1. Введение
Наша жизнь, в том числе школьная, складывается из успехов и неудач, дружбы и конфликтов, из серых повседневных будней и ярких запоминающихся моментов. В памяти любого человека остается только то, что связано с сильными эмоциональными переживаниями, неважно, хорошими и плохими. Мне нравится наблюдать за людьми, например, за своими одноклассниками. Кто-то из них рыдает, получив четверку. А кто-то равнодушно воспринимает намечающуюся двойку в четверти. Почему люди по-разному реагируют на одинаковые обстоятельства? Для кого-то замечание учителя – повод для переживаний, а кто-то сверстников и даже учителей провоцирует на конфликт. Кто-то боится отвечать у доски, а кто-то с большим удовольствием выступает публично перед огромной аудиторией. И какая реакция будет правильной? Стоит ли переживать из-за предстоящих экзаменов? Верно ли, что школа – основной источник тревог для большинства подростков? Что бы ответить на эти волнующие меня вопросы, я решил провести исследование.
Психологический словарь определяет понятие «стресс» как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Там же указано, что «стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации».
Для тех стрессов, которые характерны для школьников, используют специальное понятие – «школьный стресс». Это тот стресс, который может быть вызван процессом обучения и межличностными взаимоотношениями в школе. Так же психологи школьным стрессом могут называть стресс, характерный для детей школьного возраста.
Я предположил, что у школьников с высоким уровнем успеваемости больше переживаний связано с учебой и школьной жизнью. Возникла гипотеза: у учащихся, которые учатся хорошо и отлично, уровень школьной тревожности выше, так как они больше переживают за результаты своей учебной деятельности. Мы сформулировали цель работы: определить уровень тревожности учащихся нашей школы как основного фактора школьного стресса. Нам предстоит решить задачи:
Выяснить, что включают в себя понятия «школьная тревожность», «школьный стресс» и в чем может заключаться его вред.
Ознакомиться с доступными методиками, позволяющими выявить уровень школьной тревожности у подростков и подобрать подходящие для проведения нашего исследования.
Определить с помощью выбранных методик уровень школьной тревожности группы учащихся нашей школы.
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Предложить конкретные способы по снятию стресса и снижению уровня тревожности.
Объектом исследования является тревожность, а предметом – уровень школьной тревожности учащихся нашей школы.
Методы исследования:
Наблюдение;
Психологическое тестирование;
Анализ источников информации;
Математические методы;
Сравнительный анализ полученных данных.
Литературный обзор.
1.1.1 Стресс – способ адаптации организма.
Ганс Селье является основоположником учения о стрессе (1907-1982). По образованию он медик, биолог с мировой известностью, разрабатывал проблемы стресса на протяжении длительного времени. Наиболее подробно его учение изложено в известном труде «Стресс без дистресса»: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам». По определению Г. Селье: «Стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям». [8]
Стрессоры - факторы, которые вызывают состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который может привести к нарушению физического и душевного здоровья.
Ганс Селье выделяет три стадии развития стресса:
1. Реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма.
2. Сопротивление, когда организму удается справиться с вредными воздействиями (этот период еще называют повышенной стрессоустойчивостью).
3. Истощение, наступающее, когда действие вредоносных факторов долго не удается устранить или преодолеть. [8]
В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.
Ганс Селье выделяет следующие виды стресса:
- эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
- кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
- психологические и физиологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные). [8]
1.1.2 Причины и признаки школьного стресса.
Проявление стресса у детей отличается от проявления стресса у взрослых. В детстве стресс является частой проблемой в силу того, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети зачастую чувствуют, что они ничего не могут сделать, что-то изменить. Иногда это приводит к потере мотивации ребенка что-то делать самостоятельно. Часто это повышенная возбудимость, агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном предмете, также стресс вызывает физическое недомогание, например, головную боль. [4]
Школьная тревожность - это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т. д.) предпосылки. [10]
Необходимо отметить, что к понятию стресса близко и понятие фрустрация. Сам термин в переводе с латинского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Ожидания не совпали с тем, что ребенок себе нафантазировал, и наступило разочарование. [2]
Современные школьники подвергаются насилию, не только становясь его непосредственными жертвами и свидетелями, но и просто узнавая о нем. Средства массовой информации представляют достаточно широкий и субъективный обзор военных действий, убийств, жестокости и стихийных бедствий. Подобная подача материала травмирует детскую психику и может разрушить их уже сложившееся представление о мире. В результате, подростки теряют уверенность в своих силах, растут в страхе перед окружающим миром и пессимистично настроены на будущее. [5]
Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:
• физиологические - расстройства сна, общая утомляемость, психосоматические заболевания;
• эмоциональные - раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон и др.;
• поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям;
• познавательные - нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей. [5]
Многолетние наблюдения психологов показали, что повышенный уровень тревожности у школьников наблюдается по следующим параметрам: «страх ситуации проверки знаний», «страх самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям окружающих», «страхи в отношениях с учителями». В последние годы наметилась тенденция к снижению уровня школьной тревожности по всем параметрам. Складывается впечатление, что на наших глазах формируется новое поколение: с лучшими адаптивными механизмами, с иными ценностями и чем-то ещё, что помогает им испытывать меньшую тревожность в школе. Особенно значительный прогресс происходит во взаимоотношениях с учителями. Дети перестают бояться преподавателей, но, к сожалению, эта смелость иногда граничит с пренебрежением.
Школьная тревожность зависит от множества других факторов. Это и уровень личностной тревожности, и стиль отношений в семье, и ценностные установки самого ребёнка. [9]
1.1.3 Психологические исследования, направленные на выявление уровня тревожности школьников.
Для оценки тревожности детей и подростков, взрослых людей, разработано множество методик, популярных и малоизвестных. Например, методика Филлипса, тест Люшера и другие. Нам показались информативными и доступными «Шкала тревожности» Кондаша, экпресс-методика выявления школьной тревожности.
Методика «Шкала тревожности» Кондаша.
Назначение: методика диагностики тревожности по шкале тревожности.
Методика разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Возраст: подростки.Бланк методики [Приложение 1] содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе.Методика включает ситуации трех типов:
1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1.
Таблица 1. Виды тревожности
Вид тревожности |
Номер пункта шкалы |
Школьная |
1,4,6,9,10,13,16,20,25,30 |
Самооценочная |
3,5,12,14,19,22,23,27,28,29 |
Межличностная |
2,7,8,11,15,17,18,21,24,26 |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - как общий уровень тревожности. [Приложение 1]
Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.
Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы. Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей, родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Школьники с повышенной тревожностью оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы «не допускает» неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.
Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.
Для определения уровня стрессоустойчивости испытуемых специалистами используется не так много методик, поэтому мы воспользовались авторской методикой Усатова И. А. «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности».
В современном мире проблема сохранения психического здоровья и формирования стрессоустойчивости у людей очень актуальна, ведь стрессоустойчивость позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности, а также психическое состояние в напряженных ситуациях. В данной авторской методике стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы. [7]
Методика учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которые обеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Как считает Л.А. Китаев-Смык, [3] факторы, определяющие стрессоустойчивость, можно разделить на несколько групп:
Биологические особенности:
Личностные особенности:
Факторы социальной среды:
Когнитивные факторы:
Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации. Таким образом, методика учитывает все перечисленные компоненты.
2. Основная часть
2.1 Методика исследования
Специалисты-психологи разработали множество методик, позволяющих выявлять наличие стрессов и тревожности у взрослых и детей. Мы познакомились с некоторыми из них. По совету школьного психолога подобрали наиболее простые, не требующие специальных навыков по обработке и интерпретации результатов. Выяснилось, что наиболее популярная методика Кондаша не применяется для работы с подростками младше 15 лет, поэтому мы провели этот тест только с учащимися 9, 10 и 11 классов. Для работы с учащимися 5 и 7 классов выбрали экспресс-методику выявления тревожности. [Приложение 1]
Когда мы начали анализировать первые результаты, оказалось, что повышенный уровень тревожности совсем не характерен для учеников нашей школы. Это подтверждает информацию, найденную нами в специальной литературе о поколении стрессоустойчивых детей. Поэтому для уточнения полученных данных мы воспользовались дополнительным исследованием. С помощью авторской методики мы определили стрессоустойчивость испытуемых.
Для оценки влияния школьного стресса и определения стрессоустойчивости были выбраны группы учащихся 5б, 7б, 9б, 10б, 11б классов. Учащиеся 5 классов переживают стресс при переходе в среднее звено обучения. Учащиеся 9 и 11 классов готовятся к выпускным экзаменам, испытывают высокие учебные нагрузки и переживают за результаты экзаменов. Учащиеся 10 класса были выбраны в качестве респондентов, так как мы предположили, что их школьный стресс менее выражен, чем у выпускников. Учащиеся 7 классов – мои сверстники, переживающие кризис переходного возраста.
Учащимся 5 и 7 класса были предложены «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» иэкспресс-методика выявления тревожности, а старшеклассникам, достигшим 15-летнего возраста, «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» и тест Кондаша «Шкала тревожности». [Приложение 1]
Собранные результаты мы подвергли статистической обработке и проанализировали, учитывая пол респондентов и их успеваемость. [Приложение 2]
2.2 Результаты.
При обработке анкет пятиклассников мы выяснили, что высокий уровень тревожности наблюдается только у 7% мальчиков, а повышенный – у половины девочек (50%) и трети мальчиков (36%) – у 40% респондентов. При этом 17% девочек с уровнем стрессоустойчивости ниже среднего. У большинства пятиклассников (75%) средний уровень стрессоустойчивости. Мы можем объяснить их школьный стресс объективными причинами. Не все дети привыкли после начальной школы к новым учителям, изменившимся требованиям. Но это явление временное. Педагог-психолог, которая из года в год наблюдает адаптацию пятиклассников, уверяет нас, что тревожность пятиклассников заметно снизится к концу учебного года.
Анализируя ответы семиклассников, мы выяснили, что уровень тревожности школьников в целом снизился (по сравнению с пятиклассниками). Мы обратили внимание на то, что возросло количество школьников с уровнем стрессоустойчивости «выше среднего». Адаптация идет успешно, мои сверстники ощущают себя в школе достаточно комфортно.
Перед девятиклассниками стоит важная задача: успешно сдать экзамены за курс основной школы. Кроме того, у 15-летних подростков происходит созревание организма и ярко проявляются эмоциональные реакции. Их результаты это подтверждают. «Низкий» и «ниже среднего» уровни стрессоустойчивости преобладают именно у девятиклассников. Кроме того, у девятиклассников проявился такой показатель, как «чрезмерное спокойствие» (девушки – 25%, юноши – 12,5%). Этот показатель тревожности демонстрирует желание испытуемого свою тревожность скрыть. Значит, мы либо имеем дело с самообманом, когда подросток не признается даже себе в своих слабостях, либо он пытается свои переживания скрыть от посторонних.
Десятиклассники успешно преодолели экзаменационные испытания и должны оказаться более спокойными по сравнению с девятиклассниками. Именно такую картину мы выявили, проведя тестирование. У большинства школьников (около 80%) – нормальный уровень тревожности. «Чрезмерное спокойствие» осталось только у 6% девушек. Наблюдается повышенный и высокий уровень тревожности (как раз преимущественно школьной) у 5 девушек и 2 юношей. Уровень стрессоустойчивости у них – средний (64%), выше среднего (18%) и высокий (4%). Ниже среднего – всего у 14%, низкий уровень стрессоустойчивости не встречался.
У выпускников школы мы ожидали определить высокий уровень тревожности, ведь они подвержены экзаменационному стрессу и самым высоким учебным нагрузкам. Мы много слышали о том, как сильно школьники боятся ЕГЭ. Наши предположения не подтвердились. Высокий уровень школьной тревожности выявлен только у 1 девушки. У большинства (54% девушек и 63% юношей) уровень тревожности средний! Но у 38% определен показатель тревожности «чрезмерное спокойствие», а мы упоминали – что это обман либо самообман. Он объясняется как защитная реакция: «Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности», - объясняет автор методики.
Средний уровень стрессоустойчивости мы определили у 90% одиннадцатиклассников. Ниже среднего и выше среднего – по 5%. Обсудив это неожиданный результат со школьным психологом, мы решили, что его можно объяснить, как личностными особенностями отдельных выпускников, так и грамотной организацией подготовки к экзаменам. Администрация школы, учителя, психологическая служба проводят большую работу со старшеклассниками и их родителями, позволяющую относится относиться к предстоящим экзаменам без паники. [Приложение 2, 3] Наша гипотеза не подтвердилась, связь уровня тревожности с успеваемостью нами не выявлена.
2.3 Выводы.
Школьная тревожность - это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. Чаще повышенный уровень тревожности у школьников наблюдается по таким параметрам, как «страх ситуации проверки знаний», «страх самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям окружающих», «страхи в отношениях с учителями». Школьная тревожность зависит от множества других факторов: уровень личностной тревожности, стиль отношений в семье, ценностные установки самого ребёнка. Специалисты отмечают, что в последние годы наметилась тенденция к снижению уровня школьной тревожности по всем параметрам. Формируется новое поколение: с лучшими адаптивными механизмами, с иными ценностями, способное испытывать меньшую тревожность в школе. Заметно снижение тревожности во взаимоотношениях с учителями.
Уровень школьной тревожности у подростков можно оценить с помощью таких методик, как «Экспресс-методика выявления тревожности», тест Кондаша «Шкала тревожности». Для определения стрессоустойчивости мы выбрали авторскую методикуУсатова«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности». Они позволяют тестировать группу испытуемых, содержат небольшое число вопросов, а обработка доступна для школьника.
Уровень школьной и других видов тревожности у выбранной группы учащихся нашей школы не превышает допустимых норм. Выше всего уровень тревожности у пятиклассников. Затем он начинает снижаться. У выпускников 9 класса зафиксировано повышение уровня тревожности. У выпускников 11 класса мы отметили большую группу респондентов с «чрезмерным спокойствием», что можно рассмотреть, как негативный показатель.
Психологи разработали массу рекомендаций для снижения психоэмоционального напряжения и снятия первых симптомов стресса. Мы выбрали упражнения, которые нам показались интересными и достаточно простыми. Любой школьник может выполнить упражнения дыхательной гимнастики и синхрогимнастики дома, в школе, на улице и вернуть себе душевное равновесие. [Приложение 4]
3. Заключение
Мы не считаем наше исследование завершенным и планируем его продолжать. Во-первых, интересно отследить динамику изменения тревожности. Как изменится общий уровень тревожности наших испытуемых? Какие результаты мы получим, проведя исследование на следующей группе подростков? Повышение тревожности у отдельных школьников связано с конкретными ситуациями, индивидуальными особенностями личностей или чем-то еще? Преобладание среднего – нормального уровня тревожности характерно для всех современных подростков или это все-таки особенность нашей школы. На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе последующих исследований.
4. Источники информации
7 простых упражнений для снятия стресса и нервного напряжения.- [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://human-med.info/7-prostyx-uprazhnenij-dlya-snyatiya-napryazheniya-i-stressa.htm
Исследование стрессовых ситуаций у младших школьников - [электронный ресурс] - Режим доступа. -https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00466914_0.html
Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования / Р. Лазарус. - М.: Академия, 1970. - 190 с.
Профилактика школьного стресса у подростков - [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://sch23novotroizk.ucoz.ru/index/shkolnyj_stress/0-280
Сабо М. С. 3 упражнения «Синхрогимнастики» для быстрого снятия стресса и восстановления нервной системы - [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.b17.ru/article/6475/
Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. - 3-е изд. - Р-н-Д.: Феникс, 1999. - 512 с.
Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 287 с.
Хмельницкая О. Откуда берётся школьная тревожность? // Школьный психолог № 20 2005 г. Методическая газета для педагогов-психологов Издательский дом «Первое сентября»
Характеристика школьной тревожности - [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00670387_0.html
Приложение 1
Материалы для проведения исследований и интерпретации результатов
Бланк для тестирования 9-11 класс
Класс______ Пол______Успеваемость_________Дата____________
Тест Кондаша «Шкала тревожности»
Инструкция: «Прочти ситуации, с которыми все часто встречаются в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Твоя задача — представить себе, как можно яснее каждую ситуацию и выбрать ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у тебя опасение, беспокойство, тревогу или страх. Внимательно прочти каждое утверждение и выбери один из вариантов ответа, который кажется тебе наиболее верным или подходящим для тебя. Варианты ответов:
0 - ситуация совершенно не кажется неприятной.
1 - ситуация немного волнует, беспокоит.
2 - ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ее лучше избежать.
3 - ситуация очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх.
4 - ситуация крайне неприятна, ее нельзя перенести, она вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх.
Наиболее интересна твоя первая реакция, поэтому долго не задумывайся над ответом. Но и легкомысленно тоже относиться к утверждениям не стоит. В тесте нет хороших или плохих ответов.
Тест методики
№ |
Вопросы теста |
Ответ |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Отвечать у доски |
|||||
2 |
Пойти в дом к незнакомым людям |
|||||
3 |
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах |
|||||
4 |
Разговаривать с директором школы |
|||||
5 |
Думать о своем будущем |
|||||
6 |
Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить |
|||||
7 |
Тебя критикуют, в чем-то упрекают |
|||||
8 |
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) |
|||||
9 |
Пишешь контрольную работу |
|||||
10 |
После контрольной учитель называет отметки |
|||||
11 |
На тебя не обращают внимания |
|||||
12 |
У тебя что-то не получается |
|||||
13 |
Ждешь родителей с родительского собрания |
|||||
14 |
Тебе грозит неуспех, провал |
|||||
15 |
Слышишь за своей спиной смех |
|||||
16 |
Сдаешь экзамены в школе |
|||||
17 |
На тебя сердятся (непонятно почему) |
|||||
18 |
Выступать перед большой аудиторией |
|||||
19 |
Предстоит важное, решающее дело |
|||||
20 |
Не понимаешь объяснений учителя |
|||||
21 |
С тобой не согласны, противоречат тебе |
|||||
22 |
Сравниваешь себя с другими |
|||||
23 |
Проверяются твои способности |
|||||
24 |
На тебя смотрят как на маленького |
|||||
25 |
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос |
|||||
26 |
Замолчали, когда ты подошел (подошла) |
|||||
27 |
Оценивается твоя работа |
|||||
28 |
Думаешь о своих делах |
|||||
29 |
Тебе надо принять для себя решение |
|||||
30 |
Не можешь справиться с домашним заданием |
Интерпретация результатов
Виды тревожности
Вид тревожности |
Номер пункта шкалы |
Школьная |
1,4,6,9,10,13,16,20,25,30 |
Самооценочная |
3,5,12,14,19,22,23,27,28,29 |
Межличностная |
2,7,8,11,15,17,18,21,24,26 |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - как общий уровень тревожности.
Уровень тревожности
Уровень тревожности |
Группа учащихся |
Уровень различных видов тревожности, баллы |
||||
класс |
пол |
общая |
школьная |
самооценочная |
межличност- ная |
|
1. Нормальная |
9 10 11 |
ж м ж м ж м |
30-62 17-54 17-54 10-48 35-62 23-47 |
7-19 4-17 2-14 1-13 5-17 5-14 |
11-21 4-18 6-19 1-17 12-23 8-17 |
7-20 5-17 4-19 3-17 5-20 5-14 |
2. Несколько повышенная |
9 10 11 |
ж м ж м ж м |
63-78 55-73 55-73 49-67 63-76 48-60 |
20-25 18-23 15-20 14-19 18-23 15-19 |
22-26 19-25 20-26 18-26 24-29 18-22 |
21-27 18-24 20-26 18-25 21-28 15-19 |
3. Высокий |
9 10 11 |
ж м ж м ж м |
79-94 74-91 73-90 68-86 77-90 61-72 |
26-31 24-30 21-26 20-25 24-30 20-24 |
27-31 26-32 27-32 27-34 30-34 23-27 |
28-33 25-30 27-33 26-32 29-36 20-23 |
4.Очень высокий |
9 10 11 |
ж м ж м ж м |
Более 94 Более 91 Более 90 Более 86 Более 90 Более 72 |
Более 31 Более 30 Более 26 Более 25 Более 30 Более 24 |
Более 31 Более 32 Более 32 Более 34 Более 34 Более 27 |
Более 33 Более 30 Более 33 Более 32 Более 36 Более 23 |
5. «Чрезмерное спокойствие» |
9 10 11 |
ж м ж м ж м |
Менее 30 Менее 17 Менее 17 Менее 10 Менее 39 Менее 23 |
Менее 7 Менее 4 Менее 2 - Менее 5 Менее 5 |
Менее 11 Менее 4 Менее 6 - Менее 12 Менее 8 |
Менее 7 Менее 5 Менее 4 Менее 3 Менее 5 Менее 5 |
Бланк для тестирования 5-7 класс
Класс______ Пол______Успеваемость_________Дата____________
Экспресс-методика выявления тревожности
Вам предлагается оценить своё самочувствие в последнее время. Обведите ответ «да» или «нет» в кружочек.
1 |
Я быстро устаю |
да |
нет |
2 |
Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят |
да |
нет |
3 |
Я чувствую себя свободнее |
да |
нет |
4 |
У меня появились головокружения, слабость, подташнивание |
да |
нет |
5 |
Учителя недовольны мной (получаю больше замечаний) |
да |
нет |
6 |
Мне не хватает уверенности в себе |
да |
нет |
7 |
Я чувствую себя в безопасности |
да |
нет |
8 |
Я избегаю трудностей |
да |
нет |
9 |
Я могу легко расстроиться и даже заплакать |
да |
нет |
10 |
У меня стало больше конфликтов |
да |
нет |
11 |
Домашние задания стали интереснее |
да |
нет |
12 |
Я хуже понимаю объяснения учителей |
да |
нет |
13 |
Я долго переживаю неприятности |
да |
нет |
14 |
Я не высыпаюсь |
да |
нет |
15 |
Хочу, чтобы нас учили те же учителя, что и в прошлом году. |
да |
нет |
Подсчёт баллов: Начисляется по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы – 1,4,5,6,8,9,10,12,13,14,15 и «нет» на вопросы – 2,3,7,11
Оценка уровня тревожности:
1-4 балла – низкий уровень
5-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – повышенный уровень
11-15 баллов – высокий уровень
«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»
Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».
Таблица 1 Стимульный материал методики
№ |
Утверждение |
Часто/ сильно |
Редко/ иногда |
Нет/ никогда |
1 |
Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем - то угнетены. |
|||
2 |
Я не терплю критики в свой адрес. |
|||
3 |
Я переживаю за качество выполняемой мной работы. |
|||
4 |
Я страдаю бессонницей. |
|||
5 |
Я думаю, что люди меня недооценивают. |
|||
6 |
Я раздражаюсь по пустякам. |
|||
7 |
Я стараюсь быть первым во всем. |
|||
8 |
Я настроен агрессивно. |
|||
9 |
У меня недостаточно свободного времени. |
|||
10 |
Я болезненно переживаю неприятности. |
|||
11 |
У меня возникают конфликтные ситуации. |
|||
12 |
Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи. |
|||
13 |
Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя. |
|||
14 |
Я не могу сосредоточиться. |
|||
15 |
Я смеюсь. |
|||
16 |
Я чувствую себя беспомощным. |
|||
17 |
Неожиданные события выводят меня из себя. |
|||
18 |
Я испытываю внутреннее беспокойство. |
|||
19 |
Я нервозен. |
|||
20 |
Я встречаюсь с друзьями, знакомыми. |
|||
21 |
Я ощущаю слабость во всем теле. |
|||
22 |
Мне тяжело скрыть раздражение. |
|||
23 |
Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей. |
|||
24 |
Я занимаюсь спортом. |
|||
25 |
Я бываю вполне счастлив. |
|||
26 |
Я планирую свою жизнь. |
|||
27 |
Меня одолевают страхи. |
|||
28 |
Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день. |
|||
29 |
Бывает, что я говорю неправду. |
|||
30 |
Я чувствую неуверенность в себе. |
|||
31 |
Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть. |
|||
32 |
Я завожу новые знакомства. |
|||
33 |
Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу. |
|||
34 |
Я испытываю головные боли. |
|||
35 |
Я нерационально питаюсь. |
|||
36 |
Я бываю доволен. |
|||
37 |
Я позитивно смотрю в будущее. |
|||
38 |
Я боюсь перемен. |
Обработка данных.
Перед обработкой результатов, подсчитывается количество набранных баллов по шкале лжи.
Шкала лжи - ответ «никогда/нет» на вопросы: 11, 15, 20, 26, 29.
Каждое совпадение со шкалой лжи оценивается в 1 балл. Если по шкале лжи набрано более 3 баллов - недостоверность результатов диагностики. Это свидетельствует о феномене социальной желательности, то есть на стремлении казаться несколько лучше в глазах окружающих людей и давать ответы, которые были бы более желательными с точки зрения норм, правил и ценностей общества. Следует провести повторное тестирование через некоторое время.
Дальнейшая обработка осуществляется в соответствии с ключом, подсчитывается общее количество баллов, набранных в тесте.
«Ключ» к тесту на определение уровня стрессоустойчивости личности
№ |
Утверждение |
Часто/ сильно |
Редко/ иногда |
Нет/ никогда |
1 |
Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем - то угнетены. |
2 |
1 |
0 |
2 |
Я не терплю критики в свой адрес. |
2 |
1 |
0 |
3 |
Я переживаю за качество выполняемой мной работы. |
2 |
1 |
0 |
4 |
Я страдаю бессонницей. |
2 |
1 |
0 |
5 |
Я думаю, что люди меня недооценивают. |
2 |
1 |
0 |
6 |
Я раздражаюсь по пустякам. |
2 |
1 |
0 |
7 |
Я стараюсь быть первым во всем. |
0 |
1 |
2 |
8 |
Я настроен агрессивно. |
2 |
1 |
0 |
9 |
У меня недостаточно свободного времени. |
2 |
1 |
0 |
10 |
Я болезненно переживаю неприятности. |
2 |
1 |
0 |
11 |
У меня возникают конфликтные ситуации. |
2 |
1 |
- |
12 |
Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи. |
0 |
1 |
2 |
13 |
Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя. |
2 |
1 |
0 |
14 |
Я не могу сосредоточиться. |
2 |
1 |
0 |
15 |
Я смеюсь. |
0 |
1 |
- |
16 |
Я чувствую себя беспомощным. |
2 |
1 |
0 |
17 |
Неожиданные события выводят меня из себя. |
2 |
1 |
0 |
18 |
Я испытываю внутреннее беспокойство. |
2 |
1 |
0 |
19 |
Я нервозен. |
2 |
1 |
0 |
20 |
Я встречаюсь с друзьями, знакомыми. |
0 |
1 |
- |
21 |
Я ощущаю слабость во всем теле. |
2 |
1 |
0 |
22 |
Мне тяжело скрыть раздражение. |
2 |
1 |
0 |
23 |
Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей. |
2 |
1 |
0 |
24 |
Я занимаюсь спортом. |
0 |
1 |
2 |
25 |
Я бываю вполне счастлив. |
0 |
1 |
2 |
26 |
Я планирую свою жизнь. |
0 |
1 |
- |
27 |
Меня одолевают страхи. |
2 |
1 |
0 |
28 |
Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день. |
2 |
1 |
0 |
29 |
Бывает, что я говорю неправду. |
2 |
1 |
- |
30 |
Я чувствую неуверенность в себе. |
2 |
1 |
0 |
31 |
Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть. |
2 |
1 |
0 |
32 |
Я завожу новые знакомства. |
0 |
1 |
2 |
33 |
Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу. |
2 |
1 |
0 |
34 |
Я испытываю головные боли. |
2 |
1 |
0 |
35 |
Я нерационально питаюсь. |
2 |
1 |
0 |
36 |
Я бываю доволен. |
0 |
1 |
2 |
37 |
Я позитивно смотрю в будущее. |
0 |
1 |
2 |
38 |
Я боюсь перемен. |
2 |
1 |
0 |
Интерпретация результатов.
Интерпретация результатов проводится в соответствии с набранным количеством баллов.
Если вы набрали 0 - 11 баллов - вы обладаете высоким уровнем стрессоустойчивости. Вы четко определяете цели и пути их достижения, умеете и стремитесь рационально распределять время, можете долгое время работать с большим напряжением сил. Неожиданности, как правило, не выбивают вас из колеи. Круг ваших интересов достаточно широк.
Если вы набрали 12 - 23 балла - ваш уровень стрессоустойчивости выше среднего. Вы уверены в себе, сильные потрясения воспринимаете как урок в жизни и включаете механизмы самооценки и значимости, умеете проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние.
Если вы набрали 24 - 44 балла - вы обладаете средним уровнем стрессоустойчивости. Ваш уровень стрессоустойчивости соответствует в меру напряженной жизни активного человека. Ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь. Стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в вашей жизни.
Если вы набрали 45 - 56 баллов - ваш уровень стрессоустойчивости ниже среднего. У вас проявляются цепные реакции физических и умственно - психических нарушений, и Вы вынуждены часть своих ресурсов тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Вам следует скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса.
Если вы набрали более 57 баллов - вы обладаете низким уровнем стрессоустойчивости. Вы очень уязвимы для стресса, очень чувствительны к нагрузкам, поэтому Вы вынуждены большую часть своих ресурсов тратить на борьбу со стрессом. Для вас характерно стремление к конкуренции, достижению цели, обычно вы не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинаете рваться к новой цели. Вы часто проявляете агрессивность, нетерпеливость, отстраненность. Вам следует предпринять какие-то целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.
Приложение 2
Результаты проведённых исследований
Результаты проведения экспресс-методики выявления тревожности и теста на определения уровня стрессоустойчивости.
Номер испытуемого |
Пол |
Успеваемость |
Уровень тревожности |
Уровень стрессоустойчивости |
5 класс |
||||
1 |
Женский |
Хорошая |
Средний |
Средний |
2 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Средний |
3 |
Мужской |
Удовлетворительная |
Средний |
Средний |
4 |
Мужской |
Удовлетворительная |
Средний |
Выше среднего |
5 |
Женский |
Хорошая |
Низкий |
Низкий |
6 |
Мужской |
Удовлетворительная |
Высокий |
Средний |
7 |
Мужской |
Хорошая |
Повышенный |
Средний |
8 |
Мужской |
Хорошая |
Повышенный |
Средний |
9 |
Женский |
Отличная |
Низкий |
Выше среднего |
10 |
Мужской |
Хорошая |
Средний |
Средний |
11 |
Мужской |
Удовлетворительная |
Низкий |
Выше среднего |
12 |
Мужской |
Хорошая |
Повышенный |
Средний |
13 |
Мужской |
Хорошая |
Повышенный |
Средний |
14 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Средний |
15 |
Мужской |
Отличная |
Низкий |
Выше среднего |
16 |
Мужской |
Хорошая |
Повышенный |
Средний |
17 |
Женский |
Удовлетворительная |
Повышенный |
Средний |
18 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Средний |
19 |
Женский |
Хорошая |
Повышенный |
Средний |
20 |
Женский |
Хорошая |
Повышенный |
Выше среднего |
7 класс |
||||
1 |
Мужской |
Отличная |
Низкий |
Выше среднего |
2 |
Женский |
Отличная |
Низкий |
Выше среднего |
3 |
Мужской |
Удовлетворительная |
Высокий |
Средний |
4 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Средний |
5 |
Женский |
Хорошая |
Низкий |
Выше среднего |
6 |
Мужской |
Отличная |
Повышенный |
Средний |
7 |
Женский |
Хорошая |
Средний |
Средний |
8 |
Мужской |
Удовлетворительная |
Средний |
Средний |
9 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Выше среднего |
10 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Средний |
11 |
Мужской |
Хорошая |
Средний |
Средний |
12 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Выше среднего |
13 |
Мужской |
Отличная |
Низкий |
Выше среднего |
14 |
Мужской |
Отличная |
Средний |
Выше среднего |
15 |
Мужской |
Удовлетворительная |
Низкий |
Средний |
16 |
Женский |
Хорошая |
Повышенный |
Средний |
17 |
Мужской |
Удовлетворительная |
Низкий |
Выше среднего |
18 |
Женский |
Отличная |
Повышенный |
Ниже среднего |
19 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Средний |
20 |
Мужской |
Хорошая |
Низкий |
Выше среднего |
21 |
Мужской |
Отличная |
Средний |
Средний |
22 |
Мужской |
Отличная |
Средний |
Средний |
23 |
Мужской |
Хорошая |
Средний |
Средний |
24 |
Мужской |
Хорошая |
Средний |
Средний |
25 |
Женский |
Отличная |
Средний |
Выше среднего |
26 |
Женский |
Отличная |
Средний |
Средний |
Результаты проведения тесты Кондаша («Шкала тревожности») и теста на определения уровня стрессоустойчивости.
Номер испытуемого |
Пол |
Успеваемость |
Уровень тревожности |
Уровень стрессоустойчивости |
|||
Общая тревожность |
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность |
||||
9 класс |
|||||||
1 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
2 |
М |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Выше среднего |
3 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Средний |
4 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Несколько повышенная |
Нормальная |
Ниже среднего |
5 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
6 |
Ж |
Уд. |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
7 |
Ж |
Уд. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Выше среднего |
8 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Выше среднего |
9 |
Ж |
Отл. |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Нормальная |
Нормальная |
Ниже среднего |
10 |
Ж |
Отл. |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Несколько повышенная |
Нормальная |
Низкий |
11 |
М |
Уд. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Средний |
12 |
Ж |
Отл. |
Нормальная |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
13 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Низкий |
14 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Низкий |
15 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Низкий |
16 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Выше среднего |
17 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
18 |
Ж |
Отл. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Выше среднего |
19 |
Ж |
Отл. |
Нормальная |
Немного повышенная |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Выше среднего |
20 |
Ж |
Уд. |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
21 |
М |
Уд |
Несколько повышенная |
Несколько повышенная |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Средний |
22 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Ниже среднего |
23 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Выше среднего |
10 класс |
|||||||
1 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
2 |
Ж |
Уд. |
Немного повышенная |
Высокая |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
3 |
Ж |
Хор. |
Несколько повышенная |
Высокая |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Ниже среднего |
4 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
5 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
6 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Выше среднего |
7 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Средний |
8 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
9 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
10 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
11 |
Ж |
Уд. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Высокий |
12 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Выше среднего |
13 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Ниже среднего |
14 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Ниже среднего |
15 |
М |
Уд. |
Несколько повышенная |
Высокая |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Средний |
16 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
17 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
18 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Выше среднего |
19 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Высокая |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
20 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Высокая |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
21 |
М |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Выше среднего |
11 класс |
|||||||
1 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
2 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
3 |
Ж |
Хор. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
4 |
М |
Хор. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
5 |
М |
Уд. |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Выше среднего |
6 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
7 |
М |
Хор. |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
8 |
М |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
9 |
М |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
10 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
11 |
М |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
12 |
Ж |
Хор. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
13 |
Ж |
Уд. |
Несколько повышенная |
Несколько повышенная |
Несколько повышенная |
Несколько повышенная |
Ниже среднего |
14 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Нормальная |
Несколько повышенная |
Средний |
15 |
Ж |
Уд. |
Нормальная |
Высокая |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
16 |
Ж |
Хор. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
17 |
М |
Уд. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
18 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
19 |
Ж |
Хор. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Средний |
20 |
Ж |
Хор. |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
21 |
Ж |
Хор. |
Чрезмерное спокойствие |
Нормальная |
Нормальная |
Нормальная |
Средний |
Анализ результатов проведения экспресс-методики на выявление уровня тревожности
5 класс
Пол |
Кол-во уч-ся |
Уровень тревожности |
|||||||
Низкий |
Средний |
Повышенный |
Высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
Ж |
6 |
2 |
33 |
1 |
16 |
3 |
50 |
- |
0 |
М |
14 |
5 |
36 |
3 |
21 |
5 |
36 |
1 |
7 |
Всего |
20 |
7 |
35 |
4 |
20 |
8 |
40 |
1 |
5 |
7 класс
Пол |
Кол-во уч-ся |
Уровень тревожности |
|||||||
Низкий |
Средний |
Повышенный |
Высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
Ж |
8 |
2 |
25 |
3 |
37,5 |
3 |
37,5 |
0 |
0 |
М |
18 |
10 |
56 |
7 |
39 |
- |
0 |
1 |
5,5 |
Всего |
26 |
12 |
46 |
10 |
38 |
3 |
11 |
1 |
4 |
Анализ результаты проведения теста Кондаша («Шкала тревожности»)
9 класс
Уровень тревожности |
Девочки (16 человек) |
|||||||||
«Чрезмерное спокойствие» |
Нормальный |
Несколько повышенный |
Высокий |
Очень высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Общая тревожность |
4 |
25 |
12 |
75 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Школьная тревожность |
5 |
31 |
9 |
56 |
3 |
19 |
- |
- |
- |
- |
Самооценочная тревожность |
7 |
44 |
6 |
37,5 |
3 |
19 |
- |
- |
- |
- |
Межличностная тревожность |
3 |
19 |
13 |
81 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Уровень тревожности |
Мальчики (8 человек) |
|||||||||
«Чрезмерное спокойствие» |
Нормальный |
Несколько повышенный |
Высокий |
Очень высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Общая тревожность |
1 |
12,5 |
6 |
75 |
1 |
12,5 |
- |
- |
- |
- |
Школьная тревожность |
- |
- |
7 |
87,5 |
1 |
12,5 |
- |
- |
- |
- |
Самооценочная тревожность |
- |
- |
8 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Межличностная тревожность |
1 |
12,5 |
6 |
75 |
1 |
12,5 |
- |
- |
- |
- |
10 класс
Уровень тревожности |
Девочки (16 человек) |
|||||||||
«Чрезмерное спокойствие» |
Нормальный |
Несколько повышенный |
Высокий |
Очень высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Общая тревожность |
1 |
6 |
13 |
81 |
2 |
12,5 |
- |
- |
- |
- |
Школьная тревожность |
- |
- |
9 |
56 |
2 |
12,5 |
4 |
25 |
- |
- |
Самооценочная тревожность |
2 |
12,5 |
14 |
87,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Межличностная тревожность |
1 |
6 |
14 |
87,5 |
1 |
6 |
- |
- |
- |
- |
Уровень тревожности |
Мальчики (6 человек) |
|||||||||
«Чрезмерное спокойствие» |
Нормальный |
Несколько повышенный |
Высокий |
Очень высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Общая тревожность |
- |
- |
5 |
83 |
1 |
17 |
- |
- |
- |
- |
Школьная тревожность |
- |
- |
5 |
83 |
- |
- |
1 |
17 |
- |
- |
Самооценочная тревожность |
- |
- |
6 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Межличностная тревожность |
- |
- |
5 |
83 |
1 |
17 |
- |
- |
- |
- |
11 класс
Уровень тревожности |
Девочки (13 человек) |
|||||||||
«Чрезмерное спокойствие» |
Нормальный |
Несколько повышенный |
Высокий |
Очень высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Общая тревожность |
5 |
38 |
7 |
54 |
1 |
8 |
- |
- |
- |
- |
Школьная тревожность |
- |
- |
11 |
85 |
2 |
15 |
1 |
8 |
- |
- |
Самооценочная тревожность |
4 |
30 |
8 |
62 |
1 |
8 |
- |
- |
- |
- |
Межличностная тревожность |
- |
- |
11 |
85 |
2 |
15 |
- |
- |
- |
- |
Уровень тревожности |
Мальчики (8 человек) |
|||||||||
«Чрезмерное спокойствие» |
Нормальный |
Несколько повышенный |
Высокий |
Очень высокий |
||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Общая тревожность |
3 |
37,5 |
5 |
62,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Школьная тревожность |
2 |
25 |
6 |
75 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Самооценочная тревожность |
4 |
50 |
4 |
50 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Межличностная тревожность |
1 |
12,5 |
7 |
87,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Анализ результатов теста на определения уровня стрессоустойчивости.
Класс |
Пол |
Кол-во уч-ся |
Уровень стрессоустойчивости |
|||||||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
||||||||
5 |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
Ж |
6 |
1 |
17 |
3 |
50 |
2 |
33 |
- |
- |
|||
М |
14 |
- |
- |
- |
- |
12 |
86 |
2 |
14 |
- |
- |
|
все уч-ся |
20 |
- |
1 |
5 |
15 |
75 |
4 |
20 |
- |
- |
||
7 |
Ж |
8 |
- |
- |
1 |
12,5 |
4 |
50 |
3 |
37,5 |
- |
- |
М |
18 |
- |
- |
- |
- |
11 |
61 |
7 |
39 |
- |
- |
|
все уч-ся |
26 |
- |
- |
1 |
4 |
15 |
58 |
10 |
38 |
- |
- |
|
9 |
Ж |
15 |
3 |
20 |
3 |
20 |
5 |
33 |
4 |
27 |
- |
- |
М |
8 |
1 |
12,5 |
- |
- |
4 |
50 |
3 |
37,5 |
- |
- |
|
все уч-ся |
23 |
4 |
17 |
3 |
13 |
9 |
39 |
7 |
30 |
- |
- |
|
10 |
Ж |
16 |
- |
- |
1 |
6 |
12 |
75 |
2 |
13 |
1 |
6 |
М |
6 |
- |
- |
2 |
33 |
2 |
33 |
2 |
33 |
- |
- |
|
все уч-ся |
22 |
- |
- |
3 |
14 |
14 |
64 |
4 |
18 |
1 |
4 |
|
11 |
Ж |
13 |
- |
- |
1 |
8 |
12 |
92 |
- |
- |
- |
- |
М |
8 |
- |
- |
- |
- |
7 |
87,5 |
1 |
12,5 |
- |
- |
|
все уч-ся |
21 |
- |
- |
1 |
5 |
19 |
90 |
1 |
5 |
- |
- |
Результаты Теста на определение уровня стрессоустойчивости личности
Приложение 3
Проведение тестирований и анализ полученных данных
Приложение 4
Рекомендации для снятия стресса
Три упражнения «Синхрогимнастики» взяты из метода психофизиологической саморегуляции «Ключ» доктора Хасая Алиева, созданного для космонавтов в «Звездном городке» еще в 1981 году, а теперь применяемого для выведения из стресса пострадавших при терактах, катастрофах и любых кризисных ситуациях. Метод также широко используется для подготовки к ответственным ситуациям (экзаменам, переговорам, соревнованиям).
«Хлест руками по спине»
«Хлест руками по спине» - упражнение, вызывающее взрывной эффект раскрепощения. Уже через 30-60 секунд голова проясняется, происходит прилив энергии и уверенности в себе, хочется ходить прямо, расправив плечи, появляется готовность к совершению ранее «неподъемных» действий! Чувствуется освобождение в шейно-плечевом поясе, хочется работать!
В основе упражнения - инстинктивное похлопывание руками, которое человек совершает рефлекторно, например, для согревания на морозе).
Хлест руками по спине выполняется от 30 секунд до 1 минуты. Руки надо бросать за плечи свободно. Руки - как плети. Надо не двигать ими, а именно свободно бросать. Необходимо далеко закинуть руки за плечи так, чтобы ладошки свободно хлопали за плечами, издавая характерный звук шлепка. При этом голова свободно двигается на расслабленной шее по удобной для вас траектории с частотой, синхронной похлопываниям.
Во-первых, при хлесте происходит схождение и расхождение верхушек легких, и кровь лучше обогащается кислородом, а это еще больше повышает эффективность работы мозга. Происходит раскрепощение шейно-грудного отдела, освобождение тела и сознания от блоков, улучшение кровообращения мозга. И, наконец – частота движений синхронна уровню текущего напряжения, которое зависит от проблем, которые вы решаете в данный момент. То есть, вы просто встаете и начинаете «хлестать» себя по плечам, думая о проблемной ситуации. По мере выполнения упражнения, уменьшается психологическое и физическое напряжение.
2) «Лыжник»
Данное упражнение состоит из взмахов руками вверх-вниз и синхронных подъемов, и опусканий пяток. Отчасти, оно напоминает движения лыжника, поэтому так и называется «Лыжник».
Для его выполнения надо просто встать, расслабить свое тело и начать совершать вышеуказанные движения в максимально удобном для вас режиме. Вы можете производить махи руками вверх-вниз с ровной спиной, а можно немного согнувшись, или даже пригнувшись совсем низко к полу, как это делает лыжник во время спуска с горы. Ноги также могут быть прямыми или полусогнутыми. Делаете махи руками вверх над собой и затем бросаете их вниз. Пятки при этом также поднимаются и опускаются с небольшим стуком. Соответствие движений рук и пяток также подбирается индивидуально. Главный критерий – легкость и удовольствие от выполнения данного упражнения. Делайте так, как вам удобно. Главное, чтобы руки ходили вверх-вниз, а пятки при этом отрывались от пола и опускались.
Выполнять от 5 до 15 минут в зависимости от уровня напряжения. Чем дольше делаете – тем ниже напряжение.
«Крутиться»
Встаньте, как вам удобно, расслабьте тело и начните поворачивать свой корпус вправо-влево, руки при этом свободно следуют за движением тела туда-сюда – болтаются. Вот так и стойте себе, крутитесь и думайте о своих проблемах. Время выполнения такое же, как и в предыдущем упражнении.
Из 3-х вышеперечисленных упражнений можно выбрать одно, которое лучше всего получается и выполнять его до автоматизма, т.е. до тех пор, пока вы не почувствуете, что можете его делать бесконечно, а в голове появилась пустота. Вместе с автоматизацией наступает и резкое улучшение состояния, облегчение от груза накопившихся проблем.
После проделанного упражнения необходимо сесть и спокойно посидеть с рассеянным взглядом, не совершая движений глазами. Думайте, о чем думается. Это стадия «последействия», когда наступает приятное чувство покоя и легкости. Но, если у вас потекли слезы или появляются какие-то мысли, не пугайтесь – это «разгрузка» от накопившегося напряжения. Просто не мешайте им уйти. А после них наступит желаемое облегчение состояния! [6]
Дыхательные упражнения для снятия стресса
1. Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом, когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5-6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.
2. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.
3. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном. [1]