Знакомство с микробами

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Знакомство с микробами

Васильева  А.Г. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35
Иванцова  М.Н. 1Буланова  О.С. 2
1Уральский федеральный университет
2Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 35
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самого раннего возраста каждый день, дома, в детском саду и в школе, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой я слышу одно и то же: «Не забудь помыть руки!». И вот я задумалась: «А зачем их так часто мыть? Они ведь и так чистые?». Тогда я решила спросить у своих друзей в классе. Моя подруга Алёна ответила: «Руки надо мыть, чтобы не было микробов, чтобы не заболеть». И Маша добавила: «На руках микробы, а когда моем-их смываем и не приносим заразу в дом». Наконец, я спросила у мамы: «Зачем надо мыть руки?». Мама ответила: «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание». Я внимательно посмотрела на свои руки, но никаких микробов не увидела. А мама сказала, что микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов.

Тогда я вооружилась увеличительным стеклом и стала разглядывать все, что меня окружало. Вот только никаких микробов все равно не увидела. Мама объяснила мне, что микробы настолько малы, что их можно разглядеть только под микроскопом.

Чтобы убедиться во всем, мама предложила мне провести исследование.

Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике.

Предмет исследования: ладонирук.

Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

Задачи исследования:

изучить имеющуюся литературу по этому вопросу;

провести исследование микробов в бактериологической лаборатории;

проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

Гипотеза:

Приступая к исследованию, я предполагаю, что знание и соблюдение правил гигиены необходимы для сохранения здоровья.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- исследование микробов в лаборатории;

- анкетирование учащихся;

- беседа с родителями и медицинским персоналом;

- анализ полученных данных;

- обобщение.

Порядок проведения:

Работа рассчитана на 2 этапа. На первом этапе ведётся исследование в бактериологической лаборатории. На втором этапе идёт анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

Практическая значимость работы: заключается в необходимости соблюдения гигиены с целью сохранения здоровья школьников и для формирования здорового образа жизни.

Основная часть

Кто такие микробы?

Микроб – ужасно вредное животное,

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное попадёт в живот,

И спокойно там живёт.

Залезет, и где ему захочется,

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Ты спросишь: «Как туда он попадет?!»

- Ну конечно через рот!

В течение тысяч лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели своё объяснение этому – они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри своей жертвы.

И только в 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные организмы, видимые только под микроскопом. Некоторые из них настолько малы, что практически невидимы совсем. Микроорганизмы превосходят человечество в численности. Почти каждый эксперт по вопросам микробиологии уверен, что микробы присутствуют повсюду, нравится это человеку или нет. При этом существует лишь небольшое количество сред, по-настоящему чистых от них. В то же время существует некоторое количество мест, где концентрация микроорганизмов особенно высока. Микробы живут везде: в воздухе и в воде, на клавиатуре компьютера и на сотовых телефонах, на коврах, деньгах, грязных руках, на продуктах, шерсти животных, на игрушках и других предметах.

Микробы бывают полезные и вредные. Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. Полезные микробы помогают при создании разных лекарств, при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.

Рис.1 Бактерии и микробы под микроскопом

Существует ли «болезнь грязных рук»?

- Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

- Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит.

Приезжайте же скорее

Добрый доктор Айболит!

(К.И. Чуковский)

Всем, конечно, как и мне знакомы эти строки из сказки Корнея Ивановича Чуковского. Эту сказку К. И. Чуковский написал для своей дочки, которая не любила мыть руки. Бедные детишки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней ещё больше. Все их знает только доктор.

Большинство заболеваний – инфекционные. Ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Эти болезни вызываются мельчайшими организмами – микробами, вирусами или бактериями. Они попадают в организм человека и начинают быстро размножаться.

Как же микробы попадают в наш организм? Один из самых лёгких способов попадания микробов в наш организм – наши грязные руки. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы могут во время еды попадать нам в рот. Рот человека – это «дверь» ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке.

«Болезнь грязных рук» – так не случайно называют дизентерию. Грязные руки угрожают и брюшным тифом, гепатитом и холерой. Тысячи людей попадают на больничную койку лишь из-за того, что не помыли рук перед едой или после прогулок на улице.

Да и не только личное это дело – помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой становятся его близкие и знакомые. К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато есть другие поучительные данные: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почти полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95% случаев. Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. Мытье рук должно войти в привычку, стать навыком.

Исследовательская часть

Чтобы наконец-то узнать действительно ли на грязных руках скапливается огромное количество микробов, мы с мамой отправились в лабораторию, которая находится в Уральском федеральном университете. Там мне рассказали, что действительно существуют болезнетворные микробы, но в их наличие можно убедиться только при помощи микроскопа (Приложение 1 Фото 1). Тогда я решила принять активное участие в исследовании. Чтобы данные были правдивы, все манипуляции проводили в ламинаре (Приложение 1 Фото2).

После обеда в школьной столовой я специально не мыла руки. Для анализа микробной загрязнённости рук используют тампонный метод. Для этого готовят ватные тампоны, стерилизуют их, погружают в пробирки с 2 мл стерильной воды, при этом тампон не должен касаться поверхности жидкости, смачивают тампон непосредственно перед взятие проб. Всё необходимое для проведения исследования приготовил лаборант.

Смыв с рук получают, тщательно протирая ладони, межпальцевые и подноктевые пространства влажным стерильным тампоном. Посмотрев, как это сделали студены, я сама провела данные манипуляции со своими руками (Приложение 1 Фото 3,4). Далее тампон погрузила в ту же пробирку, в которой он смачивался, добавила ещё 8 мл стерильной воды (Приложение 1 Фото 5,6). Потом мы сделали разведение, взяли 1 мл полученного раствора поместив его в пробирку и добавили к нему 9 мл стерильной водопроводной воды. Взяли стерильную чашку Петри поместили в неё 1 мл разведённого смыва и залили в неё 15 мл расплавленного и охлаждённого до 35°С МПА (в качестве питательной среды для учёта бактерий применяют мясо-пептонный агар). (Приложение 1 Фото 7) После застывания агара чашку Петри поставили в термостат при 37ᵒС на сутки. Одновременно я сделала посев в чашку Петри со стерильным СА (в качестве питательной среды для подсчёта плесневелых грибов и дрожжей – сусло-агар). (Приложение 1 Фото 9) Этот посев выдерживали при 24ᵒС 5 суток.

Через неделю мы опять пришли в лабораторию, чтобы удостовериться в чистоте своих рук. В чашке Петри с СА ничего не выросло, мы сделали вывод, что грибов и дрожжей на моих руках не было. А вот на чашке Петри с МПА выросло много разных колоний бактерий (Приложение 1 Фото 10,11,12). С помощью стерильной иглы я перенесла на обезжиренное предметное стекло кусочек препарата накапав туда же две капли смеси спирт-глицерин накрыла покровным стеклом (Приложение 1 Фото 13,14,15). И начала изучать препарат поместив его под объектив бинокулярного микроскопом. (Приложение 1 Фото 16) Посмотрев в микроскоп, я сказала: «Вот это да! Сколько же много этих микробов!» (Приложение 1 Фото 17). Они представляли из себя множество разных по форме бактерий.

На основании проведенного исследования я сделала вывод, что, иногда глядя на руки, они кажутся нам чистыми, а на самом деле на руках находится огромное количество микробов, которые скапливаются на них вместе с частицами земли и пыли. Почесали грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть, слезиться. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко – беду нужно ждать не сегодня, так завтра.

Явыявила, что, пользуясь водой с мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Как объясняют врачи, природа наделила организм человека иммунитетом, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния человека, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.

Я предложила провести мини - опрос среди учеников 2 «А» класса по данной теме. Мы составили анкету, состоящую из 5 вопросов (Приложение 2). На следующий день вместе с учителем мы задавали ребятам вопросы анкеты. Вот что у нас получилось.

В опросе приняли участие 30 человек (100%). На вопрос «Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?» положительный ответ дали 30 человек (100%), то есть все ученики знают о необходимости мытья рук.

На вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой?» положительно ответили 27 человек (90%). Но в тоже время на вопрос «Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?» положительно ответили всего 24 человека (80%). А вот на вопрос: «В каких еще случаях вы моете руки?» ответы ребят были разнообразными: «после прогулки, после посещения туалета, после работы с мелом, с углём, после общения с животными, после того, как вернулись из школы». На вопрос «Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?» положительно ответили 28 человек (93%).

На основании данных опроса можно сделать вывод о том, что практически все ребята знают о необходимости мытья рук, в каких случаях особенно не стоит забывать мыть руки и чем могут быть опасны грязные руки, но в то же время только самая малость школьников вспоминают об этой простой процедуре.

Известный польский поэт Юлий Тувим написал «Письмо ко всем детям по одному важному делу». В этом письме есть такие строки:

«Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!»

Так сколько же это, получается, нужно мыть руки в день. После сна и перед сном – 2 раза, после улицы – 2-3 раза, перед едой – 3-4 раза, после туалета – 5 раз. Ну, ещё пару раз на всякий случай. Получается, не больше 16 раз в день. Какая малость! Но эта малость позволит сохранить здоровье.

15 октября 2009 года впервые отмечался Всемирный день чистых рук. В связи с новой датой эксперты ООН напомнили, что с помощью простого мытья рук с мылом можно значительно уменьшить распространение инфекционных заболеваний. Детский фонд ООН - обнародовали неутешительные данные: от инфекционных заболеваний каждый год умирает 3,5 миллиона детей во всем мире. Дети крайне восприимчивы к болезням, причиной которых является плохая гигиена, и «такое простое действие, как регулярное мытье рук с мылом перед едой и после посещения туалета, позволит почти вдвое снизить уровень детской смертности».

Закончив свою исследовательскую работу, я хотела быпредложить вывешивать в туалетах и возле столовой плакаты, призывающие и напоминающие мыть руки.

Заключение

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Таким образом, проведя исследовательскую работу, я могу сделать следующие ВЫВОДЫ:

Причиной инфекционных заболеваний являются микробы;

Необходимо обязательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прихода с улицы, после общения с животными, так как на них скапливается множество микробов;

Необходимо соблюдать личную гигиену, так как грязные руки – один из легких способов попадания микробов в наш организм;

Даже на чисто вымытых руках присутствуют микробы, но противостоит им наш иммунитет;

Благодаря проведенной исследовательской работе, я всегда мою руки и призываю к этому своих одноклассников.

Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Крепкий, закалённый человек лучше справится с любой инфекцией, холодом и жарой. А к слабому, изнеженному любая хворь пристанет.

Пословицы:

Чистота – лучшая красота (Китайская);

Болезнь с грязью в дружбе (Дагестанская);

Чистота – залог здоровья (Сербская).

Список литературы

Буянова Н.Ю. «Я познаю мир. Медицина» - М.: АСТ, 2002г.

Ликум А. «Всё обо всём», 2003г.

Энциклопедия «История открытий» - М.: «РОСМЭН», 1999г.

Энциклопедия «Человек и здоровье» - М.: «РОСМЭН», 2006г.

Интернет – ресурсы:

http://real-unreality.ru/showthread.php?t=1758

Приложение-1

Фото-1 Я знакомлюсь с микроскопом.

Фото-2 Ламинар в закрытом виде, так как проходит обязательную дезинфекцию.

Фото-3 Протираю руки тампоном.

Фото-4 Между пальцами тоже протёрла.

Фото-5 Препарат готов.

Фото-6 Аккуратно смачиваю.

Фото-7 Наливаем горячий МПА.

Фото-8 Петлёй поместили препарат.

Фото-9 Посев в СА.

Фото-10 Выросшие колонии бактерий.

Фото-11 Колонии бактерий.

Фото-12 У меня выросло больше разновидностей, чем у студентов.

Фото-13 Прокаливаю иглу.

Фото-14 Наношу на предметное стекло препарат.

Фото-15 Подготовка препарата.

Фото-16 Снято телефоном через окуляр.

Фото-17 Кусочек из другой колонии бактерий.

Приложение-2

Анкета

Знаете ли вы, что в течение дня необходимо мыть руки?

да

нет

 
     

Всегда ли вы моете руки перед едой?

да

нет

 
     

Всегда ли вы моете руки перед едой в столовой?

всегда

не мою

иногда

     

В каких еще случаях вы моете руки?

 

Вы знаете, чем могут быть опасны грязные руки?

 
Просмотров работы: 285