Исследование экологического состояния территории поселка "Татарстан".

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование экологического состояния территории поселка "Татарстан".

Ерхова В.А. 1
1МБОУ "Князевская СОШ"
Ерхова Л.М. 1
1МБОУ "Князевская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность и важность исследования экологических проблем для поселка.

Посмотри по сторонам! Как прекрасен наш родной край! Как красива родная природа! Но произошли большие изменения с нашим родным краем за последние десятилетия. И теперь уже человек должен спасть природу, как когда-то она спасала его. Значительно увеличилось число легковых и грузовых автомобилей, следующих по улице вдоль поселка, возросло количество мусора, население испытывает влияние животноводческого свинокомплекса, вдыхая его запахи, т.д.

Все эти антропогенные факторы явились предпосылкой для исследования территории. Тема является актуальной, так как она волнует большинство жителей поселка.

Цель: изучить экологическое состояние поселка «Татарстан» путем проведения исследования данной территории.

Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме.

2. Проанализировать проблему бытового мусора в поселке «Татарстан».

3. Оценить состояние воздушного бассейна поселка.

4. Определить степень влияния автотранспорта и уровень его шума на экологическое состояние поселка.

Гипотеза: Если не выявлять и не решать экологические проблемы, то они могут привести к ухудшению экологической обстановки в поселке и ухудшению состояния здоровья его жителей.

Сбор и анализ разноплановой информации по экологическим проблемам.

Глава 1 1.1. Современная экологическая обстановка в РТ Конституция РТ гарантирует права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом. Осуществляя концепцию устойчивого развития, а также решения текущих социально-экономических задач в теснейшей связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов, в РТ тем самым решается государственная стратегия охраны окружающей среды.

С целью стабилизации и улучшения экологической обстановки в республике представляется необходимым в первую очередь осуществление мер, направленных на: совершенствование системы нормативно-правовой и экономической основы экологизации производства, развитие экологического образования работников управления, производства и контроля, а также широких слоев населения; создание и обеспечение эффективного функционирования экологического мониторинга РТ в рамках единой государственной системы экологического мониторинга РФ; поэтапное перебазирование экологически опасных объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи и других отраслей из пригородов, зон отдыха и водоохранных зон на специально резервируемые для этих целей территории; развитие экологического предпринимательства, работ (услуг) природоохранного, природовосстановительного и ресурсосберегающего назначения; повышение роли налогов за пользование природных ресурсов, разработка и совершенствование нормативов платы за использование природных ресурсов с целью рационального их использования;

расширение налоговых льгот для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасной продукции, применяющих безотходные и малоотходные технологии и др. [2].

1.2. Состояние и охрана воздушного бассейна

Экологическая ситуация и основные направления охраны воздушного бассейна РТ формируются исходя из объективных возможностей ассимиляционных процессов в природной среде с учетом механических нарушений при наличном состоянии производственных сил.

Климатические условия в РТ в целом обуславливают умеренный потенциал загрязнения атмосферного воздуха для низких источников выбросов. Среднегодовые скорости ветра на большей части территории составляют 5 м/с, распространенность штилей от 7-8 до 22% от числа наблюдений. Среднегодовое количество осадков последнего 30-летия изменяется от 485 до 540 мм. Суммарная солнечная радиация на горизонтальную поверхность не превышает 657 МДж/м2. Наиболее благоприятные условия для рассеяния вредных примесей имеет г. Казань, наименее благоприятные - г. Набережные Челны [2].

Территориальная структура загрязнения воздушного бассейна РТ неоднородна. В структуре фактической массы выбросов преобладают диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, углеводороды и летучие органические соединения. Расчет тенденции за последние пять лет показал рост уровня загрязнения бенз(а)пиреном, сероводородом, растворимыми сульфатами, формальдегидом, снижение уровня загрязнения диоксидом азота и оксидом азота, стабильность загрязнения пылью, диоксидом серы, оксидом углерода, фенолом, аммиаком[2].

Насаждения очищают воздух от выхлопных газов. Если захотите защитить свое жилище от шума деревьями, то небесполезно будет узнать, что звуки поглощаются не листвой. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, которой и поглощаются. Наилучшим стражем тишины считается ель. Даже у самой насыщенной автомагистрали можно жить спокойно, если защитить свой дом рядом зеленых елок. И неплохо бы посадить рядом каштаны. Одно взрослое каштановое дерево очищает от выхлопных газов автомобилей пространство высотой до 10, шириной до 20 и длиной до 100 м. При этом в отличие от многих других деревьев каштан разлагает ядовитые вещества газов почти без ущерба для своего «здоровья». Устойчив к загрязнению воздуха и тополь. А по количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода двадцатипятилетний тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения воздуха - почти в 10. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль [6].

1.3. Отходы производства и потребления Республики Татарстан

Отходы, не подлежащие использованию, направляются на хранение и захоронение, что увеличивает опасность загрязнения окружающей среды и отрицательно сказывается на здоровье населения. Это свидетельствует о том, что решение вопросов обращения с отходами не отвечает требованиям с позиции экологической безопасности. Одной из наиболее важных первоочередных задач следует считать совершенствование природоохранного законодательства РТ, касающегося обращения с отходами, скорейшее принятие законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в области экологически безопасного обращения с отходами[2].

План действий

1. Проанализировать проблему бытового мусора в поселке «Татарстан».

2. Оценить состояние воздушного бассейна поселка.

3. Определить степень влияния автотранспорта и уровень его шума на экологическое состояние поселка.

IV. Осуществление деятельности по реализации проекта

Глава 2 2.1. Характеристика ландшафта Князевского сельского поселения

В состав Князевского сельского поселения Тукаевского района Республики Татарстан входят 5 населенных пунктов: поселки «Татарстан», «Сосновый Бор», деревни Казиле, Чершелы, село Князево. Поселок «Татарстан» - административный центр Князевского сельского поселения, расположен в 25 км к юго-востоку от города Набережные Челны, в 4 км от трассы М-7 «Волга». Географические координаты 550 с.ш. и 520 в.д.

Территория поселения расположена в бассейне реки Ургуда – приток реки Мензеля. Она протянулась с севера на юг на 3,8км, с запада на восток на 3 км. Площадь составляет 11,4 кв.км. Численность населения составляет 4226 человек.

Рельеф территории слабо всхолмленный. С севера и запада поселок окружен лесом. Учитывая преобладающие западные направления ветров, субмеридиональное расположение улиц способствует хорошему воздухообмену и проветриванию территории поселков.

2.2 Проблема бытового мусора в п. «Татарстан» и способы его утилизации

Жилой комплекс представлен многоквартирными домами разной этажности, а также домами частного сектора. Так как в сельском поселении преобладают здания жилой застройки, то бытовые отходы являются одним из загрязнителей окружающей среды. Мусор собирается в баки и вывозится на городскую свалку. К сожалению, мусор выбрасывается не сортированным, что делает невозможным его вторичную переработку.

Чтобы изучить отношение жителей к проблеме бытовых отходов мы провели социологический опрос (Приложение 1) и взяли интервью у работников ЖКХ.

Методы исследования: эмпирический – визуальное обследование мест сбора бытовых отходов поселка, анкетирование, опрос (встречи с администрацией сельского поселения и ЖКХ), обработка результатов, построение диаграмм.

Сначала мы составили вопросы для опроса об отношении жителей поселка к проблеме бытового мусора.

Провели анкетирование среди жителей нашего поселка разного возраста (Приложение 1).

Посетили ЖКХ нашего поселка и взяли интервью у работников ЖКХ.

Проанализировали результаты анкетирования, сделали выводы

Результаты исследования: В анкетировании принимало участие 129 человек. По возрасту респондентов разделили на 4 группы: от 7 лет до 18 лет – 25 человек, от 18 лет до 35 лет - 22 человек, от 36 лет до 50 лет – 50 человек, старше 50 лет – 32 человека.

Более 85% респондентов считают проблему бытового мусора в нашем поселке самой важной на сегодняшний день, а 12% утверждают, что это проблемой это не является, ведь лично они – не мусорят! На вопрос «Влияет ли замусоривание на красоту нашего поселка» - 119 человек (92,2%) ответили «да, влияет». Жители поселка 62% опрошенных считают, что очистка поселка обходится дорого, 31% опрошенных (40 человек), считают, что «нет, недорого», 9 человек затруднились ответить на этот вопрос. На вопрос «Приходилось ли вам обращаться с жалобой на замусоривание» опрошенные жители поселка ответили «нет» - 94,5% (122 человека), а вот 5,5% (7 человек) обращались с жалобой на замусоривание поселка. Все 100% опрошенных (129 человек) принимали участие в улучшении санитарного состояния своего дома, двора или улицы. 73,6 % опрошенных (95 человек), не обращают внимание на надписи на упаковках различной продукции, лишь 26,4% (35 человек) обращают внимание на упаковку и соблюдают чистоту и выбрасывают упаковку только в урны и мусоросборные контейнеры.

Наиболее замусоренными местами нашего поселка жители считают: улицы, торговые точки, зоны отдыха. Жители поселка считают, что больше всего мусорят ученики младших классов, подростки и молодежь. На вопрос: «Что бы вы выбросили, не задумываясь в общественном месте», мы получили только два ответа: «шкурки банана, апельсина и т.п.» - 107 человек(82,9%) и «вообще ничего» - 22 человека (17,1%). 42,6% опрошенных (55 человек) считают главной причиной замусоривания поселка - отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора. 38,7% опрошенных (50 человек) считают, главной причиной низкий уровень культуры жителей, 14,7% (19 человек) видят причину в больших материальных затратах. 38%(49 человек) считают главной причиной недостаточное количество урн и отсутствие контейнеров для мусора. Анализируя наиболее встречающийся вид мусора, почти единогласно все опрошенные справедливо отметили лидерство упаковки от товаров (пакеты, пластик, алюминиевые банки и стекло), т.е. то, что теоретически может стать важным сырьем для вторичной переработки. (Приложение 2).

Проанализировав результаты анкетирования жителей поселка, мы перешли к анализу результатов опроса работников местного ЖКХ. Работники ЖКХ рассказали нам о сборе и утилизации ТБО на территории нашего поселения.

Вопрос 1: На основании каких нормативно-правовых документов осуществляется сбор и утилизация ТБО у населения?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу ТБО и ЖБО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, под ТБО и ЖБО следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

Вопрос 2: Кто устанавливает тарифы на утилизацию ТБО?

Ответ: Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с ФЗ.Вопрос 3: Какой тариф по вывозу ТБО установлен жителям нашего поселения?

Ответ: Тариф вывоза ТБО с человека в месяц составляет 53,08 рублей. Утилизация (захоронение) ТБО является регулируемым видом услуг. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Вопрос 4: Как регулируются выполнения услуг между потребителем и исполнителем вывоза ТБО?Ответ: Согласно "Правил предоставления услуг по вывозу ТБО", ПП РФ от 10.02.1997 г. № 155, между Исполнителем и Потребителем должен быть подписан Договор на предоставление Услуги по вывозу ТБО.

Вопрос 5: Сколько раз по договору вывозится ТБО с территории поселения?

Ответ: В Князевское поселение входит 5 населенных пунктов: поселки Татарстан и Сосновый Бор, деревни Казыли и Чершилы, село Князево. Договором предусмотрены сроки вывоза ТБО каждый день по графику. Вывоз ТБО должен производиться: при температуре до 5°С - не реже одного раза в три дня; при температуре выше 5°С - ежедневно.

Вопрос 6: Куда вывозятся ТБО с территории поселения?

Ответ: ТБО с территории Князевского поселения вывозятся на свалку возле села Тогаево ООО «Полигон ТБО Тогаево».

Работники ЖКХ видят главную проблему не в увеличении количества отходов и не в повышении их токсичности, главной проблемой они считают размещение ТБО - проблема заключается в свалках и в их размещении.

2.3 Состояние воздушного бассейна поселка «Татарстан»

На территории поселения есть несколько предприятий: животноводческий комплекс по выращиванию свиней ООО «Камский Бекон», АПК «Алмаз» по выращиванию КРС и производству молока (банкрот с марта 2017 года), ООО «Феникс» по переработке мяса и др. Животноводческий комплекс ООО «Камский Бекон» находится между двумя поселками «Татарстан» и «Сосновый Бор» на восток от них, что, учитывая розу ветров, благоприятно для поселков. Однако при изменении направления ветра в воздух попадают вредные вещества: диоксид азота, оксид углерода, сероводород, аммиак и другие, что не может не оказывать губительного влияния на окружающую среду, а значит, и на здоровье людей.

Основным поставщиком загрязняющих веществ на территории поселков в данное время является автотранспорт. На территории нашего сельского поселения немного зеленых насаждений. Большие площади зеленые насаждения занимают лишь в северной и западной его части, т.е. на окраине. Достаточно зеленых насаждений вокруг школы. Это очень важно, так как известно, что зеленые растения могут поглощать в значительных количествах вредные компоненты.

Методы исследования: 1) Анализ пылевого загрязнения атмосферы методом определения количества пылевых частиц [7].Укрепить «ловушку» (липкая лента) на открытой местности на высоте 1,5 м от земли.С помощью микроскопа или лупы подсчитать количество пылевых частиц на каждой «ловушке». Вычисляем средний показатель по группе (сложить все пылевые частицы и разделить).

Исследование проводилось в сентябре. Исследованию подвергались участки:

На территории школы – 20м от дороги. Он характеризуется отсутствием плотной растительности. Имеются только одиночные кустарники и деревья.

На территории школы – 200 м от дороги. Находится за зданием школы, где имеются деревья, высокие кустарники, стоящие сплошной стеной.

2) Биоиндикация воздушного загрязнения проводилась на основе методики «Оценка лишайникового покрова» (табл. 1). Класс загрязнения воздуха определяется по лишайникам, растущим на стволах взрослых деревьев. Для его определения нужно выбрать 2–5 деревьев со стволами диаметром не менее 15 см.

На территории школы проводили визуальное исследование форм и видов эпифитных лишайников. Были исследованы различные виды деревьев (береза, липа, дуб, ель, тополь). Используя рисунки в учебнике, дополнительный информационный материал определили формы и виды собранных лишайников.

Таблица 1. Экспресс оценка загрязненности воздуха по лишайникам

Число видов

Цвет и характер роста

Класс загрязнения

6

4 серых (накипной, листоватый и 2 вида кустистых), 2 желтых (накипной, листовой)

первый

4

2 серых (накипной, листоватый), 1 желтый (листоватый)

второй

 

Лишайников на стволе нет

третий

1) Лишайники на стволах деревьев различаются по цвету и типу роста: накипной имеет слоевище в виде корочки, сросшейся с корой, листоватый растет в виде чешуек, отделяющихся от коры, кустистый имеет вид нитей или кустиков с широким плоским основанием.

Подсчитать и определить, на скольких деревьях есть лишайники;

Сделать вывод о загрязненности атмосферного воздуха.

Результаты исследования пылевого загрязнения атмосферы пришкольной территории. Участок, лежащий на территории школы в районе 200 м, оказался менее загрязненным по сравнению с участком школы в 20 м от дороги. Это говорит о достаточно хорошей защите деревьями и кустарниками пришкольной территории (Приложение 3).

Определение загрязненности атмосферного воздуха с использование биоиндикаторов – лишайников. Обследовано восемнадцать деревьев в разных местах территории. На стволах деревьев обнаружены накипные, листоватые.

Группа

Количество исследованных растений.

Количество деревьев с лишайниками.

 

8

6

 

10

8

Всего:

18

14

Результаты исследования: В результате исследования территории школы по расселению эпифитных лишайников было отмечено, что на деревьях произрастают листоватые лишайники, такие как пармелия бороздчатая, ксантория настенная.

Выводы: 1. Используя лишайники как биоиндикатор, установлено, что воздух данной территории имеет загрязненность второй степени.

2. Полученные результаты объясняются тем, что территория школы находится в зоне окруженной дорогами и это дает загрязненность воздуха выхлопными газами машин.

3. Из трех типов форм лишайников накипных, листоватых и кустистых, самыми чувствительными к загрязнению воздуха являются кустистые формы.

4. Из исследования многообразия форм и видов лишайников, произрастающих на деревьях школьной территории можно сделать вывод, что воздух около школы чистый и не содержит вредных примесей.

2.4 Исследование интенсивности движения автотранспорта на улицах поселка и оценка шумовой нагрузки

Улица С.Попова – центральная улица поселка «Татарстан». Является центром отправки автобусных маршрутов. По этой улице движется достаточное большое количество автотранспорта. Особенно нагрузка повышается в весенне-летне-осенний сезон, связанный с дачным периодом, а также в рабочие утренние и вечерние часы. Мы решили определить интенсивность транспортного движения по улице С. Попова и измерить уровень шумовой нагрузки с помощью датчика звука (Приложение 4). Для этого мы определили точки наблюдения. В этих точках в рабочие дни с 16.00 до17.00 часов мы наблюдали за тем, какое количество легковых, грузовых автомобилей или автобусов проходит по дорогам на этих улицах.

Методы исследования: измерение, наблюдение, обработка результатов

Оборудование: датчик звука, нетбук, программа «Практикум».

Монтаж экспериментальной установки: Включить нетбук и запустить программу «Физика-Практикум». С помощью USB-шнура подключить датчик к нетбуку. Нетбук автоматически распознает датчик.

Установка параметров измерений: длительность 3-5 минут в разных точках.

Порядок проведения эксперимента: Перед началом измерения необходимо перевести прибор в режим интегрирования. Для начала измерений нажать кнопку «Начать измерение». Провести измерения в точках, выбранных в соответствии со схемой территорий поселков. Сохранить результаты эксперимента. Обработка и анализ результатов: Открыть файл опыта на нетбуке. Экспортировать полученные данные в электронные таблицы. Отсортировать полученные данные по точкам исследуемой территории.

Результаты исследований.

1.Наибольшая нагрузка наблюдается в утренние и вечерние часы по центральной улице поселка Татарстан - улица С. Попова (точка №1) (Приложение 5). В это время население выезжает на работу на личных автомобилях, автобусы перевозят школьников в школу, рабочих на предприятия. По результатам измерений, среднее значение уровня шума составило 60Дб, максимальное – 89 Дб (Приложение 6), что соответствует нормативным показателям.

Определив интенсивность движения и шумовую нагрузку на улицах поселка, мы решили рассчитать количество вредных выбросов в атмосферу, используя методику, изложенную в «Практикуме по экологии» автора С.В.Алексеева.

Для того, чтобы узнать массу вредных веществ для каждой точки, мы сначала определяли общий путь всех единиц транспорта (Li). Для этого количество транспортных единиц, зарегистрированных за 1 час (Ni),мы умножали на 0,1 км. Затем, используя данные таблицы «Средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города» по каждому виду топлива (бензин и дизельное топливо), мы определили объем вредных веществ (SQ л) (Приложение 7,8).

2. Мы установили, что наибольшее количество автотранспорта на улицах поселка движется в рабочие дни. Наиболее интенсивное движение по улице С.Попова и наибольшее количество продуктов сгорания топлива попадает в воздух и оседает на почву именно в этой части поселка.

Выводы

После проведения исследования территории поселка «Татарстан» можно сделать следующие выводы:

1. Результаты социологического опроса населения подтвердили актуальность

проблемы бытового мусора в поселке. Необходимо вводить на территории поселка программу по раздельному сбору мусора.

2. Животноводческий комплекс ООО «Камский Бекон» находится между двумя поселками «Татарстан» и «Сосновый Бор» на восток от них, что, учитывая розу ветров, благоприятно для поселков.

3. Воздух около школы чистый и не содержит вредных примесей мешающих развиваться листоватому лишайнику из рода пармелия.

4. Наиболее интенсивное движение на улице С.Попова в утренние и вечерние часы и наибольшее количество продуктов сгорания топлива попадает в воздух и оседает именно в этой части поселка. Уровень шумовой нагрузке соответствует нормативным показателям.

Исследование территории показало, что экологическая обстановка в поселке находится в пределах нормы, здоровью жителей пока ничего не грозит.

Заключение

Проведенные исследования Князевского сельского поселения показали, что территория имеет удачное географическое положение.

Основными источниками загрязнения территории являются: автотранспорт, животноводческие предприятия и бытовые отходы. Необходимо уделять большее внимание озеленению территории, контролю за использованием автотранспорта, регулированию транспортных потоков.

Основная цель политики Администрации Князевского поселения: охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности жителей.

Список литературы

1. Аксенов И.Я, Аксенов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт, 1986г.

2. Актуальные экологические проблемы РТ. Казань. Изд-во «Природа», 1995.

3.Алексеев С.В, Груздева И.В., Муравьёв А.Г., Гущин Э.В. Практикум по экологии. М., 1996.

4. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1990.

5. Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия. М.: АО «МДС»,1995г.

6. Пономарева О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии // Биология в школе. – 2000.- №3. –с.33

Приложение 1

Анкета для опроса населения

Мы собираем информацию о том, как жители нашего поселка относятся к проблеме его замусоривания.

Ответьте, пожалуйста, «Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить» на приведенные ниже вопросы:

Считаете ли вы, что наш поселок замусорен?

Влияет ли замусоривание на красоту нашего поселка?

Как, по-вашему, дорого ли обходится очистка поселка от мусора?

Приходилось ли вам обращаться в какие-либо инстанции с жалобой на замусоривание?

Принимаете ли вы участие в улучшение санитарного состояния своего дома, двора, улицы и т.п.?

Какой наиболее встречающийся вид мусора преобладает в вашем мусорном ведре?

Обращаете ли вы внимание на надписи на упаковках различной продовольственной и промышленной продукции, напоминающих о необходимости соблюдать чистоту и выбрасывать упаковку только в урны и мусоросборные контейнеры?

Влияют ли эти напоминания на наши действия?

Следующие вопросы предполагают от одного до нескольких возможных вариантов ответа

Как вы считаете, какие места нашего поселка больше всего замусорены:

а) улицы

б) дворы жилых домов

в) торговые центры

г) школьная территория

д) зоны отдыха

е) иные места (если возможно, укажите, какие именно)

Как вы считаете, кто больше всего мусорит:

а) дошкольники и ученики младших классов

б) подростки

в) молодежь

г) взрослые

Что бы вы выбросили, не задумываясь, в общественном месте:

а) пустую картонную коробку

б) пустую банку или бутылку из-под сока, воды, пива и т.п.

в) обертку от жевательной резинки

г) прочитанную газету

д) бумажный стаканчик

е) шкурки от банана, апельсина и т.п.

ж)что-либо иное

з) вообще ничего

В чем, по-вашему, главная причина замусоривания нашего поселка: а) недостаточное количество урн и контейнеров для мусора

б) плохая работа дворников

в) отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора

г) низкий уровень культуры жителей

д) иные причины (если можно, укажите, какие именно)

Благодарим вас за участие в опросе!

Приложение 2

1. «Бытовой мусор – это проблема?»

2. «Влияет ли мусор на красоту нашего поселка?»

3. Приходилось ли обращаться с жалобой на замусоривание?»

Да 5,5%

Нет 94,5%

4. «Какие места нашего поселка наиболее замусорены?»

Приложение 3

5. «В чем, по-вашему, главная причина замусоривания поселка?»

Утилизация ТБО с территории нашего поселка

Приложение 3

Лишайники на деревьях пришкольной территории

Деревья и кустарники обеспечивают хорошую защиту пришкольной территории от твердых частиц в воздухе

Приложение 4

Датчик звука с функцией интегрирования

Приложение 5

Точка №1 Центральная дорога по улице С. Попова

Приложение 6

График уровня шума в точке по улице С.Попова (среднее значение уровня шума =60 Дб, мах значение = 89Дб)

Приложение 7

Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по участку улицы С.Попова с 16.00 до 17.00 часов 18 декабря 2014 года (точка №1)

Тип автотранспорта

Количество штук

Всего за 20 минут

Всего за 1 час

Общий путь за 1 час, км

Легковой автомобиль

84

21

84

8,4

Грузовой автомобиль

13

4

13

1,3

Автобусы

5

3

5

0,5

Qi=Li*Yi,

Q = Qбензина + Qдизельного топлива

Расчет общего пути для каждого типа автотранспорта: Li = Ni * l

Li — общий путь каждого вида,

Ni — количество автотранспорта каждого вида за 1 час,

l — длина участка, на котором считался автотранспорт в км,

i — тип автотранспорта.

Приложение 8

Средние нормы расхода топлива автотранспортом

Тип автотранспорта

Средние нормы расхода топлива, л/100км

Удельный вес топлива, л/км

Легковой автомобиль

6,5-11,5

0,06-0,11

Грузовой автомобиль

27-31

0,27-0,31

Автобус

39-42

0,39-0,42

Дизельный грузовой автомобиль

29-32

0,29-0,32

Определение общего количества сожжённого топлива каждого вида

Тип автотранспорта

Ni

Qi, в том числе

бензин

ДТ

Легковые автомобили

84

7,14

 

Грузовые автомобили

13

 

7,54

Автобусы

5

 

4,05

Всего SQ

 

7,14

11,59

Расчёт количества топлива разного вида, сжигаемого двигателями автотранспорта:

Qi = Li* Yi.

Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего

Вид топлива

Значение коэффициента (к)

Угарный газ (СО)

Углеводороды (С5Н12)

Диоксид азота(NO2)

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Расчёт общего количества выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива

Вид топлива

Sq,л

Количество вредных веществ, л

СО

С5Н12

NO2

Бензин

7,14

8,925

22,95

14,66

Дизельное топливо

11,59

14,487

37,25

23,80

Всего (V), л

 

23,412

60,2

38,46

Определив общий объём выделенных транспортом вредных веществ, мы определили их массу, используя формулу m=V(SQ)*M/22,4, где М — молярная масса M(CO) = 28 г/моль, M(C5H12) = 72 г/моль, М(NO2) = 46 г/моль,

V — общий объём вредных веществ.

Рассчитав результаты, мы занесли их в таблицу.

Просмотров работы: 344