Введение
Стремление украшать свое жилище растениями родилось у человека давно. Оно не покидало его на всем пути культурного развития. С ростом концентрации населения и урбанизации постоянное общение с миром декоративных растений приобретает особую актуальность, становится для человека не только эстетической потребностью, но и жизненной необходимостью.
Некоторые растения, такие как хризантема, алоэ, плющ являются высокоэффективными очистителями воздуха, другие способствуют нормализации сна, снимают стрессы и улучшают психическое самочувствие человека, третьи с декоративной листвой бегонии, маранты круглый год погружают человека в ослепительный мир красок.
Изучение декоративных растений не только формирует и развивает активную познавательную деятельность, умение наблюдать, логическое мышление, любознательность, самостоятельность, трудолюбие, но и дает возможность познакомиться с целой отраслью ботанических наук: физиологией, экологией, географией и т.д.
Ботаническими науками рассматривается целый перечень вопросов связанных с происхождением, классификацией растений, их жизненными формами, морфологическими и биологическими особенностями различных экологических групп, экологическими факторами окружающей среды. Изучая комнатные растения с научной точки зрения, есть возможность получить навыки организации опытнической, исследовательской и практической деятельности по уходу за растениями.
Проблемами цветоводства занимались за рубежом в Нидерландах, Германии, Италии, Франции, где разведение цветов и флористика является важной отраслью экономики, а продукция является предметом экспорта. Научной работой в области цветоводства в России занимаются такие ученые как Рындин А.В., Куликов И.М.. О.Г. Белоус и другие. Селекционной работа, разработка конкретных технологий для разных регионов нашей страны ведется в Главном ботаническом саду АН РАН, Никитском ботаническом саду, Академии имени К.А. Тимирязева.
Целью исследовательской работы является изучение биологических особенностей растений на примере пеларгонии зональной и агротехники ее выращивания.
Задачи исследовательской работы:
изучить историю происхождения комнатных растений;
познакомиться с разновидностями пеларгонии зональной, их происхождением, размножением, средой обитания;
вырастить пеларгонию зональную путём укоренения в различных субстратах стеблевого черенка растения;
научиться ухаживать за комнатными растениями;
создать садик в бутылке.
Объект исследования: стеблевые черенки и укоренившиеся растения пеларгонии зональной.
Предмет исследования: биологические особенности пеларгонии зональной и агротехники ее выращивания.
Гипотеза: процессукоренения пеларгонии зональной зависит от субстрата, в который она посажена
Методы исследования: наблюдение, эксперимент.
Данная тема является для нас актуальной, так как в последнее время возник большой интерес к выращиванию и размножению пеларгонии зональной для озеленения городских объектов, дачных участков, усадебных территорий.
Данная тема имеет практическое значение т.к. с помощью пеларгонии зональной можно создать небольшой красивый уголок отдыха на веранде, балконе, около дома, школы, на даче, а большое разнообразие посадочного материала отечественной и зарубежной селекции позволяет это.
Глава 1. Исследование жизненных процессов организма растений на примере растения - Пеларгония зональная Процессы дыхания и питания растений. Проведение опытов
Жизнь растений очень похожа на жизнь людей. Для удовлетворения жизненных потребностей организма растениям нужна вода, тепло, свет, воздух, так же как и людям. А дышит ли растение как человек? Что общего между дыханием человека и дыханием растения? А как растения питаются? Ведь у них нет ни рта, ни зубов, ни пищеварительной системы как у человека. Проведение опытов покажет нам, что растения это живые организмы. Как и все другие живые организмы растения: дышат, питаются, растут и развиваются, размножаются, стареют и гибнут.
Опыт 1. Как растения дышат, и какой газ выделяется при дыхании
Цель: Убедиться что все органы растений – корень, стебель, листья, семена дышат, всем органам растений для дыхания необходим кислород.
Материал и оборудование: три прозрачные емкости с крышкой, спички, пророщенные семена пеларгонии, растение с корнями, свежесрезанный стебель с листьями.
Проведение опыта: семена, растение с корнем и стебель помещаем по отдельности в каждую емкость, закрываем крышкой. Емкость №1 – семена, емкость №2 – растение с корнем, емкость №3 – стебель растения. Растения в первый день находились на свету, на второй день были помещены в шкаф.
Фотография 1. Опытные образцы
Через два дня опускаем в каждую емкость горящую спичку. Спички погасли, потому что в процессе дыхания все органы растения - стебель, растение с корнем и прорастающие семена при дыхании израсходовали имевшийся в воздухе емкости кислород и увеличили в нем содержание углекислого газа, не поддерживающего горение.
Фотографии 2. Результаты эксперимента
Вывод: В процессе дыхания все органы растения поглотили кислород и выделили углекислый газ, который не поддерживает горение. Специальных дыхательных органов у растений нет. Все органы растения дышат. Дыхание растений происходит круглые сутки и на свету и в темноте.
Опыт 2. Как дышат листья растений?
В ходе предыдущего опыта мы убедились, что специальных дыхательных органов у растений нет, все органы растений – корень, стебель, листья, семена имеют дыхательные клетки. Однако в первую очередь листья являются основными поставщиками кислорода растению. В каждом из них, несмотря на достаточно прочную защитную оболочку, есть небольшие отверстия для газообмена, называемые устьица. В клетках листьев есть хлоропласты, благодаря которым устьица могут открываться и закрываться, находятся они на нижней части листа.
Цель: выявить, каким образом в листья поступает кислород, проверить, где расположены устьица.
Материалы и оборудование: образец растения пеларгонии, вазелин, три емкости с водой, микроскоп BRSSER, предметные и покровные стекла, пинцет.
Проведение опыта: срезаем с образца растения пеларгонии три листика и помещаем в три емкости с водой. Образец №1 - листик оставили неприкосновенным, образец №2 - у листика смазываем вазелином нижнюю поверхность, образец №3 - у листика смазываем вазелином верхнюю часть листа.
Фотография 3.Опытные образцы
Наблюдаем за листиками в течение некоторого времени, отмечая разницу между листами.
Начало опыта 10 ноября 2016 года
Таблица 1. Динамика изменений в процессе увядания листьев
Дата |
Лист без вазелина |
Лист, намазанный вазелином сверху |
Лист, намазанный вазелином снизу |
10.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Без изменений |
11.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Без изменений |
12.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Начало увядания, изменение цвета листа на бледно- зеленый. |
13.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Продолжение увядания, бледно-зеленый цвет |
14.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Продолжение увядания, бледно-зеленый цвет, начало пожелтения |
15.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Продолжение увядания, пожелтение листа |
16.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Продолжение увядания, пожелтение листа |
17.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Продолжение увядания, интенсивное пожелтение листа |
19.11. 2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Лист завял. Появление коричневых пятен на листе |
21.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Коричневые пятна увеличиваются |
22.11.2016 |
Без изменений |
Без изменений |
Гибель листика. |
Образец листа №1, не покрытый ни чем, не пострадал, остался зеленым. Образец листа № 3, на котором был вазелин сверху, остался зеленым. Образец листа №2, намазанный вазелином снизу – погиб.
Фотография 4. Опытные образцы по окончании опыта
Вывод: Листья «дышат» своей нижней стороной. Отверстия на нижних поверхностях листьев – устьица служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.
Чтобы лучше рассмотреть особенности строения листа пеларгонии и увидеть где находятся устьица на листьях комнатного растения, образец растительной ткани положили на поверхность предметного стекла, сверху опустили покровное стекло. Клетки рассматривали в микроскоп, освещая снизу. По итогам наблюдений были сделаны фотографии.
Фотография 5. Лист пеларгонии с нижней стороны под микроскопом. Клетки кожицы прозрачные хорошо пропускают свет.
Проанализировав опыт, мы убедились, что листья растений не могут обходиться без воздуха. Но могут ли обойтись без воздуха другие части растений?
Опыт 4. Как питаются растения с помощью корней?
Цель: выяснить, каким образом поступают питательные вещества в организм растений.
Материалы и оборудование: образец растения пеларгонии с корнем, две трубки: резиновая и стеклянная, вода.
Проведение опыта: у образца растения пеларгонии срезаем стебель на высоте 5 см и на пенек надеваем резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой.
Фотография 6.
Если почву в горшке полить водой, то корень как насос начнет качать воду из почвы. Вода начнет подниматься по резиновой трубке в стеклянную трубку.
Фотография 7.
Вывод: при нажатии рукой на резиновую трубку, некоторое количество воды оказалось в стеклянной трубке, значит, корень растения действительно поглощал из почвы воду, которая поднималась вверх по растению во все его органы - листья и стебли.
Корневое питание дает растениям только воду и минеральные вещества. Органические вещества и заключенную в них энергию растения получают в процессе фотосинтеза (от греческого фотос – «свет», синтезис – «соединение») из воздуха.
С помощью опытов ученые установили, что зеленые листья поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием солнечного света из углекислого газа и воды в листьях образуются органические вещества - сахар и крахмал и выделяется кислород. Сначала из углекислого газа и воды образуется сахар, затем сахар превращается в крахмал и наоборот. Из листьев органические вещества поступают во все органы растения. Они используются растением для различных целей:
построение тела растений;
питание растений;
прорастание семян;
откладываются в запас.
Кроме сахара и крахмала в зеленых листьях под действием света образуется газ – кислород. Он выделяется из листьев в воздух и необходим всем живым организмам. В том числе и человеку для дыхания.
Проведенные нами опыты подтвердили, что процесс дыхания растений непрерывный, растения дышат круглые сутки, а процесс фотосинтеза, по мнению ученых, протекает только на свету.
Опыт 5 Действительно ли процесс фотосинтеза протекает только днем?
Цель: Убедиться, что растения выделяют кислород только при солнечном свете.
Материалы и оборудование: два образца растения пеларгонии в стаканчике, две емкости с крышкой, спички.
Фотография 8. Образцы растений
Проведение опыта: Возьмём две емкости опустим в них стаканчики с растениями и закроем их, поставим одну емкость с растением на яркий свет, вторую в темноту. Например, в темный шкаф. Через сутки откроем емкости, опустим в них горящие спички. В первой спичка не гаснет, а продолжает ярко гореть, значит, в этой емкости появился какой-то газ поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зеленые листья растения выделили кислород.
Фотография 9. Результаты опыта
Опущенная во вторую емкость горящая спичка, потухнет, значит, зеленые растения выделяют газ кислород и только на свету.
Вывод: В светлое время суток растения не только дышат, но и осуществляют с помощью листьев процесс фотосинтеза, образуя кислород и выделяя его в окружающую среду. В темное время суток все органы растения только дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ.
Все растения имеют разную форму, строение, окраску листьев. Процесс фотосинтеза в растениях происходит под воздействием света с помощью зеленого вещества, которое называется хлорофилл. Хлорофилл поглощает солнечный свет. Хлорофилл содержится в хлоропластах, которые находятся в стеблях или плодах. Особенно много их в листьях, потому что благодаря своей плоской структуре лист способен притянуть много света, соответственно, получить намного больше энергии для процесса фотосинтеза. В наших опытах с растениями в качестве образца мы рассматривали комнатное растение – пеларгонию зональную. У этого растения зеленые листья. Происходит ли процесс фотосинтеза в листьях фиолетового цвета?
Опыты
Начало опытов - 7 ноября 2016 года
Черенкование пеларгонии одного размера, с растений имеющих разные цветки.
Емкость для черенкования – прозрачные пластиковые стаканчики размером 200 мл.
Черенкование производилось в разные субстраты:
Стаканчики №1, 2 – черенкование растений в воде;
Стаканчики №3,4 – черенкование растений в воде с использованием стимулятора роста – циркона. Норма расхода препарата – 0,25 мл/ 1л воды (0,25 мл =1 капля);
Стаканчики №5,6 – черенкование растений в увлажненный земляной грунт универсального назначения «TERRA VITA» для комнатных растений;
Стаканчики №7,8 – черенкование растений в увлажненный агроперлит;
Стаканчики №9,10 – черенкование растений в увлажненную почвенную смесь (агроперлит и земляной грунт в соотношении 1:1).
«TERRA VITA» - земляной грунт на основе фрезерного торфа верхового типа нейтрализованного известняковыми материалами с добавлением минеральных макро-и микроудобрений и рыхлящих добавок.
Агроперлит – легкий пористый минерал белого цвета однородный по своим химическим и физическим характеристикам. Агроперлит стабилизирует температурный режим, создает оптимальную воздушно влажную среду для развития корневой системы растений. Агроперлит является хорошим компонентом почвенных смесей, повышает пористость и рыхлость почвы.
Проведение опытов:
Срезаем верхнюю часть побега растения длиной около 6-10 см, затем обрываем нижние листья, и некоторые черенки ставим в стаканчики с простой водой и с раствором стимулятора роста, другую часть черенков высаживаем в стаканчики, наполненные влажным субстратом для растений. Для укоренения, субстрат в стаканчиках был равномерно увлажнен.
Как только черенки дадут корни, которые хорошо оплетут субстрат, их можно будет высадить на постоянное место. При пересадке зачеренкованных растений в отдельный горшок корневой ком не должен разваливаться – большая часть корешков крепко оплетает субстрат.
Гипотеза: процессукоренения пеларгонии зональной зависит от субстрата, в который она посажена
Таблица 2. Результаты наблюдений при оптимальной комнатной температуре 25°С
Дата |
Образцы растений №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7,№8, №9, №10 |
7.11.2016 |
Помещение черенков растений в субстраты различной природы и воду. |
13.11.2016 |
Удаление пожелтевших и увядших листьев на образцах. |
19.11.2016 |
Образцы №1,№2, №3, №4 – начало образования корней. Жидкости в стаканчиках стало меньше. Увлажнение почвенных субстратов № 5, №6 . Образцы агроперлита и смеси агроперлита с землей такого увлажнения не требуют. |
22.11.2016 |
Рост корней, корень образца №1длиннее, чем в образце №2. Удаление пожелтевших и увядших листьев на остальных образцах. Образец №5 погиб из-за чрезмерного увлажнения субстрата. |
27.11.2016 |
Рост корней до 2-3 см в образцах №1,№2,№3, №4. Образцы №6 - №10 помещенные в субстрат остаются без внешних изменений. Увлажнение субстратов и добавление воды в образцы №1-№4 по мере испарения. |
4.12.2016 |
Увеличение объема корневой системы в водных субстратах; наблюдение пробуждение почек на всех образцах растений. Дальнейшее увлажнение питательной среды. |
10.12.2016 |
Начало прироста всех зеленых черенков пеларгонии зональной. Увлажнение питательной среды. |
20.12.2016 |
Успешное укоренение и рост черенков. Подготовка к пересадке. |
Гипотеза подтвердилась
Глава 2. Реализация проекта «Садик в бутылке»
2.1 История создания флорариума - контейнерного сада
В настоящее время во многих странах распространены стеклянные цветочницы или прозрачные контейнеры из пластика, внутри которых посажены растения. Это террариум. Они могут иметь форму шара, колокола, куба, усеченной пирамиды или параллелепипеда. Отверстие в террариумах закупорено или закрыто прозрачным материалом. В них легко поддерживать определенную влажность и постоянную температуру, так как растения практически полностью укрыты стеклом или другим прозрачным материалом, так что доступ наружного воздуха ограничен или закрыт. В результате растения не страдают от сквозняков, а воздух внутри контейнера всегда более влажный, чем в комнате. Поэтому в террариуме выращивают многие нежные растения, которые в условиях комнаты долго не живут.
Выбор растений для таких оригинальных мини-оранжерей, зависит от расположения источника света: если вдали, то в террариум можно посадить папоротники и другие зеленые растения, живущие в условиях некоторого затемнения, если террариум расположен на окне, то в нем прекрасно растут орхидеи, бромелиевые, экзотические декоративнолистные и декоративноцветущие растения, нуждающиеся в некотором количестве прямых солнечных лучей и влажности воздуха.
Такой способ выращивания растений был введен в моду в Великобритании с середины 19 века. Тогда в викторианских гостиных выращивали в террариумах нежные папоротники и целый ряд других влаголюбивых растений, даже изобрели специальную конструкцию, переделанную из окна, для выращивания растений между стеклами. В 20 веке пережив бум в Великобритании, террариум приобрел популярность и в других страх. Размеры террариума могут быть различны и зависят от финансовых, технических возможностей любителей комнатных цветов. Это может быть огромная зеленая витрина большого количества тропических растений в оранжереях и зимних садах, или скромный «бутылочный садик» из одного или нескольких растений.
Если отдать предпочтение растениям, которые можно выращивать в бутылке, то выбор растений может быть ограничен. Предпочтение следует отдать маленьким экземплярам. Обычно в бутылках выращивают растения с красивыми листьями, такие, как папоротники, небольшие растения семейства бромелиевых или молодые сансевьеры. Нельзя высаживать в «бутылочный садик» цветущие растения, быстрорастущие декоративнолистные растения, некоторые суккуленты и кактусы.
Сильно выросшие экземпляры следует время от времени заменять, а чтобы добиться наибольшего визуального эффекта, выбирать те виды растений, которые сочетаются друг с другом и особенно нравятся. Для ухода за садиком в бутылке необходимы специальные инструменты: длинные палочки, десертная ложка, лейка с узким носиком, маленький опрыскиватель.
2.2. Цели и задачи проектной работы. Устройство «Садика в бутылке»
Цель проектной работы: создание «бутылочного садика» на примере одного растения - фиттонии.
Задачи проектной работы: познакомиться с разновидностями фиттоний, их происхождением, размножением, средой обитания, вырастить фиттонию путём укоренения в почвенную смесь стеблевого черенка растения, вести наблюдение за жизнью растения в «бутылочном садике», научиться ухаживать за растением.
Объект исследования: стеблевые черенки фиттонии.
Методы исследования:наблюдение, эксперимент.
Время проведения: 1 ноября 2016 – январь 2017.
Данная тема является для нас актуальной, так как фиттонии одни из самых популярных и не требовательных в уходе декоративнолиственных почвопокровных растений используемых для создания террариумов и «бутылочных садиков» как элементов декора интерьера помещений.
Данная тема имеет практическое значение, так как выращенные черенкованием фиттонии, можно использовать для создания террариума или «бутылочного садика» в школе, поделиться растениями с друзьями увлекающимися цветоводством.
Выбор растения.
Для устройства «садика в бутылке» было выбрано тропическое растение – фиттония. Это приземистое почвопокровное растение с маленькими листьями. Для успешного выращивания фиттонии требуется тепло и очень высокая влажность вокруг листьев, как раз те условия, которые предоставляет террариум. Существует несколько видов фиттонии. В «бутылочный садик» была посажена фиттония Фершаффельта. Она отличается оливково-зелеными с темно-розовыми жилками листьями, до 5 см. длиной.
Создание садика.
Взять чистую и сухую бутылку с узким горлом и стеклянной крышкой. Затем засыпать на дно бутылки дренаж - керамзит или мелкий гравий, примерно от 2,5 до5 см слой в зависимости от размера бутылки. Если горлышко слишком узкое, можно сделать воронку из бумаги или тонкого картона и равномерно распределить камушки по дну, а сверху предварительно смоченную водой почвенную смесь из цветочной земли и торфа в соотношении 1:1. Для повышения пористости и рыхлости почвы и создания оптимальной воздушно влажной среды для развития корневой системы добавить в почвенную смесь агроперлит согласно норме расхода. Затем надо осторожно поместить растение в бутылку и закрепить в земле. Землю вокруг растения уплотнить. Главное при этом ничего у растения не повредить. Опрыскать растение или полить из лейки с тонким и длинным носиком. Вылить совсем немного воды, только чтобы увлажнить поверхность почвы. Вставить пробку. Закрытую пробкой бутылку оставьте на один-два дня. Если стенки бутылки будут немного запотевать, особенно по утрам, - это нормально, но, если влага со стенок никогда не исчезает, это означает, что ее слишком много. В таком случае вынуть пробку на день и снова понаблюдать. Если влага совсем не конденсируется, возможно, в сосуде слишком сухо. Тогда растения нужно опрыскать и закрыть бутылку. Так, методом проб и ошибок установится нужный баланс и внутри бутылки будет создана атмосфера "джунглей", и растение можно почти не поливать. В запечатанном сосуде необходимый уровень влажности устанавливается через одну-две недели. Как только установится оптимальный уровень влажности, бутылку можно будет оставить на месяцы без присмотра, придется лишь подрезать растения и удалять слишком крупные.
Наблюдать за «садиком в бутылке» и ухаживать за ним надо не менее 3-4 недель, чтобы можно было делать выводы.
Дневник наблюдений:
Начало опыта – 1ноября 2016.
15 ноября 2016 – установление режима влажности в бутылке.
21 ноября 2016 – все растения прижились, повреждений нет.
1 декабря 2016 – появление новых почек роста фиттонии.
5 января 2017 – рост и развитие растения.
Вывод: садик в бутылке настоящая «фабрика питания», растения не погибли, а продолжали расти. На стенках бутылки периодически появляются капли воды, потом исчезают. (Фиттония сама себя обеспечила питанием).
Этапы: подготовить три емкости для посадки растений с керамзитом - №1, с почвенной смесью из цветочной земли и торфа –№2 и с агроперлитом - №3.
Засыпать на дно бутылки дренаж - керамзит примерно до 5 см слой
Добавить слой предварительно смоченной водой почвенной смеси из цветочной земли, торфа и агроперлита в соотношении 1:1:0,5
Сверху насыпать почвенную смесь из цветочной земли, торфа и выровнять ее поверхность. С помощью ложки сделать ямку для растений
Посадить каждое растение в ямку и уплотните почву.
Сбрызнуть растения водой. Если почва попала на стенки бутыли, постараться смыть ее водой. Растения и почва должны быть влажными, но не чрезмерно.
Ожидать установления необходимого уровня влажности.
7. Декоративное покрытие цветным песком и украшение емкости
с растениями декоративными фигурками.
Заключение
Пеларгония зональная – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна современная коллекция комнатных растений. Красные и розовые зональные пеларгонии в середине прошлого века росли в каждом российском доме на подоконниках бабушек в сельских домах и в квартирах городских жителей. Но в последние десятилетия интерес россиян к пеларгониям возрос, поскольку в продаже появилось много разнообразных видов замечательных пеларгоний, которые раньше были нам недоступны. Поэтому в настоящее время среди цветоводов появляется все больше любителей зональных пеларгоний. И мы - не исключение; с недавних пор тоже увлеклись этими прекрасными цветами.
Наблюдая за ростом и развитием пеларгонии зональной – работая с литературой, ставя опыты, мы сделали для себя много открытий: выяснили как питаются и как дышат растения, как они размножаются, познакомились с историей происхождения растения выбранного в качестве опытного образца, изучили его особенности и сделали выводы, что если мы хотим получить хороший пышный кустик, радующий обильным цветением, то следует выполнять необходимые рекомендации - при правильном уходе, регулярной подкормке, своевременном поливе растение долгое время будет радовать продолжительным ярким цветением. Теперь мы можем дать свои советы, маленьким цветоводам – любителям выращивать комнатные цветы. (Приложение №2)
Работая над этой темой, я задумалась над тем, а может опытным путём вывели новый сорт пеларгонии зональной – желтый. Желтый самый мой любимый «счастливый» цвет, олицетворяющий тепло и радость.
Список литературы
Андреева В. По следам журавля // Сад своими руками - 2014. - №11.- С.36 -37.
Головкин Б.Н. Все о комнатных растениях. / Б.Н. Головкин, Е.С. Колобов, Л.П. Костюченко – М.:Рольф, 2001. – 368 с.
Питер Мак-Кой Комнатные растения. Энциклопедия / перевод с анг. О.В. Юрцевой – М.:РОСМЭН, 2004. – 255 с.
Практикум садовода. // Мой прекрасный сад. – 2013 - № 11 – С. 49.
Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. М: Наука,1985 - 623 с.
Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь-Букс, 2003. – 225 с.
http://floristics.info/ru/video/razmnozhenie/510-cherenkovanie-komnatnykh-rastenij.htm
Приложение 1.Кроссворд
«Цветоводство»
2 |
|||||||||||||||||||||
1 |
ф |
||||||||||||||||||||
п |
е |
л |
а |
р |
г |
о |
н |
и |
я |
||||||||||||
и |
т |
||||||||||||||||||||
т |
3 |
к |
о |
р |
е |
н |
ь |
||||||||||||||
4 |
д |
ы |
х |
а |
н |
и |
е |
с |
6 |
||||||||||||
н |
5 |
к |
и |
с |
л |
и |
ц |
а |
|||||||||||||
и |
8 |
н |
и |
||||||||||||||||||
7 |
с |
т |
е |
б |
е |
л |
ь |
т |
с |
||||||||||||
о |
и |
е |
т |
||||||||||||||||||
9 |
л |
е |
т |
о |
с |
з |
|||||||||||||||
н |
т |
||||||||||||||||||||
10 |
у |
с |
т |
ь |
и |
ц |
е |
ь |
|||||||||||||
г |
е |
11 |
я |
||||||||||||||||||
л |
г |
||||||||||||||||||||
12 |
б |
е |
л |
о |
к |
р |
ы |
л |
к |
а |
|||||||||||
к |
13 |
з |
|||||||||||||||||||
и |
к |
||||||||||||||||||||
14 |
р |
а |
с |
т |
е |
н |
и |
е |
|||||||||||||
л |
с |
||||||||||||||||||||
ы |
15 |
л |
е |
п |
е |
с |
т |
о |
к |
||||||||||||
й |
о |
17 |
|||||||||||||||||||
16 |
р |
о |
с |
т |
о |
к |
|||||||||||||||
о |
л |
||||||||||||||||||||
18 |
д |
о |
ж |
д |
ь |
я |
Одно из самых популярных комнатных красиво цветущих растений, родом из Южной Африки.
Процесс производства пищи у растений, при котором выделяется кислород.
Часть тела растения, которое служит для поглощения воды и минеральных веществ из почвы.
Процесс, при котором растение поглощает из атмосферы кислород.
Очаровательный комнатный цветок, чьи листья похожи на бабочку.
Слово «пеларгония» в переводе с греческого означает…..
Удлиненный побег растений, служащий опорой для листьев и цветов.
Орган растения основной функцией, которого является фотосинтез.
Одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды.
Отверстие, находящееся на нижней части листа растения, через которую происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой. Газ, который поглощают растения в процессе фотосинтеза.
Состояние вещества в атмосфере которым дышит или которое выделяет растение.
Насекомое-вредитель, маленькая бабочка с белыми крыльями часто поражающее пеларгонию.
Газ входящий в состав воздуха и необходимый человеку для дыхания.
Биологический живой организм, не относящийся к классу животных или грибов, использующий для обмена веществ световую энергию Солнца (фотосинтез).
Часть цветка, одна из тонких ярко окрашенных пластинок, вместе составляющих венчик цветка.
Любое молодое растение, с момента прорастания семени.
Насекомое-вредитель, живущее колониями высасывающее из молодых побегов растений жизненные соки и переносящее растительные вирусы.
Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель.
Приложение 2
Советы юным цветоводам по уходу за пеларгонией зональной
Полив должен быть умеренным, без излишка. Вода не должна застаиваться. Если в горшке нет отверстия, через которое лишняя вода сливается в поддон, излишки нужно сливать. Летом зональную пеларгонию поливают 3-4 раза в неделю, зимой - раз в полторы недели. Между поливами земляной ком должен успеть просохнуть на 2-3 см в глубину. Летом также рекомендуется опрыскивание листвы при условии, что воздух сильно сухой;
Температура окружающей среды не должна падать ниже 7 градусов. Поэтому если цветок на летний период выставляется на балкон, при приближении холодов необходимо переставить горшок в комнату. Обратите внимание! Зональная пеларгония плохо переносит резкие скачки температуры;
Естественное освещение должно быть рассеянным, так как прямой ультрафиолет способен обжечь нежную листву;
Грунт должен быть умеренно плодородным, иначе цветения будет мало, а зелени - много. Идеальный вариант грунта - дерновая земля, перегной, торф и песок, смешанные в соотношении 2:2:2:1
Приложение 3
Глоссарий
Агроперлит – легкий пористый минерал белого цвета однородный по своим химическим и физическим характеристикам. Агроперлит стабилизирует температурный режим, создает оптимальную воздушно влажную среду для развития корневой системы растений. Агроперлит является хорошим компонентом почвенных смесей, повышает пористость и рыхлость почвы
Пеларгония (лат. Pelargōnium) - род растений семейства Гераниевые. Многолетние травянистые или полукустарниковые растения.
Субстрат – земельная смесь разного состава для посева, черенкования, посадки и выращивания растений.
Устьице (лат. stoma, от греч. Στόμα — «рот, уста») - в ботанике это по́ра, находящаяся на нижнем или верхнем слое эпидермиса листа растения, через которую происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.
Флорариум - специальная закрытая ёмкость, изготовленная из стекла или других прозрачных материалов и предназначенная для содержания и разведения растений. Внутри создаются определённая влажность воздуха и температура. Часто используется для выращивания прихотливых тропических растений.
Фотосинтез – это образование органических веществ из углекислого газа и воды, на свету, с выделением кислорода.
Хлорофилл (от греч. χλωρός, «зелёный» и φύλλον, «лист») - зелёный пигмент, окрашивающий хлоропласты растений в зелёный цвет. При его участии осуществляется процесс фотосинтеза.
Черенок - специально отделённая часть растения, используемая для вегетативного размножения. Посаженный в субстрат для укоренения, черенок, развивая корни и почки, вырастает в новое растение. Образовавшееся из черенка растение сохраняет свойства и признаки маточного (материнского).