Плесень-польза или вред?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плесень-польза или вред?

Боровский И.Д. 1
1МБОУ гимназия №6
Шикер В.А. 1
1МБОУ гимназия№6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вступление.

Для исследовательской работы я выбрал тему «Плесень-польза или вред?»», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются окружающим нас миром.

Проблема исследования – каким образом систематический уход будет способствовать правильному развитию животного.

Объект исследования – плесень

Предмет исследования – условия, при которых будет жить и развиваться

плесень

Цель исследования –узнать, что такое плесень и при каких условиях она образуется.

Задачи исследования:

Изучить что такое плесень

С помощью эксперимента проверить от чего зависит скорость появления плесени.

Выявить вред и пользу плесени в окружающем мире.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Наблюдение и фиксация наблюдений.

Глава 1.

Так что же такое плесень?

Плесень – это необычные грибы, детально рассмотреть которые можно только под микроскопом, но их разросшиеся колонии видны невооруженным глазом. Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными. Возраст плесени более 200 млн лет.

Некоторые виды плесени спасают людей, другие - убивают. Одни придают вкус сыру, колбасам и винам, другие же портят еду. Некоторые растут в лесу, другие селятся в ванной комнате или на картинах, книгах. То есть плесень вездесуща.

Я провел в своем классе опрос: знают ли ребята, что такое плесень? Оказалось, что только чуть больше половины ребят знают, что плесень – это гриб. Были и необычные предположения – такие как бактерия и вирус.

Половина класса считает, что плесень опасна для человека, 2 человека решили что она полезна, а 4 человека сказали что она может быть как полезной, так и вредной.

Существует множество разновидностей плесени. Они отличаются друг от друга внешним видом, цветом, свойствами. Они могут быть черного, желтого, белого, зеленого, красного цветов и быть похожими на пушистый коврик, порошок, пленку, корочку.

Плесень была обнаружена даже в гробнице Тутанхамона. Ее вскрытие повлекло за собой множество непонятных смертей. Умирали те, кто входил в гробницу. Сразу же заговорили о проклятии мумии Тутанхамона. Спустя десятилетия ученые выяснили причину – это была ядовитая плесень.

Плесневелые грибы не убивают арктический холод, они не боятся радиации. После Чернобыльской аварии в эпицентре взрыва плесень стала более густой и разросшейся.

Плесень вместе с космонавтами была в открытом космосе – ее споры были обнаружены на наружной части космического корабля.

Глава 2.Вред и польза плесени

Так чем же опасна плесень?

Вредные вещества, выделяемые плесневыми грибами, называются микотоксинами. Они могут вызывать острые отравления, снижение работоспособности, понижение иммунитета. Плесневые грибы вызывают болезни: диатез у детей, аллергию, бронхиальную астму, мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, плесневые поражения внутренних органов и даже онкологические заболевания. Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета. Она поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи.

Особенно вредоносное явление плесень оказывает на деревянные конструкции. В старину деревянные дома, покрытые белым грибом, сжигали.

А в чем же польза плесени?

В 1928 году профессор Александр Флеминг случайно открыл бактерицидные свойства зелёной плесени. Оказалось, что эта плесень пагубна для бактерий, но безвредна для животных и людей. Позже из плесени было выделено вещество - пенициллин, который медике назвали «спасителем». В 1945-м Флеминг, а также Говард Флоре и Эрнст Чейн, продолжившие изучение пенициллина, получили за свои открытия в физиологии и медицине Нобелевскую премию.

Плесень активно используется в пищевой промышленности: при приготовлении сыров, вина, некоторых видов колбасы. Без плесневелых грибов невозможен процесс сквашивания капусты и соления огурцов. Лимонную кислоту производят из гриба рода Аспергилл.

В своей работе я провел несколько опытов.

Сначала я решилл вырастить плесень на различных продуктах:

на мандарине, томатной пасте, белом и черном хлебе. Вот как стал выглядеть мандарин через 2 недели. Томатная паста стояла с закрытой крышкой в темном месте 1 месяц. Белый хлеб стал таким спустя неделю, а черный через 10 дней. Этими опытами мы подтвердили, что плесень окружает нас повсюду, и при благоприятных условиях образуется на любых продуктах.

Далее я решил выяснить, как условия окружающей среды влияют на скорость появления плесени. Для этого я подготовил 3 образца хлеба: первый хранился без пакета, второй поместил в закрытый пакет, а третий кусочек хлеба намочил и положил в пакете в теплое место. Далее стал наблюдать, что происходило с хлебом. Через день первый кусочек хлеба стал засыхать, а на двух других изменений не было. Через 2 дня первый кусочек хлеба высох, плесени на нем не было. На втором кусочке изменений не было, а на третьем кусочке образовались белые точки. На третий день появились зеленые пятна на втором и третьем образце. На пятый день сильнее всего плесень развилась на образце, который мы держали в теплом месте. На нем появились нити мицелия и черные точки – споры. Таким образом я выяснил, что повышенная температура и влажность ускоряют образование плесени.

Я отщипнул кусочек плесени и рассмотрел ее строение в микроскопе. Стало видно, что она состоит из множества переплетенных линий с коробочками на концах. В них и находятся споры, с помощью которых плесень размножается.

Заключение

Благодаря своей работе я узнал, что плесень окружает нас повсюду.

С помощью опытов выяснил, что плесень появляется в плохо проветриваемых помещениях, при повышенной влажности и температуре.

Любые организмы живой природы нельзя оценивать,как что-то плохое или хорошее. Взаимоотношения человека с живой природой намного сложнее и интереснее.

В ходе своей исследовательской работы я узнал, что такое плесень, как она распространяется, развивается, какие интересные факты о ней существуют . Плесень может быть врагом и доктором для человека, может быть вредной и полезной.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий по окружающему миру.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.

Список литературы

1. Под редакцией Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей "Аванта плюс". Биология, том 2, Москва, «Аванта +», 1998 г.

2. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Медицина Москва. ООО « Издательство АСТ ЛТД », 1997г.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва ООО «ИМИ Технология», 2003 г.

4.Смирнов А.В. «Мир растений» Москва «Молодая гвардия», 1982 г.

5.Трифонова М.М. «Место эксперимента – кухня». Саратов .«Детская книга», 1991 г.

6. Под редакцией Шалаева Г.П. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей”, том 10. Москва АСТ, 1999 год.

7. Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед

8. Документальный фильм «Плесень» http://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM

9. ru.wikipedia.org

10. http://yourangel.ucoz.ru/publ/chem_opasna_plesen/1-1-0-4

11. http://www.sibparus.ru/hwl/zdorovie/plesen.htm

Приложение

Просмотров работы: 293