от близких или оскорбление от посторонних особ часто наносит существенный удар по самолюбию человека. 2) физическая травма. После перенесенного увечья многие люди во сне прокручивают аналогичную ситуацию, которая с ними произошла. 3) ознакомление с данными СМИ. 4) фобия. Мнительность, которая стала неврозом, часто приводит к тому, что человек не может спокойно спать. 5) неправильный образ жизни, например переедание на ночь.
По результатам профессионального теста у нас выявилась группа риска, ребята долго не могут уснуть, снятся кошмары, плохо чувствуют себя на следующий день. Но мы можем, предполагать и это прослеживается по анкетным данным, что личные результаты успеваемости зависят и от физиологического состояния организма.
Вывод: большинство из нас - подростков не знают и не соблюдают гигиенические нормы сна. В среднем человек должен спать около 8 часов, подросток от 8 до 10. Также очень необходим дневной сон: от 20 минут до 60. Но организм у каждого разный и, поэтому человек должен спать ровно столько, сколько необходимо для его хорошего самочувствия и полного восстановления сил. Подросткам важно, помнить, что недостаток сна и нарушение гигиены сна приводит к проблемам с памятью, поведением, восприятием мира, работоспособностью и напрямую влияет на успехи в школе.
IV. Заключение.
Сон – это уникальный физиологический процесс, без которого человек не может обойтись, невзирая на существование некоторых исключений. Он делится на две основные фазы, которые одинаково важны для нормального восстановления энергетического и физического баланса организма. А если недосыпает подросток, вред еще больше: кризис подросткового возраста вкупе с ослаблением организма еще больше усугубляет подростковую нервность и нестабильность поведения. Баланс гормонов, итак нестабильный, нарушается еще больше, иммунная система подростка ослабевает, и ребенок начинает болеть простудами и аллергиями на ровном месте. Каждый подросток должен отводить сну столько времени, сколько нужно в каждом индивидуальном случае. Приложение 7.
Вместе с руководителем мы провели внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов школы. Где рассказали о влиянии сна на здоровье подростка, и как недосыпание и нарушение режима сна влияет на успехи в обучении и общее состояние организма.
V. Список литературы.
Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология, Москва, Просвещение 1984, стр.87-94.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, Москва, Провещение.1983.
Ковальзон В.М. Природа сна Источник: http://scorcher.ru/neuro/science/sleep/mem38.php
Наймарк Е., Наука о власти сна, Что нового в науке и технике, №7,8, 2005.
Рохлов В.С., Рублева Л.В. Утешинский Д.Д. Биология. Человек часть 2 Москва Российский институт непрерывного образования, 2000, стр. 177-181.
Хрипкова А.Г. «Анатомия, физиология, гигиена человека», М.: «Просвещение», 1975 стр. 310-311.
https://hrapinfo.ru/fiziologiya/fiziologiya-sna-u-cheloveka.html
http://sovets.net/14081-fazy-sna.html
https://morefactov.ru/fact/interesnye-fakty-pro-son-u-zhivotnyx
http://ru-babyhealth.ru/nedostatok-sna-u-podrostkov/
Dr. Charles Amlaner, Indiana State University; Jerry Siegel, UCLA; Dr. Giulio Tononi, University of Washington/
http://bgmy.ru/3488-son-ves-i-zdorove-podrostkov.html
VI. Приложение.
Приложение 1.
Продолжительность сна у животных. [11]
Животное |
Продолжительность сна,часов в сутки |
Мешотчатый прыгун |
20.1 |
Крыса-пасюк |
19.9 |
Опоссум |
19.4 |
Сумчатая крыса |
16.0 |
Суслик |
14.5 |
Кошка |
13.2 |
Шиншилла |
12.5 |
Голубь |
11.9 |
Домашний цыпленок |
11.8 |
Макак-резус |
10.8 |
Шимпанзе |
10.8 |
Собака |
10.7 |
Трехпалый ленивец |
10.5 |
Императорский пингвин |
10.5 |
Еж |
10.1 |
Дрозофила |
10.0 |
Утка |
9.1 |
Кролик |
8.7 |
Свинья |
8.4 |
Приложение 2.
Ценность сна по часам. [8]
Приложение 3. [12]
Подростковый синдром «совы»
Согласно результатам исследований группы ученых под руководством доктора Марианны Фигейро (Mariana Figueiro ) из Центра исследований освещения при Политехническом институте Ренселлера (Lighting Research Centre – LRC, Rensselaer Polytechnic Institute, USA) постоянная сонливость детей в этом возрасте связана не только с физиологической перестройкой организма, но и с недостатком утреннего и естественного солнечного освещения. Естественное освещение необходимо для продуцирования гормона мелатонина – сигнального гормона сна. У многих подростков сбивается режим сна (сбой «внутренних часов») вследствие того, что они много времени проводят в закрытых помещениях, где отсутствует естественное освещение. Более того, сбой усиливается под влиянием света компьютерных мониторов, экранов телевизоров. По некоторым оценкам он охватывает около 60-65% детей-подростков и молодых людей.
Существуют и другие причины, нарушающие режим сна у детей в этом возрасте – излишнее психологическое давление плохих оценок в школе, неправильное и нерегулярное питание, эмоциональные факторы.
Сбой режима сна может приводить к его нехватке, постоянному «недосыпу». Согласно рекомендациям врачей педиатров подросток в среднем должен спать не менее 9 часов (желательно – 10 часов), а нехватка сна может провоцировать развитие во взрослом возрасте различных патологий. Так, по данным исследований детского кардиолога д-ра Брайана Маккриндла (Dr. Brian McCrindle) из Госпиталя больных детей в Торонто ((The Hospital for Sick Children, Toronto) недостаточность его в подростковом возрасте приводит к высоким рискам развития диабета и заболеваний сердечно-сосудистой системы в будущем.
Длительность сна влияет на риски развития диабета
Специалисты Питтсбургского университета (University of Pittsburgh, штат Пенсильвания, США) под руководством психиатра, д-ра Карен Мэттьюз (Karen Matthews) установили, что достаточно длительный сон у детей-подростков приводит к улучшению инсулиновой резистентности и существенно уменьшает риски развития диабета.
Обследование (анализ крови, регистрация отдыха и активности) около 250 учеников старших классов показало, что регулярное увеличение длительности сна на 1 час улучшает показатели инсулиновой резистентности не менее чем на 9%. Этот результат не зависит от пола, возраста и индекса массы тела подростков.
Длительность сна оказывает влияние на вес подростков
Исследования, проведенные в университете Отаго (University of Otago, Новая Зеландия), показали, что для подростков-мальчиков длительность сна влияет на относительное содержание жировой ткани. Причем к подросткам-девочкам это не относится, продолжительность сна практически не влияет на их вес. Это, по-видимому, является аргументом в пользу теории, которой придерживается ряд медицинских специалистов, согласно которой нехватка сна нарушает нормальную работу гормонов, регулирующих процессы метаболизма в организме.
Подростки-мальчики, которые спят на 2 часа меньше (например, 8 часов вместо 10 часов), имеют содержание жировой ткани в среднем на 10% выше, хотя и могут отличаться большей мышечной и костной массой.
Лишний вес может отрицательно влиять на социальный статус подростков-мальчиков.
Согласно исследованиям, проводимым под руководством д-ра Бамини Гопинат (Dr. Bamini Gopinat) из Института медицинских исследований Вестмид Миллениум (Westmead Millennium Institute for Medical Research, Сидней) не только ожирение, но и просто лишний вес у подростков-мальчиков отрицательно влияет на их психическое состояние, удовлетворенность жизнью и социальный статус. Оценка качества жизни проводилась по целому комплексу показателей и охватывала более 1600 детей-подростков из различных учебных заведений Сиднея. Лишний вес оказывает гораздо меньшее влияние на качество жизни подростков-девочек. По мнению исследователей это связано в основном с гораздо большим влиянием уровня спортивных результатов на самооценку подростков-мальчиков, чем подростков-девочек. Вследствие лишнего веса подросток-мальчик не может показывать приемлемые спортивные результаты и это плохо сказывается на его психологическом состоянии и социальном статусе. Характерно также, что при уменьшении доли лишнего веса психологические показатели мальчиков-подростков резко улучшались.
Исследователи отмечают, что психологическая проблема лишнего веса у мальчиков привела в последние годы к появлению новой закономерности – стремлению быстро похудеть с использованием любых способов, не всегда полезных для общего здоровья. Но эта проблема должна решаться либо внутри семьи (например, путем выбора правильной стратегии питания), либо с привлечением детских психологов или детских эндокринологов.
Излишний вес подростка может приводить ускоренному старению артерий.
Согласно исследованию, проведенному специалистами Детского госпиталя Британской Колумбии (BC Children’s Hospital, Ванкувер, Канада) под руководством Кевина Харриса (Kevin Harris), избыточный вес у подростков может провоцировать жесткость артериальных кровеносных сосудов с понижением эластичности их стенок и с уменьшением их амортизирующих свойств в зависимости от давления потока крови. Картина фактически напоминает ускоренное старение артерий и может в будущем приводить к серьезным сердечно-сосудистым заболеваниям.
Выводы были сделаны на основе обследования группы из 118 детей-подростков со средним возрастом 13 лет, приблизительно половина из которых имела избыточный вес или ожирение. Хотя уровень липидов и артериальное давление были нормальными, исследование с помощью УЗИ сердца (ЭхоКГ) выявило явные признаки патологий сосудов у детей с излишним весом.
Новые исследования, проведенные научным центром Пенсильвании, свидетельствуют о том, что недосыпание школьников приводит к ожирению, повышают риск диабета и (повышенного кровяного давления). Как видим, последствия «невинного» несоблюдения режима гораздо серьезнее, чем может показаться.
Самая распространенная причина, по которой дети не спят – кино и компьютерные игры – приводит к неожиданным последствиям. Детям по ночам снятся кошмары, они просыпаются разбитыми и усталыми. А впереди у них полноценный школьный день, уроки, на которых нужно не просто сидеть, а работать. Те, кто обожает посмотреть ужасы перед сном, могут страдать от ночных страхов, в результате у ребенка развивается невроз, он боится выключенного света и одиночества. Этого ли хотят родители, разрешая ребенку посидеть за монитором «еще часок-два»?
Исследования, проведенные в США фондом Мак-Артура, показали, что недосыпание школьника в течение всего недели по 3-4 часа тормозит переваривание пищи. В частности, недосыпание влияет на усвоение углеводной пищи (булочек, так любимых школьниками). Кроме того, после ночного недосыпания хрупкий организм детей, даже физически здоровых, намного хуже реагирует на стрессы. Школьник начинает намного медленнее справляться со стрессовыми ситуациями, которых в школе и среди сверстников хоть отбавляй.
Приложение 4.
1. Вы спите днем/вечером 2 часа и более близко ко времени наступления ночного сна.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
2. Вы ложитесь спать каждый день в разное время.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
3. Вы встаете каждый день в разное время.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
4. Вы занимаетесь спортом до появления пота в пределах часа до сна.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
5. После того, как проснулись, вы остаетесь в постели дольше, чем нужно, 2 или 3 раза в неделю.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
6. Перед сном вы занимаетесь чем-то таким, что может вас взбодрить: смотрите ТВ, Интернет, играете в видеоигры.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
7. Вы ложитесь спать в состоянии стресса, в гневе, будучи расстроенным или нервничая.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
8. Вы используете вашу кровать для чего-либо ещё, кроме сна, например, для просмотра ТВ или для приема пищи.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
9. Вы спите на неудобной кровати (например, у вас плохой матрас или подушка, слишком много или недостаточно одеял).
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
10. Вы спите в некомфортной спальне (например, слишком освещенной, слишком душной, чрезмерно жаркой или холодной, шумной).
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
11. Когда вы лежите в постели, вы размышляете, планируете или беспокоитесь о чем-то.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
12. Вы пьете много алкоголя или кофе близко ко времени ночного сна.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
13. Вы курите перед сном.
Всегда
Часто
Иногда
Редко
Никогда
Приложение 5.
№ |
Вопросы |
Ответы, кол-во человек% |
||
1. |
Вы: «сова», «жаворонок», «голубь»? |
«Совы» - 50 «Жаворонки» - 6 «Голуби» - 44 |
||
2. |
Сколько в среднем вы спите часов? |
6- час.- 31 7-8час – 30 9-10час. – 11 Менее 6 ч-28 |
||
3 |
Достаточно ли вам этого времени для того, чтобы чувствовать себя хорошо? |
Достаточно –60 Недостаточно – 40 |
||
4. |
Соблюдаете ли вы режим? |
Соблюдаю – 16 Не соблюдаю – 27 Не всегда – 57 |
||
5. |
Если вы проспали больше своей нормы, то, как вы себя чувствуете? |
Хорошо – 45 Плохо – 55 |
||
6. |
В каких удобных для вас позах вы предпочитаете спать? |
«Замок» - 60 На животе – 25 На спине – 15 |
||
7. |
Какие условия для вас являются комфортными? |
Постель – 20 Температура, тишина, темнота – 28 Постель, температура, тишина, темнота- 52 |
||
8. |
За какое время до сна вы ужинаете? |
0,5-2 час. -40 2-3 час. – 21 4-6 час. – 39 |
||
9 |
Что вы предпочитаете есть на ужин? |
1-ое блюдо и чай – 21 2-ое блюдо – 60 Фрукт – 19 |
||
10 |
Выпиваете ли вы на ночь стакан воды? |
Пью – 61 Не пью –39 |
||
11 |
Встаете ли вы ночью? |
Встаю (редко) – 47 Не встаю – 53 |
||
12. |
Вы когда-нибудь лунатили? |
Лунатили – 26 Не лунатили -74 Не знаю – |
||
13 |
На каком расстоянии от вас во время сна находится телефон? |
На расстоянии вытянутой руки –50 1-2,5 метр. – 30 2,5-4 метр. -20 |
||
14. |
Кто или что вас будит? |
Будильник – 59 Родители – 41 |
||
15 |
И какими способами? |
Слова- 33 похлопывание, поглаживание-17 громкие слова-50 |
||
16. |
У вас когда-нибудь учащались удары сердца, когда прозвенел будильник? |
Да -51 Нет -49 |
||
17 |
Можете ли вы проснуться сами, запланировав это заранее? |
Да – 50 Нет – 50 |
||
18 |
Помните ли вы свои сны? |
Да –88 Нет – 12 |
||
19. |
Они когда-нибудь у вас сбывались? |
Да – 71 Нет – 29 |
||
20 |
Есть ли у вас свой личный сонник? |
Есть –20 Нет – 80 |
||
21 |
Чувствуете ли вы во сне страх? |
Нет страха – 35 Есть страх- 65 |
||
22 |
Сняться ли вам кошмары? |
Да - 71 Нет – 29 |
||
23 |
Говорите ли вы об этом родителям? |
Да-35 Нет -65 |
||
24 |
Смотрите ли вы перед сном фильмы ужасов. |
Да-51 Нет-49 |
||
25 |
Через какое время после игры вы ложитесь или фильмов ужасов спать? |
1-2 час. – 29 3-4 час –16 Сразу же -55 |
||
26 |
Спите ли вы днем? |
Да –69 Нет – 31 |
||
27 |
И сколько времени у вас длится дневной сон? |
0,5-1 час. –17 1-2 час. –25 2-3 час- 27 Не спят днем -31 |
Приложение 6. Анализ анкетирования.