Изучение жизни найденного паука

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение жизни найденного паука

Васильев М.Я. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №26" (с углубленным изучением отдельных предметов) Городского округа "город Якутск"
Трифачева Л.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №26" (с углубленным изучением отдельных предметов) Городского округа "город Якутск"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Многие люди на Земле испытывают отвращение и боязнь к паукам. Но, если приглядеться и понаблюдать за ними, то можно понять, что и у них есть очень интересная, но в то же время сложная жизнь. В этом году я и моя семья наблюдали за одним из этих удивительных созданий природы.

Цель работы: идентифицировать найденного паука и ознакомиться с его жизнью.

Задачи исследования:

изучить жизнь найденного паука: выяснить, чем питаются и создать условия для его выживания;

наблюдение, фиксирование полученных данных;

выяснить к какому виду относится наш паук;

ознакомиться с видами пауков в Якутии;

сделать выводы.

Методы исследования:

поиск и сбор информации о пауках,

наблюдение за пауком;

регистрация, сравнение и анализ полученных данных;

обобщение знаний о пауках;

представление результатов, формулирование выводов.

Практическая значимость исследования:

расширение кругозора в области естествознания;

формирование бережного отношения к природе;

научиться пользоваться научной литературой.

1. Наблюдение за найденным пауком

С моим братом я каждое лето наблюдаю за кузнечиками, муравьями, жучками, червячками, гусеницами и пауками. Паука можно легко отличить от насекомого: для этого достаточно подсчитать количество ног - у паука 4 пары ног, а у насекомого 3 пары и в отличие от насекомых, у пауков нет усиков (Насекомые …, 2017). У нас есть несколько мест на даче, где пауки плетут свои паутины: возле забора и кустов смородины. И мы за ними наблюдаем. Но до этого лета я не знал, что некоторые из них не плетут паутины.

День 1: Этим летом (24 июля 2017 г.) на террасе нашей дачи в пластмассовом тазике мы увидели толстенького паука. И заинтересовались. Я хотел отпустить паука во дворе, но отвлекся и забыл, но потом ни разу об этом не пожалел, потому что потом началось самое интересное (см. Приложение 1).

Дни 2 и 3: Паук почти не двигался. Мы ему подбрасывали пойманных мух и жучков, но он ничего не ел. Длина тела составляла 7 мм, ширина брюшка 5 мм. Подумали, что он может умереть и надо выпустить его на волю (см. Приложение 2).

День 4: Рядом с пауком были обнаружены несколько маленьких паучков размером 1 мм, но на брюшке у мамы-паука по-прежнему оставалась большая часть детенышей. Как оказалось, у нас – мама-паучиха. На фото при увеличении хорошо видны на спинке паука маленькие паучата (см. Приложение 3).

День 5: Почти все паучки уже самостоятельно бегали, но на спинке у мамы еще оставались паучата. Паучки то залезали на маму, то спускались и убегали. Наблюдать за ними было очень интересно. Мы им подбрасывали пойманных мух и жучков. Паучата копошались рядом, вроде ели, а паучиха, по-прежнему, на еду внимания не обращала (см. Приложение 4).

День 6: Все паучки уже самостоятельно бегали. В тазике были обнаружены белые остатки кокона – яйца, откуда вылупились паучки. Поймали еще одного такого же паука и посадили к ним. Он оказался самцом, так как размером поменьше (длина 10 мм). (см. Приложение 5).

Дни 7-8: Паучков стало очень много, невозможно точно сосчитать, но в тазике, кажется, их более 50 штук. Они были чрезвычайно подвижны. Мама-паучиха начала активно двигаться, когда мы подбрасывали насекомых, но также ничего не ела. Паучата потихоньку сами начали выходить из тазика – импровизированного родильного дома для пауков. Они уже были готовы к самостоятельной жизни (см. Приложение 6).

Изучив литературу, сравнив фотографии, наблюдая за поведением, мы идентифицировали нашего паука – это паук-волк. Относится к семейству: Пауки-волки, отряду: Пауки, классу: Паукообразные, типу: Членистоногие, царство: Животные. В отличие от других пауков – они не плетут паутины. Они – одиночки, иногда обитают в норках. Распространены повсеместно, за исключением Антарктиды (https://ru.wikipedia.org/wiki/пауки-волки).

2. Изучение пауков в Якутии

Наука, изучающая пауков, называется арахнологией. Каталог пауков России и стран бывшего СССР включает 2888 видов. В Якутии пауки изучены совсем мало. В Якутии обширную и наименее изученную группу беспозвоночной фауны составляют членистоногие. Из них в настоящее время фауна пауков насчитывает 446 видов из 20 семейств (Копонен, Потапова и др., 2014). У нас они мелкие – не вырастают более 2 см.

У пауков-волков глаза располагаются в три ряда – в первом 4 глаза, в остальных – по 2, причем глаза двух задних рядов, крупные и хорошо заметные, образуют квадрат или трапецию. Зрение у этих животных великолепное, добычу они могут распознавать на расстоянии до 10 см (Сейфуллина, Карцев, 2011). Являясь охотниками, пауки-волки редко поднимаются на растения, предпочитая охотиться на земле. С жертвами расправляются без промедления. Большинство из них ведет дневной бродячий образ жизни. Окрашены преимущественно в темные тона (Великолепная …, 2008). Зимуют оплодотворённые самки или молодые паучки, спрятавшись в норках. Для этого они закрывают вход землей.

Для питания пауков этого вида может использоваться живой корм в виде сверчков, тараканов, мух, комаров и личинок жуков. В рацион паука-волка обязательно должна входить свежая вода и измельченные, высушенные насекомые. Брачное поведение у пауков-волков сложное, спаривание предваряется ухаживанием. Коконы крупные, шарообразные или линзовидные, из пергаментоподобной паутины (Сейфуллина, Карцев, 2011).

Важным моментом их жизни является забота о потомстве. Кокон, в котором находятся много (несколько десятков) паучьих яичек, прикреплены к брюшку паучихи. В течение 2-3 недель паучиха носит с собой кокон. Скорость развития зародышей зависит от температуры внешней среды (воздуха). С повышением температуры на 10 градусов скорость инкубации яиц возрастает примерно в два раза. Поэтому паучиха, обычно предпочитающая сырые, затененные места, в период вынашивания кокона выискивает открытые, наиболее прогреваемые солнцем участки. К вечеру от испарения воды из тела вес животного уменьшается почти наполовину! Только после захода солнца самка покидает солнцепек, удовлетворяя жажду и набирая нормальный вес за счет росы. А наутро – снова на солнцепек. И так паук ведет себя в течение 2 - 3 недель (Сейфуллина, Карцев, 2011).

Наконец, паучки в коконе сформировались. С помощью пищеварительных соков, которыми в будущем они будут расправляться с добычей, в стенке кокона проделывается прореха и первый детеныш пролезает через нее, чтобы затем вскарабкаться на спину паучихи. Следом за ним остается путеводная нить - паутинка. Потом по ней побежит второй, третий и т.д. паучки! И они все скапливаются на спине паучихи!

Пару дней уходит на дозревание новорожденных. Все это время они не покидают паучиху, перемещаясь вместе с ней при всех ее передвижениях. Запасов питательных веществ, которые достались паучатам из яиц, хватает на то, чтобы сбросить старую шкурку, перелинять. После этого черты строения паучат приобретают окончательные контуры. И паучата по одному сбегают с ее спины и начинают вести самостоятельный образ жизни (Сейфуллина, Карцев, 2011).

3. Интересные факты о пауке-волке

Когда самка паука волка вынашивает яйца, то очень много времени проводит на солнце, так как яйца быстрее развиваются при высокой температуре. Из-за обезвоживания она иногда теряет до 30% своего веса! Но материнский инстинкт сильнее, и самка терпит эти мучения ради потомства.

Если у самки отобрать кокон с яйцами, то она еще несколько часов будет испытывать беспокойство и бродить по тому месту, где у нее отобрали кокон, в поисках своего потомства. Самка, у которой отобрали кокон, может таскать вместо него кусочек ваты и даже пластилина.

Нервная система пауков-волков является одной из наиболее развитых среди всех видов пауков. Это связано с их достаточно сложным образом жизни – необходимостью охотиться на добычу, сложными брачными ритуалами и процессом вынашивания потомства. В случае опасности пауки-волки притворяются мертвыми. Они поджимают под себя все лапки и лежат неподвижно, дожидаясь, пока опасность минует (Лауманн, Шмидт, 2016).

Заключение

Во время проведения исследования:

1. Я узнал, что пауки – очень удивительные животные, они охотятся на различных насекомых и тем самым держат баланс природы. Есть и ядовитые виды, но основная их масса безвредны. У нас в Якутии ядовитых пауков нет.

2. В Якутии пауки изучены совсем мало. Обитают всего 20 семейств пауков.

3. Выяснил, что наш найденный паук относится к семейству – пауков –волков. Они распространены повсеместно, за исключением Антарктиды. В отличие от других пауков – они не плетут паутины. Как и волков, их "кормят" ноги. Излюбленный метод охоты этих пауков - нападение из засады, а иногда преследование и погоня добычи.

4. Очень интересным оказалось то, как пауки-волки заботятся о своем потомстве: носят свой кокон с яйцами на себе, носят своих паучков на своем теле до тех пор, пока они не будут готовы к самостоятельной жизни.

5. Я узнал, что паучиха, обычно предпочитающая сырые, затененные места, в период вынашивания кокона выискивает открытые, наиболее прогреваемые солнцем участки. Так она к нам попала. И еще во время вылупления паучков мама-паучиха ничего ест и практически не двигается.

Мне очень повезло понаблюдать за небольшой, но в то же время очень полезной и поучительной частью жизни паука-волка!

Список использованных источников и литературы

Великолепная энциклопедия животных. - М.: Махаон. – 2008. 256 с.

Копонен С., Потапова Н.К., Бурнашева А.П. Современное состояние изученности фауны пауков (Araneae) Якутии// Евразийский энтомологический журнал. - 2014. - Т.13. - № 5. - С. 430-433.

Лауманн М., Шмитт К. Прекрасные и опасные. Насекомые, пауки, скорпионы и прочие. - М.: Редкая птица, 2016. – 96 с.

Насекомые и пауки: ил.энцикл.школьника. – М.: ФАКО, 2017. – 32 с.

Сейфуллина Р.Р., Карцев В.М. Пауки средней полосы России. Атлас-определитель с обзором биологии пауков. - М.: Изд-во «Фитон+», 2011. - 608 с.

Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/пауки-волки

Электронный ресурс: http://stopvreditel.ru/yadovitye/pauki/pauk-volk.html

Приложения

Приложение 1. День 1

Приложение 2. Дни 2 и 3

Приложение 3. День 4

Приложение 4. День 5

Приложение 5. День 6

Приложение 6. Дни 7 и 8

Просмотров работы: 394