Введение
Проходя в школе тему «Органы растений. Семя, его строение и значение», мы делали лабораторную работу по теме «Изучение строения семени фасоли». Это подвигло меня на проведение дома опыта по проращиванию семян фасоли.
Цель проекта: опытным путем проверить, что фасоль для своего роста использует вещества, запасенные в семени растения.
Задачи:
Изучить строение семени двудольных растений.
Ознакомиться с необходимыми условиями для прорастания семян.
Провести наблюдения за развитием проростков.
Сделать выводы на основании наблюдений.
Актуальность:
Все семенные растения начинают свою жизнь с семени. Нельзя отрицать, что роль семян в природе огромна. Для растения, семя – орган размножения и расселения. Для многих животных – корм. Человек, проращивая семена различных культур, обеспечивает себе запас продовольствия и пр.
Зная особенности прорастания семян различных растений, человек может добиваться повышения урожайности и тем самым повышения качества уровня жизни.
Теоретическая часть
Ботаническое описание
Фасоль обыкновенная - однолетнее травянистое растение 0,5 - 3 м высотой.Плоды - бобы, висячие, 5 - 20 см длины, 1 - 1,5 см ширины, прямые или изогнутые, сплющенные или почти цилиндрические, от бледно-жёлтых и зелёных до тёмно-фиолетовых, с двумя - восемью семенами.Семена 5 – 15 мм длины, эллиптические, от белых до темно-лиловых и черных, однотонные или мозаичные, крапчатые, пятнистые.
Строение семян фасоли
Фасоль - растение двудольное. Семена крупные. Одна сторона семени выпуклая и гладкая, другая - вогнутая с рубчиком - следом от места прикрепления семени к стенке плода. Семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой, это защита от механических повреждений и сильного высыхания. Кожура семени фасоли, как говорилось ранее, может иметь разную окраску.
Под семенной кожурой находится крупный, его можно увидеть, зародыш, состоящий из стебелька, листьев, корешка и двух семядолей. Семядоли – первые зародышевые листья. В них содержится запас питательных веществ.
Прорастание семян
Семена, получив воду через семявход, набухают и прорастают. При этом прорасти могут только семена с живым зародышем. Погибнуть зародыш может по разным причинам: поражение вредными насекомыми, плесневыми грибами, от пересыхания во время хранения и прочее.
Первым начинает расти зародышевый корешок. Он закрепляет растение в почве. Корень, развившийся из зародышевого корешка, называется главным. Позднее главный корень ветвится и образует целую сеть корней – корневую систему. Затем начинает расти зародышевый побег, из которого развивается надземный побег. У некоторых растений, в том числе у фасоли, в процессе прорастания семян семядольные листья выносятся на поверхность почвы.
Питательные вещества семени
Семена состоят из растительного белка, крахмала и жира - это органические вещества, которые содержатся в семенах всех растений, но в семенах разных растений их содержание различно. Так, например, в семенах фасоли много белка и меньше крахмала.
Кроме органических веществ, в семенах содержится вода и минеральные вещества. Все эти питательные вещества необходимы не только для питания зародыша в период его формирования внутри семени, но и во время его прорастания. Без использования питательных веществ, запасённых в семени, зародыш растения не развивается и растение не формируется.
Условия прорастания семян
Семена растений не прорастают сразу, они могут оставаться в покое достаточно долгое время. Но, попав в благоприятные условия, они прорастают и дают жизнь новому растению. Итак, прорастание - это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.
Первое необходимое условие прорастания семян - это попадание воды в семя через семявход. После попадания воды семя набухает, питательные вещества, находящиеся в семядолях, растворяются в воде и становятся доступными для живого зародыша. Следовательно, начинается его рост и развитие.
Но не менее важен и воздух, а точнее находящийся в нем кислород. Ведь зародыш семени, как и все живые организмы, дышит. Процесс дыхания протекает и в сухих семенах, только очень медленно. Поэтому семена должны храниться в мешках или бумажных пакетах.
Также немаловажную роль в прорастании семян играет температура.
В зависимости от температуры прорастания, растения делятся на теплолюбивые и холодостойкие. Последние можно высевать ранней весной, а теплолюбивые – в начале лета, в достаточно прогретую почву. Поэтому теплолюбивые растения проращивают в помещениях, а потом в виде рассады высаживают на грядки. Фасоль - теплолюбивое растение. В открытый грунт рекомендуется высаживать двадцати-двадцатипятидневную рассаду.
Свет. На прорастание семян большинства видов растений освещенность не влияет. Но есть такие растения, семена которых могут прорастать только в темноте или только на свету. Чаще всего семена быстрее прорастают в темноте.
И последнее, при посеве семян важна глубина, на которую они помещаются в почву (глубина заделки): чем крупнее семя растения, тем глубже его заделывают в почву. Очень мелкие семена сеют прямо на поверхности почвы. Семена фасоли заглубляют в почву на 4-5 см.
Таким образом, необходимыми условиями прорастания семян являются: наличие воды, кислорода воздуха, определенного температурного режима и наличие питательных веществ в семени.
Практическая часть.
Отбор семян для посева
Для проведения опыта были отобраны, приблизительно одинаковые семена фасоли. В среднем длина семян составила 1,6-1,7см. Так как точность домашних весов - 1г, поэтому взвешивалось сразу три семени фасоли. Их вес составил 2 - 3г. В среднем вес одного семени: 2,5 / 3 ≈ 0,83г (рис. 1).
Рис 1
Проращивание семян фасоли
Для проращивания семян было взято блюдечко. Чтобы семена получали достаточно воздуха и влаги, на дно была постелена хлопковая ткань, ею же семена накрывались. Ткань всегда была в меру увлажнена. Блюдце стояло в теплом месте.
Наблюдение за семенами.
Семена начали набухать, увеличиваться в размерах от воды, проникшей через семявход. Длина семени на третий день стала 2,3см, а масса 3-х семян - 5-6г. Вес одного семени в среднем – 1,83г (рис. 2). На 4-ый день кожура на семенах стала разрываться и начали появляться корешки.
Рис. 2
Фотоотчет наблюдений представлен в таблице 1.
Была еще одна группа семян фасоли, полностью покрытая водой. Эти семена в ходе опыта увеличились в размере, но не проросли, так как им не хватало кислорода.
Таблица 1
утро |
вечер |
16.10.2016 |
утро |
вечер |
17.10.2016 |
утро |
вечер |
18.10.2016 Увеличение размера семян |
утро |
вечер |
19.10.2016 Появление корешков |
утро |
вечер |
20.10.2016 |
21.10.2016 |
22.10.2016 |
23.10.2016 |
Для продолжения опыта проросшие семена фасоли были помещены в стеклянную банку с наполнением из влажной бумажной салфетки.
Фотоотчет этих наблюдений также представлен в таблице (см. таблицу 2).
Для того, чтобы можно было наблюдать рост всех проростков, банка фотографировалась с трех сторон.
Таблица 2
Дата |
1 |
2 |
3 |
Вывод |
24.10.16 |
||||
25.10.16 |
Значительный рост зеленого ростка на 1 фото |
|||
26.10.16 |
На 2 фото видно, что семя «посаженное» вверх корнями поворачивается в правильном направлении. |
|||
27.10.16 |
Разрастание корневой системы – увеличение количества мелких корешков. |
|||
28.10.16 |
Семядоли преобразовались в первые листочки. |
|||
29.10.16 |
Все семена дали «всходы» |
Заключение
Изучив литературу и проведя опыты, я сделал следующие выводы:
для развития и роста семени фасоли необходима вода и питательные вещества, запасенные семенем.
так как опыт проводился в октябре, растению явно не хватало света, поэтому оно очень вытянулось
за все время проведения опыта растение только поливали водой, поэтому можно смело сказать, что при росте растения в естественных условиях в его семенах накапливается большое количество питательных веществ, способных дать ему дальнейшую жизнь.
как бы ни было расположено семя растения в земле, корень и побег следуют законам земной гравитации: корень тянется вниз, а побег в противоположную сторону. Эта способность называется геотропизм.
человеку, для обеспечения себя качественными продовольствием, необходимо следить за качеством воды для полива и количеством вносимого удобрения, так как все поглощаемое растениями при их развитии и росте, впоследствии поглощается нами.
Список использованной литературы
Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2015.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F
http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8F%D0%BD
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%B7%D0%BC